ћониторинг —ћ»

»м€ Ѕожие похулившие.
√оды хрущевских гонений: судьбы отступников

Оксана Гаркавенко

ѕравославие и современность

ќтрекись от ЌегоЧ и громом
Ќе расколетс€ небосводЕ
“олько свет из грешного дома,
ћожет быть, навсегда уйдет.
» заметишь ты это едва ли:
¬сЄ заботы да суетаЕ
ћы уже не раз предавали
» стыдились верить в ’риста.
Ќо гл€дит ќн из дальней дали,
¬есь изъ€звлен и весь в крови:
ƒети, дети ћоей печали,
ƒети, дети ћоей любви.

Ќадежда ѕавлович

ћы молитвенно чтим пам€ть новомучеников и исповедников –оссийских, чь€ св€тость проси€ла в годы гонений. ќднако не только св€тость €вл€ют такие годы, но и апостасиюЧ отступничество от ’риста. ќ некоторых из тех, кто пошел по этому пути в эпоху хрущевской атаки на ÷ерковь, наш сегодн€шний рассказ.

Ёпоха

— первых дней своего существовани€ советска€ власть объ€вила ѕравославной ÷еркви беспощадную войну. √онени€ начались при Ћенине, продолжились при —талине. ћощной, продуманной и организованной атаке подверглась ÷ерковь при ’рущеве. Ќе так уж мало было пострадавших за веру и при Ѕрежневе, но это отдельна€ тема.

„ем хрущевские гонени€ отличались от гонений предшествующего времени? ѕо образному выражению одного св€щенника, сталинскому режиму ÷ерковь была нужна, как стекл€нный глаз на бандитской физиономии: функции выполн€ет чисто декоративные, но без него физиономи€ выгл€дит уж слишком свирепой. Ќе следует преувеличивать меру благоволени€ —талина к ѕравославию, как это делают нынешние неосталинисты: к 1939 году в стране оставалось всего 350Ц400 действующих церквей[1] (дл€ сравнени€: в 1914 году в –оссийской империи их было 77767)[2].

 раткой передышкой между гонени€ми стал период с 1943 по 1946год, когда храмы стали открыватьс€ и репрессии по религиозным мотивам несколько сократились. — 1947 года они вновь усилились, хот€ и в меньших, по сравнению с довоенными, масштабах. — 1948 года до смерти —талина не было открыто ни одного храма.

≈ще одной короткой передышкой стала середина 1950-х. ѕроцесс либерализации жизни в стране не мог не затронуть и ÷ерковь. —в€щеннослужители, выжившие в лагер€х и тюрьмах, выходили на свободу; стали открыватьс€ новые приходы; практически впервые за советский период разрешили печатать Ѕиблию, и в 1956 году она вышла тиражом 50 тыс€ч экземпл€ров. Ќо уже в 1957 году положение начало ухудшатьс€; в 1958-м атака началась.

’рущев, декларировавший Ђвозвращение к ленинизмуї, восприн€л и воинствующий атеизм основоположника советского государства. Ѕудучи романтиком революции, он всерьез верил в реальность построени€ коммунизма. ¬ этом светлом послезавтра ÷еркви €вно не было места.  ак известно, генсек обещал в 1980 году Ђпоказать по телевизору последнего попаїЕ

’рущевские гонени€ не были столь кровавыми, как при Ћенине и —талине. “еперь за веру уже не расстреливали. Ќо идеологический прессинг в этот период по масштабам сравним только с Ђбезбожной п€тилеткойї 1932Ц1937 годов. ѕротоиерей јлександр ћень вспоминал: ЂЌачались закрыти€ храмов, пресса была полна враждебных выпадов, по€вились первые самиздатские ответы. ∆елудков написал один из своих шедевровЧ прекрасное открытое письмо отрекшемус€ св€щеннику ƒарманскому[3]. Ќо разгромы продолжались. Ќачались выступлени€ отреченцев <Е>. Ќе было газеты, будь то “—оветский спорт” или кака€-нибудь местна€ “¬перед”, где бы ежедневно не долбилось, не долбилосьЕ я подсчитывал: в эти годы антирелигиозна€ пропаганда дошла до того, что в день выходило по 6, 7 названий книг, из которых кажда€ имела миллионный тираж[4]. ¬ день! ѕр€мо стрельба из “катюш”, из минометовЕ ’рамы закрывались при самых безобразных обсто€тельствах: вламывались, входили, надевали шапки и бросались тут же всЄ ломатьї[5].

—лучалась и стрельба не в метафорическом смысле, а в буквальном, с гибелью людей. “ак, в –ечульском женском монастыре (ћолдави€) инокини и многочисленные верующие, пыта€сь воспреп€тствовать закрытию, зан€ли храм. ћилиционеры начали палить из пистолетов, одного богомольца застрелили[6].

— 1961 года развернулось насто€щее сражение за ѕочаевскую Ћавру. ¬се живущие в окрестност€х верующие были вз€ты на учет. ћонахов насильственно вывозили из Ћавры, избивали в отделени€х милиции, сажали в сумасшедшие дома и тюрьмы. ќдного послушника замучили насмерть[7]. ќ страшной кончине двух девушек, паломницы ћарфы –жевской и певчей Ћидии “олмачевой, жизнью заплативших за преданность ѕочаевской Ћавре, рассказываетс€ в очерке истории этой обители[8].

јрхивные документы и людска€ пам€ть сохранили немало примеров поистине подвижнической стойкости. ¬ одной из статей о событи€х тех лет описываетс€ такой случай: Ђ1959 год.  азанска€ церковь в поселке ¬ырица (под Ћенинградом, р€дом с ней похоронен преподобный —ерафим ¬ырицкий) не имеет св€щенника, служб нет. ѕриход€т представители властей закрывать храм, разор€ть его содержимое и т.д. »дут к старостеЧ простой русской женщине ≈вдокии ¬асильевне »вановой. “√де ключи?”Ч “Ќет ключей, не было и не будет”.Ч “ƒа мы теб€...”Ч “’оть в тюрьму сажайте, хоть убивайте, не выдам ключей”. ѕоходили вокруг дверей, двери старые, дубовые, замки мощныеЧ не сломаешь. “ак и уехали ни с чем... Ќашлись ходатаи, которые отсто€ли храмї[9]. ѕочаевский иеромонах јркадий ( опылов) 26июл€ 1963года писал —в€тейшему ѕатриарху јлексиюI: Ђѕусть что хот€т, то и делают, € с Ћавры не пойду и под видом расстрелаї[10]. » среди клира, и среди мир€н были люди, готовые, если понадобитс€, прин€ть мученический венец.

 ак всегда в эпоху гонений, пон€ти€ верность и предательство обретали абсолютный смысл.  то-то шел на свою голгофуЧ в тюрьмы, в Ђпсихушкиї, лишалс€ св€щеннической регистрации, оказывалс€ выброшенным из социума, без средств к существованию. ј кто-то начинал понимать, что Ђсамое дорогое у человекаЧ жизньї, котора€ даетс€ только один разЕ

¬ те годы около двухсот св€щеннослужителей отреклись от ’риста и были преданы анафеме. »з постановлени€ —в€тейшего ѕатриарха и —в€щенного —инода є 23 от 30 декабр€ 1959 года:

Ђ—в€щенный —инод на своем заседании под председательством —в€тейшего ѕатриарха јлекси€ постановил:

Ѕывшего протоиере€ и бывшего профессора Ћенинградской ƒуховной јкадемии јлександра ќсипова, бывшего протоиере€ Ќикола€ —пасского, бывшего св€щенника ѕавла ƒарманского и прочих св€щеннослужителей, публично похуливших им€ Ѕожие, считать извергнутыми из св€щенного сана и лишенными вс€кого церковного общени€. ќни вышли от нас, но не были наши (1 »н. 2, 19).

