Повсюду православные

Я вешаю в алтаре объявление с интригующим названием: «Прейскурант привилегий штатного священника». С легкой руки отца настоятеля я именуюсь ключарем, имея неясный, но широкий круг обязанностей. Доведенный до смеси недоумения с усталостью от поповских причуд, он решил ввести систему штрафов (не из желания ограбить своих сослужителей, конечно, а сугубо в целях повышения дисциплины). Рассудите сами: то священники на службу опаздывают хронически, то не готовятся к проповеди и несут с амвона чушь, то срывают требоисправления. Непорядок. Волнуются и ропщут люди, а настоятелю уже надоело проводить профилактические беседы.

К заданию я решил подойти творчески и, отступив на шаг, любуюсь текстом:

«Дать начальный возглас на богослужение с опозданием до 5 мин. – 200 руб.

Дать начальный возглас на богослужение с опозданием свыше 5 мин. – 500 руб.

Сказать неподготовленную проповедь хуже митр. Антония (Блума) – 500 руб.

Отказаться совершать заочное отпевание/молебен/литию/панихиду и т.п. по причине, не одобренной настоятелем, – сумма стоимости требы (или суммарной стоимости записок).

Данный прейскурант утвержден настоятелем храма. О льготах, скидках и недельных абонементах договариваться лично с настоятелем».

И был еще постскриптум. Лично от меня:

«Фривольное обращение с церковнославянской грамматикой – позор и порицание от святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».

Заметил ли кто-нибудь, что не так уж и редко священники и диаконы читают записки с именами, ставя их исключительно в родительный падеж? Как будто все прочие падежи отменили за ненадобностью. Впрочем, если клирик привык к малоразборчивому речитативу, со стороны это может и не резать слух. А ведь далеко не во всех церковных молитвах, где требуется поменять имяреков на обозначенные в записке имена, подразумевается родительный падеж:

«Призри, Человеколюбче, милостивым Твоим оком на рабы Твоя Галину, Михаила, Иоанна, к Твоему благоутробию верою припадающыя…»;

«Во славу Твою вся творити повелевая, Господи, рабом Твоим Галине, Михаилу, Иоанну, к Твоей славе дело свое начинающим…»;

«…благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниях на рабех Твоих Галине, Михаиле, Иоанне, бывших, ныне смиренно приносящее…»; и т.д., и т.п.

Ну как же тут родительный падеж вставлять? Где же будет смысл?

И совсем уж дико слышится на панихиде:

«Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим Галины, Михаила, Иоанна и сотвори им вечную память».

Получается бессмыслица. Но разум бессмыслицу отвергает и на слух предлагает вариант, что упомянутые Галина и Михаил с Иоанном были рабовладельцами. А молитва совершается как раз за некогда угнетенных, голодных и проклятьем заклейменных, к этому моменту скончавшихся.

Не раз я обращал внимание своих собратьев на этот факт, но они в силу привычки продолжали использовать лишь родительный падеж, в котором имена уже стоят в поданных записках.

А вот отец диакон возглашает «Спаси, Боже»:

«…Боже… низпосли на ны милости Твоя Богатыя… предстательствы… святыя праведныя Иоанны мироносицы, преподобного Сампсона странноприимца… и обретение мощей преподобнаго Амвросия Оптинского… и собор Новогородских святых…»

Уловили мысль молитвы? Она потерялась. Диакон просто перечислил всё, что указано в месяцеслове его служебника, не задумавшись над тем, чтоб на ходу просклонять имена тех святых, чья память празднуется ныне.

Чтобы грамотно склонять имена, не требуется быть филологом. Нужно всего лишь понимать, о чем ты молишься

А ведь для того, чтобы грамотно склонять имена по падежам, вовсе не требуется быть филологом и лингвистом. Нужно всего лишь понимать, о чем ты в данный момент молишься. Богослужебные тексты зачастую непонятны прихожанам именно в силу того, что клирики и причетники сами плохо понимают то, что читают и поют:

«Еще молимся… о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных».

Как видите, после слова «повсюду» стоит запятая, поскольку умершие православные отцы и братья лежат здесь и повсюду. Однако паузу диаконы и священники делают, как правило, после слова «лежащих». В результате мы получаем неправославных умерших отцов и братьев, которые лежат где-то здесь, а православные то ли находятся повсюду, но не лежат, а ходят, то ли, куда их пальцем ни ткни, они везде православные, с ног до головы, так сказать.

«Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления…»

Как нам назвать Тебя, о Благодатная? Небом, так как через Тебя воссияло Солнце правды? Раем, поскольку Ты вырастила Цвет нетления?

