Пастырское окормление военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации

    

Доклад и.о. председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерея Сергия Привалова на Учебно-методическом сборе с должностными лицами по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации в Благовещенске

Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Религиозность как потребность в общении с Богом, как доверие Ему и Его Промыслу, является одной из наиболее устойчивых черт духовной жизни каждого народа. Для России формой религиозности, определившей ее историю, государственность, само​сознание, стало Православие. Более тысячи лет Православие освящает и духовно питает бытие России как самобытной и уникальной цивилизации. Неудивительно, что обеспечению одного из важнейших условий жизнедеятельности общества — его военной безопасности — с древнейших времен уделялось огромное внимание во взаимоотношениях Российского государства и Русской Православной Церкви. На протяжении веков Церковь укрепляла духовные основы военной мощи страны, поднимала моральный дух ее защитников.

Церковь всегда рассматривала земное Отечество как преддверие Отечества Небесного, и видела в защите Родины, в самоотверженном выполнении воинского долга освященную Церковью обязанность, допускающую в случае крайней необходимости взять в руки меч и покарать захватчиков.

Церковь, в отличие от институтов политической системы, оказывает влияние на политическую жизнь через сферу духовную. Это происходит посредством сопричастности Церкви не только клириков, но и других граждан, занятых практически во всех областях деятельности, в том числе и на государственной и военной службе.

Как показывает практика, военная служба предоставляет уникальный шанс для проповеди среди молодежи в тот момент жизни человека, когда еще возможно правильно сориентировать ее в духовной жизни, предупредив негативные последствия отклонения и преступления заповедей Божиих. Раскрытие перед военнослужащими основ духовной культуры человечества и, в первую очередь, христианских ценностей в оптимальной обстановке вывода воинов из привычного окружения сверстников, улицы и средств массовой информации, насаждающих псевдо-духовные ценности — замечательная возможность для духовно-просветительской работы.

Выполнение задач воинской службы в сложных, подчас угрожающих жизни условиях, являет уникальные предпосылки в жизни человека, приводящие его к вере, к оценке и переосмыслению имеющегося жизненного опыта и обращения к Богу.

Следует признать, что в некоторых органах военного управления и воинских формированиях Вооруженных Сил Российской Федерации бытует ложное представления о функциональном предназначении священника в войсках. Это проявляется в желании командиров использовать потенциал священнослужителей в первую очередь для решения задач по укреплению воинской дисциплины, борьбе с неуставными взаимоотношениями, предупреждению случаев суицида в армейской среде.

В силу сакрального наделения священника властью от Бога, что признается и верующими, и государством, священник в войсках осуществляет пастырское служение, отличное в основе своей от функций воспитателя. Его служение может существенно оказывать помощь должностным лицам Вооруженных сил в воспитании военнослужащих, однако не должно ограничиваться этим.

Церковь строится не администрацией, не организованностью, а пастырским трудом. Военный священник должен обладать духовным авторитетом. Если человек свят, его святость сама по себе свидетельство, доказательство и имеет силу авторитета, — не власти, а убедительности. В этом разница между властью и авторитетом: власть имеет тот, кто может заставить, авторитет есть у того, чьи слова являются истиной и жизнью и духом, — как говорили о Христовых словах.

Само присутствие священника в воинской части должно стать присутствием молитвы и того измерения, которое называется Божественным присутствием.

Крайне важно для священника — оставаться образцом поведения и нравственного авторитета. В воинском коллективе все внимание обращено на духовное лицо, от него ждут не только проповеди, но, в первую очередь, образца поведения, которому хотелось бы следовать.

Для военных еще не стала естественной общественная молитва, утеряны традиции полковых молитв, регулярная исповедь и Причастие. Часть руководящего офицерского состава была воспитана на атеистических традициях и не считает возможным их изменение. В большинстве гарнизонов еще отсутствуют православные храмы, а молитвенные комнаты только создаются в соединениях и частях.

Как показывает опыт пастырской работы в войсках, верующие военнослужащие относятся с большей симпатией к своим сослуживцам, чем неверующие военнослужащие. Подтверждено их положительное отношение не только к единоверцам, но и к верующим других конфессий. Такой вывод социологического исследования однозначно показывает возможный положительный результат в создании крепких и сплоченных воинских коллективов, способных решать сложные боевые задачи. Несколько выше среднего значения негативное отношение у всех религиозных военнослужащих к атеистам.

Опыт военного духовенства и органов воспитательной работы позволяет сделать вывод, что отношение военнослужащих к религии в настоящее время во многом стало более осмысленным, что определяется сменой основных побудительных мотивов, способствовавших обращению к Богу.

В войсках наметилась положительная тенденция по созданию условий для свободного выражения военнослужащими своих религиозных убеждений и участия в религиозных обрядах.

Священнослужители свою помощь военнослужащим видят, прежде всего, в духовной поддержке — «окормлении». Эта поддержка находит свое проявление во многом: профилактике суицидов и других девиантных поступков, нравственном совершенствовании военнослужащих, расширении культурного кругозора и др.

Каким образом должно быть организовано пастырское окормление военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях?

Центром духовной жизни военнослужащих должна стать Божественная Литургия. Насущной и первоочередной задачей для штатного и внештатного духовенства должно стать обеспечение конституционного права военнослужащего на свободу вероисповедания, заключающуюся, в том числе, и в возможности участия в богослужениях. Оборудование храмов для регулярного совершения Божественной Литургии и причащения воинов Тела и Крови Христовых – есть главный приоритет нашего служения в войсках. При отсутствии храма на территории воинской части должен быть определен порядок, согласованный с командованием части, в соответствии с которым военнослужащие срочной службы, желающие участвовать в богослужениях, имели бы возможность посещения близлежащего храма.

Периодичность участия желающих военнослужащих в Божественной Литургии должна быть не реже одного раза в месяц в условиях, когда количество военнослужащих превышает вместимость храмового пространства.

Пастырское окормление предполагает регулярное проведение занятий с военнослужащими по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания в соответствии с утвержденным планом работы с определением времени и места проведения занятий. Если в плане работы командования священнослужителям не выделяется времени для занятий с личным составом, вопрос должен ставиться на самом высоком уровне, а подобную ситуацию рассматривать как недопустимую. Ответственность за качество планирования в этом вопросе возлагается на начальников отделений военных округов.

Повседневная забота военного духовенства – проведение индивидуальных пастырских бесед с личным составом в местах несения дежурства, в нарядах, в свободное от несения службы время, когда военнослужащие готовы к разговору по душам. При этом особое попечение должно быть о военнослужащих, имеющих склонность к нарушению уставного порядка и воинской дисциплины.

Знание обстановки в воинском коллективе – верный путь к решению возникающих проблем и профилактике неуставных взаимоотношений. Видится целесообразным начинать исправление имеющихся недостатков с обсуждения их с командованием, офицерским и сержантским составом, когда доброе слово и молитвенное предстательство уврачует негативные тенденции быстрее дисциплинарных воздействий.

Формирование библиотек духовной литературы должно быть в поле постоянного внимания военного духовенства, при этом предлагается шире использовать новые средства (электронные книги, планшеты, смартфоны) с закаченными книгами православного содержания. В казарменных помещениях должны быть видео-диски духовно-просветительской тематики, лучшие фильмы, которые врачуют душу, ведут человека к обожению, а не растлевают и приводят к одержимости.

При оборудовании молитвенных комнат, полевых походных храмов следует использовать возможность аудио-записей духовных песнопений в период между уставными богослужениями, когда желающие смогут помолиться самостоятельно.

В соответствии с решением руководства Минобороны Синодальным отделом в соединения и части разосланы видео-диски «Земное и небесное» и «Паломничество в Вечный город», которые следует использовать военному духовенству в качестве рекомендуемых фильмов исторического содержания по Основам православной культуры.

Успешно продолжается формирование православных библиотек на электронных книгах, которые передаются штатному военному духовенству в качестве образцов для дальнейшего копирования желающими. Данные электронные книги должны находиться в казарменном помещении и быть доступными для духовного просвещения военнослужащих срочной службы. Офицерскому составу и военнослужащим по контракту следует рекомендовать скачивать с сайта Синодального отдела pobeda.ru книги православного содержания для копирования на индивидуальные электронные носители, или пользоваться библиотеками рекомендуемых православных ресурсов, каталог которых также выставлен на нашем сайте pobeda.ru.

Новостные материалы о значимых мероприятиях, проводимых с участием военного духовенства крайне желательно направлять на сайт отдела kapellan.ru.

Хочется пожелать всем участникам Учебно-методических сборов духовной радости и помощи Божией в нашем общем служении на благо Отечества.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×