Апостольские наставления для православных «юзеров»

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины (2 Тим. 2, 23–25).

Эти апостольские строки — прекраснейший урок православным «юзерам», любящим поспорить с другими христианами через Интернет.

Если бы двое братьев во Христе встретились лично, вживую, то разговор, наверное, начался бы с приветствия. В идеале — с братского лобзания (по заповеди св. апостола), а никак не с укорения. Если бы встретились братья незнакомые, то общение должно было бы предвариться хотя бы кратким знакомством. Почему же в интернет-общении на форумах и комментариях в соц. сетях происходит иначе? К огромному сожалению, порой случается так, что в интернет-пространстве поведение некоторых христиан деградирует, а, может быть, просто открывается их истинное лицо.

Лучше чего-то не знать, но вести себя достойно звания христианина

Всё это большой позор, так как подобные диалоги остаются в общественном информационном пространстве. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Если же светский «юзер» зайдёт и посмотрит на множество диалогов христиан в соц. сетях, то он не только не увидит, чьи мы ученики, но и вообще сможет понять, что мы — православные, только лишь по наличию непонятных для него библейских и святоотеческих цитат. И тут хоть сколько приведи таких цитат, дело не в них, а в самом духе и в поведении. Если оно далеко от того, что пишет св. апостол св. Тимофею, и от приводимых святоотеческих изречений, то какой вообще тогда толк от их цитирования? Лучше чего-то не знать, но вести себя достойно звания христианина. Позор, одним словом.

От глупых и невежественных состязаний уклоняйся. Невежество, согласно словарю Ушакова и Ожегова, — это не только отсутствие знаний, но и невоспитанность. Если же кто-то начинает диалог не с приветствия, а с написания какой-либо гадости (неконструктивной критики), или, на современном сленге, «троллит», то таких разговоров лучше избегать, так как они приводят к ссорам. Недружелюбное вступление — звоночек, которое характеризует пишущего.

Зная, что они рождают ссоры. Кстати, весьма интересен тот факт, что на людях христиане (и не только они) предпочитают ссор избегать. Но почему-то в интернет-пространстве желающие поконфликтовать не стесняются делать это прилюдно. Стыд теряется. То есть присутствие в интернет-пространстве словно перенаправляет некоторых христиан в другое измерение, где они могут позволить себе то, что в реальности делать не станут. Кстати, о поведении в реальности и в виртуальности. Было бы забавно, если бы один христианин пришел в гости к незнакомому брату и через дверь, не показывая своего лица, начал его обличать. Но почему-то в Сети для некоторых христиан, действительно, другие правила. Спрятался за аватарку — и пиши что хочешь и сколько хочешь, ведь никто твоего лица не видит, а многие и вообще не представляют, кто ты такой.

Если кто решился обличать, то это нужно делать по-библейски

Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем. Истинного раба Христова отличает приветливость. Если она отсутствует, то сразу же возникает вопрос о мотивах написания всякого рода комментариев. Банальный пример: написал один брат то, что другому не понравилось. И вот тут другой должен честно себя спросить: чего я хочу добиться своими комментариями, в которых вместо приветствия (или знакомства) сразу же следует неконструктивная критика? Если обличитель желает исправить своего брата, то ему стоит, по наставлению апостола, быть учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников (даже противников нужно с кротостью, не говоря уже о братьях во Христе). Блж. Феофилакт толкует: «Потому что сильное обличение тогда особенно трогает, когда оно делается с кротостью. Скорее можно тронуть кротостью, чем пристыдить строгостью». Видимо, если кротость не присутствует, то, наверное, обличитель не ставит целью исправить брата, а значит, своими комментариями либо удовлетворяет свою страсть к словопрению, либо делает это по зависти или другим причинам, не проистекающим из любви к брату. Если кто решился обличать, то это нужно делать по-библейски.

Глядя на все подобные безобразные диалоги, становится стыдно и печально. Можно ли было увидеть такую переписку у святых? Нет. А это значит, что мы не стараемся им подражать, а просто перекидываемся их цитатами, попутно удовлетворяя свои страсти. Не то что благоговения не испытываем — порой элементарного уважения и этикета не соблюдаем. И в свете этого все высокопарные слова о духовном родстве христиан становятся лишь пустой болтовней.

Всё, что не по любви делается, то грех

Не говоря уж о хамстве, когда вместо ответов на прямые вопросы брат-оппонент может перейти на личности, да ещё и делать выводы, свойственные считающим себя прозорливыми сердцеведцами. Была бы любовь — было бы и обращение подобное: «Брат, позволь спросить, что ты имел в виду, когда то-то и то-то написал? Что ты имел на сердце, не было ли в тебе в тот момент осуждения или тщеславных помыслов?». Всё, что не по любви делается, то грех. И тут не закроешься цитатами святых людей. Скопировать и накидать святоотеческих изречений — проще простого, а исполнить на деле то, что завещал св. апостол Павел, — сложнее. Неужели правила, данные апостолом, применимы для христианина только для живого общения, а в Сети уже как бы и не действуют? Уверен, что для христианина ответ очевиден.