Этот прекрасный Богородичный тропарь частенько читают, пропуская вопросительный знак:

«Что Тя наречем, о Благодатная Небо».

Как осмыслить получившуюся фразу, я не знаю.

Быть может, это болезнь нынешнего века? Двадцать первого уже, как-никак. То ли дело лет двести назад, уж тогда-то люди лучше понимали церковнославянский язык, придя в храм!

А вот и нет.

Александр Грибоедов, «Горе от ума»:

«Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой».

Но откуда же им взяться, расстановке и толку с чувством, если никто не научил пономаря замечательному творению святых моравских братьев? А он потом становится псаломщиком, диаконом, священником, архиереем. И вот, слова комедии, написанной два века тому назад, актуальны до сих пор.

Алтарник занят тем, чтоб поскорее дочитать текст апостольского чтения, паремии или Псалтири, диакон же занят тем, чтобы максимально использовать свои вокальные данные, певчие сосредоточены на нотах, а священник думает, вовремя ли ему подадут кадило и почему клирос так долго тянет обычное «Господи, помилуй». И никому из них порой нет дела до того, чтоб задуматься, о чем же он молится. И ныне же поющие, чтущие и «повсюду православные» на богослужениях вины не имут о гресе своем. Как вам мнится, дорогие читатели, они прям-таки не виноваты или, наоборот, не имеют никаких извинений в своем грехе?

