ћониторинг —ћ»

»гумен ћефодий ( ондратьев):  ак в православной общине спасают наркоманов

»гумен ћефодий ( ондатьев)

ѕравославие и мир

—в€щенный —инод избрал епископом  аменским и јлапаевским игумена ћефоди€ ( ондратьева), клирика  инешемской епархии. ”же 20 лет насто€тель храма √еорги€ ѕобедоносца села √еоргиевское »вановской области, руководитель  оординационного центра по противодействию наркомании ќтдела по церковной благотворительности и социальному служению ћосковского ѕатриархата игумен ћефодий ( ондратьев) с братией занимаютс€ реабилитацией наркоманов. ќ своем опыте отец ћефодий рассказал ѕравмиру.

»гумен ћефодий ( ондратьев):  ак в православной общине спасают наркоманов »гумен ћефодий ( ондратьев):  ак в православной общине спасают наркоманов
††

ѕервый блин не комом

Ч ќтец ћефодий, когда вы пон€ли, что наркомани€ дл€ –оссии Ч не менее актуальна€ проблема, чем алкоголизм?  ак вы зан€лись реабилитацией наркозависимых?

Ч «накомство братии —в€то-√еоргиевского прихода с проблемой наркомании началось в 1991 году, когда приход начали посещать ƒмитрий ќстровский, ≈лена –ыдалевска€ и другие основатели —анкт-ѕетербургского фонда Ђ¬озвращениеї. ƒл€ приехавших из северной столицы гостей это был начальный период их воцерковлени€. ¬о врем€ встреч происходил обмен знани€ми: гостей посв€щали в тайны церковной жизни, хоз€ева получали новую дл€ них информацию о наркомании. ¬месте думали, каким образом ÷ерковь могла бы помогать люд€м, попавшим в зависимость от наркотиков.

¬ 1991 году сотрудники фонда Ђ¬озвращениеї создали свой реабилитационный центр дл€ наркозависимых во ¬севоложске. ¬ 1995 году этот центр переехал на новое место жительства, поближе к ѕитеру, в поселок ћельничный ручей, от которого и получил свое название Ђћельницаї. ¬ процессе реабилитации пациентов Ђћельницыї знакомили с православием, старались приобщать их к церковной жизни.

»гумен ћефодий ( ондратьев) »гумен ћефодий ( ондратьев)
††††

Ѕлагодар€ своему знакомству с основател€ми фонда, брати€ —в€то-√еоргиевского прихода не только прошла вводный теоретический курс по проблеме наркомании, но также получила возможность лично познакомитьс€ с попавшими в наркотическое рабство людьми. ѕервые наркозависимые, опекаемые фондом Ђ¬озвращениеї, по€вились в селе √еоргиевское в 1992 году.

¬ 1993 году один из них получил разрешение пожить на приходе в течение нескольких мес€цев, и ему удалось произвести на служителей храма благопри€тное впечатление. Ѕрати€ вполне убедилась, что наркоманы в периоды, свободные от наркотизации, не отличаютс€ в худшую сторону от обычной внецерковной молодежи. ¬ то же врем€ духовник на исповеди получил возможность услышать, до каких преступлений доход€т эти же люди в период употреблени€. Ќо ни желани€, ни мыслей зан€тьс€ реабилитацией на приходе в то врем€ еще не возникало. –егул€рно принимать пациентов на реабилитацию приход начал только с 1998 года.

¬ыпускник Ђћельницыї, молодой человек, был приглашен на приход не в качестве пациента, а как новый брат, которому предоставл€лась возможность войти в полноту внутриприходской жизни.

