Год с иеромонахом Серафимом (Роузом)

Год с иеромонахом Серафимом (Роузом). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 384 с. Год с иеромонахом Серафимом (Роузом). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 384 с.
Календарь-дневник на 2015 год посвящен жизни и трудам иеромонаха Серафима (Роуза) — духовного писателя, миссионера, богослова, автора многочисленных книг и статей, оказавших большое влияние на православную жизнь в Америке и вызвавших большой интерес в России.

«ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СКОРЕЕ РУССКИМ, ЧЕМ АМЕРИКАНЦЕМ»

В России знают и любят отца Серафима (Роуза).

Удивительна его судьба — православного миссионера, иеромонаха и подвижника, которому Господь даровал сердце, взыскующее Истины, — и он обрел ее в Православии.

Иеромонах Серафим (в миру Юджин Роуз) родился 12 августа 1934 г. в Калифорнии, в курортном городке Сан-Диего, и рос в типичной американской протестантской семье. Еще в детстве он обращал на себя внимание учителей своей чрезвычайной одаренностью. С отличием окончил школу и в 1952 г. поступил в колледж в Помоне, недалеко от Лос-Анджелеса. К тому времени Юджина перестал удовлетворять тот вариант христианства, который предлагает протестантизм. По окончании колледжа в 1956 году Юджин поступил в Академию по изучению Азии в Сан-Франциско, а еще через полтора года в Калифорнийский университет в Беркли. Курс сравнительной религии при академии давал возможность попробовать себя в различных духовных школах: в индуизме, буддизме, иудаизме, суфизме и др. Юджин изучил их все, ища, как он сам говорил, «прежде всего истину», причем каждую религию он изучал на ее родном языке. Например, конфуцианские тексты он читал на древнекитайском языке. В университете за работу о древних наречиях китайского языка он получил степень магистра.

Один из академических друзей Юджина, специализировавшийся на восточном христианстве, однажды посоветовал ему посетить православное богослужение. Это произошло в Великую Пятницу на Страстной неделе в православном соборе Сан-Франциско. И после этого он начал посещать православные богослужения, учить русский язык, читать книги о Православии.

В 1961 г., завершив подготовку диссертации на звание бакалавра и несмотря на то что в университете ему прочили блестящую карьеру, он решает оставить учебу на время, необходимое для написания книги — исследования духовного состояния современного человека.

Задуманная вещь требовала отдачи всех его душевных сил и энергии. Отказавшись от преподавания в университете, он выбрал для заработка самую грязную, неквалифицированную работу уборщика, дворника, предпочитая любой физический труд умственному, чтобы не мешать ходу своих мыслей. И все-таки Юджин не пошел по пути учености, разочаровавшись в современном научном мире. Он уже преподавал на старших курсах и, оказавшись на пороге блестящей научной карьеры, серьезно засомневался: для него ли эта дорога? Почти все в современной науке делалось не из любви к истине, а скорее по академической моде. Его вхождение в православное христианство сделало вечную Истину осязаемой для него; и чем больше он ее воспринимал и постигал, тем невыносимее становилось для него замечать явный ее дефицит в современных ученых. В дневнике он записал: «Настоящий (а не “штатный” университетский) философ тот, для кого жить значит мыслить, а следовательно, и много страдать...».

В 1961 г. Юджин серьезно заболел. Врачи нашли его болезнь неизлечимой и предсказывали близкую смерть. Физические страдания усугублялись мыслью о том, что он не успел свершить своего предназначения. Он горячо молился Богородице и выздоровел.

У него появились русские православные друзья. Многое из того, что узнал от них о святых местах русской Америки, было для Юджина открытием. Он окончательно осознал, что хочет стать православным, и в феврале 1962 года был принят в лоно Православной Церкви с именем Евгений.

Евгений много времени проводил в храме, посещая все утренние и вечерние службы, с особенным благоговением взирая на архиепископа Иоанна (Максимовича), о котором было известно, что тот ведет аскетическую жизнь и имеет духовные дарования.

Владыка Иоанн предложил ему читать на клиросе. Евгений быстро освоился со сложными церковнославянскими текстами. Когда же архиепископ Иоанн учредил в Сан-Франциско теологическую школу, то Евгений, отучившись три года, окончил курс с отличием, несмотря на то что лекции читались на русском языке.

В 1963 г. святитель Иоанн (Максимович) дал Евгению возможность проявить себя на миссионерском поприще — попросил писать статьи для епархиальной газеты «Православный благовестник». Ранее она выходила небольшим тиражом только на русском языке, но теперь архиепископ Иоанн решил включать в каждый выпуск хотя бы одну англоязычную статью, дабы печатное православное слово дошло и до тех, кто не знает русского языка. Владыка внимательно следил, чтобы ни один номер газеты не оставался без подборки для американцев, он одобрял все написанное и не делал никаких исправлений.

Так с «Православного благовестника» начались авторские публикации Евгения. Впоследствии (уже посмертно) они вошли в сборник «Царствие Небесное». То были короткие, на одну-две страницы, обращения-проповеди на самые разные темы: о церковных праздниках, о житиях святых, об основах духовной жизни. Все они свидетельствовали о возрастании Евгения в православной вере, теперь он больше писал о «Царстве Божием», нежели о «царстве человеческом». Кое-где в «мирских проповедях» он касался философских вопросов и мыслей, изложенных в своей книге.

Вскоре друзья-христиане Евгения предлагают ему организовать Братство, которое продолжит дело Православной миссии в Америке, начатое еще монахом Валаамского монастыря Германом Аляскинским, и назвать Братство в его честь.

Работа должна была начаться с открытия книжной лавки. В то время в Америке еще не было книжных магазинов, продававших православную литературу. Вскоре рядом с собором в Сан-Франциско открылась книжная лавка «Православные книги и иконы», ставшая настоящим центром православия в Америке. Через Братство многие американцы пришли к вере.

Членам Братства все чаще приходила мысль о монашестве. Особенно привлекал их подвиг пустынножительства. Им хотелось отбросить всякую мирскую суету, хотелось жизни, наполненной тишиной и молитвой, жизни среди дикой природы в единении с Богом.

В июле 1967 г. был начат поиск места для устройства скита. Вскоре был найден участок земли на холме, поросшем лесом, в нескольких милях от небольшого городка Платина в Северной Калифорнии (сейчас здесь находится монастырь Преподобного Германа Аляскинского). В 1969 г., в праздник Успения Божией Матери, братья совершили переезд в свою пустыньку, где в течение года работали в тишине и молчании, продолжая выпускать «Православное слово» и другие издания. В октябре 1970 г. Евгений был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского.

Благодаря ежедневным богослужениям, постоянному изучению духовной литературы и отделенности от мира, отец Серафим приобретал все более глубокий духовный опыт. Изучая святоотеческие писания, он успешно передавал дух их в своих работах, окормляя тем самым тысячи читателей. В 1977 г. отец Серафим был рукоположен во священника. Не давая поблажек себе даже в малом, он предпринял беспримерный подвиг служения православным людям. За немногие отпущенные отцу Серафиму годы из-под его пера вышли десятки статей и несколько книг: «Православие и религия будущего» (1975); «Душа после смерти» (1980); «Будущее России и конец мира» (1981); «Святые отцы: верный путь христианства» (1983, опубликована посмертно).

«Северная Фиваида», книга, законченная в 1975 г., содержала в себе жития русских пустынников XIV–XVII вв.

«Духовное наследие святых Северной Фиваиды, — писал отец Серафим, — расчистило русло для мощного потока Православия, нахлынувшего позже — с XVIII по ХХ века; это пора преподобного Паисия (Величковского) и других близких нам по времени святых старцев». Именно этому и хотели посвятить отцы следующую книгу, как бы продолжение «Северной Фиваиды». Долго не могли решить: знакомить американцев сперва с преподобным Паисием (Величковским) или с Оптинскими старцами — продолжателями его традиции. После некоторых колебаний решили начать с преподобного Паисия. Пусть читатель познакомится сначала с духовным основателем Оптиной пустыни, а уж потом с ее старцами. Платинские отцы справедливо полагали, что преподобный Паисий (Величковский) — ключ к разгадке всей русской духовности, а не только такого необычайного явления, как Оптина пустынь. В основу книги легло русское издание жития блаженного Паисия, выпущенное оптинским монастырем в 1847 г. Они дополнили его другими мате риалами, в том числе теми, которые касались его духовного наследия: о возрождении русского и румынского монашества силами учеников святого, о его влиянии на выдающихся духовных и церковных писателей, о его «следе» в Америке трудами преподобного Германа и других подвижников.

Получилось не просто жизнеописание праведника, а выдающееся исследование. Отцам удалось доказать, что, не будь блаженного Паисия, не знали бы мы сейчас такого всеобъемлющего труда, как «Добротолюбие». Его стараниями были собраны и переписаны поучения подвижников, его радением стали они известны людям и пробудили в их душах интерес, дав, таким образом, побуждение к составлению «Добротолюбия» преподобным Никодимом Святогорцем и преподобным Макарием Коринфским.

Важнейшим вкладом иеромонаха Серафима был его часто повторяемый призыв современным православным христианам следовать «царскому пути» — ходить по умеренному, среднему пути, избегая обеих крайностей: справа — неумеренный ригоризм, склоняющийся к фанатизму, и слева — послабление, ведущее к модернизму и экуменизму. Он пишет: «Мы можем сказать, что “царский путь” истинного Православия сегодня — это среднее, которое лежит между крайностями экуменизма и реформаторства с одной стороны и “ревности не по разуму” (Рим 10, 2) с другой. Истинное Православие не идет “в ногу со временем”, с одной стороны, но оно не делает “строгость”, “корректность” или “каноничность” (что все положительно само по себе) оправданием для фарисейского самодовольства, эксклюзивности и недоверия, — с другой”. Эту истинно православную умеренность не следует путать с простой теплохладностью, или безразличием, или с каким-либо компромиссом между политическими крайностями».

Проповеди отца Серафима всегда были короткими, он не пользовался записями. Он говорил без всякого актерства, без каких-либо жестов или эмоциональных ударений — очень спокойно, как бы беседуя со слушателями. Он всегда старался разъяснить какой-нибудь один вопрос, и это помогало лучше запоминать и обдумывать его слова. В 1982 году, накануне праздника Преображения Господня, отец Серафим произнес свою последнюю проповедь.

По смирению он никогда не жаловался на состояние здоровья и, заболев, молча удалился в келью для молитвы. Тем не менее братья скоро поняли, что он серьезно болен, и поместили его в ближайшую больницу. После операции врачи предупредили о возможном летальном исходе. 20 августа (2 сентября) 1982 г. отец Серафим отошел ко Господу. Ему было 48 лет.

Прошло более тридцати лет со дня кончины отца Серафима (Роуза).

Но и сегодня книги отца Серафима и пример его жизни несут православному читателю учение святых отцов и саму веру православную. «Православие. Религия, которая покоряет многих, вначале лишь величавой, неземной красотой богослужебного обряда, — писал отец Серафим.

“Не знаем, где мы были — на земле или на небе, где поют Ангелы”, — говорили святому князю Владимиру русские послы, побывавшие на богослужениях в Константинополе. Душа, уже почти отчаявшаяся найти Бога, вдруг встречает Его: неожиданно, непредсказуемо и подлинно. У нее начинается совсем другая жизнь, прежде как будто неизвестная ей, всегда желанная и радостно узнаваемая. Это и есть православие — подлинное христианство, свободное от человеческих помыслов».

13 августа 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
30-летие блаженной кончины иеромонаха Серафима (Роуза) 30-летие блаженной кончины иеромонаха Серафима (Роуза)
Фоторепортаж
2 сентября 2012 года православный монастырь святого Германа Аляскинского в Платине (Калифорния, США) принял более 200 паломников, съехавшихся со всей Америки по поводу 30-летия со дня блаженной кончины иеромонаха Серафима (Роуза).
Ищущий Истины Ищущий Истины
Памяти иеромонаха Серафима (Роуза)
Урожденный американец, интеллектуал и бунтарь, духовный дайвер, прежде всего среди глубин восточных практик, харизматическая личность… Он искал истину, ему не нужны были слава и успех, он был действительно not of this world. И его приход к Православной Церкви, и особенно к русскому Православию, производил сильнейшее впечатление на нас, молодых русских, только-только обретающих веру отцов.
Православная Америка. Часть 1 Православная Америка. Часть 1
Мон. Корнилия (Риз)
Православная Америка. Часть 1 Православная Америка. Часть 1. Иеромонах Серафим (Роуз)
Монахиня Корнилия (Рис)
Минувшей зимой перед студентами Московской духовной академии и семинарии выступила с лекцией о православной Америке монахиня Корнилия (Рис), постриженица и насельница скита блаженной Ксении Петербургской при монастыре во имя Германа Аляскинского (Сербская Православная Церковь, Северная Калифорния, США). И скит, и сам монастырь были основаны отцом Серафимом (Роузом).
Комментарии
Александр Сустретов28 февраля 2015, 00:38
Уважаемый Василий Н.!
Отец Серафим-рыцарь истины, а мы деградировали до убогой толерантности (увы, не только бытовой, но и духовной).Истина (Бог) одна!И Создатель дал нам ее в "прямой речи"-через Христа.Те, кто ищет истину, кто мобилизовал для этого свой дух, а не только разум, неизбежно приходят к православию. Все же прочие искания(буддизм, ислам,тем более иудаизм)-ложны, ибо при ближайшем рассмотрении они оказываются сознательным уходом от истины (для решения земных проблем или ухода от них)и ни в коей мере не являются боговдохновенными. Толерантность к таким учениям - попущение злу, если мы действительно уважаем приверженцев этих учений-мы должны открыто и твердо говорить им об их заблуждениях(что и делал о. Серафим). А. Мень безусловно авторитетный человек, много сделавший для православия, но он таки договорился до экуменизма.
Василий Н.18 августа 2014, 16:59
Ирине Рюрик

