—ретенский монастырь

ќткровенные рассказы странника духовному своему отцу

ќткровенные рассказы странника духовному своему отцу. Ч 3-е изд., испр. Ч ћ.: »зд-во —ретенского монастыр€, 2009. Ч 368 с. Ц (Ѕ-ка духовной прозы)
ќткровенные рассказы странника духовному своему отцу. Ч 3-е изд., испр. Ч ћ.: »зд-во —ретенского монастыр€, 2009. Ч 368 с. Ц (Ѕ-ка духовной прозы)
Ёта книга Ц одна из самых замечательных книг о молитве. ”читьс€ непрестанной »исусовой молитве по ней благословл€ли св€титель ‘еофан «атворник и оптинские старцы. Ќа ней воспиталось несколько поколений православных людей.

ѕриводим отрывок из книги.

ѕ–≈ƒ»—Ћќ¬»≈

Ђќткровенные рассказы странника духовному своему отцуї достаточно известны в –оссии. ѕервые четыре рассказа написаны русским автором во второй половине прошлого века и распростран€лись в рукописном и печатном виде. ќни были обнаружены и переписаны на јфоне насто€телем „еремисского монастыр€  азанской епархии игуменом ѕаисием и им же изданы. ¬ 1884 году в ћоскве вышло уже четвертое издание.

 роме указанных четырех рассказов, в бумагах в Ѕоге почившего преподобного старца иеросхимонаха јмвроси€ ќптинского, были обнаружены в рукописи еще три рассказа странника, которые названы Ђ—видани€миї. ќни дважды издавались в –оссии в 1911 году тщанием архиепископа Ќикона (–ождественского; Ж 1917/18), а затем переиздавались за границей.  ому принадлежат эти рассказы, неизвестно.

Ќа сей счет высказывались различные предположени€. ¬ числе возможных авторов называли и игумена “ихона Ч насто€тел€ одного из монастырей Ќижегородской или ¬ладимирской епархии, автора р€да душеполезных книг, и архимандрита ћихаила, насто€тел€ “роицкого —еленгинского монастыр€, и преподобного јмвроси€ ќптинского, и св€тител€ ‘еофана «атворника ¬ышенского. Ќо достаточных оснований отдать предпочтение кому-либо из них не имеетс€. ¬еро€тно, автор рассказов был неизвестный, хот€ и одаренный писатель.

—в€той епископ ‘еофан (√оворов), ¬ышенский «атворник (1815Ч1894), свидетельствует о том, что сам исправил Ђ–ассказыї и дал им известный нам вид. ќб этом он написал Ќ.¬. ≈лагину в письме от 26 окт€бр€ 1882 года: Ђ...ѕомните или знали ль ѕаиси€ —аровского Ч теперь игумена где-то в  азанской епархии? ќн начал рассказ странника, искавшего молитву »исусову... я эту книжицу поправил и дополнил... и послал дл€ второго издани€ї.

–ассказ в книге ведетс€ от лица странника, каких немало бродило по дорогам и вес€м —в€той –уси. ќни переходили из монастыр€ в монастырь, от преподобного —ерги€ шли в —аров и на ¬алаам, в ќптину и к киево-печерским угодникам, заходили к воронежским св€тител€м “ихону и ћитрофану, добирались даже до »ркутска, чтобы поклонитьс€ св€тителю »ннокентию, доходили и до јфона, и до —в€той «емли1. Ќе име€ здесь Ђпребывающего градаї, они искали гр€дущего, основателем и художником которого €вл€етс€ Ѕог (≈вр 11, 10). ”добствам оседлой жизни, домашнему уюту они предпочитали назидательные беседы старцев.

јвтор этой книги Ч —транник, все имущество которого состоит из сумки сухарей, —в€той Ѕиблии и Ђƒобротолюби€ї, Ч обладает величайшим внутренним богатством. ќн €вл€етс€ делателем непрестанной »исусовой молитвы и своим безыскусным рассказом увлекает читател€, раскрывает перед ним путь и плоды молитвенного делани€. —транник €вл€етс€ преемником отцов исихастов, творцов непрестанной умно-сердечной молитвы. Ёто так называемое Ђумное деланиеї, или Ђдуховное трезвениеї, о котором говор€т подвижники ≈гипта, —ина€ и јфона. ќни нашли, что апостольскую заповедь непрестанно молитес€ (1 ‘ес 5, 17) легче всего исполнить путем краткой собранной молитвы. ќсобенно действенна »исусова молитва, котора€ читалась по-разному: Ђ√осподи »исусе ’ристе, помилуй м€ї, Ђ√осподи »исусе ’ристе, —ыне Ѕожий, помилуй м€, грешногої и так далее, как наставл€ет св€той »оанн Ћествичник: Ђ»менем »исусовым поражай ратников (т. е. злые внушени€ демонов), ибо ни на Ќебе, ни на земле не найдешь более крепкого оружи€ї.

“аинственность темы, живость и простота рассказа —транника захватывают читател€. Ќе случайно эта книга получила большую попул€рность. ѕо замечанию игумена ’аритона (составител€ валаамских сборников об »исусовой молитве), после выхода в свет книги Ђќткровенные рассказы странникаї многие буквально Ђнабросилисьї на нее и всюду шли разговоры о молитве »исусовой. ѕрошло немного времени, и разговоры утихли.

ќб »исусовой молитве как будто забыли. ћожет быть, и не забыли, но увидели, что делание »исусовой молитвы не так легко даетс€, как это показалось вначале. ќно требует терпени€, смирени€ и времени, чего многим не хватает. ѕравда, и тот путь, которым шел —транник, нельз€ назвать общим путем.

Ёто Ч его личный, индивидуальный путь, осуществимый при его особенном странническом положении. Ќе каждый, по услови€м своей жизни, может совершать по три, по шесть, по двенадцать тыс€ч »исусовых молитв в день. Ќе каждый может примен€ть к себе и те способы сведени€ ума в сердце, какие рекомендовались отцами-подвижниками афонским отшельникам в XIV или XV веках. Ќо все это необ€зательно, как учат более близкие к —траннику делатели и наставники »исусовой молитвы Ч св€тители ‘еофан «атворник, »гнатий (Ѕр€нчанинов) или преподобный —ерафим —аровский и другие. »исусовой молитве можно обучатьс€ гораздо проще и удобнее, как видно из наставлений этих подвижников. ѕрактика молитвенного делани€ древних подвижников трудноприменима в наше врем€.

“ех, кто желает достичь непрестанной молитвы, подвижники учат, что в молитве следует искать не каких-либо особых утешений и духовных дарований, а прежде всего прощени€ грехов. Ќепрестанна€ умно-сердечна€ молитва Ч это особый дар милости Ѕожией, который подаетс€ простым и смиренным сердцем молитвенникам.

Ђ»з тыс€чи разве один найдетс€, при великой осторожности, сподобившийс€ достигнуть чистой молитвы, а достигший такого таинства, которое за сей молитвой едва, по благодати Ѕожией, находитс€ из рода в родї, Ч пишет св€той »саак —ирин.

ѕоэтому не нужно наде€тьс€ на скорое преуспевание в молитве Ч этом Ђискусстве из искусствї, но надо терпеливо учитьс€ прежде всего устной молитве и старатьс€ соблюдать заповеди ’ристовы. ћолитва Ч мать прочих добродетелей. Ђ—т€жи матерь, и она приведет к тебе своих чадї. ѕотрудись в молитве, даже если не достигнешь непрестанной молитвы здесь, то будь уверен, что получишь ее вместе со спасением как дар в Ѕудущем веке.

19 июн€ 2009 года

 упить эту книгу можно
“рансл€ци€ в формате RSS 2.0