Если любой поступок ближнего вызывает у нас раздражение – значит что-то идет не так

Корреспондент AgionOros.ru побеседовал с афонским старцем Паисием Дионисиатским. Этот монах – отшельник. Большую часть времени он подвизается в одиночестве, приходя на богослужение в Дионисиат в дни больших Праздников. Сегодня мы публикуем продолжение этого разговора, в ходе которого отец Паисий ответил на вопросы, которые прислали наши читатели.

- Допустимо ли использование монахами современных технологических достижений: мобильных телефонов, интернета и т.д.?

- Зависит от цели, с которой они будут применяться. Ведь одну и ту же вещь можно использовать как во благо, так и во вред. Поэтому прежде чем начать применять какой-то инструмент, средство или предмет, надо взвесить, какой от него будет вред и какая польза.

Вспомним слова Господа: «Дерево познается по плоду»1. Соответственно если в результате использования какой-то вещи человеку причиняется духовный вред, значит и она сама является [для него] вредной и опасной.

- Что главное для монаха?

- Главное – это послушание. Из него рождается смирение, а из смирения – все остальные добродетели.

- Как вести себя человеку в случаях, когда он узнает о тяжком грехе кого-то из начальствующих (монах об игумене, прихожане о священнике, иереи об епископе и т.д.)? Многих это не только огорчает, но и приводит к унынию, осуждению, раздражению…

- Есть только один способ помочь начальствующим. Если у нас действительно есть подлинная христианская любовь – мы должны за них молиться: просить у Бога просветить их и привести к покаянию. В таких ситуациях не поможешь ни осуждением, ни замечаниями, ни разговорами. Лучший способ помочь другому человеку – помолиться за него.

- Сейчас многие переносят свое негативное отношение к отдельным священникам на всю Церковь. Или могут отказаться проявлять уважение к иерею на том основании, что он грешник.

- Целуя руку священнику ты почитаешь не его лично, а его сан. Неправильно насмехаться над ним и относиться к нему с иронией и непочтением.

Вспомним, что сказал Господь о книжниках и фарисеях: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают»2. Так следует поступать и нам: относиться ко всем без исключения священникам уважительно и с почтением (ведь они стоят у Престола и совершают Божественную Литургию) и подражать им в их добрых делах. Если же кто-то из иереев совершит что-нибудь худое, ему в этом не надо ни подражать, ни осуждать его за это. За него следует молиться.

Вообще относиться к грешнику следует с сочувствием, любовью и состраданием. Нельзя превозноситься, глядя на его падение, считая себя лучшим и более добродетельным. Не будем забывать, что если мы и достигли какого-то духовного прогресса, то сделали это не сами по себе, а с Божией помощью.

- Часто приходится бороться с искушением сделать кому-то замечание. Например, во время богослужения: нам может казаться, что кто-то не так крестится, кто-то (как нам кажется) напоказ совершает земные поклоны, кто-то вообще не кланяется…

- Не будем забывать, что мы видим только внешнее поведение человека, а что у него на сердце - знает только Бог.

А делать выводы только лишь по внешнему виду и поведению человека – великая несправедливость.

- Часто в храме можно наблюдать такую картину: люди стоят в очереди, чтобы поклониться какой-то святыне, а очередной человек, который подошел к ней приложиться, начинает творить земные поклоны или долго у нее стоит, задерживая всех остальных…

- Это неправильно. Христианин не может думать только о себе. Любой свой поступок он должен соотносить с интересами своих ближних. Думать в первую очередь о других и в последнюю о себе. В данном случае какая будет польза, если он сделает у иконы десять земных поклонов, при этом вольно или невольно вызывая у ожидающих в очереди раздражение или даже негодование?

Если мы хотим быть христианами, мы должны любить друг друга, прощать друг друга и помогать друг другу.

Если любой поступок ближнего вызывает у нас раздражение – значит что-то идет не так. Возьмем ту же ситуацию с человеком, который надолго остался у святыни и тем самым задержал всю очередь. Нам не следует на него раздражаться. Откуда мы знаем, может у него какое-нибудь горе или умер кто-то из его близких? Кто дал нам право осуждать его и отказывать в праве помолиться лишнюю минуту у иконы или мощей?

«В терпении вашем стяжите души ваши»3, - говорит Господь. «Претерпевый до конца, той спасен будет»4.

- Как воспитывать детей?

- В основе любого дела должна лежать любовь. Если ты делаешь детям замечание с любовью – оно принесет им пользу. Если учишь их с раздражением, желая силой подчинить их волю себе – не добьешься ничего. Разговаривать с ребенком, пребывая в состоянии гнева, нельзя.

- Почему люди бывают лицемерными? Не говорят все начистоту, скрывают свои истинные чувства и намерения?

Чтобы человек стал искренним, он должен сначала очиститься. Прямота - это свойство человека, который живет в правде, то есть во Христе.

В молитве Святой Троице сказано: «Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради». Без помощи Божией, вне Божественной благодати, мы не можем жить и действовать по-настоящему правильно. Будем стараться исправляться и просить у Господа исцелить нашу душу и тогда мы еще здесь на земле почувствуем радость Рая.

Старец Паисий Дионисиатский

Источник: Святая Гора

5 февраля 2013 г.

1 Мф. 12:33.
2 Мф. 23:3.
3 Лк. 21:19.
4 Мф. 10:22.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Откликаясь на любовь Божию человек становится личностью Откликаясь на любовь Божию человек становится личностью
Старец Лука Филофейский
Agionoros.ru публикует продолжение беседы с одним из самых авторитетных современных афонских богословов старцем Лукой (насельником монастыря Филофей).
Брань со страстями Брань со страстями
Старец Ефрем (Мораитис)
Agionoros.ru продолжает публикацию бесед старца Ефрема Филофейского из книги «Искусство спасения», выпущенной Издательским Домом «Святая Гора».
Старчество и современность Старчество и современность
Диак. Владимир Василик
Старчество и современность Старчество и современность
Диакон Владимир Василик
По словам старца Луки из монастыря Филофеу, «тот, кто оставляет мир, чтобы стать монахом, покидает его не потому, что ненавидит и отвращается его. Он покидает грех и зло мира. И насколько он облегчается от тяжести грехов, настолько любовь Христова, входящая в него, открывает ему сердце для того, чтобы он принимал грехи других».
Комментарии
Иванна16 марта 2013, 19:07
Этим вы не только не помогаете своим детям, но накликаете на них еще большую беду, потому что дети очень часто страдают по вине своих родителей. Переложите все во Всемогущую Десницу Вседержителя, просите Господа со слезами даровать вам дух прощения, просите его простить вас и вашего обидчика. Ведь, в конце концов, он отец ваших детей, а следовательно на Страшном Суде Божием за детей вы будете нести ответ вместе, как бы вы этого не отрицали. Как же вы будете молить о пощаде, совершая ежедневно перед Богом тысячи грехов, проклиная при этом человека, который обманывал вас на протяжении каких-то нескольких лет? Тогда станьте перед образами и скажите: "Господи, я без числа согрешила перед Тобою, покарай меня по всей строгости Твоего Праведного Суда...". Сможете?
Иванна16 марта 2013, 19:07
Дорогая Мария, чисто по-человечески Вас прекрасно можно понять, в жизни у многих людей случаются ситуации, когда простить кажется просто несправедливым. Однако, тот кто поступает скверно обязательно понесет наказание от Бога как в сей жизни, так и в будущей. И, порой, нам кажется, что наш обидчик не только не несет наказания, но еще больше процветает... Неправда, мы не знаем, что скрывается за "блестящей мишурой", а скрывается, поверьте, немало - страх потерять деньги, работу, страх быть ограбленным, отвергнутым "приятелями", непорядок в личной жизни, в семье и прочее. Наша задача - захотеть простить не ради обидчика (хотя в идеале - это должно быть именно так), но хотя бы ради себя , ради детей. Почему? Потому что не простив, и даже не захотев простить вы ставите себя на место Бога, вы становитесь судьей, не позволяя Господу Самому расставить все по местам.
Дмитрий 7 февраля 2013, 12:58
Марие
Дорогая Мария, в Вашей ситуации Вас, конечно, никто не осудит. Наверное, после всего пережитого требуется значительное время, чтобы все как-то успокоилось и забылось. Тогда с помощью Божией все потихонечку разрешиться.
Мария 7 февраля 2013, 12:45
Грешна, грешна,грешна не могу прощать и ничего с собой не могу поделать. Слишком долго и сильно обидели лукавя. Не могу простить. Исповедывалась, но не проходит . Во мне сидит гнев, злость обида, злорадство, презрение к отцу моих детей, к бывшему работодателю, который мзду наемничу удерживал. Как простить когда они оставили меня больную с двумя детьми без средств к существованию, буквально ограбив. Но Бог ко мне был милостив. А простить мерзавцам не могу, боле всего обидно за детей.
Мария 7 февраля 2013, 12:43
Грешна, грешна,грешна не могу прощать и ничего с собой не могу поделать. Слишком долго и сильно обидели лукавя. Не могу простить. Исповедывалась, но не проходит . Во мне сидит гнев, злость обида, злорадство, презрение к отцу моих детей, к бывшему работодателю, который мзду наемничу удерживал. Как простить когда они оставили меня с двумя детьми без средств к существованию, буквально ограбив.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×