Архиепископ Аверкий (Таушев)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Архиепископ Аверкий (Таушев)». Составитель Ольга Рожнева.

Архиепископ Аверкий (Таушев) / Сост. О. Л. Рожнева. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 112 с.: ил. — (На страже веры). Архиепископ Аверкий (Таушев) / Сост. О. Л. Рожнева. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 112 с.: ил. — (На страже веры).
    

Владыка Аверкий (Таушев; 1906–1976) — архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей, богослов и духовный писатель, автор широко известного руководства к изучению Священного Писания и других трудов. Архиепископ Аверкий стяжал дар духовного рассуждения, дар различения духов, что позволяло ему безошибочно обнаруживать и обличать самые утонченные духовные подделки и соблазны, которыми переполнен современный мир. Книга знакомит читателя с его жизнью, воспоминаниями и наставлениями. Его предостережения имеют непреходящий характер.

Архиепископ Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев) родился 19 октября 1906 года в городе Казани (Симбирской губернии). Он был единственным сыном в дворянской семье Павла Сергеевича и Марии Владимировны Таушевых. Владыка Аверкий так вспоминал о своем детстве: «Род службы отца был причиной того, что нам постоянно приходилось быть в поездках по России. И я благодарю Бога за то, что, хотя и рано пришлось мне покинуть горячо мною любимую Родину, в 1920 году, но я все же повидал ее и глубоко запечатлел в своем детском сердце…» Таушевы уехали в Болгарию. «Помню, с какой скорбью сжималось сердце, когда мы покидали Русскую землю… С замиранием сердца следили мы, как исчезали последние русские огоньки на горизонте. Прощай, наша несчастная многострадальная Родина! И неужели это навсегда?»

…Александр учился отлично и в 1926 году окончил гимназию с золотой медалью. После гимназии поступил на богословский факультет Софийского университета и успешно окончил его в 1930 году.

В этот период на Александра оказали большое влияние архиепископ Серафим (Соболев), известный своей высокой духовной жизнью, и архиепископ Феофан Полтавский (Быстров), духовный подвижник, неофициальный духовник царской семьи, ученик святителя Феофана Затворника.

Благодаря своим наставникам Александр утвердился в мысли о принятии монашества. Как-то Александр узнал из газеты «Православная Карпатская Русь», что на Карпатской Руси есть возможность потрудиться на миссионерском поприще. И по благословению архиепископа Феофана в 1931 году молодой человек отправился на Карпатскую Русь (сегодня это Закарпатская область Украины). Здесь, в Свято-Николаевском монастыре при селе Иза Хустского округа, 30 мая 1931 года Александр был пострижен монашество с именем Аверкий в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. В Свято-Николаевском монастыре монаха Аверкия рукополагают в иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1937 году он был возведен в сан игумена. В 1940 году Прикарпатскую Русь заняли венгерские войска, и игумен архимандрит вынужден был перебраться в Югославию, в Белград. В 1944 году отец Аверкий (уже архимандрит) снова вынужден эвакуироваться. На этот раз в Австрию. С 1945 года вместе с Архиерейским Синодом РПЦЗ архимандрит Аверкий находился в Мюнхене.

В 1951 году по приглашению архиепископа Виталия (Максименко) архимандрит Аверкий переехал в США и поселился в Свято-Троицком монастыре города Джорданвилля. В том же году будущий архиерей начал преподавать в джорданвилльской семинарии, а спустя год стал ее ректором.

В 1961 году владыка Аверкий стал архиепископом Сиракузским и Троицким. С 1964 года архиепископ Аверкий — постоянный член Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

Отец Серафим (Роуз) писал о владыке Аверкии: «Владыка Аверкий был безупречным учителем православной нравственной и духовной жизни, и, одновременно, непревзойденным богословом и святоотеческим наставником для нас».

Иеромонах Дамаскин (Христиансен) свидетельствовал о даре благодатной проповеди у архиепископа Аверкия: «Даже в повседневном разговоре его речь была по-ораторски гладкой и ровной, к чему он отнюдь не прилагал усилий. Ораторский его дар в сочетании с пламенной любовью к истине делал его проповеди незабываемыми. Часто покаянное настроение настолько охватывало его, что он начинал рыдать посреди проповеди. Лишь самые бесчувственные из слушающих смеялись над этой “эмоциональностью”, но всем было ясно, что эти слезы были совершенно естественными — они исходили “от избытка сердца” (Лк. 6, 45)».

Владыка Аверкий был ревнителем чистоты православной веры и национального самосознания. Эта ревность отражена в его многочисленных проповедях, словах, письмах, статьях и докладах в период с 1956 по 1976 год. Часть наследия архиепископа Аверкия вошла в сборник под названием «Современность в свете слова Божия».

