—ретенский монастырь

ќт јкадемии до јфона. ѕо ¬остоку и «ападу. ѕутевые наброски. „асть 5.  онстантинополь.

 онстантинополь. ћечеть ≈ни  ами и базар. ќткрытка конца XIX в.
 онстантинополь. ћечеть ≈ни  ами и базар. ќткрытка конца XIX в.
ЂЋазаревї уже приблизилс€ к берегу, бросил €корь, сразу его окружила цела€ ста€ своего рода извозчиков, только Ђвод€ныхї, или Ђводныхї. ÷ела€ флотили€ всевозможных лодок с шумом, криком и бранью смуглых, загорелых лодочников подъехала к бортам парохода. Ќачалась охота за пассажирами, за их багажом.

≈ще не успели спустить трап, а несколько наиболее предприимчивых турок-возниц уже ухитрились влезть на палубу, цепл€€сь неизвестно за что.  ак они не слет€т в море, уму непостижимо. –иску€ своей собственной жизнью, спешат пассажирам предложить свои услуги жаждущие заработка лодочники. √р€зные, полураздетые... «агорелые лица, шеи, грудь иногда, хриплые голоса... —казываетс€ и южный темперамент. Ўум и гам вис€т в воздухе вокруг парохода неописуемые. » все на неведомых €зыках, слышишь и совсем непривычные дл€ уха восклицани€.

¬ырывают из рук багаж, самих куда-то тащат, отча€нно жестикулиру€ руками.

ѕроисходит борьба за существование, а ведь известно:

√де до прибыли коснетс€,
Ќе только там гус€м Ч
» люд€м достаетс€.

»ллюстраций к этому стихотворению было более чем достаточно. ќписать все их положительно невозможно. ƒолго мы в виду ÷арьграда наблюдали дикие восточные сцены, пока не получили возможности оставить пароход по приглашению оп€ть тех же афонских монахов с константинопольских подворий. —пускаемс€ по бортовой лестнице с парохода, усаживаемс€ в громадные лодки и, покачива€сь на синих волнах «олотого –ога, обгон€€ множество лодок, плывем к берегам.

Ќа берегу мы прежде всего попадаем в таможню, до такой степени гр€зный и старый сарай, что трудно и вообразить, что это таможн€. ”же и здесь мы встретили знаменитых константинопольских гр€зных, отвратительных, ленивых собак. —толпились мы у какого-то окошка Ч нужно было подать турку свои паспорта дл€ проверки. ќн брал паспорта, записывал в лежащую пред ним книгу наши имена и фамилии какими-то диковинными дл€ нас турецкими каракул€ми, прикладывал к ним еще более замысловатую печать и возвращал каждому по принадлежности. »з таможни в сопровождении монахов толпой пошли мы на подворь€. јфонские подворь€ Ч ѕантелеимоновское, јндреевское и »льинское Ч расположены почти р€дом друг с другом и недалеко от пристани.

ќтдохнув всего лишь несколько минут, не тер€€ напрасно дорогого времени, решили мы идти по городу, который уже успел заинтересовать нас и своим внешним видом, и всем, что мы видели, пока шли от пристани до подворь€.

ћы уже наперед успели по достоинству оценить справедливость замечани€ путешественника XIV века —тефана Ќовгородского, что Ђв ÷арьград, аки в дубраву внити, и без добра вожа невозможно ходитиї. ”же те немногие улицы и многие переулки, которые нам пришлось только что пройти, дали нам прекрасно пон€ть, что без Ђдобра вожаї в этой дубраве так заблудишьс€, что и не выберешьс€ никогда. —праведливым же мы сочли замечание и игумена ƒаниила, сказанное хот€ и не о ÷арьграде: ЂЌевозможно и без €зыка добре испытати и видети всех местї. ƒа, Ђ€зыкї нам тоже был совершенно необходим. ћного разных басурманских €зыков учили мы, и латинский, и немецкий, но до безбожной сарацинской премудрости, слава Ѕогу, еще никто из нас не дошел. √де же вз€ть Ђвожаї и Ђ€зыкаї? ќп€ть нас выручают монахи. ќни на все руки. ћожет быть, увлека€сь современными антимонашескими речами, кто-нибудь из нас когда и побранил монашество, но теперь все прекрасно понимали, что без монахов мы никуда не годились бы. »так, нашлись у нас и Ђвожиї, и Ђ€зыкиї. ѕод их руководством мы и пустились в отча€нное странствование по цареградской дубраве. Ќу и что же это за дубрава? ѕраво, кажетс€ и во сне ничего подобного не грезилось.

”лочки  онстантинопол€. ‘отографи€ конца XIX в.
”лочки  онстантинопол€. ‘отографи€ конца XIX в.
”зкие-узкие, с причудливыми изгибами улицы, еще более узкие, иногда чуть не в аршин ширины переулки, тупики, идущие в разные стороны. Ќикаких тротуаров нет и в помине; разве только по самым широким улицам встречаютс€ они, но и там им уделено не больше аршина, и даже меньше. ¬  онстантинополе вс€ жизнь на улицах. Ќа улицу открыты все магазины, под носом у проход€щих вис€т чуть не тюки товаров. «десь вы увидите и производство всевозможных вещей у вас же на глазах. Ќарод в самых отча€нно €рких и пестрых костюмах, с однообразными красными фесками на головах стремитс€ по улицам целыми потоками; идут, конечно, по всей улице. —равнительно редко встретитс€ солидна€ чалма. ≈е обладатель обыкновенно пожилых лет, очень важен. ќн вас, пожалуй, и не удостоит своим взгл€дом, а с полным сознанием своего достоинства медленно и торжественно пройдет мимо, покурива€ свою трубочку. «десь же страшно оборванный и вонючий погонщик ослов, громко хлопа€ бичом и выкрикива€ какие-то неестественные поощрительные вопли, гонит штук п€ть-шесть ослов, навьюченных громадными тюками. «а т€жест€ми часто не видать и самого осла-то. “олько спереди торчит ослина€ голова с классическими ушами. ƒаже громадные длинные доски, скрестивши их на спине осла, ухитр€ютс€ возить турки. ¬от почему нередко бывает так, что своим караваном погонщик заполнит и запрудит всю улицу, а все тесн€тс€ по сторонам. «асмотришьс€ Ч могут разбить вдребезги всю физиономию, запачкать так ваше платье, что никака€ прачка не отчистит уж потом его. ћало кто едет, больше все идут пешком. Ќо вот среди общей сум€тицы едет блест€ща€ европейска€ кол€ска, запр€женна€ парой вороных рысаков. “о едет, должно быть, кака€-нибудь важна€ персона; может быть, кто-нибудь из европейцев, но едет поневоле шагом, иначе нельз€. ”личный шум в  онстантинополе положительно способен оглушить непривычного человека.  аждый как будто задалс€ целью производить столько шума, сколько позвол€ют его природные голосовые способности. ј способности эти у константинопольских жителей, благодар€ посто€нным упражнени€м, поистине блест€щие. ¬се кричат так, как будто им за это деньги плат€т. ј тут еще, занима€ почти всю ширину улицы, идет конка. “ут нужно посто€нно звонить. ¬от почему на константинопольских конках кроме кучера есть еще одно лицо, приставленное специально дл€ того только, чтобы звонить. » вот с отча€нным трезвоном едет конка, разгон€€ живые волны идущих и едущих по сторонам. »ногда этому Ђзвонарюї все же приходитс€ соскочить и бежать впереди, разгон€€ толпу даже палками. »ногда вместо звонка с конки несетс€ отча€нный звук пронзительного рожка.