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Погружение в церковнославянский язык Погружение в церковнославянский язык
Анна Сапрыкина
Погружение в церковнославянский язык Погружение в церковнославянский язык
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Можно предложить ребенку сделать свой молитвослов на церковнославянском с уже хорошо знакомыми ему молитвами. То, что слова молитв написаны им самим, помогает преодолеть страх перед текстом: ведь если я сам написал, то как же не смогу прочитать?
Трудные места богослужебных текстов Трудные места богослужебных текстов
Иеромонах Тихон (Васильев)
Трудные места богослужебных текстов Трудные места богослужебных текстов
Иеромонах Тихон (Васильев)
В общественном православном сознании уже давно как бы витает такая идея, что существует огромное множество «неудобовразумительных» мест в церковнославянских богослужебных текстах. На самом деле за три года бытия группы «Трудные места богослужебных текстов» ею было начато не больше трех десятков обсуждений таких сложных мест.
«Наибольшей причиной непонимания богослужения является рассеянность ума» «Наибольшей причиной непонимания богослужения является рассеянность ума»
Прот. Леонид Ролдугин
«Наибольшей причиной непонимания богослужения является рассеянность ума» «Наибольшей причиной непонимания богослужения является рассеянность ума»
Беседа с протоиереем Леонидом Ролдугиным
Сейчас многих волнует вопрос о возможных изменениях в богослужении. В Интернете и печатных СМИ идет дискуссия о языке богослужения, о том, как сделать богослужебные тексты «более понятными», насколько необходимы их переводы, кто и как этими переводами должен заниматься. Мы попросили высказаться на эти темы протоиерея Леонида Ролдугина.
Комментарии
Настя11 июля 2017, 00:47
Спасибо вам. Еще пишИте, пожалуйста.
А.К.15 мая 2017, 22:41
Иронично порицая лень и невежество собратий (и по делом), автор, между тем, напрасно обозвал святых Мефодия и Кирилла "моравскими братьями". Они, безусловно, участвовали и в просвещении Моравии, однако собственно название "моравские братья" принадлежит чешской протестантской секте.
Алексий Любитель-Природы14 мая 2017, 18:55
Здесь проблема, на мой взгляд, гораздо глубже зарыта. Если читать и петь (о качестве пения почему-то не упомянул автор) качественно, то продолжительность богослужения по времени значительно возрастёт. Готовы ли к этому прихожане, чтецы, певцы и священники? А то ведь у нас сейчас все либо немощные, либо занятые чересчур. А некоторые и то и другое сразу. :( А если храм сельский, то ещё нужно, чтобы всенощная успела закончиться минут за 15-20 до последнего автобуса, чтобы эти несчастные бабушки, чтоб им провалиться, которые на службу из соседних деревень приехали, чтоб они смогли обратно к себе домой уехать.
Андрей Юрьевич13 мая 2017, 19:02
В Алтаре тоже шутят? Для христианина, кому суждено единожды оказаться там, такой "репортаж" из освященных мест - несомненная духовная ценность. Да, остроумно вывешивать в Алтаре ценники, как в свечных лавках. Весело, и когда алтарник иронично рассказывает всему свету о "причудах" настоятеля. Подобные "откровения", видимо, должны скреплять православную паству, ибо подтверждают: все мы - и священники, и прихожане - люди грешные. А про 'вольнонаемных" церковнослужителях и говорить не приходится, - читают по церковнославянски порой так, что и не разберешь ничего. Очень полезная статья получилась. Жаль только, что написана не по церковнославянски. Никто бы и не понял ничего.
ishimb insto.ru13 мая 2017, 13:51
В одном из монастырей услышала как читают Великим Постом отрывки из Бытия, Притчей и тд. Их читали выразительно не, так как псалмы, а со смысловыми паузами- и вдруг по- другому совершенно услышалось Писание и было легко внимать и следовать за мыслью. Наш замечательный регент всегда делает акцент на том, что сначала идет слово, потом мелодия. Но мы, конечно, застреваем на нотах... прав тут батюшка.
Алексей Кулько13 мая 2017, 12:05
Хорошая статья.
Юрий13 мая 2017, 10:49
По-моему,поставленная проблема может быть разрешена только принимая во внимание особенности греческого стихосложения и перевода его на старославянский. В частности, "повсюду православных" объясняется, скорее всего, смещением ритмического ударения с "повсюду" на "православных" (в стихосложении подобное называется "икт" - см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D1%82). Не будем забывать, что мы имеем дело с текстами высочайшей сложности не только в духовном, но и в художественном отношении (единство истины, добра и красоты). Возможно, мое мнение ошибочно, но я с настороженностью отношусь к людям, требующим от церкви "сделайте нам понятно". Потрудитесь и поймете.
Евгений Ф12 мая 2017, 20:35
