Русская словесность и Союз писателей

К воссозданию «Общества русской словесности». Выступление на Пленуме Союза писателей России

Произошло то, чего давно ожидала наша культура. Воссоздано «Общество русской словесности». Это важное звено в духовной составляющей нашего Отечества. Над русской речью целыми цунами проносились, а то и организованными волнами накатывались угрозы и ураганы, и не только в последние 20–25 лет, а и в предыдущие годы предпринимались попытки и старания ослабить её, загадить её сквернословием и иноязом, воспитать целые поколения Иванов, не помнящих родства и даже звуков, поколения безмозглых Эллочек Людоедок, которым не обязательно выражать свои чувства с помощью русского слова, достаточно воскликнуть дикарское «вау» и вроде бы всё становится ясно.

Валерий Ганичев Валерий Ганичев
    

В общем, русскому языку, нашей словесности грозило не только затмение, но и полное перерождение или отступление в потаённые уголки.

Если быть откровенным, то в нашей истории это происходило не раз: после реформ и преобразований Петра I, после Октября 1917 года. Тогда усилиями общества, писательского мира, отечественной науки удалось его не только воскресить, но и развить, в том числе и теми разумными силами, которые начинали преобразования.

Я человек довоенной поры и помню, как входил высокий русский язык во все поры нашей жизни. В глухой таёжной деревне в нашем клубе ставился «Борис Годунов». В нём принимали участие тракторист, машинистки, милиционер, глава сельсовета. А рядом, в нашей сельской избе, водил пальцем по строчкам и читал нам Александра Сергеевича Пушкина мой дядя, комбайнер и охотник. Именно тогда, в 1937-м, произошло не очень упоминаемое событие - страна величала Пушкина. Было его 100-летие, но не рождения, а гибели. Кто-то «сверху» определил, что пушкинское слово способно объединить народ. И действительно, когда в народ пришёл своим словом Пушкин - многие понятия, несмотря на беды и горести того времени, становились вершинными: Родина, природа, память, воин, просторы, удаль, храбрость, честь, служение. Приходили они в нашу жизнь с миллионными тиражами книг Пушкина и всей русской классики. «Россия спасена!» - говорили тогда в эмигрантском Париже. Да и объединение словом русской классической литературы было более крепким, чем всеми громкими патриотическими речами.

В 60-80-е годы русский язык подвергался червоточине времени. Это считалось тогда естественным развитием языка. И наши филологи и писатели не видели необходимости запрета на его изменение, на новообразования при сохранении его изумрудной сердцевины: «Белка песенки поёт да орешки всё грызёт, а орешки непростые - в них скорлупки золотые...»

Наши реки ещё текут, но нередко засоряются, пересыхают, затягиваются тиной. То же можно сказать и о языке, о слове, словесности, - и тут много мнений, наблюдений, раздумий, выводов.

Что касается нас, писателей, то надо давно уяснить, что наше слово, речь - главное в нашей деятельности. Вспомним послевоенную волну словотворцев, защитников русского языка. Тут и Югов, и Бажов, и Шергин, и Сергеев-Ценский и Ян, да и многие другие.

А книги, брошюры того времени: «Почему мы так говорим?», «Рассказы о словах»... Массовые издания книг о русском языке, пословицы и поговорки приходили на помощь учителю, школьнику, молодому интеллигенту. Живительный итог этого сказался на тех, кто принимался за писательский труд. Нужны были не только вдохновение, но и труд, знание языка, слух, чтобы его слышать. Язык был одним из высших критериев в оценке книг. Но если говорить языком МЧС, то сегодня состояние с ним выходит с оранжевого уровня на самый опасный красный.

