Апостольский подвиг святого Патрика

9 марта 2017 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Священный Синод постановил включить в месяцеслов имена нескольких святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, в западных странах.

17/30 марта Православная Церковь будет праздновать память святителя Патрикия, просветителя Ирландии († предположительно в 493 г.), более известного среди верующих как святой Патрик.

    

Святитель Патрикий родился в 389 году около Дамбартона, на юге Шотландии, в семье диакона Кальпорния, бывшего римского декуриона, отцом которого был священник Потит. Приблизительно в 405 году Патрикий был пленен ирландцами и продан в рабство, в котором пробыл шесть-семь лет в качестве пастуха. Затем он бежал в Бретань и подвизался в монастырях Галлии. В 415–420 годах он обратился к папе Римскому по поводу крещения Ирландии, но получил отказ. Успешной стала вторая попытка, предпринятая в 432 году. Патрикия рукоположили во епископа и он отправился в Ирландию с апостольское служение.

Предлагаем вниманию наших читателей отрывок из книги Евгения Старшова «Святые древней Ирландии» (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010 (Серия «Кафедра»)).

***

Жизнь и труды святого Патрика представляют собой сочетание подвига равноапостольного и святительского. Апостольское служение тройственно, оно предполагает учительство («научите все народы»), священнодействие («крестя их») и управление («уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (см.: Мф 28, 19–20)).

Учительство. Особенность христианского учительства, по словам отца Павла Флоренского, в том, что истина «не доказуется, а показуется». В связи с этим становится понятной та богодухновенная простота и ясность, с которой святой Патрик объяснил ирландцам догмат о Пресвятой Троице. Он разъяснил ипостасное бытие Триединого Бога по образцу листа клевера-трилистника, где три части нераздельно соединены в один лист. Он оставил в своей «Исповеди» (ок. 460 г.) вероучительный фрагмент, иногда называемый «Правилом веры в Троицу Кельтской Церкви»: «Ибо нет иного Бога, и не было никогда, и никогда не будет, кроме Бога Отца, нерожденного и безначального, от Которого все имеет начало и Который господствует над всем, как мы были научены; и Его Сына Иисуса Христа, Которого мы исповедуем всегда бывшим с Отцом, Который был духовно и непостижимо рожден прежде начал времен и прежде сотворения мира и Который сотворил все видимое и невидимое. Он был соделан человеком, победил смерть и был принят на небеса Отцом, Который дал Ему всю власть над всяким именем небесных, земных и преисподних, чтобы каждый язык мог исповедать Иисуса Христа Господом и Богом, в Которого мы веруем. И мы ожидаем, что Он скоро придет снова, судить живых и мертвых, чтобы воздать каждому по делам его. И Он изливает на нас в изобилии Своего Духа Святого, дар и залог бессмертия, творящего тех, кто верит и повинуется, сынами Божиими и сонаследниками Христу. И мы исповедуем Его и поклоняемся Ему, Единому Богу в святоименной Троице».

Священнодействие, включающее в себя совершение Таинств крещения (с миропомазанием), Евхаристии, а также и рукоположение в священство. Вновь обратимся к «Исповеди» святого Патрика как к драгоценному первоисточнику: «Я в большом долгу перед Богом, ибо Он даровал мне столь великую благодать, что мной многие были возрождены во Христе и после миропомазаны и что повсюду рукополагались клирики для них. Итак, нам надлежит расширить наши сети, чтобы мы могли великое множество и тьму людей уловить для Бога и чтобы везде могли быть клирики, крестящие и убеждающие тех, кто этого жаждет и в этом нуждается. Среди прочих была и красивейшая, счастливая, уже вполне зрелая женщина благородного происхождения из скоттов, которую я крестил (и которая) получила откровение стать невестой Христовой. Я крестил столь многие тысячи. И я ходил среди вас повсюду чтобы крестить, или рукополагать клириков, или совершать миропомазание».

Собор свт. Патрика в Арме Собор свт. Патрика в Арме
    

Церковное управление. В 445 году святой Патрик основывает главное архиепископство в Арме (Armagh) в графстве Даун. Святой Патрик становится первым примасом Ирландии, и на последующие века Арма остается центром Ирландской Христианской Церкви.

Предназначение на миссию благовестия. Святой Патрик описывает свой личный мистический опыт: вначале ему явился в видении некий пришедший из Ирландии муж Виктор, принесший послание под названием «Голос ирландцев». И далее: «...в тот миг, когда я читал начало послания, казалось, я слышал голоса тех, что обитали за лесом Фоклут, что у западного моря, и они взывали как одним голосом: “Мы молим тебя, святой юноша, чтобы ты пришел и снова был среди нас”. И в другую ночь, “в теле ли или вне тела, — Бог знает, я не знаю” (цитирует апостола Павла — см.: 2 Кор 12, 2), я был призван еще более ясными словами, которые слышал, но не мог понять, кроме окончания сказанного, что гласило: “Тот, Кто отдал за тебя Свою жизнь, Он говорит с тобой”».

Подвиг свидетельства. Вся жизнь и подвижничество святого Патрика являются подвигом свидетельства; он сам развивает эту тему в конце «Исповеди» (которая тоже является свидетельством!): «Вот, я снова и снова кратко повторяю слова моего исповедания. Я свидетельствую во истине и в радости сердца перед Богом и Его святыми Ангелами, что никогда не имел иной причины, кроме Евангелия и его обетований, чтобы вернуться к народу, от которого прежде бежал с таким трудом».

Чудотворение и власть над злыми духами. В «Исповеди» содержится рассказ святого о том, как по его молитве голодавшие спутники-язычники обрели свиное стадо, а затем мед. По своей скромности святой прямо не называет чудо чудом, но ирландские христианские предания рассказывают о нескольких чудесах святого Патрика. Король Лоэгайр, опасаясь за свою власть, подослал к святому убийц, но когда тот прочел гимн «Мольба оленя» (иначе «Крик оленя»), он и его спутники предстали перед убийцами в облике прекрасных оленей. Этот гимн сохранился до сих пор и, судя по архаичному ирландскому языку, может вполне принадлежать Патрику.

Место смерти Патрика было окружено множеством поющих птиц, в которых его современники увидели Ангелов. Ирландцы считают, что святой изгнал с их острова змей: он собрал их в коробку и кинул в море. Эта легенда имеет два толкования: буквальное (в Ирландии действительно не водятся змеи) и аллегорическое (победа святого Патрика над друидами и ниспровержение их учения; змея считалась одним из символов друидов. Эта легенда легла в основу иконографического образа святого Патрика — от ног святителя в разные стороны расползаются змеи.

Преследования и мученичество. Святого и основанную им общину преследовали ирландский король Лоэгайр из Тары и шотландский король Коротик из Думбартона. Святой пишет: «Святейший Бог часто избавлял меня — от рабства, и в двенадцати судах, в которых жизнь моя подвергалась опасности, от западней, устроенных людьми, и от многих других вещей».

Святительский подвиг также органически входит в подвиг апостольский; другое дело, что не все равноапостольные являлись святителями, но святой Патрик исполнил и святительский подвиг. Мы видим и духовную мудрость, ниспосланную от Бога, личностный подвиг аскезы (подвизание в галльских монастырях), чудотворение, смирение, милосердие. Особо выделим его противостояние с королем Коротиком: стояние за Православие и бесстрашие перед неправедными или нехристианскими властителями, а также забота о вверенной пастве являются одними из характерных черт святительского подвига.

Духовные наставники святого Патрика — святой Иоанн Кассиан и святой Герман Оксеррский. Они подвизались в Палестине, в Вифлеемской киновии, затем посетили египетские монастыри, беседовали с отшельником и духовным писателем Евагрием Понтийским, после чего прибыли в Константинополь, где пребывали под духовным наставничеством святого Иоанна Златоуста, рукоположившего Иоанна Кассиана в сан диакона, а Германа — в пресвитера. Позднее святые вернулись в Галлию.

Таковы основные грани духовного подвига святого равноапостольного Патрика. Его плоды начали появляться еще при жизни святого (на проповедь в Ирландии Господь отвел ему около шестидесяти лет!). Была создана Ирландская Церковь. Многие тысячи ирландцев обратились ко Христу: в их числе и «благородные», и местные князьки «короли» (Евграф Смирнов указывает в своей «Истории христианской Церкви», что Ирландия в первой половине VI века «уже вся была страною христианскою»). Получило начало монашество (святой Патрик не только строил церкви, но и основывал монастыри), и через это на ирландской земле укоренилась сиро-палестинская монашеская традиция, переданная святому Патрику его учителем Иоанном Кассианом. Святой Патрик даровал ирландцам алфавит и письменность и основал много христианских школ. Ученики и последователи святого Патрика продолжили его дело не только в Ирландии, но и за ее пределами, порой заново открывая свет учения Христова европейцам. В древнейших ирландских святцах (VIII век) содержалось уже триста пятьдесят имен прославленных святых. Таковы итоги миссии святого Патрика.

Христианизация Ирландии в V веке по Р.Х. — явление уникальное. Просвещение этой, совершенно дикой в то время, варварской страны произошло не «сверху», через указы римских императоров или местных королей, но благодаря многолетнему подвижничеству святого Патрика, просиявшего в апостольском служении, основавшего Ирландскую Церковь и обратившего ко Христу тысячи людей. Ряд исследователей полагает, что успеху миссии святого Патрика содействовало стремление высших слоев ирландского общества освободиться от власти друидов. Так или иначе, христианизация Ирландии прошла бескровно, и миссия святого Патрика принесла обширные плоды. Через своих учителей — святых Иоанна Кассиана и Германа Оксеррского — святой Патрик принес на ирландскую землю духовные сирийско­палестинские традиции. Служение равноапостольного Патрика находит полную аналогию с миссионерством святого апостола Павла и в целом характеризуется пастырством (учительство, священнодействие и церковное управление). Оно включает и такие аспекты, как избранность, благовестнические труды, подвиг свидетельства, дарованная от Бога мудрость, посвящение в Божественные тайны, чудотворение.

Книгу можно приобрести:

Евгений Старшов

30 марта 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Воскрешение дочери Иаира Воскрешение дочери Иаира
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Воскрешение дочери Иаира Воскрешение дочери Иаира
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Иаир — один из немногих персонажей евангельской истории, который у двух евангелистов (Марка и Луки) назван по имени. Он мог быть назван по имени потому, что был известен раннехристианской общине: возможно, после воскрешения дочери он примкнул к ученикам Иисуса.
Сила книги Сила книги
Протоиерей Андрей Ткачев
«Все записанное буквами человеческими недалече от Бога. Всюду, где есть альфы и омеги, беты и гаммы, всюду, где есть текст, должен быть и Христос».
Цветы пустыни Цветы пустыни
Воспоминания монаха Александра о пребывании на Святой Земле и Синае
Среди тех, о ком пишет отец Александр, есть и прославленный ныне святой мученик и преподобные, есть бедные и многодетные бедуины-кочевники и семья копта, владельца маленького ресторанчика, есть и продавец овечьего навоза и жадный и богатый скотовод, вразумленный за свою алчность.
Прививка от уныния Прививка от уныния
Анна Яковлева
Во всем виноваты негативные мысли и эмоции, они разрушают иммунитет. Более того, депрессия будит дремавшую в организме болезнь. Недаром и православие называет отчаяние и уныние тяжким грехом.
Иисус Христос. Жизнь и учение Иисус Христос. Жизнь и учение
Книга 3. Чудеса Иисуса
В издательстве Сретенского монастыря вышла третья книга — «Чудеса Иисуса» —из шеститомной серии митрополита Илариона (Алфеева) «Иисус Христос. Жизнь и учение».
Во гласе хлада тонка... Во гласе хлада тонка...
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
В книгу вошли беседы об Афоне и особенностях святогорского исихазма, не изданные до сих пор личные дневниковые заметки автора, а также его статьи и доклады о схимонахе Иосифе Исихасте и преподобном Силуане Афонском — носителях Божественной благодати и учителях Иисусовой молитвы.
Патриарх Сергий (Страгородский) Патриарх Сергий (Страгородский)
Борец за сохранение Церкви в эпоху жесточайших гонений, подвижник и молитвенник, истинный пастырь, он являлся также крупнейшим ученым в области богословия, церковной истории и философии, миссионером, церковным писателем, знатоком новых и древних языков, автором богослужебных текстов.
Патриарх Пимен (Извеков) Патриарх Пимен (Извеков)
Строгая верность православию, глубокая молитвенность, любовь к родным духовным и церковным традициям и церковнославянскому языку, смиренномудрие стали теми качествами, которые отличали Патриарха Пимена и помогали ему вести церковный корабль.
Митрополит Лавр (Шкурла) Митрополит Лавр (Шкурла)
«Владыка завершил свой жизненный путь самым важным событием — восстановлением единства Русской Церкви. Это состоялось при нем, и, я думаю, без него это было бы немыслимо. Поэтому мы должны сохранить благодарность ему именно за это великое дело».
Комментарии
Фома30 марта 2017, 20:00
Много лет назад в течение многих лет "праздновали" этот день. В пивняке, ирландском пивняке в Москве. А сейчас - возраст не тот, старость типа, но... опять в этот день ходят раскрашенные зеленые набухавшиеся пива типа христиане. Никому не судья. Просто Фома.
Владимир Степанов30 марта 2017, 18:00
Воистину, слова этого мужа излучают свет Православия! Святый равноапостольный отче Патрикий моли Бога о нас грешных!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×