≈вграфа ƒулумана и прочих бывших православных мир€н, публично похуливших им€ Ѕожие, отлучить от ÷ерквиї[11].

ћногие из отрекшихс€ уже к середине 1960-х годов спились или покончили с собой. Ќекоторые просили своих архиереев о прощении. –енегаты вызывали всеобщее презрение; по этой причине, отмечает историк, Ђвпоследствии от подобной практики (использовани€ отступников в пропагандистских цел€х.Ч јвт.) власт€м пришлось отказатьс€ї[12].

ћы остановимс€ на трех случа€х отречени€, на судьбах трех людей, упом€нутых в тексте анафемы. ¬нешне эти судьбы сложились вполне благополучно. Ќебосвод не раскололс€ громом над христопродавцами, они не спились и не удавились, один жив по сей день и активно воинствует против Ѕога и ÷еркви. »так, јлександр ќсипов, ѕавел ƒарманский, ≈вграф ƒулуман.

—лучай ќсипова

јлександр јлександрович ќсипов родилс€ в 1911 г. в –евеле (“аллине). ќкончил богословский факультет “артуского университета. — 1946 г.Ч в Ћениградской ƒуховной јкадемии и семинарии, некоторое врем€ исполн€л об€занности ректора, был инспектором, преподавал. 2 декабр€ 1959 г.написал за€вление о своем уходе из ѕравославной ÷еркви. —тал активным пропагандистом атеизма, написал несколько резко антицерковных книг.”мер 25 окт€бр€ 1967 г.

ќсипов јлександр јлександрович
ќсипов јлександр јлександрович
Ќе так давно в газете ЂЌ√-–елигииї была опубликована стать€ ј. „ерн€ева Ђ»з ѕавла в —авла: к столетию јлександра ќсипова, богослова, ставшего атеистомї. —тать€ выдержана в апологетическом тоне. ”ход ќсипова из ÷еркви „ерн€ев представл€ет актом донкихотского благородства. ќказываетс€, даже трудоустройство бывшего св€щенника было нелегким делом. Ќа первых порах ему пришлось работать в √осударственной публичной библиотеке, потом ќсипов перешел в ћузей истории религии и атеизма. Ђ» если прежде он ездил на работу на такси, то после ухода из академии, чтобы просто сводить концы с концами, ему приходилось подрабатывать лекци€ми по всему ———–ї[13].

Ќу, не так всЄ трагично. ќ своем трудоустройстве ќсипов позаботилс€ задолго до ухода из академии. ≈ще за год до этого событи€ он вел переговоры с некими Ђпартийными товарищамиї и все перипетии переговоров фиксировал в дневнике[14]. ≈го вз€ли на должность главного библиотекар€ с окладом 1500 (после денежной реформы 150) рублей. ѕо советским меркам это была очень даже прилична€ зарплата, вполне позвол€вша€ Ђсводить концы с концамиї. ѕравда, она была в п€ть раз меньше его профессорского оклада, но ќсипов гонорарами за атеистические книги, статьи и лекции очень быстро компенсировал разницу. ј лекци€ми ему Ђприходилось подрабатыватьї вовсе не по бедностиЧ была друга€ причина, тесно св€занна€ с его уходом из ÷еркви, но об этом чуть позже. ѕродолжим цитату из „ерн€ева: Ђѕравда, ќсипов все-таки был по-своему небезразличен к денежному вопросу, поскольку не желал закрывать глаза на про€вление алчности русского духовенства и св€занную с этим ложь. ѕо его наблюдени€м, дл€ многих св€щеннослужителей –ѕ÷ “посто€нный обман фин<ансовых> органов стал законом”. ¬ бумагах ќсипова сохранилось описание эпизодаЕїЧ далее следует пространна€ цитата, призванна€ показать, как коварное духовенство с ведома ѕатриарха обманывает по-детски доверчивых советских фининспекторов.

¬ообще-то, это государство ограбило ÷ерковь до ниткиЧ по нынешнюю пору она не может вернуть многие принадлежавшие ей некогда здани€. Ќалоги были грабительскими даже до их многократного увеличени€ в 1958 году (увеличение совпало с началом гонений и имело целью задушить ÷ерковь экономически). “ак, в марте 1947 года митрополит Ћенинградский и Ќовгородский √ригорий („уков) был вынужден отправить ѕатриарху телеграмму: ЂЌалоговое обложение сильно завышенное, совершенно не соответствующее фактической доходностиЧ ставит причты ленинградских церквей в полную невозможность оплатыї[15].

Ќо самое главное здесь то, что „ерн€ев пытаетс€ спр€тать в нейтральном словосочетании Ђв бумагахї. ƒело в том, что ќсипов был штатным осведомителем  √Ѕ, и Ђбумагаї с приведенной цитатойЧ его очередной донос.

ќсипова завербовали еще в сталинские годы. јрестовать могли любого и без вс€кой причины, а его положение было особенно у€звимым: многолетнее проживание на территории буржуазной Ёстонии, где он, между прочим, печатал статьи, которые можно было квалифицировать как антисоветские; жена после окончани€ войны бежала на «ападЕ Ћюбое из этих обсто€тельств уже т€нуло на срок. ќчевидно, ему предложили выбор: илиЧ или. —итуаци€ не из легких, но и выбор ќсипова не назовешь достойным.

—амое интересное в статье „ерн€еваЧ это объ€снение им причин ухода ќсипова из ÷еркви: Ђѕожалуй, ведущим мотивом отречени€ ќсипова послужило непри€тие лицемери€ и лжи, с которыми он сталкивалс€ в ÷еркви на каждом шагуЧ от бытового до доктринального уровн€ї.

¬есь этот пассажЧ чиста€ лирика, €вл€юща€с€ простым повторением самооправданий ќсипова в его отреченческих стать€х. —овременный ученый, один из крупнейших специалистов в области церковной истории ’’ века, профессор —анкт-ѕетербургского университета ћ.¬. Ўкаровский пишет об этом иначе: Ђ¬ начале декабр€ работники  √Ѕ приказали давно св€занному с ними профессору Ћенинградской ƒуховной јкадемии ј.ј. ќсипову за€вить о своем разрыве с ÷ерковью и Ѕогом. „ерез полторы недели они отправили в отдел пропаганды ÷  два аналитических обзора ј. ќсипова “ќб общем положении православи€ в ———–” и “ќб антирелигиозной работе”, написанных им по заданию  √Ѕї[16]. Ўла кампани€ по публичным отречени€м св€щеннослужителей, и ради этого ќсипова вывели из числа тайных наблюдателей за ÷ерковью. ќдно дело, когда отрекаетс€ р€довой клирик, другоеЧ когда профессор Ћƒј.

«адолго до этого, лишь зама€чила перспектива ухода, ќсипов стал обсто€тельно готовитьс€ к новой жизни: начал писать антирелигиозную книгу, подыскивать работу и т.д. ∆дал он только приказа своих хоз€евЧ какого именно числа открыто объ€вить о разрыве. ¬еру, если полагатьс€ на его воспоминани€ и дневник, начал тер€ть значительно раньше, чуть ли не с 1947 года. ѕри этом он исправно читает лекции в семинарии и јкадемии, получает профессорскую зарплату; никто из окружающих не догадываетс€, что онЧ давным-давно атеист, ненавид€щий ÷ерковь. » такой человек смеет что-то лепетать о своем непри€тии лицемери€ и лжи?

¬ славословии ќсипову „ерн€ев переходит вс€кую меру: Ђѕо сути дела, ќсиповЧ насто€щий русский интеллигент. ќн активно посещал выставки, концерты, театральные и кинопремьеры, прекрасно знал и любил современную поэзиюї.

