Кто завяжет нам шнурки?

Немного об околоцерковных суевериях

Мало интересуясь собственно духовной и церковной жизнью, народ у нас проявляет удивительную активность и изощренность в придумывании всевозможных традиций, примет и правил, якобы относящихся к духовной жизни, а на деле не только не согласных с ней, но и противных церковному учению и здравому смыслу, служащих выражением смутного страха перед «иной жизнью» и суеверным желанием с этим миром как-то «поладить». И ни в какой, кажется, сфере не существует такого множество совершенно бессмысленных и необъяснимых суеверий, как в сфере проводов покойного «в иной мир». Причем поражает одна общая черта: все эти суеверия (по сути своей интуитивно-языческие и не имеющие никакого отношения к Церкви) люди именно считают чем-то обязательным и тесно связанным с церковным обрядом, так что порой ставят священника в тупик совершенно бессмысленными с точки зрения церковной жизни вопросами:

– Батюшка, а когда порог протирать после выноса тела?

– Табуретки когда переворачивать?

– А буханку хлеба на крышку гроба кто должен класть?

– Платки на какую руку повязывать?

– Живые цветы когда доставать из гроба?

– Завтрак на могилку когда приносить?

– Зеркала до какого дня должны быть завешены?

– А «запечатывать землю» когда будете?..

Здесь я немного задержусь, потому что это «запечатывание», вошедшее уже прочно в общественное сознание как необходимый церковный обряд, требует отдельного рассмотрения. Итак, что такое «запечатывание земли»? По свидетельству старых людей, во время Великой Отечественной войны, когда останки павших воинов буквально усеяли русскую землю, а места их упокоения зачастую были неизвестны, матери и жены солдат стали приносить в храмы узельцы с землей, над которой священник совершал заочно обряд отпевания или «последование погребения мирских тел» с поминальной молитвой об усопшем. Священник эту землю осенял крестом («запечатывал»), а потом родные несли ее на кладбище и крестообразно рассыпали на могильных холмиках ближайших родственников со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

В хрущевскую пору, когда гонения на Церковь приобрели иезуитский характер, этот обряд ещё более распространился. Священников уже не расстреливали и не сажали в тюрьмы, но приходскую жизнь стремились уничтожить административными мерами. И вот одно из требований властей заключалось в том, чтобы священник не совершал богослужений вне храма – с одной стороны, а с другой – чтобы люди не приносили покойных в храм для отпевания. За этим следили строго и могли наказать людей, если узнавали, что они своего покойного родственника привозили в храм для отпевания. Так что люди всё несли и несли в храм узелки с землей… И сейчас еще в случае, если православного человека по той или иной причине не удалось похоронить по-христиански, родственники приносят землю в храм, и священник, расспросив об обстоятельствах дела, при отсутствии к тому канонических препятствий совершает обряд отпевания заочно. Но и в случае с отпеванием «очным» эта традиция «запечатывания» так прочно вошла в церковный обиход, что по крайней мере в Крыму до сих пор принято в гроб покойного класть узелок с землей и горящей свечой, а в конце отпевания трижды осенять эту землю крестом со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущи на ней». Затем эту землю рассыпают крестообразно в гроб или в могилу поверх гроба. И хоть прямой нужды в этом «узелке с землей» в данном случае нет, но здесь по крайней мере прослеживается здравый церковный смысл и слова псалма напоминают нам о том, что земля, как часть сотворенного мира, принадлежит Господу и мы всецело вверяем заботу о теле и душе ближнего в Божии руки с надеждой и упованием на Его милость.

Непременно найдется «знающая соседка», которая отстранит родственника усопшего с криком священного ужаса: «Тебе нельзя!»

