10 вопросов, которые могут удержать женщину от аборта

Эта статья написана для тех людей, которые хотели бы остановить кого-то из своих близких, в силу тех или иных причин обдумывающих решение сделать аборт. О том, какие вопросы можно задать женщине, стремящейся прервать беременность, рассказывает психолог-консультант Благотворительного Фонда «Семья и детство» Елена Смирнова.

Из опыта психологических консультаций в медицинских учреждениях мы сделали вывод: определённые технологии разговора с женщиной, записывающейся на аборт, которые могут как-то повлиять на её решение, существуют. Но было бы очень оптимистично предполагать, что, задав ей всего несколько вопросов, мы достигнем цели: она одумается и решится рожать. В лучшем случае мы можем надеяться на то, что она хотя бы задумается над тем, что аборт — не единственный и не лучший выход из её жизненной ситуации.

Работа психолога с данной категорией женщин – это работа «расшатывания», усиления сомнений. Женщина пришла записываться на аборт – она уже сделала выбор, приняла решение, но у нее всегда остаются сомнения – что-то на другой чаше весов. И работа психолога заключается в том, чтобы выявить эти сомнения, «дать им голос. Какая чаша весов перевесит, мы знать не можем, так как решение принимает женщина. Но «пошатнуть» женщину в ее нехорошей уверенности сделать аборт все-таки можно попробовать.

Мы предлагаем десять вопросов, которые вы можете задать близкой вам женщине, если вы хотите помочь ей в трудной ситуации. Они уместны не в каждой ситуации, нужно оценить, насколько вам доверяют, каков её характер, в каком состоянии она сейчас находится, сколько времени есть на беседу и т. д. На самом деле это не вопросы, а темы, которые можно обсудить в разговоре. Поскольку женщина, принимающая решение об аборте, часто находится в кризисной жизненной ситуации, ей нужно дать возможность выговориться, рассказать подробно о её проблемах, о том, что её действительно волнует, поэтому лучше выстроить разговор в форме диалога, а не назидательной беседы, хотя, конечно, в некоторых ситуациях оправдано и предоставление информации, и взывание к голосу совести. Но лучше позволить ей сосредоточиться на себе, на своих ощущениях. Итак:

1. Как Вы представляете сейчас ребенка, которого Вы носите?

Этот вопрос важен потому, что в момент принятия решения об аборте сознание женщины часто бывает намертво привязано к жизненным обстоятельствам, вынуждающим ее сделать аборт, и она не видит больше ничего. Психологи называют это состояние «тоннельным сознанием». Когда же мы спрашиваем женщину, как она представляет ребёнка, она должна обратиться не к обстоятельствам, которые понуждают ее к аборту (о них мы поговорим позже), а к тому, кто вообще тот, от кого она хочет избавиться. В ответ на этот вопрос могут быть разные реакции, к примеру: «Я не хочу об этом думать» или «Я вообще себе его никак не представляю». Для того чтобы пойти дальше таких ответов и всё-таки обсудить интересующую тему — развитие внутриутробного ребёнка на этом сроке, достаточно просто человеческой чуткости.

Но иногда бывает полезно жёстко отреагировать на такие слова: «Понятно, что Вы не хотите об этом думать, но от этого ребёнок не перестаёт быть человеком. От того, что Вы закрываете от себя эти размышления, ничего не меняется».

После вопроса о развитии ребенка женщина может погрузиться внутрь себя, и хотя вряд ли она хорошо себе представляет с медицинской точки зрения, как развит ее ребенок именно сейчас, но она уже начинает обращаться к нему как к отдельно существующему человеку. Можно рассказать ей, как развивается ребёнок на этом сроке. Некоторым бывает достаточно увидеть на УЗИ, как шевелится их дитя или услышать его сердцебиение, чтобы принять решение сохранить ребёнка.

2. Какое имя Вы бы дали Вашему ребенку? Кого Вы больше хотите, мальчика или девочку?

Эти вопросы также помогают женщине переключить внимание с обстоятельств на ребенка, немножко помечтать.

3. Чем этот внутриутробный ребенок отличается от Вашего старшего ребенка?

