Любовь покрывает всё…

Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского

Любовь покрывает все... Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского/ авт.–сост. диакон Георгий Малков, П. Ю. Малков. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 400 с. : ил. — (Серия «Подвижники благочестия XX века»)
Любовь покрывает все... Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского/ авт.–сост. диакон Георгий Малков, П. Ю. Малков. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 400 с. : ил. — (Серия «Подвижники благочестия XX века»)
В издательстве Сретенского монастыря вышла книга, посвященная истории жизни и исповеднического подвига одного из наиболее богомудрых и смиренных старцев XX века — валаамского и псково-печерского иеро­схимонаха Михаила (Питкевича; 1877–1962).

Старец Михаил провел почти всю свою монашескую жизнь в стенах Валаамской обители — сначала на островном Старом Валааме, а затем и в Новом (в лесах Северной Финляндии). Оказавшись за рубежом, он по милости Божией смог все‑таки в конце концов осуществить то, чего так жаждала душа его на протяжении четырех десятилетий (в период, когда Валаамская обитель в результате большевистского переворота 1917 года была отторг­нута от России и Матери — Русской Церкви), — вернулся в 1957 году на Родину и, прожив еще четыре года в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (который называл раем духовным), упокоился от праведных трудов своих в древней земле Святой Руси — в «Богом зданных» монастырских пещерах.

Печерская обитель осталась благодарна ему за доброе научение ее послушников и монахов той поры духовным основам истинного монашества, за поддержание в ней иноческой традиции постоянного творения Иисусовой молитвы, за искреннюю любовь к братии и за мудрый, опытный его подвиг старчества, так много способствовавший делу спасения всех приходивших к нему иноков и мирян.

Изначально будучи на иноческом своем пути склонным к отшельничеству и к исихастскому внутреннему безмолвию[1], старец Михаил со временем стал фактически затворником, наподобие святителя Феофана, Затворника Вышенского (оба одинаково осуществляли свой затворнический подвиг в условиях монастырей с общежительным иноческим уставом, что, естественно, значительно усложняло их задачу).

Более тридцати лет, до самой кончины, старец жил или в отдаленных валаамских скитах, или в одиночной келье, где каждый день (!) служил Божественную Литургию, старясь никуда не выходить и даже не посещая общей трапезы (ел он вообще очень мало; если же ему приносили еду, как это бывало в Ново-Валаамской обители, когда он был уже весьма преклонного возраста, то обычно ее оставляли в коридоре под дверью его кельи).

Стремление к подобному отшельничеству даже в условиях общежительного монастыря было для него вполне естественным, ибо он всегда стремился к тому, чтобы молитвенное делание охватывало его душу целиком (отец Михаил именно это наряду с исполнением заповедей Божиих собственно и считал, вслед за многими великими подвижниками православного иночества, истинным смыслом и содержанием монашества). А такой, по возможности предельный, уход в молитву имел, естественно, своим следствием не только своего рода внут­ренний затвор души старца Михаила, но и стремление его к максимальному освобождению от «дел плоти» — по слову столь почитаемого и столь любимого им (часто им цитировавшегося) преподобного Исаака Сирина: «Кто возлюбит сии заповеди и воспользуется ими по чину, для того необходимым сделается освободиться от многих человеческих дел, то есть совлечься тела и быть вне его, так сказать, не по естеству, но по потребности»[2].

В то же время старец Михаил всегда ставил во главу всей своей жизни прежде всего евангельскую любовь как основной смысл благой вести Христовой и как единственное Божественное задание любому человеку, по сути, вбирающее в себя все остальные. Именно поэтому отец Михаил порой вполне сознательно нарушал столь дорогое ему затворничество — но единственно ради служения ближним, — когда осуществлял подвиг старческого окормления[3], духовного водительства ко Христу своей паствы — как менявшихся его учеников-послушников, так и постоянных его духовных чад (и мирян, и монашествующих — особенно же инокинь тайного пострига, десятилетиями помогавших своим трудом Валаамской обители не только в России, но и по переезде монастыря в глубь Финляндии).

Преимущественно как раз эти инокини и донесли до нас драгоценные сведения о жизни своего досточтимого аввы — одного из самых замечательных подвижников прошлого века. Но, пожалуй, еще важнее для нас то, что они сохранили в памяти (и даже в свое время записывали, чтобы затем передать и нам) живые слова старца — и о самом себе, и о трагических для Валаама событиях, имевших место во время обновленческой смуты в обители в 1920–1930‑х годах, и о правде Божией, и о спасительных путях христианской жизни в целом, и о путях истинного мо­нашества, утвержденного на непоколебимом завете творения Иисусовой молитвы.