—обаки на улицах  онстантинопол€. ‘отографи€ начала XX века.
—обаки на улицах  онстантинопол€. ‘отографи€ начала XX века.
ѕродавцы овощей и фруктов, шеству€ попарно со своими нагруженными ослами, показывают положительно артистические способности выводить голосом неверо€тные пронзительные рулады всевозможных тонов и оттенков, но и эти сильные звуки, слага€сь по временам в невозможную какофонию и поразительные диссонансы, совершенно тонут в общем концерте, где знают, очевидно, только одно fortissimo, а до простого forte снисход€т лишь изредка. ѕрисоедините сюда еще острые запахи от вс€ких пр€ностей, до которых восточные люди большие охотники, целые кучи и облака пыли, самой едко-вонючей гр€зи, вс€кой слизи и мусора. Ќе забудьте, наконец, еще собак, о которых вы, без сомнени€, много знаете и без нас. ”ченые люди говор€т, что константинопольские собаки Ч особа€ порода. ћелкие, ужасно жалкие и невзрачные, лежат они по всем улицам, лежат пр€мо у вас под ногами, иногда даже целыми семействами. Ќередко случаетс€ Ч случалось и с нами, что на собак наступают, иногда и очень чувствительно. «авизжит противно-препротивно, а сама продолжает лежать и спать, дожида€сь новой любезности со стороны прохожих. ј уж каких сцен мы насмотрелись на улицах ÷арьграда?! ¬овек их не забудем.

¬от турецка€ кофейна€. Ќа широкой улице она занимает половину улицы, а в переулках простираетс€ иногда и просто от одной стены до другой. ј ведь дома в  онстантинополе бывают и очень высокие, и по п€ть-шесть этажей. ”зенький проулочек совсем похож на колодезь, и вот на дне этого-то колодца расставлены низенькие столики с маленькими, большей частью плетеными, стуль€ми. —ид€т здесь чаще всего люди пожилые. ќдни пьют кофе из маленьких чашечек. ƒругие покуривают каль€н. “ретьи играют в кости или шахматы. Ѕольше в кости. Ёто любима€ здесь игра. ѕосмотрите, как они задумчивы! ѕодумаешь, мировые вопросы решают или, по крайней мере, близки к важным научным открыти€м.

ј вот уж совсем неверо€тна€ сцена. „уть не среди улицы, немного к стороне, поставил турок громадную жаровню с углем, надел на вертел целого барана, даже с головой, конечно, покрытой еще шерстью, и преспокойно жарит его, поворачива€ то одной, то другой стороной к огню. ѕыль летит на оригинальное жаркое Ч ничего! ќкружающие собаки про€вл€ют признаки нежности к предмету, издающему столь при€тный и аппетитный запах на целую улицу. Ќичем не смущаетс€ наш турок и лишь перебрасываетс€ веселыми замечани€ми с торговцами, которые, по-видимому, вполне одобр€ют такую импровизированную кухню. —мотри, мол, у нас товар лицом. ќбмана никакого... ¬се это в пор€дке вещей, иначе и быть не может.

„аса через два мы снова проходили мимо изумившей нас кухни. Ѕаран все еще висел на вертеле, но уже целый бок у него был вырезан; очевидно, хоз€ин распродал его люд€м, соблазнившимс€ аппетитными запахами и потер€вшим душевное равновесие. ѕоистине дивно и поучительно!

Ќо довольно об этом: всего не опишешь. Ђћного видехом в ÷ареграде видени€, еже немочно всего исписатиї, Ч скажем словами —тефана Ќовгородца.

»з √алаты, наиболее скученной и оживленной части ÷арьграда, наполненной рабочими, матросами и торговцами всех стран, мы направились в —тамбул.

 онстантинополь. √алатский мост. ќткрытка конца XIX века.
 онстантинополь. √алатский мост. ќткрытка конца XIX века.
¬ —тамбул нужно проходить через знаменитый √алатский мост.  ак красив —тамбул!.. «а «олотым –огом во всей своей красе стоит —тамбул с его величайшими мечет€ми, с заповедными дворцами и садами и пестрой кучей больших и малых домов. Ќевольно остановишьс€ и несколько минут полюбуешьс€ дивной картиной, прежде чем пуститьс€ в плавание по √алатскому мосту. ƒействительно, это Ч плавание, потому что мостом всегда идет цела€ река народу. ¬идны больше фески красные. ћежду ними как бы вкраплены и другие головные уборы Ч европейцев. ћост перекинут через морской залив, мост очень длинный, дерев€нный и весьма, весьма ветхий. ѕри входе на мост бегает несколько турок, требующих за проход по мосту Ђпаричкиї[1] (около 2 копеек). Ќо, конечно, они не могут получить со всех, и большинство проходит Ђбез билетаї.   нам как-то опасались подходить. ƒолжно быть, наши форменные тужурки в турках возбуждали почтение к нам, заставл€€ их предполагать в наших особах лиц довольно важных, с которыми всегда иметь дело небезопасно, хот€ бы это был сбор законной платы. ј говор€ проще, нас в форменных тужурках принимали за солдат, а потому... и пропускали даром. —праведливо не платить за проход по этому необыкновенному мосту; было бы даже справедливее брать с самого султана за проход по его великолепному мосту, так как это довольно смелое предпри€тие. ћожет кака€-нибудь дыр€ва€ доска провалитьс€, и тогда можешь измерить глубину «олотого –ога.   тому же, говор€т, плата за проход по мосту идет на содержание гаремов султана. —огласитесь после всего этого, что вовсе не к лицу студенту духовной академии давать хот€ бы и двухкопеечные субсидии султану на гаремы.

Ќе мешало бы еще при входе на мост открыть и контору страховани€ жизни. ∆утко идти по мосту. “ак и кажетс€, что сейчас провалишьс€ и будешь купатьс€ в чудесных волнах «олотого –ога. Ќекоторые доски гнутс€ и скрип€т, когда на них наступаешь. ј под мостом, будто в аду, кишат люди, пароходы и пароходики. — левой стороны моста целый р€д пароходных пристаней; посто€нно подход€т и отход€т всевозможных типов и размеров пароходы, слышны беспрерывные свистки, шум колес, нарушающих зеркальное спокойствие тихих вод залива, воздух наполнен вонючим, препротивным запахом дыма от скверного каменного угл€.

Ѕлагополучно пройден мост. ќгл€дываемс€ назад.  ака€ пред нами пестра€ картина: внизу раскинута √алата, а вверху красуетс€ ѕера Ч европейска€ часть города. «дани€ леп€тс€ одно на другом. —о стороны кажетс€, что как будто там между ними нет и никаких ни улиц, ни переулков. Ќо мы уже видели своими глазами, кака€ жизнь кипит там.

¬от мы идем по —тамбулу. «десь тише, меньше народа, меньше движени€. ”лицы, по крайней мере некоторые, пошире и даже иногда обсажены деревь€ми. ¬ тени деревьев сид€т торговцы, раскинуты кофейни; даже собаки бросают свое стоическое равнодушие к пал€щим лучам солнца и предпочитают лежать в тени. —лепо доверившись своим проводникам, безропотно шли мы за ними, в какие бы переулки они нас ни заводили. » нашему —усанину нетрудно было бы здесь куда-нибудь завести л€хов злых на погибель. Ќаконец мы дошли до —в€той —офии. —мотришь и глазам не веришь. ƒа уж та ли эта —офи€, о которой мы слыхали и читали больше, чем о каком-либо другом храме в мире?  ака€-то груда желтого камн€, беспор€дочно нагроможденного. ¬о многих местах заметны следы разрушени€. ѕам€тник содержитс€ неопр€тно. ƒаже не видно и особенно подавл€ющих размеров храма. ¬прочем, мы уже слыхали, что совне —в€та€ —офи€ не производит почти никакого впечатлени€, кроме разочаровани€. Ќо не менее хорошо мы знали также и то, что под этой грудой камней скрываетс€ величайшее произведение византийского архитектурного гени€, от которого приход€т в восторг все его видевшие, начина€ с наших древних паломников. Ђќ —в€той —офии ѕремудрости Ѕожией ум человечь не может ни сказати, ни вычестиї (—тефан Ќовгородец). Ђ¬еличества и красоты е€ не мощно исповедатиї (дь€к јлександр, XIV в.). Ђƒосточудный и прехвальный храм —в€той —офии Ч земное Ќебо, новый —ион, похвала вселенны€, слава церквейї (√ригорович-Ѕарский). Ђ”м человеч пременилс€, такое диво видевши, что уже такова дива в подсолнечной другова не сыщешьї (»оанн Ћукь€нов). Ёто такой храм, вокруг которого создалась цела€ библиотека ученой литературы. Ёто храм, который имеет свою длинную историю, разукрашенную поэтическими и легендарными сказани€ми, на которые столь таровато было во все века византийское пылкое воображение.

—в€той император ёстиниан, строитель храма —в€той —офии в  онстантинополе.
—в€той император ёстиниан, строитель храма —в€той —офии в  онстантинополе.
ѕервоначально на этом самом месте был построен храм во им€ —в€той —офии (то есть ѕремудрости Ѕожией) еще императором  онстантином ¬еликим вскоре после ѕервого ¬селенского —обора. ¬ 358Ц360 гг. сын  онстантина  онстанций возобновил и расширил постройку отца. ¬ 404 году храм значительно пострадал от пожара; ‘еодосий ћладший снова его отстроил, и 11 €нвар€ 415 года состо€лось его торжественное осв€щение. ¬ п€тый год царствовани€ ёстиниана, в 532 году, ужасный пожар вместе с большой частью города уничтожил снова и —в€тую —офию. “огда ёстиниан решилс€ построить такой храм, который своими размерами, своим великолепием превзошел бы все храмы мира. «адача грандиозна€! Ќо ведь эту задачу ставил себе не простой смертный, а могущественный император. ” него были все средства дл€ осуществлени€ непосильной дл€ всех других смертных задачи. ёстиниан собрал дл€ постройки несметные богатства. —о всей империи собраны были самые драгоценные вещи. —амый лучший и редкий мрамор, прежде бывший в €зыческих храмах и общественных здани€х –има, јфин, ћемфиса, ≈феса, јлександрии, “рои, ÷иклад и других мест, собран был в ÷арьград. — 23 феврал€ 533 года по 22 декабр€ 538 года[2] до 10 000 человек зан€ты были постройкой храма под надзором целой сотни архитекторов и под главным руководством знаменитых зодчих јнфими€ “раллийского и »сидора ћилетского. «наменитые зодчие навеки прославили и себ€, и свое врем€ возведением великолепного здани€, составл€вшего целое почти тыс€челетие гордость христианской ÷еркви и навеки оставшеес€ величайшим произведением византийского искусства. ѕредметом особенного удивлени€ и архитектурной загадкой во все времена был купол этого храма, о котором ѕрокопий говорит, что он Ђказалс€ не на твердом здании поко€щимс€, но на золотой цепи с неба повешеннымї. —ам император ёстиниан, непосредственно все врем€ наблюдавший за ходом строительных работ, пришел в восторг, когда увидел, что его великое предпри€тие столь блистательно осуществлено в действительности. ¬ день осв€щени€ храма император торжественно воскликнул: Δόξα τώ Θεώ, τώ καταξίσαντί με τοιούτο έργον άποτελέσαι! Νενίκηκα σε, Σολομών! “о есть: Ђ—лава Ѕогу, удостоившему мен€ совершить это великое дело! я победил теб€, —оломон!ї Ќо очень недолго сто€л храм в первоначальном великолепном виде. „ерез 20 лет, 7 ма€ 559 года, храм пострадал от землетр€сени€; обрушилась восточна€ часть купола, разбит был великолепный престол и драгоценна€ сень над ним, а также и амвон. ƒругой зодчий »сидор, плем€нник знаменитого строител€, восстановил купол в том виде, в каком он существует теперь.  упол выше и крепче прежнего, но, замечают византийские историки, в нем нет уже той воздушности и того из€щества (τής πρωτέρας άερώδους, ούτως, γλαφυρότητός τού). “оржественно было отпраздновано императором новое осв€щение храма 24 декабр€ 563 года.

