Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Владыка, первый вопрос – о празднике Успения Богородицы, который мы отмечаем 28 августа. Это один из 12 главных православных праздников. Как нужно его отмечать и каков его духовный смысл?

– Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это великий праздник – радостный и утешительный, потому что мы видим в празднике Успения Божией Матери смысл нашей жизни: жизнь наша здесь, на земле предназначена для вечности, вечности с Богом. И в соработничестве, трудах, подвиге жизни мы достигаем совершенства, высоких нравственных идеалов и сподобляемся великих благ в Царстве Божием. Труд, который мы совершаем в этой жизни, имеет значение и силу, и не напрасно мы совершаем такой подвиг самоотречения, самопожертвования – наш труд поощряется Богом вечными благами и вечной радостью.

Пресвятая Богородица в течение всей Своей жизни трудилась и сохранила Себя в чистоте – Она сподобилась быть Матерью Сына Божия. И Сын Божий принял человеческую плоть от Пресвятой Девы Марии и совершил дело нашего спасения. Пресвятая Богородица продолжала в Своей жизни нести подвиг терпения, смирения, послушания воле Божией, проповеди о Христе, учения нравственности и духовности. Она готовилась к вечности, к отшествию из этого мира постом и молитвой. И Господь Бог, Спаситель мира, взял Ее пречистую душу и вместе с телом вознес на небо. И Она там радуется и блаженствует – Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, прославляемая небесной и земной Церковью, которые славят Ее труды и подвиги.

И Она не зря трудилась, потому что получила великое и неизреченное. Поэтому мы, дорогие братья и сестры, если будем трудиться в этой жизни, искореняя свои грехи, пороки, слабости, немощи, очищая свою душу покаянием и в противовес нашим грехам внедряя в нее, в свою жизнь добродетели, противоположные нашим грехам и страстям – это нас обогатит, вознесет. И когда мы приблизимся к порогу отшествия из этого мира, который есть переход в иную жизнь, а не смерть и исчезновение в небытие, этот порог будет для нас радостен и утешителен, потому что нас будет ждать радость и утешение, которых сподобилась Пресвятая Богородица: великая радость, встреча со Христом, с Ее Возлюбленным Сыном, с великой радостью, которую уготовал Господь всем на этой земле, кто трудятся ради Христа и достигают великих совершенств, чего достигла и Пресвятая Богородица.

В празднике Успения Божией Матери мы воочию видим смысл нашей жизни: она должна проходить со вниманием ко всему, что нас окружает и встречает – не потерять ни малейшего времени, чтобы каждая минута, каждое мгновение были с пользой для вечности.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим праздником! Дай Бог всем радости духовной, дай Бог всем помощи Божией по молитвам Пресвятой Богородицы, чтобы мы трудились, не унывали, а надеялись и жертвенно служили Богу, людям и нашему Отечеству, зная, что за это Господь воздаст великими благами в Царстве Божием.

– Владыка, с 24 по 29 июня в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго проходило заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Вы были его участником. Чем для Церкви является Архиерейский Собор? Его решения носят рекомендательный или обязательный характер? И для кого они? Для священников или для мирян?

– Да, мы имеем большую радость, что милостью Божией совершился очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который по Уставу Церкви собирается один раз в четыре года. И мы рады, благодарны Богу, что Господь дает силы нашему Святейшему Патриарху Алексию, который уже несколько раз председательствует на Соборах, благополучно и с особым отеческим вниманием проводит их.

Ныне прошедший в Москве, в храме Христа Спасителя Собор проходил на довольно высоком уровне, с особой любовью, и все мы чувствовали тепло, которое исходило от нашего Святейшего Патриарха, его любовь, внимание ко всем архипастырям. И все вопросы, которые обсуждались на Соборе, предложения, которые высказывали архиереи нашей Церкви, принимались Святейшим Патриархом, и чувствовалось, что озабоченность, которую проявляли архиереи нашей Церкви в различных областях церковной жизни, Святейший принимал с особым вниманием и старался эту озабоченность выяснить и обсудить её более детально.

Решения Собора для нас обязательны, потому что это и есть благословение Церкви на дальнейший путь нашей жизни – какой Церковь видит свою дальнейшую деятельность в разных направлениях жизни нашего общества. Это благословение Божие не только для архиереев или священников, оно и для мирян. Архиерейский Собор выработал специальные послания, обращенные ко всей пастве всероссийской, которые в ближайшее время, я думаю, будут зачитываться нашими пастырями в храмах, чтобы каждый христианин мог слышать голос нашей Церкви, Святейшего Патриарха и Архиерейского Собора, который призывает людей к миру, единомыслию, активной работе над собой, к активной деятельности по просвещению народа Божия – чтобы люди больше могли приобрести знаний о Боге, увидели в нас, архипастырях, пастырях и мирянах Православной Церкви пример духовной жизни и как можно больше людей становилось бы на путь истины, святости, добра и спасения.