Старец Михаил был подлинным исихастом-безмолвником в истинно древнеаскетическом понимании исихии, то есть не как просто внешнего «молчальничества», безмолвия, но «молчания внутреннего» — как мирного, бесстрастного устроения души и ничем не обуреваемого ума человеческого[4], погруженного во внутренне же звучащие слова молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Все кратко сказанное здесь и позволило тем, кто писал ранее об иеросхимонахе Михаиле, назвать его великим старцем Валаамским и Псково-Печерским. И он поистине был для многих той евангельской свечой Божией, которую никто не покрывает… сосудом, — но чтобы все к нему входящие видели свет (Лк 8, 16) Господней любви, явленной и через него, смиренного раба Божия инока Михаила.

С благодарностью памятуя его дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес 1, 3), предпринимаем ныне наиболее точное и полное на сегодня издание, посвященное жизнеописанию старца, уделяя при том особое внимание и его учительному наследию — духовным советам, которые давал он порой как иночествующим, так и мирянам.

В этой книге впервые публикуются и записи бесед отца Михаила о христианской жизни, изданные ранее на английском языке русским эмигрантом революционной поры (одним из валаамских паломников и почитателей старца), но в России никогда прежде не печатавшиеся.

Все это, безусловно, принесет немалую духовную пользу читателям, познакомив их с правдивым образом еще одного православного подвижника благочестия XX века, но главное — с его духоносным, опытным пониманием самого смысла и цели подлинного христианства, истинно евангельского содержания православного иноческого подвига и смиренной сути благодатного, строгого, но всегда срастворенного любовью Христовой старче­ства.

Вообще само старчество постоянно являлось как бы второй натурой отца Михаила, который, зная многое о вере и постоянно изучая святоотеческое наследие (особенно в области православной аскезы), а потому и возрастая духом в христианской любви, никогда не мог отказать вопрошавшим у него о правых, верных путях ко спасению.

Поэтому представляется естественным предварить рассказ о самом старце словами о том, что понимали и понимают под истинным старчеством наиболее духовно опытные иноки тех двух монастырей, с которыми его связала жизненная судьба, — как Валаамского, так и Псково-Печерского, — чьи молитвенные, духовнические и наставнические традиции он так достойно продолжил в своем смиренном иноческом житии.