Ѕожиим смотрением первый опыт совместной жизни с выздоравливающим накозависимым оказалс€ очень удачным. ѕарень прожил на приходе немногим менее года, по возвращении в мир находилс€ в устойчивой ремиссии, впоследствии защитил кандидатскую, затем докторскую диссертации.  аждый год он приезжает на приход в гости, как правило, проводит здесь свой летний отпуск. ћес€ца через два после его приезда приход дал согласие вз€ть еще одного выздоравливающего брата с Ђћельницыї, затем еще одного. “аким образом, спуст€ короткое врем€ на приходе проживало уже три наркозависимых воспитанника.

√ода через три реабилитаци€ стала главным деланием в социальной де€тельности прихода. ƒуховное окормление восполнилось специальными меропри€ти€ми по работе с зависимостью. «а три года число одновременно проживающих на приходе реабилитантов возросло до восьми-дес€ти человек. ќпытным путем было определено, что такое количество воспитанников было дл€ —в€то-√еоргиевского прихода оптимальным, поскольку дальнейшее увеличение их числа вело как к снижению качества реабилитационного процесса, так и к заметному ущербу дл€ духовного состо€ни€ приходского братства.

Ч Ётот опыт сочли настолько удачным, что вас пригласили в ќтдел по церковной благотворительности и социальному служению?

Ч ¬ 2000 году мен€ пригласили на конференцию, посв€щЄнную церковной работе с потребител€ми наркотиков. ѕотом было множество различных конференций, семинаров, круглых столов, докладов, выступлений, статей, посещение реабилитационных центров в –оссии и за границей Ч знакомство с чужим опытом и осмысление своего.

¬ 2009 году агентство развити€ ќќЌ сделало предложение на основании опыта —в€то-√еоргиевского прихода описать методику реабилитации наркозависимых граждан в церковной общине. ¬есной 2010 мне предложили возглавить группу экспертов, привлеченных к написанию концепции –усской ѕравославной ÷еркви по реабилитации наркозависимых в рамках работы социальной комиссии ћежсоборного присутстви€. „леном комиссии был вновь назначенный председатель ќтдела по церковной благотворительности протоиерей јркадий Ўатов, ныне Ч епископ ќрехово-«уевский ѕантелеимон. ќн пригласил мен€ в ќтдел возглавить де€тельность по профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых. ќсенью 2010 года в структуре ќтдела был создан  оординационный центр по противодействию наркомании, и € стал его руководителем.

” большинства подопечных нет стремлени€ к ’ристу, они бегут от проблемы

Ч ƒаже светские специалисты все чаще соглашаютс€, что активна€ духовна€ жизнь помогает в преодолении зависимостей. Ќаркоманы, которые в отча€нии обращаютс€ за помощью, наверное, готовы цепл€тьс€ за что угодно.  ак не допустить подмены, чтобы люди не считали церковную жизнь психотренингом, а постепенно приходили к вере? ¬ вашем центре хождение на службы, исповедь и причастие об€зательны?

Ч ѕомните, в древнем »зраиле были города-убежища? „еловек, который совершил неча€нное преступление, мог сбежать в такой город, и там его не имели права наказывать. Ќо это не значит, что он стремилс€ в тот город, хотел в нем жить. ѕросто только там он мог избежать наказани€. “ак и наши подопечные Ч у большинства из них нет стремлени€ к ’ристу, они просто бегут от проблемы, котора€ разрушила их жизнь. Ќикаких признаков богоискательства мы в них не наблюдаем.

ѕоэтому € против того, чтобы насильно принуждать их к участию в “аинствах. ќни пришли, сами попросились пожить при храме, а церковна€ жизнь заразительна. ѕророк пишет: Ђ— преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым равратишис€ї (ѕс., 17, 26Ц27).

††††

ћы с брать€ми, конечно, не преподобные, но стараемс€ жить по заповед€м, и нам наша жизнь кажетс€ интересной, насыщенной событи€ми, и эта увлеченность так или иначе передаетс€ люд€м, которые к нам приход€т. ∆ить при храме, а значит, и воцерковл€тьс€ ради спасени€ от власти наркотиков Ч это их собственный выбор, пусть и вынужденный.

