ћониторинг —ћ»

Ѕогословско-аскетическа€ традици€ преподобного ѕаиси€ ¬еличковского и св€тител€ »гнати€ Ѕр€нчанинова

ƒоклад на ћеждународной богословской конференции –усской ѕравославной ÷еркви Ђ∆изнь во ’ристе: христианска€ нравственность, аскетическое предание ÷еркви и вызовы современной эпохиї

Протоиерей Андрей Михайлов

Ѕлагодатный огонь

I. ≈диномыслие в ƒухе —в€том преподобного ѕаиси€ ¬еличковского и св€тител€ »гнати€ Ѕр€нчанинова

«агрузить увеличенное изображение. 532 x 629 px. –азмер файла 94595 b.
 ѕреподобный ѕаисий ¬еличковский
ѕреподобный ѕаисий ¬еличковский
≈диномыслие людей, прославленных в лике св€тых, свидетельствует о св€тости ÷еркви. Ёто чудесное единство про€вл€етс€ во всем: в любви к св€тоотеческому преданию ѕравославной ÷еркви, в богоугодной жизни, в суждени€х по разным вопросам. ѕисани€ св€тых отцов, нар€ду со —в€щенным ѕисанием, были дл€ старца ѕаиси€ и св€тител€ »гнати€ неисс€каемым источником, питавшим их душу, вдохновл€вшим все их творени€. —в€тые отцы породили в них твердое убеждение, что истина, подаваема€ человеку свыше, заключаетс€ в учении ѕравославной ÷еркви, непоколебимыми исповедниками которого были преподобный ѕаисий и св€титель »гнатий.

∆изнеописание и творени€ св€тител€ »гнати€ свидетельствуют о его глубокой осведомленности о житии, писани€х и св€тоотеческих переводах преподобного ѕаиси€. — юности он имел общение с учениками и последовател€ми старца. —в€титель »гнатий изучал и высоко ценил писани€ и переводы преподобного ѕаиси€, часто упоминал и цитировал их в своих произведени€х.

”мудренный долголетним изучением св€тоотеческих творений, облада€ большим духовным опытом, наделенный Ѕожественной благодатью, старец ѕаисий был всецело проникнут духом св€тых отцов, а потому и переводы его имеют помазание этого духа[2]. ¬ письме к оптинскому старцу преподобному ћакарию »ванову (от 30 апрел€ 1853 г.) св€титель »гнатий писал: "ƒл€ монашества, которое жительствует по книгам св€тых отцов, необходим точный перевод с подлинников посредством лица, вполне знающего монашескую жизнь. “аковым лицом, без сомнени€, был старец ѕаисий"[3].

ќтметим некоторые сходные черты в жизни преподобного ѕаиси€ и св€тител€ »гнати€.

1. ќба подвижника с ранней юности стремились к монашеству. ѕреподобный ѕаисий свидетельствовал, что с самых молодых лет душа его начала стремитьс€ к √осподу и не могла удовлетворитьс€ ничем конечным и временным. ”чась в  иевской ƒуховной јкадемии, ѕетр ¬еличковский высказал префекту јкадемии мнение, что в јкадемии не удел€етс€ должного внимани€ изучению творений св€тых отцов и о ненужности преподавани€ €зыческой философии. ¬скоре ѕетр покинул јкадемию и начал свое странствие по монастыр€м. ƒмитрий Ѕр€нчанинов высказал желание быть монахом в п€тнадцатилетнем возрасте.

2. ќба они не окончили духовных школ, а поучались духовной жизни в молодости от встречавшихс€ им старцев, а впоследствии писани€ми св€тых отцов ѕравославной ÷еркви.

3. ѕреподобный ѕаисий и св€титель »гнатий с юности желали подвизатьс€ в уединении и бедности, под руководством опытного старца.

4. ѕо воле Ѕожией, оба подвижника странствовали в юности по многим монастыр€м.

5. ¬ажна€ черта в жизни св€тых Ц это безуспешные поиски наставника, "который был бы живым изображением аскетического учени€ ќтцов православной ÷еркви"[4], и глубокое убеждение в необходимости руководствоватьс€ творени€ми св€тых отцов.

II. ¬ажнейшие положени€ православного вероучени€ в сочинени€х преподобного ѕаиси€ и св€тител€ »гнати€

1. ”чение о цели жизни человека и средствах достижени€ ее

«агрузить увеличенное изображение. 350 x 423 px. –азмер файла 186774 b.
 —в€титель »гнатий (Ѕр€нчанинов)
—в€титель »гнатий (Ѕр€нчанинов)
¬о всех писани€х преподобного ѕаиси€ и св€тител€ »гнати€ содержитс€ мысль, котора€ руководила ими на прот€жении всей жизни: цель быти€ человека на земле Ц в восстановлении общени€ с Ѕогом и в приготовлении к жизни вечной. ƒостигаетс€ же общение с Ѕогом посредством исполнени€ заповедей Ѕожиих, при условии исповедани€ ѕравославной веры и принадлежности к ѕравославной ÷еркви. ѕризыв и указание путей к пока€нию, к ст€жанию —в€того ƒуха, к восстановлению Ѕогообщени€, нарушенного грехом, €вл€етс€ целью и содержанием творений этих св€тых.

"¬с€ жизнь преподобного ѕаиси€ была посв€щена тому, чтобы воскресить учение —в€тых ќтцов о пут€х ко спасению". ѕри этом пон€ти€ христианское совершенство и спасение очень близки в его понимании. ¬ажнейшими услови€ми спасени€ старец называет смирение, готовность пожертвовать жизнью ради исполнени€ заповедей евангельских и отеческих, терпение скорбей и самоотречение [5].

Ќа вопрос о том, как возможно спастись живущим в миру, преподобный ѕаисий отвечал: "’ристос —пасительЕ, иже всем человекам хощет спастис€ и в разум »стины приити, добрые дела, то есть ≈вангельские «аповеди, равно всем ѕравославным ’ристианам... узаконил". ѕреступающие же заповеди и не кающиес€ не возмогут иметь извинени€ и ответа при ¬тором ѕришествии √оспода[6].

