Счастье от ума?

Источник: Радонеж

Дмитрий Быков, - известный писатель и публицист, посетовал недавно, что изданные лет десять тому назад письма старца о. Иоанна Крестьянкина – тривиальны. Что ж, если рассудить, так и жизнь сама по себе – штука довольно тривиальная. И уж, тем более – смерть. А также спасение или погибель в вечности. И не поэтому ль они, как правило, остаются где-то за скобками сознания современного (да и несовременного тоже) так любящего сложность российского интеллигента.

Дмитрий Львович Быков
Дмитрий Львович Быков
А что касается текстов, - то тут уж дело вкуса. На мой непросвещённый, - так и у уважаемого Дмитрия Львовича они какие-то легковесные. При всей изысканности слога и мысли. Пробовал читать – не пошло. Или лоб уж больно толоконный, или не хватает в них чего-то. На дремучий поповский взгляд,- если смыслы в них заложенные далее банальных семидесяти-восьмидесяти лет не распространяются, то их и вовсе нету. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1Кор. 15:19). Судя по всему, Дмитрий Быков так не считает. Да и Бог бы с ним, если б не одно обстоятельство. Талантливый писатель, поэт, публицист объявил тут вдруг, - что он православный обновленец и критикует Церковь справа… Мол де, примитивная она, и сложности в ней не хватает…

И что тут скажешь? Для начала б в терминах определиться… Уж коль скоро обновленец и критикует, то слева, а не справа. Но, а насчёт сложности… «Там, где просто, там ангелов со ста, а где – мудрено, там ни одного». Это уже из преподобного Амвросия Оптинского, которому почему-то больше доверятся... Равно как и о. Иоанну, среди «тривиальных» писем которого есть одно особо тривиальное, помогшее мне, тем не менее, в своё время в отнюдь не тривиальной ситуации избежать если не окончательной погибели, то роковой ошибки.

Вообще-то, в Церкви должно быть трудно, а не сложно. И уже по одной простой причине: Царство Небесное силою берётся (Мф. 11:12). А не абстрактными рассуждениями. И хоть человек – существо преимущественно словесное, понимание реальной опасности собственной гибели, а значит необходимости Спасителя, - не от слов одних появляется. Равно как и истина, которая вопреки расхожему мнению в спорах не рождается. А если и рождается, то крайне редко. Тогда обычно, когда больше слушают, чем говорят, - что, увы, в интеллигентской среде почти что нонсенс.

Впрочем, не хочется быть невежливым и ругать новоявленного «обновленца» уж как-то слишком. И не потому только, что среди того, что он пишет и говорит немало такого, с чем трудно не согласится. Тут ещё и личное. Вспоминается собственное обретение христианства, далёкий 1983 год, когда я – молодой послушник, лишь год назад крестившийся, не поверил наместнику нашего тогда только открывшегося Данилова монастыря, что главное в жизни христианина – молитва. Окончательное понимание этого пришло гораздо позже, лишь через десять лет, уже в Оптиной Пустыни, на Пасху, когда хоронили наших убитых братьев. Когда нёс гроб самого молчаливого из них – инока Ферапонта, оно пришло как дар, как всё подлинное, что от Бога приходит.

А ведь и до того много чего было… И подпольные встречи на квартирах с замечательным батюшкой – отцом Дмитрием Дудко, и молодёжная община вокруг него, и первая духовные книги на неразборчивом ксероксе. Это были авва Дорофей и Иоанн Лествичник, а не Александр Мень и Сергий Желудков, но, странно, - несмотря на имеющееся высшее образование, они от Бога не отталкивали, а привлекали. Тем не менее, тогда на самой заре воцерковления казалось то, что, может быть, Дмитрию Быкову кажется и сейчас, - главное в Церкви – разговоры разговаривать, а не сокровенный сердца человек в истинной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1Пет. 3:4).

Много сейчас говорят о миссии… Но, опять же, - удивительное дело, самое «миссионерское», с чем приходилось встречаться в последнее время – книга прописного консерватора и традиционалиста - сретенского архимандрита Тихона (Шевкунова). Оттого ли, что её герои – настоящие? Но именно настоящее влекло рафинированных московских интеллигентов четверть века назад в глушь, в какую-то дыру в псковских болотах, к батюшке, который и проповеди толком сказать не умел.

Однако ж, не будем обольщаться, - и подлинное не на всех действует равно. И если не слушали Христа, - что говорить о Его немощных последователях… Есть у Бродского строчка в одном стихотворении – «неверье – слепота, а чаще – свинство». Так вот первое из второго, как правило, проистекает. Можно, конечно, проповедовать и среди указанных малосимпатичных животных, но, увы, результат бывает все тот же, что и в известной евангельской притче о жемчуге.

