ћониторинг —ћ»

»споведь и ѕричастие Ч вместе или врозь?
Ѕеседа со св€щенником ¬адимом Ћеоновым

Ѕлагодатный огонь

ѕредлагаем вниманию наших читателей беседу кандидата богослови€ ¬алери€ ƒуханина с преподавателем ѕравославного —в€то-“ихоновского гуманитарного университета и —ретенской ƒуховной семинарии, доцентом, св€щенником ¬адимом Ћеоновым на тему Ђ–еформаци€ литургических традиций –усской ѕравославной ÷ерквиї.

Ч ќтец ¬адим, давайте обсудим очень важную тему Ч значение таинства ѕока€ни€ или »споведи в духовной жизни современного православного христианина. »ногда даже в церковных средствах массовой информации начинают высказыватьс€ мнени€, будто бы современна€ практика »споведи ущербна, исповедоватьс€ надо только тогда, когда возникнет внутренн€€ потребность, а причащатьс€ нужно почаще, желательно на каждой литургии, при каждом посещении храма. «вучат призывы никак не св€зывать в церковной практике совершение этих “аинств. „то вы можете сказать, отец ¬адим, о значении таинства »споведи?

Ч ћогу сказать лишь то, о чем веками свидетельствует ÷ерковь: ѕока€ние Ч это одно из семи важнейших “аинств, которые обеспечивают полноту духовной жизни человека и его спасение. Ѕез ѕока€ни€ спасение невозможно. Ёто фундамент духовной жизни. —в€тые отцы называют таинство ѕока€ни€ вторым  рещением, ибо в нем очищаетс€ и возрождаетс€ душа человеческа€ и становитс€ способной принимать благодатные дары других церковных “аинств, в том числе и ≈вхаристии.  то в какой-то мере игнорирует это “аинство или пренебрегает им, а такие тенденции в наше врем€ стали по€вл€тьс€, тот рискует всю свою духовную жизнь превратить в лицемерный фарс.

я думаю, что эти стремлени€ принизить значение »споведи дл€ духовной жизни христианина возникли в православной среде под вли€нием протестантизма на церковное сознание.   сожалению, протестантизм на «ападе деформировал сознание католицизма, а теперь добралс€ и до ѕравослави€. »споведь  Ч необходимое условие дл€ того, чтобы душу привести в бого≠угодное состо€ние. ћы читаем у св€тых отцов отом, что вс€ ≠духовна€ жизнь человека зиждетс€ на ѕока€нии. »споведь Ч это главное средство дл€ глубокого ѕока€ни€. —в€титель »гнатий Ѕр€нчанинов в своих творени€х отмечал, что значение »споведи в жизни православного христианина возрастает и будет возрастать, поскольку люди все реже используют другие духовные средства. ћы не умеем молитьс€ и не про€вл€ем старани€, не про€вл€ем усерди€ к посту, легко поддаемс€ греховным соблазнам. ≈сли мы еще вытолкнем и »споведь на периферию нашей духовной жизни, то тогда нас можно брать голыми руками.

Ч Ќо здесь возникает сразу вопрос: € же могу пока€тьс€ дома во врем€ личной молитвы, зачем необходима »споведь в церкви?

Ч ƒавайте сразу разведем эти пон€ти€ Ч личное пока€ние, которое, несомненно, слышит √осподь, и церковна€ »споведь как таинство. ƒа, √осподь слышит и часто прощает человеку многие грехи, оплаканные им в личной молитве. » когда мы в ÷еркви говорим: Ђ√осподи, помилуйї, Ч √осподь нам многое прощает. » тем не менее это не замен€ет таинства »споведи, потому что человеку необходимо не только получить прощение грехов, но и требуетс€ благодать дл€ уврачевани€ греховной раны и еще необходима благодатна€ сила, чтобы соде€нный грех больше не повтор€лс€. Ёти дары подаютс€ в церковной »споведи, в этом величайшем “аинстве духовного возрождени€, поэтому оно крайне необходимо в жизни христианина. —кажу по своему опыту: когда € училс€ в семинарии, у мен€ была возможность в “роице-—ергиевой лавре каждую неделю исповедоватьс€, и € помню свое внутреннее состо€ние тогда, насколько глубоко и тонко переживалось все греховное в личной жизни и легче было этому противосто€ть. ѕотом наступил другой период в жизни, когда € стал исповедоватьс€ реже, может быть, раз в две-три недели. » это уже было другое состо€ние.  ак будто бы все мои органы чувств огрубели и притупились. —ознанием грех фиксируетс€, а внутренних сил дл€ сопротивлени€ меньше. „еловеку, который сомневаетс€ в истинности, действенности и пользе »споведи, предлагаю на личном опыте попробовать, что это такое, подойд€ к ней предельно ответственно и серьезно.

Ч Ќо, отец ¬адим, а как же говор€т, что в некоторых других ѕоместных ѕравославных ÷ерквах, скажем в √реции, бывает, что верующие причащаютс€ регул€рно, а исповедуютс€ не так часто. ’от€ одновременно надо признать, что в греческих монастыр€х большое внимание удел€етс€ частой регул€рной »споведи. ¬ св€зи с этим мне вспоминаетс€ труд сербского профессора ¬ладеты ≈ротича, который пишет, что дл€ достойного ѕричащени€ надо прибегать к регул€рной »споведи, чтобы »споведь об€зательно предшествовала ѕричастию. Ќо как быть, когда нам став€т в пример практику других ÷ерквей, где не об€зательно исповедуютс€ перед причащением. “ак, может быть, и нам не надо исповедоватьс€?

Ч ¬ –усской ѕравославной ÷еркви существует замечательна€ традици€ исповедоватьс€ перед каждым ѕричастием, и дай Ѕог, чтобы она сохран€лась еще долгое-долгое врем€.  онечно же, в этом вопросе есть свои нюансы. «десь не может быть формального подхода. Ќо если говорить в общем, »споведь перед ѕричастием Ч это очень важный и полезный духовный принцип. ƒа, действительно, в некоторых ѕоместных ÷ерквах эта практика выгл€дит немного иначе, чем у нас. ѕорой сравнивают русскую традицию с греческой, где на »споведь люди идут тогда, когда они ощущают в этом потребность. Ќадо отметить, что истори€ возникновени€ этой традиции в √реции Ч отдельный специальный и неоднозначный вопрос. Ќапример, в XIV в. свт. √ригорий ѕалама в своей проповеди Ђќ —в€тых и —трашных ’ристовых “айнахї пр€мо указывает на необходимость »споведи перед ѕричастием: Ђ≈сли же с дурною совестью, и не получив, благодар€ »споведи, отпущение грехов от при€вшего власть разрешать и св€зывать их, и прежде чем обратитьс€ к Ѕогу, прежде чем исправитьс€ по правилу благочести€, мы приступаем [к —в€тым “айнам], то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкива€ от себ€ и самые Ѕожие щедроты и терпение ≈го к намї. ѕодробное обсуждение истории возникновени€ разобщенной практики »споведи и ѕричасти€ в греко€зычной среде выходит за рамки нашей беседы. —огласимс€ с тем, что она сейчас реально существует. Ќо, почему эта традици€, на мой взгл€д, не применима в современной церковной жизни в –оссии? ѕрежде всего потому, что греческий народ не пережил такой период безбожи€, который досталс€ нам. —овременные греки вырастают в православных семь€х. ¬ большинстве своем они знают, что такое грех и что такое добродетель. ” них ѕравославие Ч это государственна€ религи€. »х воспитывают в православных традици€х уже несколько поколений, и эта традици€ не прерывалась. ѕоэтому в их сознании многие важные принципы духовной жизни укоренены с детства. »м без особых наставлений пон€тно, что если € сегодн€ согрешил, то мне нельз€ сегодн€ причащатьс€, необходимо пойти к духовнику на »споведь.

¬ нашем ќтечестве, которое пережило страшный период гонени€ на ÷ерковь, люди искренне пот€нулись в храм. Ёто замечательно. Ќо в силу своей духовной неосведомленности в большинстве своем не понимают т€жести совершаемых ими грехов, чаще всего вообще их не вид€т. —ейчас издаетс€ много православной литературы Ч это прекрасно, но много ли ее читают те люди, которые делают первые шаги к храму? —овременный человек читает очень мало, поэтому просветительские возможности печатной продукции не стоит переоценивать. ¬ такой ситуации без об€зательной »споведи перед ѕричастием не обойтись. Ћюбой св€щенник многократно сталкивалс€ с такими примерами: человек приходит на »споведь, каетс€ в недавно совершенном грехе блуда, прелюбоде€ни€ или аборта и тут же говорит: батюшка, благословите причащатьс€, € с утра ничего не ел. „еловек говорит это искренне, он не намерен причаститьс€ в осуждение или сознательно пренебречь принципами духовной жизни, он их просто не знает. »ли другой, еще более распространенный пример: человек не видит в себе ни одного греха или называет формально какую-нибудь общую фразу без малейшего сокрушени€ или самоукорени€ и стремитс€ к —в€той „аше. ≈сли бы у нас не существовало традиции исповедоватьс€ перед ѕричастием, то кто, когда и где поможет таким люд€м? ƒавайте вспомним грозные слова апостола ѕавла о недостойном причащении: Ђкто будет есть ’леб сей или пить „ашу √осподню недостойно, виновен будет против “ела и  рови √осподней. ƒа испытывает же себ€ человек, и таким образом пусть ест от ’леба сего и пьет из „аши сей. »бо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассужда€ о “еле √осподнем. ќттого многие из вас немощны и больны и немало умираетї (1  ор. 11, 27Ц30). ≈сли мы хоть ненадолго задумаемс€ над этими апостольскими словами, то к чему они нас приведут?   »споведи. ≈сли сейчас отвергнуть принцип взаимосв€зи »споведи и ѕричасти€ и предоставить всем возможность решать вопрос об »споведи исход€ из личных соображений, то мы уподобимс€ неразумной матери, котора€ родила ребенка, а потом вынесла его на улицу, положила на перекрестке и, оставл€€ его, сказала: руки, ноги, голова у теб€ есть, там храм, здесь дом, за пригорком огород Ч иди трудись, питайс€ и живи богоугодно.

 онечно же, принципом взаимосв€зи »споведи и ѕричасти€ необходимо пользоватьс€ с рассуждением, как сказано в ≈вангелии: Ђсуббота дл€ человека, а не человек дл€ субботыї. ¬ церковной жизни есть периоды, когда взаимосв€зь между »споведью и ѕричастием может быть не столь однозначной. Ќапример, в период —трастной седмицы, когда идут длительные напр€женные богослужени€ и многие прихожане ревностно посещают их. ¬ это врем€ во многих храмах благоразумно предлагаетс€ прихожанам поисповедоватьс€ в течение —трастной седмицы и далее причащатьс€ и в ¬еликий „етверток, и на —в€тую ѕасху, так же предлагаетс€ причащатьс€ и на —ветлой седмице. ќднако эту практику механически переносить на весь церковный год, мне кажетс€, было бы необдуманно и неправильно.

Ч »ногда как раз и слышны такие голоса, что вот сколько раз ни пришел в храм, на литургию, столько и причащайс€. ј исповедоватьс€ Ч ну, может, два раза в год или еще реже. » еще говор€т: но ведь св€щенники, когда служат литургию, они ведь редко перед этим исповедуютс€?

Ч ¬опрос о частоте причащени€ очень важный и сугубо личный. «десь не может быть простых штампованных ответов. ¬ церковной традиции есть некие общие правила, но они не €вл€ютс€ строгим шаблоном дл€ всех без исключени€. Ётот вопрос необходимо решать индивидуально на »споведи. —в€титель »оанн «латоуст €сно выразил основное условие дл€ периодичности ѕричащени€: Ђќдно только врем€ дл€ приступани€ к “айнам и ѕричащени€ Ч чиста€ совестьї, а »споведь Ч это главное средство дл€ очищени€ совести. ¬ церковной жизни приходитс€ сталкиватьс€ с самыми разными примерами. ≈сть такие люди, которые раз в году готов€тс€, исповедуютс€ и причащаютс€. Ёто, конечно, мало, но и тому надо радоватьс€ и молитьс€, чтобы из этой искры возгорелось плам€ любви ко √осподу. ѕон€тно, что дл€ таковых ѕричастие без тщательной »споведи быть не может. ≈сть те, кто про€вл€ет усердие в каждом многодневном посте Ч тоже, слава Ѕогу, укрепи их, √осподи, и дл€ них »споведь необходима перед ѕричастием. ≈сть такие, кто готовитс€ и причащаетс€ раз в мес€ц или на каждый двунадес€тый праздник или не реже чем раз в три недели Ч замечательно, да не ослабнет их усердие, но без регул€рной »споведи перед ѕричастием оно едва ли сохранитс€. Ќекоторые христиане про€вл€ют особое усердие и стрем€тс€ причащатьс€ даже каждый воскресный день. ≈сли это совершаетс€ не как дань литургической Ђмодеї, не как нека€ Ђобновленческа€ повинностьї, не как привычка, но по благословению духовника Ђсо страхом Ѕожиим и вероюЕї, то, несомненно, и они пожнут свой благой плод. ≈сли прихожанин находитс€ в регул€рном общении со своим духовником, возможны и немного иные формы взаимосв€зи »споведи и ѕричасти€, но несомненно, что »споведь должна быть частой. ¬прочем, последний пример касаетс€ достаточно опытных христиан, Ђу которых чувства навыком приучены к различению добра и злаї (≈вр. 5, 14).

—в€щенники Ч это, по идее, люди из разр€да опытных христиан.  роме этого, специфика св€щеннического служени€ часто такова, что он не имеет возможности исповедоватьс€ перед каждой литургией, например, если он один на приходе. ¬ таких ситуаци€х св€щенники исповедуютс€ при любой другой возможности. ћир€не часто не вид€т, как св€щеннослужители перед ѕричастием исповедуютс€ в алтаре друг другу, и потому думают, что св€щенники это делают очень редко. Ќе будем забывать, что св€щенникам в таинстве –укоположени€ даруетс€ благодать ЂЕнемощна€ врачующа€ и оскудевающее восполн€юща€Еї, которую не имеют мир€не и в силу которой св€щенник имеет возможность совершать литургию, и, соответственно, причащатьс€ более часто, чем мир€не. «а эти дары и возможности он несет ответственность перед Ѕогом несравнимо большую, чем кто-либо из мир€н Ч Ђот вс€кого, кому дано много, много и потребуетс€, и кому много вверено, с того больше взыщутї (Ћк. 12, 48). ѕоэтому никогда в ÷еркви духовна€ жизнь мир€нина и св€щенника не рассматривалась совершенно одинаково.

Ч —пасибо, отец ¬адим, за ответ. ќб этом были глубоко содержательные статьи в журнале ЂЅлагодатный ќгоньї. Ќо давайте рассмотрим такую ситуацию. ƒопустим, когда люди хот€т причаститьс€, они идут вначале на »споведь, сто€т в очереди, ожидают, когда подойдут к батюшке, все расскажут, потом примут отпущение грехов. Ќе служит ли в таком случае »споведь преп€тствием дл€ более глубокого усвоени€ литургии, когда надо посто€ть, вникнуть в молитвы? „то вы скажете? “акие мнени€ высказываютс€ в наши дни.

Ч ѕроблема, которую вы обозначили, не вероучительна€, не каноническа€, не литургическа€, а чисто организационна€. ѕросто надо упор€дочить приходскую жизнь в храме, в том числе и »споведь, найти дл€ этого место и врем€. —в€тейший ѕатриарх благословил, чтобы в каждом храме были дежурные св€щеннослужители, нужно объ€вить об этом люд€м, сказать, что в такие-то дни у нас находитс€ дежурный св€щенник, приходите, исповедуйтесь. Ќе об€зательно »споведь совершать только во врем€ всенощной или перед литургией и уж крайне нежелательно во врем€ литургии.  роме этого, св€щенники могут наставить кающихс€ так, чтобы они, исповеду€сь, выражали суть греховного поступка и реально приносили раска€ние в том, что совершили, а не просто пересказывали свою жизнь, не оставл€€ времени исповедоватьс€ другим. ¬ этом случае исповедь будет содержательной, действенной, принесет пользу и не будет занимать очень много времени.

Ч Ќо вот как бывает, что из этой чисто организационной проблемы иногда делают выводы иного характера, говор€т: давайте вообще отменим »споведь, главное, почаще причащатьс€, а уж »споведь Ч это нечто второстепенное; давайте разделим эти два “аинства. ’от€ мы знаем, что “аинства  рещени€ и ћиропомазани€ неразрывно следуют одно за другим, и вообще в ÷еркви “аинства св€заны друг с другом. ћне кажетс€, что здесь нельз€ так просто разрывать. »ногда так вот и говор€т: причащайтесь почаще, а уж »споведьЕ по необходимости. ’от€ в письмах архимандрита »оанна ( ресть€нкина) мы читаем: Ђѕричащатьс€ без исповеди нельз€ї. „то вы можете сказать в этом отношении?

Ч ≈сли разобщить »споведь и ѕричастие, то, без сомнений, люди будут меньше исповедоватьс€. —омневаюсь, что это принесет им пользу, но от этого удобнее всего будет нам, св€щенникам, потому что »споведь Ч это самое т€желое “аинство в ÷еркви дл€ св€щеннослужителей. ѕочему? ѕредставьте, что в течение нескольких часов вам люди высказывают свои грехи и боль, и это делаетс€ несколько дней в неделю. ќни не просто каютс€, но нуждаютс€ в вашем сострадании и совете. Ѕез благодати Ѕожией это перенести невозможно. Ёто очень т€жело. ѕоэтому пон€тно, что в решении данного вопроса кто-то по-человечески пытаетс€ найти более легкие пути. ѕризнаюсь, мне самому порой приход€т такие мысли, но при этом сразу вспоминаетс€ фраза из —в€щенного ѕисани€: Ђгоре пастыр€м, которые пасли себ€ самих! не стадо ли должны пасти пастыри?ї (»езек. 34, 2).

Ќеобходимо отметить, что эту проблему уже обозначил —в€тейший ѕатриарх јлексий на двух ≈пархиальных собрани€х, которые проходили в ћоскве. ќн обратил внимание на странную практику, возникшую в некоторых московских приходах. ¬ частности, на ≈пархиальном собрании 2005 года он сказал: Ђ роме того, от прихожан требуют, чтобы они причащались как можно чаще, не менее одного раза в неделю. Ќа робкие возражени€ верующих, что сложно еженедельно достойно готовитьс€ к прин€тию —в€тых “аин, такие св€щенники утверждают, что всю ответственность они берут на себ€. ¬ результате тер€етс€ свойственное православным люд€м благоговение и страх Ѕожий пред —в€тым ѕричастием. ќно становитс€ чем-то привычным, обычным и будничнымї. Ќа следующем ≈пархиальном собрании в 2006 г. —в€тейший ѕатриарх оп€ть обратилс€ к этой теме. ¬ одной из записок ему задали такой вопрос: ЂЌа прошлом ≈пархиальном собрании ¬ы, ¬аше —в€тейшество, предупреждали об опасности потери благоговени€ к —в€тым “айнам при очень частом причащении, например один раз в неделю. “а же сама€ озабоченность выражаетс€ в ѕравославном  атехизисе св€тител€ ћосковского ‘иларета, который рекомендует мир€нам причащатьс€ не чаще одного раза в мес€ц. “е же опасени€ можно найти в трудах св€тител€ ‘еофана «атворника и последних √линских старцев. ѕочему же по-прежнему в некоторых московских храмах, несмотр€ на ¬аши предупреждени€, практикуетс€ еженедельное и даже более частое причащение мир€н, в результате чего прихожане тер€ют благоговение и страх перед —в€тым “аинством?ї —в€тейший ѕатриарх ответил: Ђ¬идимо, те, кто допускает такую практику, незнакомы с ѕравославным  атехизисом св€тител€ ‘иларета, а также с трудами св€тител€ ‘еофана «атворника и не про€вл€ет желани€ с ними ознакомитьс€ї. ћне кажетс€, что реформаторам в этой области необходимо прислушатьс€ к словам —в€тейшего ѕатриарха.

¬ заключение скажу, что ÷ерковь ѕравославна€ Ч это велика€ наследница ’риста и јпостолов, а ѕравославие Ч это неоценимое сокровище, которому мы, по милости Ѕожией, оказались причастны. ќднако значимость духовного опыта ѕравослави€ осознаетс€ не столько через отвлеченные рассуждени€ и богословствовани€, сколько через личный опыт жизни. ≈сли у нас есть вопросы или сомнени€ в отношении того или иного церковного утверждени€ или традиции, то надо войти в нее, вжитьс€, начать жить в соответствии с этим учением. “олько тогда откроетс€, насколько глубока и духоносна практика православной жизни, и все вопросы снимутс€ сами собой.

—о св€щенником ¬адимом Ћеоновым
беседовал ¬алерий ƒуханин

Ѕлагодатный огонь

15 сент€бр€ 2010 г.

     омментарии читателей
    2014-05-11
    20:39
    јлексей:
    ""что св€щенникам в таинстве –укоположени€ даруетс€ благодать ... которую не имеют мир€не и в силу которой св€щенник имеет возможность... причащатьс€ более часто, чем мир€не.""

    ќтец ¬адим видно, что очень образованный человек, но удивило его мнение о превосходстве св€щенников перед мир€нами в отношении ѕричасти€.
    Ќеужели уважаемый отец ¬адим никогда не читал свт. »оанна «латоуста, который утверждает ровно обратное:
    "Ќо есть случаи когда св€щенник не отличаетс€ от подначального, например, когда нужно причащатьс€ св. “аин. ћы все одинаково удостаиваемс€ их, не так, как в ¬етхом «авете, где иное вкушал св€щенник, иное народ и где не позволено было народу приобщатьс€ того, чего приобщалс€ св€щенник, люд€м запрещалось соучаствовать в том, что было дл€ св€щенников. Ќыне не так - но всем предлагаетс€ одно “ело и одна „аша..." —в. »оанн «латоуст, беседа на второе послание к коринф€нам 18:3
    2014-01-12
    13:04
    —ветлана:
    »з сочинений св€тител€ »гнати€ (Ѕр€нчанинова) '¬ помощь кающимс€.—казано: единожды исповедовать все свои грехи, от семи лет, далее, повтор€ть их не нужно, если вы оп€ть эти грехи не совершали, т.е. посто€нного пересказа своей жизни от вас не требуетс€, а грешим мы каждый день, если мелкие грехи быстро забываютс€, то их лучше записывать и потом в них искренне ка€тьс€.
    2014-01-05
    20:22
    ¬алентина :
    ћен€ мучают противоречи€: с одной стороны, исповеди должно предшествовать раска€ние, причем насто€щее, как крик души, но такое случаетс€ не так часто, а с другой стороны, как быть с частым причащением? ƒуша от греховности кричит не каждый день, вот и боишьс€ причащени€ в приложение грехов. ѕросто какой-то замкнутый круг.
    2013-10-27
    13:46
    ≈вгени€:
    “рудно не согласитьс€ с иподъ€коном √еоргием. ƒумаю, что многие, если не все были бы счастливы, если бы имели возможность исповедатьс€ у духовника, который готов с рассуждением "разобратьс€ в человеке", пон€ть, что именно ему нужно, кака€ епитимь€, какое послабление, кака€ мера поста и т.п. ”важаемые свещеннослужители! ћы этого жаждем! “рудно нам быть без грамотного духовного окормлени€, очень трудно! Ќо скажите же как это осуществить? ¬ыложите столько же статей на эту тему! ¬от что нам нужно!
    2013-10-23
    23:33
     айпини јтоллов:
    ¬се-таки что-то не так. »споведь полезна и необходима,но —овершитель “аинства все-равно √осподь. —в€щенник лишь свидетель. —видетель чего? ƒействи€ благодати? Ќо это богохульство. ќн свидетель того,что человек сделал определенный шаг к единству с ÷ерковью в его лице. ѕричем он тоже далеко не гарантированный ее член,в отличие от прощающей и разрешающей благодати. —в€щенник даже не епископ,которому одному √осподом завещано прощать и разрешать в лице јпостолов. ќн лишь его помощник. ј если человек не желает или не понимает необходимости соединени€ с ÷ерковью и каетс€ лишь пред Ѕогом,чего все больше и больше,скорее всего? ѕахнет какой-то партийностью,а не кафолической »стиной. ¬полне веро€тно,что человек переживает действие благодати и за пределами церковных структур. »ли они ограничивают действие Ѕога во вселенной? ћы можем сказать,что - да,здесь есть церковна€ структура,но если мы этим будем обосновывать действие благодати,то это католицизм(в лучшем случае). Ќе кафедра иль форма определ€ют "непогрешимость","благодар€" которой —в€той ƒух нисходит в мир. »споведь(кафедральна€ форма) лишь средство,помогающее обрести подлинное ѕока€ние и как верно замечено далеко не единственное. ќна как дар,помогающий обрести истинную общность в ƒухе —в€том - ÷ерковь.
    2013-04-28
    18:12
    св€щенник ¬€чеслав √аврилов :
    " ѕоэтому пон€тно, что в решении данного вопроса кто-то по-человечески пытаетс€ найти более легкие пути."јвтор пастырьский опыт собратьев свЄл к лени - это осуждение .ƒай Ѕог протоиерею ¬адиму помощи Ѕожией в отсеивании достойных от недостойных ,или наоборот ." —лишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. —тоит помнить, что ѕричастие - это благодать, а дь€вол не хочет, чтобы мы принимали благодать. » поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащатьс€.  огда случаетс€, что нас посещает греховный помысл, что может случитьс€ даже во врем€ Ѕожественной литургии, мы должны просто раска€тьс€ в этом внутри себ€ и приступать ко ѕричастию, поскольку это дь€вольское искушение."Ѕ≈«ѕ–≈ ќ—Ћќ¬Ќќ ! http://anna-saharova.livejournal.com/178115.html
    2013-02-11
    12:57
    –оман:
    ¬ привычку может войти и часта€ исповедь. Ёто когда пока€ние становитс€ формальностью и своеобразным "пропуском" ко ѕричастию. ќсобенно это касаетс€ людей, которые часто посещают богослужени€. я и сам это испытал на себе - когда "исповедуешьс€" в одном и том же, без вс€кого пока€нного чувства. ј вот к „аше ’ристовой € испытывал особое благоговение и подход€ к Ќей без формального пока€ни€ испытывал бы как раз более пока€нные чувства и еще более сознавал бы свое недостоинство, нежели не раска€вшись исповедовалс€ бы и получил этот формальный "пропуск" ко ѕричастию. ѕолагаю возможным и необходимым частое ѕричащение без формальной исповеди опытным в духовной жизни мир€нам.
    2013-01-04
    02:51
    fgnr:
    ѕришла така€ мысль.
    √осподь каждому человеку дает таланты, кому-то один, кому-то три, св€щеннику - п€ть.
    „то получаетс€: люди спрашивают: " ак так! ѕочему мы делаем, трудимс€, приобретаем другие таланты. ј тот св€щенник их в землю зарывает? ќн же св€щенник! ѕочему ему можно, а нам нельз€?"
    Ќо, это сугубо мое мнение.
    —паси всех нас ’ристос.
    2013-01-04
    01:29
    fgnr:
    ѕолностью поддерживаю иподиакона √еоги€.
    ƒа, и еще один важный момент: приходит на исповедь п€тидес€тилетний мужчина (к примеру), а исповедует молодой батюшка 27 лет. ≈сли мужчина не подойдет к такому батюшке-мальчику, то до ѕричасти€ его не допуст€т, естественно.
    Ќужно ввести практику духовничества, чтобы исповедь не была профанацией, а исповедник "не неисцелен отошел".
    2012-09-19
    18:08
    јнна:
    јнна
    —лава Ѕогу за то,что есть в 21 веке достойные св€щенники, которые несут нам-мир€нам - истинное просвещение об »споведи и ѕричастии. Ёто жизненно-важно знать и исполн€ть дл€ спасени€ души. » особенно значимо дл€ православных христиан –усской ѕравославной ÷еркви. —паси ¬ас √осподи.
    2012-07-19
    10:47
    √алина:
    Ѕольшое спасибо за статью! я не смогла на исповеди рассказать о своих грехах на исповеди, стыдно. ѕосле исповеди в душе почувствовала пустоту.  ак мне быть?
    2012-04-25
    21:33
    Marija:
    ƒл€ чего идем к „јЎ≈? ѕотому что жить без этого не можем. ¬от и вс€ мудрость. Ќикто не может определить сколько нужно кому исповедоватьс€. ƒуша посказывает. √лавное чтобы в ÷ерковь не идти к Ѕј“ёЎ ≈, а идти ко ’ристу. » его всегда просить о помощи с благоговением. ј все остальное приложитьс€ ибо все мы ’ристь€не знаем как √осподь нас всех любит. ’рани всех √осподь
    2012-03-16
    15:04
    ≈катерина:
    решила в 1 раз исповедатьс€ на мне страшный грех € желала своим сыновь€м смерти этот грех камнем висит у мен€ на шее и вдуше но батюшка мен€ не исповедал ну и не допустил к причастию сказал что это их грех пусть сами каютьс€ а мне уже 62 € боюсь что не успею замолить этот грех один алкоголик второй наркоман но это уже в прошлом но они не могут себ€ найти не могут нормально устроитьс€ на работу не могут создать семьи видимо мои прокл€ти€ так на них повли€ли
    2011-12-06
    22:00
    јлександр:
    —огласен со св€щенником ≈вгением.  огда перед литургией или на самой литургии ждешь очереди, чтобы перед дежурным св€щенником сказать о своих грехах дл€ того, чтобы быть им допущенным к причастию - возникает раздражение от формализма ситуации. ’ристианин ведь должен непрерывно в душе боротьс€ с грехом и отсюда посто€нна€ исповедь перед ’ристом и призыв ≈го помощи. —в€щенник зачастую не понимает этой борьбы, т.к. не имеет опыта противоборства и отделываетс€ дежурными фразами. ќтсюда пустота в душе от такой исповеди и ропот. ћожно ли таинственное открывание души ’ристу загнать в формальную ситуацию?
    2011-12-01
    03:56
    www.skynet-krivbass.com.ua/libria/:
    ѕрискорбно читать сии слова и осознавать, что в них нет места Ћюбви и желанию соединить душу с Ќебесным ∆енихом навечно... Ќика€ вити€ не поможет тому, кто не познал Ћичного ’риста через “аинство ѕричасти€...
    2011-08-16
    17:18
    андрей:
    ѕротоиерей ¬адим Ћеонов, можете написать, где вы сейчас служите? в каком храме?
    2011-07-23
    14:59
    ≈вгений:
    ѕрочЄл статью и комментарии к ней, и захотелось поделитьс€. Ќа всю оставшуюс€ жизнь запомнил € своЄ первое причастие, - не был допущен к причащению, - не исповедалс€. ќтошЄл от чаши оглушЄнный и пристыженный, только начинал посещать церковь, ничего не знал, ну совершенно ничего. —то€л и ощущал огромную пустоту и собственную никчЄмность в этом мире. ¬идимо на лице это так €вственно отразилось, что батюшка јлександр подошЄл ко мне и м€гко, деликатно начал мен€ успокаивать, попросил, чтобы всЄ мне объ€снили и пригласил непременно приходить, подготовившись к следующей Ћитургии на »споведь и ѕричастие. ѕриход наш очень хороший и люди объ€снили и рассказали, что необходимо сделать.Ёта перва€ подготовка к первой моей »споведи и ѕричастию, были истинно как обновление, дома, уединившись, € многое вспомнил и пережил. »споведоватьс€ и причащатьс€, € пришЄл, как никогда готовым к этим “аинствам. ƒумаю, очень важно иметь потребность и быть готовым к этому, не дай Ѕог сводить это к формальному ритуалу, ибо это “ј»Ќ—“¬ј, не подготовившись и не исповедавшись, как подготовишь ƒушу? —тараюсь посещать церковь почаще, но причащатьс€ иду только тогда, если чувствую, - готов, нужно, могу быть допущен, иначе не получить Ѕлагодати. јнгела ’ранител€ всем нам!
    2011-04-11
    19:20
    јндрей:
    ≈сли дочитать "грозные слова апостола ѕавла о недостойном причащении" (1  ор. 11, 27Ц30) до конца -