Антоний Дулевич
руководитель миссионерского отдела Кызыльской епархии

15 мая 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Гость31 июля 2017, 10:16
Ответ для Peter Haber
2. Православный - не тот, кто ВСЕГДА и во ВСЁМ соблюдает Его заветы - это испорченному грехом человеку неподвластно, - но тот, кто понимает где, как и почему он "накосячил", т.е. согрешил/совершил ошибку, и старается впредь этого не делать. То бишь положительное отличие православного от мнящего о себе - искреннее, живое покаяние.
Гость31 июля 2017, 10:13
Ответ для Peter Haber
1. Неверующий, но соблюдающий Его заветы - это из области фантастики. Любить врагов, молиться друг за друга, нести тяготы друг друга ...? Как вы себе это представляете? Как можно соблюдать чьи-то заветы, не признавая сколько-нибудь авторитета "той" стороны и оставаясь при этом к ней чуждым? Но самое главное - ЗАЧЕМ, РАДИ ЧЕГО их ему соблюдать? Чтобы в итоге на могиле всё равно вырос лопух?
Peter Haber16 июня 2017, 16:36
А в чём положительное отличие православного, не соблюдающего заветы Его от неверующего, соблюдающего Его заветы?
григорий22 мая 2017, 15:49
грешен...
Прости, Господи!
Татьяна Артамонова21 мая 2017, 06:21
Здравствуйте,все!Сегодня проснулась с солнышком и молитвой:" Ненавидящих и обижающих нас прости, Господи."Возлюбить надо таковых особо потому что, они более нуждаются в любви. Для Бога мы все до единого его дети, Бог любит всех одинаково. Все, что с нами происходит, это от Бога, для нашего же блага.Слава Богу. Аминь.
Алексей20 мая 2017, 13:40
Грешен... Спасибо за статью!
Мария Борисова20 мая 2017, 07:30
Христос Воскресе,православные!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Павел З.18 мая 2017, 01:02
Всё про меня. Даже и сказать нечего.
Марина17 мая 2017, 23:31
В спорах нет истины. Молчание золото, но если нужно решить что-то, нужно решать по любовно и чтоб это решение несло Благо людям. К сожалению там: где перекрикивают, грубят, спорят - верховодит, сами догадаетесь кто? Там нет Божьей Благодати. Прости Господи и удержи нас от грубости, споров, гнева...
Андрей Юрьевич17 мая 2017, 13:53
Всё правильно. "Православный" - это не синоним слова "святой", порой даже не "христианин", особенно когда залезаешь от праздности в интернет-сети.
В статье очень точно обличается психология падения верующего человека, взявшего в руки клавиатуру компьютера. Да, это точно, про нас - православных "юзеров". И я каюсь. Бывает, грешу этим делом. Простите.
Жаль только, что автор пишет про таких в третьем лице - "они". Получается какое-то осуждение других. Вот вам и повод для нового "богословского" спора.
А если нет повода для дискуссии, тогда зачем вообще комментарии? Так и напрашивается вывод о БЕСсмысленности социальных сетей. Смысл в них, конечно, есть, но, как видите, очень специфический.



Гость17 мая 2017, 10:53
Ничего удивительного (1 Кор. 15:33-34):"Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога." И ещё (св. Игнатий Брянчанинов):"Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам:и этого с тебя достаточно. Не пытайся своею рукою остановить течение реки, отойди сам от той пучины, в которую корабль ввергается все глубже, и помоги тем, кто еще оказывается способным понять и принять Евангелие" Может стОит просто не писать какое-то время в СЕТИ? Как говорится "Слово - серебро, а молчание - золото". Сеть на то и сеть, чтобы затягивать.
Михаил16 мая 2017, 18:48
Это привычка. Все троллят и ты троллишь, такой стиль общения, хочешь или не хочешь, а если ты будешь много общаться через интернет, особенно на открытых площадках, всё кончится именно злословием, скандалом и чем-то неподобным. Можно силой воли держаться и писать так, как говорил бы в жизни. Надо хорошо понимать - что есть пустословие, что есть злословие; и если есть страх Божий, молитва, то можно этот порок превозмочь, я думаю.
Кроме того, многие и в жизни гордые, тщеславные, обидчивые и не простые люди. Какая может быть кротость в интернете, если её нет в жизни? Вот и всё есть как есть. Да и не видишь человека, тоже минус.
Гриша Иванов16 мая 2017, 16:50
Здравствуйте!Меня зовут Гриша.Я из Болгарий. Поздравляю вас:православие.RU и всех братев и сестр в етом форуме... Извините меня,потому что я не могу говорит и писать правильно по русским...Даже можно быть -смешно!Но все таки ,-я совсем сериозно скажу вам:я любю вас-православнъье християн из всей Россией и поэтому вхожу в этом форуме,для того что бы вам посылаю мой братский совет:когда начинаете писатъ ,сказать что нибуть в интернете или на другое место,имейте в сердце свое эта статия. Незабудте ее никогда и ... Бог с вами! Простите меня Грешного Гриша
Александр Алексеевич16 мая 2017, 15:48
Замечательная, спасительно-правильная, очень актуально необходимая статья. Дай Бог здоровья автору и всех благ!
Марина16 мая 2017, 10:39
Спасибо большое! Часто такие "критиканы" просто выливают свои эмоции и пытаются самоутвердиться. В интернете это сделать гораздо легче, чем в реальной жизни.
Ксения16 мая 2017, 10:28
Очень полезная статья! Спасибо Вам. В ходе прочтения стало особо очевидно как я не всегда приветлива с домочадцами, а наставление детей- это особая тема. Кажется, что учишь уму-разуму, а на деле выплескиваешь свои злобу, гордыню и гнев. Нужно обязательно пересмотреть свое поведение. Спасибо!
Дмитрий16 мая 2017, 09:02
Истина без прикрас.
Инна16 мая 2017, 08:44
Спаси Господи! Прекрасная статья, а главное - очень актуальная.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×