Архиепископ Аверкий (Таушев)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Архиепископ Аверкий (Таушев)». Составитель Ольга Рожнева.

Архиепископ Аверкий (Таушев) / Сост. О. Л. Рожнева. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 112 с.: ил. — (На страже веры). Архиепископ Аверкий (Таушев) / Сост. О. Л. Рожнева. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 112 с.: ил. — (На страже веры).
    

Владыка Аверкий (Таушев; 1906–1976) — архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей, богослов и духовный писатель, автор широко известного руководства к изучению Священного Писания и других трудов. Архиепископ Аверкий стяжал дар духовного рассуждения, дар различения духов, что позволяло ему безошибочно обнаруживать и обличать самые утонченные духовные подделки и соблазны, которыми переполнен современный мир. Книга знакомит читателя с его жизнью, воспоминаниями и наставлениями. Его предостережения имеют непреходящий характер.

Архиепископ Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев) родился 19 октября 1906 года в городе Казани (Симбирской губернии). Он был единственным сыном в дворянской семье Павла Сергеевича и Марии Владимировны Таушевых. Владыка Аверкий так вспоминал о своем детстве: «Род службы отца был причиной того, что нам постоянно приходилось быть в поездках по России. И я благодарю Бога за то, что, хотя и рано пришлось мне покинуть горячо мною любимую Родину, в 1920 году, но я все же повидал ее и глубоко запечатлел в своем детском сердце…» Таушевы уехали в Болгарию. «Помню, с какой скорбью сжималось сердце, когда мы покидали Русскую землю… С замиранием сердца следили мы, как исчезали последние русские огоньки на горизонте. Прощай, наша несчастная многострадальная Родина! И неужели это навсегда?»

…Александр учился отлично и в 1926 году окончил гимназию с золотой медалью. После гимназии поступил на богословский факультет Софийского университета и успешно окончил его в 1930 году.

В этот период на Александра оказали большое влияние архиепископ Серафим (Соболев), известный своей высокой духовной жизнью, и архиепископ Феофан Полтавский (Быстров), духовный подвижник, неофициальный духовник царской семьи, ученик святителя Феофана Затворника.

Благодаря своим наставникам Александр утвердился в мысли о принятии монашества. Как-то Александр узнал из газеты «Православная Карпатская Русь», что на Карпатской Руси есть возможность потрудиться на миссионерском поприще. И по благословению архиепископа Феофана в 1931 году молодой человек отправился на Карпатскую Русь (сегодня это Закарпатская область Украины). Здесь, в Свято-Николаевском монастыре при селе Иза Хустского округа, 30 мая 1931 года Александр был пострижен монашество с именем Аверкий в честь святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского. В Свято-Николаевском монастыре монаха Аверкия рукополагают в иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1937 году он был возведен в сан игумена. В 1940 году Прикарпатскую Русь заняли венгерские войска, и игумен архимандрит вынужден был перебраться в Югославию, в Белград. В 1944 году отец Аверкий (уже архимандрит) снова вынужден эвакуироваться. На этот раз в Австрию. С 1945 года вместе с Архиерейским Синодом РПЦЗ архимандрит Аверкий находился в Мюнхене.

В 1951 году по приглашению архиепископа Виталия (Максименко) архимандрит Аверкий переехал в США и поселился в Свято-Троицком монастыре города Джорданвилля. В том же году будущий архиерей начал преподавать в джорданвилльской семинарии, а спустя год стал ее ректором.

В 1961 году владыка Аверкий стал архиепископом Сиракузским и Троицким. С 1964 года архиепископ Аверкий — постоянный член Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

Отец Серафим (Роуз) писал о владыке Аверкии: «Владыка Аверкий был безупречным учителем православной нравственной и духовной жизни, и, одновременно, непревзойденным богословом и святоотеческим наставником для нас».

Иеромонах Дамаскин (Христиансен) свидетельствовал о даре благодатной проповеди у архиепископа Аверкия: «Даже в повседневном разговоре его речь была по-ораторски гладкой и ровной, к чему он отнюдь не прилагал усилий. Ораторский его дар в сочетании с пламенной любовью к истине делал его проповеди незабываемыми. Часто покаянное настроение настолько охватывало его, что он начинал рыдать посреди проповеди. Лишь самые бесчувственные из слушающих смеялись над этой “эмоциональностью”, но всем было ясно, что эти слезы были совершенно естественными — они исходили “от избытка сердца” (Лк. 6, 45)».

Владыка Аверкий был ревнителем чистоты православной веры и национального самосознания. Эта ревность отражена в его многочисленных проповедях, словах, письмах, статьях и докладах в период с 1956 по 1976 год. Часть наследия архиепископа Аверкия вошла в сборник под названием «Современность в свете слова Божия».

Владыка Аверкий говорил: «Наш путь — это путь всецелой верности исконной, а не “модернизованной” христовой вере и Церкви со всеми ее догматами и канонами, принятыми и утвержденными на Вселенских и Поместных Соборах, со всеми ее благочестивыми обычаями и традициями, — со всем тем подлинным духовным богатством, которое передали нам святые апостолы Христовы и великие отцы Церкви, и которое полу чили мы в наследство от наших благочестивых отцов и дедов».

Владыка сокрушался о современном человеке: «Современный человек — это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, “вертится как белка в колесе”… “Время — деньги” — вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т. п. мест время провождения в свободное от работы и от занятий время… Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни».

«Единственный путь спасения человечества от этой окончательной гибели — это путь духовной жизни, но не той “духовной” жизни, которую подносят современному человеку его культурные вожди, совершающие подлог и подмену “духовностью”, а подлинной духовной жизни, проявления которой заключаются в стремлении человека к Богу, искании общения с Богом и желании жить по Его святой воле».

В последний год жизни архиепископ Аверкий сильно болел. Скончался он 10 апреля 1976 года, оставив после себя богатое литературное наследие. Погребен в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в городе Джорданвилль. Прежде своего отшествия ко Господу владыка Аверкий писал: «Меня, как и всех, будет судить справедливый Бог. Но я могу сказать одно: я делал все честно, в соответствии со своей совестью, и не взирал на лица».

Книгу можно приобрести:

23 мая 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Сердцем моим страдаю о вас… Сердцем моим страдаю о вас…
Преподобный Серафим (Романцов)
Зиновий Чесноков, Николай Чесноков
В настоящем издании содержится не только рассказ о жизненном пути преподобного Серафима (Романцова); особенный интерес представляют выдержки из писем и советы старца, бережной с любовью собранные авторами в данной книге.
Повести и рассказы из духовного быта Повести и рассказы из духовного быта
Игнатий Николаевич Потапенко
Наиболее яркие произведения Игнатия Потапенко посвящены жизни приходского духовенства — жизни, знакомой писателю не понаслышке. Будучи сыном сельского священника, он сделался отличным бытописателем городков, деревень и местечек южнороссийских губерний, изобразителем мещанских нравов, чиновничьей психологии, беспросветного существования городских низов.
Таинственный маяк Таинственный маяк
В сборник вошли рассказы о разных периодах прошлого нашей страны. В разное время жили эти люди, но их объединяли вера, преданность своему делу, верность, любовь, преодолевающая все невзгоды.
Homo religiosus: на путях поиска истины Homo religiosus: на путях поиска истины
Протоиерей Олег Корытко
В основе издания лежит курс лекций по предмету «История религий», читаемых автором, протоиереем Олегом Корытко, в Сретенской духовной семинарии на протяжении более 15 лет.
Священная библейская история Священная библейская история
Митрополит Вениамин (Пушкарь)
«Читая Священную Библию, надо всегда помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества. Библия говорит нам не о том, как движутся небесные тела, а о том, как нам взойти на духовное небо. Она повествует нам, как и что сделал Господь по Своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям».
Иисус Христос. Жизнь и учение Иисус Христос. Жизнь и учение
Книга 6: Смерть и воскресение
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
Что говорят нам евангелисты о последних днях, часах и минутах Его жизни? Как описывают Его воскресение? Почему жизнь Иисуса закончилась столь мучительной и позорной смертью? На все эти и многие другие вопросы призвана ответить настоящая книга
В продажу поступил очередной тираж «Закона Божия» священников Гумеровых В продажу поступил очередной тираж «Закона Божия» священников Гумеровых
Второе, исправленное издание этого замечательного труда поступило в магазин «Сретение» при московском Сретенском монастыре.
Рождественский подарок детям Рождественский подарок детям
Нина Орлова-Маркграф
Автор рассказывает евангельскую историю Рождества Христова, объясняет смысл праздника простым, доступным для ребенка языком. Текст сопровождается загадками и стихами, которые делают чтение интересным и увлекательным.
Митрополит Николай (Ярушевич) Митрополит Николай (Ярушевич)
Книга посвящена митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу; 1892–1961), выдающемуся архиерею и проповеднику, первому председателю Отдела внешних церковных отношений Московского Патриархата, пастырю, богослову, дипломату. Митрополита Николая современники называли «Златоустом XX века».
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×