О зависти и властолюбии в истории Византии и Руси

Ирано-византийская война (602—628) Ирано-византийская война (602—628)

К сожалению, вирус зависти поражал и христианские державы, в том числе и Восточно-Римскую Византийскую империю. Достаточно упомянуть, что из 66 византийских императоров 33 было свергнуто с престола, и это было связано в первую очередь с честолюбием и завистью. Коснемся лишь нескольких узловых моментов истории Византии, связанных с ее катастрофами и в конечном счете с ее крушением.

Византия

Узел первый – 601‒602 год

Императорская армия ведет успешную войну со славянами на Дунае, переправляясь через него и наводя страшные опустошения в славянских селениях. Однако войско устает от постоянных зимних экспедиций и начинает роптать. Этим пользуется честолюбец и демагог сотник Фока, который разжигает мятежные настроения, поднимает армию на бунт и ведет на Константинополь. Завистливая знать в Константинополе устраивает заговор против императора Маврикия и парализует всякое сопротивление по отношению к мятежной Дунайской армии. Фока входит в Константинополь, казнит царя с его сыновьями, а затем устраивает самый настоящий террор, в том числе и против тех, кто способствовал его восхождению на престол. В общем, все это несколько напоминает наши две революции 1917 г., а заодно и расстрел Царской семьи в 1918-м г.

Впрочем, в Византии начала VII в. была и своя интервенция. Персидский царь Хосрой, воспользовавшись гибелью Маврикия, своего благодетеля, объявляет войну Ромейской империи и одерживает ряд блестящих побед, занимая Армению и Сирию. 27 лет Византийская империя ведет изнурительную борьбу с Персией, победив в ней чудом и истощив последние ресурсы. В результате, когда на ослабевшую Восточно-Римскую империю напали арабы под предводительством Мухаммеда в 632-м году, у нее уже не оставалось ни сил, ни воли к сопротивлению. Последовательно мусульманские воители заняли Сирию, Палестину, Армению, Египет, Северную Африку и угрожали самому Константинополю. Иными словами, если ислам отчасти явился плодом христианских ересей (в частности, несторианства и гностицизма), то его успехи – плодом зависти среди христиан.

Узел второй – 1071 год

У византийцев были все шансы на победу. Однако в войске свила гнездо измена

Воинственный император Роман Диоген двинул свои войска в Армению против турок-сельджуков, кочевников, вышедших из Средней Азии. Войско было многочисленно и хорошо снаряжено, Роман был прекрасным полководцем. У византийцев были все шансы на победу. Однако в войске свила гнездо измена. Знатный род Дука завидовал Роману и стремился свергнуть его с престола. Неоднократно на императора организовывались покушения. В битве при Манцикерте, когда победа ромеев была близка, один из Дук закричал, что император погиб и надобно отступать. Эта ложная весть привела к панике и бегству византийцев. Битва была проиграна, император попал в плен, после чего для турок открылась свободная дорога в Малую Азию. Затем началась гражданская война между Дуками и Романом, в результате которой император Роман был захвачен в плен и злодейски ослеплен. Между тем турки под шумок захватывали богатые малоазийские провинции – основу византийской мощи и оплот ее армии. В результате через 10 лет после Манцикерта турки вышли к Эгейскому морю. Новый император Алексей Комнин с помощью крестоносцев смог отвоевать едва ли половину Малой Азии, все остальное навсегда было потеряно для империи, которая стала клониться к своему концу. Вот цена зависти и предательства Дук.

Узел третий – 1195 год

Поход не завершился победой из-за измены завистливого брата императора

Император Исаак Ангел, свергнув жестокого узурпатора Андроника Комнина, смог восстановить относительный порядок в стране и изгнать захватчиков-норманнов из Фессалоник. В 1195-м году он был накануне разгрома мятежных болгар. Однако поход против них не завершился победой из-за измены завистливого брата императора – Алексея Ангела, который домогался престола. Алексей устроил заговор против своего брата Исаака, коварно захватил и ослепил его, сам же стал императором. Последствия его восшествия на престол были катастрофическими.

