Прикосновение к Афону (дневник паломника). В обители Ватопед

Источник: Святая Гора

Прикосновение к Афону (дневник паломника). На Афон!

Прикосновение к Афону (дневник паломника). В монастыре Святого Павла

Прикосновение к Афону (дневник паломника). В монастыре Дионисиат

Прикосновение к Афону (дневник паломника). В Карее и Андреевском скиту

Ватопед – второй в иерархии афонских монастырей, посвященный Благовещению Пресвятой Богородицы, один из самых древних, богатых и обширных монастырей. Игуменом монастыря является архимандрит Ефрем, ставший особенно известным во всем мире после принесения Пояса Пресвятой Богородицы в Россию в 2011 году.

    

Первая святыня, встречающая нас при входе в монастырь, – икона Богородицы «Простреленная». В 1822 году турецкий солдат произвел выстрел в правую руку Царицы Небесной. После этого кощунства он сошел с ума и повесился на оливковом дереве где-то тут неподалеку.

    

Монастырь большой, паломников много, поэтому и проверка паспортов, диамонитирионов, размещение в архондарике, все бюрократические формальности требуют больше времени, но неизменные ципуро, воду и лукум подали. Задержка в оформлении нисколько не огорчает, потому что остановка в любом месте этого большого монастыря – лишняя возможность больше увидеть. Здесь все достойно пристального внимания…

Архондарик в Ватопеде – большое 4-этажное здание с лифтом. Нашей группе выделили двухкомнатную келью на первом этаже. Бросили пожитки и к 15.30 – на службу. Кафоликон – замечательный, большой, с прекрасными фресками и мозаикой. Игумен монастыря архимандрит Ефрем был уже на своем месте. Приложившись к иконам, подошел к нему под благословение. Он благословил, я бы сказал, очень сосредоточенно, внимательно смотря на меня.

    

После богослужения все по чину проследовали в трапезную. Из трапезной вернулись в храм. Чтобы помолиться и приложиться к здешним святыням: Поясу Пресвятой Богородицы, который привозили в Россию в прошлом году, части Креста Господня, Трости от Страстей Господних, главам святителя Иоанна Златоуста с ухом и святителя Григория Богослова, мощам других святых.

Особенно обратил внимание на нетленное ухо святителя Иоанна Златоуста. Глава великого отца и учителя Церкви Иоанна Златоуста хранится в серебряном ковчеге шарообразной формы, который украшен золотыми узорами и драгоценными камнями. Сверху, как и у многих подобных ковчегов, открывается маленькая овальная дверца, через которую видны кости черепа святого. Стекла нет, так что прикладываемся непосредственно к мощам. А в боковом окошке видно нетленное левое ухо святителя. Оно непонятным образом держится на голых костях черепа, причем, кроме этого уха, на главе святителя не осталось ни одного фрагмента кожного покрова.

    

Об этом нетленном ухе нам рассказали следующее. Однажды его келейник Прокл увидел через дверную щель в кабинете святителя неизвестного благообразного старца, который, стоя за спиной Златоуста, что-то говорил ему на ухо. Так повторялось несколько ночей подряд. Святитель в то время работал над толкованием посланий апостола Павла. Однако по временам Златоуста смущала мысль: угоден ли Богу его труд? Правильно ли он понимает смысл некоторых не вполне ясных для большинства людей мест апостольских писаний? Когда же Прокл уже не мог больше сдерживать свое любопытство, то решился спросить святителя: кто же тот почтенный старец, непонятным образом проникающий в кабинет святителя? Златоуст с удивлением ответил, что когда он работал над рукописью, к нему никто не входил. Присмотревшись к иконе, висевшей над столом святителя, Прокл отметил удивительное сходство между ликом, изображенным на иконе, и таинственным старцем. Это была икона апостола Павла. Святитель Иоанн Златоуст понял тогда, что явлением апостола Господь удостоверил богоугодность этого труда. Судя по всему, именно то самое ухо, к которому в видении неоднократно наклонялся апостол Павел, подсказывая святителю, что он, апостол, имел в виду в том или другом месте своего послания, и сохранилось нетленным на голом черепе в подтверждение действительности древнего чуда…

Здесь, в Ватопеде, как и в других святогорских монастырях, традиция приема паломников одинакова и освящена веками. Об этом рассказывает сам игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем:

«Важным фактором в гармоничной и в согласии с заповедями Божиими жизнедеятельности афонского монастыря является прием паломников. Афонский монастырь не мыслится без паломников. Монашеские учреждения, по сути, принадлежат паломникам, народу Божию. А конкретные монахи, проживающие в обители, это лишь ее временные жильцы и распорядители на какое-то время, которые, как священный завет, передадут и территорию, и дух монастыря следующему поколению монахов, чтобы те содержали его и продолжали его традиции так, чтобы сюда приезжали и отдыхали паломники.

    

Человек, который приезжает на Афон, именуется не посетителем, а паломником, потому что он совершает паломничество на Святую Гору. Можно совершать увеселительную поездку или ехать в командировку, но паломник совершает не просто поездку. Он едет на Святую Гору для паломничества, то есть в какой-то монастырь, чтобы благоговейно преклонить главу и облобызать честные мощи, чудотворные иконы и поклониться местным святыням.

Как паломников, а не как простых посетителей, встречает входящих вратарник, ответственный монах, несущий послушание при вратах обители. После предъявления ему необходимого для въезда на Афон документа, называемого диамонитирион, вратарник говорит гостям: "Добро пожаловать, приятного паломничества".

Встретив гостей в архондарике, помещении для приема паломников, архондаричный или гостинник предлагает им, согласно афонскому уставу, ципуро, лукум и воду, а затем следует диалог/пожелание: "Благословите!" – "Господь благословит!" Далее паломников информируют о внутреннем распорядке жизни обители, которому они должны следовать: когда совершаются богослужения, во сколько предлагается трапеза, когда совершается исповедь и т.д. В конце гостинник отводит паломников в комнату, где они будут проживать, объясняя некоторые детали, касательно проживания, и желает им "приятного паломничества".

    

Вот такой приблизительно порядок приема паломников в афонском монастыре. В разных монастырях он может варьироваться, но суть остается неизменной. В лице паломника монах видит не человека, но Бога. Как говорит авва Аполлос о приеме братий: "Когда приходят братья, нужно с уважением поклониться. В этот момент мы кланяемся Богу, а не им, потому что сказано: «Увидеть брата своего – значит увидеть Бога»". В лице ближнего он узнает Бога и потому служит ему с радостью, с молитвой, со смирением и с любовью. Это бескорыстная любовь, имеющая жертвенный характер. Монах не ожидает получить от паломника ничего, а паломник не платит за оказываемое ему гостеприимство. Монаху, послушнику, который несет послушание, никто не платит, и он никак не соприкасается с деньгами. Гостеприимство в монастырях Святой Горы оказывается бесплатно, потому что так хочет Хозяйка этого места, Игумения Святой Горы – Госпожа Богородица.

    

Другая любезность, которую оказывают афонские обители паломникам – поклонение святым мощам и чудотворным иконам и экскурсия по главному монастырскому собору – кафоликону. Там паломники соприкасаются с величайшими святынями монастыря. Потому что нет на земле ничего более драгоценного и важного, чем мощи святых. В этом и состоит цель Церкви – порождать святые мощи, порождать святых. В мощах святых обитает благодать Божия – эта нетварная энергия, излияние Божественного Бытия. Святой, который подвизается "добрым подвигом" на земле для того, чтобы восстановить связь с Богом, с ближним, со всем творением Божиим, чтобы очиститься от страстей, упражняется в стяжании молитвы, любви, смирения, воздержания и прочих добродетелей, через благодать переживает посещение Божие, равно, как и отсутствие Бога, лишением Божественной благодати, кажущуюся богооставленность.

Благодаря постоянным посещениям и отнятием благодати, святой приобретает догматическое сознание, возрастает духовно, пока не достигнет "мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова", когда уже Божественная благодать будет обитать в нем постоянно. Эта благодать обитает не только в душе святого, но и в его теле, во всем его существе. Поэтому после успения святого кости его становятся святыми и точащими благодать мощами, доказательством святости, источником чудотворений и исцелений. Конечно, это происходит потому, что и в земной жизни в его теле обитала Божественная благодать.

    

Прикладываясь к этим святым мощам, паломник приемлет дар Божественной благодати. На Святой Горе паломник имеет благословение прикоснуться к мощам многих великих святых нашей Церкви.

Источник: Святая Гора

14 мая 2014 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Андрей14 мая 2014, 22:56
Спаси Господи!
К моему глубочайшему сожалению традиция гостеприимства на Святой Горе утрачивается в Русском Свято-Пантилеймоновом монастыре, куда нас не пустили 02 апреля 2014 года.
Не пустили не потому что было много паломников, архондарик был пустой, а просто, как нам сказали нет благословения на прием гостей.
Не пустили туда и наших знакомых, которые были на Афоне 11 мая 2014 года.
При этом в греческие монастыри и скиты нас пускали без проблем, даже не спрашивая диаманитирион.
Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!!!
РБ Андрей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×