Иногда, если отпевание происходит в доме усопшего, а священник не участвует в похоронной процессии, он просит кого-нибудь эту землю рассыпать по прибытии на кладбище. И вот тут непременно найдется «знающая соседка», которая отстранит родственника усопшего от этого действа со словами, исполненными священного ужаса: «Тебе нельзя!» То есть близкому родственнику почему-то нельзя совершать это действие, как и многое другое, относящееся к похоронам. И вот этот совершенно бессмысленный страх, облеченный во множество столь же необъяснимых правил, омрачает, запугивает людей, лишая их простоты любви и доверия Богу. И это еще раз говорит о том, что «война с древним змием», то есть брань православной веры с темным язычеством, – это не предание старины глубокой, а существенная реальность наших дней.

И святые боялись смерти, но это иной страх, сопряженный с благоговением и осознанием величия Божиего

Конечно, смерть – это напоминание о трагическом отпадении человека от Бога, напоминание о горьких плодах греха. Смерть воистину страшна и противна нашей природе. И великие святые боялись смерти, но это иной страх, сопряженный с благоговением и осознанием величия Божиего, страх, исполненный великого смирения и любви, а потому и благодати, дарованной от Господа. И смерть святыми людьми осознавалась как великий и таинственный переход в иной мир, где христианина ожидает неизреченная радость встречи с Подателем жизни. Радость – вот главное слово, хоть и сопряженное с трезвением, страхом Божиим и благоговением.

Не таков страх, внушаемый демонами и ввергающий человека в мрачное малодушие и уныние, лишая его возможности быть причастником Божественной красоты и правды.

И опять же изумляешься, как живучи эти темные языческие понятия, как они стараются настойчиво приплестись к понятиям и правилам жизни церковной.

Примеров – тьма.

Недавно один человек позвонил мне для того, чтобы уточнить: а правда ли, что оградку на могилке надо непременно делать с «калиткой», чтобы душа, «которая вылетает время от времени», могла потом «благополучно возвращаться». И это ему посоветовала не какая-то «бабушка», а работница церковной лавки. Ужасаюсь, но верю – пожалуй, хотя бы уже потому, что не нахожу резонов этому человеку не доверять.

В другой раз мне довелось отпевать мужчину на кладбище. И вот отпевание закончилось, я собираю свой требный чемоданчик, и вдруг возникает передо мной потрепанная жизнью физиономия одного из тех, кого называют «копачами». Молодой парень с озадаченным видом и в ботинках с развязанными болтающимися шнурками.

– Батюшка, – спросил он со страдальческим видом, – скажите, а правда, что копачам нельзя с завязанными шнурками работать? Измучился совсем. Других ботинок нет, а с развязанными шнурками так неудобно, того гляди, сам запутаешься и в могилу свалишься…

Ну что тут сказать!.. И смех и грех. Может быть, над молодым товарищем подшутили его собратья-копачи, я не знаю, но сам по себе этот случай весьма примечателен. Конечно, я этого паренька успокоил, и он тут же с нескрываемым облегчением принялся завязывать свои болтающиеся и перепачканные грязью шнурки.

Но и это еще так… цветочки. Последнее событие, послужившее поводом к написанию этого текста, случилось с месяц назад. На отпевание в дальнюю деревеньку меня привез паренек – внук усопшей бабушки. С ним же мы договорились, что он отвезет меня обратно. И вот, уже во время отпевания своим энергично-распорядительным видом привлекла внимание такая «знающая» женщина, которая, с одной стороны, и правильные вещи говорила и делала, вроде раздачи свечей, обернутых в салфетки, и предложения священнику чистого полотенца под крест и Евангелие, но тут же и «вворачивала» какие-то нелепицы. Например, после отпевания, когда стали собирать огарки, оставшиеся у людей, и кто-то стал разматывать салфетку, она буквально вскрикнула с ужасом: «Что вы делаете? Не разматывайте!» К слову, салфетки эти нужны, чтобы воск от горячей свечи не капал на руки. И всё. Никакого мистического смысла это заматывание не имеет.

Я отпел бабушку в доме, собрал чемодан, вышел во двор, нашел машину, сел в нее (внук меня уже ждал) и… опешил. Все зеркала – боковые и заднего вида – были тщательно замотаны носовыми платками. Тут уж у меня просто вырвалось:

– Они тебя, что, вслед за бабушкой решили отправить?!

Ну в самом деле, как же можно не понять, что такими действиями ты подвергаешь жизнь человека реальной опасности?! Вот уж воистину нет пределов суеверной бессмысленности.

Конечно, эти платки мы с пареньком отмотали и сложили аккуратно, чтобы водитель отдал их потом той, кто с таким рачением их повязала, – пусть делает с ними что хочет. И я тогда в который раз подумал: пора нам всем миром решительно завязывать эти «болтающиеся шнурки» всевозможных языческих суеверий, опасений, страхов, догадок и мнений. А главное – снова и снова бороться с ужасным и косным нежеланием вникать в подлинную духовную жизнь. Терпеливо убеждать людей в необходимости приобщения высокой и осмысленной премудрости церковной жизни.

Нет иного пути избавления от суеверной тревожности кроме всецелого предания себя в руки Божии

Потому что основная причина возникновения и живучести всех этих бесконечных и бессмысленных темных суеверий, обрядов и страхований – это повальное невежество в вопросах церковной жизни. Когда вместо чистоты святой православной веры люди погружаются во тьму суеверных переживаний, тревог и страхов. И дай Бог нам понять наконец, что нет иного пути избавления от всей этой ужасной мнительности, тревожности и страхований кроме всецелого предания себя в руки Божии, кроме стояния в правой вере и жизни, согласной с ней.

Часто приходится слышать о такой черте русского человека, как доверчивость. Отчасти это правда, но если приглядеться внимательнее, то можно заметить, что «среднестатистический» русский человек может быть очень даже осторожным и подозрительным в обращении с ближними, но просто до изумления доверчивым и наивным в отношении каких-то «духовных» идей, манипуляций и предложений. И когда солидного вида прилично одетый мужчина растерянным голосом объявляет вдруг: «Батюшка… я… это… вчера на кладбище куколки закопал!», то в первый миг просто немеешь и думаешь, что ослышался. Но нет. И оказывается, что мужчина для решения каких-то своих житейских проблем обратился к «духовным специалистам», а те, заморочив несчастному голову и опустошив его карманы, оставили на поругание бесам. И только совершив очевидно неадекватный поступок, этот человек осознал наконец, что делает «что-то не так».

Если посмотреть на проблему шире, то нужно сказать вот о чем. Дурно понимаемая свобода распространила свое влияние на область нашей нравственной и духовной жизни. Так что каждый человек «ветер своей головы» или первое приглянувшееся учение, льстящее тем или иным страстям, готов признать за истину. Гибельное мнение, что истин много, развращает духовную и нравственную жизнь каждого человека и народа в целом. В результате люди всё менее способны отличить правду от лжи, настоящее от подделки, благословение от проклятия. В стране развелось пугающее множество шарлатанов, магов, астрологов, гадателей, ворожей, колдунов и волшебников, начиная от явно одержимых, больных духовно и заканчивая аферистами и жуликами всех мастей, под видом «духовных экспертов» пользующихся повальным невежеством и доверчивостью людей. Повсюду мы видим проявление шарлатанства: с одной стороны, тех, кто сами верят во всю ту околесицу, которую несут, а с другой – тех, кто только напускает на себя вид, стремясь извлечь корысть и наживу. Но в любом случае этот разгул разрушительного зловерия достиг уже таких размеров, что, честное слово, пора наводить порядок. Здесь, наверное, свое слово должно сказать государство, но и самим людям необходимо понять, что духовная жизнь требует правильной организации, то есть приведения ее в согласие с законом Божиим. В отношении жизни душевно-телесной эти правила просты и понятны: трудись, не обманывай, будь милосерден, заботься о семье, учись довольствоваться малым. Но и в духовной жизни такие правила существуют. И главное из них – пребывание в Церкви, церковная жизнь. Потому что Господом именно определено достигать нам познания истины в Церкви, которую Он Сам создал для нас и которая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15).

И всё то недоброе разномыслие, всю ту оккультно-эзотерическую, магическую путаницу, о которой мы говорим, можно преодолевать, только держась здравого учения Церкви, которое дарует нам действительную, а не призрачную свободу. Свободу от лжи, омрачения, заблуждения и греха. И только свобода во Христе может научить нас жить общей достойной жизнью и двигаться к общей цели. «А цель-то какая?» – спросит кто-нибудь. Да всё та же, высшая и единая как для отдельного человека, так и для Отечества в целом. И обозначена она в Священном Писании простыми словами: «Войти в радость Господа своего» (ср.: Мф. 25: 21). Другой, более важной цели у нас нет, как нет и иной, высочайшей радости.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Светлана Анатольевна12 июля 2017, 15:48
Низкий поклон за статью, отец Дмитрий. Достойный ответ Николаю. Сейчас таких "МУДРЫХ" становится все больше и больше и задача их ужалить по-сильнее. Суеверий не становится меньше, наоборот, их становится больше. На месте "разоблаченных" появляются новые и более нелепые. Но на первом месте, на мой взгляд, так и лидирует "обычай" скормить батюшку блином, который три дня должен пролежать на лице покойного, его при этом промасливают, чтобы не засох, а перед подачей за помин распаривают и предлагают верному Божьему слуге-священнику, который совершал отпевание. Прочитав такое, долго вспоминаешь и содрогаешься, а представьте каково было священнику, который съел его.
Татьяна Константиновна (Киев Украина) 2 июня 2017, 01:37
"Повальное невежество в вопросах церковной жизни" - это уж точно. Я сама не шибко грамотная, но "знающие" блюдут везде и всюду, не только на похоронах. Я на Пасху причастилась и, проходя мимо икона Святого Воскресения приложилась к ней, как женщина почти с ужасом закричала "Женщина, что вы делаете, нельзя!" А почему нельзя?
александр30 мая 2017, 14:57
Вопрос батюшке. Если я должен попросить прощения за отсутствие на поминках, значит, это грех.Скажите пожалуйста, какими церковными канонами предусмотрено проведение поминок именно в присутствии родственников? Почему нехорошо помянуть отдельно, у себя дома, тем более, что имеются негативные обстоятельства? Конечно, если бы я был здоров, никогда бы поминки не пропустил - маму я очень любил, в отличие от сестры, которая прямо заявляла о противоположном. Если я виноват перед мамой и Богом, то перед сестрой - то в чем провинился?
Священник Димитрий Шишкин29 мая 2017, 19:21
Ответ Александру. Хорошо было бы побывать на поминках мамы, но если обстоятельства не позволили – не стоит себя оправдывать, лучше попросить прощения и у Господа и у мамы покойной и у сестры. Так будет лучше. По-христиански. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Кто уступает - тот больше приобретает». Приобретает дух мирен, что, конечно, важнее осознания своей правоты при отчуждении между близкими людьми.
александр27 мая 2017, 14:59
Вопрос к батюшке. Полтора года тому назад скончалась мама в городке, до которого 70 км. Я инвалид первой группы, но немного передвигаюсь на костылях. На похороны мы поехали, а на поминки на 9 - й и на 40 -й - нет,потому как мне тяжело, устроили их дома. Сестра на меня обиделась, говорит нужно было обязательно приехать. Она права?
Валентин26 мая 2017, 10:37
"...и познаете истину, и истина сделает вас свободными."
Григорий26 мая 2017, 06:22
Спаси Господи за публикацию. Тема актуальная. В одном не согласен с автором. Проблема суеверий не в том, что сейчас распространилось огромное количество шарлатанов, делающих бизнес на недостатках людей. Они всегда были, есть и будут, пока есть суеверия. Проблему силой не решить. Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что мы испытываем страх, обычный человеческий, перед Богом. Для многих Бог - это грозный судья, который может наказать за малейшую провинность. Вот задача нас, верующих, разъяснять, что Бог - это Любовь, что это наш Отец небесный, Который никогда не оставит нас, если мы будем с Ним. А наши страхи - это лишь иллюзия, лишающая нас здравого смысла и внутренней свободы.
Михаил26 мая 2017, 04:15
"А главное – снова и снова бороться с ужасным и косным нежеланием вникать в подлинную духовную жизнь. Терпеливо убеждать людей в необходимости приобщения высокой и осмысленной премудрости церковной жизни." Золотые слова! Подай Господи, и мне, грешному духовный разум. Всё так и есть, отче и даже если долго ходишь в церковь и уже воцерковился, всё равно часто сидит какой-то бред в душе или ложное представление и не можешь избавиться от него, по причине духовного неразумия, некоей слепоты, лени духовной.
Арина26 мая 2017, 01:08
Мне про некоторые из перечисленных традиций объясняли без всякого суеверия. Платки, у некоторых полотенца (рушники), повязывают, чтобы потом пользовались, помнили и молились за усопшего. Завтрак на могилку в прежние времена тем же копачам и бездомным, чтобы взяли и помянули добрым словом и помолились за усопшего даже незнакомые люди. Зеркала завешивали - не время развлечениям и самолюбованию. Цветы из гроба просто здравый смысл, что им там гнить. Про землю так же, как в статье, что во время войны появился такой обычай и почему. Наверняка у большинства традиций есть простое объяснение.
валерия25 мая 2017, 21:59
Сейчас, в век технического прогресса,интернета,можно получить любую информацию,в том числе и о таинствах нашей Церкви Православной.Не делает это только ленивый или не интересующийся.Да,у нас ещё нет живой,настоящей веры,редко встречается,но вина это всех нас,а не только духовенства.Христос, придя, найдёт-ли веру на земле?
р.Б.Сергий 25 мая 2017, 20:43
Саратовцу.Конечно,дорогой брат нелепица думать,что покойный выпьет и закусит на могиле тем,что принесли.Но вот в 90-е годы оказался в ситуации,когда месяцами не платили и пришлось на Пасху идти на кладбище чтобы собрать "приношения"и использовать их по назначению.Я тогда не сильно разбирался в вопросах веры,но сейчас,когда поминаю усопших,говорю:благодетелей и пр.Надеюсь,Господь явит милость усопшим,за которых была жертва(спиртное-лишнее).На счёт поведения во время похорон,нашёл ролики на ютубе с пояснениями священника.А наша задача соответствовать высокому званию христианина.Помимо грамоты о прощении грехов от имени Церкви,нужно в душе иметь залог милости Бога к душе,которому служил в жизни
Сергей25 мая 2017, 19:55
Мне в голову пришла замечательная мысль! Пребывая на очередных поминках, в кафе за хорошим столом, я думал, как мало общего это имеет с первоначальной христианской традицией. Поминальный стол, изначально предназначался для нищих, как добродетель милостыни за душу покойного. Но как сейчас созвать нищих за стол, да ещё с водкой? А что если собрать пакеты с вкусной едой, желательно домашнего приготовления (без спиртного), сесть в машину, поездить и раздать бедолагам? Можно узнать пункт раздачи питания для бездомных и там раздать эти пакеты. Может быть вкус, давно забытой, домашней пищи всколыхнёт в ком то воспоминания о доме и другой жизни? А может, получая такой пакет за помин души...
Сергей25 мая 2017, 18:54
Не все так весело и однозначно безобидно. У меня в бригаде работали ребята из Западной Украины. Румыны из села. Там все серьезно. Ворожба реально действует и её там много. Она там злая. Только дурак там поднимет платок или цветы на дороге. Колдовством "переносят" болезнь человека на вещь и выкладывают, чтобы кто то поднял - "принял" на себя. Рассказывали и про страшные похороны колдуна. Земля его не принимала и гроб не опускался в землю. Говорят, что видели это своими глазами. При этом я назвал бы их более верующими, по сравнению с нашей "крещёной" молодёжью. Многие соблюдают посты и все не работают в праздники и воскресение. "Широк, слишком широк человек. Я БЫ СУЗИЛ"Ф.М.Достоевский.
25 мая 2017, 17:38
Очень хорошая статья,надо учить духовной грамоте невоцерковленных людей
Елена25 мая 2017, 15:23
5+!!!! Спасибо, батюшка!!!!
Андрей25 мая 2017, 13:59
Не могу согласиться с Николаем. Церковь- живой организм. Нельзя научить, если нет стремления научиться. А обрядоверие, не лучше суеверия. Храни всех Христос!
Священник Димитрий Шишкин25 мая 2017, 13:16
Многоуважаемый Николай! Священнику, кроме прочего, вменяется в обязанность разъяснение прихожанам основ православной веры и облечение заблуждений. Чем я и пытаюсь заниматься. К чему же Ваши возражения? Или Вы тоже уверены, что табуретки, на которых стоял гроб с покойным, нужно после отпевания относить в курятник, чтобы их там сорок дней «отпевал петух». (Это из последних "перлов"). «Безумие перед Богом», о котором Вы говорите - это когда человек свою умственную деятельность никак не соизмеряет с учением Церкви. А «мудрое лукавство» - это стремление оправдать постыдное и повальное невежество православных людей в вопросах собственной веры. Воистину Воскресе Христос! Всего Вам самого доброго!
Sergey Mihalev25 мая 2017, 12:55
Очень хорошая статья. Было бы замечательно, ели б ее в качестве памятки раздавали в храмах. Прав батюшка, чего только не придумают "знающие" люди. Тут и отказ от вилок и ножей на поминках, чтобы "не поранить" покойного, и не оказаться впереди машины с покойным. Довольно много домыслов на тему "супружеское общение", хотя даже при поверхностном прочтении послания апостола Павла можно легко понять, что это не грех, как принято считать, а в каком-то смысле даже обязанность мужа и жены по отношению друг к другу. С уважением,
Краснянский Максим25 мая 2017, 12:29
Николаю: Пастырь обязан учить, что он и делает в данной статье. А пасомые, конечно, дают средства на его содержание. Что здесь не так?
Люся Попова25 мая 2017, 10:52
С праздником Вознесения Господня! Николай,хочу отметить, что батюшка в своей статье никого смердами не называл, статья очень правильная. А ещё в гроб кладут всякие вещи ( одеяло например или очки для чтения) я думаю, что нужно в каждом приходе просвещать людей, как нужно правильно хоронить человека по православному обычаю. Беда в том, что в храм не все ходят и традиции народно-языческие очень сильны. Помилуй нас Господи!
Николай24 мая 2017, 21:57
Многоуважаемый батюшка, отец Дмитрий!Не забывайте,что эти неотесаные смерды Вас и Вам подобных кормят ,поят, одевают и молятся за Вас. В заключении Вы пишите (Здесь, наверное, свое слово должно сказать государство,)Государство отделено от церкви. Желаю Вам написать свежую статью с детальным описанием всех канонических правил погребения.«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их» (1 Кор. 3: 19) ...Хоистос Воскресе.Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим!
Наталия24 мая 2017, 13:49
Все возникает не на пустом месте. Вся эта суеверная чушь подкрепляется обильно нашими телеканалами, там множество оккультной мерзости показывают -и гороскоп и битвы экстрасенсов и еще кое какие. Причем с конкретными рецептами магических действий. Народ с интересом смотрит и с интересом "учится". И более того воспринимает как должное. А как иначе если сначала про Пасху расскажут (причем в этот раз ввернули таки про какие то приметы прямо в сюжете), а в догонку запустят гороскоп...
Алла24 мая 2017, 12:56
Все подобное произошло и со мной,когда почила моя мамочка 17 лет назад.Я не была воцерковлена и все,что говорили"знающие"бабули ,исполняла.Мама просила по ее кончине омыть ее,я пообещала,но "знающие"сказали,что родным нельзя это делать,вот после воцерковления и каялась,что не исполнила последнюю волю мамы и до сей поры сожалею об этом.Переворачивали и табуретки,после выноса тела ,сразу же мыли полы,зеркала завешивали,рюмку ,накрытую хлебом ставили,форточку открытой оставляли.Если бы поменьше таких "знающих"бабулек ,вмешивались в жизнь людей,не только в вопросах погребения,но и других вопросах,то было бы гораздо лучше.
Ольга24 мая 2017, 12:44
Если бы нам столько веры, сколько у нас суеверий, то мы бы все были святыми!!!
Алексей24 мая 2017, 12:25
Спасибо, отец Дмитрий, очень нужная статья, вот только как бы сделать, чтобы побольше людей ее и другие подобные трезвящие тексты прочитали? А то очень уж грустно от мистической самодеятельности.
Татьяна24 мая 2017, 12:00
Да что там колдуны-шарлатаны? Женщины из церковных лавок прекрасно справляются! Пришла подруга ребенка крестить, сломался крестик, всезнающая мадам с уверенностью заявила, что дитё сглазили, хорошо, что пришли крестить! Я подруге потом долго объясняла, что всё это ерунда и суеверие. Поверила ли она мне больше, чем этой женщине? Надеюсь,что да.
Наталия24 мая 2017, 11:04
И ещё к написанному добавлю, что ныне вообще многие смыслы и слов, и традиции утрачены. Например, в древние времена женщины распускали волосы в момент скорби, несчастья...Это была традиция, а не суеверие. Христианки ходили с покрытыми головами после замужества...Сейчас с распущенными волосами ходят прокуроры-женщины,полицейские-женщины, врачи и медсестры -женщины, учителя-женщины....Всё это грустно и некрасиво, если по правде. Но люди не понимают, что так нельзя. Это духовная повреждённость.
Наталия24 мая 2017, 10:59
Конечно, по сути отец Димитрий прав - суеверия в нашем народе велики, особенно, в украинском, кстати. Но есть суеверие, когда человек полагает, что вот если закроют калитку, то и...а есть знаки, подаваемые нам, как дорожные знаки - опасно, поосторожнее и т.п. В нашем суеверие виноваты не только мы, глупые миряне, но и батюшки, потому что не считают нужным объяснять народу как надо. Например, с советских времён прощание с покойным было на кладбище, т.к. в церкви не разрешалось отпевать. И сейчас эта традиция держится, хотя прощаться с усопшим надо в храме и гроб заколачивать в храме. Думаю, мне многие на это возразят.
Лариса24 мая 2017, 09:46
Спаси Господи за статью! У нас в сельской местности вообще цирк с этими похоронами. Есть такая традиция "первая встреча" называется. Это когда что-либо съестное дают первому встречному по идее чтоб он за покойного помолился. Сейчас понятно никто не молится, но и эту "встречу" не берут поскольку здесь примета такая возьмешь-помрешь! Но это ладно! На прошлой неделе хоронили р.б. Василия и вот "знающая" женщина сказала, что буханку хлеба от которой все отламывали на кладбище(не знаю зачем!) остатки буханки нужно разломить и выложить вокруг могилы!!!!
Саратовец24 мая 2017, 06:28
Статья превосходная, заеркала в машине "повесилили", хотя повод конечно не веселый. Всю жизнь думал, что табуретки просто для удобства перевараичвают, а тут какая-то мистика оказывается. И еще есть "чудный" обычай шкалики с водкой приносить на могилу, ездить "кормить" покойника и давать ему прикурить (втыкая в землю сигарету, поджигая ее)! Вот уж где нелепости.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×