—в€титель »гнатий полностью раздел€л учение старца ѕаиси€. ќн писал: "—лушай ≈вангелие, говор€щее тебе, и св€тых ќтцов, объ€сн€ющих ≈вангелие; слушай их внимательно, и, мало по малу, вселитс€ в теб€ жива€ вера, котора€ потребует от теб€ исполнени€ евангельских заповедей, за это исполнение наградит надеждою несомненного спасени€... »сполнение евангельских заповедей увенчиваетс€ соединением человека с Ѕогом". —в€титель предостерегал: "ќстающиес€ при одном изучении «акона Ѕожи€ по букве, впадают по причине такого поверхностного знани€ в гордость и самомнениеЕ как случилось с книжниками и фарисе€миЕ  ажда€ заповедь Ѕожи€ есть св€щенна€ тайна: открываетс€ она исполнением ее и по мере исполнени€ ее"[7].

ѕоэтому изучение "богословских наук", не сопровождающеес€ христианским подвигом понуждени€ себ€ к исполнению заповедей Ѕожиих, приводит к по€влению современных книжников и фарисеев.

—овет св€тител€, касающийс€ спасени€ в современном мире: "¬ наше врем€, в которое так умножились соблазны, должно особенно внимать себе, не обраща€ внимани€ на жительство и дела ближних, и не осужда€ соблазн€ющихс€: потому что тлетворное действие соблазна удобно переходит от увлеченных соблазном на осуждающего их"[8].

— присущими ему верой, надеждой и вдохновением, св€титель »гнатий призывает: "—отворим брань с нашим падшим естеством, когда оно воспротивитс€, не жела€ покоритьс€ ≈вангелиюЕ ѕобеда должна последовать непременно: брань заповедана, победа обетована √осподом. ÷арствие небесное, сказал ќн, нудитс€, и нуждницы, то есть насилующие свое естество, восхищают его (ћф.11,12)"[9].

2. ѕока€ние Ц необходимое условие спасени€ человека

ѕреподобный ѕаисий писал: "“айна же ѕока€ни€ обдержитс€ в сем, еже истинно пока€тис€ пред Ѕогом, и отступити от грехов своих, и предложение крепко имети помощию ≈го более на н€ не возвращатис€"[10]. —тарец советовал: "ќ немощи души не скорбети выше меры и не отча€ватис€, но, с несомненною надеждою на милосердие Ѕожие, начало истинное истинного пока€ни€Е пред Ѕогом полагати, и от всего сердца и души ка€тис€Е и “ой, €ко благ и человеколюбив Ѕог сый, раду€йс€ о истинном пока€нии твоем, €коже всех грешников пока€вшихс€ простил есть, простит и тебе вс€ согрешени€ тво€"[11]. ”чение преподобного ѕаиси€ о пока€нии полностью совпадает с учением преподобных »саака —ирина, »оанна Ћествичника, ≈фрема —ирина, »оанна  ассиана и других св€тых отцов, творени€ которых он изучал и переводил.

¬ тропаре ÷ерковь именует св€того »гнати€: "ѕравослави€ поборниче, пока€ни€ и молитвы делателю изр€дный". —в€титель писал: "ѕерва€ заповедь, данна€ вочеловечившимс€ √осподом человечеству, есть заповедь о пока€нии. —в€тые ќтцы утверждают, что пока€ние должно быть и началом благочестивой жизни, и душою ее, во все продолжение ееЕ ѕока€ние есть сознание своего падени€, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным, и потому посто€нно нуждающимс€ в »скупителе. »скупителем, всесовершенным и всесв€тым, замен€етс€ падший человек, исповедующий »скупител€"[12]. “акже, "пока€ние есть начальна€ новозаветна€ добродетель, ввод€ща€ во все прочие христианские добродетели"[13].

—в€титель »гнатий объ€сн€л: " то исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи основываютс€Е на гордости падшего естества, не терп€т обличени€ и позора". ѕризнаком истинного пока€ни€ служит "ненависть к грехам"[14].

∆елающему пока€тьс€ св€титель советовал: "ќдна исповедь искренн€€ и часта€ может освободить от греховных навыков, соделатьЕ исправление прочным и истинным"[15], Ц так как "ни один подвиг не умерщвл€ет страстей с таким удобством и силою, как этот"[16].

3. “олько ѕравославна€ вера и ÷ерковь привод€т человека к спасению и к обожению

¬не ѕравославной веры и ÷еркви спасени€ нет: "¬ера ѕравославна€ есть, €же содержит ≈дина —в€та€ —оборна€ и јпостольска€ ÷ерковь ¬осточна€, без не€же, сиречь без веры ѕравославны€, отнюдь несть возможно спастис€ никомуже"[17].

ѕреподобный ѕаисий учил о безусловной необходимости неуклонно следовать вероучению ѕравославной ÷еркви и во всем повиноватьс€ ей, и сам руководствовалс€ всегда этим правилом. Ћичность, не принадлежаща€ к ѕравославной ÷еркви, лишена благодатного воздействи€ —в€того ƒуха, она не может достигнуть христианского совершенства Ц Ѕогообщени€.

"ѕо словам св€того јпостола ѕавла, Ц писал преподобный ѕаисий старцу јфанасию, Ц един √осподь, едина вера, едино крещение... ≈дина есть истинна€ наша христианска€ вера, которую соблюдает —в€та€ наша —оборна€ и јпостольска€ ¬осточна€ ÷ерковь. ќстальные же веровани€ Ц все ложные и не истинные. »х следует называть ерес€ми, а не веровани€ми...  то не так верует, как верует наша —в€та€ —оборна€ и јпостольска€ ¬осточна€ ÷ерковь, тот, хот€ и исполнит все заповеди Ѕожии, хот€ бы и чудеса творил, и мертвых бы воскресил, тот... обманщик и еретик"[18].

¬ труде "ѕремалое сочинение о знамении „естного и ∆ивотвор€щего  реста, имже подобает православным христианам знаменоватис€" говоритс€: "≈дина —в€та€ —оборна€ и јпостольска€ ÷ерковь воистину едина естьЕ и в ней единой точию ѕравоверным известна€ и несомненна€ есть надежда спасени€: понеже едину —в€тую ѕравославную  афолическую веру содержит, без не€же отнюд никомуже возможно есть спастис€Е якоже Ѕог, един есть, так и ÷ерковь —оборна€, в нейже спасение есть, едина есть, так и ¬ера ѕравославна€  афолическа€, без нее же никто спастис€ может, едина естьЕ ѕодобает всем ѕравославным ’ристианамЕ твердо и непоколебимо веровать, €ко во всех прочих церквах и верахЕ не будет надежды спасени€Е ќтметающиес€ ≈диной —в€той —оборной и јпостольской ÷ерквиЕ отметаютс€ —амого ’риста, рекшего: —луша€й вас, ћене слушает: и отмета€йс€ вас, ћене отметаетс€ (Ћк.10,16)". “ак учат "все Ѕогословы ѕастыри и учители ÷еркви —в€той, от единого и того же озаришас€ ƒуха —в€того"[19].