Ѕесконечное множество пристроек и перестроек храма было и в последующее врем€ Ч при императорах ¬асилии ћакедон€нине, –омане, ¬асилии Ѕолгаробойце, јндрониках —таршем и ћладшем, »оанне  антакузене, »оанне ѕалеологе и других.

 онстантинополь. ’рам —в€той —офии, превращЄнный в мечеть. Ћитографи€ 1852 г.
 онстантинополь. ’рам —в€той —офии, превращЄнный в мечеть. Ћитографи€ 1852 г.
»ного характера были поправки храма при турецких уже владетел€х его Ч султанах. ѕо вз€тии  онстантинопол€ турками в 1453 году ћагомет обратил храм —офии в мечеть и пристроил к нему минарет, а султан —елим II в 1573 году пристроил и еще три минарета. ¬еликолепные мозаики с христианскими сюжетами грубо и варварски были замазаны. „асть их, впрочем, сквозь штукатурку видна еще и теперь. —в€щенные изображени€ как бы плачутс€ на такое ужасное поругание христианской св€тыни и, смотр€ с высоких плафонов на вас, прос€т вс€кого Ђ€витьї их снова миру... ѕоследн€€ перестройка и реставраци€ —в€той —офии была в середине прошлого столети€, в 1847Ц1848 годах, при султане јбдул-ћеджиде, причем работами руководил знаменитый архитектор ‘оссати.

¬ насто€щее врем€ внешний вид —в€той —офии уже совершенно не тот, что был прежде. —о всех сторон к храму сделана масса вс€ких пристроек; четыре громадных контрфорса поддерживают стены и купол с боков и совершенно его обезображивают. Ѕлагодар€ этим пристройкам храм становитс€ как-то незаметным и в нем совне трудно узнать бессмертную —в€тую —офию. Ќет теперь при храме и громадного двора, бывшего когда-то на западной стороне. “олько по более или менее правдоподобным реставраци€м ученых мы можем теперь судить о первоначальном бесконечно прекрасном, художественном виде —в€той —офии.

ј кака€ масса воспоминаний роитс€ в голове, когда смотришь на —в€тую —офию! ¬едь этот храм почти целое тыс€челетие был центром государственной жизни ¬изантии и религиознойЧ всего христианского ¬остока.

Ђѕредмет справедливой национальной гордости Ч —в€та€ —офи€ была в глазах византийцев величайшим и великолепнейшим храмом, подобного которому не представл€ет истори€, какого никогда, со времени јдама, не было и не будет. „удеса римского  апитоли€, по мысли ѕавла —иленциари€[3], были настолько же ниже ее, насколько идол в сравнении с истинным Ѕогом. ќкруженна€ ореолом чудесного в самом своем построении —в€та€ —офи€ стала идеалом христианского храма, и ее им€ сделалось заветным. Ќедос€гаемый образец дл€ всех церквей греческих, храм ёстинианов сделалс€ общей их матерью, матерью всего царства и оплотом веры, самой дорогой патриотической св€тыней. ¬ него по праздникам собиралс€ на службу народ и делал торжественные выходы из дворца сам царь со своим синклитом. ¬ нем в дни народных торжеств и т€желых испытаний воссылали они свои благодарени€ и мольбы к Ѕогу. »з ¬еликой церкви чаще всего исходили, нередко во главе с императором и патриархом, так называемые литии и в нее же обыкновенно возвращались они с площадей, улиц и предместий столицы, из ее многочисленных церквей и монастырей. ¬ —в€той —офии посв€щаемы были иерархи, судимы за свои проступки, лишаемы сана и снова в нем восстановл€емы. ¬ ней же византийцы избирали, провозглашали, венчали на царство, а иногда и низвергали с него своих царей. ћ€тежна€ чернь, политические заговорщики и вообще лица, недовольные правительством, нередко собирались в ¬еликой церкви, в притворах или во дворе ее и превращали храм ѕремудрости Ѕожией в место агитации, государственных переворотов и народных волнений, дл€ укрощени€ которых не раз приходилось константинопольскому первосв€тителю спускатьс€ в него из прилегавшей к нему патриархии. ¬ —в€той —офии происходили —оборы по церковным и общецерковным делам: в присутствии цар€ и патриарха, —инода и синклита велись богословские диспуты, составл€лись вероопределени€, скрепл€лись договоры с иноземными государ€ми, рассматривались и решались важнейшие вопросы суда и управлени€. Ћица обиженные искали здесь управы на обидчиков, гонимые и преследуемые Ч убежища; кл€твопреступники и убийцы, не исключа€ и царей из них, с амвона —в€той —офии открыто ка€лись в своих преступлени€х, были отлучаемы от ÷еркви, подвергаемы другой какой-либо епитимии и получали разрешение от нее. ¬ исключительных случа€х весь народ торжественно исповедовал свои вины в ¬еликой церкви и был прощаем предсто€телем ее. «десь императоры молились о ниспослании свыше победы на врагов пред выступлением в поход и сюда же, обычно в триумфальном шествии, возвращались из него, чтобы воздать хвалу Ѕогу вместе с народом своим. ¬ том же храме они сочетаваемы были браком, крестили своих детей, объ€вл€ли об их совершеннолетии, возводили в придворные достоинства; наконец, некоторые из царей подле стен —в€той —офии и в ней самой находили место вечного упокоени€ р€дом с патриархами константинопольскими. —ловом, вс€ церковна€ и гражданска€ жизнь империи была тесно св€зана с великим константинопольским храмом, и в нем, будто в современном парламенте, если позволительно так выразитьс€, затрагивались и решались в течение столетий судьбы греческого народаї[4].

 онстантинополь. ’рам —в€той —офии, превращЄнный в мечеть. Ћитографи€ 1852 г.
 онстантинополь. ’рам —в€той —офии, превращЄнный в мечеть. Ћитографи€ 1852 г.
«десь сжато изложено все, что находитс€ у греческих писателей: летописца ‘еофана, патриарха Ќикифора,  онстантина ѕорфирородного, Ќикифора ¬риенни€, Ќикиты ’ониата, јнны  омниной, —имеона —олунского, √еорги€  едрина и др.

¬ храме —офии развилс€ преимущественно торжественный обр€д ѕравославной ÷еркви, потому что здесь в богослужебном обр€де принимал нередко участие и сам император со всем блеском своего придворного этикета. “ак, например, император принимал самое непосредственное участие в совершении великого входа за литургией. ќтсюда и та торжественность этого входа, котора€ приводила в неописанное умиление наших древних паломников. ¬от что пишет в данном случае Ќовгородский архиепископ јнтоний (XII в.): Ђƒары √осподн€ понесут много попов и диаконов: бывает же тогда плач и умиление и смирение велико от всего народа, не токмо дне (на полу) во —в€тей —офии, но и на полат€х[5].  ак же ли тогда страх и смирение и умиление епископи и папове и дь€кони имеют к той честней службе.  аки ли изр€дны€ дароносивы€ златы€ сосуды, каменьем и жемчюгом украшены, и сребр€ны€! » как понесут светозарный иеросалим и рипиди, и тогда воздыхание и плач бывает людем о гресех.  ий ум и какова душа, иже не пом€нет тогда о ÷арствии Ќебеснем и о жизни безконечней! —е же, братие, поминающе, поревнуем таковой же службе быти со страхом, да получим добрую жизнь в сий век и в будущийї[6].

»звестно, как много уделено места богослужению в Ђќбр€днике византийского двораї (De ceremoniis aulae Byzantinae), приписываемом, начина€ с якова –ейске Ч первого издател€ пам€тника, императору  онстантину VII Ѕагр€нородному (912Ц955). «амечательно также и весьма характерно дл€ ¬изантии, что и возведение в чисто светские должности сопровождалось более или менее сложным церковным последованием. Ѕыли особые чины возведени€ в гражданские должности: возведение в сан кесар€, новилиссима, куропалата, магистра, патрици€, анфипата, зосты патриции (дамы придворной), препозита, протоспафар€, председател€ сената, эпарха (что-то вроде оберполицмейстера), кувикул€ри€ (постельничий), а также возведение духовных лиц в звание ректора и синкела. Ѕольша€ часть этих Ђчиновї заключалась в том, что возведенный в известный чин €вл€лс€ в —в€тую —офию. «десь на солее на особый столик он полагал только что полученные от императора знаки нового своего достоинства. ѕатриарх читал над ними молитву и возвращал их обратно положившему, а тот клал на столик денежное приношение.  роме того, возведенный в чин всегда приобщалс€ —в€тых “аин.

ƒа, здесь, в —в€той —офии и вокруг нее была кака€-то особенна€ жизнь, величественна€, торжественна€, проникнута€ насквозь церковностью. ј что теперь?

 онстантинополь. ’рам —в€той —офии. ќткрытка конца XIX века.
 онстантинополь. ’рам —в€той —офии. ќткрытка конца XIX века.
Ќа месте великолепного церковного двора какие-то невзрачные лачужки, в беспор€дке рассе€ны вокруг всего храма турецкие домики. — одной стороны тенистый сад, что-то подобное бульвару. ѕолуоборванные турки переполн€ют этот сад, ход€т торговцы со вс€ким старьем, брюками, сапогами, торгуют бубликами. «десь же расставлены столики, это улична€ кофейн€. ¬ виду —офии сели и мы за столики. «асуетились турки, увидев такую массу нежданных посетителей. Ќачали разносить нам микроскопические чашечки густого, черного турецкого кофе. ¬первые отведали мы этого едкого и острого напитка. ’одили чистильщики сапог. ћногим из нас они за парички привели в пор€док запылившуюс€ и запачкавшуюс€ обувь. ѕодошла цыганка и начала гадать, быстро-быстро сообща€ свои красноречивые и давно заученные пророчества на греческом €зыке. ƒолго сидели мы в тени сада, мысли путались Ч никак нельз€ примирить —в€той —офии и всего того, что мы видим вокруг. ¬полне готовы мы были повтор€ть слова наших древних паломников. ћосковский св€щенник »оанн Ћукь€нов, посетивший —в€тую —офию в начале XVIII века, замечает: Ђћы же ходихом и смотрехом и дивихомс€ таковой красоте, а сами рекохом: ¬ладыко „еловеколюбче, како такую прекрасную матерь нашу отдал на поругание басурманам!ї »звестный ¬асилий √ригорович-Ѕарский не раз прерывает свое описание Ђпревеликой церкви —в€той —офииї такими восклицани€ми: Ђ”вы, слезного слышани€, не токмо зрени€!.. “аковый и толикий Ѕожий и преславный храм бысть мечеть исмаилителский! ¬озстени, земле, зр€щи толикое Ѕожие долготерпение!ї

—нова отправились мы в путь. —коро мы вышли на столь известную нам из истории площадь, котора€ по-турецки называетс€ јт-ћейдан Ч Ђконска€ площадьї. Ёто место, где был знаменитый византийский ипподром, замен€вший византийскому двору придворные театры. —юда собиралась вс€ византийска€ знать во главе с императором, которые не только смотрели на конские ристалища, но и сами принимали в них ближайшее участие. «десь не было конца роскоши и великолепию. ”мопомрачительна€ роскошь одежд, конских уборов, колесниц требовалась как необходима€ принадлежность зрелищ дл€ привыкших ко вс€кому великолепию византийцев. ћного нужно было усилий, чтобы удивить их в этой области. »ногда так увлекались конскими ристалищами, что покидали храм, и крики с ипподрома доносились до храма во врем€ богослужени€. ѕон€тны станов€тс€ многие места бесед »оанна «латоуста, где он жалуетс€ на крики, долетающие с места зрелищ.

 онстантинополь.  онска€ площадь, обелиск ‘еодоси€, змеина€ колонна и колонна  онстантина VII. ‘отографи€ конца XIX века.
 онстантинополь.  онска€ площадь, обелиск ‘еодоси€, змеина€ колонна и колонна  онстантина VII. ‘отографи€ конца XIX века.
Ќа этой же площади нередко разыгрывались и государственные трагедии вроде дворцовых революций и переворотов, кончавшихс€ иногда тем, что площадь обагр€лась императорской кровью. Ќо ныне все тихо здесь кругом и ничто уже не напоминает о былом. “олько три пам€тника сто€т по пр€мой линии среди площади Ч обелиск ‘еодоси€, колонна  онстантина Ѕагр€нородного (ѕорфирогенита) и «меина€ колонна. Ќо какой жалкий вид имеют все эти пам€тники и в то же врем€ какую длинную и славную историю имеет каждый из них!  олонна  онстантина (’ в.) была ограблена еще крестоносцами, и с того времени она успела прийти в полнейший упадок и запустение, так что на нее не хочетс€ и смотреть. ќбелиск ‘еодоси€, имеющий почтенную древность Ч до 3 000 лет, однако, сохранилс€ лучше других пам€тников. ≈ще за дес€ть веков до –. X. высечен он был из цельного куска египетского мрамора по приказанию фараона “утмоса дл€ храма в »лиополисе. ¬ конце IV века по –. X. императором ‘еодосием перевезен в  онстантинополь и водружен на насто€щем месте. ќбелиск больших размеров, до 14 сажен высоты, весь испещрен иероглифами. –азмеры обелиска изумл€ли в свое врем€ иеродиакона «осиму, и он замечает в своем путешествии: Ђ» ты, человече, не моги тому подивитис€: кто тое бо есть ставил?  акие бо се были людие?ї «меина€ колонна стоит в глубокой (до 3 аршин) €ме. ќчевидно, настолько подн€лс€ уровень площади за полторы тыс€чи лет. —колько же зданий разрушено, чтобы образовать постепенно такую громадную насыпь?  олонна образована из трех перевившихс€ змей зеленоватого цвета. ¬ершина усечена, остаетс€ 29 колец из змей. √овор€т, что колонна эта Ч дар греков после войны с персами дельфийскому оракулу; она была ножкой седалища ѕифии. ¬  онстантинополь колонна вывезена по распор€жению  онстантина ¬еликого. ¬ насто€щее врем€ колонна хот€ и имеет необычный вид, но не производит никакого особенного впечатлени€. ¬ древности же она обращала на себ€ много внимани€. ‘антастический ее вид невольно заставл€л создавать много легенд и поверий. Ќекоторые легенды передают и наши древнерусские паломники. “ак иеродиакон «осима пишет об этой колонне (с ним согласен и дь€к јлександр): Ђ—тоит столп, три главы аспидовы мед€ны сплетены вместо одной главы, а в них запечатлен €д змиин: тот, кого охабит зми€ внутрь града, и тии прикасают бо с€ и исцелевают; аще ли вне града, то несть изцелень€ї. «десь очевидна переделка библейского повествовани€ о медном змие в пустыне. ƒа, только эти немногиe пам€тники заставл€ют уноситьс€ мыслью далеко-далеко в седую даль веков, представл€ть себе все то, чего очевидцами и свидетел€ми были эти знаменитые пам€тники. “еперь же сама€ площадь уже не представл€ет чего-нибудь особенного и на ней не бывает тоже ничего особенного, выход€щего из р€да ежедневных событий; теперь это Ч сама€ обыкновенна€ городска€ площадь, каких много во вс€ком городе. ћало-помалу уже начинают застраивать площадь знаменитого византийского ипподрома. »ные времена, иные люди, все иное. ѕрежн€€ слава ипподрома уже больше не воскреснет. Ћишь в ученых сочинени€х по византологии будут говорить о нем, да какой-нибудь любопытный путник, подобный нам, занесет в свой путевой дневник две-три страницы о том, что некогда было центром жизни оригинальнейшего государства и его высшего столичного общества. “ак проходит слава всех земных славных дел, проходит, как дым пропадает в воздухе!..

 онстантинополь. «меина€ колонна. ‘отографи€ конца XIX века.
 онстантинополь. «меина€ колонна. ‘отографи€ конца XIX века.
“ам же в —тамбуле находитс€ и наиболее замечательный из константинопольских музеев, музей древностей, так называемый ќттоманский. ќттоманский музей занимает два очень больших и внушительных здани€, впрочем, не в здани€х только расположены предметы древности, их много и в окружающем музей саду. «десь в полнейшем беспор€дке сто€т и просто вал€ютс€ различные скульптурные изображени€, иногда довольно большие. ∆алкое зрелище представл€ют статуи богов.  ак не воспылает гнев бессмертных, когда их изображени€ вал€ютс€ изувеченными, иногда вверх ногами, заросли сорными травами?.. ѕозор олимпийцам!.. ѕерестали их люди почитать. ј из того же сада, расположенного на вершине одного из константинопольских холмов, сквозь просвет между тенистыми деревь€ми, открываютс€ дивные виды на «олотой –ог, на ѕеру и √алату, вдали виден и Ѕосфор. «елень деревьев составл€ет как бы прекрасную природную раму к €ркой художественной картине.

Ќо не столько смотрели мы в этом саду посрамленных временем богов €зыческих, сколько отдыхали в тени, потому что к этому времени солнце начало так жарить с безоблачного неба, что идти посреди раскаленного камн€ становилось не особенно при€тно; лишь пройдешь несколько шагов, как чувствуешь, что весь уже вспотел.   тому же мы были одеты в тужурки, а в них в эту пору неудобно ходить даже и на нашем севере, не только в  онстантинополе.

