Архимандрит Сергий (Плаксин) – последний наместник Сретенского монастыря в годы революционной смуты

Сретенский монастырь в 1920-е годы Сретенский монастырь в 1920-е годы
    

11 ноября 1937 года в г. Вязьме Смоленской области был расстрелян наместник Сретенского монастыря архимандрит Сергий (Плаксин), разделивший с обителью все тяготы революционного времени. Собранные о нем в монастырских архивных документах сведения немногочисленны.

Архимандрит Сергий родился в 1865 году в семье псаломщика Смоленской епархии. В крещении он был назван Иваном. Образование получил в Вяземском духовном училище. Указом Московской Святейшего Синода конторы 27 апреля 1893 года Иван Плаксин был определен послушником Донского монастыря, где 13 июня 1899 года состоялось его пострижение в монашество с именем Сергий, а 4 июня 1900 года – рукоположение во иеродиакона. В честь коронования Государя Императора Николая II он был награжден памятной серебряной медалью на Андреевской ленте[1].

Указом Московской духовной консистории 27 декабря 1905 года иеродиакон Сергий был переведен в Сретенский монастырь. Рукоположен во иеромонаха 8 мая 1908 года. 9 июля 1908 года он был утвержден благочинным монастыря и за усердное исправление должности благочинного награжден в 1912 году набедренником. С 16 августа 1914 года стал исполнять послушание ризничего монастыря[2].

Гостиница «Билло» на углу Большой Лубянки и Варсонофьевского переулка Гостиница «Билло» на углу Большой Лубянки и Варсонофьевского переулка
    

В 1914 году иеромонах Сергий совершал богослужения для больных и раненых воинов в госпитале, расположенном в здании гостиницы «Билло» на Большой Лубянке. За усердное исполнение пастырских обязанностей при госпитале 6 мая 1915 года он был награжден от Святейшего Синода золотым наперсным крестом, и 21 мая 1916 года по ходатайству администрации, больных и раненых воинов Его Высокопреосвященством было разрешено поднести отцу Сергию золотой наперсный крест особого образца.

По ходатайству командира 1-го запасного телеграфного батальона от 6 апреля 1915 года за № 3595 вследствие убытия на театр военных действий настоятеля Благовещенской церкви (в Сокольниках) иерея Василия Слюнина резолюцией Его Высокопреосвященства 9 апреля 1915 года иеромонах Сергий назначался исполняющим должность настоятеля означенной церкви. По ходатайству командира телеграфного прожекторного полка и командира 22-й автомобильной роты Его Высокопреосвященством отец Сергий 21 декабря 1917 года был возведен в сан игумена.

По причине отъезда настоятеля обители архимандрита Афанасия и казначея игумена Дамиана отец Сергий управлял монастырем в 1918–1920 годы и за усердное исправление обязанностей настоятеля монастыря был награжден палицей в 1920 году[3].

Епископ Иларион (Троицкий) Епископ Иларион (Троицкий)
Архимандрит Сергий (Плаксин) жил в обители при пяти настоятелях: архимандрите Никоне (Нечаеве; 1904–1907), архимандрите Афанасии (Самбикине; 1908–1919), архиепископе Леониде (Скобееве; 1919)[4], архиепископе Гурии (Степанове; 1919–1920) и архиепископе Иларионе (Троицком; 1920–1922). По ходатайству настоятеля монастыря епископа Илариона исполняющий обязанности казначея и ризничий монастыря игумен Сергий (Плаксин) 23 июня 1920 года был назначен при нем наместником обители с возведением в сан архимандрита[5].

Начиная с 1918 года властями предпринимались настойчивые попытки закрыть монастырь. Так, 19 июля 1918 года комендантом по реквизиции помещений было объявлено, что по декрету должно быть оставлено в Сретенском монастыре для обслуживания храма только 10 человек братии и им вместе с настоятелем «должно быть предоставлено лишь 6 комнат»[6]. На территории монастыря стали проживать, по указанию советской власти, посторонние, учинявшие разные беспорядки в обители. Архимандрит Сергий все эти годы заботился о сохранении монастыря, прекращении беспорядков и о восстановлении разрушающихся строений обители.

В 1919 году он писал в юридический отдел Моссовета: «Живущие по ордеру советской власти по соглашению с администрацией <…> должны ли они платить за занимаемые помещения, а также оплачивать за пользование электрическим светом и водопроводом и другими удобствами и за порчу имущества ими в занимаемых помещениях»[7].

В 1920 году архимандрит Сергий подал заявление в юридический отдел Городского района СДД: «14/27 февраля сего года (1920) явился в Сретенский монастырь представитель Смоленского Гублескома, который арендует находящиеся в Сретенском монастыре сараи, и без предъявления какого-либо мандата или распоряжения извлек из сарая принадлежащие монастырю сани, хомуты и всю сбруйную принадлежность, в нем временно находящиеся и состоящие на учете юридического отдела, и передал все означенные предметы явившемуся совместно представителю Главлескома»[8].

То, в каком состоянии находился монастырь и его храмы в это время, видно из письма, поданного наместником архимандритом Сергием 14 июня 1921 года в Отдел охраны памятников старины:

«Храмы означенного монастыря требуют радикального ремонта крыш и водосточных труб и их окраски, вследствие проржавения которых образовалась во многих местах течь, приносящая опасный вред для целости храмов, что особенно резко выявляется по отношению Никольского храма…

Совет общины и вся братия убедительнейше просит отдел откликнуться на их просьбу выдать необходимые средства для осуществления указанной задачи, определение коих будет зависеть от осмотра всех изъянов на месте; при этом мы выражаем надежду, что отдел, поставивший своей целью поддерживать, елико возможно, в сохранности все исторические памятники старины, к которым, несомненно, принадлежат и храмы Сретенского монастыря, изыщет средства для требуемого ремонта, приступить к которому необходимо в текущий сезон, ибо оставлять в таком положении храмы на произвол судьбы или отдалять работы на будущий даже год не представляется возможным без риска по последствиям от наносимого храмам вреда.

Кроме того, Совет общины пользуется данным случаем заявить отделу, что, не имея успеха в исполнении его требования к лицам, проживающим в ограде монастыря, о содержании в чистоте мест, прилегающих к храмам, и очистке наваленных в разных местах грязи и отбросов, он вынужден просить отдел обратиться официально к подлежащим властям с требованием принять решительные меры к очистке церковного двора и воспрещению гадить и сваливать мусор под стенами храмов.

Подписи: н. архимандрит Сергий, игумен Иларион, иеромонах Владимир, иеромонах Димитриан, Трусевич, Алексей Фокин, Преображенский»[9].

Архимандрит Сергий был свидетелем изъятия церковных ценностей и действий обновленцев.

В 1924 году Церковно-приходской совет и братия Сретенского монастыря обращались к митрополиту Крутицкому Петру, управляющему Московской епархией:

«Наместник нашей обители о. архимандрит Сергий, находясь в обители с 1905 года, много потрудился для благосостояния ее и особенно в последние столь тяжелые и трудные годы, он много претерпел и разных лишений – и даже до ареста. Ввиду сего Церковно-приходской совет и братия Сретенского монастыря осмеливаются покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство Милостивейшаго Архипастыря и отца сделать представление о награждении архимандрита Сергия дикирием и трикирием для осенения во время богослужений. Последнюю награду имеет палицу с 1920 года.

Председатель Церковно-приходского совета Трусевич, игумен Виталий, иеромонах Владимир, иеромонах Гермоген и (две неразборчивые подписи)»[10].

В 1925 году во главе Сретенского монастыря становится епископ Борис (Рукин). После его перехода в григорианский раскол братия разошлась из обители.

Архимандрит Сергий уехал к себе на родину – в с. Милюково Смоленской области.

Из дела архимандрита Сергия Из дела архимандрита Сергия
    

Как следует из материалов дела, «разработка» архимандрита Сергия началась еще в 1932 году.