Несколько раз возвращался к этой статье и вот что думаю. Информация на 100% правильная и нужная. И если бы автор писал что-то вроде: "Братья, нам надо обратить внимание на ... эти паузы... эти спряжения ... эти ошибки... потому что они искажают смыл текстов", то к автору во мне было бы только чувство глубокого уважения. Но автор продемонстрировал в первую очередь искрометность своего ума, грамотность, остроумие, короче, самого себя. Его коллеги подпали под осуждение, как формалисты или слабые умом. Может, ошибаюсь, но мне кажется, что форма подачи не намного менее значима по важности, чем содержание. Не с фарисейством ли мы здесь столкнулись?
Евгений Ф12 мая 2017, 20:12
Авторы посылают статью на "Православие.ру" и умывают руки. Под статьей десятки читателей выражают свое согласие, несогласие, мнение, делятся сокровенным, задают вопросы авторам. Но авторам уже, извините, по-барабану. Авторы не отвечают на комментарии. Это поразительно! Большинство авторов - священники. Их неответы вдвойне поразительны. Например, в комментариях под этой статьей затронуты темы, до которых и автор явно не додумался. Батюшки, с вами паства беседует. Почему без ответа оставляете мнение читателей?
р.Б.Сергий12 мая 2017, 13:47
Конечно,грамотно произносить молитвы важно,но...Можно увидеть объявления о наборе в церковный хор,требование-музыкальное образование,желательно знать богослужение и ...ничего не сказано о вере.Т.е.является ли человек православным,ведет ли духовную жизнь,понимает ли,что пение,чтение-это наше обращение к Богу,а не просто правильное и мелодичное произношение?
Кирилл12 мая 2017, 13:41
Поделюсь своим опытом, не взыщите. На мой взгляд наиболее близкие к идеалу Богослужения проходят в единоверческих общинах РПЦ МП. Здесь уделяется особое внимание благочинию во всех его проявлениях в том числе ударениям, произношению, различным погласицам по виду молитвословий. Сразу бросается в глаза исключительная молитвенная собранность притча и прихожан, осмысленность молитвенных действий, неторопливость, "неотмирность" славословий и песнопений, понимание большинством прихожан структуры и текстов Богослужения, ну и немаловажно особое вниманию к благочестивому внешнему виду, максимально скрывающему особенности телосложения как мужчин так и женщин.
Алексей12 мая 2017, 11:59
Прошу прошения, если несогласием кого обижу: 1. Грамотность и духовность - не зависят друг от друга. Хорошо если есть первое, а нет - тоже не беда. Второе - важней. 2. Текст молитв вообще-то нельзя читать "с интонацией". С духовной т.зрения молитвы действительно надо читать четком или "речитативом", но протяжно. 3. Автор задает вопрос: Что делать? А в начале статьи САМ ЖЕ судит об обязанностях настоятеля и ключаря. Надо бы автору в устав нашей РПЦ заглянуть - исправление служб - их дело. Вот так и делать - одним следить за грамматическими ощибками, а другим за благолепием в храме.
Андрей12 мая 2017, 10:53
Если на все упомянутые в статье паузы, запятые и ударения смотреть системно, думаю хорошо составить из них список. Десяток наиболее частых - сразу вспомнится, еще десяток - дописать, пообщавшись со своим окружением. И в дальнейшем - всех ознакомить, но не формально, а провести беседу, обсудить почему это важно. А затем периодически контролировать, можно увязать с поощрением. Но это если заинтересован отец-настоятель. А если это одного батюшку волнует, а остальным все равно, тогда, наверное, лучше потерпеть и молиться.
Андрей12 мая 2017, 10:52
Литературное амплуа протоирея Сергия Адодина мне кажется интересным. Читая текст видишь в батюшке не только "духовный идеал", но и "простого человека", с его заботами, попечениями и недосказанностями. С одной стороны это искренне, с другой стороны иногда задаюсь вопросом "а не ропот ли это?". Что касается темы, меня смущает, когда читают "Господи помилуй" 40 раз, без пауз. Когда чтец делит на 4-5 или хотя бы на 10-12, молюсь вместе с ним. А когда 40 подряд, ощущение, что идет стрельба из пулемета. Сонастроиться не получается, как ни старался.
Сергей12 мая 2017, 10:32
Есть ещё один интересный момент в жизни каждого из нас, это смерть. Я, бывая на отпеваниях в храме, морге и крематории, не перестаю удивляться "безразмерности" чина отпевания. Рекордсменом явился Питерский крематорий - около 3(трёх) минут!Кстати,стоимость не зависит от длительности и составляет 5-6 тыс.руб. В среднем 10-15 мин.Отпевали маму приятеля,старообрядца - около 1,5 часов. Спросил батюшку -старообрядца, а он ответил, что чин у нас с вами один и тот же. Пикантность ситуаци в том, что являясь "требоприемником" никак не повлияешь на ситуацию. Навести бы в этом, хоть какой то порядок. Советую, при возможном приближении данной требы, озаботиться самому о её должном исполнении.
Авраам12 мая 2017, 08:24