Во-первых, была проиграна война с болгарами, во главе которых встал грозный Иоанн Калоян, с ними был подписан позорный для империи мир. Во-вторых, в стране воцарились коррупция и беззаконие: доходило до того, что начальник Константинопольской тюрьмы Лагос ночью выпускал воров на промысел, чтобы они делились с ним добычей, а друнгарий (адмирал) императорского флота Стрифис по кличке «Толстопузый» распродавал все вверенное ему имущество, начиная с боевых кораблей и кончая канатами и гвоздями. В-третьих, Алексей, сын Исаака Ангела, смог бежать из темницы и пробрался на Запад, где стал уговаривать западных властителей восстановить на византийском престоле его отца, ослепленного Исаака Ангела, обещая заплатить за это огромную сумму. На Западе оказались очень отзывчивы к подобным приглашениям, и участники Четвертого Крестового похода вместо Египта двинулись к Константинополю.

Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г. Гравюра Г. Доре Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г. Гравюра Г. Доре
Дальнейшее известно: крестоносцы свергли Алексея III Ангела и возвели на трон Исаака, который оказался не в силах выплатить чудовищную сумму выкупа и был низложен негодующими константинопольцами, а затем, 11 апреля 1204 года, крестоносцы взяли Константинополь и подвергли его страшному грабежу и разгрому, после чего захватили около половины Византийской империи. Восточно-Римской державе был нанесен страшный удар, от которого она так и не смогла до конца оправиться. Вот последствия лишь одного переворота, вызванного завистью. Понятно, что он наложился на общее духовно-нравственное состояние подданных Ромейской империи, которая, по выражению историка Никиты Хониата, была, «головой, больной с перепою», однако в катастрофе всегда есть некий решающий толчок и решающее событие, каковым в данном случае явился переворот Алексея III Ангела, вызванный завистью и честолюбием.

Узел четвертый – начало гражданской войны 1342‒1349 г.

Византийская империя перестала существовать как великая держава

Эта война окончательно подкосила Византийскую империю и подготовила ее захват турками, а равно всего Балканского полуострова и сопредельных земель. Она началась из-за зависти временщика Алексея Апокавка к видному полководцу и богослову Иоанну Кантакузину, которого обвинили в государственной измене, хотя Иоанн был предельно лоялен малолетнему императору Иоанну Палеологу. Из Иоанна сделали государственного изменника и вынудили его бежать к сербскому королю Стефану Душану, который использовал его для того, чтобы завоевывать византийские земли. В результате к 1349 году сербы захватили 5/6 византийских земель. Византийская империя перестала существовать как великая держава.

А после смерти Стефана Душана турки обрушились на остатки византийских владений во Фракии, на Болгарию и Сербию, и им сопутствовал успех, в т.ч. и потому, что во время гражданской войны турецкие наемники на службе у Иоанна Кантакузина прекрасно изучили Балканы. Иоанн Палеолог стал вассалом султана и был вынужден вместе с ним ходить походами на христианские города, в т.ч. собственные владения. В 1389-м г. Сербия была разгромлена, в 1393-м г. Болгария была оккупирована турками. А затем настала очередь окруженного со всех сторон мусульманскими владениями Константинополя, который пал после ожесточенного сопротивления в 1453-м г. Понятно, что окончательной причиной падения Византийской империи было принятие Флорентийской унии в 1439-м г., но оно было подготовлено предыдущими событиями, в т.ч. гражданской войной 1342‒1349 г.

Русь

Убийство святых князей Бориса и Глеба Убийство святых князей Бориса и Глеба

Разве не зависть привела к разгрому, описанному в «Слове о полку Игореве»?

Однако только ли для Византии характерны катастрофические события, связанные с завистью? Увы, нет. Если мы рассмотрим русскую историю, то увидим, что этот порок достаточно явно проявлялся и в нашем прошлом. Разве убийство Святополком Окаянным святых Бориса и Глеба не напоминало Каиново братоубийство и не было вызвано завистью? Дальнейшая ожесточенная борьба между потомками святого равноапостольного Владимира, и в особенности среди Ярославичей, во многом связана с завистью, точнее, с желанием получить Киевский «золотой стол» – Киевское княжение – и старшинство среди русских князей.

Очень точно это явление было описано в «Слове о полку Игореве»:

Сказал брат брату:
То мое и то мое же.
И начали князья про малое
«Се великое» ‒– молвить.
И на себя крамолу ковати,
а поганые со всех сторон
приходили с победами на Землю Русскую.

После побоища Игоря Святославича с половцами. Художник Виктор Васнецов После побоища Игоря Святославича с половцами. Художник Виктор Васнецов

И разве не зависть привела к разгрому, описанному в «Слове о полку Игореве»? Великий князь Киевский Святослав в 1184-м нанес тяжелое поражение половцам и взял богатую добычу. Новгород-Северский князь Игорь Святославич и его брат Всеволод не участвовали в битве. Позавидовав успеху Святослава, они решили весной 1185 года отправиться в поход, чтобы прославиться и обогатиться. Как точно отражает их похвальбу «Слово»:

Нашу славу силою возьмем,
а былую сами поделим.

При том, что половцы были врагами Руси и сотворили много зла, автор «Слова» резко осуждает подобную мотивацию:

Но нечестно кровь поганую
пролить вы захотели.

И понятно, почему. Убийство даже врагов, не оправданное защитой родной земли, не угодно Богу. Поход Игоря закончился позорным разгромом и уничтожением всего его войска, и, с точки зрения автора «Слова», это было закономерно, ибо причиной похода были зависть, славолюбие и корысть, и на нем не могло быть благословения Божия.

Битва на Калке Битва на Калке

Если мы рассмотрим события, подготовившие монгольское завоевание, то увидим, насколько большую роль играла зависть, гордыня, властолюбие среди русских князей. Приведем лишь некоторые примеры. В первый поход против монголов в 1223-м г. на Калку отправились почти все южнорусские князья, но шли и воевали каждый отдельно, со своей дружиной. Никакого общего руководства войсками не было. Более того, когда князь Мстислав Мстиславович Удатной узнал о приближении монголов, он не оповестил прочих князей, как добавляет летописец, «зависти ради». А киевский князь Мстислав Романович вообще стал особо и в битве вначале не участвовал, не желая помогать Мстиславу Удатному. В результате битва при Калке кончилась страшным разгромом, почти все русское войско было уничтожено, два десятка князей во главе с Мстиславом Романовичем были взяты в плен и задавлены заживо татарами во время их пира. И эта катастрофа не вразумила русских князей: княжеские усобицы продолжались вплоть до монгольского нашествия и даже во время него. Незадолго до похода Батыя на Киев он был отобран вначале Михаилом Черниговским у Ярослава Всеволодовича, а затем – Даниилом Галицким у Михаила. После Батыева погрома «матери городов русских» отбирать стало нечего...

Монголо-татарское иго не было бы столь долгим, если бы не раздоры русских князей

Возможно, монголо-татарское иго не было бы столь тяжелым и долгим, если бы не зависть и раздоры русских князей. Достаточно вспомнить усобицу между сыновьями св. князя Александра Невского – Дмитрием и Андреем. Андрей Александрович, позавидовав своему брату, великому князю Дмитрию, поднял на него татар и разорил с их помощью Северо-Восточную Русь почище Батыя. Как точно отметил А.К. Толстой:

Тут много всякой дряни
Настало на Руси.
Что день, то брат на брата
В Орду несет извет,
Земля была богата,
Порядка ж нет как нет.

Только железная рука Великих князей Московских смогла объединить Русь и пресечь страшное зло усобиц, проистекавших от княжьей зависти. Однако и в Московский период зависть оказывала свое недоброе влияние на жизнь страны. Стоит напомнить о пороке местничества, то есть тщеславного выяснения, кто выше местом при дворе Великого князя, а затем Царя. Из-за него в московский период был проигран целый ряд битв, ибо воеводы, вместо того чтобы идти навстречу врагу и спасать русские города и села от супостата, часто по нескольку дней «тягались о местах».