ѕозвольте не позволить. — каких это пор сексоты карательных органов стали числитьс€ Ђнасто€щими русскими интеллигентамиї? ƒореволюционна€ интеллигенци€ имела, нар€ду с достоинствами, массу недостатков, о них прекрасно сказали и авторы Ђ¬ехї, и —олженицын в статье Ђќбразованщинаї, но стукачей в этой среде презирали всегда. (¬прочем, где их не презирают?) ѕосле революции всЄ страшно подешевело, интеллигенци€ во многом выродилась в образованщину, но презрение к стукачам осталось прежним. ѕричем тут выставки и концертыЧ стукачам не подавали руки.

–абота ќсипова на  √ЅЧ настолько известный факт, что совсем обойти его невозможно, и к концу статьи „ерн€ев сквозь зубы об этом упоминает. “ем более что дл€ него этот сюжетЧ еще один удобный повод оскорбить ненавистную ÷ерковь: Ђќсипову также став€т в упрек, что задолго до отречени€ он €вл€лс€ осведомителем государства <Е>. Ќо что из этого следует? Ќе секрет, что в ———– вс€ церковна€ верхушка, включа€ сотрудников синодальных отделов и преподавателей духовных школ, об€зана была отчитыватьс€ перед соответствующими органамиї.

 акой из€щный перевод стрелок! ќказываетс€, в иудином грехе ќсипова нет ничего зазорного, поскольку, по „ерн€еву, тем же занималась Ђвс€ церковна€ верхушкаї и все преподаватели духовных школ!

¬ообще-то за такое бьют кандел€бром. Ўулерские приемы Ђнового русскогої атеизмаЧ те же, что и у его советского старшего брата. ƒа, советска€ власть с самого начала
стремилась разложить ÷ерковь, внедр€€ в нее своих агентов. ѕротоиерей ¬€чеслав ¬инников, учившийс€ в ћосковских духовных школах в 50-егоды, вспоминал: Ђƒо поступлени€ €, конечно, знал, что ÷ерковь гонима, но только за годы учени€ в семинарии € осознал, насколько ÷ерковь пронизана безбожной властью и разрушаема ею изнутри. <Е> я скоро пон€л, что как среди преподавателей, так и среди студентов были “стукачи”. Ћюбое неосторожное слово могло привести к непредсказуемым последстви€мї[17]. –азумеетс€, стукачи были, и ќсипов тому пример. “олько вот не надо таких широких обобщенийЧ насчет Ђвсехї, г-н „ерн€ев. », как бы ни давили советские органы на ÷ерковь, не следует представл€ть себе Ђвсехї ее иерархов покорными марионетками. Ќа начало 1957года из 70 прав€щих архиереев примерно половина подвергалась репресси€м, но, в отличие от ќсипова, эти люди сохранили и веру, и верность ’ристу, и человеческое достоинство. Ђћногих из них контролировать было крайне сложно. “ак, в мае 1957года на совещании в —овете по делам –ѕ÷ отмечалось, что умерший полтора года назад митрополит Ћенинградский √ригорий “не терпел никаких советов уполномоченного и если узнавал про отдельные советы, рекомендованные уполномоченным, то, как правило, делал всЄ наоборот. ѕреследовал духовенство, которое периодически посещало уполномоченного”ї[18]. ј архиепископ —имферопольский и  рымский Ћука (¬ойно-ясенецкий)! ј —ергий (√олубцов), архиепископ Ќовгородский и —тарорусский, митрополит ¬ениамин (‘едченков), архиепископ ѕимен (’мелевской)Е —писок иерархов с безупречной репутацией можно продолжить, и сколько было таких же св€щенников! ќб одних написаны книги, другие остались безвестнымиЕ

—праведлива€ оценка и де€тельности ќсипова, и статьи „ерн€ева содержитс€ в отклике игумена —ерги€ (–ыбко): ЂЕпубликаци€ желтого околорелигиозного издани€ “Ќ√-–елигии” свидетельствует лишь о том, что душевный вред и соблазн, происшедший от клеветы ј. ќсипова в адрес ѕравославной ÷еркви, не был устранен и продолжает распростран€тьс€. Едумаетс€, что не был господин ќсипов ни апостолом ѕавлом, ни искренне заблуждавшимс€ ревнителем —авлом, а был всего лишь тем печальным персонажем, кто оценил Ѕессмертного Ѕога тридцатью серебреникамиї[19].

Ќа фоне других отреченцев ќсипов выгл€дел и образованнее, и умнее, что неудивительно: он училс€ в “артуском университете; ранее, в “аллине конца 20-х Ч начала 30-хгодов в местном отделении –—’ƒ слушал ¬.«еньковского, ».»льина и ¬. »льина, Ѕ. ¬ышеславцеваЕ —в€щенники, помн€щие его преподавателем семинарии и Ћƒј, говор€т, что лекции ќсипова были лучшими, их старались не пропускать. Ќо, листа€ его атеистические сочинени€, не испытываешь ничего, кроме скуки и ощущени€, будто всЄ это прочитано давным-давно в студенческие годы в учебнике по так называемому Ђнаучному атеизмуї. ¬идимо, такое невозможно подать талантливоЧ противитс€ сам материал. ‘рагмент одного из отреченческих выступлений ќсипова показан в документальном фильме Ђ’олодна€ "оттепель" 61-го годаї[20]: ренегат хорошо поставленным лекторским голосом с наигранным пафосом говорит о том, как открыти€ современных ученых и труды классиков марксизма-ленинизма раскрыли ему глаза, заставили отойти от веры и прин€ть советскую действительность. Ќесмотр€ на присутствие телекамер, на лицах некоторых слушателей видны откровенно иронические улыбки. ј. Ћевитин в самиздатской статье Ђ¬ырождение антирелигиозной мыслиї не преминул отметить, что надежды, возлагаемые на таланты ќсипова, €вно не оправдались: Ђ«атаив дыхание, антирелигиозники ожидали по€влени€ великих трудов экс-богослова. ”вы! Ќикаких “трудов” за два года так и не последовало. ¬сЄ дело ограничилось несколькими брошюрками дулумановского типа и антирелигиозными лекци€ми, которые может прочесть любой управдомї[21].

ѕопытка дать портрет ќсипова-человека, пон€ть, что привело его к такому финалу, предприн€та в книге —.Ћ. ‘ирсова Ђјпостаси€: “јтеист јлександр ќсипов” и эпоха хрущевских гонений на –усскую ѕравославную ÷ерковьї. јвтор книги убедительно показывает: катастрофу предательства обусловили и нравственна€ слабость, и непомерна€ амбициозность, гордын€, иЧ как ни парадоксально это звучит по отношению к св€щенникуЧ недостаточна€ воцерковленность. ѕо мнению ‘ирсова, ќсипов имел Ђпозитивистский (протестантский по сути) взгл€д на религиюї[22] и не слишком понимал и принимал мистику христианства. (ѕримечательно, что в газетной статье, декларирующей его отказ от веры, ќсипов вспоминал, как он колебалс€, стоит ли ему принимать сан св€щенника: его смущала, во-первых, необходимость носить р€су, во-вторых, нелюбовь к богослужению: Ђ¬торым “но” дл€ мен€ €вилисьЕ богослужение и молитвенное словоблудие православи€ї[23]. –езультат не замедлил сказатьс€. «дание веры, построенное на позитивистском песке, стало быстро рушитьс€ при первом напоре внешних сил.

ѕосле отречени€ ќсипов прожил почти семь лет. ”мирал мучительно, от рака, но даже в больнице не оставл€л пропагандистской де€тельности. ќн участвовал в атеистической радиопередаче, причем заверил слушателей, что просить у Ѕога милости не будет и верит только в возможности врачей. ¬ Ђѕрощальных письмах друзь€мї, которые ќсипов диктовал секретарше и рассылал тем, кого знал, он писал: Ђ” “боженек” милостей выпрашивать не собираюсьї. ѕод письмами ставил подпись Ђдруг и соратник в атеизмеї[24]. Ќо прошлое, видимо, не давало поко€Ч ќсипов начинает диктовать воспоминани€, стрем€сь по-новому рассказать о том, что заставило его порвать с религией. ÷елью этих воспоминаний ‘ирсов считает самооправдание. “огда же ќсипов заранее сочинил себе эпитафию, котора€ впоследствии была высечена на его надгробии и многим показалась странной:

–адости вам, долгих лет жизни
∆елает атеист и друг ваш
јлександр ќсипов.

‘ирсов видит здесь про€вление Ђболезненного тщеслави€, неумного перед лицом смертиї и желание даже эпитафией подтвердить свою ло€льность советской власти. Ђѕропаганда на кладбищеї,Ч иронизирует он. ƒерзнем предположить, что нар€ду с этими причинами могла быть еще одна.

¬сЄ-таки ќсипов когда-то был верующим. ¬р€д ли он забыл о том, что есть вещи страшнее смерти. „то смерть? –аковому больному она нередко представл€етс€ избавлением. Ќо бывший св€щенник знал, в чьей власти рискует оказатьс€ посмертно душа, в земной жизни отринувша€ любовь и помощь Ѕожию. Ќе отсюда лиЧ отча€нные попытки закл€сть этот глубинный страх, внушить самому себе, что он атеист, что инобыти€ нет, нет, нет, что всЄ кончаетс€ могильными черв€ми и лопухом на могилеЕ „то ж, это был его выбор.

—лучай ƒарманского

ѕавел ‘едорович ƒарманский родилс€ в 1928г.в семье кресть€нина ќдесской области. ќкончил ќдесскую духовную семинарию и Ћенинградскую ƒуховную јкадемию.  андидат богослови€. —лужил на приходе в Ћенинграде. ¬ 1957 г.был участником VI ¬семирного фестивал€ молодежи и студентов, проходившего в ћоскве. 11 феврал€ 1958 г.написал за€вление уполномоченному —овета по делам –ѕ÷ об Ђокончательном разрывеї с религией. ¬скоре в Ђ омсомольской правдеї было опубликовано его антирелигиозное письмо. ¬ дальнейшем выступал с атеистическими лекци€ми, работал журналистом, литературным редактором.

ќт ренегатов требовалось не просто отречение от веры, а отречение непременно публичное, через —ћ». ѕавел ƒарманский, Ђбывший св€щенник и бывший кандидат богослови€ї (так подписал он свое письмо в Ђ омсомольскую правдуї) похоже, пошел на Ђперевыполнение планаї: опубликовал еще несколько отречений в разных газетах, а потом и книгу на ту же тему. Ќе терпелось дважды Ђбывшемуї поделитьс€ со всем миром обретенной радостью: Ђя с упоением читаю книги и брошюры авторов-материалистов. <Е> ’очетс€ только сказать тем, кто колеблетс€ между религией и атеизмом: смело избирайте последний. —орокалетие существовани€ —оветской власти показало, как много может сделать свободный от пережитков, без “божьей помощи” простой человекї[25].

ѕон€тно, по каким причинам фарсы с Ђпрозревшимиї св€щенниками-отступниками могли быть только игрой в одни ворота. ≈сли бы у читателей Ђ ѕї и других газет по€вилась реальна€ возможность обсуждать публикуемые материалы, то у многих, веро€тно, возник бы дл€ начала такой вопрос: почему у всех этих искателей истины и правдолюбцев такие трафаретные исповеди? —ловно под копирку написаны. ¬едь и ќсипов говорил почти слово в слово то же самое, и другие отреченцы просто млели от восторга, чита€ брошюры материалистов, и впадали в экстаз от слов Ђсоветска€ властьї.

¬ышедша€ вскоре книжка ƒарманского Ђѕобег из тьмыї также создана в точности по шаблону других подобных изданий. Ќа черном фоне, символизирующем религиозное мракобесие,Ч плакатный лик строител€ коммунизма (почему-то зеленого цвета). —одержание тоже вполне плакатное. ѕыта€сь выдать свое отречение от ’риста за путь честных духовных исканий, бывший св€щенник все врем€ превышает меру правдоподоби€. ¬от он, рожденный в православной семье, в поисках истины уходит в секту баптистов-п€тидес€тников и даже становитс€ их лидером. «атем происходит диспут со студентом православной семинарии ≈вграфом ƒулуманом, после чего ƒарманский, наповал сраженный эрудицией ƒулумана, решает тоже поступить в семинарию: Ђ— изумлением услышал €, что ¬етхий «авет писалс€ в течение тыс€челети€ различными авторами и Ќовый «авет был написан не сразу и не ’ристом (как € тогда думал), а разными людьмиї[26].

ƒо чего же топорно работали те, кто курировал издание подобной халтуры. » этому ƒарманскому поручили выискивать противоречи€ в —в€щенном ѕисании? ≈му бы дл€ начала согласовать несуразицу в собственном тексте. ¬едь он страницей ранее повествует, что Ќовый «авет перечитывал посто€нно и вообще с Ѕиблией не расставалс€ ни на минуту. » вот только теперь, от просвещенного семинариста ƒулумана, ƒарманский узнает, что Ќовый «авет написан не ’ристом, да и ¬етхий писалс€ разными авторами. „тобы всЄ это знать, достаточно прочитать оглавление обоих «аветов. ј если прочесть еще и текст, сомнений не останетс€ вовсе. Ћидер баптистской общины, в глаза не видевший Ѕиблию,Ч в расчете на кого сочин€лась эта ахине€?

Ќо вот ƒарманский оказываетс€ в семинарии. ѕеред ошеломленным читателем разворачиваетс€ картина полного морального разложени€. ¬оспитанники и преподаватели все или воры, или пь€ницы, или воры и пь€ницы одновременно. Ѕеспор€дочные св€зи с женщинами и, попутно, гомосексуализм, особенно среди монахов,Ч просто норма жизни. ”читьс€ на св€щенников все пришли, чтобы набивать карманы, в Ѕога практически никто не верит. Ќеужели совсем никто не верит? Ќу, не совсем, отдельные верующие иногда встречаютс€, но и на них не залюбуешьс€: Ђ¬асильев был €рым ревнителем православи€. »мевшиес€ у него религиозные книги протестантских и англиканских авторов он торжественно предал сожжениюї (—. 37).  то не отъ€вленный циник, тот низколобый фанатикЕ

≈ще хужеЧ после хиротонии. —в€щенники во врем€ поста пьют в алтаре водку, закусывают ветчиной и колбасой, пустые бутылки закатывают под ѕрестол. ћогли быть такие св€щенники? ƒа, наверное, могли, если ониЧ р€женые чекисты, специально внедренные в ÷ерковь, чтобы разлагать ее изнутри. Ќо у ƒарманского других нетЧ чуть кто получше, тот, как и он, тоже на пути к разрыву с религией.

Ќет такой пошлейшей лжи о христианском вероучении и ÷еркви, которую ƒарманский не воспроизвел в своем сочинении: Ђћногие “отцы” считали, что у женщины вовсе нет души. “олько после длительных споров на ћаконском церковном соборе в 585 году большинством всего в один голос духовенство решило, что у женщины тоже есть душаї (—. 77). Ќе нужно быть кандидатом богослови€, чтобы знать, что на ћаконском —оборе обсуждались совсем другие проблемы и что такой спор никогда не мог даже возникнуть ни на каком соборе. ’от€ бы потому, что ÷ерковь изначально высочайше чтила ѕресв€тую Ѕогородицу, почитала христианских мучениц и подвижниц благочести€Е

ѕротоиерей ¬€чеслав ¬инников вспоминает: ЂЌа каждом этаже јкадемии сто€ли мусорные €щики, и в них можно было видеть разорванные или целые п€тикопеечные брошюры отрекшихс€ от ’риста. Ќичего серьезного они не предъ€вили в своих писульках. ƒа и что они могли предъ€вить верующему сердцу, откликнувшемус€ на зов —пасител€? <Е> ¬идно, по комсомольским путевкам пришли они в семинарию или какими-либо другими пут€ми, одному антихристу ведомымиї.

¬ случае ƒарманского на определенные раздумь€ о комсомольской путевке наводит то обсто€тельство, что летом 1957 года именно он был послан от –усской ѕравославной ÷еркви на VI ¬семирный фестиваль молодежи и студентов в ћоскве. «на€ реалии той эпохи, нетрудно пон€ть: на такие меропри€ти€, где предполагались контакты с иностранцами, не посылали кого попало. ј зна€ бесправное положение ÷еркви в те годы, можно предположить, что св€щенноначалию просто предписали остановитьс€ на данной кандидатуре.

»нформаци€ к размышлению: ƒарманский, по его собственным газетным признани€м, уже в начале 1957года утратил веру и даже возненавидел ÷ерковь. “ем не менее, в июле он не отказываетс€ от поездки на фестиваль.  ого же он там представл€л в таком случае?  омитет госбезопасности? »деологический отдел обкома комсомола?

—пуст€ две недели после газетных выступлений ƒарманского св€щенник —ергий ∆елудков ответил ему через самиздат. ќтец —ергий убедительно показал, что ƒарманский никогда, по сути, и не был православным. „удовищна€ смесь диких суеверий, нелепых представлений об окружающем мире, которую ƒарманский пыталс€ выдать за христианство, на самом деле никакого отношени€ к христианскому вероучению не имеет. ќтец —ергий рассматривает также нравственный облик самого обличител€ церковных нравов: Ђ¬от он уже окончательно решил, что онЧ атеист; он испытывает, как он сам пишет, не просто разочарование, а пр€мо-таки ненависть к религии и... продолжает служить св€щенником, воистину народ обманывает, не в силах оторватьс€ от церковного пирога, и он делает это с начала 1957 по февраль 1958Ч в течение целого года. <...> –усский верующий народ ¬ас приютил, кормил и одевал в церковной школе восемь лет; никто не принуждал ¬ас идти в св€щенники, ¬ы сами этого просили, хот€ нужно было ¬ам по совести не спешить, посомневатьс€ вволю и найти себе прочное мировоззрение; ¬ам поверили, народ, ¬ы пишите, хорошо ¬ас обеспечил... » за все это ¬ы наплевали в душу этому народу <Е>. » ведь, выступа€ в роли обличител€ ÷еркви, ¬ы заранее знали, что ÷ерковь будет молчать. <...> Ёта черта заведомой безнаказанности в ¬ашей ругани против безмолвствующей ÷еркви была особенно отвратительна.  онечно, неверующие осуд€т эту пропаганду подлости, с которой ¬ы выступили от имени атеизмаї[27].

ѕоследние страницы опуса ƒарманскогоЧ написанна€ довольно запальчиво апологи€ »уды. ‘рейдистска€ проговорка, такое бываетЕ «аканчиваетс€ книга на оптимистической ноте: Ђћое счастье, что € живу в ’’ веке и в —оветском —оюзе, где ликвидированы преследовани€ за веру или атеизм, где дл€ каждого человека гарантирована свобода совести. —вобода совести принесла нашему народу полное духовное раскрепощение: кто хочетЧ верит, кто не хочетЧ не верит. <Е>  огда в конце концов пришел к атеистическим убеждени€м, € смело порвал с религией и начал новую, радостную жизньї (—. 111).

ќстаток новой, радостной жизни бывший св€щенник посв€тил борьбе с Ђрелигиозным дурманомї. ѕока€ни€ не было. «наю это из эксклюзивного источникаЧ от задушевного друга ƒарманского ≈вграфа ƒулумана.

≈сть такой сайт: Ђ—вобода от религиозного фундаментализмаї. “ам тусуютс€ в основном единомышленникиЧ воинствующие атеисты (видимо, не от€гощенные другими заботами), с завидным упорством убеждающие друг друга в том, что Ѕога нет. я задала несколько вопросов о дальнейшей, после отречени€, судьбе ƒарманского устроителю сайта ≈вграфу ƒулуману. ¬ ответ он прислал мне письмо следующего содержани€:

Ђѕорвав с религией, ѕавел ƒарманский до последних дней своей жизни оставалс€ убежденным, воинственным атеистом. ќ своей церковной, а потом атеистической жизни он написал две книги. ѕотом принимал участие в устной и письменной атеистической пропаганде. Ќаписал пьесу на тему церковной жизни, которую прин€ли к постановке в  иевском театре имени Ћеси ”краинки, но горбачевска€ перестройка запретила ставить эту пьесуї.

ѕерестройка запретила? Ѕез комментариевЕ

  сожалению, ƒулуман не ответил на мой вопрос о том, когда умер ƒарманский. Ќо из его письма можно пон€ть, что это произошло уже после перестройки.  аково же было Ђвоинственномуї, как выражаетс€ ƒулуман, атеисту наблюдать отмечавшеес€ с немыслимым в советские времена размахом 1000-летие  рещени€ –уси, торжество ненавистной ÷еркви, возрождение храмов и сознавать, что дело, которым он занималс€ всю жизнь, оказалось никому не нужным, что оно уходит в невозвратное прошлое вместе с эпохой тоталитаризма!  то знает, не вспомнились ли св€щеннику-расстриге библейские слова: отступающие от ћен€ будут написаны на прахе, потому что оставили √оспода, источник воды живой (»ер. 17, 13).

—лучай ƒулумана

≈вграф  аленьевич ƒулуман родилс€ в 1928 г.в семье кресть€нина ќдесской области. ¬ 1951 г.окончил ћосковскую ƒуховную јкадемию, около года преподавал в —аратовской семинарии. ¬ 1952 г.написал в обком  ѕ—— за€вление о разрыве с религией. ¬ернулс€ в родной колхоз, работал бригадиром. ¬ 1957 г.выступил в Ђ омсомольской правдеї с антирелигиозным письмом. ќкончил ќдесский кредитно-экономический институт, училс€ на философском факультете  иевского университета. ƒоктор философских наук (1975). ѕисал книги по атеизму. ќткрыл в »нтернете несколько атеистических сайтов.

ќдновременно с письмом отца —ерги€ ∆елудкова ƒарманскому в самиздате распростран€лось анонимное стихотворение ЂЌовый »удаї, адресованное другому ренегатуЧ ≈вграфу ƒулуману:

ѕервый »уда, предавший ’риста,
чувствовалЧ совесть его нечиста.
ћучилс€, точно в кип€щем котле,
и успокоилс€ только в петле.
” ƒулумана ина€ сноровка.
—овести нет, не нужна и веревкаЧ
был бы лишь туго набитый карманЕ
”мер духовно ≈вграф ƒулуман[28].

¬ отличие от ќсипова и ƒарманского, ƒулуман, видимо, вырос в атеистической семье. ѕо его собственному признанию, в детстве он любил порадовать родителей выразительным чтением кощунственных стихов ƒемь€на Ѕедного[29]. Ќо вот после войны мать из-за нужды сдала часть дома семье св€щенника. ѕо словам ƒулумана, разговоры с батюшкой увлекли его настолько, что он решил поступить в семинарию.

„то было с ƒулуманом дальше, лучше всех расскажет он сам. ¬от некоторые его ответы с Ђјтеистического сайтаї: Ђ¬ свое молодое врем€ мне тоже была внушена вера в Ѕога. <Е> Ќа это интенсивное, оторванное от жизни и замкнутое только на Ѕоге внушение и самовнушение € истратил семь лет своей жизни, лучших лет жизни человекаЧ от 17 до 24 лет. <Е> Ѕог не выдержал ни моих научных изучений, ни практической проверки. “еоретически и практически испытав религию и Ѕога, € узнал о религии и о Ѕоге всю правду. ј эта правда заключаетс€ в том, что ЅогаЧ нет, а религи€Ч опиум верующих. ¬ 1952году € официально порвал с религией и письменно уведомил о своем научном открытии о Ѕоге вышесто€щие церковные круги. я не ставил в известность об этом самого Ѕога из-за отсутстви€ таковогої[30].

 то сказал, что владение научным дискурсомЧ необходимое, хот€ и совершенно недостаточное условие дл€ вхождени€ в мир науки? ¬он, обход€тс€ без этих буржуазных излишеств некоторые доктора философских наукЧ и ничего. ¬се, правда, знают, что такое были философские науки в советское врем€, но всЄ равноЧ доктор ведь.

»з ответа ƒулумана другому посетителю Ђјтеистического сайтаї: Ђ—овременные богословы говор€т, что ЅогЧ существо невидимое, поэтому и видеть Ѕога нельз€, поэтому его никто и не видит. <Е> Ёти измышлени€ о Ѕоге дл€ христиан записаны в ЅиблииЧ книге легенд, мифов, сказок, нелепостей и противоречий. Ётого библейского Ѕога пропагандирует за мзду великую, прибыли ради, свора мошенников: попов, пресвитеров, проповедников, раввинов, мулл, лам и прочей €зыкоблудивой нечистиї[31]. ќсобенно хороши, конечно, ламы, пропагандирующие библейского Ѕога (в буддизме вообще нет пон€ти€ “ворца). Ќе дивно, что обладатель столь мощного интеллекта и богословской эрудиции стал в советское врем€ доктором и профессором. Ќо как он окончил ћƒј и как его целый год терпели в —аратовской семинарии, где он исполн€л должность помощника инспектора и читал лекции,Ч непостижимо. ¬идно, чекисты очень уж надавилиЕ

¬ насто€щее врем€ ƒулуман преподает историю философии, религиоведение и другие предметы на социологическом факультете Ќационального технического университета ”краины, с чем названный вуз можно и поздравить.

» все-таки никакой человек не предсказуем до конца. Ќа сайте ƒулумана есть одна страница, котора€ не может не вызвать сочувстви€, поскольку речь идет о большом человеческом горе. ƒулуман сообщает посетител€м сайта, что исполнилась годовщина со дн€ смерти его гор€чо любимой дочери √алины, которой было всего 36 лет: Ђ” огда в доме покойник, уста не благовест€т”,Ч говорил руководитель написани€ моей диссертации кандидата богослови€, прекрасный проповедник, задушевный и мудрый св€щенник, протоиерей, профессор ћƒј отец ¬севолод Ўпиллерї[32]. ”дивительно слышать от ƒулумана такие слова о св€щенникахЧ без ругани и оскорблений. ¬идно, даже в душе воинствующего атеиста страдани€ пробуждают нечто такое, чего он и сам о себе не знаетЕ –€дом читаем: Ђ—мерть детей раньше родителейЧ вопиюща€ несправедливость, неизбывное гореї. Ќо кого вопрошать о справедливости, если небеса пусты? Ѕессмысленную и бездушную природу?  акое ей дело до нашего гор€Е

«десь же приведено стихотворение (на украинском €зыке) Ђс рождени€ и по семь€м друга и товарища √али, ‘еди ƒарманскогої, посв€щенное покойной. ”дивительно, но в стихах сына того самого ƒарманского ощутимы религиозные мотивы! Ќе скажу, что христианские, но какие-то религиозно-мистические €вно есть. —тихотворение о том, что ушедша€ продолжает жить в параллельном мире, что она гул€ет в ≈лисейских пол€х, где не в€нут цветы, где нет печали, о безграничности и вечности, о предсто€щей встречеЕ » сам ƒулуман называет дочь усопшейЧ слово €вно не из лексикона Ђнаучного атеистаї.

¬ Ђѕодросткеї ƒостоевского странник ћакар »ванович говорит: ЂЅезбожника-то € совсем не стречал ни разу, а стречал заместо его суетливогоЧ вот как лучше объ€вить его надоїЕ

”вы, на остальных страницах, в том числе по€вившихс€ позже,Ч всЄ то же, что и прежде. ќднако, пока человек жив, путь к пока€нию дл€ него не закрыт. ј кто на что способенЧ знает один √осподь —ердцеведец.

Ёпилог

ѕо имеющимс€ на сегодн€шний день данным, только за 1961-1964годы по религиозным мотивам было осуждено 1234 человека. ћногих из них отправили в лагер€, в ссылки, на поселени€[33]. “огда же, в хрущевскую Ђоттепельї, начала набирать обороты столь попул€рна€ позднее репрессивна€ психиатри€: инакомысл€щих (в данном случаеЧ верующих) объ€вл€ли безумными и отправл€ли на принудительное лечение.

Ќо гонени€ конца 1950-хЧ начала 1960-х годов не принесли тех результатов, на которые рассчитывали гонители. Ќесмотр€ на то, что ÷еркви был нанесен т€жкий урон (в 1957году ÷ерковь имела 13478храмов, к 1966году их осталось всего 7523)[34], религиозность населени€ в целом не уменьшилась, а в р€де регионов даже возросла, суд€ по приводимой историками статистике крещений, венчаний и отпеваний[35]. Ѕыли в эти гонени€ свои мученики и исповедники. »Ч двести отлучивших себ€ от Ѕога предателей.

ƒвести предателейЧ это много или мало? ÷ифра впечатл€ет, но на самом деле это чуть больше полутора процентов от тогдашней численности клира[36]. ј если учесть, что немала€ их частьЧ просто внедренные в ÷ерковь агенты  √Ѕ, которых рассекретили дл€ пользы дела, цифра реальных отреченцев еще меньше. » всЄ же были такие, кто дрогнул, испугалс€ за себ€ или близкихЕ

Ќесколькими дес€тилети€ми ранее ».ј. »льин написал: Ђ’удшее уходит, идет естественный процесс очищени€ ÷еркви. ¬сегда ли остаетс€ лучшее? ¬ годы гоненийЧ даї.

Ќикуда не уйти от этого сопоставлени€. ƒва полюса возможностей человеческой душиЧ верность или отречение, св€тость или подлость. ¬ыбор между этими полюсамиЧ пространство человеческой свободы, прекрасного √осподнего дара.  ому-то он оказываетс€ в т€гость, но без него нет человека. ƒар свободы уподобл€ет человека Ѕогу, но и налагает огромную ответственность. » за всЄ, совершаемое человеком, отвечать только ему самомуЧ больше некому.

Оксана Гаркавенко

ѕравославие и современность

20 декабр€ 2011 г.

[1] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М, 1999. С. 117.

[2] Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период. 1700–1917. М., 2003. С. 29.

[3] Фрагменты письма отца Сергия Желудкова ЂПочему Вы “порвали с религией”ї см. ниже.

[4] Это, конечно, гипербола, но и реальная статистика впечатляет: ЂТолько за 1961–1962 гг.издательства страны выпустили в свет 667 атеистических книг и брошюр, общим тиражом 11 млн экземпляровї (ФирсовС.Л. Апостасия: ЂАтеист Александр Осиповї и эпоха хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь. СПб., 2004. С. 49).

[5] alexandrmen.ru/books/o_sebe/5_glava.pdf

[6] Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 369.

[7] Там же. С. 381.

[8] old.pochev.org.ua/?p=history/history_20

[9] bogoslov.ru/text/487477.html

[10] Шкаровский М. Указ. соч. С. 381.

[11] ЖМП. 1960. N 2. С. 27.

[12] Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 370.

[13] Черняев А. Из Павла в Савла // НГ-Религии. 2011. 6 апреля. С. 7.

[14] См.: Фирсов С.Л. Указ. соч. С. 120, 128–129.

[15] Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 341.

[16] Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 370.

[17] vstreсha-mpda.ru/upload/pdf/16/16_42-49_Vinnikov.pdf

[18] Шкаровский М. В. Указ. соч. С. 356.

[19] orthedu.ru/news/3024-11.html

[20] video.yandex.ru/users/kraina-name/view/53

[21] krotov.info/history/20/1960/levitin.htm

[22] Фирсов С. Указ. соч. С. 127.

[23] Осипов А. Отказ от веры— единственно правильный путь: Письмо в редакцию // Правда. 1959. 6 декабря. С. 4.

[24] Фирсов С.Л. Указ. соч. С. 231. Игумен Сергий (Рыбко) в названной выше статье, ссылаясь на свидетельство лица, работавшего в Патриархии, утверждает, что Осипов накануне своей смерти обратился к Святейшему Патриарху с прошением, в котором просил разрешить ему исповедаться и причаститься. На это Святейший якобы ответил, что это возможно, если Осипов принесет покаяние и публично засвидетельствует свою веру тем же путем, каким отрекался— через газету. Вся эта история представляется маловероятной. С учетом реалий эпохи такой ответ выглядел бы просто едкой насмешкой над умирающим. Последние недели жизни Осипов практически постоянно был без сознания, находясь под воздействием болеутоляющих средств, и вряд ли имел возможность кого-либо о чем-то просить. Пока он еще мог говорить, его навещали разные лица, в том числе бывшие студенты, ждавшие, но не дождавшиеся его раскаяния. Всё время болезни при нем находилась секретарша, записывавшая каждое его слово. Фирсов, детально изучивший свидетельства знавших Осипова людей, никаких порывов к возвращению в Церковь не отмечает.

[25] Дарманский П. Жизнь оказалась сильней // Комсомольская правда. 1958. 22 февраля. С. 4.

[26] Дарманский П. Побег из тьмы: Рассказ бывшего священника. М., 1961. С. 8. Далее страницы указаны в тексте.

[27] krotov.info/acts/20/1950/1958zhel.htm

[28] Полный текст стихотворения см.: История Русской Православной Церкви. Новый Патриарший период. Т. 1. 1917–1970 / Под ред. М.Б. Данилушкина. СПб., 1997. С. 940; krotov.info/acts/20/1950/1958dulu.htm

[29] Дулуман Е. Как я стал атеистом // Комсомольская правда. 1957. 24 марта. С. 2.

[30] ateism.ru/duluman/nogot03.htm

[31] Там же.

[32] sotref.com/filosofija/757-url-stati.html

[33] Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 382.

[34] Там же. С. 356, 391.

[35] Там же. С. 391.

[36] К началу 1957 г.численность духовенства составляла 12288 человек (Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 356).

     омментарии читателей
    2014-07-08
    18:02
    ѕетр:
    Ќе судите да не судимы будете.
    2014-04-26
    10:56
     сени€:
    ќчень назидательна€ стать€. ¬ кого мы превратились во времена безбожи€. ќчень жалко этих воинствующих безбожников, тем более из церковной среды. Ћадно бы сами не верили, так еще и люд€м нав€зывали свое неверие и отречение от »исуса ’риста. —овращали неокрепшие души. √решили по полной программе. ќчень т€жела их загробна€ участь. ¬сем родным надо всю жизнь замаливать их страшный грех, что бы он не осталс€ на их роде.
    2014-01-01
    14:38
    јндрей:
    —мирени€, добра нет, одно зло в душах... „то в статье, что во многих комментари€х... Ќе осуждай - главна€ заповедь.
    2013-09-24
    08:23
    –услан:
    ќтлична€ стать€! "я не ставил в известность об этом самого Ѕога из-за отсутстви€ такового" :) √лавное написано с юмором. » приведено много вот таких "подробностей", о которых многие комментирующие бо€тс€ слышать и хотели бы чтобы эти подробности не приводили в статье.
    «нал только ƒулумана. “еперь можно будет почитать ƒарманского и ќсипова. ¬едь каждый приход человека в атеизм всегда увлекателен.
    Ќо только почему ставшего атеистом св€щенника называют предателем? Ёто его выбор. ≈сли бог есть, он сам ответит за свой выбор и его нельз€ судить. ≈сли бога нет, то получаетс€ он узрел истину. «ачем человека осуждать за нахождение истины?
    2013-09-08
    04:21
    —ергей —.:
    ”дивила и стать€, и комментарии. — одной стороны, жаль потраченного времени на чтение. — другой стороны, выписал дл€ себ€ "определение русского интеллигента", вы€снил и удивилс€ размеру профессорского "оклада" тех времен. ѕолезно такое вспомнить... действительно, "интеллигент" понималс€ не как человек, который беспокоитс€ о том, каким его вид€т другие люди, а как "посещающий выставки и концерты, след€щий за новинками кино и театра".  ак-то забыл о существовании этой "прослойки" утончЄнного гламура. ¬от, пожалуйста... автору спасибо.

    » комментаторам спасибо. я то думал, что нет уже "думающей части нации", капитализм их прожевал. јн нет. —ует€тс€. Ѕога отрицают, мнени€ имеют. ¬зойдет завтра —олнце или погаснет через миллион лет? ј можно в пост есть икру или нет?

    «абыл € этот тухлый ветерок оказываетс€. ћеждусобойчик. ќтвык от... обща€сь с шоферами и продавцами.

     ого тут обсуждали, кому эти потертые нужны?
    2013-08-08
    23:38
    —ергей:
    —овершенно слаба€ в плане аргументации стать€. –екомендаци€ дл€ всех прочитавших: одна из главных добродетелей ’ристианства - трезвенность, т.е. €сность ума. ѕоэтому не всему довер€йте, даже если это при€тно слышать.
    2013-08-07
    16:50
    ћари€:
    —пасибо, очень хороша€ стать€, не увидела ненависти и злорадства.
    2013-07-10
    14:11
    јлексей:
    ќчень жаль ≈вграфа  аленьевича! “олковый был, умный и негнущийс€ мужик! Ќадеюсь его дело продолжат его последователи.
     стати, ƒулуман умер на 9 дес€тке, име€ семью, любимое зан€тие и стойкие убеждени€, от которых его никто не смог заставить отступитьс€. ќтличный пример дл€ подражани€!
    2013-06-28
    09:54
     иреев ёрий:
    —татью следовало писать в нейтральном либо в сочувственном тоне, но она написана в тоне злорадства и ненависти. ѕо-видимому, автор никогда не понимал ≈вангели€.
    2013-06-24
    19:21
    Ќикита:
    ¬от и ƒулуман отправилс€ на —уд Ѕожий... √осподи, помилуй нас, грешных, от смертоносного невери€!
    2013-06-12
    16:15
    р.б. Ќаталь€ :
    ќчень странно, но € с детства с лет 6, читала и хранила маленькие брошюрки антирелиг.пропаганды. » в библиотеках полки разделы аттеизма были моими любимыми. — 10 лет родители мне выписывали журнал "Ќаука и религи€". » это все потому, что там писали о православных чудесах, о таинствах, крестных ходах, о праздниках православных. ѕотом истор. факультет, потом - € стала певчей и псаломщицей в ’раме. » вот уже 9 лет пою Ѕогу —лаву. ћне эта стать€ не понравилась. ѕотому что она очень ажиотировано, очень напр€женно написана, с массой ненужных подробностей, не нужны были и фото - они очень страшны. ѕредательство - это духовна€ смерть. » предательство встречаетс€ часто и просто в жизни. я не раздел€ю предателей-аттеистов и коммунистов, ведь коммун. пропаганда - одна, и приемы ее одни. ”мирать страшно любому человеку и смерть коммуниста страшна тоже.¬опрос перед каждым человеком всегда один - ¬≈–»Ў№ или Ќ≈ ¬≈–»Ў№? » все. ¬ера - это часть души. ј вот кому отдать эту веру души - решать человеку. Ёти люди думали, бо€лись, торговались - а значит у них не было —»Ћџ ¬≈–џ. » потому они так и прожили свои жизни. ѕредает слабый. –одные мой во ’ристе! Ѕудем верны Ѕогу до последнего вздоха, до смерти! ’ристос ¬оскресе!
    2013-05-29
    18:34
    монахин€ ≈вфими€:
    „то сказать? Ќесчастные люди. » судьбы их в очередной раз подтверждают слова —вт. »гнати€ (Ѕр€нчанинова) - "горе не вступившим в общение с Ѕогом! Ѕольшее горе вступившим в это общение и отвергшим его!" (соч. т. 5).
    » все-таки двум из таких ренегатов: ј.ќсипову и ј. „ерткову, автор этих строк в немалой мере об€зан своим приходом в ÷ерковь. ѕотому что было врем€, когда иные люди только из атеистических книг и могли узнать о Ѕоге и о ÷еркви...собственно, после прочтени€ этих книг шли уже в ÷ерковь. » € тоже. ¬от такое "обращение от противного". ѕоэтому жаль, что тот же ј. ќсипов не вернулс€ к вере. ¬ цитируемой книге ‘ирсова описываетс€ еще некое его предсмертное видение: женщине, приставленной к нему, он говорил: "€ был “јћ"...
    —милуйс€ над ними √осподь! ∆аль их.
    2012-12-04
    18:02
    тать€на:
    ќчень много эмоций в статье, €вный перебор. ƒа и факты нуждаютс€ в уточнени€х. Ќапример, свыше 1200 осужденных и сосланных в период антирелигиозной кампании. ѕо авторскому контексту напрашиваетс€ вывод, что все они православные. ¬ действительности большинство осужденных - протестанты (баптисты, п€тидес€тники и т.д.). ѕодробнее см.: Ќикольска€ “. . –усский протестантизм и государственна€ власть в 1905 - 1991 годах. —пб.: изд-во ≈вропейского университета, 2009.
    2011-12-25
    19:33
    —ергей:
    ”жасные судьбы... ƒуша атеиста - забитый колодец. ќднако нелишним будет сказать, что, расслабившись от данной нам либералами "свободы", мы - церковные и околоцерковные люди - сами уподобились атеистам, а где-то и превзошли их.
    ѕреувеличиваю? Ќичуть. ” кого шутки на религиозные темы, болтовн€ в алтар€х и на клиросе? ” алтарников и семинаристов. ” кого материалистическое, страстное отношение к вещам и деньгам? ” работников в церкви. ” кого хамские повадки, эгоистична€ зацикленность на себе и подла€ привычка отправл€ть всех к и так загруженному батюшке, вместо того, чтобы по-христиански вз€ть на себ€ ответственность за пришедшего в церковь новоначального и спасти тем свою и его душу? ” нас, посто€нных прихожан. √де расцвет доносительства, сплетни, кумовство? ¬ семинари€х, на приходах, в монастыр€х. Ѕлудим, пьЄм спиртное и воруем мы меньше, чем нецерковные люди, но и тут не всЄ так здорово, как хотелось бы... ».т.д. ”вы нам!
    2011-12-25
    00:48
    ƒимка:
    ∆утка€ стать€. ѕросто жутка€, читал и мороз по коже.
    2011-12-24
    23:28
    »рина:
    » зачем так много бесполезной информации? Ќи уму, ни душе (((
    2011-12-24
    22:01
    ≈лена:
     ажда€ из этих историй - человеческа€ трагеди€, жаль этих людей, не дай Ѕог когда-нибудь оказатьс€ перед таким страшным выбором, перед каким оказались они.
    2011-12-23
    15:11
    √еоргий:
    ‘ильм "∆ара" можно посмотреть на домашней странице телеканала " ультура" tvkultura.ru в разделе видео.
    2011-12-22
    17:08
    роман:
    знаком с одним из учеников "профессора" ƒулумана - подполковником запаса —.»ванеевым - преподавателем јкадемии —ухопутных войск. ∆елающие поучаствовать в полемике с воинствующим богборцем, приглашаю на форум газеты "¬оенно-промышленный курьер".
    2011-12-22
    14:54
    яна:
    ѕолностью согласна с ¬алерием. ќчень странно...Ѕог им судь€.
    2011-12-22
    13:26
    Ћеонид:
    ѕро ƒулумана. ” него - последн€€ стади€ рака. » он тоже, как и ј.ќсипов, уже сочинил себе эпитафию:
    "Ѕлаженство - спать, не видеть злобы дн€,
    Ќе ведать ваши споры и паскудство,
    «абытьс€ в каменном забытстве.
    ѕрохожий... тссс... не пробуждай мен€!"

    ƒаже по этому стишку уже все €сно...
    2011-12-22
    11:34
    »горь:
    ј почему у ¬ас исчезают комментарии и статьи.  ака€ то ошибка на странице?
    2011-12-21
    14:08
    јлександр ¬адимович:
    »з письма игумена Ќикона (¬оробьЄва):
    "Ётот несчастный показал себ€ в своей статье таким нравственным ничтожеством (главное, не замеча€ этого), что стать€ производит на читател€ действие обратное тому, чего хотел автор. ќн и сам не оправдалс€ и религии не повредил, а показал, что √осподь обнаруживает в свое врем€ скрытых иуд и выкидывает их из ÷еркви.†
    ¬идно, что он человек практичный, человек мира сего. ѕока положение его было более или менее прочно, пока можно было получать изр€дный оклад Ц он маскировалс€ под верующего, целовал руки архиереев, презираемых им, и "готовил юношей к пастырской де€тельности".  огда же положение его стало колебатьс€, то он решил обеспечить себе твердое положение на другом фронте. ѕока могут еще использовать его отречение и за это прин€ть к себе, он поспешил это сделать, пока не поздно.†
    Ќедаром отрекающихс€ в насто€щее врем€ от ’риста сравнивают с »удой. ƒелаетс€ это не дл€ оскорблени€ отпадших (они достойны великой жалости), а потому что в обоих случа€х есть общее душевное устроение: без веры, а по выгоде шли за ’ристом, по выгоде и продали. ќднако, предатели никогда и нигде не пользовались доверием, а тем более уважением.
    Ќе было у јлександра искренности до отречени€, нет ее и в отречении. ќн Ц психологический "юрод", построивший здание на песке. ќт небольшого искушени€ оно пало, и†было падение его велие".
    2011-12-21
    03:57
    ƒмитрий ¬.—.:
    «дравствуйте,пока читал статью в пам€ти всплывали случаи из личного опыта общени€ с атеистами:€ чувствую себ€ с неверующим человеком маленьким ребенком, не умеющим объ€снить то,что объ€сн€ть не требуетс€,потому-как верить в Ѕога-это естественно.ƒочитал до конца статью про€снилось,ведь есть в жизни случаи рождение людей с физическими аномали€ми попросту с дефектами(без конечностей,...и т.п.),так-же и в духовном плане,врожденное душевно-духовное уродство,а в взаимодействии с порочными страст€ми-атеист!ѕрости √осподи.
    2011-12-20
    22:06
    ¬алерий:
    ”жасна€ стать€.ƒаже в ≈вангилие про иуду написано меньше, но точно отражающее суть происшедшего. “ут же сплошное злопыхательство. —транно дл€ православной странички. ƒа еще в период поста. —облазн дл€ осуждени€.
    2011-12-20
    21:16
    јнна —тарицка€:
    √де можно посмотреть фильм јрхангельского "∆ара"?
    2011-12-20
    18:41
    ћарина:
    —пасибо большое за статью!!! ≈щЄ бы почитать про других хулителей √оспода. Ќапример, про ≈.ярославского. ѕомню эта мерзка€ книжка сто€ла у нас среди ƒостоевского, “ургенева и других великих писателей. ѕринес еЄ мой папа,но что интересно, его мнени€ об этой книге € не слышала. “оже читала эту др€нь. —паси вас √осподь!!!!
    2011-12-20
    18:22
    Ќикитка:
     ому интересна тема, обратите внимание на 2 часть документального фильма јлександра јрхангельского "∆ара".
    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: