Православие в Бельгии

Местоположение: Западная Европа, на северо-западе омывается Северным морем, граничит на севере с Нидерландами, на востоке – с Германией и Люксембургом, на юге и западе – с Францией.

Площадь: 30 528 км2.

Численность населения: 10 392 226 человек (по состоянию на июль 2007 г.).

Официальный язык: голландский (60% говорящих), французский (40%), немецкий (менее 1%).

Краткая история страны. В древности территория современной Бельгии входила в Галлию, и здесь проживало кельтское племя белгов. В 54 до Р.Х. эту часть Галлии завоевал император Юлий Цезарь и включил в состав Римской империи. В V веке Галлию захватили германские племена франков, создавшие здесь свое королевство. После раздела страны в 843 году Бельгия стала частью Восточного Франкского королевства (Германии), кроме Фландрии, принадлежавшей французским королям. В 1384 году Фландрия была присоединена к Бургундии, и к середине XV века бургундские герцоги управляли большей частью Бельгии. Позднее территория была передана Испании, в составе которой находилась с 1556 по 1713 годы. К концу XVIII века Бельгия была полностью завоевана и присоединена к Франции. В 1815 году по решению Венского конгресса вошла в состав Нидерландов, что вызвало недовольство у населения.

В 1830 году произошла революция, в результате которой Бельгия стала независимым государством во главе с королем. В конце XIX века Бельгия становится колониальной державой: с 1885 по 1960 годы она владеет значительной территорией в Центральной Африке (ныне – Демократическая республика Конго). Бельгия сильно пострадала в Первой мировой войне: большая часть страны была оккупирована германцами, хотя бельгийские войска во главе с королем Альбертом I (1875–1934) продолжали сопротивление и удерживали часть территории, несмотря на численное превосходство противника. В годы Второй мировой войны вся Бельгия была оккупирована немцами: король Леопольд III (1901–1983) подписал капитуляцию. В 1944 году войска союзников освобождают страну.

В настоящее время Бельгия оказывает большое влияние на жизнь Европы: в Брюсселе находится штаб-квартира НАТО и заседает парламент Европейского Союза (ЕС).

Религия: римо-католики – 75%; другие – 25%.

Православие. На территории современной Бельгии христианская проповедь зазвучала уже в I веке от Рождества Христова. Согласно древнему преданию, после 95 года сюда прибыл священномученик Лукиан – первый просветитель этих мест. Однако распространение и укоренение Христовой веры здесь осуществилось намного позднее – трудами целого ряда замечательных святых.

В VI веке здесь жил святитель Жери († 590), епископ Камбрэ и Арраса, который много путешествовал, проповедуя и основывая монастыри. Он построил церковь, вокруг которой выросло поселение, позднее превратившееся в город Брюссель.

В следующем, VII веке, здесь просияло множество святых. Святитель Аманд († 651), следуя полученному в видении указанию апостола Петра, отправился в Бельгийскую Галлию, где сокрушал идолов и воздвигал храмы и монастыри среди враждебно настроенного населения. Святитель Ламберт Маастрихтский († 696) продолжил миссионерские труды, святитель Ромуальд принял смерть от разбойников, которых он обличал. Преподобный Бавон († 650) был главарем разбойников, но после того как его обратил к истине святитель Аманд, он построил монастырь, где и подвизался, под конец жизни прославившись многими чудесами.

Преподобный Ремакль († 675) известен как «апостол Арденн», возвестивший христианство в глухих горных и лесных районах. Преподобная Гертруда Нивельская († 659), с детства посвятившая себя Христу, отличалась строгостью жизни и делами милосердия, которые заставили смягчиться суровых соседей Нивельской обители. Под ее руководством подвизалась святая Гудула († 712), которая считается покровительницей Брюсселя. Святая праведная Оде была вдовой, всю жизнь заботившейся о самых обездоленных.

Святитель Губерт Льежский († 727), в молодости отказавшись от герцогства, вступил в монастырь под начало святого Ламберта и впоследствии стал его преемником на епископской кафедре, которую перенес в город Льеж.

Церковь в этих краях подчинялась Римской кафедре, и вместе с ней в XI веке, к сожалению, отпала от Православия. Некоторое общение с православным миром имело место во время крестовых походов, впрочем, его нельзя назвать хорошим опытом. Во время IV крестового похода латинские рыцари в 1204 году захватили и разграбили Константинополь, из церкви Богородицы императорского дворца в Буколеоне был украден ковчег с кровью Христовой, который был переправлен в Бельгию и поныне хранится в церкви г. Брюгге. Таким же образом попали сюда и некоторые другие святыни.

В последующие века вплоть до начала XIX столетия на территории Бельгии не было никакого присутствия Православной Церкви. Положение изменилось благодаря русским. В 1815 году русские полковые священники приезжали в поселения Альсенберг и Берсель, где во время битвы при Ватерлоо был расквартирован русский казачий полк, а в следующем году состоялось бракосочетание принца Вильгельма Оранжского (наследника трона Нидерландов, в которые тогда входила Бельгия) на сестре царя Александра I Анне Павловне. Русская принцесса устроила в Брюсселе первую за восемь веков православную часовню, которая, к сожалению, исчезла после бельгийской революции 1830 года.

В середине XIX века русский православный священник приезжает в Антверпен для духовного окормления моряков Российской империи, посещавших этот портовый город. Священники также сопровождали особ русского императорского двора, которые регулярно приезжали в XIX веке на бельгийские курорты Остенде и Спа.

Наконец, в 1862 году в Брюсселе была основана церковь во имя святителя Николая – так здесь появилось первое постоянное место совершения православного богослужения. Это произошло благодаря инициативе русского посланника при Бельгийском дворе князя Н.А. Орлова. В 1876 году церковь была перенесена в дом на Rue des Chevaliers, № 29, где пребывает и поныне. Обустроен храм был трудами первого настоятеля протоиерея Афанасия Петрова.

Никольский собор оставался единственным православным храмом в Бельгии до 1900 года, когда в Антверпене греки открыли еще одну православную церковь.

А в Никольский собор Брюсселя в 1905 году был назначен новый настоятель – протоиерей Александр Смирнопуло (1859–1922), который первым начал вести православную миссию в Бельгии. Прекрасное знание европейских языков позволяло ему без затруднений общаться с местным населением. В ежегодных отчетах отца Александра постоянно упоминаются люди, которых он перевел в Православие из католиков, протестантов и англикан. При нем в церкви пел хор, состоявший из бельгийцев. Он также успешно проповедовал местным евреям и за годы служения в Бельгии катехизировал и крестил 25 человек иудейского вероисповедания.

После революции 1917 года в Бельгию переехало около восьми тысяч беженцев из России. Ими были созданы в 1920–1930 годах православные приходы в большинстве крупных бельгийских городов: в Антверпене, Шарлеруа, Льеже, Генте, при русском детском доме в Намюре и университетском городке Лёвене, в Вюльверинге и Жодоне.

У новоприбывших русских было немало трудностей, в том числе и с получением образования для детей. Бельгийцы, еще никогда так массово не сталкивавшиеся с Православием, поначалу считали необходимым переведение детей русских беженцев в католичество. По просьбе нового настоятеля Никольского прихода отца Петра Извольского (1863–1928), вмешался бельгийский кардинал Мерсье, сделав все для того, чтобы к русским ученикам в школах стали относиться лучше.

Несмотря на свои лишения, беженцы старались помогать и другим. Так, в это время Никольским приходом проводились сборы пожертвований в пользу голодающего населения России, на строительство храмов в Берлине и в г. Лиль (Франция), в пользу Урмийской миссии в Персии, в помощь храму святителя Николая Чудотворца в Бари (Италия), на нужды русских обителей на Афоне и проч.

