Пятая заповедь

Десять заповедей, которые снёс Моисей с горы на каменных досках, не делились ровно на пять и пять. Четыре и шесть — так делились заповеди, и первая часть относилась к Богу, а вторая — к людям. Шесть слов, начертанных на второй скрижали, открывались заповедью о почитании отца и матери.

Заповеди — это не смесь и не сумбур. Они логичны, последовательны, связаны изнутри. Мы можем смело, не боясь ошибиться, думать, что неисполнение пятой заповеди делает невозможным исполнение всех остальных, касающихся общежития.

Кровопролития, воровство, похоть, зависть и всевозможная ложь становятся просто неистребимыми, если мы перескочим через заповедь о почитании родителей и не дадим ей должной оценки. Между тем, классическое общество распалось, отцы и дети перестали быть тем, чем быть должны, и только в силу биологии продолжают называться прежними именами. А мы не чувствуем опасности и называем чёрное белым, как будто пророк Иеремия не произнёс «горя» на тех, кто делает это.

Из всех заповедей пятая наиболее нравится родителям. Им кажется, что эти слова обслуживают их родительские интересы и стоят на страже их прав и эгоизма. В действительности это не так. Хотя бы потому, что правильное исполнение этой заповеди предполагает наглядный пример, а значит, совместное проживание нескольких поколений. Я, как отец, должен на глазах своего сына проявить сыновнее почтение к своему отцу, то есть дедушке моего сына. Послушание, уважение, почтение должны быть жизненными принципами, а не высокой теорией. Хорошее дело на глазах своего сына мыть ноги, и целовать руку, и отдавать лучший кусок своему отцу, следовательно, его дедушке. Это будет лучшим залогом выстраивания в юной душе правильной системы ценностей и залогом правильного отношения к себе в старости. Но для этого, как минимум, нужно, чтобы у твоего отца не было второй семьи, чтобы он не бросил твою маму с тобой на руках и не стал искать счастья с другой женщиной, в другом месте.

Много ли у нас семей, где три и четыре поколения живут рядом? Много ли семей, где словосочетание «второй муж» или «бывшая жена» являются кошмарными и нереальными?

Итак, из сказанного уже ясно, что реальность противится, а отнюдь не способствует исполнению заповеди о почитании родителей. Пойдём дальше.

Главные разрушители пятой заповеди — это не строптивые дети, а любящие родители. Это они развращают детей, избавляя их от домашнего труда, сочиняя для них «великое» будущее, лишая их счастья воспитываться в коллективе многих братьев и сестёр. Они рожают одного, максимум — двух детей, думая, что уменьшение количества рождённых улучшит качество воспитания. Они превращают детей в «домашние божества», и сами превращаются в идолопоклонников. Весь жар нерастраченной гордости и нереализованных мечтаний такие отцы и матери вкладывают в «воспитание», которое лучше бы назвать погублением или развращением.

Спесивые, изнеженные, заласканные, приготовленные для «великой будущности», эти маленькие эгоисты жестоко разочаруют своих родителей. Те на старости лет опомнятся и станут, быть может, требовать к себе уважения и почтения, согласно пятой заповеди. Но о каких заповедях можно будет вести речь в доме престарелых или над могилой безвременно погибшего посреди разврата молодого человека?

Отец семейства должен быть капитаном корабля. Мать и жена — помощником капитана или — боцманом, хоть и звучит это не по-женски. А дети — юнгами и матросами. Их нужно сбрасывать, как ложных богов, с пьедестала и запрягать в работу. В чёрном теле, а не в белом воротничке нужно держать их. К труду, а не к карманным деньгам должны привыкать их руки. Если родители этого делать не будут, то они — разрушители пятой заповеди, а значит, и уничтожители всех остальных. Рождённые ими гордецы и лентяи не остановятся на отсутствии почтения к родителям. Они начнут и красть, и убивать, и прелюбодействовать. И некому будет сказать святую фразу из Гоголя: «Я тебя породил. Я тебя и убью».

Классическое, или традиционное, общество рождено пятой заповедью. Там, где жена послушна мужу, а дети — маме; там, где старость в почёте, а молодость — в послушании, эту заповедь знают. Там не увлекаются суетным прогрессом и не готовы из-за открытия электрической энергии отказаться от тысячелетних устоев. Счастье и прогресс не только не являются синонимами. Они даже не рифмуются и, более того, часто противоречат друг другу. Вы избрали прогресс? Что ж, готовьтесь поломать всю свою жизнь до самых корней и разделить судьбу старухи у разбитого корыта. Вы хотите счастья? Изберите в качестве ориентира классические ценности и стремитесь к ним, как бы их ни обзывали и ни обсмеивали в газетах.

Всесильный Бибиков, как свидетельствуют мемуары, не смел присесть в присутствии маменьки без её на то разрешения. Иначе щёки «хозяина Киева» были бы отхлёстаны незамедлительно. Милорадович, герой войны 1812 го года, бывал не раз сильно бит отцом за различные грехи. Если в высшем обществе таковы были отношения отцов и детей, то что сказать или подумать о простонародье, где и нравы строже, и верность навыку прочней? Именно такие люди, которые и в генеральских эполетах «съедали» смиренно отцовские и материнские пощёчины, построили, укрепили и многократно отстояли нашу страну. Поколение ничтожных людей, людей без святынь и ценностей, людей, за неимением иных целей в жизни служащих плоду своего прелюбодейного чрева, способно в считанные десятилетия растерять и разрушить всё накопленное столетиями.

Мы видим себя в европейском доме. Да будет известно нам, что этот дом — дом престарелых. Во-первых, потому, что Европа состарилась в войнах, спорах, борьбе за истину. Как старый человек, уставший жить и желающий отдохнуть, Европа уже не живёт, но почивает на «заслуженном» отдыхе. Во-вторых, культура Европы — это культура распавшихся семей. Это — культура узаконенного разврата, где плохо не столько то, что разврат есть, сколько то, что развратничают, не краснея. Это культура, где юноши не имеют авторитетов, а старики — иных целей, кроме путешествий в тёплые края.

Европейцы умудрились нарушить все заповеди, не нарушая при этом приличий. Этим-то они и привлекательны миру. Называя аборт прерыванием беременности, воровство — восстановлением справедливости, а разврат — уступкой требованиям организма, они стали центром притяжения для всех, кто ненавидит Бога, но любит личину приличия. Конечно, заповедь о почтении к родителям не осталась нетронутой.

Пенсионный фонд и социальные службы выполняют теперь то, что должны выполнять по отношению к постаревшим родителям взрослые дети. Умыть руки и сбросить с себя ответственность — вот главная забота современного человека. И этот человек хочет счастья? Нужно сделать одно из двух. Либо отказаться от счастья, вести жизнь, которую мы ведём, и ждать огня с неба... Либо изменить систему ценностей и повернуться лицом к простым и незаметным человеческим качествам, составляющим сердцевину нашей земной действительности.

По части веры и культуры мы — европейцы. Наши музыканты играют и Гайдна, и Моцарта. Наши учёные ориентируются в мире западных идей с той же свободой, с которой хорошая хозяйка ищет нужную вещь в своём шкафу. Всё, что есть в культуре Запада, понятно нашему сердцу, ибо мы — христиане.

Но мы не полностью отданы Западу. У нашего сердца есть «восточная камера», а у мозга есть «восточное полушарие». Таджикская или афганская деревня, где гостю не показывают лица дочерей, также близки нашей душе. Арабская семья, где сын бежит на голос отца, чтобы налить ему чаю или поправить подушку, тоже должна быть нам близка и дорога.

