Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь и священномученик Серафим (Остроумов)

Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь расположен на границе Польши и Беларуси. История обители начинается с конца XV столетия, когда по реке Буг чудесным образом приплыла в деревню Яблочно икона преп. Онуфрия Великого. Личностью, которая навсегда вошла в историю монастыря, стал архимандрит Серафим (Остроумов), канонизированный Русской Православной Церковью в 2001 годы.

Владыка Серафим Владыка Серафим
Владыка Серафим

Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь, расположенный над Бугом, на границе Польши и Беларуси, имеет особенное значение для Православия в Польше. История этой обители начинается с конца XV столетия. Первый авторитетный документ в истории монастыря датирован 1488 годом. Народное предание гласит, что закладку монастыря вдохновило чудесное появление недалеко от деревни Яблочно иконы преп. Онуфрия Великого, которая приплыла по реке Буг. Преп. Онуфрий и стал покровителем монастырской братии.

Непростой была судьба монастыря. Знал он и годы удивительного расцвета, пережил и трудные времена лихолетья. Однако братия не отступила от Православия, что для этой земли, страдавшей в течение двух столетий от политики Брестской Унии, было явлением исключительным.

Личностью, которая навсегда вошла в историю монастыря, стал архимандрит Серафим (Остроумов), впоследствии архиепископ Смоленский и Дорогобужский, канонизированный Русской Православной Церковью в 2001 годы.

***

Священномученик Серафим (Остроумов) родился 6 ноября 1880 года в Москве. Его отец Митрофан был псаломщиком в одной из столичных церквей. При крещении мальчик получил имя Михаил. Будущий иерарх решил пойти по стопам своего отца.

УЧЕБА

После обучения в Заиконоспасской духовной школе Михаил поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую окончил в 1900 году. Следующие четыре года он занимался на богословском факультете Московской Духовной Академии. Окончил он ее в 1904 году со степенью кандидата богословских наук. Власти Академии решили оставить Михаила в учебном заведении в качестве стипендиата.

14 сентября 1904 года в Московском Богоявленском монастыре в присутствии епископа Дмитриевского Тихона Михаил Остроумов принял монашеский постриг с именем Серафим.

В сентябре того же года молодой монах был рукоположен в дьяконы, затем принял иерейскую хиротонию. Затем отец Серафим отправился в Оптину пустынь, где как обычный монах был вначале послушником на кухне, а позже - канонархом.

Через месяц с небольшим он возвратился в Московскую Богословскую Академию, где 28 октября был назначен на должность исполняющего обязанности доцента кафедры теории и истории гомилетики.

СВЯТО-ОНУФРИЕВСКИЙ ЯБЛОЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырский Свято-Онуфриевский собор – современный вид. Монастырский Свято-Онуфриевский собор – современный вид.
Монастырский Свято-Онуфриевский собор – современный вид.

О. Серафим впервые прибыл на Холмщину в 1905 году вместе с профессором М. Тареевым. Тогда он посетил монастыри в Вирове и в Лесной. Полюбил эту землю вместе с ее оригинальным религиозно-национальным характером. В результате, не колеблясь, решил закончить работу в Академии и помочь своему студенческому товарищу, архимандриту Иосифу (Петровых), исполнявшему обязанности настоятеля Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря.

Решением от 10 июля 1906 года о. Серафим был переведен в этот монастырь, а 21 сентября назначен на должность заместителя настоятеля.

Тогда же, 1906 году, к бывшим однокурсникам – о. Иосифу и о. Серафиму, - присоединился о. Аркадий (Королев), в ту пору еще студент МДА, впоследствии архимандрит и ревностный защитник братии. Годом позже число монахов, имеющих высшее богословское образование, выросло до четырех. Началась настоящая работа с азов. Ее главной целью был подъем экономического благосостояния, а также оживление проповеднической, образовательной и благотворительной деятельности среди окрестных жителей.

Вместе с возрождением монастыря начали поступать пожертвования, происходившие главным образом из Москвы, но также и от руководства Церкви и окрестных жителей, которые в новых монахах узрели настоящих хозяев. Это позволило начать капитальный ремонт находящейся в плачевном состоянии главной святыни монастыря – собора преп. Онуфрия.

Одновременно монахи проводили занятия в построенной на монастырской земле и находящейся в самой деревне Яблочно церковно-приходской двухлетней школе. При той же школе с 12 октября 1907 года начались занятия на церковно-учительских курсах, подготавливающих преподавательский состав для однолетних церковных школ. Руководителем школы стал о. Серафим. В своем инаугурационном выступлении он в частности сказал: «В связи с национальной и религиозной спецификой нашего народа мы нуждаемся в собственной школе для церковных учителей. Нам нужны свои учителя, а не воспитанники из Киева, Полтавы, Самары или других городов. (...) Школы центральной России не понимают наших стремлений, наших надежд, нашей религиозности, наших обычаев...». В этом выступлении он обратил также внимание на воспитательное значение монастырской школы для ее учеников, которые с любовью относятся к ее нуждам и оказывают ей разнообразную помощь.

1. Ландшафт города Холм в начале ХХ века. 1. Ландшафт города Холм в начале ХХ века.
Ландшафт города Холм в начале ХХ века.

Важным образовательным учреждением при монастыре была также школа для псаломщиков, которую в 1906 году преобразовали с одно- в двухлетнюю с интернатом на 20 мест. Ранг учебного заведения поднялся вместе с прибытием в монастырь образованных монахов. За Бугом работала также церковно-приходская школа на 50 мест, которую посещали дети соседних с монастырем деревень. В самом монастыре функционировала аптека с врачебным кабинетом. В то время в монастырских зданиях жило также 12 воспитанников – мальчишек 13-17 лет, - учащиеся школ, организованных братией.

В 1907 году в монастыре жило 16 монахов и 19 послушников, которые кроме работы в школе занимались монастырским хозяйством. Жизнь в монастыре бурлила. Братия крепла, росло ее влияние и авторитет среди местных жителей, росла помощь местному населению, как духовная, так и образовательная и материальная. Начало возрождения монастыря было положено.

НАСТОЯТЕЛЬ И АРХИМАНДРИТ

Тем временем архимандрит Иосиф решением от 22 ноября 1907 года был назначен на должность настоятеля Юрьевского монастыря в Новгороде (вскоре после этого он стал епископом Угличским). 1 декабря исполнять обязанности настоятеля было доверено иеромонаху Серафиму. Спустя две недели произошли выборы среди братии монастыря, во время которых девять из шестнадцати монахов высказались в пользу о. Серафима (четырех воздержалось). 18 января 1908 года Священный Синод утвердил результаты голосования. 2 февраля 1908 года о. Серафим был возведен в должность архимандрита.

Передача монастыря в руки нового настоятеля произошла 7 декабря 1907 года. Кроме только что купленных хозяйственных машин, построенных при архимандрите Иосифе зданий и начатого ремонта, новый настоятель унаследовал и значительные долги. Благодаря своим организаторским и хозяйственным способностям о. Серафим не убоялся этих трудностей и с надеждой на Бога приступил к усердной работе.

СТРОИТЕЛЬ

16 декабря 1907 года, на следующий день после выборов о. Серафима новым настоятелем имело место очень важное в истории монастыря событие. Были закончены главные работы, связанные с капитальным ремонтом и частичной перестройкой церкви преп. Онуфрия. В значительной степени работы были финансированы о. Николаем Копьевым из Москвы, который со временем стал крупнейшим жертвователем монастыря. В торжествах принял участие епископ Дмитриевский Трифон, а также епископ Киотский Андроник, специально для этого приехавший из Японии.

Отделочные работы в соборе продолжались вплоть до 6 октября 1910 года. Руководителем комиссии, контролирующей ремонтные работы, был, конечно, сам о. Серафим. Объем проведенных работ был внушителен. Была перестроена практически вся внутренность церкви, терракотовыми плитками выложен пол, реставрирован иконостас, установлена стасидия для настоятеля, купол покрыт новой жестью.

Еще в 1907 году вместо ликвидированного по плану ремонта соборной церкви бокового алтаря Успения Богородицы начались работы, связанные со строительством часовни. На горке напротив Святых Врат монастыря в месте, где ранее размещалась кузница, был залит фундамент. Само строительство часовни, начатое уже в бытность настоятелем архимандрита Серафима, продолжалось около 3 месяцев. Большинство средств на строительство опять пришло с московской общины о. Николая Копьева.

Торжествами освящения церковки руководил епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский). Днем позже множество верующих пришли в монастырь на торжественное празднование Успения Богородицы.

1909 год ознаменовался в истории монастыря очень важным событием. 4 октября этого года в монастырском скиту над озером Белым состоялось освящение церкви преподобных Сергия и Германа Валаамских. С того же дня в крошечном домике при церкви, а также в кельях под церковью поселились братия с иеромонахом Феодоритом во главе.

Мысль возрождения скита, где монахи могли поселиться и посвятить себя исключительно молитве, родилась еще у епископа Люблинского Германа (Иванова), предшественника упомянутого ранее архимандрита Аркадия. Это он выбрал для этой цели уединенное место, расположенное на расстоянии пяти километров от монастыря, на берегу большого озера. Камень в основании нового скита положен в 1907 году еще во времена настоятельства архимандрита Иосифа.

Однако из-за недостатка средств работы были приостановлены. Только при архимандрите Серафиме работы возобновились. Строительство закончили благодаря помощи того же о. Николая Копьева из Москвы. 6 февраля 1911 года состоялось освящение построенной также благодаря его помощи церковки при Яблочинской двухлетней школе. Два года спустя также благодаря ему появилась и было освящена церковка в Яблочинской сельскохозяйственной школе, а также второй алтарь (посвященный равноапостольному Владимиру) в ските над озером Белым.

Ранее, в 1910 году, благотворитель из Москвы – о. Николай Копьев – пожертвовал для братии стоимостью 6 тысяч рублей. Столько стоил огромный трехсотпудовый колокол (4,8 тонн). Он был повешен на предварительно установленных балках, поскольку существующая колокольня не выдержала бы его тяжести. В то же время появилась идея строительства новой 38-метровой колокольни. Несмотря на отказ в финансовой поддержке этому предприятию со стороны церковных властей, о. Серафим не сдавался. Наконец в 1913 году нужные средства были выделены и должны были передаваться поэтапно до 1916 года. Появился план и проект колокольни, но начавшаяся война разрушила все планы, и колокольню так и не построили.

Кроме возведенной в 1907 году напротив Святых Врат церковки Успения Богородицы, в 1910 году среди окрестных жителей появилась идея постройки аналогичной часовенки над Бугом, в урочище, называемом Святым Полем. О. Серафим с радостью отнесся к этому предложению, тем более, что верующие сами собрали средства для строительства. 11 марта 1911 года он написал рапорт епархиальным властям, в котором просил согласия на возведение церковки и посвящении ее Яблочинской иконе Божьей Матери. Ее освящение состоялось 14 августа 1912 года, однако решением церковных властей новая часовня посвящена была Сретению Господню (в настоящее время церковка Св. Духа).

Стараясь расширить свою проповедническую деятельность среди населения, монастырь из собственных средств закупил более 100 десятин земли (в том числе, лес и луг) в месте, называемом Дратовскими Лесами. Собственно там, на расстоянии 85 километров от Яблочно в Любартовском уезде, появилась церковь и школа, в которой в 1912 году училось уже сорок учащихся. 7 мая того же года Св. Синод объявил о создании на этом месте филиала Яблочинского монастыря, посвященного св. пророку Илие. Поживали в нем тогда 4 монаха и 17 послушников.

УЧИТЕЛЬ И ФИЛАНТРОП

Во время руководства о. Серафимом монастырем строились не только храмы. Функционировала здесь чайная для паломников и предназначенная для них гостиница. Тут находились также помещения, которые занимала школа и школьные мастерские, а также другие хозяйственные помещения. В 1911 году была даже открыта лавка с товарами первой необходимости. В монастыре работала аптека и медицинская амбулатория. В ней принимал больных и выписывал бесплатные лекарства монах Агапит, врач по образованию. Число принятых им пациентов выросла с 300 в 1908 году до 1760 в 1912 году.

Монастырь бесплатно кормил обедами нищих. Только 1913 году раздали 4500 обедов. Часть этих предприятий была инициирована еще предшественником о. Серафима. Однако большинство предприятий осуществлялась под его непосредственным руководством. Кроме того, архимандрит выступил с инициативой создания монастырской фабрики по производству кирпича и строительных блоков, чтобы помогать местным жителям, дома которых сгорали в частых пожарах. Однако осуществить эту задумку уже не удалось.

Двухлетняя церковно-приходская школа, которая работала при Яблочинском монастыре во время настоятельства о. Серафима, довольно успешно развивалась. В 1908 году в ней работало восемь учителей, среди них - три монаха с высшим образованием. Ученики, число которых достигало ста, жили в интернате при школе. С 1907 года в школе проводились также курсы для учителей Закона Божьего, которые вначале были открыты на два года, однако затем были продлены еще на два года. В 1908 году здесь учился 21 человек, а в 1913 – уже 33. Они тоже посещали пришкольный интернат. При той самой школе работала также еще однолетняя школа для приходящих детей, в которой получали знания шестьдесят учеников. Еще одна однолетняя школа с таким же количеством учеников работала в деревне на противоположном берегу Буга.

При монастыре была открыта ремесленная школа с интернатом для мальчиков, в которой училось около 50 детей. Детей обучали нескольким специальностям: вышивка, ремонт обуви; столярные, кузнечные и слесарные работы.

В 1911 году за Бугом в деревне Дубица была торжественно открыта примонастырская сельскохозяйственная школа, знакомившая учеников с сельхозмашинами, огородничеством, садовничеством, лесничеством, разведением домашних животных, производством и переработкой молока, бортничеством. В 1914 году в разных монастырских и примонастырских школах училось более 400 учеников.

МОЛИТВА И ТРУД

Монастырское кладбище – современный вид. Монастырское кладбище – современный вид.
Монастырское кладбище – современный вид.

Такая активная деятельность монастыря была возможна не только благодаря жертвователям, во главе которых стоял, о. Николай Копьев из Москвы. Монастырь имел свое хозяйство. В рапорте за 1908 год настоятель сообщал церковным властям, что «братия относительно неплохо обеспечена как продукцией с поля, так и правильно организованным хозяйством». В хозяйстве и в поле работали одни монахи. Монастырь имел в то время более 1200 десятин земли (немногим более 1300 га), из них более 70% - леса. Вырубка и продажа леса, происходившие каждый раз с разрешения церковных властей, давали братии средства на проведение ремонта, строительство новых зданий, благотворительную и образовательную деятельность. Все было сосредоточено в способных руках настоятеля, который оказался исключительно талантливым администратором и хозяином.

Число братии Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря при архимандрите Серафиме постоянно росло – с 32 (вместе с послушниками) в 1908 году до 80 в 1913 году. Благодаря этому, появился уже упоминавшиеся скит над озером Белым и филиал в Дратовском Лесу.

Жизнь монастырь протекала в оживленном и одухотворенном ритме. Духовным руководителем братии был духовник братии, однако главное влияние на духовную жизнь оказывал сам архимандрит Серафим.

В монастыре были приняты монашеские правила жизни преп. Василия Великого. Неизменно в соответствии с этими правилами происходил суточный цикл богослужений. Трапеза также была общей, во время трапезы читались жития святых. С восхода до заката трудились как молодые, так и старые монахи: одни – в хозяйстве, другие – в школах. Но никто не забывал и о главном - участии в службах и молитвах.

Много внимания в монастыре уделялось образованию самих монахов. Зимой организовывались для них специальные занятия, во время которых углублялись знания таинств, служб, истории и аскетизма. Во время вечернего молитвенного правила читались фрагменты Библии и трудов Отцов Церкви. В свободное время монахи пользовались монастырской читальней.

Особый вклад в развитие духовной жизни насельников монастыря внесли несколько монахов, которые в 1913 году прибыли сюда со Святой Горы Афон. Они стали примерами строгой аскетической жизни и пламенной любви к молитве.

Большую радость, в особенности для прибывавших в монастырь паломников, несли великие монастырские праздники, которые собирали тысячи верующих. Особенно торжественно праздновался день покровителя монастыря – преп. Онуфрия Великого, на который ежегодно приезжал епископ, а также десятки священников с Холмщины, Подляшья и более удаленных местностей.

МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Миссионерская деятельность монастыря выходила далеко за его пределы. По просьбе духовенства монахи часто посещали другие приходы, где участвовали в службах, крестных ходах и проповедовали Слово Божье. 31 августа 1909 года о. Серафим был даже освобожден от обязанностей настоятеля монастыря и назначен миссионером-проповедником всей Холмской епархии. Но 8 декабря решение это было отменено, и архимандрит возвратился на свою прежнюю должность.

Широко развернутая миссионерская работа монастыря была выстроена в соответствии с потребностями населения тогдашней Австро-Венгерской империи. Из Галиции и пограничья Австро-Венгрии и России происходило несколько Яблочинских послушников, которые стали первыми православными миссионерами на своей Родине.

Среди них был «апостол Закарпатья» – архимандрит Алексий (Кабалюк), который 25 марта 1910 года в Яблочинском монастыре принял монашеский постриг с рук самого о. Серафима. Таким образом, Яблочинская обитель стала первой школой православного духовенства Закарпатья.

Архимандрит Серафим записывал историю вверенного ему монастыря. Он добился возвращения церковными властями в Варшаве двух ценных документов, которые были ранее вывезены с целью исследования. К сожалению, неизвестно, закончил ли он свою научную работу по истории монастыря. За годы войн рукопись была утрачена.

РЕКТОР

28 января 1914 года архимандрит Серафим был назначен ректором Холмской Духовной Семинарии. Трогательное прощание настоятеля с монастырем, которому он посвятил столько активных лет своей жизни, состоялось 12 февраля. Учебное заведение он принял от епископа Кременецкого Дионисия (Валединского), который руководил семинарией в течение 12 лет.

На новом месте своей службы о. Серафим продолжил свою активную деятельность. Для студентов ректор был заботливым отцом, мягким, внимательным. Он не ограничивался только привычной работой преподавателя и администратора учебного заведения. Одновременно о. Серафим был представителем при епархиальном научном совете и членом Холмского Братства Пресвятой Богородицы, редактировал также издаваемые епархией газеты «Холмская церковная жизнь» и «Народная газета». Когда началась Первая мировая война, и толпы беженцев, в том числе и из Холмщины, двинулись на восток, он позаботился об обеспечении для них достойных условий жизни в Москве.

АРХИПАСТЫРЬ

В годы военной суматохи принято решение о повышении архимандрита Серафима до епископского звания и назначении его епископом Бельским, викарием Холмской епархии. Хиротония состоялась 3 апреля 1916 года в Москве. Возглавил ее митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский). Среди иерархов, присутствовавших на хиротонии, были епископ Гродненский и Брестский Михаил (Ермаков) и епископ Белостокский Владимир (Тихоницкий).

Спустя неполные три недели, 21 апреля, епископ Серафим был назначен временно исполняющим обязанности управляющего Холмской епархией. Через год, 27 марта 1917 года его временному управлению поручена еще и расположенная на юге от Москвы Орловская епархия. Эти две должности он занимал одновременно до 18 августа 1917 года, когда был назначен правящим епископом Орловской епархии в звании епископа Орловского и Севского. За три дня до этого о. Серафим стал членом Св. Собора Епископов Русской Православной Церкви.

В новой епархии епископ Серафим все свои силы отдавал Православной Церкви и верующим. Его заботами были окружены епархиальные монастыри, семинария, епархиальная школа, церковные газеты и журналы. Духовенство ценило усилия своего епископа и поддерживало его.

Вскоре к его многочисленным заботам добавилась еще защита веры и Православия перед растущими преследованиями со стороны советских властей. На месте закрытых церквей владыка организовывал специальные кружки, в которых рассказывалось об основах православной веры. Он также организовал специальные крестные ходы.

Во время несения архипастырской службы в Орле епископ Серафим несколько раз арестовывался. Впервые это случилось 14 марта 1918 года, еще перед окончанием заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Епископа заключили под домашний арест, дважды вызывали на допрос, запретили получать корреспонденцию. Обо всех, связанных с арестом, проблемах владыка информировал в своих рапортах новоизбранного патриарха Тихона (Беллавина).

Во второй раз иерарха арестовали 6 июля того же года, обыскали епископский дом и разогнали проходящее там епархиальное собрание. Но на этот раз все прошло без ограничений и лишения свободы.

После третьего ареста в 1922 году епископ Серафим был заключен в тюрьму. Обвинение было типичным: «активное сопротивление против конфискации церковного имущества». В июне того же года вынесен приговор: «7 лет тюрьмы в полной изоляции». Иерарх отбывал срок в Орловской тюрьме. В связи с амнистией срок был сокращен на полтора года, по другим источниками – до 10 месяцев. По другим данным, он возвратился в Орел только в 1926 году.

29 мая 1924 года владыка Серафим был возведен в сан архиепископа. Как и ранее, руководил он Орловской епархией. Кроме советской власти архиепископ встретил очередного врага. Много сил он отдал борьбе с обновленческим расколом в Православной Церкви. В ноябре 1926 года иерарх был насильно выслан за границы Орловской епархии.

ПОСЛЕДНЯЯ КАФЕДРА

1 ноября 1927 года руководству архипастыря доверено новую, как оказалось, последнюю в его жизни епархию. В звании архиепископа Смоленского и Дорогобужского он поселился в Смоленске. Так как Собора Успения Богородицы был занят обновленцами, епископская кафедра размещалась в церкви св. Николая. В 1929 году была объявлена кампания по закрытию святынь. Среди четырнадцати закрытых в течение одного года церквей оказалась и церковь св. Николая. Функции кафедры приняла в то время церковь святых апостолов Петра и Павла.

Также и в Смоленске архиепископ вынужден был бороться с антирелигиозно настроенными властями. Ситуация с каждым годом усложнялась. В 1931 году во всех церквах была проведена кампания изъятья литургических облачений. В 1934 году началась неравная борьба за церковь святых апостолов Петра и Павла, в которой власти решили разместить архив. Закончилась она в начале 1936 года закрытием церкви. Годом ранее во всех церквах сняли и изъяли колокола.                            

ПОСЛЕДНИЙ АРЕСТ

11 ноября 1936 года архиепископа Серафима арестовали. На это раз его, в числе девяти других пастырей, обвинили в антисоветской пропаганде. Владыку признали «одним из руководителей контрреволюционной группы священников, которые использовали религиозную трибуну в церквах для контрреволюционных проповедей». Утверждалось, что епископ «распространял в них ложь и предрекал быструю кончину советской власти. Среди населения он вел антисоветскую агитацию и давал попам указания, касающиеся движения по открытию 5-6 лет перед тем закрытых церквей». Следствие продолжалось 4 месяца и закончилось приговором к многолетней ссылки для всех девяти подсудимых в Казахстан.

Архиепископ Серафим оказался в ссылке в далекой Караганде. После полугодового пребывания в Казахстане, в ноябре 1937 года в связи с новыми обстоятельствами возобновлено следствие по делу иерарха. На этот раз приговор тройки смоленского НКВД «за организацию антисоветской деятельности» был самым суровым из возможных – смертная казнь через расстрел. Приговор был приведен в исполнение 8 декабря 1937 года в Хатынском лесу около Смоленска.

Архиепископ Серафим был реабилитирован 21 ноября 1958 года на основании решения президиума Смоленского областного суда. 21 июля 1989 года прокуратура Смоленского округа реабилитировала его во второй раз.

КАНОНИЗАЦИЯ

Решением Св. Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года архиепископ Серафим причислен в Собор Святых Новых Мучеников и Исповедников Российских ХХ века. День мученической смерти архиепископа Серафима – 25 ноября/8 декабря стал днем, в котором Православная Церковь чтит его святую память. В сонме Новых Мучеников и Исповедников Российских ХХ века его память отмечается также в первое воскресенье после 25 января/7 февраля.

Сегодня в некогда возглавляемом святым Серафимом монастыре проживает около 20 монахов. Руководит им о. архимандрит Георгий (Паньковский). Монастырь располагает домом паломника на 30 мест. В деревню Яблочно (по-польски Jableczna), рядом с которой расположен монастырь, можно проехать три раза в сутки на автобусе из города Бяла Подляска (по-польски Biala Podlaska) (на железной дороге из Бреста в Варшаву). Расстояние 56 км. Продолжительность пути около 1 часа.

Ярослав Харкевич

31 марта 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×