” большинства наркоманов нет стремлени€ к ’ристу, они просто бегут от проблемы, котора€ разрушила их жизнь. Ќикаких признаков богоискательства мы в них не наблюдаем.

Ќа приходе есть требовани€, которые могут казатьс€ строгими избалованным люд€м. «десь запрещено сквернословить Ч жаргонный характер речи также не приветствуетс€. ¬оспрещено курение. ¬оспитанники должны присутствовать на богослужени€х. ћы не принуждаем их истово молитьс€, но на основных праздничных и воскресных службах они присутствовать должны. „то и требует четверта€ заповедь: шесть дней работай и делай дела твои, а день седьмой Ч √осподу, Ѕогу твоему. ”треннее и вечернее правила, молитвы перед трапезой и после нее также читаютс€ от лица всех.

»так, к причастию мы никого насильно не т€нем, не требуем, чтобы они об€зательно причащались раз в две недели или раз в неделю Ч хот€ в некоторых центрах наблюдаетс€ така€ практика. Ќа наш взгл€д Ч ошибочна€.

††††

Ч ј не бывает, что вы назначаете человеку краткосрочную епитимью, а потом он сам не чувствует потребности в исповеди, причастии? √оворит: Ђћне нравитс€ служба, красиво поете, но € не понимаю пока смысла исповедиї.

Ч Ќасчет Ђкрасиво поетеї вы немножко фантазируете. “ем люд€м, которые к нам приход€т, пока не до красивого пени€. ќни выгорели изнутри, и проходит достаточно длительный период времени, прежде чем у них возрождаютс€ нормальные человеческие чувства, способность радоватьс€ жизни, видеть красоту Ѕожьего мира, в том числе утешатьс€ церковным пением.

” наркоманов притуплено воспри€тие всего, что вокруг них. ≈сли человек долго находитс€ в темноте, он, выход€ на белый свет, сначала не видит ничего, свет его буквально ослепл€ет. “ак и человек, прекращающий употребл€ть наркотики, слеп ко всему окружающему Ч не в буквальном смысле, а в душевном. ƒуховное прозрение Ч это вообще дар свыше, и грехи не способствуют получению этого дара, необходимо пока€ние.

я не думаю, что наши подопечные изначально готовы к глубокой исповеди. ‘ормальное перечисление преступных де€ний, даже подробное, Ч это еще не пока€ние.  ак правило, они не особо переживают, рассказыва€ на исповеди об ужасных поступках, потому что не считают эти поступки чем-то из р€да вон выход€щим. —традают они пока что от загнавшей их в угол наркотической зависимости. ѕонимание, что это не единственна€ их проблема, приходит позднее.  ак и понимание того, почему с ними это произошло.

††††

ѕервую исповедь мы принимаем не раньше, чем через две недели по приезде, а уже после полугода работы с ними проводим то, что обычно называетс€ в ÷еркви генеральной исповедью. ѕоработав над собой на приходе длительное врем€, они исповедуютс€ за всю свою жизнь еще раз. ”же более глубоко и осознанно.

Ч —колько длитс€ реабилитаци€?  то-то просит продлить курс, остаетс€ на больший срок?

Ч ” нас на приходе они обычно живут около полутора лет. ≈сли после окончани€ реабилитации происходит срыв или рецидив, то возможно возвращение на приход на некоторый срок, но каждый случай рассматриваетс€ отдельно, нет общего правила. ≈сли во врем€ реабилитации воспитанник вел себ€ недолжным образом, негативно вли€л на общую жизнь братства, не про€вл€л заинтересованности к зан€ти€м по зависимости, то мы отказываемс€ прин€ть его вновь.

 ак правило, наркоманы не особо переживают, рассказыва€ на исповеди об ужасных поступках, потому что не считают эти поступки чем-то из р€да вон выход€щим. —традают они пока что от загнавшей их в угол наркотической зависимости.