В данной ситуации дело все-таки не в страхе. Я вполне искренне уважаю все религии. Повторю, мне близка точка зрения протоиерея Александра Меня. Не сомневаясь в истинности православия, он в то же время отнюдь не склонен был видеть в иных религиях одну лишь бесовщину. Для него религия прежде всего - плод искренних усилий человека познать Бога и мир. Поэтому отец Александр старался увидеть в нехристианских религиях как черты ложного, так и элементы знания об Истинном Боге. Подобным образом, кстати, Климент Александрийский рассматривал античную философию как подготовку греков к истинному богопознанию. Отец же Серафим видит во всем только негативное - не только в индуизме и буддизме, но и в философии Н. Бердяева, и в научной фантастике. Это-то и отталкивает меня.
(Сразу оговорюсь, я знаю, что некоторые православные негативно относятся к отцу Александру, поэтому, повторю, можете со мной не соглашаться).
Ирина Рюрик16 августа 2014, 22:16
Для Василия Н.

Василий Н. Вы огорчились? Я не хотела Вас обидеть, извините, если я Вас огорчила.
Но, я ничего не передергиваю, это Вы запутались в своих симпатиях. Вы называете православие истинной верой, но при этом симпатизируете индуизму, где-то в глубине душе. Иначе, как понимать Вашу реакцию на критику индуизма иером. Серафимом. В своих работах иером. Серафим дает очень жесткую критику именно индуизму и буддизму, а не Индии как светскому государству, я столь жесткую критику встречала только в его работах. Вас эта критика расстроила. Да и Ваши слова «Ирина, нехристианские верования, безусловно, являются заблуждением. Но вот называть их беснованием я бы поостерегся» меня и насторожили. Нехристианские верования, это верования в которых нет Христа, а там где нет Христа, сами знаете, кто появляется и поселяется, а Вы боитесь это признать и даже остерегаетесь и так очень осторожно называете это заблуждением. Что Вас так пугает? Чья реакция Вам неприятна? Реакция тех кто исповедует эти нехристианские религии или того кто в этих религиях прячется? Василий Н. не думайте, что я Вас хочу в чем-либо уличить или обидеть, или усомнится в Вашей любви к Православию, но все, же разберитесь в своих симпатиях. Еще раз извините, если я Вас обидела.

Василий Н.16 августа 2014, 20:36
Ирине Рюрик

Ирина, не надо, пожалуйста, передергивать. Где я писал, что православие не является истинной верой? Наоборот, я написал, что нехристианские верования - это заблуждение (причитайте еще раз мое сообщение от 2014-08-15, 23:42). Но не надо судить о них столь категорично, как вы. При чем тут заискивание?
Ирина Рюрик16 августа 2014, 16:23
Для Василия Н.

А мусульмане о нас как-то по-другому думают? Для мусульман мы неверные, иудеи называют христианство картиночной религией, придуманной людьми и все они, и мусульмане и иудеи, считают свою религию истинной и не боятся об этом говорить, в отличие от Вас. Если не верите, зайдите на любой еврейский сайт и почитайте, что там пишут в разделе "задайте вопрос раввину" или на мусульманские сайты. Вот Апостолы и первые христиане не сильно переживали, что о них подумают язычники и иудеи, как впрочем, и христиане в Османской империи, которые соглашались принять мученическую смерть, но от православия не отрекались. Все они смело и открыто свидетельствовали о том, что православие это истинная вера, которая дарует человеку спасение.
А Вы Василий Н. все чего-то боитесь и все заискиваете перед людьми. Боитесь обидеть людей? А Господа нашего огорчить Вашими сомнениями Вы не боитесь?

Василий Н.16 августа 2014, 12:18
Подумайте, Ирина, ведь тем самым вы называете бесноватыми всех мусульман, иудеев, буддистов.
Василий Н.15 августа 2014, 23:42
Ирине Рюрик

Ирина, нехристианские верования , безусловно, являются заблуждением. Но вот называть их беснованием я бы поостерегся. Можете со мной не соглашаться, но мне ближе точка зрения отца Александра Меня: все религии - это попытки человека познать Бога, а христианство - ответ на них.
Ирина Рюрик15 августа 2014, 12:12
Для Василия Н.

Для православного человека есть только одна религия - Святое Православие. Все остальные верования для православного это ересь и беснование. Так, что иером.Серафим полностью прав, а Вы нет.
студент геолог14 августа 2014, 23:34
"Православие и религия будущего" просто замечательная книга. Это хлеб насущный. Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего иером.Серафима и святыми его молитвами прости моя согрешения.
Василий Н.14 августа 2014, 15:04
Марии

Мария, ничего не говорю об опасности магических практик, хоть индийских, хоть каких-либо еще. Но вы знаете, скажу прямо, после книги "Православие и религия будущего" у меня на душе осталось какое-то чувство подавленности. Все вокруг - бесовщина, вплоть до книг Ивана Ефремова. И насчет Индии. Возможно, я ошибаюсь, но отчего-то мне кажется, что, если бы отец Серафим был миссионером в Индии, вряд ли бы добился таких успехов, как святитель Николай Японский в Японии.
Но, повторю еще раз, это единственная книга отца Серафима, которую я прочитал. Возможно, другие его труды произведут на меня совсем иное впечатление.
Почитая человека за его заслуги перед христианством и Церковью, за его личный опыт богопознания, все же, ИМХО, не стоит безоговорочно принимать все, что он написал.
Простите.
Денис Денисов14 августа 2014, 06:22
Отцы Православной Церкви!
Владислав C.14 августа 2014, 00:38
Отец Серафим (Роуз) был человеком необычайной чистоты и красоты. Посмею высказать мысль, что возможно главное в его трудах, не столько книги и статьи, а он сам, как явление и путь его жизни - настоящее преображение в "новую тварь".
Андрей13 августа 2014, 23:11
О. Серафим прекрасный православный подвижник и мыслитель. Его труд "Корень революции; нигилизм" ("Человек против Бога") считаю пророческим. Сегодняшние печальные события, которые мы наблюдаем в мире как нельзя подходят под название этого произведения и объясняются в нем. Приношение православного американца нам весьма велико и ценно.
Maria13 августа 2014, 21:07
Василию:

Сама я сильно пострадала от черной магии Индии, маскирующейся под "всемирное просветление". Это травма, наверное, останется со мной на всю жизнь как страшное воспоминание о том, как сатана может представать под видом ангела света...
Поэтому я полностью согласна с О Серафимом об Индии.

Еще я лично благодарна ему за то, что он удержал меня в Православной Церкви. Когда я пришла - приползла - к православной вере, после сектантно-оккультных поисков, мне очень трудно было понять как, что, и зачем в Церкви, и с какой стати я должна молиться Пресвятой Богородице (меня от самих этих святых слов передергивало), а не сидеть и медитировать и совершенствовать свое "я". Я паломничала в Платину, и дай Бог буду там еще.

Очень советую книгу "Молодой человек, гуру, и старец Паисий", она очень хорошо об Индии повествует
Сергей Ларин13 августа 2014, 20:11
Преподобный Серафим (Роуз) - святой отец Церкви!
Василий Н.13 августа 2014, 13:14
К сожалению, в настоящее время знаком только с одной работой отца Серафима - "Православие и религия будущего". Не согласен со многим из сказанного в ней - например, с категорическим неприятием научной фантастики, с изображением Индии как чуть ли не центра мирового зла. Но, наверное, другие труды отца Серафима все же стоит прочитать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×