Смутное время также отчасти проистекает из боярской зависти по отношению к царю Борису Годунову – худородному выскочке, с точки зрения старинного боярства – Рюриковичей и Гедиминовичей. Как точно отметил В.О. Ключевский, «Самозванец только испечен был в Литве, но замешан-то в Москве». Действительно, как только царь Борис узнал о Лжедмитрии, то он в лицо объявил боярам, что это их рук дело. Боярская измена открыла Самозванцу и полякам дорогу на Москву и, устроив мятеж в столице, обеспечила успех его дела. Впрочем, и он пал жертвой боярской зависти и восстания, направленного против него и поляков. Интриган и завистник Василий Шуйский также не смог удержаться в созданной отчасти им самим атмосфере своеволия, властолюбия и зависти и также был низвергнут в результате заговора и измены.

Дворцовые перевороты XVIII в. также отчасти явились следствием честолюбия и зависти. Зависть и в Императорский период временами являлась причиной поражений: так, Самсоновская катастрофа, гибель 2-й армии в Восточной Пруссии в августе 1914 года, объяснялась тем, что командующий Первой армии генерал Ренненкампф не подал помощь командиру Второй армии генералу Самсонову в силу зависти (по другим источникам – в силу мести: Самсонов в свое время не помог Ренненкампфу во время Русско-японской войны). Становление русского капитализма и конкуренции также связано с этим грехом, с «аппетитом зверским, неслыханным», по словам Федора Михайловича Достоевского.

Декабристский мятеж Декабристский мятеж

И, конечно, невозможно представить русскую революцию без этого порока. Если мы внимательно посмотрим на историю революционного движения в России, то увидим, что до начала ХХ в. оно было дворянским по преимуществу. Декабристский мятеж был дворянским и офицерским: солдаты были втянуты в него обманом и шли на Сенатскую площадь «за Императора Константина и его жену... Конституцию». А какова была причина декабристского выступления? На первый, поверхностный взгляд – народное благо и освобождение крестьян. А если копнуть глубже?

В немалой степени декабристский мятеж связан с борьбой внутри дворянства и бешеной завистью менее удачливых семейств и отдельных дворян к более успешным, к тем, кто, по слову Лермонтова, составлял «жадную толпу у трона». Многие из декабристов понимали, что места им вблизи престола нет, поэтому проблему надо решать кардинально – сокрушить трон, истребить Царскую фамилию и получить полноту власти: «Так будет же республика, князь» (слова Пестеля). И при этом продолжать «доить» крестьян.

Иван Солоневич был глубоко прав, говоря о многовековой борьбе дворянства, «барства дикого», с самодержавием, а равно и о том, что Николая I спас русский мужик в гвардейском мундире. То же следует во многом сказать и о царствовании Александра II. Кто стрелял в него в 1866-м г.? Дворянин Дмитрий Каракозов. Кто спас Императора? Русский мужик Осип Комиссаров, выбивший пистолет из рук террориста. Когда разночинцы устроили хождение в народ, то русские мужики крутили им руки и волокли в участок, как только до них доходило, что господа подбивают их на выступление против Царя. И, наконец, кто убил Александра II? Губернаторская дочка Софья Львовна Перовская.

За семь месяцев временщики развалили державу, созидавшуюся веками

То, что это стремление вызвало Февральскую революцию, очевидно: еще до Февраля 1917 г. против Государя Императора устраивались заговоры. Один из них подразумевал низложение страстотерпца Императора Николая II, заточение св. Императрицы Александры в монастырь и возведение на престол великого князя Николая Николаевича – бездарного полководца, мнившего себя военным гением. Февральская катастрофа возникла из очевидного желания т. н. элиты порулить страной вместо, как им казалось, недалекого Государя. Порулили... За семь месяцев временщики из Временного правительства развалили великую державу, созидавшуюся веками, и большевикам не надо было брать власть: она валялась на земле. Последствия понятны – позорный Брестский мир, Гражданская война, террор, голод, тиф, испанка, от 15 до 20 миллионов умерших и погибших, потеря Польши, Финляндии, Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии, Молдавии. Вот цена дворянской и разночинской зависти к самодержавию и Самодержцу всероссийскому.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Безобразие зависти Безобразие зависти
Протодиакон Владимир Василик
Безобразие зависти Безобразие зависти
Протодиакон Владимир Василик
Завистник устраивает вокруг себя зону смерти, и погибают не только те, кому он завидует, но прежде всего погибает он сам.
Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!» Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»
Протоиерей Олег Стеняев
Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!» Воздушные мытарства. Мытарство десятое: «Я тоже хочу!»
Цикл «Путь всей земли». Беседа 12-я
Протоиерей Олег Стеняев
Почему святые отцы называли зависть «поруганием человеческой природы»? Как связаны зависть и теплохладность веры? Что бывает, когда начинают завидовать… грехам другого?
Л. 17. Закат Византийской империи (ВИДЕО) Л. 17. Закат Византийской империи (ВИДЕО)
Павел Кузенков
Л. 17. Закат Византийской империи (ВИДЕО) Лекция 17. Закат Византийской империи
Православные просветительские курсы
Павел Кузенков
Четвёртый крестовый поход, реставрация Империи в 1261 г., государство сербов, неудачные попытки заключить унию на Ферраро-Флорентийском соборе, Падение Константинополя. Лекция и ответы на вопросы.
Комментарии
григорий12 октября 2018, 13:06
Отличная статья. По сути - всё именно так. Вопросы лишь по частностям - сейчас та самая история насчёт Самсонова и Рейненкампфа считается всёж легендой и "чёрным пиаром". Не было там измены со стороны русского немца на русской же императорской службе... Вспомните, кто раскручивал тогда истерию в Думе...
Византия... Древний Рим... Средневековый Запад - везде полно таких вот грустных и страшных историй о зависти людской.
р.б.Надежда 9 сентября 2018, 19:45
замечательная статья! И своевременная! Спаси Господи Вас,батюшка!
Яков Яковлевич 9 сентября 2018, 11:22
Зависть...
Она не одинока в своих подвигах. Зависть - зто "начальник штаба". а полководцами на полях сражений выступают тщеславие и гордость. Зависть, при этом, скромно сидит в тылу и ждет своего часа, своей награды.
Алла 6 сентября 2018, 10:27
Макаров, а зачем здесь нужен сравнительный анализ? Батюшка пишет про православные страны, а ведь сайт у нас о православии.
Тамара 6 сентября 2018, 00:13
Спаси Господи, очень интересная статья и познавательная.
Роман Синельников 5 сентября 2018, 10:41
Интересно, напишут ли когда-нибудь о Горбачёве примерно так же, как здесь о Шуйском: «не смог удержаться в созданной им самим атмосфере своеволия, властолюбия и зависти и был низвергнут в результате заговора и измены»?
Макаров 5 сентября 2018, 09:22
"О, для того, чтобы описать зависть и властолюбии на Западе, мало одной статьи, книгу писать надо. Материал огромный и необъятный. Меня хватило на Русь и Византию."

Вот так оно и выходит, что у нас через микроскоп разглядывают свои недостатки, а на сравнительный анализ с "мировым эталоном" нас почему-то не хватает... Может поэтому в России на один век по четыре революции, с идеями исключительно с Запада ?
Павел 5 сентября 2018, 01:50
Прекрасная статья, аж завидно автору) Не в плане известности, а в плане состояния души, в котором такое пишется. Я понимаю, что написано это с горечью, но тем не менее это от Бога.
протодиакон Владимир Василик 5 сентября 2018, 00:09
Lebed - мы вступили в Первую мировую, потому что не могли не вступить. Речь шла о запланированной агрессии Германии и АВстро-Венгрии. Все прочее - Г.Принцип, Сербия, Константинополь и т.д. - детали. Если интересно - почитайте на Православии мои статьи по 1 МИровой войне 2014 года - к столетию.
Владимиру. Уважаемый Владимир! Мы - православные. Однако, это не значит, что мы не можем искушаться грехами, в т.ч. завистью. Отметить это необходимо, чтобы бороться с этим грехом.
Наталья 4 сентября 2018, 23:43
Очень простой и точный текст о непростых и сложных событиях. Действительно, зависть -страшная сила. И многие в православном мире её недооценивают, поэтому и сами ловимся в её сети, и государства. А уж об элитах, прости Господи, и говорить нечего. Само существование, особенно нынешних элит, построено на зависти. Зависть есть внутреннее состояние человека, и он часто не замечает этого греха. Его трудно вычленить из себя. Вот поэтому революции, перевороты - настоящий плод зависти. Грандиозной зависти, зависти многих, зависти толпы.
Владимир 4 сентября 2018, 21:37
Уважаемый отец Владимир, спасибо за статью, но не увидел вывода почему в Православных странах такое случилось, что тогда дало принятие Православие? То есть мы так и остались язычниками в душе?
Арина 4 сентября 2018, 21:34
протодиакон Владимир Василик 4 сентября 2018, 18:42 Анне. Наверное это мне, поскольку комментарий Анны не вижу. Не буду спорить. Просто считаю, что чаще зависть выступает давно пройденным этапом по более ничтожным поводам, "детская забава". А, скажем, "высший пилотаж" - гордость, которая заставит презирать и идти по головам к вершине власти. Презираемым не завидуют, их просто брезгливо убирают с пути как досадное препятствие или удовлетворяются властью над ними. И уже не зависть как таковая крушит, а гордость без посторонних примесей. Завистливый имеет шанс остановиться, гордый скорее нет, чем да.
раб Божий Александр 4 сентября 2018, 21:18
Спасибо за материал. Наши поступки, мысли, страсти всё есть взаимосвязанное целое рождающее ход человеческой истории. В которой не разобраться если не глядеть на всё это сразу. Только мы, люди, что-то не меняемся никак.
Дмитрий Собриевский 4 сентября 2018, 20:20
Уважаемый Макаров, примеров "про запад" в этой статье предостаточно и завидовать им не приходиться..
протодиакон Владимир Василик 4 сентября 2018, 18:42
Макарову.
О, для того, чтобы описать зависть и властолюбии на Западе, мало одной статьи, книгу писать надо. Материал огромный и необъятный. Меня хватило на Русь и Византию.
Анне. Вы правы. И все же грех властолюбия произрастает из зависти - из чувства неудовлетворенности своим уделом и желания быть другим - не лучше, сильней и чище, а играть другую роль - более могущественную.
Lebed 4 сентября 2018, 12:58
а вступление России в 1 Мировую не является ли следствием гордости(информация о причинах так противоречива, то мы сербам хотели помочь, то просто союзникам, то Константинополь захватить, но при этом послали на смерть миллионы солдат, хотя могли спокойно захватить Константинополь и не спасать кровью русских солдат "союзников" и западных друзей, действуя по планам)как и провокация японцев в Русско- Японской войне?

А то, как отменяли крепостное право, боясь задеть гордость потомков великих людей, поставили в на несколько поколений в кабалу простых крестьян? даже нелюбимые англичане сделали проще- подняли налоги на роскошь и знать разорилась. Увы, в тот момент свой путь завел Россию не туда.
Арина 4 сентября 2018, 09:24
По всему описанному выше видна жажда получить власть любой ценой, где-то ещё славу, зависть вторична. Можно не завидовать правителю (слабый, немощный, неудачник и т.п.), но желать власти. Трон всего лишь одно из средств ее достижения. Можно иметь над правителем власть, не свергая его. "Серых кардиналов" в истории, пожалуй, больше, чем свергнутых византийских императоров. И последствия не менее пагубные.
Макаров 4 сентября 2018, 09:11
А почему нет ни одного примера с христианского Запада ? Ведь зависть и властолюбие -- не только "русская" или "византийская болезнь" ...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×