Высшие достижения Запада нам должны быть понятны. Высшие проявления Востока нам должны быть милы. Высшие достижения Запада — это философия, наука и технологии. Высшие проявления Востока — это ценности не спеша живущего человека. Это ценности, связанные с семьёй: уважение к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, послушание и многое другое.

Технологии, оторванные от морали, поставили мир на грань выживания. Если миру суждено ещё пожить, то это зависит от лучших ценностей Востока. «Чти отца и мать» — одна из них, и не у Запада учиться её реализации.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Измерова Ольга Васильевна31 декабря 2016, 05:24
Воля человека должна подчиняться воле Создавшего всяческая. Наши дух, душа и тело станут только крепче и здоровее, если мы выполняем предложенные Творцом на горе Синай через святого пророка Моисея заповеди. Ну а если еще и постараемся заповеди блаженства выполнить,то обетованное " иблаго ти будет" непременно исполнится, как в сказке.Если еще в пятой заповеди рассмотреть роль родительского благословения, станет проще жить.дети должны попросить прощения и испроситьу родителей благословения на все хорошее и доброе. А родители должны желать детям мира и соогласия,смирения и послушания, любви и радости.Почитайте про родительское благословение у прславленного старца Святого Паисия Святогорца и многое поймете. С наступающим Новым 2017 годом и Рождеством Христовым!
Лариса Авраменко17 июля 2016, 05:33
Очень актуально
Инна10 июня 2016, 03:43
Я считаю,что как человек относится к своим родителям,так к этому человеку относится Бог.
Галина Артемьева 8 апреля 2016, 13:40
Спаси, Господи, отца Андрея Ткачева!!!Многая и благая лета ему!
Ксения17 августа 2015, 13:27
Спаси Господи! Всегда радостно читать статьи Батюшки. Но так нерадостно не находить ответ на свой вопрос. Есть один момент, который почему то не находит отражения в проповедях, статьях, интервью. А он не менее распространен: злобность родителей к детям.
Моя мать не любила меня с детства: побои, оскорбления унижения. за попытку поцеловать лет в пять она так меня по щеке ударила, что я большую часть жизни прожила думая, что целовать маму - это плохо.
Но с годами все забылось, родители постарели, я "поднялась" по жизни. и так мне захотелось моим стареньким родителям радость доставить, что решила я поменять свою квартиру и их ветхий сарайчик на хороший дом и жить вместе. А обернулось все ужасом. Гнев, ненависть, проклятия, претензии с утра и до ночи. Думаю выражу желание очень многих людей поколения 35-45 лет, которые к Богу пришли, но родителей к нему привести не смогли.
Как уважать, когда в тебя плюют (в прямом смысле) .
Как любить когда тебе желают всех наказаний, проклинают страшными словами.
Как почитать когда разводят сплетни, разжигают скандалы.
Как подчиняться и повиноваться, когда приказы не логичны и явно привносят в жизнь проблемы.
Как исполнять эту заповедь???
И что делать, чтобы этот крест пронести достойно. И крест ли это, или собственнноручно сплетенная петля и никаких подвигов терпения тут не нужно??
Батюшка, помогите мне и сотням таких же.
Овчинников Сергей 2 июня 2015, 13:13
А вот спорим, что все эти дедушки и бабушки, входя в транспорт со своими внуками, стремятся прежде всего усадить их на свободное место? Бесчисленное количество раз приходилось наблюдать именно эту ситуацию. Причём, на мои замечания о недопустимости такого поведения эта бабушка начинает реагировать так, будто я её десятилетнего (далеко не трёхлетнего, заметьте!) внука убивать собираюсь. Практика показывает, что эти бабушки вполне могут постоять, если рядом сидит их внучонок (внученька), у которых энергии столько, сколько в маленькой электростанции. Только вот если внуков рядом нет, пресловутые бабушки и дедушки сразу становятся старенькими и немощными, у них моментально начинают болеть ноги и проявляется куча хронических болезней. Им сразу внезапно становится сложно стоять. Кто-нибудь объяснит мне такой парадокс? Может быть, есть резон начинать воспитание подрастающего поколения не с чужих подростков, а с собственных внуков? Тогда, глядишь, и остальных подростков вразумлять не придётся.
Максим 2 июня 2015, 10:24
Помоги вам Господь!
Анна18 апреля 2015, 09:04
Христос Воскресе! Спаси Вас Господи, батюшка! Вам Господь дал великтй дар - умение выразить словами самую суть того, что происходит. Пятая Заповедь- это та Заповедь результаты исполнения которой очень хорошо видны на судьбах людей в очень короткий промежуток времени. Понаблюдайте и убедитесь. Спасибо за статью!
Екатерина31 мая 2013, 14:40
СпасиБо! но мы все хотим от ближнего одного - что бы он (она) были идеальны, забывая о себе... как я смогу воспитать (вызвать) уважение и почитание к себе, если я не уважаю, не почитаю своих родителей? понимаю что это нехорошо, но ничего не могу с этим поделать... Как простить и принять их такими как они есть? Как маму принять? Ведь это с течением жизни я потеряла уважение к ней, как Адам и Ева рай. В младенчестве то дороже мамы нет ни кого! а потом она главный враг во всём.... почему? и как исправить это положение?? Спаси Господи
наташа29 февраля 2012, 00:49
Трудно все и спорно. Как быть с 5 заповедью, если мать в авторитарной форме приказывает делать как она велит., сопровождая сумасбродные требования фразой "я ваша мама, что хочу,то и скажу",вы слушайтесь. А свою свекровь она держала в доме престарелых, да еще считает заслуженно, не навестила ни разу. Родная мать только год у нее перед смертью пожила, так дня не было без оговоров и обзывательств. Вот вам и"пример личный", а мы взяли ее к себе по старости и живем как на вулкане.
Anna 4 мая 2011, 00:41
- "И некому будет сказать святую фразу из Гоголя: «Я тебя породил. Я тебя и убью». "

Интересно, чем же эта фраза свята? Фраза - мерзкая. И по общечеловеческим меркам и по христианским.

Статья полезная, но от этого высказывания я, честно говоря, пребываю в лёгком шоке.
Надежда19 ноября 2010, 15:13
Притчи Соломона гл13стих12:Надежда,долго не сбывающаяся,томит сердце,а исполнившееся желание-как древо жизни. Большое спасибо за статью.Будем молить Бога,чтобы продлилась наша надежда и желания исполнялись.
Ответ Андрею 9 ноября 2010, 23:51
Глава 13 (Книга Притчей Соломоновых)


25. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
Александр 1 ноября 2010, 11:13
Явление, вернее - болезнь, которая описана в статье, действительно повсеместно распространена в наше время. И о.Андрей, как духовный врач, выявляет и желает уврачевать ее. Те примеры, которые приводят читатели, якобы в противовес статье, относятся к другим болезням, существующим в наше время и существовавшим ранее. Но в одной статье невозможно написать сразу о всех, как одним лекарством невозможно вылечить все болезни телесные у человека.
Спаси Господи, о.Андрей! Дай Вам Господи сил в трудах Ваших!
Ольга12 октября 2010, 14:16
Даже на православных сайтах гораздо больше призывов о помощи детям, чем о помощи старикам.

Откуда возьмется тогда уважение?
Ольга12 октября 2010, 14:03
Как ребенок будет уважать родителей, если он не видит примера? Я говорю не только о бабушках-дедушках, а вообще об обществе - все российское общество построено на презрении к старикам, инвалидам, слабым и т.д. Нищенские пенсии (нельзя жить, нельзя умереть), мед.обслуживание, транспорт и т.д.

Все любят заботиться о детях (ах, это наше будущее! Сироты, отказники...), а количество людей, которых заботят старики - на несколько порядков меньше, чем тех, кто заботиться о детях. Только не любят об этом писать и напоминать.