Это вопрос для женщины, у которой уже есть дети. «А чем ребенок, который еще не родился, для Вас отличается от того, который родился?» Дальнейший разговор может превратиться в интеллектуальную дискуссию на тему того, что этот ещё не человек, а тот уже человек, но эту дискуссию стоит возвращать в первоначальное русло, то есть продолжать сравнивать этих двоих детей: «А Вы, когда ждали старшего ребенка, Вы его тоже воспринимали как ничто, которое когда-то родится и станет кем-то? Кем был для Вас первый ребенок, когда Вы его ждали? Когда он, по-вашему, стал человеком? А этот чем от него отличается? Вы как того ребенка когда-то ждали, так и этого сейчас ждете, он такой же».

Дополнительный вопрос на эту тему: «А с первым ребенком у Вас все было безоблачно? Довелось ли Вам преодолеть какие-то трудности ради того, чтобы он родился?». Как правило, и с предыдущим ребенком женщине приходилось преодолевать какие-то трудности, если не в период беременности, то уже после рождения ребенка. Возможно, окажется, что ради ребенка она много через себя переступала. И возникает следующий вопрос: если уж она в принципе способна сделать что-то для своего дитя, может ли она хоть какую-то малость из того, что она сделала для старшего ребенка, сделать и для второго?

А потом, когда она увидит его, когда встретит, то ее радость окупит все затраты, ей уже захочется о нем заботиться.

«Представьте себе, что этот ребенок уже родился, и Вы его взяли на руки».

Если бы ребенок родился, многие женщины уже не смогли бы от него отказаться. Фактически аборт является отказом от ребенка. Аборт происходит, если ребенок есть, а женщина отказывается пускать его в свою жизнь. Во многом по причине того, что она его не знает. Когда женщина берет ребенка на руки, она уже не может сказать ему: «Нет, я не хочу, чтобы ты в моей жизни был, потому что тебя придется кормить». Суть в том, что женщина не может себе представить, чтобы она отказалась от рожденного ребенка, и задача в том, чтобы она представила себе своего внутриутробного ребенка как уже родившегося, потому что он когда-то таким и станет.

4. Хотите ли Вы иметь детей?

Это вопрос очень тонкий и очень сложный. Его нужно задать очень вовремя, с большим тактом и вниманием к женщине. Можно ведь его задать небрежно: «Ты вот хочешь сделать аборт? А ты вообще-то хочешь иметь детей?» И тогда будет получен социально шаблонный ответ: «Да, вообще хочу – я нормальная женщина. Но сейчас мешают обстоятельства».

Поэтому этот вопрос должен быть очень вовремя и деликатно задан, чтобы избежать социального штампа. Задача этого вопроса – дать женщине возможность задуматься в целом о своей жизни, о своей судьбе, чтобы она представила свою жизненную перспективу, вспомнила о своих ценностях, задумалась о каких-то основных для нее вещах. И она уже не будет привязана конкретно к этой жизненной ситуации, которая у нее есть сейчас и из-за которой она хочет сделать аборт. Она подумает о себе как о человеке и как о женщине. Она вообще хочет иметь детей? Чем будет наполнена ее жизнь? И тогда этот взгляд на ее жизнь в перспективе поможет ей понять, что на самом деле она хочет иметь детей. И это может сыграть в пользу конкретного ребенка.

Отвечая на этот вопрос, женщина может проговориться про свои страхи, про отвержение женственности, про бунт против своей женской роли и что-нибудь еще. Можно будет выслушать ее, обсудить какие-то важные моменты, возможно, помочь избавиться от каких-то страхов или стереотипов.

5. Что Вам мешает родить ребенка?

Теперь мы даем возможность женщине поговорить о тех обстоятельствах, которые толкают ее на аборт. Это очень важный вопрос, потому что эти обстоятельства нужно обязательно с ней обсудить. Дать возможность ответить на этот вопрос развернуто, рассказать о проблемах, страхах, сомнениях, из-за которых она задумалась об аборте. Нужно чутко и внимательно выслушать ее, ведь эти проблемы для нее действительно серьезны, даже если Вам они и не кажутся таковыми. Возможно, Вашей собеседнице станет легче просто от того, что Вы ее выслушали с пониманием. После этого необходимо дать ей возможность посмотреть на проблемы с другой точки зрения, так как, скорее всего, она настолько на них сосредоточена, что не видит никаких других вариантов решения, кроме аборта.