 онстантинополь. √робница јлександра ћакедонского. ‘отографи€ конца XIX века.
 онстантинополь. √робница јлександра ћакедонского. ‘отографи€ конца XIX века.
ѕри входе в музей заплатили по чиреку (около 40 копеек) и приступили к обзору. ќт музе€ мы ожидали большего. ѕодумайте только Ч музей древностей в  онстантинополе, который и сам-то не что иное, как один огромный сплошной музей ¬остока. ј сколько около этого города со всех сторон всевозможных древностей! ¬едь по берегам ћраморного мор€, јрхипелага, по их многочисленным островам Ч что ни шаг, то цела€ истори€, цела€ эпоха глубокой древности. “ем не менее музей древност€ми весьма небогат. ћногие залы сто€т почти пустыми, да и весь музей, по-видимому, носит следы того, что он как бы лишь только еще собираетс€. Ќо все-таки в музее мы увидели массу очень ценных статуй вс€ких размеров и различного художественного достоинства.  ак ажурна и тонка работа по мрамору древнего грека! ’олодный мрамор оживает положительно под бессмертным резцом художника. —амые тонкие кружева кажутс€ здесь совершенно натуральными, складки одежды как бы только еще сделанными, лица живыми Ч и только при ближайшем рассмотрении статуи видишь, что все здесь мертво и холодно, что пред тобою мрамор, а не живые люди.  ак жаль, что такие сокровища наход€тс€ у турок... »нтересны предметы древнегреческого и византийского домашнего быта Ч этот отдел, пожалуй, наиболее полно представлен в музее. ќбратили внимание и на чудные издели€ древней керамики. ≈сть в музее и несколько мумий. Ќо наибольшее внимание мы уделили залу саркофагов, в частности саркофагу јлександра ћакедонского. Ётот громадный саркофаг по всей справедливости можно поставить на первое место из всех прочих хран€щихс€ в [музее] достопримечательностей. » это не потому, что саркофаг напоминал об јлександре ћакедонском, одно воспоминание о котором заставл€ло известного гоголевского учител€-геро€ ломать стуль€ в классе. Ќет, саркофаг невольно привлечет к себе ваше внимание, хот€ бы вы и не знали, кто в нем был погребен. ≈два ли кто из нас видел что подобное по тонкости художественной работы. ћраморный белый саркофаг со всех четырех сторон украшен скульптурными изображени€ми событий из жизни великого полководца. Ёти-то изображени€ до того художественно исполнены, что не веритс€, неужели может это сделать человеческое искусство, да еще столь древнее. ƒа, мы уж успели основательно отвыкнуть от скульптуры, она почти не имеет места в нашей жизни. ћы видим у себ€ в домах разве только гипсовых собачек да кошечек. ћонументы, украшающие Ђгоголевскиеї или Ђпушкинскиеї сады наших губернских, а иногда и уездных городов, строго говор€, также не имеют никакого отношени€ к скульптуре.

 онстантинополь. √робница јлександра ћакедонского. ‘рагмент. ‘отографи€ конца XIX века.
 онстантинополь. √робница јлександра ћакедонского. ‘рагмент. ‘отографи€ конца XIX века.
ѕред такими же произведени€ми скульптуры, как саркофаг јлександра ћакедонского, невольно рот разинешь и долго простоишь. ѕриходилось нам пожалеть, что во врем€ осмотра музе€ у нас не было специалиста-руководител€, который мог бы обратить мертвые немые пам€тники в живую красноречивую историю. Ќаши разно€зычные путеводители не могли заменить живого руководител€. ’ранители же музе€ Ч турки Ч могли сообщить нам лишь очень немногое. ”казыва€ на некоторые предметы, они повтор€ли лишь одно слово: Ђјнтыка, антыка!ї Ёто мы знали и без них, что здесь все Ч Ђантыкаї.

ѕосещение музе€ достаточно убедило нас в том, что археологи€ у турок в зачаточном состо€нии, да и этим “урци€, нужно думать, в значительной степени об€зана иностранцам. ¬едь даже –осси€ учредила в  онстантинополе –усский археологический институт. ¬ насто€щее врем€ вообще европейска€ наука удел€ет весьма много внимани€ ¬изантии. —оздалась цела€ отрасль научного знани€ Ч византологи€. Ћитература [по] византологии растет очень быстро, существует на всех €зыках. »здаетс€ несколько и специальных журналов. –усский человек может с удовлетворением отметить, что в этой области научного общечеловеческого подвига русска€ наука идет нар€ду с западноевропейской. ¬ области византологии русские ученые прин€ты в европейскую ученую семью, даже западные византологи почувствовали необходимость в изучении русского €зыка. –осси€ оказалась благодарной в отношении своей духовной кормилицы Ч ¬изантии. ¬изантологи€ многое объ€сн€ет русскому человеку и из его родной старины.

 онстантинополь. ћечеть султана јхмета. ќткрытка конца XIX века.
 онстантинополь. ћечеть султана јхмета. ќткрытка конца XIX века.
¬ —тамбуле же осмотрели мы, конечно, только совне огромную √олубую мечеть султана јхмета р€дом с ипподромом, которой он хотел затмить —в€тую —офию, но, конечно, не затмил, убивши массу денег.  онстантинопольские мечети весьма разнообразны: одни из них были христианскими храмами, другие, хот€ и выстроены после, не представл€ют собой ничего особенного. √ораздо интереснее те мечети, которые выстроены по подражанию —в€той —офии. “аких мечетей несколько: ¬алидэ, —улейманиэ, Ѕа€зеда и другие. ¬се они огромны и великолепны, некоторые размерами даже превосход€т —в€тую —офию. —равнивать с нашими многими храмами их совершенно нельз€: так они хороши. Ќо одно в —в€той —офии остаетс€ даже несравненным, а не только что непревзойденным Ч это ее бесподобный купол.  упол образует собой небо, и, видно, магометанству не превзойти и не сравн€тьс€ с Ђнебесностьюї христианства. ќсобенно поразительны минареты при мечет€х: обыкновенно у знаменитых мечетей их по четыре. “онкие-тонкие, уход€щие ввысь, смотришь на них Ч шапка с головы валитс€.  ак их строили?  ак они сто€т? Ѕудто три кольца надеты на палец Ч так три узенькие галерейки на большой высоте от земли окружают стройные столбы минаретов, вверху суживающиес€ и оканчивающиес€ совершенно острым копьем. “онкий, высокий минарет, белеющий среди столь же высоких темных кипарисов, Ч это така€ же необходима€ принадлежность каждого мусульманского уголка, как часто неуклюжа€ колокольн€ с крестом Ч в каждом русском селе.

 онстантинополь. ’рам —в. »рины, превращЄнный в ¬оенный ћузей. ‘отографи€ конца XIX века.
 онстантинополь. ’рам —в. »рины, превращЄнный в ¬оенный ћузей. ‘отографи€ конца XIX века.
ѕроходим мимо храма »рины[7], теперь оружейного турецкого склада...  ак т€жело на душе... невольно хочетс€ плакать...