Интересное замечание было высказано о порядке слов в Богослужебных текстах. Те, кто читали Октоих (прежде всего - там) знают, что если не в том месте сделаешь паузу (не хватает дыхания), или не ровной интонацией произнесёшь, то смысл, действительно, может потеряться или обрести противоположный, а то ещё и развеселишь кого :( Думаю, что стоит обсуждать перевод церковно-славянских текстов на ... церковно-славянский! Когда их переводили в древности, использовали прямую кальку с греческого (разумеется), и чтобы сейчас докопаться до смысла - иногда легче заново переписать текст с грамотным порядком слов: переставить на своё место вводные слова, обороты, но при этом не поменяв ни одного слова!
Наталья11 мая 2017, 23:54
Дополн.про «косяки».Дорогие клиросные,хотелось бы больше здравого смысла при разделении стихир и тропарей(сама клиросная).Наприм.:во многих храмах на Введение в конце тропаря праздн.поют:радуйся,смотрения/Зиждителева исполнение.Попытайтесь осмыслить и это тоже! Правильно поют в Оптине:радуйся,/смотрения...и т.д. Это хорошо,что Вы исправляете своих клириков,спасибо Вам за это.Кто скажет чтецу,что на середине шестопсалмия не положено поклонов,в тексте часослова прямо там написано это красными буквами.?Зачем,дирижируя на Симв.веры дьяконы кланяются вообще и паче на словах «во единую..церковь..»? Но,наверное,как и в любой профессии,люди всегда будут ошибаться.Помоги Господи нам всем исправиться!
Наталья11 мая 2017, 23:11
Батюшка, Вы подняли актуальную тему. Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением. Мнится, что люди, непосредственно участвующие в службе должны делать это с максимальным усердием. Но и приходится снисходить к их, порой немощным, усилиям. Конечно, при желании все храмы могли бы найти у себя множество подобных «косяков». Отрадно, когда именно священник относится к ним так не равнодушно. Из своего, намозолившего мозг и уши хочется добавить повсеместное верчение прихожан за кадящим храм священником, «ивасы» при первом выносе чаши посередине Херувимской(люди, понятно, что "вас никто не учил», но книг сейчас полно,прочитайте уже,что положено в этом месте говорить, причем, про себя, а не вслух)
Алевтина Савиных11 мая 2017, 23:02
Очень правильная статья! А все ошибки в речи священнослужителей - от лености , нерадения и нелюбви . Никаких оправданий , что что язык не наш ( как в посте одного священника (!) , что не научили , что миряне не понимают, быть не может. Учитесь , вникайте , тренируйтесь ! Плохо , что подготовка священнослужителей , особенно в местных духовных училищах, на низком уровне, просто бурсацком . Но проблему решать надо !
Елена Хромова11 мая 2017, 22:05
Век живи - век учись!
Надежда11 мая 2017, 21:32
Не знаю, как в церковно-славянском, а вот в болгарском языке имена на службе не склоняются, а ставятся в именительном падеже.
Александр Давыденко11 мая 2017, 21:22
Какой-то скрытый выпад против церковно-славянского языка в данной статье
Олег11 мая 2017, 20:29
Не удивительно, проблема качественного отношения к делу за которое взялся-общероссийская. Лентяй он и в алтаре-лентяй, и за станком- лентяй, и в поле-лентяй.Без любви к делу качества добиться невозможно.Первое слово первой заповеди- "возлюби...." без этого чувства все, чем бы человек ни занимался- просто разной степени тяжести труд за деньги.
Светлана11 мая 2017, 20:26
Мне не раз как регенту приходилось получать выговоры, что растягиваю службу, для других я пела наоборот очень быстро.А в ситуации, когда ты на клиросе практически один и за певца, и за чтеца, а на горле почти нет живого места, потому что петь во время твоей болезни больше некому, естественно качество пения очень страдает.И при этом, как правило, чтению учиться никто не хочет, потому что это силы и время, а пономарям нужно думать как семью кормить.Прочитает он Апостола на службе кое-как, а ты ему благодарен и за это. Как ответил Феофан Затворник одной даме, кот. жаловалась на клирос:"Для Вас поют, значит и раны за Вас принимают".Если прихожане помогут клиру молитвой, ситуация улучшится.
Антоний11 мая 2017, 20:08
P.S. Пара слов по поводу "аттестации работников храма". Заметьте, что алтарники и певчие, - это в большинстве случаев миряне, которые в храме трудятся не за плату, но во Славу Божию. Аттестацию, повышение квалификации они проходят на рабочих местах, на которых зарабатывают себе на жизнь. Они - инженеры, продавцы, врачи, учителя. Хотите сделать работу лучше, чем они могут? Это легко: примкните к ним, станьте певчими, чтецами, миссионерами-катехизаторами! Трудитесь на благо прихода и Бог воздаст вам!
Антоний11 мая 2017, 19:28
[продолжение] "Если вы чувствуете себя человеком грешным, то не будет никакого греха, если Вы со смирением преклоните главу" - говорит митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (http://www.patriarchia.ru/db/text/3056445.html). "И верные, чувствующие, как мало они стоят названия верных, молясь об оглашенных, молятся о самих себе, и на всякое отдельное призванье диакона восклицают внутренне вослед за поющим ликом: Господи, помилуй! Диакон взывает: Оглашенные, главы ваши Господу преклоните! Все преклоняют свои главы, восклицая внутренне в сердцах: Тебе, Господи!" - пишет Н.В. Гоголь.
