Подросток и компьютер

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Существует совершенно ложное мнение, что чем скорее мы приобщим ребенка к компьютеру, тем лучше. Прочел как-то в газете, как одна мама спрашивает психолога, можно ли играть в компьютер ребенку трех лет. Психолог отвечает, что можно, но не более 15 минут. Это ребенку-трехлетке! В школах информатика обычно начинается в девятом-десятом классе. До этого нет никакого смысла приобщать подростка к компьютеру.

Когда я учился в школе, ребенок в очках был большой редкостью, на всю школу была пара очкариков. Сегодня детская близорукость — вещь распространенная. Из-за любви к компьютеру и TV многие мои знакомые мальчики надели очки уже в начальных классах школы. Почему еще нужно стремиться купить компьютер как можно позже? У подростка нет иммунитета против азарта компьютерных игр. Эта проблема (игромания) захлестнула почти всю молодежь. Чем человек старше, тем он крепче, тем меньше вероятность подсадки на игру. Об играх скажу подробнее. Считаю, что некоторые «игрушки» вреднее просмотра самого кровавого боевика. Ни один фильм не дает такого эффекта присутствия, как игра. Фильм — это всегда фантазия, сказка. Человек не ассоциирует себя с героями картины. А в игре герой — это я сам, его поступки — мои поступки. Игры сейчас очень натуралистичные.

Как-то в гостях был поражен одной игрой (потом имел разговор с родителями). Ее смысл: полицейский идет по городу. Может взять любой автомобиль, выкинув владельца. Мчится на этой машине, сбивает людей, они весьма натурально падают на асфальт, льется кровь. А ты едешь дальше. И не страшно, что сбил невинного человека, это же игра. Игра игрой, но приучает к мысли, что человеческая жизнь ничего не стоит. И это одна из самых «безобидных» игр. Про «игрушки» другого уровня, где можно найти все: садизм, секс, сатанизм, — я вообще не говорю, тут и так все ясно.

Если вы все-таки купили подростку компьютер, возьмите дело под жесткий контроль. Занятия и игры на нем нужно строго дозировать. Вы должны быть в курсе, во что играет сын или дочь.

На компьютере нужно приучать не играть, а работать. Часто родители оправдывают покупку компьютера тем, что без него-де совершенно нельзя обойтись во взрослой жизни, что он требуется во всех сферах. Проблема эта надуманная. Во-первых, компьютер становится все более и более доступен для рядового пользователя. Обучиться на нем работать не сложно (скажем, мой отец в 60 лет освоил компьютер и очень неплохо на нем работает). И когда это потребуется, молодой человек без труда освоит компьютерную грамоту. Если компьютер нужен будет по специальности, работе на нем будут обучать в специальных учебных заведениях. Очень многие профессии вообще не требуют знания компьютера.

Конечно, компьютер — это всего лишь инструмент, как, например, нож. Поэтому можно порезать хлеб, а можно убить. Но, к сожалению, вреда от него иногда больше, чем пользы.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Михаил12 сентября 2014, 11:47
Мир лежит во зле и виртуальный тоже
Юлия25 сентября 2012, 21:02
Отец Павел!Спасибо Вам за статью)))Это очень важная тема. Я тоже не понимаю, зачем маленькому ребенку компьютер, мобильный телефон, по которому он разговаривает, сидя в песочнице. Всё это и в раннем возрасте и в зрелом отнимает у человека реальную прекрасную и интересную жизнь. Сам по себе компьютер не зло и не добро. Он нейтрален. Это просто средство информации и связи, но каждый всё понимает и использует в меру своей испорченности. Многое зависит от воспитания и окружающей атмосферы. А Вы, Константин, не справедливый. Сейчас много великих музыкантов, сама их знаю лично, потому что тоже музыкант. И в 18 веке и сейчас в 21 человек может быть талантливым. И раньше были святые, и в наше время святые есть. Христос всегда один и тот же. Но это я уже в ширь пошла. Заканчиваю свой монолог))) Спаси Господи!!!!!
Константин-Справедливый 14 июня 2011, 22:55
К сожалению не согласен,информатику преподают с 1 класса....Вообще без знания техники никуда не пойдёшь.Отец Павел,посмотри, сейчас нету столь гениальных музыкантов,художников, кои были в 18-19 веках,но есть гениальные программисты.Эпоха музыки прошла,всё что есть сейчас великого в музыке-и то погибает.музыканты в нынешнее время это-учителя,большего не будет.
Александр26 декабря 2010, 01:55
Имею очень печальный опыт общения с компьютером - игры затянули на большую половину сознательной жизни.
Во сколько ребенку можно сесть за компьютер?
Оглядываясь назад, скажу следующее -
- Маленькому ребенку там нечего делать совершенно - он должен двигаться и тратить жизненную энергию на себя. Не на диван и стул.Никакими образовательными программами и играми (которые чаще всего есть в более здоровой бумажной или иной форме) нельзя оправдать никакие посиделки перед монитором/телевизором. За монитором сильно садится зрение - просто преступление усаживать маленького ребенка перед экраном.
- Подростку можно подготовить реферат или читать какую-то текущую информацию. Образование пойдет более шустро.
Но такие вещи как игры или интернет развлечения должны быть под строжайшим запретом.
- Совершеннолетний уже должен сам отвечать за свои решения и поступки, но вспоминая себя, могу сказать что мне очень хотелось чтоб кто-нибудь помог выбраться из того болота в котором я находился.
Самое страшное в компьютере - это игры и виртуальная реальность - это рассадник зла в прямом смысле, я почувствовал все это на себе в полной мере.
Может я и не перенесу жестокость игр в реальность, как это уже случалось с другими потерянными людьми, но душа моя лишилась всего - любви к людям, к Богу. Тело лишилось здоровья, а все греховные страсти перемешались в моей голове, овладели мной.
И все это игры и интернет.

Владимир26 января 2010, 16:11
Но не все компьютерные игры - зло. Есть хорошие познавательные стратегии, адвенчуры с хорошим сюжетом, квесты (которые я не очень люблю). Однако стоит понимать, что сами игры - это от части бесполезная трата времени. Единственное хорошее, что я для себя из них извлёк, так это почва для воображения, которая поможет написать мне рассказы. Вот только эту почву надо очищать от того негатива, который раньше скопился.
Это то, что касается компьютерных игры.
Теперь перейду к тому, что касается работы на компьютере.
Не совсем соглашусь со словами: "Если компьютер нужен будет по специальности, работе на нем будут обучать в специальных учебных заведениях."
Лучше навыки владения компьютером приобретать дома. Так заранее будет заложен хороший фундамент. Кроме того, в школьные годы времени на такое освоение гораздо больше, чем в студенчестве. (Разумеется не во всех случаях. Но этот вывод делаю, основываясь на своём опыте).
Также хочу отметить, что в наше время компьютеры ОЧЕНЬ сильно распространены. На многих работах он просто необходим. Компьютерной грамоте всё таки надо обучать со школы, также как и грамматике и математике. Хочу только подчеркнуть, что во всём нужна мера, иначе у нас каждый второй ребёнок будет иметь проблемы со зрением и приобретать себе гипподинамию из-за недостатка движения.
Владимир26 января 2010, 16:11
Компьютер - вещь очень относительная. Может быть использована как в добрых делах, так и в злых.
Что касается компьютерных игр:
не стоит детям увлекаться играми с насилием. Я - человек очень впечатлительный, переиграл во множество жестоких игр. Однажды задался вопросом, а не грех ли это - стрелять по компьютерным людям? Совесть подсказала - грех. От жестоких компьютерных игр отходил постепенно. Первоначально не мог понять: как можно отказаться от любимой стрелялки. Постепенно желание играть прошло. Его заменил недостаток свободного времени, учёба в университете. Сейчас играю только в стратегии.
К чему я это всё говорю? Это всё к тому, что осадок остался. Его я с Божей помощью ещё долго буду из себя изгонять. В голове иногда всплывают жестокие сцены, которые я тут же гоню от себя молитвой или простым равнодушием, как учил Паисий Святогорец.
Те, кто играют в жестокие компьютерные игры должен понять, что сцены насилия могут крепко укоренитьься в подсознании. Это в большей степени относится именно к людям впечатлительным, меланхоликам. Также необходимо понять греховность виртуального уничтожения врагов в стрелялках.

НАДЕЖДА20 февраля 2009, 17:39
ОЧЕНЬ ПОУЧИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ БОЛЬШОЕ СПАСИБО
Коля20 февраля 2009, 17:39
Как-то в гостях был поражен одной игрой (потом имел разговор с родителями). Ее смысл: черные и белые фигуры движутся по полю. Белая фигура может съесть любую черную фигуру, убрав ее с доски. И двигается дальше, ест другие черные фигуры, они пропадают с поля, их всё меньше. А она движется дальше. И не страшно, что белые едят черных, это же игра. Игра игрой, но приучает к мысли, что жизнь черного ничего не стоит. И это одна из самых «безобидных» игр. Про «игрушки» другого уровня, где можно найти все: садизм, секс, сатанизм, — я вообще не говорю, тут и так все ясно.
Владимир20 февраля 2009, 17:39
А к ОНЛАЙН играм не пускать вообще - это сильнейший аргумент присвоения личности.
Александр20 февраля 2009, 17:39
ИМХО
К сожалению православные уходят всё дальше от реальности и всё чаще прибегают к лжи. "Человек не ассоциирует себя с героями картины." - ложь, ведь иначе картина не имеет смысла. "Занятия и игры на нем нужно строго дозировать." - чем дольше ребёнок будет выпрашивать поиграть на компьютере, чем сильнее он будет психологически привязан к нему. А когда контроль ослабнет или потеряется он и вовсе рискует сорваться и упасть социально и духовно под влиянием компьютерных игр. Таким образом благодаря Вашим советам компьютер становится злом. Не сам по себе он зло, а благодаря Вам. "Обучиться на нем работать не сложно" - ложь. Работа программиста/сисадмина/дизайнера требует практически пожизненного обучения, никакие специальные учебные заведения не способны заменить реальной практики работы на компьютере. У нас в стране и так гигантское технологическое отставание, а Ваши советы призывают разрыв увеличивать. Кроме того, без компьютера невозможен доступ в интернет, единственный свободный источник информации. Трудно сказать, хорошо или плохо когда каждый может говорить то что думает, но это обучает толерантности, а её не хватает в нашем обществе.
Высокие технологии - это новые реалии жизни. Как и в жизни в ней равно проявляются и зло и добро. Этим реалиям необходима Ваша поддержка, глупо отдавать эту часть жизни людей культу бандитов и половой распущенности. Нельзя упрекнуть духовенство в безответственности в плане нежелания развиваться технологически, идти в ногу со временем и активно привносить Знание в этот новый виртуальный мир. Но и ответственными Ваши шаги, такие как эта статья, назвать нельзя.
Арсений20 февраля 2009, 17:39
Не стоит говорить об ограничении общения с компьютером до десятого класса. Мне кажется этот вопрос надо решать индивидуально. Компьютер Интернет - великое искушение, в котором больше зла, чем добра. Но если ребенок все-таки сможет извлечь из общения с ним положительную часть, то это в значительной степени улучшит его жизнь и поможет ему в информационном веке отстаивать свои права, быть лидером в освоении любых новых технологий, т.к. в современном мире и в будущем, как известно любая наука использует информационные технологии.
Ребенку, как мне кажется, необходимо постоянно внушать необходимость правильного использования своего времени за компьютером, делать это максимально обдуманно, исходя из стремлений ребенка.
Константин20 февраля 2009, 17:39
Что уже точно не стот покупать дак это приставку игровую.
На счет вреда не согласен. Дак давай вообще вернемся в каменный век и избавимся от эллектрическва и радио волн это то же все вредно.
Антон20 февраля 2009, 17:39
Ключевое слово инструмент. Дать компьютер просто так -- все равно что нож -- просто так. Но игры с ножом -- безопаснее.
Сергей20 февраля 2009, 17:39
Информатику в современных школах изучают с 4 класса.
Что касается слов: "...Но, к сожалению, вреда от него иногда больше, чем пользы..." согласен, но хочу сделать уточнение - в сравнении (в большинстве случаев) с 99 процентами вреда от компьютера, можно даже и не говорить о последнем положительном проценте.
Работаю с детьми отряда "Странник" в Томске 26 лет. "Опыт наблюдения" за детьми компьютер - с 1996 года. Выводы: апокалипсистически-удручающие.
Что касается слов: "...Конечно, компьютер — это всего лишь инструмент, как, например, нож..." - не согласен. Могу предположить, что техническую мысль о создании "помошника человеку" в ум конкретного не православного изобретателя вложил бес. Не думаю, что на тот исторический момент, когда "случилось" данное изобретение, компьютер был необходим человечеству в качестве дополнительного орудия спасения (как, например, книгопечатание), поэтому вряд ли данную мысль вложил в ум изобретателя ангел. Не верю и тому, что подобная мысль явилась изобретателю самостоятельно, в силу величия ума последнего. Даже, если данный человек и был талантливым ... кибернетиком... то, именну ему (в силу неправославности последнего), бес и должен был аккуратненько вложить данную мысль.
Причины - без компьютера невозможно исполнение пророчества о числе 666.
Второе - сильно уж хорошая машина для убийства души детей получилась. Черезчур хорошая. Не по человечески настолько "нечеловеческая".
С уважением,
Сергей
Сергей20 февраля 2009, 17:39
Доброго дня! Согласен с последним абзацем. Всё остальное - написано человеком, который не вник в суть вопроса.
Цитата: "В школах информатика обычно начинается в девятом-десятом классе. До этого нет никакого смысла приобщать подростка к компьютеру."
Ответ: Знание компьютера - как владение иностранным языком. Иняз тоже в школе не с первого класса изучают, но те 2-3 летние дети, которые жили в двуязычных странах, во много раз лучше владеют обоими языками, чем те, которые второй язык начинают изучать в школе. Не вижу ни чего страшного в том, что человек будет осваивать компьютер одновременно с алфавитом. В таком случае к своим 18 годам, когда начнет вставать вопрос трудоустройства, он будет иметь такое же преимущество как человек выросший в двуязычной стране по сравнению с человеком, начавшим изучать иняз в 9 классе.
Цитата: "Когда я учился в школе, ребенок в очках был большой редкостью, на всю школу была пара очкариков"
Ответ: Я учился в школе в 1970-1980 году. Компьютеров не было. Очкариков в классе из 30 человек было к 8 классу четверо (я и 3 девочки), и еще 1 парень и девочка не носили очки (стеснялись), хотя зрение было испорчено. искривление позвоночника в школе мы тоже зарабатывали не за компьютером.
Цитата: "Мчится на этой машине, сбивает людей, они весьма натурально падают на асфальт, льется кровь.. И это одна из самых «безобидных» игр"
Ответ: А компьютерные шахматы более кровожадная игра, чем та, которую привел автор? Не надо подтасовывать факты! Во многих играх нет крови вообще! А брать одну из самых кровожадных игр, и выдавать ее за одну из самых безобидных - этот обман просто непорядочен со стороны автора.
Но!!! Цензуру на жестокость в играх вводить надо. Как и цензуру на жестокость в фильмах, которые крутят по телевизору. У меня 16 каналов. Иногда бывает включишь телевизор, прощелкаешь все 16: либо стрельба, либо слезы, либо реклама.. и выключишь его тут же.

