Счастливый человек – враг экономики

Иллюстратор: Юлия Валеева Иллюстратор: Юлия Валеева
На днях ВЦИОМ обнародовал шокирующие результаты опроса о том, кому на Руси жить хорошо. Оказалось, самые несчастные люди у нас живут в самых богатых городах: Москве и Санкт-Петербурге.

Впрочем, если почитать труды социологов, изучающих свойства счастья в современном мире, шок быстро проходит. Москвичи с питерцами лишь подтверждают общемировую тенденцию. Грустные лица, истерзанные нервы и депрессивные настроения – неизбежное побочное явление экономического роста. По крайней мере в тех странах, которые впрягаются в европейскую систему ценностей.

Вот данные, опубликованные в книге американского политолога Роперта Лейна «Потеря счастья в условиях рыночной демократии». Название говорит само за себя. За последние 30 лет доход на душу населения в США с учетом инфляции вырос более чем вдвое. Доля домов с посудомоечными машинами – в 5,5 раза, домов с кондиционерами воздуха – в 7. Означает ли это, что американцы стали жить лучше-веселее? Ни капельки. За эти годы число тех, кто считает себя счастливыми, уменьшилось на 14 млн человек. Количество разводов удвоилось. Число самоубийств среди подростков утроилось. Уровень тяжких преступлений вырос вчетверо. Население тюрем возросло в 5 раз. Количество людей, которые считают, что от них в этой жизни ничего не зависит, увеличилось вдвое.

Аналогичная ситуация в других странах Запада. Согласно результатам исследования, проведенного Детским фондом ООН UNICEF, за 20 лет число самоубийств утроилось во Франции, увеличилось более чем вдвое в Норвегии и Австралии и выросло наполовину в Великобритании и Канаде. Среднестатистический японец в 5 раз богаче поляка, а процент счастливых людей в этих странах одинаковый.

Парадокс ХХ века: становясь объективно богаче, люди становятся субъективно несчастней. Этот феномен уже давно терзает лучшие умы западной социологии, и терзания эти не совсем бесплодны.

Как люди, далекие от мистики, ученые сразу отмели тезисы типа «деньги – зло». Будь это так, тогда почему в богатых нефтеносных странах исламского мира со счастьем все в порядке? Значит, проблема в другом. Жители США, Европы и даже Москвы с Питером как-то не так используют те возможности, которые дает им экономический рост.

Я даже очень живо могу себе это представить. Жила себе семья в панельной двушке, оставшейся от родителей, денег хватало на самое необходимое, дети видели, что родители еле сводят (но сводят!) концы с концами, и особо не выпендривались. Скромный досуг семья проводила традиционно: ходили в театры, музеи и походы по красивым местам подмосковья-ленинградья. Читали книжки, пели под гитару, когда дома собирались гости, и на вопросы социологов, счастливы ли они, эти люди пожимали плечами: «Да вроде счастливы».

И вот однажды им улыбнулась удача. Папа стал больше зарабатывать. Экономика сообразила, что ей необходимы специалисты в реальном секторе. И нашла папу. Сначала все обрадовались. Сделали в двушке косметический ремонт, купили маме шубу, папе хороший мобильник, детям игровые приставки, собаке роскошную искусственную кость и всем вместе – бескрайний плазменный телевизор. Потом взяли в кредит корейский автомобиль. Папа стал торчать в пробках и позже приходить домой. Мама начала ворчать, что ей некуда выйти в своей шубе. Дети целыми днями стали резаться в стрелялки, у них упала успеваемость, родителей первый раз в жизни вызвали в школу.

Уступая шипению жены, папа устраивает ее на работу. У детей появляются компьютеры, они погружаются в ЖЖ. У супруги – свой автомобиль, она тоже вязнет в пробках. Дома ни у кого уже не хватает сил друг с другом разговаривать, ходят по двум комнатам как тигры в клетке. Так жить больше нельзя, и папа решается на покупку более просторной квартиры. Измучившись и изругавшись на этапе поиска жилья, семейство, наконец, впрягается в новый кредит и с вожделением ждет, когда застройщики сделают свое дело. Они тянут волынку, а тут еще дальние родственники из поселка Пьянский Перевоз накатили с просьбой дать взаймы – надо отмазывать ребенка-лоботряса от тюрьмы. Уверений, что большую часть семейных доходов пожирает кредит, и слышать не хотят. Пришлось родственников послать. По ночам папе стал сниться прадедушка, который, умирая, завещал: «Живите дружно». Папа начинает страдать бессонницей.

Наконец, с опозданием на полтора года застройщики выдают ключи, предоставив семье счастливую возможность увязнуть в ремонте. Разрываясь между работой, дизайнером, молдаванами, стройрынком и уже не интересуясь, где супруга пропадает допоздна и почему у детей круги под глазами, папа делает ремонт в замечательном кирпичном элитномдоме, все более задаваясь вопросом: зачем ему эта шикарная квартира? Кто в ней будет жить? Семья? Какая – вот эта?

Ремонт замедляется, папа все реже отвечает на звонки детей, а когда отвечает, его голос как-то чрезмерно возбужден, особенно по вечерам. Жена замечает в его мобильнике новые женские имена и облегченно вздыхает, радуясь, что ее собственные ночные похождения теперь называются не предательством, а всего лишь симметричным ответом.

Однажды, когда вся семья чудом оказывается в сборе, в доме раздается телефонный звонок. Папа с полминуты держит трубку возле уха, говорит «нет» и сбрасывает вызов. «Это социологи, – отвечает он на вопрос жены. – Спрашивали, считаем ли мы себя счастливыми людьми». Все расходятся по своим комнатам. Никто не спорит.

Нам так долго твердили про «не в деньгах счастье», что мы теперь не готовы мириться с другим тезисом: «не только в деньгах счастье». Деньги – это как объем двигателя автомобиля. Есть оптимальное сочетание массы транспортного средства и мощности движка. Чрезмерное отклонение от этих пропорций чревато катастрофой. Деньгивсего лишь расширяют возможности, а это еще не счастье, но уже испытание. «Не справился с управлением возможностями» – этот диагноз примеряют на себя все больше жителей крупных и богатеющих городов России и всего мира.

Экономике не выгоден счастливый человек. Она поощряет максимизаторский подход в сфере потребления. «Выбери лучшее». «Не иди на компромисс». «Ведь ты этого достойна». Счастливый человек мало потребляет и вообще – способен понимать крамольные для экономики вещи. Всех денег не заработаешь. Лучшее – враг хорошего. Не имей сто рублей

… Представьте на минуту, что люди всей земли перестали жевать жвачку. И решили всю жизнь пользоваться одним и тем же мобильным телефоном. И раздумали выбрасывать вполне крепкие джинсы потому, что они вышли из моды. И вообще – в один прекрасный день вдруг поняли: богатство ничто по сравнению с социальными связями. Семейными, клановыми, религиозными, культурными, национальными. Именно они, по мнению социологов, делают жизнь человека осмысленной, спокойной и полноценной.

Экономика бы рухнула. Счастливый человек – враг экономики.

Но это не наши проблемы. Это проблемы ее, экономики. Пусть она приспосабливается к нам, а не мы становимся ее рабами.

Слово «счастье» произошло от слова «часть». А слово достаток – от слова «достаточно». Вы стали зарабатывать в 2 раза больше? Поздравляю: у вас появилась замечательная возможность подарить себе какой-нибудь высококачественный геморрой. Продать среднекалиберную квартиру рядом с метро и впрячься в бесконечное строительство особняка в 20 км от МКАД. Сбыть свою «Шкоду«, купить в кредит гоночную «Мазду», как у Жанны Фриске в «Дневном дозоре», и, стоя в пробке, беситься от того, что 250 лошадей под капотом стонут от бессилия. Избавиться от скромного, но стабильно работающего бизнеса, вложиться в большое дело, работать в 3 раза больше, чем раньше, и забыть, кто такие жена и дети.

А может, для начала взять отпуск, съездить на какой-нибудь греческий остров, послушать прибой и подумать: а ведь я счастлив. Так какого рожна мне дергаться? Может, лучше пока оставить все как есть? Ну, разве что перейти с водки на текилу. Хотя нет, водка все-таки лучше.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Мария31 января 2019, 12:35
Какое удивительное преображение происходит с людьми, с большими доходами свыше 100000,00 р. Это действительно испытание: испытание остаться достойным человеком. Вы знаете, у меня есть мой работодатель главный бухгалтер, с очень большим доходом. Человек ведет себя как из сказки- старуха про золотую рыбку. Внешне, да смотришь, благополучный человек,3 шубы, каждая не меньше 200000. Но внутри это ужас. Она ходит пальцем каждый день проверяет запылились ли стены, а потом всячески унижает уборщицу за то что они плохо вымыты. На самом деле все идеально чисто. И так во многих аспектах. Жалко ее, несмотря на ее внешнюю успешность.
Сергей 8 августа 2017, 14:17
Автор статьи прав в той ситуации, которую описывает.
Мы же православные и в контексте разбираемой темы, мне вспомнился Иван Калита, раздававший деньги нищим, Патриарх Иоанн Милостивый и множество других. Т.е. они и в изобили умели жить по-христиански, из такого образа жизни - счастье и радость.
Рассматривать жизнь с другой стороны, с нехристианской - неохота. Дмитрий Соколов эту обратную сторону в статье хорошо описал. Жизнь ради потребления сама по себе безсмысленна. Даже появление в семье одного роутера (Wi-Fi) - меняет жизнь семьи до неузнаваемости.
Алексей Адыканов26 ноября 2016, 22:04
Дмитрий Соколов-Митрич, ОГРОМАДНОЕ ВАМ СПАСИБУШКИ!!!
Антонина22 октября 2015, 13:49
Радость от обладания деньгами быстро проходит. Список вещей, которые хочется купить все и сразу,удлиняется до бесконечности."Вещизм" сродни наркомании.Человеческим желаниям нет предела...По-настоящему принадлежит тебе только то, что ты отдаешь другим. Как сказано в Писании - собирайте богатство нетленное. Только когда я помогала другим людям, родным и чужим, решить их насущные, материальные проблемы, я испытывала настоящую радость. Более того, денег от этого не становилось меньше, а наоборот. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь, и деньги совсем не главное в данном случае. Деньги - это только средство, а не цель. А самая лучшая экономика в мире была, правда недолго, - в христианских общинах первых веков.
Alipiy Svetlichny22 октября 2015, 10:14
Живо написано. И во многом справедливо. Понятно, что жизнь не шаблонна, а многообразна, и что есть те, кто возразит на представление автора, но идея статьи о несчастии в современной зажиточности -точна. Счастье на земле иллюзорно. И в этом наибольшая слабость атеистического мышления.
Алексей20 октября 2015, 13:50
Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии. (с) Послание Апостола Павла к Филиппийцам, глава 4.
Михаил Кононович20 октября 2015, 13:22
Читая комментарии, я вижу что все опять говорят о деньгах. О деньгах или о машинах. "Я вижу, батюшка разбирается в машинах..." "А почему бы, не скопив денег на крутую тачку, купить Ладу-калину, а остальное отдать неимущим..."
Но статья-то не о деньгах, а о счастье. Да, можно продать все, и отдать все деньги нищим, но счастья не будет ни Вам, ни этому донору. Почему? А потому что опять речь идет про деньги. Деньги и материальные блага, Материальные блага и деньги. Кто-то их при обретает, кто-то от них отказывается (или призывает отказаться). Но счастье - это другая плоскость. Это совсем другое.
Выскажу свое мнение:
Ни кто не будет спорить, что каждый из нас обязан заботится о Спасении своей души. Наверняка, все согласны, что каждый семейный должен заниматься семьей. Ни кто не возражает против того, что, каждый работник должен добросовестно работать. Думаю, что если правильно расставить приоритеты и честно исполнять свои обязанности (перед коллегами, друзьями, семьей, своей душой), то тогда этот человек будет счастлив.
Вот я сейчас уже полчаса сижу в инете вместо работы и пишу комментарии к статьям. Я уже полчаса несчастлив.
Денис (СП)20 октября 2015, 12:29
Статья интересная. Мысль о том, что счастливый человек враг рыночной экономики очень сильная.
Тема о влиянии человеческого счастья на его поступки в экономических реалиях достойна изучения.
Однако статья однобока и автору надо ее дополнять. И главный вопрос, который остался без ответа - а что делать?

Автор предлагает съездить на греческий остров, но это дорого. И чтобы поехать в Грецию надо хорошо работать. Круг замкнулся.

У меня подобная ситуация - очень тяжелая и крайне нервная работа, но зато неплохо платят.
Мне бросить работу? И стать счастливым? Но я за счет своей работы кормлю сразу несколько семей (только не подумайте - это не любовницы, не внебрачные дети и не нахлебники). А их я на кого брошу?

Очень тяжело в такой ситуации не стать психопатом и действительно быть счастливым человеком. У меня есть опыт преодоления стрессов и появляющегося за ним уныния. Но это все равно очень сложно.

Так что подняв такую серьезную тему автор, как мне кажется, не должен останавливаться. Начав говорить о болезни необходимо что-то сказать о лекарстве.
лариса 1 июля 2015, 13:14
очень благодарна Вам за эту статью.
Ксения 9 февраля 2015, 17:32
Считаю, что к внешнему благосостоянию неплохо бы иметь смирение, милосердие, и другие христианские качества, для того чтобы богатство не захватило в плен. Нужно самим деньгами распоряжаться, а не деньги тобой распоряжались. Можно и нужно молиться Богу и в бедности, и богатстве, и в болезни и во здравии, совершать дела милосердия, не дать страстям алчности, жадности, сребролюбия дать овладеть своей душой. Возрастая материально не надо забывать и о духовном. И в бедных семьях от безысходности случается подобное, муж или жена начинают пить, за детьми не следят, как правило происходит деградация личностей и распад семьи (тоже экономика виновата). Помни час смертный и во век не согрешишь.
Зоя28 января 2015, 19:52
Автор хорошо разбирается в автопроме, мне вот что "Мазда", что "Лексус" - все едино, я хожу пешком, а все мои доходы забирают комм. платежи и пошлины, плата за школу и смежные поборы и пр... но до последнего времени мне хватало... но вот кризис - курс вырос в два раза, продукты подорожали на треть... не в деньгах счастье... да... но их не хватает... (да, я работящая, профессиональная и т. д..)и не жаловалась кстати никогда, всегда считала это дурным тоном...
И я урезала свои радости - не лексус и мазда - я не заведу второго кота, как планировали, не поеду в отпуск, резко снизила траты на одежду (хотя я не модница и была), да, и я больше не трачу средства семьи на волонтерскую деятельность...самим бы прожить.
Мораль сей басни - не переоценили ли мы (люди) свое фин. благополучие - слой жирка оказался тоньше, чем казалось...тут не ресурсами управлять, а хвататься за любой шанс
Ольга13 января 2015, 20:04
Самое полезное для меня, что вынесла из статьи - "диагноз "Не справился с управлением возможностями").
Со временем стала понимать, что с частью своих "хотелок" хорошо если просто "не справлюсь". А другие приводят к явно неполезному. Вот мода. Купила тряпочку, надела 2-3 раза и выбросила. Зарабатывала деньги, чтобы, буквально, спустить их в мусорное ведро? И начинаешь думать. Надо ли мне на такое зарабатывать - не лучше ли заработать меньше, но времени для семьи, для духовной жизни, иметь больше? Или если я могу и умею столько заработать, то надо менять свое мировоззрение, с бОльшей ответственностью относиться к результатам своего труда? Тут видимо кому что.
И Господь, верю, каждому дает по силе его - кто не может "справиться" с богатством, того возвращает в не очень большое богатство), кто может - тому дает, но с того и спросится много...
А то выйдешь на иной финансовый уровень и начинаешь думать, что "надо жить по стереотипам", которые об этом имеются. Типо как солдат обижался на царицу, что у нее комнаты во дворце не золотые). Вот станешь, как тот солдат, царем - и начинаешь "золотой евроремонт".
А цари далеко не всегда комнаты золотят. Александр III, например.
Не в том дело, что "всем надо быть бедными", а что есть оптимальный для человека "уровень управления" возможностями. Если мне нравятся карьерные самосвалы, это не значит, что сев за его рычаги я с ним справлюсь. Сама не убьюсь и людей не угроблю...
Спаси Бог Вас, Дмитрий!
Отличный термин придумали).
Anna Malova16 декабря 2014, 18:25
Согласна
Роскошь не нужна. Чем проще, тем лучше.
Как быть, если постоянно нужны иностранные лекарства в прежних ценах 15 тыс в месяц постоянно и русские не подходят? Инвалидность теперь поднимали всем, кому можно и нельзя.
Это же не шиковать.
Для бедных это очень дорого.
валерий11 декабря 2014, 07:42
Реальная современная жизнь из которой нужно бежать .Спасибо за статью .
андрей10 декабря 2014, 19:33
И это всё про нас???!!!!.....

Марина 10 декабря 2014, 10:28
Два года назад ушел муж. Позавчера я вынуждена была уйти на заработок в два с половиной раза ниже. Несчастна ли я? Нет. До откровенного голода я не дожила.Возможно, и это мне предстоит.Но снаряды пока на мою голову не падают. С мужем иногда видимся, и у нас вполне сочувственные отношения. Есть родственники, о которых я теперь забочусь в одиночку.Есть Бог, и это наполняет сердце(кстати, больное) счастьем. Держитесь за ризу Христову, хоть за самый краешек. Господь всегда утешит.
Катя28 ноября 2014, 18:37
Прикольно!!!
Та-ак, кто хочет быть счастливым, неси деньги сюда.)

А если провести зеркальное исследование: были деньги и достаток, но по каким-то обстоятельствам (не важно по каким) люди стали бедными. От резкого ухудшения уровня жизни они станут счастливее? Беда сплотит или ругаться и обвинять друг друга будут еще сильнее?
А если без шуток, то не в деньгах, конечно, счастье, но без них еще хуже.
Умудри нас, Господи, и спаси!
Дмитрий 5 сентября 2014, 18:23
Интересная статья! Спасибо автору! От себя скажу все хорошо в меру, нельзя совсем не стремиться к деньгам и соответственно стремиться к ним сверх меры.
"Стремясь к райской жизни, важно не превращать свою жизнь в ад!")
Аля12 августа 2014, 10:00
мощно.
Олег 9 июля 2014, 11:45
За всё слава Богу!
Анна30 марта 2014, 01:56
Наша семья прошла через финансовые взлёты и падения, взлёты были стремительны настолько, что деньги в прямом смысле слова вываливались из карманов, мне тогда было 13-14 лет.. купили новую квартиру, машину, сделали запредельной суммы ремонт в частном доме...еда, развлечения, телек в каждую комнату и навороченные компьютеры с телефонами... и скажу так, хуже времени в моей жизни не было! не смотря на то,что я единственный ребёнок в семье, всем было не до меня, я стала курить, посылала всех на...и до сих пор вспоминаю то время с содроганием! папа изменял маме, она чернела от тоски прямо на глазах.. уже давно мы живём средненько, но последствия расхлёбываем до сих пор.. отношения тогда были испорченны навсегда..

и удивительно вспоминать сейчас счастливое время... мама вяжет в кресле рукавички для меня, я сижу на стуле и болтаю ногами, приходит папа с работы и садится передо мной на колени и достаёт из-за спины шоколадную конфету... радости нет предела... в окно светит солнце, папе снова не дали зарплату... мы все вместе на старой кухне и счастливы..... так, как уже никогда не будем..... и ни за какие деньги я уже не верну это время!!! деньги портят всё и вся... берегите детей
Гостья28 марта 2014, 23:31
А почему альтернатива только из двух вариантов - или оставить все как есть, или приобрести "высококачественный геморрой"? Ведь можно не ввязываться в строительство особняка, а поменять панельную двушку на панельную трешку в соседнем доме. И родить еще одного ребенка. Или купить однушку в своем же подъезде и переселить туда пожилую маму из города Перевоз. Здесь мы рядом, если что, всегда поможем. Да и родственник-лоботряс перестанет ей мотать нервы, выпрашивая денег на водку.
Племяннику из Н-ска оплатить лапароскопическую операцию вместо полостной, которую могут сделать бесплатно. Проблема не только в наличии/отсутствии денег, а еще в умении ими распоряжаться. И в умении рассчитать свои силы. Если увеличение заработка связано с постоянной работой на износ или разлукой с семьей, то лучше от такой возможности отказаться.
Диана26 декабря 2013, 17:16
Мне кажется статья поощряет ничего не делать и ничего не хотеть. Живете вы в маленькой квартире без ремонта, ходите в старых одеждах и стоптанных башмаках - так и ходите.
Это не подход, уж тем более не для православных!
Православные не только пассивно принимают обстоятельства жизни, но и активно их формируют. Другое дело, что должна быть голова на плечах. Автор привел неудачный пример, крайне гротескный. А если рассмотреть вариант с другого полюса? Например, живет семья, муж не работает, жена тянет все, а муж объясняет свое бездействие тем, что ничего не хочет и вообще грех чего-то желать. Дети пусть будут счастливы тем, что у них кусок хлеба есть на столе.
Из статьи можно сделать вывод, что бедность счастлива сама по себе, а это не так.
Счастливым можно быть в любом состоянии, в бедности и богатстве. Но когда у тебя есть что поесть, одета хорошая одежда - счастья как-то больше, чем когда холодильник пустой и нечем за квартиру заплатить.
Некоторые люди оправдывают свое бездействие тем, что на все воля Божия. Это так, но и под лежачий камень вода не потечет.
И, да, совет автора прост и на удивление банален - езжайте в грецию, познаете дзен. А где деньги, Зин?
Александр20 декабря 2013, 03:00
Самый главный враг экономики христианин - постится, не пьет, обходится малым, страстям не угождает..., знает, что Царство Небесное внутри нас, а не снаружи, потому и счастлив))) Боится его враг рода человеческого, поэтому и борет соблазнами всякими, только сделать ничего не может, потому что мы с Богом, который никогда не оставит и сколько надо для спасения всегда даст!!!
Мстислав19 декабря 2013, 17:18
Здравствуйте, православные. На одном из православных сайтов был задан вопрос-"хочу купить себе мазду, а мой друг говорит, что мазда-де-машина "неправославная", т.к. в ее логотипе содержится диавольская символика. чье дьелать?-хацу мазду!!!". Мы-люди Православныя-не хотим объединиться вокруг цели-жить дружно. не хотим-и все тут. ответьте-только ЧЕСТНО (!)- кто из вас, планируя купить новую-пусть не очень крутую-но иномарочку, сказал себе- нЭт !, куплю оКалину, а разницу отдам тем, у кого жрать нечего! КТО?! Есть такие? Ну! Честна!?... Из мильонного города-мож человек 10, а остальныя отмажутся как сможуть- мне ездить нада, и чтоб не ломалось и тэ дэ и тэ пэ. и с крепкими джинсами такая же тема и с мобильниками подешевше и со всем. на приход Православных Храмов приезжают люди и на трамваях и на крузерах за несколько мильонов и последния считают себя супер-православными , а первых-заведомо чем-то третьего сорта-"ты сколька денех дал на Храм? а-а.. панятна..."
Проблема на многа ширше-и она не в символике, и не в крузерах и транваях, а в головах. если ты православный-знай заведомо, что жить жизнию обмирщенных людей не получится-НЕЛЬЗЯ!!!!! нельзя!-иначе все на смарку. нэльзя,... а оччень хочется-ну давайте честна, бэз вранья. хочеца? хочеца... и этому желанию не многие могут не уступить... Спаси Христос. Простите, если что не так.
Виктория21 ноября 2013, 11:49
Продолжу:
Просто надо всегда, сколько бы кто ни работал и ни зарабатывал, не забывать про походы в театр/посиделки у костра/просто общие семейные трапезы, интересоваться тем, чем живут дети и сами мама с папой, и постоянно задавать себе вопрос: "зачем я это делаю?" Для кого? Так успеешь вовремя спохватиться, если вдруг золотая лихорадка начнет "увлекать на страну далече".
Виктория21 ноября 2013, 11:47
Все вроде так, но не совсем. Уж просто потому, что счастье и несчастье - не в деньгах как таковых, и не в их количестве, а в правильной расстановке приоритетов. Именно неверно расставленные приоритеты, если уж следовать приведенным примерам, усаживают детей перед компами, а маму с папой - отпускают "налево". И когда говорят, что нельзя поклоняться успеху, под которым всегда почему-то подразумевают материальный, я тоже не всегда соглашаюсь. Ведь если не двигаться вперед, не совершенствоваться - то непременно скатишься вниз. И это касается всех сфер жизни. И работы тоже, и сидеть в комнате в коммуналке, считая, что на большем числе квадратных метров плотность счастья уменьшится, то детям тоже может стать тесно и они, возможно, вполне оправданно, поймут, что даже в подворотне просторнее, и уйдут туда, а жена, все так же не отказываясь мечтать о новой шубе, найдет другой способ ее приобрести, а потом и вовсе свалит туда, где ее ценят и любят больше. И папа, так и не преуспевший "в реальной нише" - так и останется на водке, потому что она лучше текилы, и пить ее будет все больше и чаще - потому что она доступнее. И это тоже вполне реальный ход событий для людей, у которых приоритеты расставлены неверно.
ЗЗ 7 ноября 2013, 12:15
Марии, написавшей 2011-03-02 15:30.
Быть может, Вы имели ввиду не Короткова, а Коротаева?

Наталья28 августа 2013, 09:42
Мы с 11-летним сыном проводили исследовательскую проектную работу в школе, тема "Что такое счастье?". Так вот по результатам анкетирования детей и взрослых, получилось: С-частье,это быть ЧАСТЬЮ своей семьи!!!! и дети и взрослые отвечали практически одинаково, счастье - это семья, дети, родители, когда все в семье здоровы и спокойны. И только один мальчик в классе ответил, что несчастлив. Так он и написал в анкете (один из 30 человек), что для счастья ему нужна не семья, а компьютер! А разве с бездушной машиной будешь чувствовать себя счастливым? Вот он и страдает, бедолага... на втором месте после семьи у детей стоит наличие друзей, а у взрослых - душевный покой. Кстати, защищая эту работу, сын занян высшее место среди остальных конкурсантов!
Оксана22 июля 2013, 15:17
Мне статья в целом понравилась.
Однако, поселок Пьянский Перевоз уже давным - давно город Перевоз. И поверьте мне, это маленький, но очень красивый, ухоженный чистый городок))). И люди в нем живут хорошие.
Зря Вы его для красного словца упомянули.
Екатерина18 июля 2013, 01:52
Счастлив человек, когда может радоваться тому, что у него есть!Чем больше денег, тем больше желаний и нет им предела....Что приобрел, то уже не предел мечтаний , а -обычное и привычное. И страшно потерять достаток!И чем больше имеешь,тем меньше радуешься. Но самое страшное-вообще перестать радоваться жизни.С трудом просыпаться,видеть все в черном цвете. Но есть смысл и в этом тягостном,мучительном состоянии. Ты не привязан ни к чему земному!Ничто материальное не может утешить! Только ко Господу -крик души : Господи, помилуй! И так может пройти год и более!Но вера , что Господь милостив. помогает! Ты знаешь,что надо перетерпеть!Надо переболеть!Иногда унываешь-когда же это все закончиться? И вот вдруг отступает это беспросветное уныние.И радость от каждого дня наполняет душу и сердце- и бесконечная благодарность Спасителю! Вот оно счастье-радоваться жизни,как великому Дару! И количество денег тут совсем не причем !Не оно дает радость!Я в этом уверенна, потому что и с деньгами и без них,уныние может быть одинаково тяжелым!
Александр16 июля 2013, 03:02
Когда с работой и деньгами проблемы, а за спиной неработающая по здоровью супруга и малолетний ребенок, порассуждайте про счастье/несчастье без денег. Когда занимать на продукты надо. пустословием не занимайтесь
Анна, Украина15 июля 2013, 23:55
Татьяне: так незачем влазить в ипотеку, коль рассчитаться будет нечем. О нежелательности кредитов и в Домострое еще писано, что жить нужно по средствам. Если не на что купить, то и не покупай, а не то окажешься в кабале.

У нас люди почему-то не отличают первостепенного от второстепенного, главное от неглавного. Каждый год переклеивают дорогие обои в квартире, а трубы отопления и сантехники гнилые все, и потом — бац! — потоп и необходимость дорогого ремонта. Хотим выглядеть не хуже других, шмотки себе дорогие и модные покупаем, а на стиральную машину денег не имеем, только в кредит, но мы же всегда рады всяческим кредитам! Правда, приходится рабски трудиться, чтобы оплачивать всю эту красоту "как у людей", и какое уж тут счастье.
Одна радость остается — зависть, ведь кому-то же везет несказанно! кроме нас, разумеется.

Грустно мы живем, деньги нас берут в оборот, а не мы их.
Татьяна15 июля 2013, 10:43
Хорошая статья. А есть ли счастье у тех, кто думает, на что будем жить завтра. Как рассчитаться за ипотеку коммунальные расходы расходы на садик = зарплата за месяц. О каких машинах и поездках в Грецию может идти речь? К сожалению в Москве и Санкт Петербурге за частую не представляют как живет остальная часть России. Конечно не в деньгах счастье, но и без денег счастья тоже нет.
wladimir29 декабря 2012, 13:42
I kak mozschno tak mnogo slowobludnichat? Ispolsuyte eto wremja
Na nuzschdy DOBRA! Delu-wremja ! W dobryj puty ! "Adamych",


Germanija.
Игорь13 февраля 2012, 14:48
Залог счастья-это нормальные семейные отношения.И тут уже не так важен уровень уровень достатка.....по крайней мере нет прямой зависимости.
vik23 июня 2011, 15:41
Счастливый человек – враг экономики "дикой", А счастливому человеку жить проще!!!
Мария 2 марта 2011, 15:30
О связи счастья с экономикой были и посерьёзнее исследования. Например, изучение этого вопроса Дарьей Халтуриной и Андреем Коротковым(социологи). По их опросам, среди жителей богатых стран процент счастливых людей однозначно выше, но счастливые встречаются и среди бедных. Уровень религиозности - один из показателей, но не обязательно в странах с высоким уровнем религиозности живут счастливые люди. Пример - Пакистан, Иран, Ирак. Уровень счастья оценивался по шкале 1-4, "очень счастлив" - "совсем несчастлив". Так вот, в странах "счастливых" (прежде всего, Скандинавия, потом Центр. Европа и далее Америка)превалировала "умеренная" модель счастья ("скорее счастлив, чем нет"). Что касаемо "бедных, но счастливых"(из них помню Боливию с Колумбией, хммм), то там чаще встречается "экстатическая" модель счастья(типа"ооочень счастлив!!!!")
Анна Юрьевна Кузьменко15 ноября 2010, 20:52
Анна Юрьевна 8-917-559-02-62
Спасибо! Эта статья - иллюстраия к известному семинару по финансовой грамотности Дмитрия Обердерфера и Кирилла Кирилова. Почти все тезисы там - из "Домостроя". Самое главное: если человек не умеет управлять деньгами, они неизбежно начнут вертеть человеком и, в конечном итоге, издеваться над ним. Учитесь счастью!
серёга12 ноября 2010, 19:54
даа всё подмеченно с толком,многие мои друзья раньше когда мы были на одной ступени достатка ,то новый год встречали вместе...а теперь у них дела денежные(((некогда.классная статейка
Конст 9 ноября 2010, 03:53
"Игорь Васильевич пишет :
Те богатые и счастливые уже получают награду свою. А вот в вечности будут просить охладить язык свой. Читайте Евангелие от Луки 16 глава"

- Не забывайте также про главу 18 от Луки :
"Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу."

Не всякий богатый - злой, как и не всякий бедный - добрый. Как богатый земным богатством может быть бессердечным, так и бедняк может быть впавшим в обиду от недостатка. Как и бедные страдают от голода, так и богатые мучаются от избытка и пресыщения плоти. Богу все возможно.
Награду свою также получают те, кто молятся на перекрестке.
Гезалов Александр 8 ноября 2010, 20:37
Дмитрий, Спаси Бог.Как всегда прекрасная статья.
Есть о чем думать и что делать.Разместим материал на нашем сайте.
Евгения 7 ноября 2010, 01:01
Блестящая статья! Спасибо.
Дарья 6 ноября 2010, 15:24
Отличная статья, но ложка дегтя все замарала(((
Зачем же про водку писать?
Спаси Господи.
Гость 2 5 ноября 2010, 16:33

... Гармония - совокупность звуков (не одной струны), и бывает печальной или радостной. И традиционные богослужебные восемь гласов, на которые положены тексты святых Отцов церкви, наиболее точны для выражения чувств душ, близких к Богу, равно, как и сами тексты. Просто, В ОДИНОЧКУ, их не одолеть: не постигнуть - ни суть текстов, ни правду гласов, ни святых чувств этих Святых Отцов, которые когда все это писали - были уже очень и очень близки к Богу, ни величины дистанции в собственном сердце между собой и ими, ни - кривизны стезей собственой жизни, или их прямоты в Очах Божиих ...

Любой ДОСТАТОК обнаруживает новые потребности, порой, другого уровня и ПОБУЖДАЕТ ИСКАТЬ то, чем их заполнить. Для некоторых этот поиск выливается в вопрос на чем ездить, что съесть или выпить, где жить и с кем общаться. Когда предыдущие вопросы утрачивают былую актуальность, возникают неожиданные - НОВЫЕ ... И начинается НОВЫЙ ПОИСК ответов. Главное, чтоб - не одному, и не без Бога, но - в гармонии ... радостной или печальной.

Гость 2 5 ноября 2010, 16:27
Еще ...

Опрос проводился весной - самое благоприятное время года в России. Время, КОГДА ВСЕ СЧАСТЛИВЫ: отступают холода, солнышко начинает пригревать (а не только светить как зимой), природа - оживает, мир меняется вокруг на теплый весенне-летний, воздух, которым хочется дышать полной грудью, дома не усидишь, хочется общения - разделить свою полноту ощущений, найти родственную душу и сделать ее причастницей этого счастья, чтобы вместе радоваться. У православных - Пост, время максимально способствующее приближению души к Богу, единению с Ним - особый характер богослужений, привлекающий в церковь более, чем когда-либо, покаянный строй сердечный, освобождающий место в душе для ... Бога и ближних по Духу, желание разделить эту внутреннюю радость Богообщения с ... единодушными.

(Продолжение следует)
Гость 2 5 ноября 2010, 16:23
С огромным удовольствием прочитала все от самого начала до конца, на одном дыхании - очень реалистично и точно! Автор просто "живописец" своего времени :)
Одно "но": все повествование воспринимается с юмором и чуточкой сарказма, а вот резюме - горчит... По сути, от всей истории "в выйгрыше" остались только социологи, сработали профессионально - момент со звонком просто ключевой, смеялась ...

И все-таки, счастливый человек - не враг экономики.
Счастье - состояние гармонии, чувство и ощущение которого подвигает человека творить. Только счастливый человек способен трудиться день и ночь на благо своего счастья. А "трудящийся - да яст". Экономика.

Хроническая неудовлетворенность, царящая в душах Москвичей и Петербуржцев и, как следствие - написанная на их лицах, вкалывающих на работах и службах по 8 (и более) часов в сутки все лучшие годы своей жизни, лишь подтверждает известную русскую поговорку о том, что "не в деньгах НАШЕ счастье". И - не в их отсутствии, что подтверждает настроение жителей регионов, с вожделением смотрящих на "благополучную" жизнь Москвичей и Петербуржцев ...
Елена Анатольевна 4 ноября 2010, 23:56
Хорошо бы вдогонку к этой статье автор бы написал о том, в каком "замечательном" обществе потребления будут жить наши дети. Я очень беспокоюсь на эту тему. Ведь сейчас родителей заставляют буквально силой растить будущих членов такого вот общества потребления: а есть ли у вашего ребенка своя комната, или хотя бы свой угол? Сколько раз за последний месяц он посещал кино, цирк и зоопарк? Что он ел вчера на ужин и сегодня на завтрак? Эти вопросы очень интересуют компетентных работников, а то вдруг обнаружится, что мы плохие родители, не купили ребенку собственный стол и собственный компьютер. Уж конечно, собственная кровать у него обязательно должна быть. Это раньше в деревнях все спали вповалку - вся семья - и были счастливы. А сейчас - попробуй не обеспечить отпрыску "счастливое детство"! Вмешаются чужие "добрые дяди и тети" и... Посмотрите, что делается в какой-нибудь Франции или Германии, с коих у нас очень любят брать пример...
Константин 4 ноября 2010, 19:17
От статьи-то, очень мещанским дущком тянет, с постиндустриальным оттенком.
Виктор 4 ноября 2010, 19:16
Спаси Господи Молодец хорошо написано просто и доходчиво
Евгений 4 ноября 2010, 14:41
Спаси Господи!
Нравятся статьи автора - простые и понятные. Хорошая статья, хотя и все очевидно. Миром правит сатана! Мы живем в системе ложных целей (ценностей) и ложных средств достижения целей. Ничего не изменилось с тех пор, как сатана приступил искушать Господа нашего Иисуса Христа, только мало кто следует Его примеру - это очень трудно и требует усилий с нашей стороны.
Интересно, если бы ВЦИОМ спросил бы Господа или Пресвятую Богородицу, счастливы ли Они - какой бы был ответ?

Господи, помилуй нас грешных! Пресвятая Богородица, спаси нас грешных!
Гость 4 ноября 2010, 14:02
А я живу в Москве и считаю себя счастливой!!! У меня есть любимый храм, куда с огромной радостью хожу (даже скорее бегаю:)) на службы, есть любимые родные и хорошая работа. Но конечно, со статьей я согласна. Деньги и достаток делают людей более замкнутыми и подозрительными и как следствие - одинокими и несчастливыми.
Игорь Васильевич 4 ноября 2010, 13:57
Те богатые и счастливые уже получают награду свою. А вот ввечности будут просить охладить язык свой. Читайте Евангелие от Луки 16 глава. Дело в том, что счастливыми чувствуют себя не совсем чистостоплотные люди, так как их деньги приходят легко они берут там где плач бедняков. А вот честно заработать много и быть счастливым и беззаботными не получится- о них скорее всего и статья.
Валерия 4 ноября 2010, 10:40
Хорошая статья. Счастливы не бедные, и не богатые - а те, кто находится ровно по-середине, миддл-клас, одним словом.
Ольга 3 ноября 2010, 21:49
Статья-прямое попадание!
Спаси Господи!
Александр другой 3 ноября 2010, 18:25
Молодец Михаил! Журналистика коварная штука, столько соблазнов написать лихо, игнорируя очевидное. Да и сам вопрос: счастливы ли вы? - разными людьми понимается по-разному. А вот "довольны ли?" - толкуется четче. Тем не менее картинка, которую нарисовал Митрич вполне правдоподобна. Благополучие влечет в "воронку", откуда возврата нет. Но только тех людей, у которых нет внутренних "тормозов". Понятно, что у воспитанного в православии человека "тормоза" лучше, но и остальным не возбраняется рассчитывать свою скорость. Духовно умный человек быстро заметит, что он теряет в погоне за благополучием.
Алексей 3 ноября 2010, 18:24
А у нас вся страна считает себя несчастной.Латвия.
Александр 3 ноября 2010, 16:48
В статье сказано, что согласно опросу самые несчастные люди в Москве и в Питере, что дословно совпадает со статьей из ссылки: "Оказывается на ощущение счастья влияет и географический признак. Как ни странно, но меньше всего довольны жизнью жители обеих столиц. Счастливыми себя считают лишь 74% москвичей и петербуржцев. При этом в крупных городах доля довольных жизнью составляет 79%, в средних - 82%." Так что статья не передергивает факты, хотя, согласен, отчет и говорит, что богатые люди более счастливые чем бедные
Михаил 3 ноября 2010, 15:46
почитал, хотел согласиться и обрадоваться, но вот беда: заглянул по ссылочке "Кому на Руси жить хорошо", с которой и начинается статья. Это ссылка на опрос ВЦИОМа, в котором, как утверждает автор, шокирующая новость о том, что самые несчастные люди живут в богатых городах и вообще, чем богаче чем несчастнее. А оказалось, что в соцопросе утверждается прямо противоположное: "процент довольных жизнью особенно высок среди людей с хорошим достатком", "На жизнь российские граждане смотрят с оптимизмом", а разница в "счастливых людях" самых богатых городов с периферией - 3%! (79% и 82%, соответственно) То есть почти 80% людей всё-таки считают, что всё у них замечательно. И на основе этой разницы в 3% делать вывод,что "самые несчастные люди у нас живут в самых богатых городах: Москве и Санкт-Петербурге" - как-то не честно, хоть и хотелось бы. Опять желаемое за действительное - "враньё во благо" - нужно ли?
Будет ли польза от такой подтасовки фактов?
При том, что, повторяю, с остальными рассуждениями автора абсолютно согласен. Просто не надо обнадеживаться, что ВЦИОМ и журналисты "Известий" считают также как и мы..
андрей 3 ноября 2010, 14:54
Прямо в точку!
Отрезвляет и спасает!
Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×