Антоний11 мая 2017, 18:57
Насчет преклонения глав при возгласе "Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните" есть различные мнения. Например, такое: "Это обращение к оглашенным, т.е. некрещеным, но собирающимся принять крещение, но головы должны преклонять все: и крещеные, и некрещеные. Ведь и мы с вами, хоть и приняли крещение, сравнялись с оглашенными своими грехами. Мы недостойны входить в храм Божий, где уж нам браться рассуждать - поклониться или не поклониться Господу нашему Иисусу Христу. Должны смиряться и с оглашенными стоять, склонив голову. У них внутри горячее желание стать православными христианами - "верными", у нас же ничего, кроме грехов и нечистоты нет" (Архимандрит Амвросий (Юрасов)).
Галина 11 мая 2017, 18:45
Спаси Господи! На каждой службе режут слух эти и им подобные слова. Грустно... Не должно так быть!
Павел З.11 мая 2017, 18:20
Что греха таить - сам, бывает, примерно так же молитвы домашние читаю. Болезнь XXI века, правильно сказано.
Валентина11 мая 2017, 18:10
В нашем храме в перечне треб написано мЕлебен. Я обратила на это внимание продавца в лавке и преподавателя воскресной школы. Ответ был одинаков:"я здесь ни при чем". Это нормально? На Радоницу еле уговорила записать моих родных усопших на требу панихида, мне отказывали т.к. не куда было написать! Бумажка нашлась, записали, надеюсь бумажка дошла до панихиды. Предлагаю в храмах для работников ввести (как на всех рабочих местах в стране) аттестацию. Иначе... православные обязаны быть умными! (город Нижний Тагил)
Всеволод11 мая 2017, 17:51
Прочитав комментарии, приходишь к выводу, что главная беда современной Церкви - преклонение глав на "оглашенных". А вы послушали, о чём в это время происходит прошение? "Просвети их словом истины, просоедени к святей Твоей Церкви", "да и ти с нами славят великолепое имя Твое". Я сознательно преклоняю главу в этом месте, примазываясь к таким великим благословениям. Иначе они впустую произносятся, институт оглашенных много веков как упразднился.
.11 мая 2017, 17:35
Иоанна, а вот мне показалось, что всерьез! В макдаках персонал тоже штрафуют, ведь еже ни пономари, ни регенты с певчими, не говоря уже о выражающихся упитанных попах на судзуки, Гнева Божия не страшатся, то чем, собственно, такая церковь отличается от фастфуда?!
Сергей11 мая 2017, 17:32
Серьезная и глубокая тема. Думаю у неё не будет продолжения. Уж больно далеко она может завести. У меня возник крамольный вопрос. А хотят ли служащие и поющие, чтобы их слова четко слышали и разумели, пасомые? Ты приди к начальнику, просить прибавки к жалованию, и начни гундосить под нос не пойми что. Трудно представимая ситуация, правда? Вывод какой? Либо не считают Начальником, Того к Кому обращаются,либо почти не верят, что их просьба будет услышана и исполнена. По другому никак! Я себя не отделяю от нерадивой части клира, т.к. чтение правила происходит подобным образом у меня. Мне кажется это плохо и с этим надо бороться, а не терпеть поджав губки и приговаривая:"Это мне по грехам моим".
I.11 мая 2017, 16:53
"Отсюда и снисходительно-насмешливое отношение к Православию, типа "ловли покемонов в Храме на крови" Доколе в наших церквях продолжатся проповеди стилизованные под "юродство", как то:"че харя така мрачная?" или "христианство-религия животных", до тех пор и прикуривать от свечей будут юные девушки! Ну это же ясно как день - батюшка смешно рассказывает и молодежь торопится словить "ха-ха", чтобы добродушный старичок не обвинил излишней серьезности да как еще похуже не обозвал! Плюс незабываемый кураевский экскурс в этимологию старославянской обсценной лексики, по-видимому, тоже дает о себе знать! Истинное юродство-это подвиг Христа ради, который далеко не каждому под силу
Иоанна_11 мая 2017, 16:28
Значит, плохо учились в семинарии такие дьяконы, батюшки, регенты. Плохо подготовили своих чтецов и певчих. Не имели примера должного, то есть благоговейного, служения. И не вижу здесь никакого повода для юмора.
11 мая 2017, 16:28
Знаю одного священника, который в начале служения не имел слуха и голоса, в Семинарии по пению имел «тройку». Но целенаправленно позанимавшись с музыкальным педагогом, стал хорошо петь и мелодично подавать возгласы в тон хору. Теперь на требах, которые иногда приходиться служить без певчих, батюшка уверенно и благозвучно «ведет» мелодию. Если бы он сам не сказал про «тройку» по пению, я бы не поверила. Вывод простой: труд.
Елена11 мая 2017, 16:28
Очень смешно! У нас (на оптинском подворье в Ясенево) такого, слава БОГУ, не бывает!!!
11 мая 2017, 16:27
Приведу пример. В 90-х годах, видимо, был еще дефицит чтецов и в нашем храме читала на службе матушка. Читала она громко (акустических систем тогда не было), четко, внимательно, без ошибок и оговорок. Однажды зашла я в храм часа за 2 до начала службы, заглянула в трапезную и случайно увидела как матушка вполголоса по Минее прочитывает предстоящую службу. Потом я узнала, что так она готовится перед каждой службой. А ведь она была уже немолодой, следовательно опыт – богослужебный и молитвенный – у нее был не один десяток лет… Тем не менее, она каждый раз готовилась.
Лариса11 мая 2017, 14:47
Замечательная статья! У нас в храме в плане отношения клироса и священника все "весело", то клирос ошибается, то чтец, а то батюшка начинает в процессе службы прямо через царские врата клиросу выговаривать что -нибудь! Что только наши прихожане вынуждены терпеть ... короче все всех терпят и пытаются любить гм...по мере возможности...
Ольга11 мая 2017, 14:33
Учитывая собственную среднюю грамотность и количество ошибок в своей речи, не могу осуждать священников и иже с ними. Но рада, что проблема видна и решается, Божией помощи вам!
Юля11 мая 2017, 14:27
Однажды в нашем храме служил батюшка из другого. Так во время проповеди он напомнил прихожанам о необходимости ношения нательного креста. Я думаю,пояснение об оглашенных для многих тоже было бы нелишним. Особенно, если батюшка замечает эти всеобщие наклоны головы.
Евгений Ф11 мая 2017, 14:19
4. Когда читал ваш «Прейскуhант привилегий», хохотал. Здорово и весело. Надеюсь, он пошел на уровне шутки среди своих. Но если там действительно дойдет до реальных денег, то не знаю, что и сказать. Не уверен, что это доведет до добра. Неужели в вопросах дисциплины товарно-денежные отношения эффективней любви? В целом же за статью еще раз спасибо.
Евгений Ф11 мая 2017, 14:17
3. Вы пишете: «И никому из них порой нет дела до того, чтоб задуматься, о чем же он молится». Василий Великий молится: «…И да́руй... тре́звенною мы́слию…». Другой Святой молится ко Пресвятой Богоро́дице «…отжени́ от мене́ ... неразу́мие…». Третий Святой молится ко Пресвятому Духу: «… или́ стоя́щу ми на моли́тве, ум мой о лука́вствии ми́ра сего́ подви́жеся…» Почему они говорят о трезвости мысли, о неразумии, о рассеянии? Видимо, и они порой проходят через формальное произнесение слов. Когда мне во время службы удается выйти на уровень 20% ясного ясного осознания того, о чем молишься, я счастлив. Строги вы, батюшка, к алтарникам и дьяконам. Они не такие же немощные люди, как и все.
Евгений Ф11 мая 2017, 14:12
2. Батюшка, дались вам эти падежи? Да многие наши люди слова такого не знают, не говоря уже о расшифровке – дательный, винительный, творительный… Да не уж-то Господь не поймет, о чем мы говорим, если Он знает и тех, о ком мы вообще без имен молимся, потому что сами имя в силу каких-то причин не знаем или забыли? А зачем со священника требовать безупречной грамотности? Весь народ, кроме единичных корректоров и редакторов, пишет с ошибками. Священники – тоже народ. Им и так придется за многое отвечать, за то, что с обычных людей не спрашивается. Конечно же, вы правы. Чем грамотней человек, тем лучше. Но людям пользы будет больше, если священник потратит свое время на них, а не на учебники.
Евгений Ф11 мая 2017, 14:09
Дорогой батюшка отец Сергий! Статья ваша замечательная и нужная. Спасибо! Однако осмелюсь высказать свое мнение, поскольку в конце статьи вы сами задали вопрос: «Как вам мнится, дорогие читатели… ?» 1. В предложении «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси Цвет нетления…» расставляю все слова в алфавитном порядке: «Благодатная возсияла еси Небо наречем нетления о Правды прозябла рай Солнце Тя Цвет что яко яко». 16 слов. Прочтите любому православному первые 13 слов, и он однозначно поймет, о чем речь и с радостью перекрестится. Правильный порядок слов безусловно важен, но не только в нем сила.
Иван 11 мая 2017, 13:55
По духу и смыслу миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, надо бы нам молиться на родном, русском языке. Я люблю славянский, я священник, стараюсь вникать в смысл того, что читаю, не торопиться, но все же.... Не родной он нам язык, некоторые места труднопонимаемы. В том числе в силу грамматики и порядка слов. А про пение канона Пасхи на мотив "Барыни" лучше вовсе промолчать....
ВЕКШИНА Людмила11 мая 2017, 13:11
Разумеется, порядки во всех вопросах церковной жизни наводить надо, но лучше не привлекая "широкие круги читателей", ибо и без того идёт охлаждение верующих к Таинствам Церкви и их значимости и необходимости. Многие присоединяются к тем, кто считает, что "Бог в душе и этого достаточно". Отсюда и снисходительно-насмешливое отношение к Православию, типа "ловли покемонов в Храме на крови" Выросшие в вере поймут серьёзность и важность поставленных в статье вопросов как надо, а вновь воцерковлённые, отравленные советским максимализмом и безудержной "демократией", скорее найдут повод оправдать своё нерадение... Простите, Христа ради, мою критику. Благодарю за полезный сайт. Всего доброго.
Наталия11 мая 2017, 12:39