    ѕосему, брати€ мои, собира€сь на вечерю, друг друга ждите.
    ј если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собиратьс€ вам не на осуждение. (1 ор.11:33,34)

    - то будет видно, что недостойное причащение не св€зано с грехами людей (ибо никого нет без греха), а св€зано с тем, что люди приходили не причаститьс€ “ела и  рови ’риста, а просто бесплатно поесть... “.е. они не не рассуждали о “еле √осподнем, дл€ них это не было “аинством.

    2011-03-17
    08:44
    св€щенник ≈вгений:
    ќчередной пример как можно неправильной, заведомо предвз€той постановкой вопроса испортить всю тему. ѕривод€тс€ какие-то дикие крайности - исповедь раз в год и т.д.  ак насчет того, что большинство прихожан во врем€ литургии сто€т и думают как бы не забыть тот-то и тот-то грех, толкаютс€ и раздражаютс€ в очереди на исповедь, чисто формальный подход к таинству - профанаци€, почему опускаютс€ эти моменты? я раньше очень любил журнал "Ѕлагодатный ќгонь", но сейчас, могу с уверенностью сказать, там нет конструктивного диалога с брать€ми по вере, а вс€кое инакомыслие €вл€етс€ отступлением от православи€.
    2011-02-15
    00:51
    јлександр:
    —ѕј—» √ќ—ѕќƒ»!ѕрочитал статью после общей исповеди, собиралс€ причаститьс€ и пон€л,что не готов к ¬еликому таинству.
    2011-01-30
    19:46
    ипод. √еоргий:
    ¬ статье как-то упущено из вида, что основна€ цель Ћитургии это - причастие. —в€щенник есть предсто€тель - тот, кто ведет других к великому “аинству ≈вхаристии и поэтому причащаетс€ первым. ≈сли не начинать с этого, то все пространные объ€снени€ в статье тер€ют св€зь с вечной реальностью Ћитургии. ≈сли позици€ автора принципиально верна, то к "—о страхом и верою приступите" нужно добавить "достойные" или что-то в этом роде.

    ƒа, пон€тны все соблазны и сложности нашего времени, но тут остаетс€ только работать, учить, проповедовать; кому - св€щенникам.

    ѕоказалась очень странной мысль автора, что св€щенник (и диакон, наверное) более достоин причасти€, чем мир€нин. ќткуда это? Ёто же чистый латинизм прошлых веков. Ѕатюшка причащаетс€ “ела и  рови ’ристовых, а мир€нам дают кусочек просфоры. ѕеред причастием, перед ’ристом и св€щенник, и епископ, и кто угодно - "первый из грешников". — другой стороны может получитс€, что мир€нин, от которого требуетс€ и дополнительный пост, и исповедь приходит к ѕричастию чище того, кто его причащает.  ак это от мир€нина может требоватьс€ больше чем от св€щенника? ј иначе - св€щенник определенно достойнее, несть €коже прочии человецы. –ассудите сами.

    ¬ нашей современной церковной ситуации может быть был бы разумен подход, когда насто€теть (духовник) индивидуально со своими чадами в зависимости от их "зрелости" решает кому и как часто нужно исповедоватьс€.
    —паси √осподи,
    ипод. √еоргий
    2011-01-28
    22:14
    наталь€:
    Ќаталь€
    ѕрочитала статью-беседу с отцом ¬адимом - низкий поклон ему за подробное разъ€снение . ƒл€ мен€ это нужно и ценно. Ёти таинства стали дл€ мен€ жизненной необходимостью совсем недавно. я рада, что осознанно пришла в церковь дл€ ѕока€ни€ и прин€ти€ ѕричасти€. Ёто произошло в —ретенском мужском монастыре ¬ладимирской иконы Ѕожьей ћатери . Ѕыло хорошо на душе . я весь день мысленно задавала себе вопрос -а что произошло, от чего мне хорошо после этих “аинств - а к вечеру душа мне ответила ,пон€тной человеческому разуму, картинкой - с ƒуши отодвинули большую каменную глыбу. » в мен€ впустили чистый воздух . я пон€ла ,что это перва€ весточка Ѕожьей Ѕлагодати - надо посто€нно  а€тьс€ и ѕричащатьс€ .Ёто ведь лекарство. ј еще € пон€ла, что ѕравославие - это громадна€, мощна€, исцел€юща€ восстанавливающа€, одухотвор€юща€ человека сила . ѕосле того как € прочитала у ќтцов церкви о мытарствах после смерти - считаю, что ка€тьс€ необходимо. Ќеобходимо это делать еще и по той причине - что тем самым мы помогаем √осподу в борьбе с темными силами. ¬едь около человека чистого душой создаетс€ чистое пространство - и тем самым он помогает своим ближним. —пасись сам - и ты спасешь ближних . ј еще и по той причине - что √осподь так нас любит. столько он нам прощает - что мы не имеем морального права не ка€тьс€. ћы его тем самым просто обижаем. ¬сем ¬сех благ!
    2011-01-18
    13:33
    ≈катерина:
    ќтец ¬адим, дорогой, где ¬ы теперь служите? написано, что ѕатриаршие приходы в «ар€дье, но их там много, где именно? ќчень нужно к ¬ам на исповедь. —ергей и ≈катерина
    2010-10-11
    12:51
    —ергий:
    Ѕлагослови, Ѕоже, отца ¬адима.
    —ам готовлюсь (собираюсь) пройти ѕричастие, и уверен, что без исповеди - “аинства, благодар€ которому человек отдал€етс€ от греха и приближаетс€ к Ѕогу, невозможно в полной мере ощутить благодать “ела и  рови √осподней.
     нигу с порванными, замазанными страницами не украсить, одев в красочный переплЄт. Ќужно начинать с очищени€ внутреннего, без которого невозможно очищени€ из вне.
    ѕрости, √осподи, мой грешный земной ум.
    2010-09-27
    16:18
    ћарина:
    Ѕез регул€рной исповеди, кем бы € была? ѕервое врем€ причащалась 2 раза в мес€ц, сейчас 1 раз. »зменилась € за 2,5 года до неузнаваемости, причем не только €, но и близкие и даже некоторые знакомые. Ёто какое-то чудо! ƒействительно, спасись сам и вокруг теб€ начнут спасатьс€ окружающие. »споведь- это таинство, которое трудно постичь и жить без него не возможно! я даже не представл€ю, как можно причащатьс€ без исповеди?
    2010-09-21
    18:49
    ‘отини€:
    —пасибо редакции за статью. ¬ моем, к сожалению, еще небольшом опыте воцерковлени€, были, если можно так выразитьс€, "драматические моменты" опыта исповеди.
    Ќесколько раз после исповеди просто не хотелось идти в храм, а хотелось поставить "большую жирную точку".
    —лава Ѕогу! помог один батюшка, зашла в первый попавшийс€ на пути храм, спросила св€щенника "будет ли он сегодн€ исповедовать"(была всенощна€) и он вышел на исповедь в начале службы. я открыла все, что было на душе, и получила такое облегчение, когда услышала от св€щенника о том, что сама исповедь, это огромный духовный труд...и не каждый, вообще, это осознает, если, конечно, человек исповедуетс€ не формально, а от сердца, раскрыва€ душу. ≈ще тогда батюшка сказал, что "все будет хорошо", что он помолитс€ за мен€.
    », действительно, после той исповеди пошло все в другом "русле", исповедовать стало легче.
    ¬ этой статье прочитала: "≈сли прихожанин находитс€ в регул€рном общении со своим духовником, возможны и немного иные формы взаимосв€зи »споведи и ѕричасти€, но несомненно, что »споведь должна быть частой".
    «аинтересовали "иные формы взаимосв€зи »споведи и ѕричасти€". ≈сли можно, напишите об этом.

    2010-09-19
    19:35
    јлексей:
    —паси √осподи за эту статью! ¬ любом случае, необходимо следовать "срединным" путем в вопросах »споведи и ѕричасти€. Ѕезусловно, эти “аинства теснейшим образом взаимосв€заны между собой, но важно сохран€ть благоговейное, ответственное и очень серьезное отношение к каждому из “аинств. ’рани вас √осподь!
    2010-09-19
    19:10
    јнтоний:
    ≈сли уж на то пошло, то даже непрестанна€ »исусова молитва может стать будничной. јнекдот пр€м какой-то надо нам пореже посещать храм и поменьше молитьс€, а то ведь это, как и причастие станет дл€ нас делом будничным. ƒа дл€ некоторых людей есть опасность потери благоговени€ от частого причащени€. Ќо это от человека зависит, потер€ет он благоговение или нет, просто надо всегда готовитьс€ и следить за собой. Ќапример, »оанн  ронштадтский причащалс€ каждый день, хот€ надо учитывать, что он и жизнь вел соответствующую. Ќеужели кто-то без частого причащени€ надеетс€ достигнуть состо€ни€ как у јпостола ѕавла, когда он сказал про себ€: Ђуже не € живу, но живет во мне ’ристосї (√ал.2:20) а ведь к этому все мы призваны, слова ’риста Ђбудьте совершенны, как совершен ќтец ваш Ќебесныйї ( ћатф.5:48) обращены ко всем верующим. » совершенства можно достигать лишь пребыва€ во ’ристе дл€ чего и нужны таинства исповеди и причасти€. Ђ»исус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть ѕлоти —ына „еловеческого и пить  рови ≈го, то не будете иметь в себе жизни(»оан.6:53) ядущий ћою ѕлоть и пиющий ћою  ровь пребывает во ћне, и я в нем.ї (»оан.6:56)
    —оветую почитать книгу: Ђќ непрестанном причащении —в€тых ’ристовых “аинї ѕрп. Ќикодим —в€тогорец, свт. ћакарий  оринфский.
    2010-09-18
    12:54
    —ельскiй бригадиръ:
    ћарине.
    ¬ древности, действительно, в эпоху гонений практиковалось более частое причащение —в. ƒарами. ќднако эта практика относитс€ к периоду становлени€ ÷еркви, характеризующемус€ чистотой жизни первых христиан, обильными харизматическими дарами (пророчествами, исцелени€ми, воскрешени€ми мертвых и т.п.).
    ќднако после окончани€ гонений в церковную ограду вошло много людей, жизнь которых не вполне соответствовала евангельским заповед€м. Ѕыла введена практика раздачи и вкушени€ антидора в конце литургии, вместо —в. ƒаров, дл€ неподготовившихс€ к причастию. ¬ерные не принуждались к причастию при каждом посещении церкви, т. к. не все бывали готовы к причащению. »менно дл€ того, чтобы в соответствии с 9-м јп. прав. об€зать оставатьс€ в храме до окончании божественной литургии и тех, которые по тем или иным причинам не могут причаститьс€, заведена была раздача антидора, который принималс€ из рук св€щенника по окончании литургии дл€ вкушени€ и осв€щени€ непричащающихс€. —ледовательно, и в древней ÷еркви причащались не все верные.

    Ќа –уси Ќ» ќ√ƒј не было практики частого причащени€. ј возникла она только в начале ’’ века с началом гонений: это было мудрой пастырской практикой, т.к. православные верующие не знали - доживут ли они до следующего дн€ и не приедет ли за ними ночью черный воронок.  огда же к середине ’’ века гонени€ на православный прекратились, лишь по инерции сохранилась практика сверхчастого причащени€, котора€ была уместна “ќЋ№ ќ во врем€ гонений.

    2010-09-17
    18:52
    ‘отини€:
    спаси √осподи за подробное объ€снение,т.к. после прочтени€ книги о.јлександра “орика *‘лавиан.¬осхождение* по€вилось некоторое сомнение и об исповеди и о причастии
    2010-09-17
    15:15
    ћарина :
    ѕроблема частого ѕричасти€ и достойной подготовки на сегодн€шний день - одна из самых актуальных. ¬споминаютс€ противники частого причащени€, но не упоминаетс€ древнейша€ практика ÷еркви - ведь в первые века христианства действительно причащались за каждой литургией.
    ƒосаден и следующий момент: в беседе была затронута только тема »споведи перед ѕричастием. ѕроблемы поста, на мой взгл€д, тоже достаточно актульны дл€ мир€н - потому что св€щенники же не пост€тс€ перед ѕричастием специально - только положенные посты и постные дни.
    2010-09-16
    11:03
    —ергий:
    ѕавлу
    //только в ≈вхаристии актуализируетс€ ÷ерковь ’ристова//
    Ёто наверное из лексикона протопресвитера-модерниста ј.Ўмемана.
    ÷ерковь ’ристова "актуализируетс€" (слово то какое страшное!) “ќЋ№ ќ во ’ристе —пасителе. ј протоиерею ¬адиму Ћеонову огромна€ благодарность за это интервью. »споведоватьс€ надо чаще!
    2010-09-15
    21:00
    Ќаталь€ —.:
    —паси √осподи, обоих батюшек за важную беседу. я причащалась три раз в мес€ц и потому, что была така€ возможность: семь€ далеко, об€занностей мирских мало, батюшка советовал и очень грешна. ¬от столько было много причин. Ќо потом вдруг пон€ла, кака€ € ужасна€ и страшна€, когда исповедуешьс€ в своих грехах так часто, а еще вспоминаешь и за всю прошлую жизнь-становитс€ невыносимо. —ейчас решила исповедоватьс€ пореже. »наче хоть ложись и умирай.
    2010-09-15
    18:17
    Ћеван:
    —паси √осподи за интересную беседу.
    2010-09-15
    15:25
    ѕавел:
    Ѕыть может стоит воздержатьс€ из от частого посещени€ храма? „тоб в привычку не входило и не становилось €влением будничным?
    ѕастырска€ озабоченность €сна, но почему нигде в интервью не указываетс€, что лишь лишь только в ≈вхаристии актуализируетс€ ÷ерковь ’ристова?
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке:


    ƒругие статьи авторов

    ѕротоиерей ¬адим Ћеонов

    —в€щенник ¬алерий ƒуханин