Церковное разделение, омрачавшее существование русского Православия в рассеянии на протяжении большей части ХХ века, не обошло стороной и бельгийские приходы. Большая часть их подчинялась митрополиту Евлогию (Георгиевскому, 1868–1946) и вместе с ним в 1931 году перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Часть прихожан брюссельского прихода в 1927 году прекратила общение с ним и создала свой приход в подчинении Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). В 1934 году был основан приход РПЦЗ в Антверпене.

В 1926 году в Брюсселе греки открыли свой приход.

В 1929 году в Бельгию прибыл первый православный архиерей – епископ Александр (Немоловский, 1875–1960), управлявший с того времени русскими приходами, находящимися в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1936 году Патриарх Константинопольский утвердил его архиепископом Брюссельским и Бельгийским. Владыка Александр самоотверженно заботился о пастве, особенно страдавшей во время экономического кризиса 1930-х годов. На свои средства он ежедневно кормил до 30 человек, при этом нередко, экономя на транспорте, шел несколько километров пешком, чтобы служить литургию. Столь выдающийся архиерей вскоре стал пользоваться уважением и любовью не только у своей паствы, его богослужения посещал даже король Леопольд III.

Любопытный факт из этой эпохи: иконостас первого в Бельгии православного храма, устроенного княгиней Анной Павловной в Брюсселе в 1816 году, был взят ею при переезде в Гаагу в 1830 году, где он находился в новом православном храме более ста лет до тех пор, пока в 1939 году не был переслан настоятелем Гаагского храма обратно в Бельгию, но уже в Антверпен[1]. К слову, именем одного из прихожан местного русского храма, авиаконструктора Г.В. Иванова, названа улица Жорж Ивановлаан в антверпенском предместье Дерне.

В 1935 году брюссельская община РПЦЗ начала строить храм в древнерусском стиле. После перерыва, вызванного Второй мировой войной, строительство возобновилось и завершилось к 1951 году, когда храм во имя праведного Иова Многострадального освятил первый настоятель – святитель Иоанн (Максимович, 1896–1966), трудившийся в 1951–1962 годах на Брюссельской кафедре. Этот храм, воздвигнутый в память царя-мученика государя Николая Александровича, считается самым красивым православным храмом Бельгии.

Вторая мировая война и немецкая оккупация страны нанесли сильный удар по русской общине, которая разделилась на противников и сторонников Гитлера.

22 октября 1940 года после литургии гестаповцами был арестован архиепископ Александр и этапирован в Германию. Был выслан из Брюсселя служивший там о. Андрей Насальский (1899–1955). Православные приходы в Антверпене, Генте и Лёвене прекратили свое существование, храм в Льеже был разрушен во время бомбардировки в 1944 году и лишь девять лет спустя русская община смогла построить здесь новую церковь.

После войны возвращается из заключения архиепископ Александр (Немоловский) и в 1946 году вместе с приходом брюссельского храма святителя Николая переходит под омофор Патриарха Московского.

В 1950-е годы православное присутствие в Бельгии значительно пополняется за счет эмигрантов из Греции, ввергнутой в нищету из-за гражданской войны. Прибывшие греки открывают более десяти новых приходов по всей территории Бельгии.

В 1960 году Бельгийскую кафедру Московского Патриархата вместо почившего владыки Александра занимает епископ Василий (Кривошеин, 1900–1985), бывший афонский монах и известный богослов. По его инициативе были созданы три православные общины, в которых богослужения совершались на французском языке, и один монастырь, насельниками которого стали фламандцы.

В 1972 году Бельгию впервые посетил глава Поместной Православной Церкви – Румынский Патриарх Юстиниан, с 1993 по 2004 годы страну четырежды посещал Константинопольский Патриарх Варфоломей.

Высокие бельгийские власти со временем стали уделять внимание Православию. Еще в 1930-е годы король Леопольд III бывал на богослужениях Никольского прихода в Брюсселе. В 1980 году его сын король Бодуэн посетил православную церковь в Генте, а в 2003 году нынешняя королева Паола присутствовала за богослужением в храме Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.

В 1985 году Православие в Бельгии получило статус официальной конфессии. Это означает, что государство с этого момента выплачивает зарплату священникам официально признанных приходов, предоставляет православным время на радио и телевидении, а также дает право преподавания православного вероучения в средних общеобразовательных школах.

Сейчас в стране проживает около 80 000 православных христиан, что составляет менее 1% населения[2].

В стране действуют две епархии, объединяющие большинство православных общин.

Брюссельско-Бельгийская епархия Московского Патриархата. Возглавляется архиепископом Симоном. Имеет 11 приходов и 2 монастыря (интернет-сайт: http://www.archiepiskopia.be, e-mail: info@archiepiskopia.be). Также имеется 2 прихода Западноевропейской епархии РПЦЗ. Всех вместе – 13 приходов и 2 обители в юрисдикции Русской Православной Церкви.

Бельгийская архиепископия Константинопольского Патриархата. Возглавляется митрополитом Пантелеимоном. Насчитывает 22 прихода www.eglise-orthodoxe.be). Также в Бельгии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата входят 5 приходов экзархата православных приходов русской традиции в Западной Европе и 2 украинских прихода. Всего – 29 приходов Константинопольской Православной Церкви.

Кроме того, 5 приходов есть у Румынской Православной Церкви, 2 – у Грузинской Православной Церкви и по одному приходу у Болгарской и Сербской Православных Церквей.

Итого в Бельгии два монастыря и 51 православный приход разных канонических юрисдикций. Митрополит Пантелеимон представляет православных всех юрисдикций перед бельгийским государством.

В целом отношения между православными общинами Бельгии очень дружественные, подтверждением чему служит добрая традиция совместных богослужений представителей всех юрисдикций каждый год в день Торжества Православия. Совместными усилиями издается православный журнал на французском языке «Diakonia».

В общеобразовательных школах страны ведется преподавание предмета «Основы Православия»: начиная с 1988 года – во Фландрии (на нидерландском языке), с 1997 года – в Валонии (на французском языке), а с 1999 года и в германо-говорящем округе. Православие изучают 1 % учащихся. По бельгийскому законодательству, право выбора изучения основ той или иной религии (из официально признанных государством) оставлено за родителями ученика. Однако нередко помимо православных школьников на уроках курса «Основы Православия» можно встретить и учеников, не исповедующих Православие, но симпатизирующих ему, либо записавшихся на этот курс из любопытства. Преподавание этого предмета способствует распространению и укреплению истинной веры. Так, например, благодаря урокам по курсу «Основы Православия» в местной школе, три года назад возник первый православный приход в немецкоязычной части Бельгии – в городе Ойпен.

В 1997 году диаконом Домиником Вербеком при поддержке Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже был открыт Центр богословского образования (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). Пройдя трехлетнее обучение, выпускники института получают право преподавать в общеобразовательных школах.

В Брюссельско-Бельгийской епархии Русской Православной Церкви также намерены открыть трехгодичные богословско-катехизаторские курсы при поддержке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве. При Свято-Троицком храме Брюсселя уже действует православная школа, где обучаются 76 детей.

За последние годы Брюссельско-Бельгийская епархия Русской Православной Церкви развивается особенно интенсивно. В декабре 1999 года появился первый женский православный монастырь в Бельгии. В том же году был создан приход в Антверпене (прежний исчез в 1958 году). В 2003 году возобновился приход в г. Лёвене (прежний исчез в 1975 году). В 2004 году община Свято-Троицком храма в г. Шарлеруа перешла из русского экзархата Константинопольского Патриархата в юрисдикцию Московского Патриархата. В то же время в Брюсселе был открыт новый, Свято-Троицкий, храм, переоборудованный из бывшей протестантской церкви. В 2007 году открыли новый приход в г. Намюр и православную часовню в университетском городке Нового Лёвена. Теперь не остается более ни одного крупного региона Бельгии, где русские православные верующие не имели бы возможности молиться, приступать к таинствам и слушать слово Божие на родном языке.

Более чем вековое присутствие православных на бельгийской земле имеет заметные миссионерские плоды. Еще в начале века благодаря трудам о. Александра Смирнопуло некоторые бельгийцы стали переходить в Православие, а при владыке Василии (Кривошеине) имели место переходы целых общин. Так, 18 мая 1963 года владыка принял из католицизма брюссельскую общину во главе с архимандритом Иосифом (Ламином).

В настоящее время в Бельгийской епархии Русской Православной Церкви есть ряд таких приходов, окормляемых священниками – коренными бельгийцами, также и в Бельгийской епархии Константинопольского Патриархата действует несколько таких общин, которыми управляет епископ Синопский Афинагор (Пекштадт) – коренной бельгиец, принявший Православие. Среди архиереев Константинопольского Патриархата есть еще один бельгиец – архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер), возглавляющий архиепископию православных приходов русской традиции[3].

Говоря о влиянии Православия на бельгийское общество, настоятель русского православного прихода в Антверпене священник Андрей Елисеев засвидетельствовал, что «Православие сохранило древнюю традицию благочестия. В этом смысле оно несет положительный заряд в секулярной Европе и вызывает здесь большой интерес. Интерес к иконографии очень широко распространен. А в католических и протестантских монастырях везде присутствует православная икона. Это признак времени, раньше такого не было». Кроме того, по его словам, практически во всех католических монастырях читают житие Серафима Саровского, при этом «по свидетельству самих католиков, почитание православных святых в Католической Церкви расширяется».

Касаясь общей религиозной ситуации в Бельгии, отец Андрей сообщил, что «сегодня посещение католических церквей падает, происходит отток молодежи, храмы пустеют. Жизнь Католической Церкви малозаметна или почти незаметна в обществе – в СМИ, на улице».

В то же время в стране активно растут православные миссионерские приходы, такие как, в частности, приход Константинопольского Патриархата в городе Генте. Есть и православный монастырь, единственный в стране, община которого состоит из чистокровных бельгийцев и голландцев – монастырь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» Брюссельско-Бельгийской епархии Русской Православной Церкви.

Для Бельгии не редкость ситуация, когда православные храмы размещаются в здании древних церквей, которые были проданы по причине того, что местное католическое население перестало их посещать. Например, храм святой праведной Анны в Брюсселе (РПЦ) располагается в часовне, основанной в XV веке, и православный приход во имя святых Константина и Елены в г. Брюгге (Константинопольский Патриархат) недавно переехал в здание древней церкви, построенной в XV веке.

Ниже приведена информация о святынях бельгийской земли, а также о православных монастырях и приходах (в отношении последних преимущественно указаны те, где служба совершается на церковнославянском языке).

Святыни

В Никольском храме Брюсселя хранится ковчежец с мощами святителя Николая Чудотворца, пожертвованный в 1928 года графом Виктором Комаровским. Этот ковчежец находился у императора Николая I до последнего дня его жизни, а после смерти был найден под подушкой усопшего. Среди чтимых икон собора можно упомянуть икону «Господь Вседержитель», которой в 1909 году святая императрица Александра Феодоровна благословила на брак графа Павла Келлера, а также образ Божией Матери «Иерусалимская на Афоне», который в 1924 году из Пантелеимонова монастыря был передан в дар святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому. Также в храме имеется частица мощей преподобного Серафима Саровского.

Приложиться к частице мощей преподобного Серафима можно и в русских храмах Намюра и Антверпена. В храме Антверпена есть еще икона святителя Николая Чудотворца, прославившаяся в 2006 году мироточением.

В городе Брюгге в древнем храме на площади Бург с XIII века хранится ковчег с кровью Господа Иисуса Христа, привезенный крестоносцами из Константинополя. Там же находится частица мощей святителя Василия Великого, учителя Вселенской Церкви. В храме Онтхаалкерк есть частица креста Господня и серебряная рака священномученика Вонифатия, просветителя Германии († 754).

В соборе святого Ромбоута г. Мехелен хранится чудотворная икона Божией Матери «Богоматерь чудес». Это древний список с иконы, которую прислал святитель Герман, патриарх Константинопольский, папе Григорию II в VIII веке, дабы спасти ее от иконоборцев.

Монастыри

 

Монастырь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (РПЦ).

Aдрес: Roesdammestraat 1, B-8600 Pervijze (Diksmuide).

Настоятель: aрхимандрит Фoма (Якобс).

Телефон: +32.51.55.54.95.

Богослужебный язык: голландский и французский.

История. Первый православный монастырь в Бельгии появился в 1976 году. Он был основан в поселке Первейзе (близ Диксмойде, Западная Фландрия) бельгийским православным монахом из монастыря святого Иоанна Предтечи в Гааге (Нидерланды), к которому постепенно присоединились другие иноки. Монастырь насчитывает сегодня пять монахов. В 1988 году они выстроили православную церковь в русской традиции, всю расписанную фресками, которая была освящена архиепископом Брюссельским Симоном.

Монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери (РПЦ).

Aдрес: Rue du Caillou 3, B-6183 Trazegnies.

Настоятельница: монахиня Лидия.

Служащий священник: игумен Павел (Пелеманс).

Телефон: +32.71.46.28.46.

Богослужебный язык: французский.

История. Первый женский православный монастырь в Бельгии появился в декабре 1999 года. Его основали две православные голландские монахини из Иоанно-Предтеченского монастыря в Гааге, поселившиеся в сельском доме в Тразеньи (около Шарлеруа). Дом и часовня образуют маленький монастырь, который живет дарами, изготовлением четок и иконописью.

Приходы

г. Брюссель (Bruxelles)

Никольский кафедральный собор (РПЦ).

Aдрес: Rue des Chevaliers, 29, B-1050 Bruxelles, Belgique.

Настоятель: протоиерей Aнтоний Ильин.

Телефон: +32.2.513.79.15.

Богослужебный язык: церковнославянский.

Никольский собор – самый первый и старейший православный храм в Бельгии. За более чем столетнее существование он сохранил в целом свой первоначальный вид.

Храм Святой Живоначальной Троицы (РПЦ).

Aдрес: Rue Leon Lepage 33-35, B-1000 Bruxelles.

Настоятель: протоиерей Павел Недосекин.

Телефон: +32.2.513.51.13.

E-mail: podvorje@yahoo.com

Богослужебный язык: церковнославянский.

По адресу храма располагается Представительство Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.

Храм святого праведного Иова Многострадального (РПЦЗ).

Aдрес: avenue du Manoir 8, (avenue de Fre), B-1180 Bruxelles.

Телефон: + 32 (0) 374 30 28.

Настоятель: священник Евгений Сапронов.

Богослужебный язык: церковнославянский.

г. Антверпен (Antwerpen)

Храм Рождества Христова (РПЦ).

Aдрес: Charlottalei 1a, Sint-Jozefkerk, B-2018, Antwerpen.

Настоятель: священник Андрей Елисеев.

Телефон: +32.3.288.50.29.

E-mail: antwerpen@archiepiskopia.be

Богослужебный язык: церковнославянский.

г. Лёвен (Leuven)

Приход святого апостола и евангелиста Матфея (РПЦ).

Aдрес: Tervuursestraat, 56, B-3000 Leuven (в здании Collegium Latino-Americanum, 2-й этаж, вход с улицы Mgr. Van Waeyenberghlaan).

Настоятель: священник Александр Яворовский.

Телефон: +32.16.503.995.

Богослужебные языки: церковнославянский, голландский, английский.

г. Шарлеруа (Charleroi)

Храм Святой Троицы (РПЦ).

Aдрес: Chaussee de Charleroi, 436, B-6080 Montigny-sur-Sambre.

Настоятель: протоиерей Павел Недосекин.

Телефон: +32.2.513.51.13.

Богослужебный язык: церковнославянский.

Этот приход был основан в 1920-х годах офицерами Корниловского полка, которые эмигрировали в Бельгию. До 2002 года община находилась в юрисдикции Русской архиепископии Константинопольского Патриархата, в 2004 году перешла в юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

г. Остенде (Oostende)

Приход святого апостола Иоанна Богослова (РПЦ).

Aдрес: Kapel «Onze Lieve Vrouw Onbevlekt», De Smet de Naeyerlaan 24, B-8400, Oostende.

Настоятель: священник Геннадий Катамашвили.

Телефон: +32.495.131.470.

Богослужебный язык: церковнославянский.

г. Льеж (Liege)

Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (РПЦ).

Aдрес: Rue Ferrer 73, В-4100 Seraing (Liege).

Настоятель: aрхиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон.

Богослужебный язык: церковнославянский.

г. Намюр (Namur)

Приход преподобного Серафима Саровского (РПЦ).

Aдрес: Avenue de la Vecquee, 9, B-5000 Namur.

Настоятель: протоиерей Aнтоний Ильин.

Телефон: +32.2.513.79.15.

Богослужебный язык: церковнославянский.

г. Генк (Genk)

Храм святого архистратига Михаила (КПЦ).

Адрес: Hulshagenstraat, 3600 Genk.

Настоятель: священник Виталий Деревянка.

Телефон: 089/38.07.95.

Богослужебный язык: украинский.

г. Буссуа (Boussoit)

Приход Покрова Пресвятой Богородицы (КПЦ).

Адрес: Rue Grande 156, 7110 Boussoit.

Настоятель: священник Виталий Деревянка.

Телефон: 089/38.07.95.

Богослужебный язык: украинский.

г. Монс (Mons)

Приход святителя Нектария (КПЦ).

Адрес: Rue des Soeurs Noires 2, 7000 Mons.

Настоятель: священник Димитрий Сантамурис.

Телефон: 065/84.65.89.

Богослужебный язык: греческий.

г. Маасмехелен (Maasmechelen)

Приход святого Димитрия (КПЦ).

Адрес: Windesteelstraat 14A, 3630 Vucht-Maasmechelen.

Настоятель: священник Иоанн Рукунакис.

Телефон: 089/77.71.69.

Богослужебный язык: греческий.

г. Хаутхален (Houthalen)

Приход Успения Пресвятой Богородицы (КПЦ).

Адрес: Oudstrigdeeslaan 24A, 3500. Houthalen.

Настоятель: саккеларий Диомид Дулгеракис.

Телефон: 011/60.59.21.

Богослужебный язык: греческий.

г. Беринген (Beringen)

Приход святителя Нектария (КПЦ).

Адрес: Sorbebomenstraat 24A, 3581 Beringen-Mijn.

Настоятель: саккеларий Диомид Дулгеракис.

Телефон: 011/60.59.21.

Богослужебный язык: греческий.

г. Вервье (Verviers)

Приход Успения Пресвятой Богородицы (КПЦ).

Адрес: Rue de Limbourg 10, 4800. Verviers.

Настоятель: священник Эммануил Карасавидис.

Телефон: 087/22.21.40.

Богослужебный язык: греческий.

г. Гент (Gent)

Приход святого апостола Андрея (КПЦ).

Адрес: Sophie Van Akenstraat 56, 9000. Gent.

Настоятель: протоиерей Игнатий Пекштадт.

Телефон: 09/377.13.70.

Богослужебный язык: голландский.

г. Куртрэ (Kortrijk)

Приход святого Аманда (КПЦ).

Адрес: Hoog Mosscher 69A, 8500 Kortrijk.

Настоятель: Священник Пий Пауелин.

Телефон: 057/20.10.84.

Богослужебный язык: голландский.

г. Брюгге (Bruges)

Приход святых Константина и Елены (КПЦ).

Адрес: Ezelstraat 85, 8000 Bruges.

Настоятель: епископ Афинагор (Пекштадт).

Телефон: 050/51.95.53.

Богослужебный язык: голландский.

 


 

[1] После войны эти иконы были переданы в приход г. Льежа, поскольку антверпенский русский приход закрылся.

 

 

[2] Это цифры девятилетней давности. Вероятно, в настоящее время число православных несколько возросло.

 

 

[3] Составлено по материалам: Сергий Модель, священник. Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге // Церковь и время. 2006. №3. C. 163–174; Он же. Преподавание предмета «Основы Православия» в светских школах: Опыт образования в Бельгии // Церковь и время. 2007. № 2. C. 17–27; Павел Недосекин, протоиерей. История Свято-Никольского собора и Брюссельско-Бельгийской архиепископии (http://www.pravoslavie.ru/jurnal/society/belgia.htm); Ронин В.К. Церковная жизнь в русском Антверпене (1920–1960) // Россия в красках. 2007. № 10 (http://ricolor.org/journal/10/zarubejie/2/).

 

 

Юрий Максимов

10 апреля 2008 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Православие в Бельгии: заметки русского священника Православие в Бельгии: заметки русского священника
Протоиерей Павел Недосекин
Православие в Бельгии: заметки русского священника Православие в Бельгии: заметки русского священника
Протоиерей Павел Недосекин
В 2012 году Брюссельская и Бельгийская епархия РПЦ отмечает 150-летие постоянного пребывания Русской Православной Церкви в Бельгийском Королевстве. В последние годы епархия активно развивается: появляются новые приходы, возрождаются старые. У каждого прихода своя история, нередко вписанная в историю нашей страны. Без проблем не обходится, но все покрывает радость общения вокруг Чаши Господней в согласии и взаимной любви.
История Русского Православия в Бельгии. Часть 2 История Русского Православия в Бельгии. Часть 2
Протоиерей Павел Недосекин
«Престол в ней (церкви) один, в честь и память Святителя Николая Чудотворца. Ризница и утварь в ней небогатая, но достаточная. Приписанных к сей церкви церквей нет, часовен и домов кладбищенских тоже нет. <…> Старосты тоже нет», – написано в «Ведомости за 1909 год». Пройдет чуть более десяти лет, и в Бельгии начнут появляться другие русские приходы, а настоятель Никольского храма получит титул «Благочинный по Бельгии и Голландии».
История Русского Православия в Бельгии. Часть 1 История Русского Православия в Бельгии. Часть 1
Протоиерей Павел Недосекин
В настоящее время можно лишь обзорно перечислить русские приходы в Европе и мире, но целью нашего исследования является история Православной церкви в Бельгийском королевстве, к которой мы и перейдём, начав с первого Придворного православного храма, первоначально пребывавшего в Гааге.
Православная Европа. Статья 6
Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 2
Православная Европа. Статья 6
Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 2

Сергей Мудров
«Надо быть реалистом, – размышляет протоиерей Ги Фонтэн, настоятель храма князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского в Льеже. – Сегодняшняя Бельгия живет в мире без Бога. Наверное, мы постепенно идем к тому, что в Церкви не будет большого количества людей. Но те, кто идут к нам, приходят для того, чтобы встретиться со Христом. И эти люди – настоящие миссионеры. Они – наше будущее». Сам отец Ги, в прошлом известный в Бельгии тележурналист, обратился в Православие, когда ему было 46 лет.
Православная Европа. Статья 6
Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 1
Православная Европа. Статья 6
Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 1

Сергей Мудров
«Перспективы у Православия в Бельгии есть, но только если Православие останется верным себе, – ответил отец Стефан, настоятель Воскресенской церкви в Брюсселе. – Если же Православие станет подстраиваться под западный календарь, под взгляды католиков или под идеи неверующего общества, то оно здесь погибнет. Не исключено, что в будущем мы будем ввергнуты в идеологическое противоборство, питаемое полной противоположностью государственных нравов и православного вероучения».

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×