И поэтому, пожалуйста, - «не стреляйте в тапёра, - он играет, как может»… В конце концов, «толоконные лбы» могут ещё и пригодится. Ведь как не крути, а помирать-то всем придётся…

Игумен Даниил (Гридченко)

Источник: Радонеж

30 сентября 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Роман28 апреля 2019, 14:45
Наверное у каждого человека свой путь к Богу. Одному нравятся сложности, другому простота. Главное, чтобы одни не ели других. Вот недавно Дмитрий Быков вышел из комы и сказал, что Бог есть! Посмотрим какие плоды принесет ему и нам это откровение.
Константин Б.20 декабря 2013, 14:19
Смотрю на фото Дмитрия Львовича Быкова и вспоминаю слова святителя: "Дух творит себе формы".
Михаил10 декабря 2013, 13:54
Если с мирской точки зрения рассматривать ключевой момент Евангелия – суд над Христом (опять же, ключевой момент в мирском понимании, в духовном, безусловно ключевым является Воскресение Христово), то Христос на суде тоже выглядит тривиально, не поражает ораторским искусством, не проявляет чудеса логики и убеждения, напротив, интеллект демонстрируют фарисеи, они убеждают сначала народ, а затем и прокуратора Иудеи в необходимости казнить Христа. Поэтому тривиальность как мне кажется, является характерной чертой Христианства, как и интеллектуальность, является характерной чертой фарисейства. А дальше все просто, человеку нужно определиться, выбирает ли он тривиального Христа или ему ближе интеллектуальные фарисеи именно по результатам выбора сделанного в пользу Христа человек имеет право называть себя Христианином.
Алексей11 ноября 2013, 22:19
В Церкви есть и очень нетривиальные писатели, прот. Андрей Ткачев, например. Только их Дм. Быков почему-то не замечает...
Сам он из тех, кто очень ярко и нетривиально пишет о чем угодно, но очень редко - о жизни души человеческой. А ведь это и есть единственное, что делает дар писателя ненапрасным.
Марина 1 ноября 2011, 11:10
Браво,отец Даниил!!
Светлана10 октября 2011, 14:33
Не каждый уважающий себя человек,и даже интеллигент-писатель, будет публиковаться в Снобе.ру. Вот Гришковец, говорят, отказался (само название нормального человека приводит в замешательство). Поэтому не надо воспринимать по гамбургскому счету статью Быкова. Ему наверняка хорошо заплатили, ведь портал принадлежит Прохорову, воинствующему атеисту. Но публикация симптоматична. В тысячный раз иллюстрируется известное выражение Ленина про интеллигенцию, и страшный ХХ век в России, случившийся во многом по вине интеллигенции, как будто забыт Быковым напрочь. Эта сознательная забывчивость притупляет его разум и чувства (по известной истине - страсть ослепляет), но главное - талант (который дается Богом), и Быков теряет присущие ему изящество слога, глубину мысли и т.д. Его статья скорее примитивный пасквиль, которые писали тысячи пропагандистов-большевиков. А ведь ранее не раз приходилось зачитываться блестящей публицистикой Быкова. Можно было бы пожалеть автора - художники нередко изменяют высокому искусству и Истине ради большого гонорара. Но мы возмущены его высокомерием: на каком основании он позволяет себе давать советы Солженицыну, Спивакову, Федосееву, Шафаревичу и прочим представителям русской (и не только) элиты, которые считают себя христианами и ходят (ходили) в церковь, как миллионы людей во всем мире? Тем более что сам о Церкви он ничего не знает, если для него Пастернак - единственный церковный авторитет.
Тамара10 октября 2011, 14:14
В письмах отца Иоанна рассыпаны Т-А-К-И-Е крупицы ИСТИНЫ!!!
Они как МАЯКИ светят мне!!! И реально помогают жить!!!
Жаль, что это не открылось Дмитрию Быкову. Храни его Господь!
Александр 4 октября 2011, 07:58
полностью согласен с о. Даниилом, хотя даже более, считаю что Быков-это лжеписатель. Поэтому и невозможно относится к его высказываниям серьезно. Но к сожалению сегодня немногие могут отличить фальшифку от настоящего.
Renata 3 октября 2011, 21:10
Pisma o. Ioanna Krestiankina dlia mnogih Veruiuscih - nastolnoe chtenie. Ia s blagogoveniem perechitivaiu, kazalos bi sovershenno prostie na perviy vzgliad, yego viskazivania i soveti. Vsio "prosto", a hochetsia vernutsia snova i snova k etim pismam. Vriad li kto-to budet perechitivat "tvorenia" Bikova. Takih "obnovlentsev" Istoria povidala na svoem veku. Tserkov neziblima: bila i budet.
S uvajeniem, Renata. New York.
Андрей 3 октября 2011, 18:49
Не знаю подробностей насчет тривиальности, но мне кажется суть претензий Дмитрия Быкова пастырям стоит использовать себе и своей пастве на пользу. Например, написать книгу не столь духовной высоты, как у отца Иоанна Крестьянкина, но помогающую спасению заблудших душ, наподобие известного журналиста. Уверен, что интеллигенция тоже хочет спасения, но порой использует слишком уж маневренные и окольные пути. Наверное, здесь одним полушуточным обличением не обойдешься, нужна своевременная фундаментальная работа, направленная на обращению к Богу этой, весьма многочисленной, категории наших сограждан!
Помогай Вам Бог!



Ольга 3 октября 2011, 18:25
Письма отца Иоана Крестьянкина для меня большое сокровище, можно так сказать. Очень рада, что такие люди все таки есть и эти наставления (хоть и другим людям) очень помогают не сбиться с пути. Светлая ему память и спасибо.
Владимир 3 октября 2011, 15:44
Спасибо за поучения отец Даниил! Согласен полностью: все от наших немощей, от неверья. Просто жаль таких людей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×