Событие Воскресения Христова имеет непосредственное отношение к судьбе нашего народа

30 апреля 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стал заместитель председателя Государственной Думы С.В. Железняк.

    

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».

Сегодня православные всего мира встречают самый главный день в церковном календаре — Святую Пасху. В этот праздник христиане являют миру жизнеутверждающую силу своей веры, основанную на чуде Воскресения Христа. Именно вера в победу правды, в торжество добра над злом, в превосходство жизни над насилием и смертью сделало христиан способными на протяжении столетий играть роль объединяющей и созидающей силы общества.

О религиозном измерении общественной жизни в современной России, о роли Церкви в патриотическом воспитании будущих поколений я хотел бы поговорить сегодня с заместителем председателя Государственной Думы Сергеем Железняком. Здравствуйте, Сергей Владимирович!

С. Железняк: Здравствуйте, владыка!

Я считаю, что вопросы, касающиеся патриотического воспитания и вообще отношения к Родине, являются сутью того, что мы называем уникальным цивилизационным ключом русского мира. Вне Родины наш человек не может чувствовать себя уверенным, не может ощущать связи с той общностью, которая передается в поколениях. Именно поэтому в эти пасхальные дни весь наш народ, вне зависимости от принадлежности к Православию, считает Пасху важнейшим ярким событием и в истории нашей страны, и в современной России. Мы получаем пасхальные поздравления и от людей другой веры, которые также являются гражданами России и любят нашу страну.

Любовь к стране, к Родине — не созерцательная, не пассивная любовь. Патриотизм есть патриотизм действенный, который доказывается свершениями, делами, усилиями. И как невозможно говорить о любви к матери, к ребенку, при этом, не делая ничего для этого человека, точно так же невозможно говорить и о любви к Родине, не вкладывая свои усилия в ее процветание, не стараясь, чтобы жизнь становилась более мирной, более спокойной, более цивилизованной.

История России немыслима без истории Православия. Это две составляющие, которые являются ключом к успеху того, что мы видим сегодня. Да, перед нами много испытаний, в том числе испытывается наш патриотизм. Есть огромное количество недостатков в нашей жизни, но только мы сами, объединившись, сможем эти недостатки преодолеть и сделать так, чтобы наша Родина была достойным примером и евангельских заповедей, и всего того, что называют культурным, цивилизованным, в настоящем смысле этого слова, миром.

Митрополит Иларион: В жизни нашего народа есть определенные константы, опорные пункты, которые на протяжении веков помогали людям осознавать себя единым народом. И праздник Пасхи как раз относится к константам подобного рода. Нам трудно представить себе историю России без Пасхи. И это касается не только различных традиций, связанных с культурой народа, как, например, обычай печь на Пасху куличи и красить яйца, приходить в храм на пасхальную ночную службу, но связано и с тем мировоззрением, которое сформировало русского человека. Событие Воскресения Христова, которое само по себе перевернуло мировоззренческие основы человеческого бытия, имеет непосредственное отношение к судьбе нашего народа.

Когда Господь Иисус Христос умер на кресте, никто не мог предположить, что произойдет дальше. Хотя Он и предсказывал Свое воскресение, но никто не мог понять, как это будет. Когда женщины пришли к пустому гробу и увидели, что нет там тела Учителя, то поначалу они не знали, что делать. Потом уже Сам Господь явился им, явился ученикам, и все поняли что произошло это величайшее чудо истории.

Затем началось распространение христианства, которое дошло и до наших предков. И именно благодаря христианству сформировалось понятие «Святая Русь». И для того, чтобы убедиться, что Святая Русь — это не какой-то факт прошлого, а одна из констант нашего современного бытия, будет вполне достаточно прийти в пасхальные дни в церковь и увидеть, как народ реагирует на эту весть, когда священник торжественно возглашает: «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!» — ликуя, отвечают люди, относясь к воскресению Христа как к личному событию.

С. Железняк: Именно так и происходит. Каждый человек, тем более, человек верующий, сопрягает свою жизнь с определенными этапами, вехами. Совершенно очевидно, что Пасха, которой знаменуется окончание Великого поста, является радостным событием, укрепляющим каждого человека, который приходит в храм. Ведь он готовился к Светлому Христову Воскресению, разбирался в себе, пытался понять, что нужно изменить в жизни. Многие в чем-то себя ограничивали — кто-то больше, кто-то меньше, по мере возможности. Но именно это предуготовляет к празднику, дает силы на то, чтобы очистившись, идти дальше по жизни и творить добро.

Я не знаю статистики, но уверен, что в пасхальные дни гораздо меньше происходит различных правонарушений, потому что это праздничное настроение и та святость, которая нисходит в эти благодатные дни, даже самого закоренелого правонарушителя удерживает от различного рода неугодных дел.

Если говорить о патриотизме деятельном, то, несомненно, государство обязано взаимодействовать с Церковью, ведь это огромное сообщество наших сограждан. Русская Православная Церковь — самая многочисленная общественная организация в нашей стране, и не учитывать мнения, чаяния, пожелания десятков миллионов наших сограждан было бы, как минимум, странно для власти. Тем более, наши воцерковленные сограждане являются активными соратниками власти в том, чтобы был порядок, достойное качество жизни, чтобы правильно осуществлялось не только образование, но и воспитание детей, чтобы нуждающиеся получали соответствующую помощь, чтобы была справедливость. Все это объединяет нас и в сегодняшний день, и объединяет русскую цивилизацию в веках.

Митрополит Иларион: Зачастую, когда говорят о Церкви, собственно, представляют ее себе как организацию, которая ассоциируется, конечно, с Патриархом, с членами Священного Синода, с торжественными богослужениями, забывая, что все это только верхушка айсберга. А весь гигантский многомиллионный айсберг — это значительная часть нашего народа, его большинство. Поэтому Церковь не может восприниматься просто как некая организация, как что-то внешнее по отношению к народу. В значительной степени, Церковь и есть народ.

Конечно, в нашей стране на протяжении веков живут представители различных конфессий. Каждая из традиционных конфессий внесла свой вклад в формирование нашей национальной идентичности. Мы это прекрасно понимаем и взаимодействуем с традиционными религиями Российской Федерации. Но сегодня мы все призваны вкладывать в эту общую копилку, в которую люди разных поколений, представители разных религиозных традиций вкладывали свои таланты, все самое лучшее, что у нас есть. Думаю, что именно в этом и заключается понимание патриотизма.

Если попытаться сегодня ответить на вопрос из песни «С чего начинается Родина?», — мне кажется, что Родина начинается как раз с того чувства, что это — мое. Есть чужое, может быть, красивое, интересное, привлекательное, в чем-то, может быть, нас превосходящее, а есть мое. К Родине должно быть отношение как к своей семье, своему дому. Вы как мужчина прекрасно знаете, что есть жена, а есть еще какие-то женщины. И они могут в чем-то превосходить, допустим, Вашу жену, но Вы знаете, что это Ваша жена, и что именно к ней должны быть обращены Ваши самые лучшие чувства, переживания, потому что она — Ваша. И вот то же чувство, мне кажется, у каждого из нас вызывает наша Родина. С этого начинается все.

С. Железняк: В русском языке, владыка, есть удивительное слово «родное». Родное — оно не просто мое. Оно не отрывное от меня, это часть меня. Вы привели очень наглядный пример, и я хочу его еще усилить образом матери. Ведь мама вне зависимости от любых обстоятельств является лучшим человеком для каждого из живущих. Просто не имеет смысла обсуждать какие-то параметры мамы. Мама она и есть мама. Вот такое же отношение есть и должно быть к Родине. И если такое чувство внутри есть, значит, все в порядке, а если его нет, то это проблема, которая требует и размышления и самого человека, и возможной помощи со стороны тех, у кого он будет искать поддержку. Потерять себя легко, а найти себя очень сложно. Человек, который имеет внутри своего сердца любовь к Родине, никогда не потеряется, какие бы сложные обстоятельства не возникали на его пути.

Мы знаем, какие драматические, трагические события происходят сегодня и на Ближнем Востоке, и в центре Европы. Вопросы веры там стоят очень жестко. По сути, людям даже сейчас, в XXI веке, в новом тысячелетии, приходится отдавать жизнь за свою веру. Именно поэтому нам ни в коем случае нельзя идти на поводу у тех, кто призывает забыть или отказаться от веры наших предков, ущемлять права верующих или не обращать внимание на них внимание. Все это может привести к таким страшным последствиям, которые мы наблюдаем там, где этому не уделяется должного внимания.

Несомненно, Россия — многонациональная, многоконфессиональная страна. Более того, наш пример является уникальным для человеческой цивилизации. Наш опыт надо изучать. Я об этом стараюсь говорить на всех международных встречах. Нам ни в коем случае нельзя терять этот опыт, нужно передавать его из поколения в поколение. И без активного сотрудничества Русской Православной Церкви с нашими традиционными конфессиями это невозможно.

Митрополит Иларион: Но не будем забывать и о другом опыте. Это 70-лет господствующего атеизма, когда понятие «патриотизм» исключало Церковь, когда из народной памяти, народного самосознания пытались вытравить и Пасху Христову, и другие церковные праздники, и всю ту культуру, которая была связана с христианством, да и само христианство, само понятие веры в Бога пытались искоренить. Мы все тогда были свидетелями попытки искусственно отделить Родину от Церкви, патриотизм от веры. Но даже в те годы, когда вера была под запретом, народ все равно ее хранил, а иначе бы она никогда не возродилась. В конце 80-х – начале 90-х годов, когда положение в стране стало более стабильным, появились политические свободы, но если бы где-то в глубинах народного сознания, народной памяти, в сердцах людей не теплился этот огонек веры, он никогда бы не разгорелся таким пламенем, как сейчас. И никогда не было бы того религиозного возрождения, того массового строительства храмов, массового крещения, которое мы наблюдали в 90-е годы и продолжаем наблюдать в наши дни.

С. Железняк: Вы абсолютно правы. Народ в очередной раз доказал, что он мудрее и выше тех решений правителей, которые принимались в тот период. Народ смог перетерпеть страшные испытания во многом благодаря пониманию ответственности перед предками, которые нам в наследство передали значимость сохранения веры, наших традиций и, конечно же, благодаря той вере, которая у самих людей была в душе.

Я хочу обратить внимание на еще один исторический момент. Ровно в тот момент, когда началась страшная Великая Отечественная война, многие решения на уровне той тоталитарной власти были пересмотрены и открылись храмы, у священников была возможность обращаться к солдатам, которые находились на поле боя, причащать их и преуготовлять к бою, потому что из каждого боя возвращались далеко не все. Мы понимаем, что ровно в тот момент, когда возникает вопрос жизни или смерти Родины, даже самый глухой к традициям человек понимает, что без веры невозможно одержать победу, потому что, в конечном счете, одерживает победу не техника и не количество солдат, а вера.

Митрополит Иларион: Дух народа.

С. Железняк: Естественно. Уверен, что и те события, которые происходят сейчас, дают нам примеры выдающегося мужества, выдающегося гражданского служения людей. Это тоже ни в коем случае нельзя забывать или считать неактуальным в нашей жизни. Чем мудрее мы будем, чем более внимательнее мы будем относиться и к вопросам сохранения и укрепления нашей веры, традиционных религий, тех традиций, которые есть у наших народов, которые вместе живут и соратничают в России, тем меньше будет возможностей у различных сил, желающих зла нашей стране, расколоть общество или поставить его на грань выживания. Не дай Бог нам такой судьбы, которую мы наблюдаем у наших соседей. Россия в XX веке претерпела огромные страдания. И ни в коем случае не надо забывать эти уроки истории.

Митрополит Иларион: Пасха — это подвижный праздник церковного календаря. И очень часто Пасха почти вплотную придвигается к Дню Победы, и неслучайно пасхальная радость зачастую у людей сопрягается с радостью о Победе, которая была обретена тогда ценой миллионов жизней и с воспоминанием о погибших. Когда заканчивается пасхальная седмица, наступает день поминовения усопших — Радоница — и, как правило, у нас этот день окрашен именно воспоминанием о войне. Мы особым образом вспоминаем людей, отдавших свою жизнь за Родину.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:12), — говорит Господь Иисус Христос. Он, конечно, говорит, прежде всего, о Самом Себе, ибо Его смерть была искупительной. Этот искупительный подвиг Он совершил, чтобы избавить каждого из нас от власти ада, от власти смерти, открыть человеку путь к вечной жизни. Но те люди, которые жертвуют своей жизнью для других, с нашей христианской точки зрения повторяют подвиг Христа, ибо они умирают, чтобы другие жили. Этот подвиг ничем нельзя измерить, его цена безмерна. И об этом мы должны помнить, в том числе и в пасхальные дни.

Когда мы говорим о тех вызовах, с которыми сейчас сталкивается наше Отечество, то понимаем, что тоже находимся в некой критической точке. Мы видим, как сгущаются тучи вокруг нас, как накаляется международная обстановка. Время от времени мы слышим угрозы и призывы, напоминающие нам об опасности третьей мировой войны. И если мы не будем с таким же внутренним героизмом и самоотверженностью относиться к нашей Родине, то можем ее потерять. Вот почему всегда так важно обращаться к памяти людей, отдавших свою жизнь за Отечество.

С. Железняк: Необходимо пресекать попытки переписать или интерпретировать ту историю, которую мы знаем. Подобные попытки активно предпринимаются, и мы видим, что происходит с Иванами, не помнящими родства — по соседству с нами в братской Украине.

Вместе со всеми испытаниями, что выпали на наше время, Россия, тем не менее, является на сегодня свечой притяжения для огромного количества здоровых, мудрых сил, которые есть в мире. Недавно мы проводили в Москве большое мероприятие Международной парламентской ассамблеи Православия, которая объединяет все континенты, парламентариев из двух десятков с лишним стран, где есть традиционно Православие. И в вопросах, связанных с обеспечением мирного будущего для человеческой цивилизации, они во многом уповают именно на Россию.

Мы знаем, как сейчас в католическом сообществе смотрят на Россию и на нашу стойкость в сохранении наших традиций. Мы понимаем, что те изверги, которые уничтожают верующих, не разбираются, к какой именно вере те принадлежат, а пытаются насаждать свою бесчеловечную идеологию и сеют хаос. Именно поэтому нам необходимо искать возможности для мудрого диалога со всеми консервативными, традиционными силами в мире, чтобы ни в коем случае не позволять силам зла раскачивать тот неустойчивый мир, который достался человечеству с такими огромными жертвами, в том числе жертвами, принесенными нашим многонациональным народом во время Великой Отечественной войны.

Митрополит Иларион: Вы работаете в Государственной Думе — в нашем главном законодательном органе. Конечно, мне хотелось в разговоре затронуть и тему той ценностной основы, на которой должно строиться законодательство. Некоторые люди воспринимают законодательство как систему ограничительных мер, направленных исключительно на то, чтобы обезопасить людей от преступлений, повысить их материальное благосостояние, при этом забывая, что за всяким законодательством, так или иначе, стоит определенное мировоззрение.

Законодательство не может строиться на твердом фундаменте, если этим фундаментом не будут духовно-нравственные ценности. Очень важно, что в нашем сегодняшнем законотворчестве и законодательном процессе учитывается этот ведущий фактор, ибо если законодательство отрывается от духовной основы, то тогда открывается пространство для самого разного рода инноваций, таких, например, как легализация однополого сожительства. А, собственно, чем отличается сожительство мужчины и женщины от сожительства двух мужчин, если для оценки этого явления не используются те или иные духовно-нравственные критерии.

Думаю, что наша духовная православная основа, на которой строилась жизнь нашего Отечества на протяжении веков, и сегодня помогает в этом процессе.

Спасибо, Сергей Владимирович, за то, что были гостем нашей передачи. Я желаю успехов Вам и в Вашем лице всей нашей Государственной Думе.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
тамара 5 мая 2016, 03:42
Владыка,Сергей Владимирович,многая и благая вам лета.ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×