Владыка Аверкий говорил: «Наш путь — это путь всецелой верности исконной, а не “модернизованной” христовой вере и Церкви со всеми ее догматами и канонами, принятыми и утвержденными на Вселенских и Поместных Соборах, со всеми ее благочестивыми обычаями и традициями, — со всем тем подлинным духовным богатством, которое передали нам святые апостолы Христовы и великие отцы Церкви, и которое полу чили мы в наследство от наших благочестивых отцов и дедов».

Владыка сокрушался о современном человеке: «Современный человек — это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, “вертится как белка в колесе”… “Время — деньги” — вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т. п. мест время провождения в свободное от работы и от занятий время… Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни».

«Единственный путь спасения человечества от этой окончательной гибели — это путь духовной жизни, но не той “духовной” жизни, которую подносят современному человеку его культурные вожди, совершающие подлог и подмену “духовностью”, а подлинной духовной жизни, проявления которой заключаются в стремлении человека к Богу, искании общения с Богом и желании жить по Его святой воле».

В последний год жизни архиепископ Аверкий сильно болел. Скончался он 10 апреля 1976 года, оставив после себя богатое литературное наследие. Погребен в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в городе Джорданвилль. Прежде своего отшествия ко Господу владыка Аверкий писал: «Меня, как и всех, будет судить справедливый Бог. Но я могу сказать одно: я делал все честно, в соответствии со своей совестью, и не взирал на лица».

Книгу можно приобрести:

23 мая 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Дохристианская Европа Дохристианская Европа
Протоиерей Владислав Цыпин
Фундаментальный труд известного современного церковного автора Владислава Цыпина, митрофорного протоиерея, профессора, доктора церковной истории, богослова, филолога и правоведа. Данное произведение представляет собой переработанный и сокращенный вариант первых трех томов серии «История Европы: дохристианской и христианской».
Легко ли быть владыкой? Легко ли быть владыкой?
Жизнеописание митрополита Симона (Новикова)
Игорь Евсин
Владыка Симон (Новиков; 1928–2006) — митрополит Рязанский и Касимовский с юности проявил себя подвижником, человеком неколебимой веры, молитвенником. Его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к людям, энциклопедические знания неизменно привлекали к нему множество людей.
Когда Бог рядом Когда Бог рядом
Юлия Кулакова
Юлия Кулакова, рассказывает и о пути своего воцерковления, и о служении уже в качестве матушки священника, о том, как живут приходы Русской Православной Церкви за рубежом, об опыте общения с детьми в воскресных школах православных приходов в Доминиканской Республике.
Жизнь после смерти согласно Православной традиции Жизнь после смерти согласно Православной традиции
Жан-Клод Ларше
Смерть — это великая тайна. Как отмечали многие философы, она является единственным определенным фактом нашего будущего и вместе с тем остается одним из самых неопределенных явлений, если говорить о природе смерти и ее последствиях.
Как я выходила замуж Как я выходила замуж
Елена Кучеренко
Приняв благообразный вид, то есть сменив джинсы на платья и скромно нацепив платок, не забыв выпустить из-под него кудри — товар лицом, так сказать, — я стала ходить на службы, поститься, молиться и глазеть по сторонам. Бородатые женихи как-то не спешили со своими руками и сердцами.
Духовное отцовство Духовное отцовство
По творениям Евагрия Понтийского
Схиархимандрит Гавриил (Бунге)
Духовный отец — это врач и учитель в одном лице, по образу Христа. Именно духовному отцу как никому другому известно, «какие лекарственные средства ведут от зла к добродетели и от незнания к ведению».
Волшебное лукошко Волшебное лукошко
Дмитрий Дмитриев
Дмитрий Александрович Дмитриев – писатель, поэт и сценарист, много лет пишущий для детей. Многие его рассказы и сценарии были написаны для детских передач на радио «Радонеж» и телеканале «Радость моя».
Удивительное путешествие в православную Грузию Удивительное путешествие в православную Грузию
Ольга Рожнёва
Книга посвящена поездке писательницы в православную Грузию, встречам с ее святынями, монастырями, священниками. В этом путешествии было много удивительных событий, совпадений, помощи Божией и утешения от грузинских святых.
Большая жизнь маленького Ванечки Большая жизнь маленького Ванечки
Владимир Крупин
Жизнь в деревне наполнена трудом, уважением к старшим, любовью к природе и животным. И это определяет будущее мальчика — ведь воспоминания детства как путеводные маячки светят всю жизнь.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×