Молчание мучеников

"Молчание мучеников". Кадр из фильма. "Молчание мучеников". Кадр из фильма.
    

После многочисленных гангстерских лент, которые он пачками снимал в 1990–2000-е и которые завоевали ему популярность среди киноманов и кинокритиков, после разухабистой комедийной драмы «Волк с Уолл-стрит», навеянной экономическим кризисом, Мартин Скорсезе возвращается к тематике своей скандальной религиозной трагедии «Последнее искушение Христа» (которая не удалась именно потому, что дерзнула возводить хулу на Христа), вновь создавая неоднозначную ленту о духовных искушениях, испытаниях веры и искании Бога.

Трудно представить себе, что сегодня, когда ИГИЛ преследует христиан по всему миру, когда в Европе запрещено ношение нательного креста, когда христианство притесняется по всему миру, такой фильм, прославляющий мученичество во славу Христа, позволили снять. Секрет, видимо, коренится в режиссерской биографии Скорсезе, которому сейчас позволяют снимать все что угодно. Тем не менее ни одна крупная голливудская студия не согласилась продюсировать этот проект, и постановщик ограничился участием мелких студий.

Снимая, как всегда, с размахом — почти на три часа, Скорсезе разрабатывает объемное повествование, насыщенное блестящими диалогами, напряженным действием, отличной актерской игрой, острым психологическим противостоянием персонажей. Правда, монтаж и операторская съемка с четырех точек с головой выдает голливудскую систему производства. Прежде всего стоит отметить хорошее, почти безупречное актерское исполнение Эндрю Гарфилда, убедительно показывающего духовные метания своего персонажа, его колебания от твердой веры до сломленности предательством.

Вера простых людей оказывается сильнее, чем вера образованных священников

Постановщик ставит проблему духовного предательства, отречения от веры, к которой взывает все вокруг и внутри тебя, даже твоя собственная кровь, но Скорсезе ошибается, считая, что главное — сохранить веру внутри себя, а отречение — это формальность, ценой которой можно сохранить и свою жизнь, и жизнь других. Если бы это было лишь формальностью, мучители не требовали бы его с такой силой и не казнили бы за преслушание. В фильме, который является ремейком картины Масахиро Синоды, больше всего восхищает твердость веры простых людей, неискушенных в богословии, которая оказывается сильнее, чем вера образованных священников. Они осознанно идут на смерть, и — что бы ни говорил антагонист главного героя, священник Феррейра — умирают они не ради человека, которого уважают, а ради Бога.

Сцена падения главного героя снята потрясающе эффектно, Скорсезе использует здесь все свое мастерство, чтобы создать психологически давящую, мрачную атмосферу: герой ждет ответа от Бога, но слышит лишь голос дьявола внутри себя, призывающий его к предательству, все это совершается под одновременный говор двух искусителей, утяжеляющий выбор главного героя. Лайам Нисон, играющий Феррейру, появляется лишь под конец картины, чтобы исполнить роль почти дьявола, призывающего к предательству: священник-отступник, духовно сломленный испытаниями, теперь искушает другого, мятущегося, рефлексирующего священника.

В сценах их разговоров Скорсезе достигает почти брессоновской силы, вызывая в зрительской памяти ассоциации с «Дневником сельского священника». Здесь обнаруживается червоточина рефлексирующего сознания, наполненного сомнениями, которое значительно слабее целостного мышления простых людей, прочного как алмаз. Там, где интеллигент упадет, простой человек выстоит, в нем больше мужества и стойкости в час испытаний, потому что он не анализирует себя, разбирая по косточкам свои поступки, как это делает интеллигент и интеллектуал.

«Молчание» — лента не столько о молчании Бога, сколько о так необходимом в час испытаний молчании сознания мучеников. Если оно не молчит, терпеливо принимая страдания, а рефлексирует, подвергая все сомнению, то оно не выдержит и предаст свои идеалы. Именно об этом картина Скорсезе. Поднимая тему христианского мученичества, режиссер расширяет поле обобщений значительно больше, чем от него ждали, создавая картину о предательстве как таковом и рефлексии как его источнике.

Большого внимания заслуживает фигура Китидзиро, отступника, который постоянно отрекается от Христа, но потом искренне приносит покаяние. В отличие от своих родственников и друзей, крепких духом, он слаб, это своего рода альтер эго главного героя, совершающего отречение лишь один раз, но полностью от этого ломаясь. Герой задается вопросом: «Неужели Христос любил таких жалких людей? Вероятно — ведь в них нет зла?» Да, отвечает он сам на свой вопрос, Христос любил их и любит всякого кающегося: как бы ни был постоянен его грех, если он искренне кается, все ему прощается.

Другое дело, что сам уклад жизни такого человека не меняется, что в вечную жизнь он пойдет со своими страстями, с греховным укладом своей жизни, с грехом, укоренившимся в нем. Господь все простит, это правда, но если не делать усилие и лишь на словах каяться, то пользы от такого покаяния для души не будет. Фильм Скорсезе восхищает тем, что показывает амбивалентность духовного преуспеяния: те, кто казался слабыми, выдерживают испытание, оказываются подлинными мучениками, а те, кто храбрился, падают и отрекаются.

Фильм заставляет задуматься: «А на что готов пойти я ради Христа?»

Как говорят о главном герое после одного из разговоров: «Он высокомерен, потому обязательно отречется». Так и оказалось. В фильме показаны ужасающие в своей изощренности пытки, предпринимаемые против мучеников в XVII веке, но они не идут ни в какое сравнение с тем, что сейчас изобретает ИГИЛ, чтобы добиться отречения. Фильм заставляет нас задуматься: «А на что готов пойти я ради Христа? Готов ли я вынести эти пытки, чтобы не совершить эту, как говорят истязатели, “формальность”?»

К чести Скорсезе, надо признать, что он не ограничивается судьбой одного священника, показывая нам и другой вариант прохождения испытания: второй священник в исполнении Адама Драйвера умирает, пытаясь спасти своих прихожан, умирает достойно, не возводя хулу на Христа, — значит, и для рефлексирующего сознания возможно перенести испытания, но только если сомнения утихнут, уступив место прочной вере, молчанию перед страданиями.

Конечно, удивительно, что режиссер, снявший богохульное «Последнее искушение Христа», сейчас, почти что на закате своей жизни, создает столь откровенно христианское кино, как «Молчание», прославляющее подвиг мученичества во славу Бога. Но, быть может, эта картина будет одним из тех поступков, которые перед лицом Его загладят страшную хулу на Него, которую этот режиссер предпринял много лет назад в своей скандальной картине. Будем на это надеяться.

Александр Попов

15 февраля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Алексей Петренко: «Я верю – и всё! Верю!» Алексей Петренко: «Я верю – и всё! Верю!» Алексей Петренко: «Я верю – и всё! Верю!» Алексей Петренко: «Я верю – и всё! Верю!»
Монолог у черноплодной рябины
Актер Алексей Петренко о том, как хотел стать священником, в каком храме лучше молится, зачем учить церковнославянский язык и что делать с… черноплодной рябиной.
«С доверием ребенка я полюбил Христа» «С доверием ребенка я полюбил Христа»
Диак. Ненад Илич
«С доверием ребенка я полюбил Христа» «С доверием ребенка я полюбил Христа»
Беседа с диаконом Ненадом Иличем, сербским режиссером и писателем
О том, как и зачем снималось кино о сербских подвижниках XX века, почему до сих пор нет фильма о святом Савве и каково это – быть на границе между Востоком и Западом.
«В настоящем кино должна быть тайна Божественного прикосновения» «В настоящем кино должна быть тайна Божественного прикосновения»
Реж. К. Лопушанский
«В настоящем кино должна быть тайна Божественного прикосновения» «В настоящем кино должна быть тайна Божественного прикосновения»
Беседа с режиссером и сценаристом Константином Лопушанским
Юлия Руденко
Я испытывал такое поразительное сопереживание персонажам и событиям, что сердце разрывалось. И я не заметил, как во мне открылась дверь в сострадание чужому горю.
Комментарии
Сергей 8 августа 2017, 10:34
Полностью согласен с комментарием Дмитрия Украинца. Антихристианский фильм, где предатели показываются положительными героями. Вспомните святую Софию, как она смотрела на истязания своих трех дочерей и укрепляла их ради вечеой жизни с Богом. Но я не пойму, либо Скорсезе еще не так глубоко понял христианство, что пытался оправдать формализм веры, либо он делал это намеренно? Хочется верить, что первое и что Господь даст ему еще время для еще более глубокого переосмысления христианства
Елена12 апреля 2017, 12:00
Молчание - абсолютный шедевр.. а рецензия и правда грешит кривдой. Картина совсем не о том молчании о котором говорит автор статьи. Молчание в ответ на страдания слышит каждый христианин в своей жизни. Родригес чувствовал что Господь рядом когда крестил, исповедовал и окормлял души этих несчастных, потому что в этот момент он был счастлив! Нищие необразованные крестьяне, живущие в условиях тяжелейшего существования и ожидания рая "без налогов и работы" готовы идти до конца, иногда так и не поняв смысл вероучения. А сравнивать подвиги (того времени и сейчас при ИГИЛ) - последнее дело! Здесь нет антагонистов- у каждого своя правда! Ферейра понял глубочайшие расхождения в мировоззрении японцев.
Сергий12 марта 2017, 13:38
Как хорошо, что перед просмотром фильма я почитал о жизни святителя Николая Японского. Спаси Господи
Ирина23 февраля 2017, 12:57
Лукавый,антихристианский фильм.Посмотрите лучше "По соображениям совести"- вот там герой христианин,настоящий человек,готовый положить жизнь свою за други своя.
иерей Илья Баршунин22 февраля 2017, 09:31
думаю главная тема фильма озвучена одним из персонажей картины есть ли место в Божьем Мире для верующего, но СЛАБОГО человека.
Ольга21 февраля 2017, 22:05
Вроде бы все понятно, когда человек умирает за Веру, как мученик. Но герой фильма встает перед сложным выбором: отречься от Веры формально ради спасения людей или смотреть на их мучения. Вот и встает вопрос о гордыне. "Твоя слава - цена жизни многих людей" - внушают японцы герою фильма. Чем было формальное отречение от христианства героя фильма? Истинным подвигом милосердия ради спасения люлей или предательством, слабостью? Этот вопрос поставлен автором в фильме.
Андрей20 февраля 2017, 18:18
Фильм не понравился. Лудше посмотрите Монах у Бес
Ирина20 февраля 2017, 10:57
Когда читаешь святых отцов, то душа светлеет, словно пьёшь из чистого источника. А от этого фильма душа смущается и тревожится... единственный свет - лица простых людей. Их вера и молитва. Спаси, Господи!
Алла19 февраля 2017, 11:37
Раиса, а вы откуда знаете, в чем Скорсезе покаялся, и какой "навык" он приобрел? То известно только Богу. А мы можем судить по плодам. И данная картина - один из таких плодов. Очевидно, что автор прошел большой путь после богохульного "Искушения Христа".
Олег18 февраля 2017, 22:55
Неблагодарное это дело - в сортах такого кино разбираться. Разобрались ли? "Не думаю".
НН18 февраля 2017, 13:15
раиса18 февраля 2017, 06:00:.../ Странно вы рассуждаете,естественно все в руках Божиих, но мы, если хотим спасения, должны работать над собой постоянно/. - Истинно так! Вы точно знаете, КАК живёт автор фильма? И предвидите его кончину без покаяния? А вспомните разбойника благоразумного, который только 6слов с верою и покаянием произнёс на кресте перед самой земной смертью - и был с Господом в раю! И притчу о работающих в винограднике: Господь расплатился РАВНО как с теми, кто трудился на жаре весь день, так и с теми, кто трудился один час! Заведомо считать любого человека недостойным прощения - не правильно это! Бог - это Любовь. Не научимся этому - все наши труды, боюсь, насмарку пойдут.
раиса18 февраля 2017, 06:56
Нн, каждый православный церковный человек знает, что только покаянием и исповедью прощаются и разрешаются наши грехи. Никакими другими поступками невозможно загладить их. Это церковное таинство незыблемо. Что касается или/или, то наши православные святые утверждают, что недостаточно принести покаяние в грехах, необходимо еще приобрести навык не возвращаться к ним более. Для этого необходимо: если у кого, что отнял, вернуть и жертвовать всю оставшуюся жизнь, сделала аборт - борись с этим тяжким грехом, вразумляй женщин этого не делать и т.д. Странно вы рассуждаете,естественно все в руках Божиих, но мы, если хотим спасения, должны работать над собой постоянно.
Ольга18 февраля 2017, 01:09
Меня этот фильм очень впечатлил. Потрясло то, что простые японцы, культурной традиции которых христианство было совершенно чуждо, готовы были идти за обретенного Христа на действительно страшные муки. Рефлексирующий ум, как причина предательства - удивительно точно сказано! Именно так.
Дмитрий Украинец18 февраля 2017, 00:50
У Сюсаку Эндо есть роман "Самурай". Надо рассматривать фильм "Молчание" в контексте всего творчества Эндо. Так вот, в этом романе язычник-самурай в больше мере христианин, чем католический священик, мечтающий стать апостолом Японии. Эндо - японец до мозга костей. В его произведении-весь мир католиков(христиан) это фальшь. А вот японцы-язычники весьма хорошо выглядят. Мне показалось, что смысл в том, что не обязательно право верить, чтобы с Христом быть. Подмена понятий, на мой взгляд, налицо. Чем это вызвано?... Вам,читатель,думать. Пример совсем нам близкий - Святитель Николай Японский, вот с кого надо снимать кино об истинном Христианстве
Дмитрий Украинец17 февраля 2017, 23:58
Фильм посмотрел два раза. Комментарии прочитал. В фильме показан не крах иезуитской миссии в Японии, а поражение ВЕРЫ, как таковой. Читаем в житиях мучеников, как они укрепляли друг друга во время страданий- "Только не отрекись, БОГ воздаст тебе, брат". Что мы тут видим? Новую форму любви, оказывается! Плюнь на распятие, ногой попри Христа и избавишь людей от временных страданий. Но что самое гнусное - предатели Господа выступают, как положительные! герои. Для укрепившегося в вере православной(как автор статьи) кино вреда не несет-он (православный) прочтет между строк то, чего, возможно, режиссер и не думал показывать. Для ищущих и не нашедших -это яд, как и "последнее искушение Христа"
Василий17 февраля 2017, 20:55
Проживаю в Финляндии.Православие здесь живо,верующих не ограничивают в исповедании своей веры,никто не запрещает носить нательные кресты.Вызывает уважение и восхищение, что православные финны почитают и прославляют на финских богослужениях русских православных святых, как совсем недавно Ксению Петербуржскую, многие прихожане вместе с хором пели на всенощной акафист этой святой на финском языке.
Алексей17 февраля 2017, 20:11
Бог любит всех!!! Этим все и всем сказано!!! Остается вера и доверие Богу в величайшем даре-МОЛЧАНИИ-предельновозможной дистанции перед НЕОБХОДИМЫМ ВРАЗУМЛЕНИЕМ-РАБОТОЙ САМОГО БОГА.
Л.К.17 февраля 2017, 17:59
Иоанна_17 февраля 2017, 00:00 "фраза "когда в Европе запрещено ношение нательного креста" имеет совсем другой смысл и подразумевает совсем другой масштаб." Масштаб то может быть и другой, а вот суть та же. Тенденция то очевидна. Я два года жил в такой прекрасной стране Евросоюза как Италия, и как раз застал там компанию по изъятию распятий из школьных классов.
Нн17 февраля 2017, 16:17
раиса17 февраля 2017, 11:00.../ И еще, загладить хулу на Бога, можно только искренним покаянием и долгими годами искупления тяжкого греха, а не созданием очередной картины./ - Это Вы так решили, что ИЛИ/ИЛИ, почему-то исключив И/И... Вы же не знаете, было покаяние или нет. Только Господь знает, Ему и только Одному Ему решать, заглажен ли и искуплен грех, но никак ни нам с вами. Я фильм ещё не смотрела, не о нём сейчас речь, но если даже теоретически предположить, что многих христиан он заставит посмотреть на себя более критично, а неверующих задуматься о своём неверии, пересмотреть свои взгляды и хоть немного ИСПУГАТЬСЯ -то это в какой-то мере будет похоже на миссионерство... Бог всё решит.
Александр5217 февраля 2017, 14:35
Согласен с мнением Стефана: все очень тонко подано, не сразу и разглядишь...
Алла17 февраля 2017, 14:33
Раиса, а вот меня именно фильм "Страсти Христовы" сподвиг на то, чтобы пересмотреть свои взгляды на жизнь. Меня он потряс. Я поняла, ЧТО Господь претерпел ради нас. Только после этого шедевра Мела Гибсона, для меня слова "Христос умер за нас" перестали быть лишь одним из событий древней истории, пусть очень важным, трагичным, но далеким, и как будто покрытым пылью веков. Но увидев наглядно, как все это было, я поняла, что это касается меня напрямую, как если бы это все случилось сегодня, а не две тысячи лет назад. Тебе как будто со всей силы влепляют пощечину. Это очень полезно для современного человека.
раиса17 февраля 2017, 11:09
Я согласна с вами,Ольга, не хочется смотреть фильм. Всякая игра, лицедейство, притворство противны искренне верующему человеку. Жалкие потуги режиссеров, актеров, пытающихся играть самого Бога, святых, их мучения и страдания просто богохульны. Разве можно осветить реальные страдания, более духовные , чем физические, христианина, уходящего в вечность, когда решается его загробная жизнь, его преданность и любовь к Богу, на экране. И еще, загладить хулу на Бога, можно только искренним покаянием и долгими годами искупления тяжкого греха, а не созданием очередной картины.
Иоанна_17 февраля 2017, 00:29
Л.К.: /А со стюардесс (например в British Airways), с медработников, учителей и пр. периодически снимают (или увольняют с работы). Неужели не в курсе?// Как частные случаи, РЕДКИЕ частные случаи такие инциденты на рабочем месте в той или иной компании - да, бывают. Почему и попадают в прессу как особые происшествия. Но согласитесь, что фраза "когда в Европе запрещено ношение нательного креста" имеет совсем другой смысл и подразумевает совсем другой масштаб. Так вот, этот смысл и этот масштаб с действительностью не имеют ничего общего.
Стефан16 февраля 2017, 21:49
Дорогой автор статьи, братья и сестры во Христе! В фильме оправдывается отречение от Христа ради спасении новообращенных японцев-христиан от мученичества. Фильм совсем не для того, чтобы укрепляться в вере. Святая София тоже могла сказать своим дочерям Веры, Надежды и Любви чтобы отреклись чтобы жить, но она твердо верило в словах Спасителя: "ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф. 16:25). "Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того" (Мф.10:32)
Л.К.16 февраля 2017, 21:49
Елена16 февраля 2017, 11:00 "В Европе кресты носить можно! А кто с нас их снимет?" С Вас лично нет. А со стюардесс (например в British Airways), с медработников, учителей и пр. периодически снимают (или увольняют с работы). Неужели не в курсе?
Анна16 февраля 2017, 20:49
Спасибо автору за рецензию! Фильм очень понравился, нашла ответы на свои некоторые вопросы в данной статье.
раба Божия Тамара16 февраля 2017, 20:30
Хочу поддержать Елену (16 февраля 2017, 11:00) - тоже живу в Великобритании - носят кресты все - кто желает, никого не останавливают и не срывают! Храмы есть - люди посещают, в пост - постятся, так же как и в России - не все! У каждого свои взгляды и убеждения, по которым и живут, других не осуждают! Слава Богу за всё!
Лариса16 февраля 2017, 18:11
Фильм очень глубокий,серьезный, потрясающий, он почти не номинирован на Оскар, мне кажется, именно потому, что все остальные фильмы просто не подлежат никакому сравнению с ним. Всем рекомендую посмотреть. Заставляет задуматься о том, живешь ли ты действительно по-христиански, какова твоя вера, как ты любишь Христа?
Павел З.16 февраля 2017, 18:05
Обязательно посмотрю. Хотя я и не киноман. А вот рецензия грешит кривдой. Что, так мало интеллигентов отдали свою жизнь за Христа? Особенно в годы советских гонений? И почему "рефлексия" - это обязательно сомнения? Что, разве нет положительных размышлений?
sofia16 февраля 2017, 17:43
Я тоже живу за границей во Франции и ношу свой крестик без ограничений и даже я приняла православие здесь в католической стране Нас православных здесь больше 200 тысяч
Татьяна16 февраля 2017, 15:50
Спасибо, Елена (16 февраля 2017 г.) за Ваш комментарий. А то так горько стало от такой информации...
Андрей16 февраля 2017, 13:27
Этот фильм не ремейк, это ещё одна экранизация книги "Молчание" Сюсаку Эндо - японского писателя католика. Тема, основной конфликт, дилемма, сомнения персонажей - всё это оттуда.
Владимир16 февраля 2017, 13:17
Фильм понравился, заставляет задуматься о многом.
НН16 февраля 2017, 11:44
Спаси Господи автора за отличную рецензию, при первой же возможности постараюсь фильм посмотреть! В отличии от "Матильды", которому мы сделали бешеную бесплатную рекламу. Яркий пример тому, чему учила меня моя БЕЗграмотная бабушка: "Никогда никого ни за что не осуждай! Ты видишь, как человек грешит, но не видишь и не знаешь, как он кается. Может, Господь уже давно его простил, а тебя осудит за осуждение". И ещё одно её наблюдение - "чем больше храмов и людей в них, тем слабее вера". У нас - "Матильда", у них - "Молодой Папа", "Молчание", "Страсти Христовы", "Хроники Нарнии"... - это, наверное, не всё то, что снято ДЛЯ ШИРОКОЙ публики.
Маргарита16 февраля 2017, 11:31
"Там, где интеллигент упадет, простой человек выстоит, в нем больше мужества и стойкости в час испытаний, потому что он не анализирует себя, разбирая по косточкам свои поступки, как это делает интеллигент и интеллектуал." Зачем же так всех под одну гребенку? А мученица Елизавета Федоровна,не достаточно интеллигентна была полагаете? а Игнатий Брянчанинов? Василий Великий ,вот уж интеллект ,каких поискать,думаете они бы отреклись?
Елена16 февраля 2017, 11:27
В Европе кресты носить можно! А кто с нас их снимет? Пусть только подойдут...! Мы живём в Европе и пока все Слава Богу. Так что не преувеличивайте размах гниения Европы.
Погорелов Юрий16 февраля 2017, 10:51
Фильм сделан по книге японца-католика Сюсаку Эндо "Молчание".
Ольга16 февраля 2017, 10:48
В Петербурге этот фильм идет всего в двух (!) кинотеатрах, по одному сеансу утром на языке оригинала с русскими субтитрами... Как же это символично и печально...
Марина16 февраля 2017, 10:45
Вы говорите "...разухабистой комедийной драмы «Волк с Уолл-стрит»? Вы слишком скромны в высказываниях. А ведь этот ужас на экране номинировали на Оскар.
Ольга16 февраля 2017, 09:06
Честно говоря, не очень хочется смотреть фильм. А вот перечитать еще раз и еще раз Александа- очень интересно. Спасибо, Вам.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×