Харитон10 октября 2010, 20:24
Спасибо огромное за отличную статью!!!
К.Татьяна 3 октября 2010, 22:17
Спасибо, статья понравилась. Лаконично, четко, доступно. То, что нужно для расслабленного молодого (и не только) мозга, только бы захотели прочесть.
Наташа23 сентября 2010, 15:01
А я поддерживаю Ольгу "если семья полная, но в ней нет любви, взаимопонимания, уважения, когда люди живут вместе, потому что нет повода развестись?

Есть еще одна проблема, о которой здесь не сказано - далеко не всегда мужчины отцы своим детям (не в физическом смысле) - в душевном. Перекладывают воспитание на жену, на нее же падает весь быт, у отца же работа или увлечение какое которые важнее детей. "

Я читала эту статью именно чтобы найти ответ на эти вопросы, но так и не нашла. Ситуация очень сложная, так как разговоры не помогают, дети чувствуют отчуждение отца и с завистью смотрят как в других семьях отец играет с ребёнком. Что женщине делать? Терпеть и ждать, что муж прозреет?
Ксения23 сентября 2010, 14:10
Здравствуйте, извините, но статья, как мне показалось не раскрывает тему, Запад-Восток-за них я не переживаю, по личному опыту знаю, что к моему сыну 16 летнему подростку в Германии (там он учился 2 года) относились очень тепло, демонстрировали уважение (не только немцы, но и турки, карейцы), и понимали, что молодой человек адаптируется - это норма, и мой сын не исключение. А в нашей стране? он приехал совершенно счастливый, спокойный, жизнерадостный, а здесь- хамство, озлобление - часто встречается, согласитесь. Мы здесь выживаем, а не живем, и я как мама- хлестала бы его по щекам ещё (расписывалась в том, что воспитала его плохо)- да у меня и повода небыло никогда, в глаза потом как смотреть сыну? я ему много подсказать должна в жизни, научить, словом и делом, всё, что умею и знаю- поделиться, некогда мне самоутверждаться хлестанием по щекам, да и неправильно это
Марина23 сентября 2010, 09:48
Статья правильная, но примеры неправильные. А суть-то в примерах. Все и так знают, что надо уважать и почитать своих пожилых родителей - но как это делать, если мать не желает знать своего зятя, кричит дочери: "Или он, или я!". Все знают, что надо приучать детей к труду - но что делать, если они почему-то предпочитают компьютерные игры? Ответ: а вот что делать - лупить ребенка по щекам. А замуж не выходить, если мать не позволяет. И что печально - найдутся родители, которые тут же начнут их применять на практике. Одобрено священником!
Нет, бить, конечно, проще. К тому же все по Писанию.
Но в наше время это однозначно, в 10 случаях из 10, приведет к тем последствиям, которые раньше случались в 1 случае из 10: побег из семьи, примыкание к дурной компании, отторжение всех моральных ценностей, которые пыталась привить семья.
Ирина22 сентября 2010, 10:46
Марине. Да, исторически на смену диктатуре приходит либерализм. Но семья подчинена другим законам. Наказывающий родитель бывает и самодуром и деспотом, но Господь пошлет терпящему ребенку утешение или же духовного наставника. А если путь будет выбран верно и обиженный ребенок будет любить несмотря ни на что своего родителя, прощать и заботится о нем то смягчится и злобное сердце, и уйдет гордыня и злоба не будет иметь своего продолжения в будущих поколениях. Это произойдет не в одночасье. Ломоносова вел господь и отца он своего любил, что и смягчило его сердце. Статья правильная.
Ольга19 сентября 2010, 23:33
Интересно, а были святые, вышедшие из неблагополучных семей?
Ольга19 сентября 2010, 23:13
К словам Марины могу добавить что и святые не всегда выполняли волю родителей.

Есть такой святой - Алексий, Божий человек. Однако пошел против воли родителей и сбежал из дома, бросив и родителей, и законную жену.

Впрочем, статья-то не для взрослых, для подростков.
Дмитрий19 сентября 2010, 13:25
Очень понравилось допонение Марины. Можно ещё вспомнить слова того же Михаила Васильевича Ломоносова в его труде "О размножении и сохранении российскаго народа":
"В обычай вошло во многих Российских пределах, а особливо по деревням, что малых ребят, к супружеской должности неспособных, женят на девках взрослых, и часто жена могла бы по летам быть матерью своего мужа. Сему с натурою спорному поведению следуют худыя обстоятельства: слезныя приключения и рода человеческаго приращению вредныя душегубства." Здесь мы видим положение дел на Севере России, где требовались дополнительные руки в хозяйстве. Поэтому (т.е из ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАСЧЁТА, а никак не из духовного) родители заставляли своих молодых сыновей жениться на взрослых уже женщинах. Последствия, о которых пишет Ломоносов, о которых ему было известно не понаслышке, были очень далеки от духа христианской любви.
Дмитрий19 сентября 2010, 11:39
Интересно, а можно ли совместить "высшие достижения Запада — науку и технологии" и "ценности не спеша живущего человека"?
Статья очень интересная, эмоциональная, но есть на это тему значительно лучше, у тех же священников.
Ольга18 сентября 2010, 23:49
А если семья полная, но в ней нет любви, взаимопонимания, уважения, когда люди живут вместе, потому что нет повода развестись?

Есть еще одна проблема, о которой здесь не сказано - далеко не всегда мужчины отцы своим детям (не в физическом смысле) - в душевном. Перекладывают воспитание на жену, на нее же падает весь быт, у отца же работа или увлечение какое которые важнее детей.
Марина18 сентября 2010, 14:47
Давайте для полноты картины вспомним и о других примерах.
Александр Меншиков сбежал в детстве от отца, который бил его до полусмерти, и продавал пирожки на улице.
Бежали в юности из семьи Михаил Ломоносов и Василий Тредиаковский. Обоих собирались женить и заставить "жить, как люди". Первого - заниматься ловлей рыбы и торговлей, второго - быть сельским священником.
Николай Алексеевич Некрасов желал заниматься литературой, а не идти в военную службу. Отец за это лишил его поддержки и всякого общения.
Россию строили "смиренные" дети?
Жизнь многообразна, а лозунги всегда односторонни.
А "Детство" Горького все помнят? Как дядя Михаил, выросший под жесткой волей деда, начал пить и забил до смерти свою жену? Как отчим бил беременную мать Алеши, а мальчик, увидев это, бросился на него с ножом?
Пятую заповедь нарушают любящие родители, говорите? Начиналось с таких, а не с любящих. То, что началось в 60-х годах ХХ века - "либерализация" отношений с детьми - это естественный процесс, после многовекового "молчать, сопляк, я лучше знаю". Все должно быть в разумных пределах, вот и все. Но это и так всем понятно. Вопрос: где эти пределы? Вот на это статья и не отвечает.
Роман18 сентября 2010, 09:53
Статья отличная, как и многие другие материалы, с которыми я здесь ознакомился. Поддерживаю обеими руками!
Юлия16 сентября 2010, 12:07
Обвинять запад во всех смертных грехах конечно проще, в себе корни искать надо а не в том что нас кто-то чему -то ни тому учит.
Андрей14 сентября 2010, 23:10
Дорогой Serge.Вы берете из контекста поступки и слова Господа и хотите приложить их по своему усмотрению. Одно дело - гнев Бога и Судии на свои творения, совсем другое - гнев грешного человека на ближнего. Нам запрещено не только поднимать руку на человека, но даже гневаться и озлобляться в сердцах наших. «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6,1).
Что касается басни, то налицо подмена понятий: употребление власти и физическое насилие не есть одно и тоже.
С уважением, не дерзая учить, а лишь высказывая свою точку зрения.
Serge14 сентября 2010, 17:42
>> Андрей:
Я не помню, чтобы Господь наш поднял руку на человека

А как же случаи в храме? Не только руку поднял: бичами торговцев оттуда прогонял!
Мало того -- потом веками проверено и утверждено то, что кратко сформулировано в басне: "Там не читать морали, где должно власть употребить!"
Елена Л.14 сентября 2010, 16:52
Игорю: совет прекрасен, но подходит только для идеальных родителей. К тому же всех ситуаций предусмотреть невозможно, так же как и невозможно иногда предугадать и понять, как среагирует именно этот ребенок. Все же разные. Один посмотрит на родителей, а другой захочет так же потопать ногами и покричать, как вон тот карапуз.
Или вот: Хеллоуин. Тут надо молитву усилить, и уповать на помощь Божию, чтобы чадо не соблазнилось. Особенно, если это исходит от авторитетной личности (воспитатель, учитель).
Игорь13 сентября 2010, 22:06
Ответ Елене Л., нужно не внушать, а показывать собственным примером.
Андрей13 сентября 2010, 21:54
Странная какая-то статья. Умозаключения строятся на противопоставлении запада и России и при этом запад рисуется в самых мрачных тонах. Но ведь запад неоднороден.Да и на мой взгляд - то, что твориться у нас в России сейчас, а именно - тотальная бездуховность, беззастенчивый блуд, отвержение семейных ценностей, вопиющее социальное неравенство, говорит как раз не в нашу пользу. Не лучше ли вместо бичевания западных ценностей заняться своими проблемами, а проблемы запада оставить на его совести? К тому же я категорически против побоев над детьми, да и вообще рукоприкладства, какими бы благовидными ценностями они не оправдывались. Я не помню, чтобы Господь наш поднял руку на человека, да еще маленького, но помню о завещании нам любви, как основе межчеловеческих отношений. С уважением, недостойный и многогрешный раб Божий Андрей.
Костя13 сентября 2010, 17:29
полностью поддерживаю автора
Жанна Кокырца13 сентября 2010, 14:11
Хорошая статья,спасибо,батюшка,полностью разделяю Вашу точку зрения.В наше время иначе нельзя,так хочется,чтобы наши дети были хорошими людьми,такими,как задумал нас Бог.Помоги нам всем,Господи.
Марина13 сентября 2010, 13:38
Всё понятно и ясно, как Божий день.
Спасибо, что не устаёте напоминать.
Елена Л.13 сентября 2010, 13:15
Размышления на тему, может мне здесь подскажут...Как теперь воспитывать своих собственных детей, если общество не придерживается твоих ценностей? Как, отправляя ребенка в детский сад/школу, одновременно внушить ему уважение к учителям и научить отбрасывать кое-какие идеи о вседозволенности, например? Убедилась на собственном опыте, как это трудно, когда нет единого мнения, когда твое дитя видит, что другим разрешают и поощряют то, что дома не одобряется. Родители со своими традиционными взглядами начинают иногда выглядеть и чувствовать себя просто маргиналами. Сравнивая свое детство, вижу, что в 80-е по крайней мере учителя и родители были едины во взглядах. Детям регулярно напоминали об уважении к старшим, о помощи родителям и т.д. и т.п. Сейчас это как-то уходит, мягко говоря. Надеюсь, это просто не повезло нам, просто такой вот случайный, личный опыт, из которого я просто сделала глобальные выводы...
Елена13 сентября 2010, 10:59
Замечательная, сильная статья. О Западе так ясно и просто написано...Нельзя не задуматься и пересмотреть свои ценности.
СпасиБо за статью
Алексей13 сентября 2010, 09:51
Дай Бог помнить эти божественные истины всегда, особенно в трудные моменты жизни! Спаси Господи, отец Андрей, за статью! Храни вас Господь!
Елена13 сентября 2010, 07:24
Очень хорошая статья. Полностью поддерживаю.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×