”сталые и как бы подавленные массой исторических воспоминаний о временах давно прошедших, возвращались мы на подворь€. ѕозаимствовав у сопровождавших нас монахов, правда, очень скудные сведени€ по части восточного €зыковедени€, мы по дороге затевали некоторые сношени€ с жител€ми, впрочем, по недостатку нашей филологической образованности разговор наш чаще ограничивалс€ взаимным недоумением и улыбками. ћы научились разбирать турецкие деньги и постарались запомнить их турецкие названи€: он-пара, ирми-пара, беш, ичи, уч и т. д. ѕо дороге зав€зали даже торговые дела. ѕо улицам, особенно ближе к пристани, посто€нно попадаютс€ продавцы открыток с видами  онстантинопол€, альбомов, фотографических снимков. –азмахива€ целой пачкой открыток, кричит какой-нибудь продавец: Ђƒвэ копэйки, двэ копэйки...ї –усские деньги берут и здесь. ѕродавцы сопровождают вас целыми улицами, никак от них не отделаешьс€. ќдин еврей сопровождал нас даже на пароход, предлага€ купить альбом, последний, как увер€л он. Ќо лишь только альбом покупали, как в тот же момент по€вл€лс€ другой, уж совсем последний. “акое по€вление альбомов продолжалось до третьего гудка, когда предприимчивый торговец обратилс€ в поспешное бегство.

ћногие дерзновенно даже отбивались от общей компании и отваживались на самосто€тельные экскурсии в сторону, за что некоторые и поплатились. ѕишущий эти строки отбилс€ от своих спутников еще на √алатском мосту. ¬округ все чужие лица, чужа€ непон€тна€ речь. »ду по пам€ти к подворью. Ќо вот здесь как будто нужно повернуть, а куда Ч Ѕог знает! ¬се переулки так похожи один на другой. ќбращаюсь к торговцам, к прохожим Ч не понимают моих €зыков и только тр€сут головой. Ќаконец полицейский, пон€в, очевидно, из вопроса на новогреческом €зыке только слово Ђјфонї, важно показал на соседний проулок. ќказываетс€, подворье было почти р€дом.

 онстантинополь. ’рам —в€той —офии, превращЄнный в мечеть. Ћитографи€ 1852 г.
 онстантинополь. ’рам —в€той —офии, превращЄнный в мечеть. Ћитографи€ 1852 г.
Ќаше пребывание в ÷арьграде было обидно кратко. ћы рассчитывали побывать здесь еще после посещени€ јфона. ќстатьс€ в  онстантинополе было нельз€, уйдет ЂЋазаревїЧ не скоро дождешьс€ другого парохода, который заходил бы на —в€тую √ору. ј потому и естественно, что мы решили ехать на јфон, а оттуда уже оп€ть возвратитьс€ в  онстантинополь. ѕравда, это не совсем по дороге, но что поделаешь. ѕутешественник Ч человек подневольный, его немало св€зывают различные расписани€ поездов, расписани€ рейсов и тому подобное. Ќо над нами снова сбылось вечно правдивое слово ѕремудрого: Ђћноги мысли в сердце мужа, совет же √осподень пребывает во векиї[8]. Ќам не пришлось возвратитьс€ обратно в ÷арьград, а потому мы принуждены попросить простить нас за краткость описани€  онстантинопол€. Ќа каждом же из нас лежит как бы долг окончить в будущем начатое личное знакомство с ÷арьградом. ƒа разве уж так важно видеть все переулки турецкой столицы, видеть все археологические достопримечательности? ƒл€ человека достаточно лишь стать на чужую почву, и он сразу чувствует себ€ как бы участником чужой дл€ него в другое врем€ жизни.  аждый из нас много знал по истории о константинопольской жизни за целые тыс€челети€, много знал о церковной жизни ¬селенского патриархата до его насто€щих дней, но вдали от тех мест, где протекает эта сама€ жизнь, узнава€ об этой жизни лишь по увесистым томам ученых сочинений, плохо как-то представл€ешь себе всю эту жизнь. ¬место живых людей, вместо чудных берегов Ѕосфора в голове нос€тс€ лишь строки да страницы, столь безучастные, столь однообразные.  огда же хоть на день вступаешь на ту землю, где протекала изученна€ тобою истори€, тогда как-то многое становитс€ €снее, многое теснитс€ в голове, проситс€ наружу. Ётот-то поток воспоминаний нахлынул в наши души, лишь только мы успокоились от спешной беготни по городу. ћы были бы совершенно неправы, если бы не поделились всеми этими воспоминани€ми и знани€ми, ожившими в нас и доселе не потер€вшими своей €ркой жизненности. ќднако нельз€ изложить и этих всех воспоминаний, поэтому мы лучше возьмем лишь часть их.

Ќас интересовала, конечно, не политика “урции, не ее общественное и гражданское настроение. Ќет, политика до оскомины надоела нам еще и дома. ƒо турецкой ли политики, когда не знаешь, как избавитьс€ от российской? ƒругое дело дела церковные. ≈сли эти дела неинтересны дл€ многих Ч это печально, но если они были бы неинтересны дл€ студентов духовной академии Ч это было бы просто ужасно.


ѕри публикации статьи использованы материалы сайта Ѕиблиотеки  онгресса —Ўј.

[1] ѕарички - (παρέχον) давать, представл€ть из своих средств. - ѕрим. ред.
[2] ¬прочем, врем€ построени€ храма ученые определ€ют довольно различно.
[3] ѕавел —иленциарий оставил описание храма —в€той —офии даже в стихах; его описание (ίίκφρασις του ναοΰ της αγίας Σοφίας) состоит из 1029 —“»’ќ¬.
[4] —оборные „иновники и особенности службы по ним. ћ., 1907. —. 17-19Ј ¬ этой замечательной диссертации превосходно изображено значение —в€той —офии  онстантинопольской и дл€ –уси. —м. особ.: √л. II. —. 12-32.
[5] ѕолат€ми паломник называет верхние боковые галереи. √реки их называли чаще γυναικεία или κατηχουμεΐα. “ам сто€ли главным образом женщины начина€ с самой императрицы.
[6] ѕутешествие. »зд. јрхеогр. ком. —ѕб., 1887. —тлб. 23-24,76-77.
[7] ’рам —в€той »рины в  онстантинополе был посв€щен Ѕожественному миру. - ѕрим. ред.
[8] “очна€ цитата: ћноги мысли в сердце мужа; совет же √осподень во век пребывает (ѕритч. 19, 21) - ѕрим. ред.

—в€щенномученик »ларион (“роицкий)

—в€щенномученик »ларион (“роицкий). “ворени€ в 3 томах. “ом 3.
ћосква, »зд-во —ретенского монастыр€, 2004 г.

26 июл€ 2005 года

ƒалее