В позапрошлом году прошло так называемое Российское литературное собрание. Не касаюсь его организации, приглашений. Тут много разных мнений, но на нём присутствовал Президент. Говорили, конечно, обо всём. Я думаю, что успели уже и подзабыть о чём. Но прозвучало одно важное соображение: создать единую или общую организацию - Общество российской словесности. Кто- то встретил это решение положительно, а кто-то с опаской в его основной либеральной ориентировке. Был задан вопрос: «Не прекращают ли при этом своё существование Союзы писателей?» Президент сказал, что это решение не предусматривает роспуск союзов. И вот это решение состоялось, в России создаётся «Общество русской словесности», что и произошло на заседании Патриаршего совета по культуре с приглашением видных филологов, преподавателей, писателей, деятелей культуры. Патриарх Кирилл на этом заседании сказал: «Несколько месяцев назад президент нашей страны обратился ко мне с предложением создать Общество русской словесности и впоследствии возглавить его работу». Предстоятель принял это предложение. «Именно потому, - сказал он, - что речь идёт о гуманитарном измерении общества - это часть духовной ответственности церкви, именно гуманитарной стороне человеческой жизни...»

«Именно как пастырь, несущий ответственность вместе со многими за духовное состояние народа, я принял решение возглавить это общество», - заявил он.

И вот, когда общество создано, надо о многом поговорить и подумать.

Кто-то ждёт манны небесной, каких-либо субсидий на его работу. Не знаю: будут ли они? Но я знаю, что это возлагает большие и ответственные задачи на серьёзных и вдумчивых писателей лично и на их работу в общественной жизни страны.

Когда был объявлен Год литературы, то некоторые коллеги говорили: «Ну, что нам год, надо чтобы десятилетие, два...», и под этим скепсисом скрывали своё нежелание в нём участвовать, да и не очень большое желание служить ему. Думаю, что тут образец работы губернатора Белгорода Евгения Савченко. Он принимает все высокие решения: умные и не очень и делает своё, народное, высокое дело.

У нас еще недавно были с нами великие словотворцы М. Шолохов, В. Шукшин, В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов, М. Алексеев. Сейчас с нами рядом работают и творят выдающиеся мастера Слова Виктор Лихоносов, Владимир Личутин, Юрий Лощиц, Виктор Потанин, Ольга Фокина, Михаил Попов из Архангельска, Анатолий Байбородин и др.

Ясно, что русский язык - одна из основных скреп нашей державы, и в том, что Патриарх дал согласие возглавить Общество русской словесности, несмотря на всю сложность и занятость патриаршим служением, и то, что за последнее время президент страны выступал по вопросам русского языка несколько раз, явственно видны духовная, государственная, единительная мысль и забота. Это не какая-то чисто филологическая, лингвистическая задача, что тоже, конечно, важно, но это крайне острое, спасительное для страны дело, которое и должно быть важнейшей частью деятельности и усилий для властей любых уровней и всего общества.

Мне пришлось выступать на Президентском совете по межнациональным делам в связи с вопросами русского языка, и позвольте высказаться по некоторым вопросам для будущей работы нашего, вновь созданного общества. Если подойти из глубины веков, то крайне необходимо для глубокого понимания русской речи, слова знать и понимать его исток, его корневую и образную систему. И тут необходимо ввести обязательное и повсеместное преподавание и изучение древнерусского языка в школе, за что десятки лет борются многие преподаватели, ученые, священники и граждане. И здесь важно продолжить смыкать древнерусскую литературу с сегодняшним днём. Школьники сегодня неплохо знают былины, но не читают и не понимают «Поучения Владимира Мономаха», не изучают выдающийся памятник древнерусского летописания Повести временных лет, а значит и не знают «Откуда есть пошла Русская земля...», не знают и других древнерусских памятников («Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о законе и благодати», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем»), и так до XVIII века, когда стал утверждаться и литературный язык с его грамматикой и синтаксисом.

Хочу напомнить, что этот век был веком решительной борьбы с иноязом, хлынувшим после реформ Петра I в Россию, или франкоманией середины века. Великие русские учёные и писатели Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Фонвизин, Карамзин, да и императрица Екатерина II решительно выступили против «обезьянничанья» в речи.

Ныне как будто общественность наша успокоилась, покорно смирилась с этим нынешним потоком заимствований и сквернословием. Вспомним хотя бы все эти саммиты, брифинги, бифуркации, тренды, бренды, кластеры, квесты, флэш-мобы, которые так и сыплются изо рта наших общественных деятелей, телевизионщиков, в дискуссиях и докладах. Так умней! Кто-то из великих верно подметил: «Наука любит отгораживаться от общества частоколом терминов». К сожалению, это так. Никто не призывает отказаться от всех технологических определений, обозначений, появившихся сегодня, но, право же, сегодня выступления всякого рода политологов, общественных деятелей, государственных чинов по форме и звучанию напоминают выступления в Вашингтоне, Нью-Йорке, Берлине, Лондоне, Париже, словно написанные под копирку, да еще раздражают слушателя отсутствием своего образного ряда и бесцветностью, тусклостью, шаблонностью, а чаще всего отсутствием культуры речи, да и вообще культуры.