***

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ        
    • О православном старчестве   
    • Валаамские старцы в Псково-Печерской обители
    • О монахине Марии (Стахович), составительнице «начального» жизнеописания отца Михаила, о ее записках и других источниках биографии старца        
  • I «ВСЕХ ЛЮБЛЮ — ВСЕХ БЕГУ…»
    • Жизнеописание иеросхимонаха Михаила, великого старца Валаамского и Псково-Печерского      
    • Детство и годы юности. Поиски воли Божией               
    • На военной службе. Прибытие на Валаам и начало иноческого пути        
    • От послушничества к иеромонашеству: «Божий Промысл управляет всем!»  
    • «Мрачная пора»: обновленческая «календарная смута»
    • Исповедники канонической православной пасхалии — отец Михаил Старший и отец Тимон (старец Михаил Младший)    
    • Новый Валаам. Принятие отцом Тимоном схимы. Тайные монахини — духовные чада старца  
    • Случаи чудесной помощи духовным дочерям отца Тимона (Михаила) по его молитвам        
    • О братских взаимоотношениях старца Михаила с другими иноками Валаама
    • Домой, в страдающую Россию!            
    • О духовных причинах ухода старца Михаила из Ново-Валаамского монастыря          
    • Возвращение на Родину. Старец Михаил в Псково-Печерской обители
    • О продолжающемся молитвенном общении со старцем Михаилом после его кончины      
  • II ИЗ МОНАШЕСКОГО ОПЫТА СТАРЦА МИХАИЛА
    • Поучения, письма, наставления иночествующим        
    • Из поучений иеросхимонаха Михаила            
    • Из писем старца Тимона (в схиме Михаила)  
    • Из кратких наставлений иночествующим        
    • «Сказочка о Правде» отца Михаила  
  • III ДУХОВНЫЕ БЕСЕДЫ СО СТАРЦЕМ МИХАИЛОМ            
    • О паломнике С. Н. Большакове
    • и его встречах со старцем Михаилом
    • в Ново-Валаамском
    • и Псково-Печерском монастырях        
  • ЧЕТЫРЕ БЕСЕДЫ СО СТАРЦЕМ МИХАИЛОМ (1954 г.)  
  • Беседа первая
    • 1. Начало беседы          
    • 2. Молитва об умерших            
    • 3. Промысл Божий       
    • 4. Жизнь внутренняя   
    • 5. Молитва       
    • 6. Епитимья [О покаянии]         
    • 7. Книга отца Софрония [о преподобном Силуане Афонском]            
  • Беседа вторая
    • 1. «Это приходит от Меня»      
    • 2. Царская Семья          
    • 3. Великая добродетель           
    • 4. Об исповеди               
    • 5. Мистические состояния        
    • 6. О ежедневных церковных службах                
  • Беседа третья
    • 1. Блаженная долина слёз       
    • 2. Ежедневное служение Литургии    
    • 3. Частое Причащение
    • 4. Воля Божия
  • Беседа четвертая
    • 1. О мирном состоянии души  
    • 2. Как достичь спокойствия души          
    • 3. Совет преподобного Серафима отцу Тимону Надеевскому      
    • 4. О безмолвии              
    • Еще о необуреваемом мире души, или о внутреннем безмолвии (дополнение к беседе четвертой)      
    • Завершение паломничества
    • 1. Присутствие на Божественной Литургии,
    • совершённой отцом Михаилом          
    • 2. Отъезд из Нового Валаама  
    • 3. Личность отца Михаила        
  • Заключение    
  • IV ПРИЛОЖЕНИЯ
    • 1. «Автобиография» иеросхимонаха Михаила              
    • 2. О кончине иеросхимонаха Михаила
      Сообщение о. наместника Псково-Печерского монастыря, Архимандрита Алипия (Воронова)         
    • 3. Письменные свидетельства валаамских иноков о «календарной смуте»   
    • 4. О «старой» и «новой» пасхалиях    
    • 1. Из беседы Святейшего Патриарха Сербского, Архиепископа Печского, Митрополита Белградско-Карловацкого Павла
      «Неизменность канонов и жизнь современного человека в Церкви» (июнь 1990 г.)  
    • 2. Из проповеди Его Высокопреосвященства, Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима)
      «Слово в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев» (28 июня/11 июля)      
    • 5. О духовно-аскетических истоках молитвенного подвига старца Михаила Затворника   
    • 1. Об исихазме и исихастах      
    • 2. Преподобный Исаак Сирин о безмолвии и молитвенных слезах  
    • Из «Слов подвижнических» преподобного Исаака Сирина (о достижении «области слёз», о безмолствующих и духовной молитве)

Книгу можно приобрести в магазине московского Сретенского монастыря.

8 мая 2010 г.

[1]         От греч. «исихия» — молчальничество, безмолвие, внутренний покой души и ума. Духовные основы исихии и соответствующей исихастской молитвенной практики в целом определились уже в начальную пору восточно-христианского монашества, особенно четко затем выразившись в аскетических сочинениях преп. Симеона Нового Богослова (XI в.) и подвижников круга cвятителя Григория Паламы (перв. пол. XIV в.).
          Подробнее о явлении исихазма и о его роли в жизни православного иночества см. здесь же в отдельном кратком очерке, помещенном в разделе «Приложения» (Приложение IV: Об исихазме и исихастах).
[2]         Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 105. 
[3]         Церк.‑слав. «окормление» происходит от древнерусск. «кормило» — рулевое весло, руль (как символ духовного управления, руководства).
[4]         Согласно аскетической традиции, ум в данном случае понимается не как аппарат рационального мышления, а как носитель духовного начала; с такой святоотеческой точки зрения ум во многом родствен понятию самой души.
 
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Юлия 2 августа 2012, 15:00
Отличная книга. Нашла ответы на свои вопросы
Марина10 июля 2012, 15:00
Мне книга очень понравилась. Я с удовольствием ее прочитала. Читается легко, непринужденно. Много полезных советов от старца Михаила, таких которых не встретишь у других.Интересна хронология событий. Там есть ссылка на поучения Исаака Сирина, захотелось перечитать. Хочу еще приобрести книги из этой серии. Очень довольна!
elena 7 июня 2012, 20:00
а никак ее нельзя скачать.... я в италии...
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке