Как не обманывать себя?

Когда неверующий человек угощает нас в пост скоромным, мы стараемся не обижать человека и принимаем угощение. Но за этим антифарисейством часто прячется просто желание полакомиться. Некоторые специально ищут повод сходить постом в гости к тем, кто не постится, чтобы под видом любви к ближнему поесть мяса. Но даже самому себе сложно в этом признаться. Как различить в себе истинные побуждения и не впадать в крайности?

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):

Один из главных признаков души человека, его богоподобия — совесть. Она нам подсказывает, как далеко удалились мы от Бога, постимся из любви к Нему или просто потому, что так положено. Проблема в том, что современный человек пытается обойтись без совести. У верующих есть тенденция переложить ответственность за свои поступки на духовника и даже на всю Церковь. Но даже дружба между людьми невозможна через посредников. Тем более отношения с Богом. Священник может помочь выстроить эти отношения, но в душу другому никто не влезет. Человек должен сам познать себя, а для этого всю свою жизнь проверять совестью.

Проблема не в том, съел или не съел человек постом скоромное, а в том, где его сокровище. Конечно, во время поста, особенно Великого, лучше избегать хождения в гости и других увеселительных мероприятий. Я обычно говорю прихожанам так: «Сами не ищите встреч во время постов, но, если близкие люди, родители, просят прийти, не откажите им во внимании — это малая жертва. Пришли в гости — по возможности кладите себе на тарелку постное. Положили вам на тарелку скоромное — съешьте, но больше не подкладывайте и добавки не просите». Это ведь тоже ограничение — обычно мы в гостях меры в еде не знаем. Например, если человек все свободное время проводит у телевизора, вряд ли он постом сможет совсем его не смотреть. Пусть хотя бы заранее отметит передачи, которые хочет посмотреть, и ими ограничится. Для телезависимого человека это тоже воздержание — любое самое малое ограничение требует усилий. Так и с чревоугодием. Подсказывает нам совесть, что мы искали повод нарушить пост, — уже хорошо. Мы поняли на самом деле, какие мы есть.

Сила христианства в том, что Господь принимает любого кающегося грешника, дарует ему милость, которой мы не заслуживаем. Придите в храм, скажите искренне: «Господи, насколько же я больше люблю котлеты, чем Тебя!» Пост нужен и для того, чтобы мы лучше поняли себя, какие мы есть, с Богом мы живем или механически выполняем правила. Если человек увидел, что пост не доставляет ему радости, что он не обращается сердечно к Богу, а монотонно вычитывает правило, и у него хватает мужества признаться в этом Богу — пост прошел не зря.

Протоиерей Алексий Потокин

Источник: Нескучный сад

21 августа 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Тоже Лариса24 августа 2013, 21:03
Пост не ради поста,а ради Христа.
Олег23 августа 2013, 21:12
Кратко и доступно. Спаси Господи!
Мария23 августа 2013, 06:44
Николай, а не выходит у меня так просто взять и смело сказать что пост когда разделяющий с тобой трапезу не верующий вот и приходится выдумывать другие причины вероятно от того что сама маловерка, а возьми и скажи что пост тут же будет куча аргументов против этого, это по началу кажется что они не имеют вес, а все же немного цепляются за тебя эти мелкие вражьи происки а потом дают о себе знать.
Николай22 августа 2013, 15:22
Мария
Прочитайте комментарий ниже. Просто говоришь другу, что постишься. Разве друг этого не поймет?
Лариса22 августа 2013, 13:53
Спасибо большое за статью б. Алексий, прочитала и всё встало на место, то ещё может быть в чем-то сомневалась- правильно поступаю или нет. Спасибо, статья о любви к ближнему и любви к Богу, а действительно не просто о механическом исполнении правила.
Мария 22 августа 2013, 13:14
А вот как же быть, если придя в гости к другу тебе предлагают во время поста не постную пищу, при этом друг не знает что ты постишся, а ты просто вежливо говоришь что ты сыт и не хочешь есть, хотя это не так, либо просто выдумываешь предлог который помогает тебе обоснованно отказаться и предлог этот просто отговорка твоя вместо того чтобы прямо обозначить что отказываешься поскольку у тебя малодерзновенные попытки совершить благое дело - пост, идет ли это в лукавство и обман либо нет, не знаю даже.
Тоже Лариса21 августа 2013, 19:06
Вы бы видели меня во время первого Великого поста-сколько гордости и высокомерия было во мне,когда за всеобщим столом я отказывалась от скоромного.С тех пор прошло лет семь и теперь я радуюсь,когда меня нечаянно угощают чем-то не постным,понимаю,что слаба без Бога, и Господь,наблюдая и жалея меня,укрепляет мои физические силы таким вот не постным способом.Всему радуйтесь,за всё благодарите.А статья для меня оказалась очень полезной.
Николай21 августа 2013, 18:46
Когда человек говорит другу, что он не может вообще есть, поскольку на диете, вопросов нет. Тем более не может быть вопросов, когда человек говорит, что он постится. Ради Иисуса Христа Господа нашего. Или по политкорректным соображениям друг не должен этого знать? Зачем вообще тогда начинать поститься? Человек потеряет благодать поста и согрешит не выдержав искушения от предложенной пищи. Двойная потеря. Шаткость веры или даже отсутствие веры.
Олег Давиденко21 августа 2013, 17:13
Есть скоромное ради Того, чтоб не обидеть Вашего не постящегося Гостя? Не понятное действие.
В Египетских монастырях в эпоху Их расцвета - в некоторых монастырях отменяли большой Пост ради не постящегося Гостя, пришедшего в монастырь. Но при этом Пост для Себя лично не отменяется.
Проще, Вы готовите скоромную пищу Гостю: Он ест скоромное, но Вы не едите скоромное - сок-чай пьете, фрукты съедаете или ещё что Постное ... и всё.
А каком нарушение Поста идет в статье речь?
елена 21 августа 2013, 15:13
Добрый день. Я тоже держу пост и в эти дни стараюсь не ходить по гостям, но не всегда получается. Я живу в многонациональном городе, друзья в основном у меня казахи, татары, которые тоже держат свой пост.И получается когда они приглашают на свои праздники, у нас как назло пост.А сами понимаете какой казах без бишпармака, беляшей и т.д. Сперва я поступала по любви, ела все что предложат, пока мне не сказали,видишь как у вас можно есть все в гостях мясо, слушать песни, пить вино, а у нас ( имеет ввиду у мусульман) строго. Люди даже не понимают, что я это делаю чтобы они не обидились, не подумали что я фарисейка, не омрачать их радость своим постным лицом. А получилось что вера наша ни что, а их вера такого не позволяет. Прошло уже достаточно времени, я отказываюсь от мусульманских застолий, говорю у нас пост, а если вдруг меня приглашают сижу ем постное или просто пью чай с печенькой, может я и фарисейка, но в моем случаи это лучше. Я не сижу с постным лицом смеюсь, шучу, но мясо ни ни ......... я прежде всего православная а потом все остальное.....
Лариса21 августа 2013, 13:32
/Когда неверующий человек угощает нас в пост скоромным, мы стараемся не обижать человека и принимаем угощение/

Откуда это вообще пошло, что мы своим ограничением в еде кого-то обижаем? В-основном все говорят: "не хотите - как хотите. Нам больше достанется:)".
Один-единственный раз знакомый обиделся: он приехал в гости издалека и не понимал, почему супруг (извините за подробности) не закусывает мясом (выпить за встречу таки-пришлось).

Со временем, если проявлено упорство, все привыкают и даже сверяются с церковным календарем, когда зовут в гости. Так что самовольное разрешение поста под предлогом родственников, Дней рождений, Нового года и проч. - это действительно самообман. Ради чего тогда вообще поститься?

P.S.: когда я начинала соблюдать посты, то на искушения говорила себе так: "и что тебе с того, если ты съешь этот кусочек? Секунда удовольствия - и все! А пост нарушен.". Может кому поможет.

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×