Цитата: "Часто родители оправдывают покупку компьютера тем, что без него-де совершенно нельзя обойтись во взрослой жизни, что он требуется во всех сферах. Проблема эта надуманная."
Ответ: Сейчас компьютер примерно как умение читать эдак в 1920-1930 годы. Можно обойтись и без этого, но объявления "Требуются грузчики со знанием программы 1с-склад" уже не шутки. Без компьютера можно рассчитывать только на работу курьером (и то не везде) или копать траншею. Проведите эксперимент: представьтесь 45-летним соискателем работы без личного автомобиля и без знания компьютера, и позвоните по работодателям. Максимум предложат 16000 руб, которые на собеседовании будут срезать до 10-11000. Проверено.
Цитата: "Обучиться на нем работать не сложно (скажем, мой отец в 60 лет освоил компьютер и очень неплохо на нем работает). И когда это потребуется, молодой человек без труда освоит компьютерную грамоту"
Ответ: Одно дело научиться на уровне "Майн нейм ист Джени", другой уровень - способность вести переговоры на языке иностранного партнера. Если у соседа дома 4 компьютера, то его сын семикласник, за неделю сделает свой сайт, который зачастую получается более информативный, красочный и удобный в пользовании, чем сайты многих (подчеркиваю - многих!)официальных предприятий и организаций! И это он делает ради своего образования развлечения, а те организации кого-то нанимали, чтобы им создали сайты специально обученые дяди. Но дяди постигали компьютерную грамоту не с детства.. и уровень не тот.
Цитата: Если компьютер нужен будет по специальности, работе на нем будут обучать в специальных учебных заведениях.
Ответ: Абзац устарел лет 10 назад. Ни кто ни чему обучать не будет. Я сейчас вот столкнулся с ситуацией, когда в моей организации разработана СВОЯ программа для учета и отчетности, несовместимая с другими бухгалтерскими программами. Вот уже 2 месяца я должен ей пользоваться, однако нет ни инструкций по пользованию, ни кто не собирается меня учить, только раздраженно отнекиваются, когда пытаешься подлезть с вопросом. Работник должен придти на работу уже со знанием того, с чем ему придется работать. Даже если это внутриорганизационная разработка! Абсурд? Да, как и вся наша жизнь в последние годы.
Цитата: Очень многие профессии вообще не требуют знания компьютера.
Ответ: Водитель у нас - знание компьютера обязательно, моя должность называется сложно, но практически я кладовщик-грузчик, с отличным знанием Экселя на уровне написания макросов, хотелось бы уверенным знанием 1С-Бухгалтерия и этой их ... чуть не выругался.. внутренней разраьотки - программы по учету. Нач.курьерской службы - знание MS Office должно быть в совершенстве. Курьеры - Знание Ворд, Эксель.
Единственная кто не знает компьютер и не переживает по этому поводу - наша Тётя Валя - уборщица! Ну если автор считает это многими профессиями не требующими знания компьютера...
Софья20 февраля 2009, 17:39
Здравствуйте!
Совершенно согласна с тем, что компьютер ребенку попросту не нужен, так как для вполне успешного обучения в школе достаточно информации, которую он получает из учебников и других "бумажных" источников. (Лично мне отсутствие компьютера не помешало закончить 9 классов с "красным" аттестатом.)
А впервые я села за компьютер в 15 лет на занятиях "основы информатики", когда стала учиться в техникуме. При этом занятия проходили не чаще, чем 2 раза в неделю по 1.5 часа. Дома своего компьютера не было, но скажу без ложной скромности - этого времени мне было достаточно, чтобы прекрасно его освоить. Да и отставания в умении им пользоваться от однокурсников, которые со школьной скамьи за ним сидели, у меня не было - при желании всему можно научиться! Сегодня же я по характеру своей работы вынуждена проводить 70% рабочего времени у монитора, от чего вечером болят глаза.

Да и неужели родители полагают, что ребенок будет учиться за компьютером??!! Могу сказать с полной ответственностью (мне самой 22 года) - он будет в него играть! или просиживать в интернете, а из этих "занятий" он едва ли почерпнет что-нибудь полезного для своей души.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×