«ависимость Ч очень серьезна€ проблема, крайне т€жела€ болезнь, и если у воспитанника произошел сбой на пути выздоровлени€, к этому надо относитьс€ спокойно. ћы изначально настраиваем их на длительную работу над собой. –еабилитаци€ на приходе Ч просто важный этап на пути выздоровлени€. ¬озвращение возможно, и не только в гости.

Ќе трудотерапи€, а послушани€

Ч ≈сть ли какие-то минимальные требовани€ по здоровью? ћногие наркоманы совсем нетрудоспособны, а, как € понимаю, реабилитаци€ включает в себ€ и трудотерапию?

Ч Ѕоюсь, что там, где главный и единственный способ реабилитации Ч трудотерапи€ (в церковных центрах, в основном такого нет, говорю сейчас о некоторых из светских), людей просто эксплуатируют. Ћучше называть вещи своими именами. ≈стественно, мы, православные, не можем приветствовать такой подход. ƒа и само слово Ђтрудотерапи€ї в ÷еркви не совсем корректно. ќдним из компонентов нашей работы €вл€ютс€ трудовые послушани€ Ч лучше говорить так.

Ќа приходе послушание у каждого свое. ƒл€ монашествующей братии главное Ч совершать богослужени€, дл€ воспитанников, живущих в общине Ч пилить и колоть дрова, топить помещени€, в том числе и храм, убирать мусор с территории, косить траву, помогать на огороде. ¬се вместе мы делаем общее дело Ч обеспечиваем жизнь прихода.

††††

«аводить большое хоз€йство мы с брать€ми никогда не планировали Ч наше послушание Ѕогу служить, а не сельское хоз€йство поднимать. ’от€ разбили небольшой сад и едим свежие овощи со своего огорода, но животноводством не занимаемс€. ≈сть у нас лошадь Ч долгое врем€, пока недоставало средств приобрести машину, это был единственный наш транспорт, который и сейчас востребован, особенно зимой. ≈сть собака, Ђпослушаниеї которой Ч сторожить храм и территорию. ≈сть кошки, которые берегут наши запасы от крыс и мышей.

ƒержим кур: мы делимс€ с ними остатками нашей трапезы, они одаривают нас €йцами. Ќе в традиции русского монашества питатьс€ м€сной пищей, и м€са нет на нашем столе. ¬оспитанники, которые проход€т у нас реабилитацию, как нам кажетс€, без ропота присоедин€ютс€ к этой монашеской традиции.

ѕриход расположен на берегу √орьковского водохранилища, потому у нас есть возможность питатьс€ свежей рыбой. –ыбна€ ловл€ одно из важных послушаний, которое позвол€ет минимизировать расходы общины на содержание воспитанников. –еабилитаци€ у нас бесплатна€ Ч мы также не берем денег с реб€т или их родственников за питание и проживание. — Ѕожьей помощью и благодар€ добрым люд€м сводим концы с концами, не бедствуем. Ќекоторые церковные организации, провод€щие реабилитацию, не могут себе этого позволить, и вынуждены брать с реб€т деньги за питание.

††††

ѕовтор€ю, послушание Ч один из компонентов нашей реабилитации, но далеко не единственный. —овсем нетрудоспособных граждан мы не берем, поскольку им необходимо медицинское сопровождение, которого мы обеспечить не можем.

Ч ƒосуг им как-то организуете? ѕроводите духовные беседы?

Ч ƒосуга как такового у нас немного. ƒуховные беседы, различные групповые зан€ти€ мы не считаем досугом. Ёто важна€ часть нашей работы, нар€ду с послушанием, участием в “аинствах, катехизацией. ¬ общине неплоха€ библиотека духовной и светской литературы, но времени на чтение не так много.

¬ программу реабилитации включены об€зательные дл€ чтени€ восемь книг. ∆ити€ св€тых мы с ними не обсуждаем, едва ли разговор о подвижничестве св€тых будет продуктивным, у наркоманов другое представление о подвигах и весь образ жизни. ј подобное познаетс€ подобным.

ћы с ними смотрим фильмы, не только документальные, но и игровые, поднимающие важные мировоззренческие проблемы, и обсуждаем их, обмениваемс€ мнени€ми. ” нас нет подключени€ к телесети, есть DVD-проигрыватель. ѕросмотр и обсуждение фильмов Ч тоже не досуг, а один из видов групповой работы.

††††

Ќе прив€зать к себе, а присоединить к ÷еркви

Ч ћногие ли из тех, кто проходил у вас реабилитацию, поддерживают с вами св€зь? ѕриезжают ли люди не на повторную реабилитацию, а просто в гости? ћожет, кто-то помогает вам в работе?

Ч Ѕольшинство выпускников продолжает поддерживать с нами св€зь, некоторые периодически приезжают в гости. Ќапример, уже упоминавшийс€ мною доктор технических наук. ”спешные результаты преодолени€ зависимости вдохновл€ют тех, кто проходит реабилитацию в насто€щий момент. ”же одним своим трезвым житием они оказывают нам помощь. «а полтора года совместной жизни люди действительно станов€тс€ родными. Ќо мы не ставим цели прив€зать их к себе, наше желание Ч присоединить их к ÷еркви. Ќас радует, что большинство из тех, кто поддерживает св€зь, воцерковились.

Ч ћогут ли другие приходы перенимать ваш опыт, или его нельз€ тиражировать?

Ч ћы не единственный приход, который занимаетс€ реабилитацией наркозависимых. ’отелось бы сказать, что наш приход Ђодин из многихї, но точнее будет выражение Ђодин из некоторыхї, потому что число церковных организаций, подвизающихс€ на этом поприще, еще очень незначительно, не соответствует потенциалу ÷еркви.

”спешные результаты преодолени€ зависимости вдохновл€ют тех, кто проходит реабилитацию в насто€щий момент. ”же одним своим трезвым житием они оказывают нам помощь.

–абота€ над методикой реабилитации в церковной общине, мы старались описать церковный ответ на этот новый вызов Ч наркоманию. “о есть, с одной стороны это авторска€ методика, с другой, в ней выражен общецерковный опыт. ƒругой цели мы не ставили. »дейное €дро методики полностью совпадает с тем, что написано в утвержденном —в€щенным —инодом концептуальном документе Ђќб участии –усской ѕравославной ÷еркви в реабилитации наркозависимыхї.

††††

ћы очень утешены, что наш подход к решению проблемы признан церковным св€щенноначалием, православными людьми, в этой сфере работающими, как собственно церковный, отвечающий природе ÷еркви.  ак догматы Ч не выдумка богословов, а закрепленный в конкретных формулировках церковный опыт.

Ќа основе методики мы выстроили целую систему обучающих меропри€тий. Ќе было случа€, чтобы клирики или мир€не, участники обучающих семинаров, тренингов или курсов, расценили излагаемый материал как инородный дл€ ÷еркви. Ќадеюсь, что врем€, когда св€щенники отправл€ли прос€щих помощи наркозависимых в светские организации или в группы јнонимных Ќаркоманов, когда наркозависимые, не найд€ помощи в ѕравославной ÷еркви, вынуждены были проходить реабилитацию в протестантских центрах, подходит к концу.

Ѕеседовал Ћеонид ¬иноградов

»гумен ћефодий ( ондатьев)

ѕравославие и мир

27 декабр€ 2013 г.

    ¬аш комментарий

    «десь ¬ы можете оставить свой комментарий к данной статье. ¬се комментарии будут прочитаны редакцией портала ѕравославие.Ru.

    ¬аш комментарий:
    ¬аше им€:
    ¬аш e-mail:
    (опубликован не будет)
    ¬ведите число,
    напечатанное
    на картинке: