В «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевский говорит: «С самого крещения земли русской начали устремляться из нее паломники во святые земли, ко Гробу Господню… такова русская черта, что покаянные подвиги хождения ко святым местам народ издревле еще высоко ценил. Сердцем его всегда влекло туда, — черта историческая».
Вид на Иерусалим с Елеонской горы. Грозовые облака нависают над Иерусалимом в течение двух зимних месяцев, вызывая в воображении картину, предшествовавшую смерти Спасителя на Кресте. Но для местных жителей обилие гроз — залог наполнения источников, колодцев, цистерн и, вообще, залог благополучия на будущий год.Снимок Американской колонии в Иерусалиме. 1890-е гг.
…среди живого храма
На Гроб Господень я главу склонил,
Что тихою струею Силоама
Я грешные глаза свои умыл;
Что в край, отчизну всех скорбящих,
Я страждущей души носил печаль…
Прийти и прикоснуться к святым местам с открытым сердцем стало не просто. Нам, заложникам века высоких скоростей и усиленной заботы об удобстве и комфорте, катастрофически не хватает времени. Мы едва успеваем обежать достопримечательности и отметиться на пунктах, выделенных в маршруте туроператором.
И все же Святая Земля открывается нам. Каждому по-своему.
Кирилл Вах — по образованию историк-архивист, книгоиздатель, директор издательства «Индрик» — познает «свою» Палестину удивительным образом. Он многократно был в Иерусалиме, в том числе как паломник. Изучает историю «хождений», издает серьезные научные труды по истории паломничества и русского духовного присутствия в Палестине. Но, по собственным словам, живая связь, чувство Святой Земли пришли благодаря увлечению старинной фотографией. «У меня давно, возможно, еще с детства, появился какой-то внутренний интерес к старой фотографии, — говорит Кирилл Вах.
В 1892 году между морским портом г. Яффы и Иерусалимом появилось железнодорожное сообщение, значительно упростившее путь паломников. На фото группа русских паломников после прибытия на железнодорожную станцию в Иерусалиме. В центре встречающая сторона: кавас Императорского Православного Палестинского Общества. Снимок Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 1890-е гг.
По-моему, искусство фотографии сродни поэзии, и поэтому можно говорить о его элитарности. Как и настоящая литература, и классическая музыка, она воспринимается не всеми людьми. Но даже если человек сидит и просто листает альбом старых фотографий, он невольно проживает какую-то другую жизнь, уносится в нее, пытается сопоставить с современностью, в голове возникают аллюзии. Старинная фотография — многогранна, это целый мир образов и исторических пластов, доступных, читаемых, понятных. Она оказывает определенное воздействие на душу человека. В этом ее эстетическом качестве заключено важное отличие от доступной и массовой продукции цифровой фотоиндустрии нашего времени.
Многолетний сподвижник архимандрита Антонина (Капустина) по устроению Елеонского Вознесенского монастыря, выходец из Рязанской губернии игумен Парфений (Нарциссов) до последнего дня трудился над благоустройством обители. В ночь с 14 на 15 января 1909 г. он был зарезан грабителями в своем домике на Елеоне. Его похоронили с внешней стороны церкви Вознесения, возле могилы своего друга отца Антонина. Снимок Русской Духовной Миссии. 1900-е гг.
Наверное, самое большое в России собрание палестинских фотографий хранится в фонде Музея истории религий в Санкт-Петербурге и является частью дореволюционной коллекции фотографий Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО). Палестинская коллеция, как она называется на языке музейного хранения, насчитывает чуть более семи тысяч отпечатков. Сегодня на базе коллекции ИППО выполняется большой научно-общественный проект, инициированный Кириллом Вахом, связанный с научным описанием и созданием электронной базы изображений, которая, хочется надеяться, станет доступна, в том числе, пользователям интернета. Совместно с издательством «Индрик» в проекте участвуют сотрудники Музея, научные силы ИППО и Русская Православная Церковь.
Архимандрит Антонин (Капустин), окруженный сотрудниками, русскими паломниками и благотворительницами, возле церкви Вознесения на Елеоне, в последние годы своей жизни.
Первые фотографы сталкивались с техническими сложностями. Чего стоит длительность выдержки, которая порой доходила до пяти-десяти минут. Поэтому мастерам приходилось фотографировать в самую жару, в полдень, когда улицы были безлюдны, или нанимать местных жителей, чтобы те позировали перед камерой, не двигаясь. При этом большинство населения откровенно побаивалось черного выпуклого глаза фотокамеры.
Да созиждутся стены Иерусалимские! До середины XIX века Святой Град не выходил из их пределов, устроенных султаном Сулейманом Великолепным еще в XVI веке. Обрамленный зубцами и башенками, открывался Иерусалим издали взору паломников как город, слитый в одно здание (Пс 121:3). На фотографии вид стен с Запада, откуда подходили поклонники к Святому Граду. Снимок Американской колонии в Иерусалиме. 1890-е гг.
Однако для нас сегодня ценность старинных фотографий Святой Земли — не в их коммерческой стоимости и даже, возможно, не в их красоте или эстетическом воздействии. Sic transit gloria mundi[1], — сказал бы философ, разглядывая выцветающие отпечатки с видами Святого Града. Помилуй нас, Господи! — скажем мы в ответ.
[1]Sic transit gloria mundi (лат.) – Так проходит мирская слава. — Ред.