Наиболее ярко образ архимандрита Сергия передает следственное дело 1937 года. Как следует из материалов дела, «разработка» архимандрита Сергия началась еще с 1932 года, когда уполномоченному по Новодугинскому району поступило сообщение:

«По нашим данным в с. Милюково В/района – проживает монах-архимандрит Плаксин Сергей, который в последнее время систематически, среди населения, ведет к-р агитацию, в частности, по срыву коллективизации. Помимо этого, устраивает сборища женщин и доказывает им вредность коллективизации и необходимость поддерживать религию. У Плаксина, якобы имеются несколько комплектов ценного церковного облачения: две дорогих митры и ряд других церковных предметов, которые, якобы им похищены из Московского монастыря, где он являлся архимандритом. Кроме этого, у Плаксина имеется золото и продается лицам, близко стоящим к нему.

Учитывая важность данных сведений, – Вам срочно необходимо установить названного Плаксина и через с/осв., повести разработку, в плоскости подтверждения его к-р деятельности. Одновременно обратите внимание осведомления на выявление вокруг него а/с группировки. Все собранные материалы вышлите в СПО Оперсектора. 13.10.1932»[11].

Массовые репрессии 1937–1938 годов были следствием решения Политбюро ВКП(б) от 2 июля 1937 года «Об антисоветских элементах» и о проведении широкомасштабной операции по репрессированию целых групп населения. Во исполнение этого решения вышел ряд приказов Н.И. Ежова, одним из которых стал оперативный приказ НКВД СССР по «репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Под другими «антисоветскими элементами» подразумевались «члены антисоветских партий, бывшие белые, жандармы, чиновники царской России… церковники». «Антисоветские элементы» разбивались на две категории: первая подлежала «немедленному аресту и по рассмотрению дел на тройках – расстрелу», вторая – заключению в лагеря на срок от 8 до 10 лет[12].

Из дела архимандрита Сергия Из дела архимандрита Сергия
    

18 июля 1937 года была составлена справка на подлежащего репрессированию Плаксина Сергея Владимировича (архимандрита Сергия), в которой указывалось:

«В 1932 году будучи священником с. Милюково Ново-Дугинского района занимался в распространении к-р агитации, в частности по срыву коллективизации. Устраивал сборища женщин и доказывал им вредность коллективизации и необходимость поддерживать религию, тем самым разлагающе действовал на трудовую дисциплину в колхозе.

«…он в церкви во время служения и перед верующими публично поминает “о всех страждущих и заключенных в тюрьмах”…»

В 1936 году замечался в распространении антисоветской агитации, выражавшейся в том, что он в своих проповедях к верующим говорил, чтобы они по воскресным дням не выходили на работу в колхозах. В последнее время после ряда разоблаченных врагов народа и примененных к ним мер расстрела и лишения свободы, он Плаксин в церкви во время служения и поминовения умерших, также перед верующими публично поминает “о всех страждующих и заключенных в тюрьмах”, что в церковном уставе делать этого не положено, но он хотя и не называет по именам наказанных предателей и врагов народа, но их демонстрирует перед верующими замаскированно»[13].

13 сентября 1937 года был выписан ордер «на производство обыска и ареста Плаксина Сергея Владимировича, проживающего с. Артюхи Запобласти (Смоленской) области»[14]. После ареста он содержался под стражей в тюрьме г. Вязьмы. В протоколе допроса от 14 сентября 1937 года содержатся следующие сведения:

«Вопрос: Где проживали и чем занимались вы в дореволюционное время?

Ответ: Родился я в селе Милюково ныне Тесовского сельсовета Новодугинского р-на Запобласти, отец мой был псаломщик милюковской церкви. Отец мой умер, оставив меня в 3х месячном возрасте. 18ти лет я ушел в монастырь в город Москву, где я и прожил до 1927 года. Служил я сначала в Донском монастыре, а после в Сретенском. А с 1927 года проживаю в Новодугинском районе.

Вопрос: Скажите причины выезда из Москвы.

Ответ: Я приехал в Новодугинский район на похороны сестры, но потом решил больше не ездить в Москву.

Вопрос: Почему вы больше в Москву решили не ездить?

Ответ: У сестры было хозяйство, т.е. лошадь, корова, домик с двором и 5 га земли, а потому я занялся сельским хозяйством, где проработал около 2х лет.

Вопрос: Проживая в селе Милюково, вы исполняли религиозные требы?

Ответ: Да, 6 месяцев я в Милюковской церкви служил священником, т.к. священники Сушинский и Ершов отбывали наказание по суду за невыполнение хлебозаготовок. Это было примерно в 1929 году.

Вопрос: За что и когда вас судили?

Ответ: В 1928 году по разрешению РИКа я продал свою лошадь, но меня за это привлекли к ответственности на суде в селе Тесове (а кто судил я не знаю), меня приговорили на 1 г 3 мес лишения свободы, но в Вязьме меня оправдали и из-под стражи через 10 дней был освобожден.

Вопрос: С какого времени вы служите в Богоявленской церкви?

Ответ: 5 февраля 1931 года епископом Владимиром[15] я был назначен в село Артюхи священником Богоявленской церкви, где я служил до момента ареста.

Вопрос: Следствие располагает данными, что, будучи в городе Москве, вы подвергались аресту и привлекались к ответственности. Подтверждаете ли это?

Ответ: Нет, этого я не подтверждаю. Признаю, что примерно в 1925–26 гг. меня арестовывали, но обвинений никаких предъявлено не было и примерно через 6 месяцев после ареста из-под стражи освобожден. Кроме того по доносу женщины меня судили якобы за прелюбодеяние, но этого доказано не было и я был по суду оправдан»[16].

20 сентября 1937 года отец Сергий снова был допрошен:

«Вопрос: Подтверждаете ли вы данные вами показания 14 сентября с/г?

Ответ: Да, подтверждаю.

Вопрос: Следствию известно, что вы во время исполнения треб среди населения проводили а/с агитацию. Подтверждаете ли это?

Ответ: Нет, этого я не подтверждаю. И поясняю, что во время похорон быв. счетовода артюховского сельпо Орехова и быв. кассира Дубовецкого льнозавода Уварова мною было сказано “Друг мой, в храме ты не бывал, а если и бывал, то что-либо посмотреть, а не молиться. И по просьбе жены я должен тебя отпеть. Ты в храм не ходил, а теперь всё-таки пришел или тебя принесли”. Других же слов я не говорил.

Вопрос: Что вы еще можете дополнить к вашим показаниям?

Ответ: Больше по существу дела показать ничего не могу»[17].

18 октября 1937 года архимандриту Сергию (Плаксину) было вынесено обвинительное заключение. Следователь писал:

«Плаксин в 1928 году судим, кроме того дважды арестовывался. В дореволюционное время Плаксин служил монахом в гор. Москве и с 1927 года проживает в Новодугинском районе, с того же времени служит священником (архимандритом) в церквях Новодугинского района.

Во время исполнения треб Плаксин призывает верующих аккуратно посещать церковь и не работать в праздничные дни. Кроме того он проводит антиколхозную агитацию, используя все колхозные неполадки и стихийные бедствия, например, после градобития он говорил “это вас наказал Бог, что пошли в колхоз”.

«После снятия колоколов с церкви в 1936 году он среди верующих говорил: “Если бы вы захотели, то могли бы не дать снимать колокола…”»

После снятия колоколов с церкви в 1936 году он среди верующих говорил “если бы вы захотели, то могли бы не дать снимать колокола, собрались бы все и никто не имеет права против вас верующих идти”. Своими действиями он разлагающе влияет на состояние труддисциплины в колхозе, т.к. верующие идут вперед в церковь, а потом работать в колхоз, но, смотря на верующих, не идут работать и все остальные колхозники, что особенно отражается в бригаде № 2 в селе Артюхах колхоза “Луч красного октября”. Изложенное подтверждается свидетельскими показаниями.

Постановил:

Следственное дело по обвинению Плаксина Сергея Владимировича направить на рассмотрение тройки УНКВД»[18].

Из дела архимандрита Сергия Из дела архимандрита Сергия
    

29 октября 1937 года заседание тройки УГБ УНКВД постановило: «Плаксина Сергея Владимировича расстрелять. Лично ему принадлежащее имущество конфисковать»[19].

11 ноября 1937 года постановление приведено в исполнение. Архимандрит Сергий был расстрелян[20].