Мы и обсуждали многие вопросы, которые волнуют всех, не только архиереев, а всех людей, живущих в нашем Отечестве. Как высказывался в своем слове премьер-министр нашего правительства В.В.Путин, все Архипастыри, пастыри очень близки к народу, знают чаяния народа и знают, как повлиять на людей, чтобы улучшить их жизнь. Конечно, самая большая забота – забота о людях, о их духовном, нравственном, материальном благополучии.

– Главной темой Собора было единство Церкви. Что это значит? Разве Церковь сегодня не едина, особенно после воссоединения с РПЦЗ? О каком единстве идет речь, и существуют ли, раз эта тема поднята, какие-то угрозы единству?

– Во-первых, нужно знать, что Архиерейский Собор утверждает все предыдущие решения нашей Церкви. И одно из важных событий в жизни нашего Отечества, нашей Церкви – это подписание в прошлом году Акта о единстве с Русской Православной Церковью Заграницей. И на этом Соборе часто об этом говорили, Собор констатировал, что принятие решения о подписании Акта стало достоянием всей нашей Церкви. И об этом была речь, о единстве с Зарубежной Православной Церковью, ведь впервые за 80 лет вся Полнота нашей Церкви, в том числе и архиереи Зарубежной Церкви, присутствовали на Архиерейском Соборе, выказывали свое отношение к единству. И, конечно, для нас была большая радость, что мы вместе решаем все наши церковные вопросы, которые необходимо решить для блага людей, живущих и в нашем Отечестве, и соотечественников в других государствах мира, которые нуждаются в духовном окормлении. Взор нашего Архиерейского Собора простирался именно на всех людей. Поэтому единство очень важно было констатировать, засвидетельствовать и порадоваться ему. Мы почувствовали радость этого единения и пожелали, чтобы такого разделения больше не случилось никогда, чтобы никакие малые раздоры не помешали ценить это единство и хранить его. Поэтому Собор и обращался ко всем чадам нашей Церкви – надо так строить свою личную, общественную, государственную жизнь, чтобы не помешать этому единству: как хорошо быть вместе и как плохо, когда мы разъединены. К сожалению, есть силы, которые и сейчас не радуются нашему единству. Они хотят посеять раздоры в Церкви. Есть у нас большая проблема в Украине, где отмечалась тенденция некоторых политических сил раздробить нашу Церковь. И мы радуемся и благодарим Бога, что Господь как-то умудрил всех нас и умудрил архиереев Украинской Церкви, что они не пошли на поводу тех политических сил, которые обвиняют архиереев Украинской Церкви, что они не патриоты своего отечества, потому что вместе с Русской Православной Церковью. Они стойко и мужественно стоят за это единство, как и было сказано в выступлении Блаженнейшего Митрополита Киевского и всей Украины Владимира. Он заметил, что некоторые думают, будто автокефалией Украинской Церкви, может быть, будет излечиваться рана этих разделений, но это только представление некоторых; на самом деле это послужит к еще одному расколу, который никому не нужен. Поэтому было высказано мнение, что автокефалия для Украинской Церкви нежелательна и неполезна на данный момент. Это, конечно, принесло еще один кирпич на здание единства нашей Церкви с Украинской и Белорусской, с другими Церквами, которые являются основной частью всей Полноты Русской Православной Церкви.

– Владыка, на Архиерейском Соборе был принят документ, который называется «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Зачем его нужно было принимать – ведь в России очень большое количество правозащитных организаций? Или церковное понимание прав человека отличается от светского?

– К сожалению, в современном мире человечество очень далеко отстоит от нравственных христианских ценностей, норм. И понятие о свободе, о правах человека уже искажено, в некоторых случаях – очень сильно. Чтобы дать правильное понятие о свободе, достоинстве, правах человека, наша Церковь, ее Архиерейский Собор приняли решение дать правильную формулировку свободы, понятия о достоинстве и правах человека. Документ, принятый на Соборе, важен для нас, и желательно, чтобы с ним ознакомились все люди. Поэтому было принято решение печатать его в достаточном количестве – чтобы как можно больше народа могло прибегать к наставлениям Церкви, чтобы они были руководством для детей, родителей, руководителей в школах, во всех сферах нашей жизни: человек должен знать, что есть свобода, и что есть достоинство человека. Конечно, каждый человек хотел бы знать, в чем суть его достоинства, свободы и какие права он имеет. Церковь на основе Священного Писания, опыта Церкви, ее святых отцов изложила все самые животрепещущие стороны жизни человека. К сожалению, люди говорят о своих правах и свободах не на основе нравственности, но под видом свободы хотят узаконить беззаконие, грех, порок. В слове Святейшего Патриарха, которое он сказал в прошлом году в Париже перед Европарламентом, этот вопрос очень хорошо изложен – о правах и свободах человека. После выступления Святейшего некоторые парламентарии даже высказали свое недовольство, непонимание – как это так можно говорить? Я думаю, голос нашего Собора должен весомо воздействовать на сердца людей, чтобы исправить течение жизни по правам и свободам, которые созидают человека и общество, но не разрушают их. А разрушает нас грех – под видом свободы и достоинства.

– Владыка, на Соборе также было принято Положение о Церковном суде. Для многих не совсем понятно, для чего был создан Церковный суд и принято Положение о нем, ведь в Церкви и так есть четкая иерархия. Настоятели решают вопросы своих прихожан, епископы – священников, Патриархи, Синод – вопросы епархий и епископов. Есть каноны и церковная традиция. Был ли раньше в истории Русской Церкви суд и зачем все же он создан?

– Раньше, конечно, был суд, и на Церковь даже государство возлагало большие обязанности по ведению судебных дел. Когда какие-то вопросы не могли решать даже светские судебные органы, апеллировали к архиереям, священникам. А авторитет церковных священнослужителей или архиереев давал правильное окончательное решение судебного вопроса, который поднимался.

Сейчас в нашей Церкви тоже возникает немало вопросов, и мы тоже должны прислушаться к голосу Священного Писания. Говорят: «Почему вы должны судиться у неверных? Разве между вами нет таких достойных, которые могли бы выяснить те или иные вопросы, которые есть в жизни Церкви, мирян, в жизни верующего человека?». К сожалению, есть среди нас, верующих, вопросы, которые нужно решать на таком высоком уровне. Поэтому, я думаю, и принято решение создать такой орган на самом высоком уровне. Есть орган судебный, всецерковный, председатель Церковного суда и его помощники – все из числа архиереев нашей Церкви. И каждая епархия тоже должна создать свой судебный орган; это необходимость жизни нашей Церкви. Раньше у нас не было возможности создать такой орган в Церкви, но сейчас, слава Богу, Церковь начинает развиваться, крепнуть, и есть возможность иметь судебный орган, который урегулировал бы некоторые вопросы в жизни нашего общества.

– Владыка, Собор обсуждал много других вопросов: и образования, и миссии, и молодежной политики, и отношений с внешним миром. Скажите, а были ли какие-то споры или разные точки зрения? Или просто заслушивались заранее подготовленные доклады и все голосовали за заранее продуманные решения? Может быть, Вы можете привести пример какой-то дискуссии, чем она завершилась?

– Конечно, не было, как вы сказали, чтобы зачитывался какой-то доклад и все голосовали и принимали решения без рассуждений. Нет, каждый вопрос очень остро, можно сказать, горячо обсуждался. У нас был один день, когда мы все были распределены (по желанию) по разным секциям по темам, которые необходимо решать в нашей жизни. И эти группы архиереев – по 20 – 50 в каждой группе – решали те или иные вопросы, которые есть в Церкви – образование, демографическая ситуация, другие проблемы, и в секциях были очень серьезные дискуссии. Каждый архиерей мог сказать свое слово, соглашаться или не соглашаться с тем или иным мнением. И когда после нескольких часов такого разговора мы принимали одно целое, единый документ, его опять обсуждали: была ли в документе изложена та мысль, которую высказал тот или иной иерарх Церкви и возможно ли документ вынести на обсуждение всего Собора, заседание которого было на следующий день.

Я уже в начале говорил, что Святейший Патриарх давал возможность каждому выступить. Если какой-нибудь архиерей был озабочен чем-то, этот вопрос старались выяснить. Если архиерей, может быть, в какой-то степени узко что-то обсуждал, то другие архиереи могли более широко объяснить этот вопрос, а когда смотришь с другой стороны, совсем по-другому видишь проблему. Так что на Соборе было очень интересно; не было у нас конфронтации, каждый архиерей мог высказывать свое видение. Когда Святейший Патриарх спрашивал: «Вы согласны с этим решением?» – «Согласен» – «Тогда все, мы переходим к другому вопросу». Слава Богу, Собор проходил в атмосфере братской любви, доброты, на высоком духовном уровне.

– Владыка, и такой вопрос – с чем связано жесткое решение относительно епископа Анадырского и Чукотского Диомида? Он не только отстранен от управления епархией, запрещен в священнослужении, но и находится под угрозой извержения из сана. Это ведь из ряда вон выходящая ситуация, такое бывает крайне редко. Тем более Владыка Диомид в семинарию поступил еще задолго до перестройки, был лаврским монахом, окончил Академию. На Чукотке нес миссионерские труды 17 лет, и 8 из них в сане епископа. Что случилось?

– Как говорится, кому много дано, с того больше и спросится. Владыка Диомид был лаврским насельником. Святейший Патриарх возлагает большие надежды на лаврских насельников – действительно, епископат нашей Церкви в большинстве – это лаврские насельники. И мы, хотя уже архиереи, все равно считаем себя насельниками Лавры, потому что мы призваны из Лавры. И Святейший Патриарх – наш Священноархимандрит. С точки зрения монашеского делания мы должны быть послушными нашему Первосвятителю, тем более нашему Священноархимандриту. И когда я, например, был в Троице-Сергиевой Лавре, мы никогда не допускали каких-то недобрых высказываний против наместника или нашей Церкви. Если были какие-то вопросы, то это решалось другими путями, не теми, которыми, к сожалению, пошел Владыка Диомид – через написание посланий. Он не имел права это писать. Он может писать послания только к пастве своей епархии. Он превысил свои полномочия и взял на себя право, которое дано только Патриарху нашей Церкви. И публично начал высказывать какие-то мнения, недовольства против Патриарха. Это тоже грубейшее нарушение монашеских правил. Тем более что Святейший Патриарх для нас, лаврских монахов, очень уважаемый, святой жизни человек, к которому можно в любой день прийти, поговорить, выяснить какие-то вопросы, в любое время можно позвонить.

С Владыкой Диомидом беседовали наместник Троице-Сергиевой Лавры епископ Феогност, духовник нашей Лавры архимандрит Наум – очень почитаемый и уважаемый духовный человек, известный всей нашей Церкви. Он лично ездил к Владыке Диомиду в епархию и хотел как-то выяснить ситуацию – почему он так поступает, недовольствует? Когда Владыка Феогност там был, и я позвонил Владыке наместнику, он сказал – рядом со мной Владыка Диомид, поговорите с ним. И я ему сказал: «Владыка, зачем такие дебаты, когда можно этот вопрос решить очень просто – позвоните Святейшему, придите к нему, поговорите, попросите у него прощения. Что-то непонятно – он выяснит: он мудрый человек, он может очень хорошо все объяснить. Тем более, что и Владыка Феогност говорит – вот телефон, сейчас позвони и выясни, если тебе что-то неясно».

Но не воспользовался он теми возможностями, которые имеем все мы, архиереи нашей Церкви, не воспользовался помощью Святейшего Патриарха, который духовно, молитвенно, мудро управляет нашей Церковью.

И бастовать против такого человека… Это я просто не знаю, как назвать… Поэтому Архиерейский Собор обсуждал этот вопрос. И мы не просто взяли и сразу его наказали. Нет, мы обсуждали его поведение всесторонне. Высказывались очень разные мнения по поводу Владыки Диомида. И с сожалением мы констатировали, что очень много канонических нарушений он допустил в своей деятельности. Во избежание раскола архиереи и приняли такое строгое решение. Но с пожеланием: если Владыка придет в осознание вины и покается, осознает свои согрешения, он может быть помилован, реабилитирован, и может иметь возможность снова быть иерархом нашей Церкви и продолжить свое служение в архиерейском чине.

– На связи у нас город Чебоксары. Говорите, пожалуйста!

– Скажите, можно ли иеромонаху уйти из монастыря в мир и жениться? И не получит ли он наказание, если уйдет? А если действительно уйдет, то как за него молиться? Как за заблудшего иеромонаха или больного? Спасибо.

– Конечно, это печальная ситуация, когда иеромонах, который уже долго жил в монастыре, оставляет обитель и хочет жениться, тем более что он в сане. Это непозволительно, это грех – этого не должно быть. Надо молиться самому и близким, чтобы Господь помог выйти из этого тяжелого состояния души, чтобы это искушение преодолеть с Божией помощью. Это очень большое испытание! Поэтому нужно одуматься самому и женщине, которая хочет иметь с ним какие-то отношения, потому что оба совершают большой грех. Мы должны, если что-то делаем в своей жизни, делать для пользы своей, для спасения своей души. Церковь позволяет человеку жениться или выйти замуж – это Божие благословение. А один из очень важных смыслов совместной жизни – вместе трудиться, спасаться, помогать друг другу в спасении. А когда между ними находится такой грех, какое может быть спасение? Конечно, Господь милосерд, Он может миловать и спасать, если человек будет трудиться. Очень много надо трудиться, чтоб искупить этот грех. Лучше всего, если уж человек избрал монашеский путь, этим путем идти до конца, как бы тяжело ни было, какие бы искушения ни были. Он должен претерпеть – «претерпевший до конца спасен будет». Но молиться надо в любом случае, мы не должны отвращаться от человека. Нужно молиться за человека, чтобы Господь его вразумил и направил на путь истинный, путь спасения.

– Владыка, спасибо! Ждет ответа на свой вопрос телезритель из города Сольмы.

– У меня два вопроса. Можно ли женщину без платочка хоронить или без косыночки? И второй: на кладбищах сейчас на могильных плитах изображают покойников. Это грех?

– Что касается того, как хоронить женщин – конечно, лучше было бы в последний путь отправить человека по правилам, которые дал нам Господь Бог. Мы путеводствуем наших отцов и матерей, братий и сестер в иной путь к Богу. И Господь хотел бы, чтобы мы были послушны Его воле и выполняли требования, которые Он нам дал. И в Священном Писании об этом говорится: женщина должна носить на себе платок или покрывало в знак своего послушания, в знак осознания, что первой согрешила женщина и после грехопадения платок или покрывало на ее голове является знаком ее покорности пред своим мужем за совершенный грех. Поэтому лучше голову покойницы покрывать платком или косынкой.

Что касается изображения усопших на могильных плитах – это не является тяжелым грехом. Важно, чтобы был крест православный, чтобы была иконочка, чтобы горела лампадочка. Вот это очень важно, необходимо. А что касается фотографий – это по желанию родственников.

– Владыка, правда ли, что есть елейная соль, которая исцеляет от алкоголизма?

– Одно из важных средств лечения алкоголизма – когда сам человек хочет избавиться и просит у Бога помощи. Когда соединяется воля человеческая с волей Божией, происходит исцеление от этой страсти, и человек дает себе обещание, что больше не будет употреблять алкогольные напитки: для него это яд, который поражает душу и тело. Поэтому отказывается навсегда, и с Божией помощью живет и не чувствует даже желания к винопитию, потому что считает, что это для него неполезно.

– «У меня умер муж, он был некрещеный. Я часто вижу его во сне, что он раздетый, замерзший, голодный, хотя мы его дома поминаем. Что еще нужно сделать?» – спрашивает Татиана из Оренбургской области.

– Вся беда в том, что человек, пока жив, не думает, что нужно позаботиться о себе, сделать все то необходимое, чтобы потом не было неприятностей в жизни, чтобы не было мучительно и горько. Думает, что «все нормально, все обойдется». А оказывается, душа мучается после смерти, если она некрещеная, нуждается в помощи. К сожалению, некрещеного человека мы не имеем права поминать в Церкви, а церковная молитва – самая действенная и больше всего помогает усопшему в потустороннем мире. Церковная молитва имеет большую силу, но эту силу мы не можем применять, потому что он не в ограде церковной, не крещен. Поэтому надо творить домашнюю молитву и дела милосердия. И очень важно, чтобы близкие люди усопшего, если они не ходили в Церковь, не жили церковной жизнью, ради помощи своему близкому некрещеному усопшему стали ходить в Церковь, молиться, исправляться. А может и еще кого-то из ближних привели бы к Богу, к церковной жизни – это будет помощь усопшему, ведь это делается ради его и своего спасения. Господь, видя наши старания, даст ему облегчение. Еще мы всегда должны помнить слова апостола Иакова: «отвративший душу от ложного пути спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов». И если мы постараемся отвращать людей от греховного пути, приводить к церковной жизни как можно больше, то свои грехи мы очистим и избавимся от вечных мучений.

– Надежда спрашивает: «Мы красим яйца на Пасху, приклеиваем наклейки с ликами Спасителя, а куда потом девать скорлупки?»

– Конечно, скорлупу яиц, которые мы освящаем на Пасху, в Пасхальную ночь, мы не должны бросать куда попало, а если и бросать – то в непопираемом месте. Непопираемое место – это, может быть, где-то закопать в земле, где не ходит человек и скотина, или пустить на текущую чистую воду; сжечь, и пепел этот потом закопать в землю или пустить на текущую воду.

Беседовал Илья Юков
Расшифровка аудиозаписи
: Анастасия Медведева

Источник: «Православная газета», Екатеринбург

15 августа 2008 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×