Севастопольская страда: 349 дней героической обороны

"В.
В. Симпсон «Пожар государственных зданий в Керчи». 1856 г.
В эти дни сто пятьдесят лет назад завершалась героическая оборона города русской славы Севастополя – основного оплота сопротивления русских войск в Крымской войне 1853-1856 гг. Этим событиям посвящена выставка «Севастопольская страда», открывшаяся 27 июня в Государственном историческом музее.

Крымская, или Восточная война, как ее называли современники, была порождена многолетним соперничеством европейских держав на Ближнем Востоке. Османская империя приходила в упадок, западные державы, имевшие виды на ее владения, ревниво наблюдали за действиями друг друга. Активная политика Николая I на Ближнем Востоке и в Европе сплотила заинтересованные страны против России, что к началу 1850-х гг. привело к ее дипломатической изоляции, а затем и к военному противостоянию с сильным блоком европейских держав.

Сегодня Крымскую войну можно расценивать как репетицию грядущих мировых войн. Она унесла жизни более миллиона человек и, по сути дела, явилась первой в Новое время попыткой насильственного расчленения нашей страны. Османская, Французская и Британская империи сформировали громадный антироссийский интернационал для того, чтобы отрезать Россию от Черного и Балтийского морей, а также от Кавказа.

"Совет
«Совет союзников в Варне 19 мая 1854 г.» Фрагмент.
В.П.Казарин в своей статье «Битва за ясли Господни» пишет: “Важнейшее значение в этой войне имела религиозная составляющая. Инспирированный Францией двухлетний спор с Россией о Святых местах закончился тем, что в январе 1853 года ключи от Вифлеемского храма (Церковь Рождества Христова или Яслей Господних) и Иерусалимского Храма (Церковь Гроба Господнего) были демонстративно, с большим шумом отняты у православной общины, которой они традиционно принадлежали, и под давлением Парижа переданы турецкими властями Палестины католикам. Было грубо и публично нарушено закрепленное договорами право России на покровительство православию в Турции.

Унижение православных святынь – постоянная черта поведения врагов России в Крымской войне. В этом ряду бомбардировка английскими фрегатами Соловецкого монастыря, а также избрание главной мишенью для нападения именно Крыма и Севастополя, который является не только военной базой России на Черном море, но и колыбелью русского православия. Показательно, что французы «взяли в плен» Херсонесский колокол, который почти 60 лет висел в соборе Парижской Богоматери и возвратился только после неоднократных настоятельных требований русского правительства.

"Севастопольская
Севастопольская улица. 1856 г.
Предки наши на агрессию врага помимо воинского сопротивления ответили сплочением вокруг Православной веры. Первое имя в ряду православных героев – Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов), ныне причисленный к лику святых. Неутомимый вдохновитель защитников Севастополя, именно он 27 июня 1854 года освятил закладку храма Святого князя Владимира, ставшего усыпальницей выдающихся русских адмиралов Корнилова, Нахимова, Истомина и других. В своей речи при закладке храма архиепископ Иннокентий осмыслял оборону Севастополя именно как защиту православных основ государства: «Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после всего страну эту кому бы то ни было, значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира.… Такова, говорю, сила и таков смысл нынешнего нашего священнодействия по отношению к врагам нашим!» В ряду православных героев священники самого старого на территории Крыма Георгиевского монастыря, основанного в 891 году. (В 1820 году в монастыре останавливались на ночлег герой Бородина генерал Н. Н. Раевский и молодой Пушкин.) После захвата монастыря, пренебрегая присутствием врага, объявившего их пленниками, монахи ни на день не прекращали молитвы о победе русского оружия.

"Герои
Герои Севастополя: Афанасий Елисеев, Аксений Рыбаков, Петр Кошка, Иван Димченко, Федор Заика.
Еще в марте 1854 года лорд Пальмерстон, возглавлявший британскую внешнюю политику, вручил членам своего кабинета меморандум о войне. Вот основные идеи этого плана: Аландские острова и Финляндия возвращаются Швеции, которая вступает в войну против России; Эстония, Курляндия, Лифляндия и Литва уступаются Пруссии; Восстанавливается Польское королевство, поглощая земли Белоруссии и Украины; Валахия, Молдавия, Бессарабия и устье Дуная передаются Австрии; Крым, Черкесия и Грузия отбираются у России: Крым и Грузия передаются Турции, Черкесия соединяется с султаном узами сюзеренитета. Очевидно, что по этому сценарию Россия отрезалась от Черного и Балтийского морей. Однако, план лорда Пальмерстона провалился. Россия не проиграла крымскую войну, она выстояла в страшном противостоянии со всей Европой и не допустила своего расчленения. Россия успешно выдержала натиск на Севере, западе и востоке и заставила саму Европу выступить с предложениями о мирных переговорах. В ответ на сдачу части Севастополя Россия достигла необыкновенных успехов в Закавказье. Русская армия выиграла все сражения с турками и взяла штурмом крепость Карс, открывая себе дорогу на Босфор.

"Проект
Проект Николаевской церкви на братском кладбище в Севастополе. 1857 г. Фрагмент картины.
На выставке «Севастопольская страда» представлены экспонаты, позволяющие увидеть события 150-летней давности глазами современников и, что самое интересное, – обеих враждующих сторон. Фотографии, гравюры и картины, выполненные в годы войны в России, Англии и Франции дают такую уникальную возможность. Именно в Крымскую войну появились первые фоторепортажи с места боевых действий. В 1854 году по заданию английской королевы Виктории в Крым были направлены несколько фотографов, позднее вслед за англичанами в Севастополь прибыли французские живописцы и фотографы. Сделанные ими фотографии вошли в альбом «Севастополь в 1855-1856 годах», изданный П. Харитоненко и Н. Голубевым в 1893 году. Интересен изданный в Лондоне в 1856 году альбом «The seat of war in the East» (Театр боевых действий на Восточной войне), включающий литографии, выполненные по рисункам В. Симпсона. Из русских фотографий можно выделить серию портретов участников войны, сделанных главным образом в петербургских и московских фотоателье. Это портреты ополченца гр. А. С. Уварова (1855), подпоручика гр. Л. Н. Толстого (1856), хирурга Н. И. Пирогова (1870-80 гг.), военного инженера Э. И. Тотлебена (1870-е). Также на выставке можно увидеть подлинное оружие и обмундирование участников боевых действий. Среди военных реликвий наибольший интерес представляют шинель В. А. Корнилова и записная книжка П. С. Нахимова. Именно в этой шинели адмирал Корнилов обходил укрепления в день своей трагической гибели. Продольный разрез рассекает ее от ворота до самого низа. На Малаховом кургане адмирал был ранен ядром, раздробившим ему ногу. Шинель разрезали и сняли, врач удалил осколки кости, сделал перевязку, но спасти Корнилова не удалось.

Записная книжка Нахимова на вид невзрачна: маленькие страницы, сшитые суровыми нитками, отрывочные записи простым карандашом, недописанные слова, сокращения, стершиеся буквы. Короткие, не всегда понятные фразы характеризуют широкий круг забот адмирала в дни подготовки к обороне Севастополя: «Хронометры нет, такелажу – пробок и вообще ничего по военному положению»; «Обучать командиров у пушек на стоящих судах на рейде и по случаю дороговизны зелени обратить особое внимание на улучшении пищи нижних чинов – варить всякий день на завтрак кашичку». Эти и другие записи свидетельствуют об отеческом отношении Нахимова к своим морякам.

"Севастопольская
Севастопольская Казанская икона Пресвятой Богородицы. 1855 г.
Также на выставке экспонируется уникальная по своему историко-культурному и художественному значению небольшая Казанская икона Богоматери из собрания В. А. Бондаренко. Она была создана около 1855 года и предназначалась для отправки в действующую армию, обороняющую Севастополь. Икона является списком с Московского чудотворного Казанского образа Богоматери из Казанского собора на Красной площади. Московская святыня, украденная из Казанского собора в 1918 году и известная только по фотографии, относилась к рубежу XVI-XVII вв. и дважды поновлялась: в 1687-1688 году царским иконописцем Михаилом Малютиным (учеником Симона Ушакова) и в 1754 году баронессой П. И. Строгановой, о чем были сделаны надписи на нижнем поле иконы. Представленный в ГИМ Казанский образ является единственным известным ныне списком с московской святыни, сделанным после ее поновлений. Надписи о них воспроизводятся на лицевой стороне севастопольской иконы.

Казанский образ связан с важнейшими событиями русской истории. На протяжении столетий Казанская икона Богородицы являлась «державной Заступницей» России. С ней русские воины ходили в сражения с поляками в Смутное время, со шведами под Полтавой, с французами в 1812 году.

Севастопольская Казанская икона Богоматери времен Крымской войны – одна из важнейших сохранившихся святынь русского воинства.

Выставка будет работать до 5 сентября по адресу: Красная площадь д. 1/2. Государственный исторический музей.

Дмитрий Берберин

9 августа 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×