Реабилитирован он 20 апреля 1989 года[21].

[1] Центральный исторический архив г. Москвы (далее – ЦИАМ). Ф. 203. Оп. 763. Д. 134. Л. 13 об. – 14.

[2] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 763. Д. 87. Л. 736 об. – 737.

[3] Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 831. Оп. 1. Д. 281. Л. 182.

[4] Уклонился в обновленческий раскол.

[5] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 281. Л. 182.

[6] Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 159. Л. 2.

[7] Центральный государственный архив Московской области (далее – ЦГАМО). Ф. 66. Оп. 18. Д. 60. Л. 93.

[8] ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 72. Л. 65.

[9] Центральный архив г. Москвы (ЦАГМ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 130. Л. 2–3.

[10] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 281. Л. 180–180 об.

[11] УФСБ РФ по Смоленской области. Д. 22100-с. Л. 24. Здесь и далее пунктуация и стиль документов сохранены.

[12] Пострадавшие за веру и Церковь Христову. 1917–1937. М., 2012. С. 503.

[13] УФСБ РФ по Смоленской области. Д. 22100-с. Л. 1–2.

[14] Там же. Л. 3.

[15] Епископ Владимир (Горьковский) был расстрелян в 1937 году.

[16] УФСБ РФ по Смоленской области. Д. 22100-с. Л. 8–9.

[17] Там же. Л. 11.

[18] Там же. Л. 30.

[19] Там же. Л. 31.

[20] Там же. Л. 32.

[21] Там же. Л. 34.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Архиепископ Гурий (Степанов; 1919–1937) Архиепископ Гурий (Степанов; 1919–1937)
Жизнеописание
Архиепископ Гурий (Степанов; 1919–1937) Архиепископ Гурий (Степанов; 1919–1937)
Жизнеописание по архивным материалам
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
Когда этап шел пешком по Иркутску от вокзала до тюрьмы, владыка Гурий был встречаем у каждой приходской церкви колокольным звоном.
Сретенский монастырь в 1924 году Сретенский монастырь в 1924 году
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
22 марта 1924 года Моссовет рассматривал ходатайство Московского окружного управления Союза связи «о закрытии так называемого Сретенского монастыря и передаче союзу помещения монастыря для устройства в нем центрального спортивного клуба рабочих и служащих».
Сретенский монастырь в 1920 году Сретенский монастырь в 1920 году
Иеромонах Иоанн (Лудищев)
В московских монастырях молились о заключенных. Московский житель Николай Окунев в своем дневнике от 26 июля / 8 августа 1920 года писал: «Вчера был в Сретенском монастыре, где дьякон в ектенье упоминал о “заключенных епископах Феодоре и Гурии”. Дьякон такой тощий, голодный на вид».
Комментарии
Наталия20 декабря 2014, 02:28
Замечательная статья! Невероятно,как человек с такими огромными нагрузками,как о.Иоанн, находит время и силы для научной работы!Дай Бог здоровья отцу Иоанну!
Светлана13 ноября 2014, 13:04
Слава Богу, что за нас, грешных, есть еще один светлый молитвенник во Царствии Божием. Удивительная судьба русского священника, монаха, так схожая с жизненными путями многих новомучеников Российских. Будем надеяться, что настанет время, когда мы будем зажигать свечи перед образами священномучеников архиепископа Гурия (Степанова) и архимандрита Сергия (Плаксина)...Огромное спасибо автору за статью, давно хотелось узнать о последних насельниках монастыря перед его закрытием.
Юлия12 ноября 2014, 22:05
Почему не взяты архивные материалы из РГАСПИ? Они хоть и не касаются напрямую Сретенского монастыря ,но в наших фондах есть весьма ценные документальные свидетельства о том, как проходили судебные процессы.
Алексий11 ноября 2014, 18:13
Простите: - о.Сергий канонизирован? Есть ли ему служба?
Виталий11 ноября 2014, 18:11
Тяжело читать, как в те времена фабриковали дело с таким приговором.
Елена11 ноября 2014, 12:16
о. Иоанн, спасибо за просвещение в истории Сретенского монастыря. Вы не только прекрасный батюшка, но и замечательный писатель!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×