Можно спросить ее: «А как должна измениться ситуация таким образом, чтобы Вы решились родить ребенка?». И обсудить вместе с ней, что можно сделать для того, чтобы приблизить эту ситуацию, и действительно ли только при таких обстоятельствах можно родить ребенка? Надо попробовать обсудить с ней разнообразные варианты решения проблемы, и могут найтись гениальные и простые решения.

Многие проблемы являются на самом деле иллюзорными, и для стороннего наблюдателя и собеседника ясно вида их надуманность, необоснованность. Женщине перед абортом ее жизненные сложности кажутся гораздо более страшными, чем они есть на самом деле. И собеседник может попытаться дать это увидеть самой женщине, вывести ее из состояния «тоннельного сознания»[1].

Есть женщины, которые из-за недовольства жизнью аргументируют аборт нежеланием доставлять ребенку неприятности. Они говорят: он будет без отца, или в нищете, или ожидают каких-то других трудностей.

На эти аргументы существует достаточно жесткий метод, но он иногда помогает. Можно спросить: «А если бы сейчас Ваш ребенок мог бы подать голос, мог бы сам своей судьбой распоряжаться, то, как Вам кажется, чтобы он ответил? Что он предпочтет – вот эту жизнь с ее недостатками, или чтобы его не было вообще? Как Вам кажется, чего бы он хотел?» Тут мы опять же оживляем ребенка в глазах его мамы, так как одна из основных проблем аборта – это то, что женщина совершенно не воспринимает его как отдельного человека. Она его воспринимает исключительно как обстоятельство своей жизни. И этим вопросом мы открыто ставим перед ней эту альтернативу: мы называем аборт не медицинской операцией, а лишением ребенка жизни. Не напрямую проповедуем, что это убийство, а косвенно указываем на это, спрашивая: «Хотелось бы ему жить плохо или не жить вообще?»

6. Почему Вы считаете, что имеете право сделать аборт?

Можно задать такой глобальный вопрос. Это на самом деле очень объемная тема. Разговор может повернуться в разные направления, в зависимости от того, что ответит женщина. Она может сказать: «Это юридически разрешено». Дальше можно задать вопрос: а считает ли она, что все, что юридически разрешено, является нравственно допустимым? Да, после аборта, в тюрьму ее, конечно, не посадят. Но вот с нравственной точки зрения как ее поступок будет выглядеть для нее же самой? Беременная женщина может ответить: «Но я же могу распоряжаться своим телом!» Тогда можно спросить: «А почему Вы уверены, что это полностью Ваше тело? Вы уверены, что именно у этой части Вашего тела такой же пол, как и у всего остального Вашего тела? А где Вы видели части тела, которые были бы с другой группой крови, чем все остальное тело?» Наконец, к чему все это говорится: «Так Вы уверены, что это Ваше тело? Не является ли случайно это телом какого-то другого человека, хотя оно и расположено внутри Вас?».

Верующим людям этот вопрос можно задать таким образом: «Чей это ребенок?». Закономерная реакция – мой и моего мужа, конечно же. Но для верующего человека можно напомнить, что это на самом деле Божий ребенок. Просто он вверен Вам на какое-то время, чтобы Вы о нем заботились. И нельзя так вот просто распоряжаться не своим. Верующий человек должен вспомнить, что ребенок ему не принадлежит и что за то, что он сделал с ребенком, который был дан ему на время, для воспитания и на заботы, за судьбу это ребенка он будет держать ответ – высший ответ перед Богом. И там будут спрашивать не о том, какая марка была у мобильного телефона ребенка, и были ли у него отдельная комната, модная одежда и прочее.

Можно задать ей такой вопрос: «Вы представьте себе, что вот Вы умерли – это в любом случае когда-нибудь случится. И после смерти Вы встретились с этим ребенком. Он говорит: «Мама, а за что ты не дала мне жить?» И что Вы сможете ему ответить? Думаете, объяснения, которыми Вы сейчас оправдываете себя, для него убедительно прозвучат? Или Бог спросит: «Зачем же ты это сделала?» А для Бога эти объяснения будут значимыми? Будут ли они действительно являться оправданием?».

7. Как Вы представляете процедуру аборта, известно ли Вам что-нибудь о ее последствиях?

Тут можно рассказать о том, что она-то, конечно, будет под наркозом, но… Во-первых, это операция, проводимая вслепую. Многие думают, что во время аборта врач видит все, что делается внутри. Но ведь аборт – это не полостная операция, когда, к примеру, разрезается живот и все видно. В случае аборта инструмент вводится в полый орган, который находится внутри тела. Врач делает операцию под контролем УЗИ и фактически на ощупь.

Многие врачи писали о несомненном вреде аборта для здоровья женщины. К примеру, доктор медицинских наук, профессор, директор Центра клинико-морфологической диагностики репродуктивной патологии Санкт-Петербурга Борис Глуховец, в своих научных работах пишет о том, что «операции искусственного прерывания беременности даже в первоклассных гинекологических стационарах могут осложняться серьезными повреждениями шейки и тела матки, развитием маточных кровотечений, являются факторами риска по возникновению других осложнений, что может привести даже к летальному исходу». Не говорят уже о том, что искусственные аборты являются одной из главных причин невынашивания беременности и вторичного бесплодия.

Профессор приводит следующие данные:

  • аборт как причина вторичного бесплодия составляет в нашей стране до 41%;
  • после аборта частота самопроизвольных выкидышей увеличивается в 8-10 раз;
  • около 60% первородящих женщин в возрасте старше 30 лет страдают невынашиванием беременности в связи с предшествующими многочисленными абортами;
  • у 38% пациенток после искусственного аборта на протяжении, как минимум, двух месяцев не может нормализоваться менструальный цикл.

После рассказа женщине о медицинских последствиях аборта, можно спросить у нее, известно ли ей, что бывают не только физические, но и душевные последствия аборта?

Знаком ли ей такой термин, как «постабортный синдром»?[2]

Тут можно повести беседу таким образом: «Наверняка у Вас есть знакомые разных возрастов. Знаете ли Вы пожилых женщин, которые делали аборт много лет назад? Как они сейчас оценивают те обстоятельства, которые вынудили их сделать аборт: считают ли он эти обстоятельства действительно значимыми или нет? Что они переживают сейчас в душе?» Можно порекомендовать Вашей собеседнице откровенно поговорить с такой женщиной, возможно, даже дать контакты какой-то своей знакомой, которая согласится рассказать о своем опыте.

Или если Вы сами пережили подобное, было бы неплохо честно и открыто рассказать о том, что было с Вами.

В житейском смысле может аборт восприниматься нами как бытовое, обыденное событие. Но очень важно, как это событие видится спустя годы, когда жизнь подходит к концу. Чтобы женщина задумалась о том, чего она на самом деле хочет – в ближайшие полтора года плохо спать по ночам, вставая к своему ребенку, или потом всю жизнь мучиться совестью и плохо спать по ночам из-за воспоминаний и кошмаров.

8. Задумывались ли Вы когда-нибудь, кому выгодно, чтобы массово совершались аборты?

Для интеллектуальных людей уместен и такой вопрос. «Вы, наверное, знаете, у нас это обычная процедура, – говорим мы ей, – хотя бы раз в жизни большинство женщин к этому прибегало. По статистике совершается несколько тысяч абортов в день. Задумывались ли Вы когда-нибудь, кому выгодно, чтобы это было так?»

Аборт как операция, как процедура известен давно, но с нравственной точки зрения всегда осуждался. Сейчас это не только не осуждается, но фактически приветствуется. Отношение к абортам в корне изменилось. И в связи с этим возникает вопрос: «Если отношение так сильно меняется, значит, есть кто-то, кто заинтересован, чтобы общественное мнение было именно такое. Кто бы это мог быть, и в чем его интерес?».

С верующей женщиной можно затронуть тему стараний небожественных сил пленять человеческие души. Причем тут можно сказать, что не столько за душу ребенка идет борьба, а преимущественно за душу матери. Потому что все-таки решение об аборте – это очень суровое, жестокое решение, которое останется на совести женщины.

Но есть и практические аспекты из мира житейского. Абортивное сырье – это плацента и стволовые клетки, и это очень дорогое сырье, которое широко используется, и добывать его нужно в промышленных масштабах. Конечно, вряд ли аборты были легализованы именно с целью получения этих материалов, но сейчас эти материалы активно добываются, и их не хочется терять тем людям, которые на них делают деньги. И у них есть вполне прагматичный интерес, чтобы число абортов не сокращалось или, если сокращалось, то незначительно. И дальше можно спросить женщину, согласна ли она таким образом быть использованной какими-то силами? Организациями, людьми, которые к ее жизни никакого отношения не имеют и которым ее судьба глубоко безразлична.

9. Кто в Вашей семье против ребенка и кто за него?

Возвращаясь к жизненным обстоятельствам женщины, можно задать такой вопрос. Сначала лучше спросить, кто против ребенка. Потому что может получиться так: женщина скажет, что все против, и даже всех назовет поименно. И дальше можно согласиться, что действительно, под таким давлением сложно сохранять свое мнение. Но не получилось ли случайно с ней так, что она несколько спутала себя и свое враждебное окружение? Она сама-то хочет ребенка? И дальше дать ей возможность подробно рассказать о том, почему она не хочет, что ей мешает (см. выше).

Возможно, выяснится, что кто-то из родственников действительно против. Какие аргументы они приводят? Почему они это делают? Делали они сами аборты и как они относятся к такому шагу? Выяснив эти важные обстоятельства, необходимо помочь женщине бороться с давлением внутри семьи и даже, возможно, с насилием – физическим, эмоциональным, моральным, материальным и т.д.

Очень важно узнать, а есть ли хоть кто-то, кто за ребенка и могли бы эти люди оказать ей поддержку, в том числе, к примеру, взять на себя конфронтацию с теми, кто против.

10. Какую помощь я могу Вам оказать, чтобы Вы приняли решение родить ребенка?

Наконец, хорошо спросить у женщины, а чем именно Вы можете ей помочь? Этот вопрос правильнее задавать в конце беседы, чтобы женщина уже успела высказать свои сомнения и страхи и после того, как некоторые из них окажутся «расшатанными», когда перед женщиной появится какая-то альтернатива аборту.

Когда женщина говорит о том, что она хочет сделать аборт, она полностью соединена с теми обстоятельствами, которые ей мешают сохранить ребенка. И если у нее в этот момент спросить: «А что я могу сделать?», – она, скорее всего, ответит, что ничего, и что, в общем-то, не очень ей эта помощь и нужна. Когда же женщина отсоединиться хотя бы чуть-чуть от своих жизненных обстоятельств, тогда ей можно рассказать о том, как эти обстоятельства можно изменить, и предложить свою помощь. «Все-таки, что именно Вам нужно, чтобы в этой ситуации выстоять перед обстоятельствами?» Возможно, надо просто помочь ей найти нужные слова для беседы с мужем или с родственниками, посоветовать хорошего врача, помочь с коляской, кроваткой для ребенка. Может быть, нужна эмоциональная поддержка. У каждой женщины свои нужды. Для многих уже само Ваше предложение помощи от себя лично может оказаться целительным. Потому что такое предложение означает признание Вами одновременно и проблем женщины, и ценности нерожденного ребенка – столь значимой ценности, что Вы готовы даже совершить определенные действия, приложить усилия, возможно, чем-то пожертвовать, чтобы он родился.

Можно посоветовать ей обратиться в организации, которые помогают беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Такие организации есть в разных городах России.

К примеру, в Москве работает Благотворительный Фонд «Семья и детство». Психологи службы консультируют женщин, пришедших на аборт, в трех роддомах г. Москвы. Кроме того, при Фонде действует Кризисная телефонная линия по вопросам незапланированной беременности, а также оказываются психологические консультации через интернет. Подопечные Фонда – женщины, которые приняли решение сохранить беременность и родить ребенка, а также многодетные семьи – получают социально-бытовую, материальную, юридическую и другую помощь.

Если у Вас возникнет потребность в психологической поддержке по вопросам, связанным с незапланированной беременностью, Вы можете позвонить на Телефонную линию по вопросам незапланированной беременности: (495) 665-00-05, 8-800-200-05-07 (с 16.00 до 21.00 по будням), – или связаться с психологом через сайт www.6650005.ru

В Москве есть и другие центры и службы, помогающие беременным женщинам в кризисной ситуации, а также другие организации, которые борются с проблемой абортов, к примеру, просветительскими методами.

В Санкт-Петербурге действует фонд Святого Дмитрия Солунского, который помогает многодетным и нуждающимся семьям, ведет просветительскую работу, направленную на защиту жизни детей, находящихся в материнской утробе. Фонд оказывает психологическую, финансовую, гуманитарную, юридическую, продуктовую помощь.

В других регионах тоже есть центры и службы помощи беременным. К примеру, в Иваново есть организация «Колыбель», в Рязани – Центр охраны материнства и детства «Право на жизнь», аналогичные организации есть и в других регионах.

***

В завершение хотелось бы сказать следующее: не так просто разбудить сердце. И нет никаких специальных приемов, чтобы это сделать. Женщине, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, можно помочь. Но лишь при условии, что помощник действительно искренне желает ей добра. Нужно не стремиться доказать свою правоту или убедить женщину в том, что аборты делать нельзя (хотя мы с этим безусловно согласны), а именно желать добра. Никакая женщина не хочет быть лишь «аргументом» в доказательстве правоты какого-то человека или идеи.

Вопросы, которые мы предлагаем, могут помочь женщине принять решение сохранить ребенка. Но тут важно помнить, что беседа с ней должна сопровождаться искренним хорошим отношением, душевной теплотой и заботой прежде всего о ней и о ее ребенке. Мы надеемся, что эти вопросы кому-то помогут – что родятся дети, и жизнь продолжится…

***

Благотворительный Фонд «Семья и детство» приглашает к сотрудничеству добровольцев, а также психологов, социальных работников, врачей, юристов, благотворителей и всех людей, небезразличных к деятельности по защите семьи и жизни внутриутробных детей. Ваше участие поможет спасти чью-то жизнь.

Если Вы располагает средствами, Вы можете поддержать:

– службу психологической помощи женщинам в кризисной ситуации;

– любую из просветительских и издательских программ Фонда;

– конкретную беременную женщину в кризисной ситуации;

– многодетную семью из подопечных Фонда.

Сайт: www . bfsd . ru ,

E – mail : bfsd @ mail . ru ;

Контакты: Руднева Светлана Алексеевна, 8(905)516-86-07, 8(980)338-91-44

Банковские реквизиты рублевого счета:

р/с № 40703810800110000176 в ОАО «ОТП Банк»

ИНН банка 7708001614

БИК 044525311 , к/с 30101810000000000311.

Получатель платежа: Благотворительный Фонд «Семья и детство»



[1] Это феномен, свойственный многим острым кризисным ситуациям, в частности, в подобном состоянии совершается большинство суицидов. «Тоннельное сознание» характеризуется тем, что человек не справляется с неожиданно «свалившейся» на него ситуацией, теряется и из множества возможных вариантов развития событий и собственного поведения видит только один (как будто находится в тоннеле).

[2] Постабортный синдром (ПАС) – психические изменения у женщины после аборта – явление малоизвестное не только в «соматической» медицине, но и в психиатрии. Тем не менее, исходя из клинического опыта, а также из бытового взаимодействия с женщинами, пережившими аборт, можно утверждать, что ПАС очень широко распространен. Описывая ПАС предельно коротко и упрощенно можно выделить две его разновидности. Первая: женщина сожалеет о своем решении, раскаивается в нем, переживает острое чувство вины, боль утраты ребенка. Так как ее поступок необратим, то переживания имеют пожизненный характер, со временем угасают незначительно, а в ряде случаев к пожилому возрасту становятся невыносимыми. Вторая разновидность: женщина психологически защищается от чувства вины и «душевно грубеет», у нее появляется негативное или даже агрессивное отношение к детям (в том числе – своим), беременным женщинам. И в том, и в другом случае постабортные переживания негативно сказываются на семейных отношениях, приводят к патологическому воспитанию детей. Около 80 % бездетных пар, совершивших аборт, расстаются в течение ближайшего года.

Источник: Православие и мир

28 сентября 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×