Правда, вот недавно слышал одного студента, который выговаривал преподавательнице: «Вы не шумите и не сердитесь, а говорите языком Лаврова, понятно и ясно». Да, в русской истории были министры, которые заботились об оснащении своей отрасли понятными русским определениями, терминами и словами. Так ещё в XIX веке первый министр железнодорожного транспорта Мельников ввёл такое понятие как «железная дорога». С тех пор оно так и осталась в русском языке, так же как и созданные в ту пору слова машинист, стрелочник и т.д. Как было бы отрадно, если бы наши министры, главы компаний, некоторые учёные следовали этому примеру хотя бы в какой-нибудь степени.

Предлагаю создать при обществе русской словесности совет, комитет, центр, группу по образованию соответствий русскому слову иностранных определений-терминов, просочившихся в нашу речь. Без фанатизма, конечно, а то эту Комиссию в нашей либеральной прессе немедленно обвинят в ретроградстве и мракобесии. А Карамзин не боялся этого и многие понятия с его легкой руки утвердились в русском языке. Великий реформатор обогатил нашу лексику замечательными словами-кальками, аналогов которым ранее в нашем языке не существовало, а теперь кажется, что они были всегда: «впечатление», «влияние», «трогательный», «занимательный», «моральный», «эстетический», «сосредоточить», «промышленность», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».

Таким образом, русское слово слабеет из-за наступления извне. Надо создать «невод» или заслон для господства иностранных слов, не говоря уже о сквернословии. Беру на себя смелость сказать, что многие организаторы (учредители) премий, да и писатели, не считают, что СЛОВО является главной составляющей произведения, выдвинутого на ту или иную премию. Надо подчеркнуть, что в них, наших премиях и наградах за художественное произведение, мы должны учитывать, если не считать главной его частью, ЯЗЫК, а не только тему, сюжет, актуальность.

Надо развернуть широкое массовое движение по изучению, пропаганде и развитию любопытства к русскому слову (отводить в журналах и газетах, телепередачах рубрики "почему мы так говорим...", "Знаешь ли ты?") и поддерживать тех, кто этому служит в школе, библиотеке, клубе, кружке и т.д. Мы в Союзе писателей вместе с Всероссийским детским фондом решили создать премию, награду «О великий, могучий...», обращенную к этим людям. Пусть она не будет пышной, но знаковой и массовой, связанной с именем великого Тургенева. Надо для этой премии собирать средства, найти и находить хороших помощников, энтузиастов.

Ну, и последнее, может быть, это из другой оперы, но мы должны всячески сражаться с беспрерывными попытками развенчать высокие русские смыслы, героев, в том числе и в языке.

Только что писатели провели в Краснодоне встречу, посвящённую 70-летию со дня публикации «Молодой гвардии», произведения, написанного Александром Фадеевым. Сколько я помню за свою многолетнюю издательско-литературную деятельность на неё всегда обрушивалась критика, злобные высказывания. В 50-х годах, я помню, распространяли слух, что Олег Кошевой не был ни комиссаром, ни заметной фигурой в организации, да и что такого сделала эта организация и т.д. А книга набирала вес и влияние не из-за легковесного пиара и вышла на 38 языках мира тиражом почти 26 миллионов экземпляров. Она стала образцом не только героического произведения, но образцом для миллионов юношей и девушек страны и мира в их служении людям, Отечеству. Вот эти попытки дегероизировать наших героев, разрушить наши смыслы длятся уже много лет. Только за последнее время низвергались некоторыми писаками с пьедестала героиня Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, модный телеведущий презрительно заявил, что Матросов никакой не герой, за его спиной был СМЕРШ. А уж совсем недавно главный архивист страны заявил со ссылкой на новые данные, что фактически 28 героев-панфиловцев не было. Да кто же тогда победил фашизм?

Секретариат СП обратился от имени сотен молодых читателей, землячеств, библиотек в Совет Федераций и Государственную Думу с предложением вернуть снова в программу школы «Молодую гвардию». Мы надеемся, что многие нас поддержат. Ясно, что и на русский язык, на нашу классику будет, как и всегда, злобная атака, попытка разрушить, но, как всегда «великий могучий русский язык» выстоит.

Именно этот чистый источник вызвал гнев, недовольство и критику у передовых, пиарных писателей. Так Д. Быков, не скрывая раздражения писал: «В русской литературе 70-х годов XX столетия сложилось направление не имеющих аналогов в мире по антикультурной страстности, человеконенавистническому напору, сентиментальному фарисейству и верноподданическому лицемерию».

И эти «пиарные» писатели, все эти Быковы, Улицкие, Ерофеевы, захватывающие все издательские мощности, призывают нас к толерантности, оплёвывая всё дорогое и священное для нас.

Да вот и на создание Общества русской словесности они сразу откликнулись злобной строкой в сетях. Некий давний русофоб Митрохин обрушился на этот факт. Он недоволен всем: и тем, что общество возглавил патриарх, который и говорить-то грамотно, по-митрохински не умеет, что в собрании участвовал, как он с ужасом пишет, старейший так называемый патриотический Союз писателей России. Все им не страшно, но особенно вызывает раздражение слово «русской».

Нам надо перестать благодушествовать. Краеугольное для нас, и об этом сказал патриарх на организационном собрании общества: в этом вопросе нет ни левых, ни правых, ни красных, ни белых, а есть главное - Русская Словесность.

Действительно, человек «белого», дореволюционного времени Мережковский (как угодно к нему можно относиться) предостерегающе высказался: «Язык - воплощение народного духа, вот почему падение русского языка и литературы есть в то же время падение русского духа. Это воистину самое тяжкое бедствие, какое может поразить великую страну. Я употребляю слово «бедствие» вовсе не для метафоры, а вполне искренне и точно. Для нас всех падение русского сознания, русской литературы, может быть менее заметное, но нисколько не менее страшное бедствие, чем война, больше, чем голод».

С другой стороны, пролетарский писатель, основатель Союза писателей СССР М. Горький сказал, что, только овладев языком, можно быть настоящим писателем, призывал овладеть, почувствовать, изучить местные, народные говоры и слова. Чего стоит его высказывание: «Начало искусства слова в фольклоре, учитесь на нём, обрабатывайте его».

Итак, большая, ответственная работа ждет нас, без особой надежды на финансовую поддержку.

  1. Мы призываем одобрить создание Общества русской словесности.
  2. Выражаем согласие и желание участвовать в его работе в любом качестве (коллективном или личном), поддерживать его деятельность в центре и на местах.
  3. Готовы взяться и поддержать работу по изучению, пропаганде и распространению русского языка.
  4. Призываем считать одной из главных задач при оценке произведений, представленных к награждению в различных литературных, художественных премиях, - язык произведения, его глубину, яркость, образность, выразительность, народность.
  5. Поручить сайту «Российский писатель» периодически давать литературные обзоры по этим темам.
  6. Рассмотреть вопрос и изыскать резервы для создания премии «О великий, могучий...» для библиотекарей, учителей русского языка и литературы, всех ревнителей русской словесности.

Валерий Ганичев

Источник: Русская народная линия

6 апреля 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности Святейший Патриарх Кирилл провел пленарное заседание II съезда Общества русской словесности
6 ноября в здании Фундаментальной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу пленарного заседания II съезда Общества русской словесности.
Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности Выступление на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
6 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседаним II съезда Общества русской словесности.
Приветствие Президента России Владимира Путина участникам II съезда Общества русской словесности Приветствие Президента России Владимира Путина участникам II съезда Общества русской словесности Приветствие Президента России Владимира Путина участникам II съезда Общества русской словесности Приветствие Президента России Владимира Путина участникам II съезда Общества русской словесности
Президент Российской Федерации В.В. Путин направил приветствие участникам, организаторам и гостям II съезда Общества русской словесности.
«Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия» «Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия»
Алексей Варламов
«Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия» «Русская литература обладает огромным потенциалом воздействия»
Беседа с писателем Алексеем Варламовым
Может ли современное общество дать миру литературных гениев? Как выстроить правильные отношения между культурой и Церковью? Надо ли изучать в школе Библию? Что делать, чтобы сохранилось богатство русского языка?
Людмила Вербицкая: Правильно говорить по-русски – это престижно Людмила Вербицкая: Правильно говорить по-русски – это престижно
Мы прекрасно понимаем, что нельзя считаться образованным человеком, не зная того, что написали Александр Сергеевич Пушкин, Достоевский или Толстой...Без этих произведений жить невозможно. И совершенно ясно, что лучшие произведения советской литературы, конечно, тоже нельзя убирать. А наша современная литература, к сожалению, такая, что не знаешь, что и посоветовать для чтения в школе.
Митрополит Иларион: Русская литература обладает глубоким воспитательным и христианским потенциалом Митрополит Иларион: Русская литература обладает глубоким воспитательным и христианским потенциалом Митрополит Иларион: Русская литература обладает глубоким воспитательным и христианским потенциалом Митрополит Иларион: Русская литература обладает глубоким воспитательным и христианским потенциалом
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
2 июля 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стала российская писательница и литературный критик Майя Кучерская.
Заседание Президиума Общества русской словесности Заседание Президиума Общества русской словесности
13 июля в 12:00 в Храме Христа Спасителя под руководством Председателя Общества русской словесности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится заседание Президиума Общества.
Почему учебники литературы не учат любить литературу? Почему учебники литературы не учат любить литературу? Почему учебники литературы не учат любить литературу? Почему учебники литературы не учат любить литературу?
Валентин Осипов
Непреложна истина: именно в школе начинает утверждаться и откладываться в сознании на всю жизнь, что классика – это фундамент чувств, духовности, а классики подсказывают поиск верного пути из чащобы быстро меняющихся литературных увлечений, мод.
Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить» Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить» Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить» Александр Привалов: «То, что происходит, – ужасно. Но это легко прекратить»
Выступление на Съезде Общества русской словесности
Я бы предложил потребовать больше часов на словесность, а также немедленного уничтожения 99 процентов бюрократических требований и проверок.
Комментарии
Игорь Петровский16 апреля 2016, 16:33
Н.С. Лесков в своё время написал работу "Безбожные школы в России".
В то время Закон Божий не преподавался в 20 процентах школ России.
А сейчас он вообще не преподаётся в светских школах.

Любовь16 апреля 2016, 12:59
!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Антоний Давидюк14 апреля 2016, 11:39
Думаю, что возрождение русской словесности должно осуществляться на всех доступных Церкви направлениях: в православной семье, в Воскресных школах, в православном интернете, где особенно проявляется безграмотность и невежество наших братьев и сестер помнящих о правах потребителя, но забывающих о христианской обязанности быть просвещенными и хранить Дар Божий - наш язык. Необходимы литературные редакторы на наших интернет-страницах, чтобы эти страницы не превращались в тусовки и помойки распространяющие заразу безграмотности и безответственности.
Олег12 апреля 2016, 17:57
Да, сейчас часто можно часто видеть неуважительное отношение к учителю, и к врачу, и к инженеру. Такая уж у них незаметная, но в тоже время огромная роль в обществе. Это люди связанные с будущим. Последнее время нам всем хочется все сразу, а здесь так не получается. Мало воткнуть семя в благодатную почву, его нужно взрастить, а это требует труда и времени. Посадить дерево, вырастить сына, построить дом – это как раз об этом. Нужно дать, а не получить. Плоды обязательно будут, не сразу, но будут. Мы все в богоборческое время потеряли правильные ориентиры в жизни. Каждому отдельно нужно взять свой крест, и со смирением, с верой, с любовью, всходить на свою Голгофу. Это конечно нелегко, но по-другому нельзя. Страшно отдать свою жизнь, но иначе не спасемся. Да, в нас кидают камнями, оскорбляют, унижают, одевают на голову терновый венец, но мы все равно должны со смирением нести свой крест. Так нас учил Своим примером Спаситель, так должны поступать и мы. Тогда и Слово воскреснет, и дух возродится, и миром будет править любовь.
АлександрГ. 11 апреля 2016, 19:45
Наталья11 апреля 2016, 15:00 Семья и школа. В остальном соглашусь с Вами. Авторитет учителя нужно поднимать, а не заниматься их шельмованием. Так уж сложилось, что труд учителей знаком мне не понаслышке. Мама была учительницей, бабушки мои были педагогами, тесть и теща также были учителями. Поэтому, каждое неуважительное слово по отношению к педагогам, оскорбляет меня до глубины души. Хорошо помню, как в свое время мне маленькому бабушка рассказывала, каким уважением пользовались учителя и врачи у народа. А сейчас? Честно говоря, даже говорить об этом не хочется, ибо ничего кроме горечи, неуважение к учителям и врачам у меня не вызывает. Если, Вы педагог Наталья, поклон Вам и уважение.
Наталья11 апреля 2016, 15:50
АлександрГ. 8 апреля 2016, 20:00 "кто должен заниматься воспитанием детей?"
в первую очередь семья, потом все остальное. когда ценности, внушаемые родителями часто даже не словами, а примером и поступками, идут вразрез с тем, что говорит учитель в школе, на кого будет ориентироваться ребенок?
после семьи идет общество и общественное мнение. а в сми создается образ "сумасшедших учителей", почти слабоумных, над которыми можно издеваться, которые не успешны по меркам современного общества (посмотрите ролики на ю-тюбе, сериал "Физрук" на тнт, ток-шоу Малахова об учителях, реально "шоу", и идут они в прайм-тайм). да и чего уважать людей, которые зарабатывают на уровне уборщиц в супермаркетах, 20 лет ходят в одном платье, имеют вечно замотанный и далеко не всегда ухоженный вид?
конечно, школа воспитывает, как может и на сколько сил хватает, но без поддержки семьи и общества это воспитание "коту под хвост".
ТАТИАНА17 9 апреля 2016, 18:31
К вопросу о воспитании. "Современный мирской дух внушает молодежи:"Не слушайте родителей,учителей".
Поэтому нынешние дети с самого малого возраста становятся все хуже и хуже.А больше всего портятся
те дети,родители которых,не понимая того зла,которое они им делают,восхищаются своими чадами и
считают их какими-нибудь там вундеркиндами,когда те разговаривают с бесстыдством...Мало-помалу
уважение совершенно сходит на нет.Чем большее уважение к родителям,учителям,вообще к старшим имеют дети,тем большую БОЖЕСТВЕННУЮ БЛАГОДАТЬ они приемлют.Чем они развязнее, непослушнее,тем больше
их оставляет Благодать Божия.МИРСКАЯ СВОБОДА изгнала не только благоговение,но даже элементарную мирскую вежливость." (СТАРЕЦ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ).
евдокия 9 апреля 2016, 16:25
А мы, обычные люди, чем может помочь на своем уровне этому Обществу?
Меня интересует, например, список РУССКОЙ и древнерусской литературы на..11 лет обучения ребенка.
будет дома самостоятельно читать , разбирать, не надеяться на школу.
Ибо самому, даже имея гуманитарное образование, сориентироваться очень сложно - ведь произведений масса.

Душа болит за русский язык и сознание детишек наших.

Например, в поликлиниках все обклеено плакатами от "активного гражданина"- сплошные обезьяньи кальки с английского да еще без пробелов. А "коучинги" и т.п. в рекламе образования?

ЛЮДМИЛА 9 апреля 2016, 15:46
Скажем честно-кризис образования! Школьный учитель-председатель профсоюза московской школы говорит-Ваши дети никому не нужны кроме родителей объясняйте ему мой предмет (математику) сами! помолитесь за эту гнилую систему образования!
РОЖАЙТЕ звучат призывы, а образование дать в этой стране неТ ВОЗМОЖНОСТИ,а все потому что чиновники своих детей выучат в Европе, а для нас платное КРУЖКИ ПЛАТНЫЕ , ПРОДЛЕНКА ПЛАТНАЯ ДАЖЕ ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ НЕТ СКИДОК НИКАКИХ
АлександрГ. 8 апреля 2016, 20:15
Наталья 8 апреля 2016, 16:00. "АлександруГ., школьное гуманитарное образование отвечает за образование, т.е. за набор знаний, умений, навыков, результатов, заложенных и указанных в рабочей программе каждой дисциплины. И умения различать добро и зло там нет, поверьте."................................ Верю. И знаю также, что одной из дисциплин "чиновничьего многоборья", является "нарезка самим себе задач, с дальнейшим выбиванием денег из бюджета". Соответственно задачи должны быть поменьше, денег должно быть побольше, об ответственности за невыполнение задач речи быть не может. Альтернативный источник финансирования желателен, но это как говорится по ситуации, решается каждым в индивидуальном порядке. Но у меня лично есть все-таки вопрос? С какой стати, гуманитарное образование вдруг перестало отвечать за воспитание? Почему тысячу лет, на Руси, в Российской империи и даже во всеми поносимом СССР воспитание всегда являлось составной частью образования, а тут вдруг надо же 20-ть лет назад кто-то решил, что все это неправильно и все с этим согласились? Почему кто-то считает, что либерал-чиновники в этом вопросе правы, а тысячелетний опыт наших предков не стоит и ломанного гроша? Двадцать лет, напротив тысячи лет, давших нам колоссальный опыт выживания в агрессивной окружающей среде. И не только выживания, но и сохранения своей национальной идентичности, сохранения своего социокультурного ядра и т.д. ....................... И только не нужно мне говорить о "передовом" опыте Западных стран. Ибо, если все это так, то мне никто не ответит на вопрос, откуда у англосасков такая маниакальная убежденность в собственной исключительности и мессианская вера в свою особую миссию. Им, что преподают это на уроках ботаники? А слушание гимна, стоя с рукой прижатой к груди перед началом занятий в школе? Это разве не воспитание? ........................... Но у меня возникает следующий вопрос: если школа воспитанием не занимается, а только "дарует" ученикам "компетенции", то кто должен заниматься воспитанием детей? Семья? Да, но не только, без школы в этой ситуации не обойтись никак.
Наталья 8 апреля 2016, 16:40
АлександруГ., школьное гуманитарное образование отвечает за образование, т.е. за набор знаний, умений, навыков, результатов, заложенных и указанных в рабочей программе каждой дисциплины. И умения различать добро и зло там нет, поверьте. Потому что это не образование, а воспитание. Раньше школа выполняла эту функцию, а сейчас она выполняет общественный заказ. Заказ такой - ребёнок должен справиться с ЕГЭ, чтобы получить допуск к высшему образованию. Если школа и воспитывает, то сугубо по собственной инициативе, которая, как известно, бывает наказуема. Раньше было понятие "трудовое воспитание": школьники убирали классы, ходили на субботники, помогали в меру сил делать ремонт и пр. Сейчас родители такую истерику закатят, если их деточке тряпку в руки дать и предложить пол помыть в классе, да и сами детки любят говорить: Не имеете права! Мы в суд подадим! Так что школа от воспитания освобождена.
АлександрГ. 7 апреля 2016, 23:15
Все, как всегда. Обсуждения, рассуждения, возражения. Давайте, будем откровенны. За что отвечает школьное гуманитарное образование? Какова его, первоочередная, "корневая" задача? А "корневая", изначальная задача гуманитарного образования в школе - дать ребенку четкую, ясную систему координат, отвечающую на вопросы: что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро и что есть зло. Причем, систему координат, как некую "сетку", с помощью наложения, которой на события реального мира ребенок сможет в нем ориентироваться. Все остальное, история с ее историческими событиями, литература, с ее описаниями, как различные герои решали в своей жизни те же самые вопросы, это все "факультатив", то есть это то, что "нанизывается" на эту ось. На эту же самую ось, у повзрослевшего человека "нанизывается", чувство патриотизма, чувство ответственности и т. д. И нынешние споры, с либералами идут как раз именно вокруг этого вопроса. Что нам отвечают либералы от образования? "Дети, в школе перегружены", заняты дети. Словом, говоря языком героя одного советского фильма: "зайдите попозже, товарищ". Либо начинаются туманные рассуждения, о том, что такой задачи перед образованием вообще не стоит, ибо ребенок подрастет, повзрослеет и сам самостоятельно разберется, что есть добро и что есть зло. Опаньки, но мне кажется, что последнее мы уже слышали. "Фантик" сбоку о "правах человека и его свободах", меня лично не убеждает. .............................. Ибо, все это напоминает слова змия, искушающего Еву: "в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло". Причем, "знающие" не только в смысле ориентирующиеся в том, что есть добро и что есть зло, но и сами определяющие, что именно является добром, а что именно является злом. Чем закончилось подобное познание, мы знаем, до сих пор расхлебываем. Но, если так, то позиция либералов от образования имеет четко выраженный вектор, давно заданный лучшим "другом" человека змием ....................... И все бы ничего. Но давайте себе на миг представим: сто сорок миллионов человек в один миг начинают, каждый самостоятельно определять, что есть добро и что есть зло. Бандитские 90-е, библейские "Содом и Гоморра" нам раем покажутся. И никакая полиция не спасет, ибо она к нам тоже не с Марса спускается. И законы, также никакие не спасут, ибо они также пишутся не "марсианами", а людьми которые будут самостоятельно искать ответ на этот вопрос. Кто-то скажет, что это невозможно. Возможно, еще как возможно. Ибо гражданская война это и есть тот самый поиск масс ответа на этот же самый вопрос: что есть добро и что есть зло, что можно делать и чего делать нельзя, но чем можно поступиться. Так, что не все так теоретически безобидно.
Лариса 7 апреля 2016, 22:33
Наконец-то. Начало есть. Радуюсь. Верю. Надеюсь. И огорчаюсь. Огорчаюсь потому, что живу в государстве, вышедшем из состава СССР. Не зависимом. Уроков русского языка в школе - один в неделю. Это в одиннадцатом классе. Литература вообще - почти факультатив, то по интернет что-то коротенькое "отпишут", то "наискосок" о чём-то прочтут, поговорят. Преподавание на русском языке сокращается и сокращается. 60 процентов предметов должны преподаваться на государственном языке. Освоить предмет на родном языке не всегда просто, а уж на не родном и того труднее. Школы закрывают, сливают - делают из двух одну, и одна теряется!.. Перешла моя внучка в другую школу из т.н. "слитой". К счастью, там не успели(?) перевести на государственный язык преподавания бОльшую часть предметов. И, например, биология, которая измучила нас всех, т.к. учить её на неродном языке - уму непостижимо, так вот биология из нелюбимого и непонятного предмета стала интереснейшим предметом с пятёркой вместо тройки. И так не только с биологией. Знание русского языка в плачевном состоянии. Запланировали, что в 12 классе найдём репетитора по русскому языку. Стыдно не владеть чистым красивым и грамотным родным языком. Далеко до России. И не знаю, куда обратиться, предложила бы своё участие в любом виде, если это возможно.
С уважением,
член Объединения русских литераторов Эстонии,
психолог
Лариса Шарова.
Наталья 7 апреля 2016, 13:42
Не выходит ни русский язык, ни русская словесность "на передний край". Я работаю в колледже, где дети после 9 класса должны за год пройти школьную программу за 10-11 классы, но часов на русский и литературу отводится в 2 раза меньше, чем в школе, например, роман " Отцы и дети" мы должны изучить за 2 пары, т.е. за 4 часа. Как это можно сделать? А никак! И либо мы качественно читаем, а главное, ещё и обсуждаем прочитанное, и не успеваем из 19 века в 20, либо берём всех авторов и их произведения обзором: ни уму, ни сердцу - жил-был-написал-умер.
Вера Алексеевна 6 апреля 2016, 18:53
Слава Богу! Русский язык, русская словесность - выходят на передний край! Просто сердце радуется! Бог в помощь!
тамара 6 апреля 2016, 17:50
Давно известно,что если нет своего языка,то нет и нации и государства.Что и хочется всем быковым ,улицким,ерофеевым. Нет,так не будет.Слава Богу ,что у нас президент человек русский и православный и ПРЕКРАСНО ЭТО ВСЁ ПОНИМАЕТ. А кому хочется ВАУ,О-КЕЙ...и т.д???? так едьте на запад,там и наслаждайтесь всем этим.!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×