Ёто учение всецело раздел€л св€титель »гнатий. ќн писал: "„тение ќтцов с полною €сностию убедило мен€, что спасение в недрах –оссийской ÷еркви несомненно, чего лишены религии западной ≈вропы, как не сохранившие в целости ни догматического, ни нравственного учени€ первенствующей ÷еркви ’ристовой"[20]. “акже: "Ќеобходимо дл€ желающего спастись Ц принадлежать ѕравославной ÷еркви, единой истинной ÷еркви, и повиноватьс€ ее установлени€м...  аждый из нас, произнос€ —имвол ¬еры, исповедует, что он верует во ≈диную, —в€тую, —оборную и јпостольскую ÷ерковь, исповедует, следовательно, что, кроме этой ≈диной ÷еркви, нет другой ÷еркви, тем более нет других ÷ерквейЕ Ќеобходимо дл€ желающего спастись быть крещенным в недре ѕравославной ÷ерквиЕ"[21]

¬ одном из писем св€титель писал: "ћногие труд€тс€, многие страдают, многие подвизаютс€, но увенчаны будут только подвизающиес€ законно. »стинный, законный подвиг во ’ристе »исусе и —в€том ƒухе, в ограде св€той ¬осточной ÷еркви". ”чение св€тых отцов св€титель »гнатий изложил кратко и точно: "√де нет православи€, там нет спасени€"[22].

4. ¬ деле спасени€ необходимо руководствоватьс€ св€тоотеческим преданием ÷еркви

”чение о христианской вере и жизни, содержащеес€ в творени€х св€тых отцов ÷еркви, преподобный ѕаисий полагал единственно неложным и спасительным: св€тые отцы предвидели, что трудно будет найти духоносного наставника, и потому составили писани€, в которых изложили все, необходимое дл€ пути ко спасению, Ц из этих писаний и должно поучатьс€. —тарец ѕаисий учил: "—в€тые все от —в€того ƒуха и по —в€тому ѕисанию учили, потому они и —в€тые. ¬от почему важно верить их учению и благоговеть перед ним, как перед словом —в€того ƒуха"[23].

—в€той »гнатий писал: "»мейте должную доверенность и благоговение к писани€м отеческим. “от же самый ƒух Ѕожий, который действовал в пророках и апостолах, Ц действовал в св€тых учител€х и пастыр€х церковных". «аповедь св€тител€: "”чение св€тых ќтцов ¬осточной ÷еркви Ц верно: оно Ц учение —в€того ƒуха. ”мол€ю вас: держитесь этого учени€! ќно будет руководить вас к блаженной вечности. ¬озжен блистающий светильник в —в€той ’ристовой ÷еркви Ц учение —в€того ƒуха: не устремл€йте взоров ваших к другим светильникам, свет€щим на различных пут€х"[24].

5. „тение де€тельных творений св€тых отцов необходимо дл€ достижени€ спасени€ и христианского совершенства

ѕриобщить к чтению творений св€тых отцов как можно большее число не только монашествующих, но и мир€н, научить их правильно воспринимать духовное сокровище св€тоотеческих писаний, Ц было делом всей жизни преподобного ѕаиси€. Ќа вопрос, как спастись живущим "в мiре с женами и детьми", старец ответил: "—овет мойЕ да зело прилежно чтете Ѕожественное ѕисание, и учени€ —в€тых и Ѕогоносных ќтец наших, имже дано есть Ѕлагодатию ѕресв€того ƒуха разуметиЕ истинный разум Ѕожественного ѕисани€Е ”чение их св€тое, с верою и любовию, со страхом Ѕожиим, и со вс€ким вниманиемЕ чтуще, наставление имети будете всегда на вс€кое дело благое и нужное ко спасению"[25].

”правл€€ обителью и занима€сь литературно-переводческой де€тельностью, старец ѕаисий проводил беседы, во врем€ которых толковал св€тоотеческие творени€ и наставл€л братию. ¬се наставлени€ его клонились к одной цели: исправить встречающиес€ в братии греховные страсти и побудить их к хранению "всем сердцем и всею душею" заповедей Ѕожиих. —редством к этому старец указывал чтение св€тоотеческих творений. ќн завещал инокам: "Ѕратие, аще будете имети усильное понуждение ко чтению ќтеческих книг, и поучением еже в них всегда себе исправл€ти... то подастс€ вам от ’риста Ѕога теплое усердие и ревность... ≈гда же удалитес€ от внимани€ и чтени€ отеческих книг, то ниспадете от мира ’ристова и любве, сиречь от делани€ заповедей ’ристовых и внидет в вас м€теж, молва и неустроение, душевное смущение, колебание и безнадежие, друг же на друга роптание и осуждение: за умножение сих изс€кнет любы многихЕ и аще си€ тако будут, разоритис€ имать вскоре и собор сей, первее душевне, по времени же и телесне"[26].

¬ "ѕослании старцу јфанасию" преподобный ѕаисий указывал, что причиной глубокого заблуждени€ јфанаси€ €вл€етс€ то, что он не читал творени€ св€тых отцов, или читал кое-что, но недолжным образом. —тарец учил, что "книги —в€тых ќтцов нужноЕ читать с великим благоговением, со страхом Ѕожиим, веру€, что содержащиес€ в них слова написаны ƒухом —в€тымЕ ѕостарайс€ всей душой и всем сердцем почитать... книги —в€тых ќтцов, которые направл€ют нас по истинному пути жизни по ≈вангелию". «аканчивает послание к јфанасию старец ѕаисий словами: "«а веру ѕравославную и за св€тые книги готов и свою кровь пролить"[27].