Спаси Господи, о.Сергий! То, о чем Вы пишете - лишь малая толика того, что приходится слышать в храме... Увы... Так обидно!!! А если вкупе с такими "чтецами" и, к вящему сожалению, священниками (тоже бывает, вот горе-то!) еще и хор задаёт "оперу с балетом" (как во многих храмах Петербурга) или чуть ли не застольное пение смешанного хора (как в одном из мужских монастырей Самарской епархии), то ни о какой молитве и речи уже быть не может... Вряд ли стоящие в храме прихожане настолько совершенны, чтобы уметь на службе от такого отрешиться... Извечный вопрос: что делать? Склонить голову пред вражьими кознями, разрушающими каждую церковную общину, или все же учиться право-славию? Всем!!!
Галина11 мая 2017, 12:33
Очень грустно все это... А кто же тогда молится, и о чем?
Галина11 мая 2017, 12:27
Хочу согласиться с Наталией о преклонении главы оглашенными. Действительно, косишь глазом в этот момент по сторонам - все стоят с преклоненными головами, все "оглашенные" А через минуту, когда возглашают - "оглашенные, изыдите" - все стоят, никто не выходит. Все "верные".
Марина11 мая 2017, 12:21
Обо всех этих проблемах писал в своих работах К.С. Станиславский, когда говорил о том, почему речь актёра неубедительна. Ответ прост - актер (политик, священник) читает не свой текст, а чужой. Чтобы донести смысл текста до слушателя, нужно его не раз отрепетировать, осмысленно (!) пропустить через себя, поверить в него и только потом сказать. Паузы и хорошая дикция - это обязательное условие публичных выступлений. Рада, что и наши замечательные батюшки стали обращать внимание на эту проблему. Большое спасибо!
Ирина11 мая 2017, 12:02
Не берусь никого судить, это не моё дело, но на "повсюду православных" давно обратила внимание. В силу своей профессии я сразу слышу ошибки в речи. Каюсь есть такой грех: как только слышу это "повсюду", меня не к месту разбирает веселье. Моё воображение тут же пытается представить, как это выглядит. На какое-то время я просто выпадаю из того, что происходит на Литургии.
Екатерина Миникова11 мая 2017, 11:17
Дотошность не только уместная, но и необходимая. Дикторы на телевидении проходят специальную подготовку и обучение. Четкая дикция облегчает восприятие языка аудиторией, а неясное, расплывчатое произношение мешает пониманию слов; плохое произнесение часто просто лишает фразы смысла. Если светские люди так ответственно относятся к тому чтобы рассказать о предметах мирских, то как же должны стараться правильно служить Богу своему мы! Ровное чтение без эмоций - действительно должно быть. Но без эмоций - не означает - скороговоркой, заплетающимся языком, невнятно, нечетко. Считаю, что чтение в храме - это важнейшая внутренняя миссионерская работа. Необходимо проводить аккредитацию чтецов.
Наталия11 мая 2017, 10:35
Вроде как о внутренней проблеме написал отец Сергий, но она касается мирян, которые слушают и отвечают молитвой. Здесь начинается серьёзное: когда идут возгласы о молитве оглашенных ( а не За оглашенных), когда возглашает дьякон о преклонении главы оглашенных ...вот тут-то весь храм и молится, как оглашенные, и преклоняет главу, как оглашенные. Может, мы и правда всё ещё оглашенные? Этот факт говорит о главном: молящиеся в храме не понимают слова Литургии, не слышат, как правило, Апостол и Евангелия, Шестопсалмие (за Всенощной),потому что священнослужители читают "про себя", и народ не слышит литургической молитвы. Сама стояла в храме много лет, пока не услышала, тогда и стала понимать.
Елена11 мая 2017, 10:12
Думаю о своих грехах и большего понести не могу.
Ольга11 мая 2017, 08:22
Христос Воскресе! БРАВО!!! БРАВО!!! БРАВО!!! Отец Сергий! Прям не в бровь, а в глаз. А то порой на службе не понимаешь что и где и почему! особенно куда батюшки спешат и рычат на певчих - "быстрее". Про преклонение головы мирянами, постоянными прихожанами, и служителями храма, при возгласе "Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните" уже и говорить не хочется. Спасибо Вам батюшка за статью! Всех Вам благ!!!
Всеволод11 мая 2017, 07:00
Всегда полагал, что пономарь и должен читать ясным, ровным, безцветным голосом, не внося страстных интонаций в священный текст, сам по себе исполненый всякой силы и не нуждающийся в украении художественными средствами. О. Александр Шаргунов на Радонеже так и проповедь читает, по мне так очень хорошо. По сути же дела приходится согласиться, случается услышать абберрации, искажающие читаемое иногда до кощунства; и ведь не всегда это происходит от нерадения, а просто от своеобычного восприятия чтеца-самоучки; знаю по себе. Надо, полагаю, терпеливо объяснять, больше никак.
11 мая 2017, 06:42
Думаю, что Господь по сему и умиляется людьми, ломающими слово, подобно тому, как и мы умиляемся ошибками братьев наших меньших, которые так массово отражены на видео в интернете)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×