—в€титель »гнатий писал: "—ын ¬осточной ÷еркви проникнут св€тою истиною и кротким миромЕ Ётот характер воспитываетс€ в православном христианине чтением —в€щенного ѕисани€ и творений св€тых ќтцов"[28].

¬ сочинении "ќ чтении св€тых отцов" св€титель писал: "Ѕеседа и знакомство со св€тыми сообщают св€тость... ќтныне, во врем€ краткой земной жизниЕ, познакомьс€ со св€тыми... ”свой себе мысли и дух св€тых ќтцов чтением их писаний. —в€тые ќтцы достигли цели: спасени€. » ты достигнешь этой цели...  ак единомысленный и единодушный св€тым ќтцам, ты спасешьс€". » далее: "„тение писаний отеческих Ц родитель и царь всех добродетелей. »з чтени€ отеческих писаний научаемс€ истинному разумению —в€щенного ѕисани€, вере правой, жительству по заповед€м евангельскимЕ словом сказать, Ц спасению и христианскому совершенству". ѕри этом, "чтение св€тых ќтцов должно быть тщательное, внимательное и посто€нное". —в€титель предупреждал: "Ќепременно нужно чтение, соответствующее образу жизни", Ц и "старцы советовали мир€нам руководствоватьс€ в жизни ≈вангелием и теми св€тыми отцами, которые написали наставлени€ вообще дл€ христиан, как сделал то св€той “ихон «адонский"[29].

—в€титель »гнатий учил, что изучение св€тоотеческих писаний особенно необходимо в наше врем€, по причине умалени€ числа духоносных наставников: "ѕрибегайте больше к чтению св€тых ќтцов; пусть они руководствуют вас, напоминают вам о добродетели, наставл€ют на путь Ѕожий. Ётот образ жительства принадлежит нашим временам"[30]. ќсобенно же необходимо чтение св€тоотеческих творений дл€ иноков, и "руководствующийс€ ќтеческими писани€ми монах во вс€ком монастыре будет иметь возможность приобрести спасение". »ноков ¬алаамского монастыр€ св€титель призывал: "¬оинство духовное!.. Ѕрати€!.. Ќе давайте благой ревности остывать в душах ваших; обновл€йте, поддерживайте ее чтением св€тых ќтеческих книг; бегите в эти книги умом и сердцем..."[31].

6. ”чение об умном делании, молитве »исусовой и хранении ума

—оставитель жизнеописани€ преподобного ѕаиси€ засвидетельствовал, что ум старца "всегда соединен был любовию с Ѕогом, свидетель сему слезы"[32]. —в€титель »гнатий писал, что преподобный ѕаисий был наделен даром умной молитвы, получил "сердечную благодатную молитву по особенному смотрению Ѕожию"[33].

—тарец ѕаисий учил, что наиболее действенным средством дл€ осуществлени€ высокого назначени€ человека, Ц единени€ с Ѕогом Ц €вл€етс€ пребывание в общении с Ќим посредством умного делани€ Ц молитвы, очищени€ и хранени€ ума и сердца, безмолви€, ибо "молитва естьЕ сопребывание и соединение человека и Ѕога". ѕервостепенное значение он придавал правильному молитвенному деланию, особенно молитве »исусовой. ”чил, что молитва »исусова должна совершатьс€ с возможным трезвением, т.е. молчанием ума, и все привход€щие мысли изгон€ютс€ этой молитвой. ѕреподобный ѕаисий собрал воедино учение об умно-сердечной молитве »исусовой св€тых учителей и наставников монашеского жити€ и изложил это учение по темам: откуда си€ молитва происходит, что из себ€ представл€ет, каковы необходимые услови€ дл€ ее прохождени€ и советы новоначальным[34]. ¬ одном из его посланий приведены свидетельства 35 св€тых отцов, учащих о тайной безгласной »исусовой молитве[35].

ћолитва »исусова приносит великую пользу, если совершаетс€ по заповед€м св€тых отцов и под руководством искусного наставника. —в€титель »гнатий отметил: "—химонах ¬асилий и старец ѕаисий ¬еличковский повествуют, что из современников их многие повредились, злоупотребл€€ вещественным пособием", Ц то есть неправильным применением технических приемов, способствующих молитве[36]. ¬ св€зи с предсто€щим печатанием "‘илокалии", преподобный ѕаисий высказывал как радость, так и опасение. ѕричина этого в том, что дл€ читателей-мир€н станет доступно самочинное книжное изучение и делание "художне умом в сердце действуемой" молитвы, что введет их в состо€ние прелести. ќднако, старец опасаетс€ не просто молитвы, "умом нехудожне совершаемой", но "художне умом в сердце действуемой". ¬последствии некоторые авторы ошибочно за€вл€ли об опасности молитвы »исусовой вообще, но не это имел в виду преподобный ѕаисий.

—в€титель »гнатий, опытный делатель и наставник молитвы и умного делани€, писал: "—в€т, велик, душеспасителен подвиг молитвы. ќн Ц главный и первый между подвигами иноческими. ¬се прочие подвиги Ц подвиги служебные этому подвигу"[37].

—в€титель был хорошо знаком с учением о молитве преподобного ѕаиси€. ¬ "—лове о молитве »исусовой" он писал: "»з российских ќтцов имеютс€ сочинени€ о ней преподобного Ќила —орского, св€щенноинока ƒорофе€, архимандрита ѕаиси€ ¬еличковского... ¬се упом€нуты€ писани€ ќтцов достойны глубокого уважени€ по обилию живущих в них и дышащих из них благодати и духовного разума". » далее: "¬ первоначальное чтение инока, желающего ознакомитьс€ с внутренним молитвенным подвигом, можно предложить наставлени€ —ерафима —аровского, сочинени€ ѕаиси€ Ќ€мецкого... —в€тость этих лиц и правильность их учени€ Ц несомненны". ¬ этом же слове св€титель привел слова старца ѕаиси€ о молитве »исусовой: "...эта Ѕожественна€ молитва, есть высший из всех монашеских подвигов, верх исправлений по определению ќтцов, источник добродетелей, тончайшее и невидимое делание ума во глубине сердца..."[38].

»з писем св€тител€ »гнати€ €вствует, что, по его мнению, в российских монастыр€х удел€етс€ недостаточное внимание умному деланию, и, в частности, »исусовой молитве: "¬ажна€ примета кончины монашества: повсеместное оставление умного делани€". »гумену јнтонию (Ѕочкову) он писал: "¬ам известен отеческий путь, состо€щий в духовном подвигеЕ ¬ам известно монашество русское: укажите на людей, проход€щих этот подвиг правильно. »х нет"[39].

ќдно из важнейших положений св€тоотеческого учени€ о молитве св€титель »гнатий сформулировал так: "ƒелание пока€ни€ должно быть соединено с деланием молитвы во едино делание"[40]. ќн писал: "—ознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества Ц необходимое условие дл€ того, чтобы молитва была милостиво прин€та и услышана Ѕогом"[41], Ц и "€ начал часто обращатьс€ воспоминанием к молитве св€тых трех отроков в пещи ¬авилонской: —огрешихом, беззаконновахомЕ"[42].

7. ”чение о духовном наставнике

ѕреподобный ѕаисий и св€титель »гнатий считали, что никто не может научить другого тому, чего он сам не достиг личным опытом. —ам —паситель сначала отразил искушение сатаны постом, бдением и молитвою, а потом учил людей поступать таким же образом. Ќаставник вначале сам должен победить смиренномудрием и молитвою борющие его страсти: " ако бо иного наставити на путь может, имже сам не хождаше? ѕодобает ему самому первое противу всех страстей душевных и телесных до крове стати, и ’ристовою помощию похоть и €рость победити, и словесное души безуми€ и гордости смиренномудрием и молитвою исцелити"[43].

ѕреподобный ѕаисий вмен€л насто€телю монастыр€ самому изучать —в€щенное ѕисание и учение св€тых отцов и "по силе —в€щенного ѕисани€ и учени€ —в€тых ќтец должен есть часто братию поучать и наставл€ть и волю Ѕожию открывать"[44]. ¬ "ѕослании старцу јфанасию" он привел свидетельства св€тых »оанна «латоустого, ¬асили€ ¬еликого, јнастаси€ —инаита и других о необходимости руководства брати€ми согласно учению св€тых отцов и о пользе чтени€ их творений. ќн писал: "≈сли хочешь сам спастись и показать твоим ученикам царский путь заповедей Ѕожиих, ведущих к ÷арству Ќебесному, то прилепл€йс€ всей душой к чтению книг"[45].  ак уже отмечалось, преподобный сам посто€нно беседовал с брати€ми и толковал им св€тоотеческие писани€[46].

—тарец обличал насто€тел€ в отступлении от учени€ и правил св€тых отцов, в нелюбви и жестокости к братии, в тщеславии и превозношении, в скверноприбытчестве и многопопечительности, и, как следствие, в оставлении безмолви€, непрестанной молитвы и умного делани€[47].

ѕреподобный ѕаисий заповедовал: насто€тель должен обладать духовной рассудительностью, знанием св€тоотеческих писаний, даром любви, милосерди€, долготерпени€, смирени€, утешени€, молитвы, наставлени€, "побуждени€ на вс€кое дело благое" и нест€жательности. Ќасто€тельнице старец советовал: "—еб€ же втайне сердца твоегоЕ имей пред Ѕогом прах и пепел, горшу и грешнейшу паче всех человек. ѕонудис€ же преподати себ€ образЕ сестрам и соблюдением заповедей св€тых ќтец, и трудами телесными по силе твоей"[48]. Ќи отсутствие опыта в хоз€йственных делах, ни слабое здоровье не €вл€ютс€ преп€тствием к успешному исполнению насто€тельских об€занностей.

—в€титель »гнатий учил в полном согласии со старцем ѕаисием: "—в€тые ќтцы завещают избирать наставника непрелестного, непрелестность которого должна познаватьс€ по согласию учени€ и жительства его с —в€щенным ѕисанием и с учением ƒухоносных ќтцов... ќни повелевают сличать учение учителей с учением —в€щеннаго ѕисани€ и св€тых ќтцов, согласное принимать, несогласное отвергать"[49]. ѕривод€ в пример преподобных Ћьва и ћакари€ ќптинских, он писал: "ќба старца были напитаны чтением ќтеческих писаний о монашеской жизни, сами руководствовались этими писани€ми, руководствовали ими других"[50].

ќ высокой ответственности насто€тельского служени€ св€титель писал: " акое нужно иметь насто€телю великодушие, какое самоотвержение, нужно полное забвение своего €, чтоб эта угловата€ и резка€ буква не ранила, тем более не убивала никого из ближних"[51].

8. ќценка латинства

ќдин св€щенник по имени »оанн, униат, усомнилс€ в истине своего исповедани€ и обратилс€ к преподобному ѕаисию с просьбой разрешить его недоумение. ¬ ответном послании преподобный указал главные заблуждени€ латин€н и униатов, Ц о непогрешимости папы и filioque: "–имл€не еретикиЕ Ћжет папа римский, €ко не может согрешити: ноЕ всегда согрешает гордынею сатанинскою: за ню же и в различные ереси впаде". "”ниатыЕ догматы православной веры попраша и римские воспри€шаЕ » папе римскому еретику сущемуЕ поклонишас€Е “о как униаты не суть еретики, €коже и римл€не". ”чение, что "ƒух —в€той от ќтца и от —ына исходит... есть перва€ и главнейша€ паче всех их ересей ересь". ¬ заключение старец ѕаисий призвал »оанна: "јще хощеши спастис€Е беги от прокл€той унии, аки Ћот от —одома"[52]. ѕреподобный ѕаисий писал, что латинство "пало... в бездну ересей и заблуждений своих, и лежит в них без вс€кой надежды востани€"[53].

¬ид€ в униатах латин€н, преподобный ѕаисий, согласно практике греческой и молдавской ÷ерквей своего времени (а также русской XVII века), благословл€л крестить католиков и униатов, приходивших к нему в монастырь. —охранилось свидетельство монаха »оны, по происхождению иуде€, который в юности был крещен униатским св€щенником с именем »ннокентий.  огда он пришел в Ќ€мецкий монастырь, его крещение было признано недействительным, и он был крещен и наречен именем »аков, а впоследствии пострижен в монашество с именем »она[54].

—в€тителю »гнатию было хорошо известно учение преподобного ѕаиси€ о латинстве. ѕолностью раздел€€ его, он писал: "ѕапизм Ц так называетс€ ересь, объ€вша€ «апад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учени€. ѕапизм присваивает папе свойства ’риста, и тем отвергает ’риста... ѕапа есть идол папистов; он Ц божество их. ѕо причине этого ужасного заблуждени€ благодать Ѕожи€ отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане, изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. ¬ этом состо€нии омрачени€ они исказили некоторые догматы и таинства, а Ѕожественную Ћитургию лишили ее существенного значени€, выкинув из нее призывание —в€того ƒуха и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществл€ютс€ в “ело и  ровь ’ристовы... Ќикака€ ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрени€ к человекам и ненависти к ним"[55].

9. ќценка раскола

ѕреподобный ѕаисий ¬еличковский гор€чо любил ѕравославную веру и ÷ерковь, твердо держалс€ ее учени€, а вс€кое отступление от нее вызывало нелицепри€тное обличение с его стороны. ¬ ответе на вопросы жителей сел ¬асилевского и ѕалехи он писал о раскольниках: "ћы с против€щимис€ —в€той ÷ерквиЕ ни единого сообщени€ имети не можем: точию с ѕравославными ’ристианы, во всем без вс€кого сомнени€ Ѕожественной ÷еркви повинующимс€, общение имамы"[56].

ќблича€ раскольников, преподобный ѕаисий написал "ѕремалое сочинение о знамении „естного и ∆ивотвор€щего  реста, имже подобает ѕравославным ’ристианам знаменоватис€". ¬ этом произведении "€сно выразились личные качества ѕаиси€, как духовного писател€: здесь с особой полнотою раскрывает он основную мысльЕ сочинени€ Ц о безусловной необходимости дл€ каждого неуклонно следовать учению ѕравославной ¬селенской ÷еркви и во всем повиноватьс€ ей, мысль, котора€, очевидно, была основным началом жизни самого старца и которую, поэтому, он выражает и раскрывает с необыкновенной силой убеждени€"[57].

’от€ способ перстосложени€ не имеет догматического значени€, преподобный ѕаисий придавал ему важное значение. ѕреподобный старец учил, что сложение первых трех пальцев правой руки дл€ крестного знамени€ €вл€етс€ символом таинства ѕресв€той “роицы: три первые пальца обозначают три Ѕожественные »постаси Ц ќтца, —ына, и —в€того ƒуха. ќн писал: "ƒа возрадуютс€ и возвесел€тс€ вси ѕравославнииЕ ’ристиане, €ко таковым первых триех десницы перстов сложением знаменующес€Е сподобл€ютс€ славити и прославл€ти, и проповедовати “аинство ѕресв€той “роицы ќтца, и —ына, и —в€того ƒуха ≈диного —уществом". –аскольническое сложение пальцев Ц первого с четвертым и п€тым не может символизировать таинства —в€той “роицы, ибо четвертый палец не изображает второго лица —в€той “роицы, а п€тый Ц третьего лица, так как первый палец в древности всегда изображал ќтца, второй Ц —ына, а третий Ц —в€того ƒуха[58]. ѕозволим себе присоединитьс€ к существующей в среде историков ÷еркви точке зрени€, что распространение на –уси троеперсти€, во им€ —в€той “роицы, так же как и строительство “роицких храмов, св€зано со временем и с именем преподобного —ерги€ –адонежского.

ѕреподобный ѕаисий писал: "–аскольникиЕ аще не покаютс€, и не обрат€тс€ к ÷еркви, во веки погибнут"[59].

—в€титель »гнатий, как и старец ѕаисий, подчеркивал необходимость хранени€ верности ѕравославной ÷еркви. ќн полагал: "≈сли кто не повинуетс€ ÷еркви, если кто отделилс€ от ÷еркви, если кто раскольник: то, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постилс€, сколько бы ни молилс€, ему не спастись... –аскольник и еретик чужды смирени€, как чужд смирени€ диавол, а потому они чужды спасени€, как чужд его диавол"[60]. ¬ сочинении "ѕон€тие о ереси и расколе" св€титель писал: "–асколом называетс€ нарушение полного единени€ со —в€тою ÷ерковию, с точным сохранением, однако, истинного учени€ о догматах и таинствах. Ќарушение общени€ в догматах и таинствах Ц уже ересь", Ц поэтому "раскольники в –оссии должны быть причислены вместе и еретиками"[61].

10. —в€тых роднит любовь к православному народу и отечеству

»сследователь писал о старце ѕаисии: "ѕровед€ почти всю свою жизнь за пределами –оссии, создав разнонациональное монашеское братство в Ќ€мецком монастыре в –умынии, он оставалс€ всегда верным сыном своей –одины. ѕреданность и верность –оссии он сумел воспитать и в своих учениках"[62]. Ётот факт отмечал и св€титель »гнатий в сочинении "∆изнь схимонаха ‘еодора": "ѕаисий, жела€ оказать услугу и –оссийскому монашеству, приказал ‘еодору вторично переписать книгу [св€того »саака —ирина] с особенным тщанием на хорошей бумаге и отправил оную к ¬ысокопреосв€щеннейшему √авриилу, митрополиту Ќовгородскому и —анкт-ѕетербургскому, убежда€ его, дабы повелел оную напечатать и разослать по монастыр€м –оссийским"[63].

 ак наследие и завещание преподобного ѕаиси€, любовь к –оссии передавалась из поколени€ в поколение монашествующими Ќ€мецкого монастыр€. ”же через 50 лет после смерти преподобного, 9 €нвар€ 1849 г., архимандрит Ќ€мецкого и —екульского монастырей Ќеонил писал командиру 1-го батальона ћинского пехотного полка, расположившегос€ в местечке Ќ€мец: "Ќыне... в приход русских войск, видим мы случай обнаружить благодарность нашу, и именем братии прошу, насто€тельно прошу... распор€дитьс€ монастырским имуществом, как принадлежащим ÷арю ¬ашему... и в молитвах мы не забудем об имени ¬ашем за доставленный нам случай отплатить –оссии малую часть долга любви и прив€занности". 22 марта 1849 г. исполн€ющий об€занности военного министра кн€зь ƒолгоруков доносил исполн€ющему должность обер-прокурора —в€тейшего —инода  арасевскому, что монастыри Ќ€мец и —екул пожертвовали дл€ русского войска "разного хлеба в зерне и муке... и сена... ценою в итоге на 2284 р. 42 к. серебром"[64].

—в€титель »гнатий гор€чо любил православное отечество, он писал: "¬с€кому православному христианину свойственно желать всевозможных благ, во-первых, православному отечеству, во-вторых, единоплеменным и всем православным народам, наконец, всему человечеству"[65]. »звестному военному и государственному де€телю Ќ.Ќ.ћуравьеву- арскому он советовал: "–азвивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принос€ жизнь свою в жертву ќтечеству, принос€т ее в жертву Ѕогу и сопричисл€ютс€ к св€тому сонму мучеников ’ристовыхЕ ’ристианска€ вера порождает героев, сказал герой —уворов"[66].

ѕосыла€ адмиралу ѕ.—.Ќахимову икону св€того ћитрофани€ ¬оронежского, св€титель писал: "ƒа снидет —в€титель ћитрофан с ликом прочих —в€тых земли –усской, всегда отличавшихс€ любовию к отечеству, да снидет к флотам иноплеменников, да св€жет и оцепенит машины, на которые они уповают, да потемнит их умы, да расслабит ноги и руки их, а ¬ам да дарует победуЕ √осподи! —паси –усского ÷ар€ и воинство его, и услышь всю –оссию, молитвенно вопиющую “ебе о них и призывающую “вою страшную и непобедимую силу на нечестивых врагов своих"[67].

ѕисьма свидетельствуют о посто€нном внимании и сочувствии св€тител€ »гнати€ к жизни русского народа и государства. Ќе раз в его письмах встречаютс€ такие слова: "“ак € позвол€ю себе рассуждать от гор€чей любви моей к ќтечеству"... "—казанное мною сказано от искренней любвиЕ к дорогому отечеству"[68]. ¬ одном из архипастырских воззваний он восклицает: "ƒа покроет милость Ѕожи€ православную –оссию!"[69] —в€титель »гнатий подчеркивал, что судьба –оссии и русского народа неотделима от судьбы ѕравослави€: "¬елик –оссийский Ѕог. ћолить должно ¬еликого Ѕога, чтоб ќн сохранил духовно-нравственную силу нашего народа Ц православную веру"[70].

11. «аключение

ѕреподобный ѕаисий ¬еличковский и св€титель »гнатий Ѕр€нчанинов €вились носител€ми и продолжател€ми древней св€тоотеческой богословско-аскетической традиции[71]. ѕосему представл€етс€ необходимым издание всех творений преподобного ѕаиси€ ¬еличковского, а также весьма содержательной магистерской диссертации митрополита Ћеонида ѕол€кова "—хиархимандрит ѕаисий ¬еличковский и его литературна€ де€тельность".

ѕриведем характеристику, данную преподобному ѕаисию митрополитом Ћеонидом ѕол€ковым: "«а его м€гкостью, душевностью, за его смирением скрывалась гор€ча€ вера, моральна€ стойкость и непримиримость к врагам православи€. ”мение противосто€ть темным силам своей эпохи, пронести над всем мраком жизни своего времени св€тоотеческое учение о внутреннем делании, как основе христианского мироощущени€, таков подвиг его жизни... јскетические произведени€ старца ѕаиси€, которым можно присвоить название –усского ƒобротолюби€, способствуют лучшему пониманию ¬осточного ƒобротолюби€; они указывают на возможность совершать духовное делание и в мирской жизниЕ они ввод€т интересующихс€ в понимание творений аскетов ¬остока Ц отцов христианского иночества и аскетизмаЕ —тарец живет ќтеческим преданием и оно оживает в нем"[72].

Ёти слова могут быть по справедливости отнесены и к св€тителю »гнатию Ѕр€нчанинову, последователю и соработнику преподобного ѕаиси€ ¬еличковского и всех св€тых отцов ѕравославной ÷еркви. ѕризыва€ к возрождению ÷еркви, св€титель »гнатий писал: "Ќе будем вводить ничего нового! ѕоследуем с точностию учению, преданному —в€тою ÷ерковию, учению, преданному св€тыми јпостолами и св€тыми ќтцами! “аков возглас, повторенный почти на всех ¬селенских и поместных —оборах св€тыми —в€тител€ми и св€тыми отцами"[73].

Ѕудучи единомысленны предшествующим св€тым отцам ѕравославной ÷еркви, преподобный ѕаисий ¬еличковский и св€титель »гнатий Ѕр€нчанинов внесли неоценимый вклад в возрождение ÷еркви не приспособлением ее к духу времени, а возвращением к св€тоотеческим пут€м духовной жизни и ст€жани€ —в€того ƒуха.

Протоиерей Андрей Михайлов

Ѕлагодатный огонь

17 августа 2011 г.

[1] Доклад на VI Международной Богословской конференции Русской Православной Церкви ЂЖизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохиї, ноябрь 2010 г.
Рассматривается именно "богословско-аскетическая традиция", так как правильная аскеза неотделима от правоверия.

[2] Высокое качество переводов было обусловлено также методом преподобного Паисия, который сверял текст по нескольким рукописям или книгам. К сожалению, по замечанию митрополита Леонида Полякова, метод старца Паисия не вошел в практику работы последующих переводчиков, о чем с сожалением свидетельствовал в 1905 году профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии А. Пономарев: "Несколько лет уже выходит при нашей Академии новый русский перевод творений Златоуста, но он по необходимости делается с изданий Миня, признаваемых во многом неисправными..., между тем как в Московской Синодальной Библиотеке имеется богатейшее собрание древних греческих списков Златоуста, которые могли бы, по местам, не только исправить, но и восполнить существующий печатный греческий текст западных латинских изданий…" ("Христианское чтение". СПб., 1905, июль, с. 93. См.: Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературная деятельность. Кн. 2. Диссертация на соискание ученой степени Магистра Богословия. Ленинградская Духовная Академия. Машинопись. Л., 1956, с. 422).

[3] Летопись скита во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. Т. 1. М., 2008, с. 272.

[4] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 4. М., 2002, с. 547. В цитатах сохраняется отчасти правописание оригинала.

[5] Свящ. А. Михайлов. Старчество преподобного Паисия (Величковского) и его Оптинских последователей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Московская Духовная Академия. Машинопись. Сергиев Посад, 2002, с. 49-51.

[6] Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения, поучения, письма. М., 2007, с. 85, 86.

[7] Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Т. 1. М., 1996, с. 506, 519, 510.

[8] Там же, с. 495.

[9] Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия, епископа Ставропольского. Т. 1. М., 1996, с. 519.

[10] Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения…, с. 88.

[11] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1847 (репринт: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001), с. 263.

[12] Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия... Т. 1, с. 508, 509.

[13] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 4. Аскетическая проповедь. СПб., 1886 (репринт: М., 1993), с. 11.

[14] Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия... Т. 1, с. 102.

[15] Там же, с. 172.

[16] Там же, с. 490.

[17] Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения…, с. 85.

[18] Послание старцу Афанасию // Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский... Кн. 1, с. 352.

[19] Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения…, с. 145-148.

[20] Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия... Т. 1, с. 561.

[21] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 4, с. 333.

[22] Там же, с. 507, 78.

[23] Послание старцу Афанасию // Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский... Кн. 1, с. 357.

[24] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 4, с. 529, 507.

[25] Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения…, с. 85.

[26] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского..., с. 43-44.

[27] Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский... Кн. 1, с. 357, 362.

[28] Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия... Т. 1, с. 446, 447.

[29] Там же, с. 110-112, 495.

[30] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 4, с. 463.

[31] Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия... Т. 1, с. 495, 454.

[32] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского..., с. 65, 66.

[33] Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия... Т. 1, с. 284..

[34] Главы об умной молитве // Прп. Паисий Величковский. Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам XVIII-XIX вв. М., 2004, с. 228, 203-236.

[35] Послание к иеросхимонаху Агафону начальнику Поляноворонской обители // Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский… Кн. 1, с. 274-296.

[36] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 2 Аскетические опыты. СПб., 1886 (репринт: М., 1993), с. 298.

[37] Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия... Т. 1, с. 154.

[38] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 2, с. 254, 279, 310.

[39] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 4, с. 546, 547.

[40] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 2, с. 155.

[41] Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия... Т. 1, с. 155.

[42] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 4, с. 540.

В настоящее время делание молитвы Иисусовой практикуется в монастырях и кельях Афона, однако современные греческие монахи обычно творят Иисусову молитву c большой скоростью, что, по-видимому, не соответствует древней практике.

[43] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковскаго..., с. 26.

[44] Общежительный устав старца Паисия // Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский... Кн. 3, с 246.

[45] Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский... Кн. 2, с. 396.

[46] Эта древняя традиция сохраняется до сего дня в афонских обителях.

[47] Письмо к старцу Феодосию // Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский... Кн. 3, с. 299-310.

[48] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского..., с. 267.

[49] Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия... Т. 1, с. 219.

[50] Там же, с. 484.

[51] Там же, с. 439.

[52] Ко всечестному иерею отцу Иоанну, о унии краткое послание // Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения..., с. 180-181, 185.

[53] Премалое сочинение о Знамении Честного и Животворящего Креста... // Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения..., с. 116.

[54] ЦГИАЛ, фонд 796, 1803, опись 84, дело 407, л. 1. См.: Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский... Кн. 1, с. 334.

[55] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 4, с. 461.

[56] Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения..., с. 63.

[57] "Братское слово". М., 1883, № 8, с. 383.

[58] Прп. Паисий Величковский. Полемические произведения..., с. 111-112.

[59] Там же, с. 153.

[60] Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 4, с. 373.

[61] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 4, с. 466.

[62] Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский... Кн. 1, с. 122-123.

[63] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 4, с. 436.

[64] ЦГИАЛ, фонд 967, год 1849, опись 19, дело 43350, л. 5. См.: Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский... Кн. 1, с. 123.

[65] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 5. М., 2008, с. 452.

[66] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 5. М., 2008, с. 439.

[67] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 8. М., 2007, с. 254-255.

[68] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 5, с. 445, 459.

[69] Архипастырские воззвания Епископа Игнатия Брянчанинова к Кавказскому духовенству по вопросу об освобождении крестьян от крепостной зависимости // Л. Соколов. Святитель Игнатий. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 3. Приложения. Киев, 1915 (репринт: М., 2003), с. 40.

[70] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 4, с. 554.

[71] В настоящее время эта традиция сохраняется, в общих чертах, в монастырях святой горы Афон.

[72] Леонид (Поляков), иером. Схиархимандрит Паисий Величковский... Кн. 2, с. 472.

[73] Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Т. 3. М., 2002, с. 519.

     омментарии читателей
    2014-11-28
    18:01
    Ќаталь€:
    ƒочитываю 1-ый том "јскетические опыты" свт. »гнати€, предвкушаю радость от знакомства с прп. ѕаисием.
    ќгромна€ благодарность и низкий поклон за написание и публикацию такого вразумительного доклада.
    ’очетс€ жить и познавать дальше, какое счастье что это все не прошло мимо нас.
    ’рани вас Ѕќ√!
    2014-11-28
    11:00
    римма:
    ѕреподобный ѕаисий ¬еличковский, помолись √осподу Ѕогу о мне и моих дет€х, огради от нас злых людей, даруй нам радость и любовь, устрой на работе все наилучшим образом. ¬о »м€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха! јминь!
    2013-11-28
    13:58
    —ќ‘»я:
    ѕреогромна€ благодарность за статью.“акие статьи укрепл€ют в вере. ѕомогают идти вперед ко спасению. ќт них получаешь благодатную силу.
    2012-11-28
    13:27
    ≈лена:
    —паси ¬ас √осподи,отец јндрей!
    ќчень хорошо подобраны поучени€ —в€тых ќтцов.
    Ѕлагодарю редакцию,что оставили этот труд дл€ прочтени€.
    2011-08-19
    18:04
    јлексей:
    ¬ыражаю автору благодарность за статью. ¬ наше врем€, когда многие устремл€ютс€ за славой человеческой, а путЄм избирают лицемерие (это выражение свт. »гнати€), такие публикации помогают люд€м ориентироватьс€, переплыва€ житейское море. ѕрп. ћарк ѕодвижник писал: "«акон свободы деланием заповедей чтЄтс€". ј такие отцы как свт. »гнатий и прп. ѕаисий помогают люд€м, желающим устроить богоугодную жизнь, избежать многих ошибок, не впасть в уныние и принос€т пользу душе. ’орошо стать€ написана.
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: