Воздушные мытарства. Мытарство пятнадцатое: «Не ворожите»

Цикл «Путь всей земли». Беседа 17-я

«Беспрепятственно прошли мы и следующее мытарство, где истязуются духами за чародейство, колдовство, обаяние, нашептывание, призывания бесов. Духи этого мытарства по виду своему похожи на четвероногих гадов, на скорпионов, змей и жаб; одним словом, страшно и мерзко смотреть на них. По благодати Божией, духи этого мытарства не нашли во мне ни одного подобного греха, и мы отправились далее; духи же с яростью кричали мне вслед: “Посмотрим, как уйдешь ты из блудных мест, когда придешь туда!” Когда мы стали восходить выше, я спросила водивших меня Ангелов: “Господие мои, все ли христиане проходят эти мытарства, и нет ли для кого возможности пройти здесь без истязания и страха?” Святые Ангелы отвечали мне: “Для душ верующих, восходящих на Небо, другого пути нет – все идут здесь, но не все бывают так испытываемы на мытарствах, как ты, а только тебе подобные грешники, то есть те, которые из стыда не открывали искренне духовному отцу всех своих грехов на исповеди. Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи, по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати», – поведала блаженная Феодора.

Именно на 15-м мытарстве душе блаженной Феодоры открывается важная духовная тайна: как сообразуются испытания мытарств и благодать Божьего оправдания, действующая в таинстве Исповеди. Мы видим здесь диалог, который возникает между Феодорой и водившими ее ангелами. Феодора спрашивает:

«Господие мои, все ли христиане проходят эти мытарства, и нет ли для кого возможности пройти здесь без истязания и страха?»

И ангелы отвечают ей (для нас важна именно вторая часть ответа):

«Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи, по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати». – Эти слова и решают вопрос о церковном учении о мытарствах и учении Церкви об оправдывающей благодати. Как соотносятся муки мытарств с той радостью Божьего прощения и оправдания, которую мы испытываем во дни земной жизни, участвуя во врачующих таинствах Церкви, которыми обожаемся[1], оправдываемся и хвалимся. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился ( Еф. 2, 8 – 9). Хвалящийся хвались о Господе (2 Кор. 10, 17).

Святитель Амвросий Медиоланский восклицает: «Я буду хвалиться не потому, что праведен, а потому, что искуплен. Я буду хвалиться не потому, что свободен от грехов, а потому, что мои грехи прощены. Я буду хвалиться не потому, что творил добро, и не потому, что кто-то другой сотворил добро мне, но потому, что Христос – мой заступник перед Отцом, и потому, что Кровь Христова излита за меня»[2].

Учение о благодатном оправдании составляет отличительную часть христианского исповедования

И надо прямо сказать, что именно учение о благодатном оправдании и составляет отличительную часть нашего христианского исповедования от любого другого религиозного представления о спасении, каковые мы можем обнаружить в других течениях и религиях. И в этом смысле есть только два типа религии: религия Закона и религия Благодати. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати ( Гал. 5, 4). И сие Божественное оправдание по благодати деятельно кающихся грешников обеспечивает всецелое очищение от власти прежде содеянных греховных деяний, так что «воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного». Как мы и говорили в начале этих наших бесед: все решается в этой земной жизни, здесь и время покаянию, и время исправлению. Под каковым (исправлением) мы разумеем и плоды (дела) веры, умирание для греха и воскресение для новой жизни во Христе и со Христом. Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4).

О чем Севериан Габальский, некогда бывший сподвижником Златоуста, наставлял: «Жить в новизне означает начать некую новую и обновленную жизнь, отложив ветхую, ту, что во грехе, – ибо возрождение обещает некий новый и обновленный образ жизни»[3].

Но вернемся к 15-му мытарству, где исследуются души, заподозренные в чародействе, колдовстве, обаянии, нашептывании и призывании бесов.

Слово Божие категорично осуждает подобные преступления. Сказано: Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их (т. е. народы Ханаана. – О.С.) от лица твоего (Втор. 18, 10 – 12).

В наше время интерес к колдовству и магии более устойчив, чем интерес к религии, и это не случайно. Сказано: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1Тим. 4, 1).

Силы зла активизировались теперь так, что последователи лукавого князя тьмы могут позволить себе открыто легализоваться и не стыдясь проповедовать свои взгляды. Сейчас можно встретить в России молодых людей, которые открыто бравируют сатанинской символикой. Они носят перевернутые кресты, как прямой вызов христианской вере. Особенно во время выступления некоторых рок-групп можно увидеть юношей и девушек, которые одеты в кожаные куртки, разрисованные изображениями дьявола и бесов. Очень распространенным изображением у сатанистов является картинка, на которой представлено приношение козлоподобному дьяволу в жертву окровавленного христианского младенца. Кроме дьявольской музыки, существуют сатанинские книги, журналы, газеты, кинофильмы. Имеют последователи Люцифера и свои сайты в сети Интернета. Мир политики буквально пронизан сатанинскими идеями, символикой и настроениями. Оккультные услуги стали теперь для многих россиян обычной нормой жизни. Мы можем увидеть в газетах такие объявления:

– «Высокоэффективная магия, мощные привороты. Успех гарантирован»;

– «Мощная магия любви. Снятие черного глаза, заговоров, порчи (фото). Поиск. Ясновидение. Школа колдовства. Дешево. Гарант»;

– «Ворожба. Гадание. Ясновидение»; и т. д.

Россия постепенно превращается в новый мировой оккультный центр

Создается впечатление, что Россия постепенно превращается в новый мировой оккультный центр. Здесь можно и напустить порчу, и снять ее. Доходит до того, что уже в 1990-х православный епископ в одной из Сибирских епархий пострадал за выступление против попыток колдуньи Ч. пройти в депутаты городского совета. За то, что архиерей протестовал против вхождения ведьмы во властные структуры, так называемая демократическая пресса организовала против него газетную травлю. Сама же ведьма угрожала архиерею как «врагу научно-технического прогресса» следующим призывом: «Впервые в истории города мы пронесем 666 килотонн ангельского огня по Бульвару Гагарина от площади Дружбы до к/т «Искра». Здесь возгорится пламя всенаучного бдения, которое будет завершено демонстрацией орудия возмездия врагам мировой научно-технической революции. Мы ведаем, что творим. И пусть обыватель назовет нас фашистами». В либеральных изданиях П... мадам Ч. пыталась всячески обелить термин «ведьма». В частности, она писала: «Образ ведьмы – глубоко положительный, потому что, по сути, ведьма – это женщина с системным гуманитарным образованием».

Использование ведьмой научных терминов – не случайное совпадение. Есть нечто, что роднит магию с наукой, особенно в ее теперешнем состоянии. Наука и выросла из алхимии, где безответственные эксперименты ради наживы, славы, золота – самоцель любого эксперимента.

Берется вещество «А», смешивается с веществом «В», и ожидается результат «С». А то, что может произойти в результате подобных экспериментов, ученого мало интересует. Мир уже поставлен так называемым научно-техническим прогрессом на грань экологического уничтожения, о чем все чаще сообщают уже и сами маститые ученые...

И здесь полное нравственное несовпадение с религией! Ибо религия всегда требует от человека нравственного решения. И если человек не осуществляет нравственного выбора в добре, религиозные обряды и действия мало чем помогут ему. И всё ровно наоборот в колдовстве и магии, где, напротив, злое состояние души практикующего их способствует лучшему результату. Поэтому предпочтение, которое наши современники отдают магии и колдовству, удаляясь от подлинной религиозности, обусловлено их нравственными и моральными приоритетами.

А вот магия и колдовство, напротив, предлагают результат, не исправляя души и при этом, безусловно, губя тело. Все так называемые маги-целители – не просто шарлатаны, а именно злодеи, загоняющие болезнь внутрь человека, скрывая ее так, что человек уже и не ищет для себя врачевания, пока недуг не проявится уже в смертельной фазе.

Но если даже «маги» и «колдуны» – действительно только шарлатаны, играющие в «чернуху», – они уже на пути погибели, они не замечают того, что дьявол ведет свою игру с ними и через них. Даже чтение книг оккультного содержания из любопытства несет в себе огромную опасность для человека:

«Монах в Веррии случайно увидел гадательную книгу и, с любопытством разбирая тайны сатанинского гадания, невольно увлекся ею. Это не прошло даром. В следующую ночь он увидел перед собой эфиопа исполинского роста, который говорил: “Ты меня призывал, и вот я. Что тебе угодно – все исполню, только поклонись мне”. – “Господу Богу моему поклоняюсь и Тому Единому служу” (ср. Мф. 4, 10). – “Так ты не поклонишься мне? Для чего же призывал меня, позволяя себе чтение моих гадательных тайн?” – С этими словами сатана дал сильную пощечину иноку и исчез. Чувства боли и страха пробудили инока, щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась и обезображивала инока. От опухоли стало не видно глаз. Осведомившись о причине столь странной болезни, знакомые иноки дали знать об этом преподобному Дионисию, который тотчас явился и, по совершении молитвы к Богу и Божией Матери, помазал елеем больное место. Инок тотчас исцелел и прославил Бога»[4].

В книге Деяний святых апостолов мы находим такое повествование: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне (Деян. 19, 18 – 20). Намного лучше читать душеполезные книги:

«Сальвия была весьма учена, любила божественные книги и ночи обращала в дни, употребляя на освещение множество масла, и перечитывала все сочинения древних толковников, в числе которых – три миллиона объяснительных стихов Оригена, 250 тысяч Григория, Пиерия, Стефана, Василия и других ученых. Она не пробегала их только, как бывает, но с большим вниманием прочитывала каждую книгу раз семь или восемь. Благодаря этому, освободившись от лжеименного знания, она сперва окрылилась благодатью Божией, потом силой духовных слов и благих надежд, сделав себя духовной птицей, и, пролетев сквозь мрак этой жизни, воспарила ко Христу, чтобы принять от Него бесконечные награды»[5].

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить больной член, топят все спасение души» [6]. Златоуст, наставляя нас, как бы говорит: «Здоровье любой ценою – это верх безрассудства». Как и в Писании сказано: Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетние (1 Кор. 14, 20).

Если мы – православные, то все, происходящее в нашей жизни, зависит только от Бога

В Афонском патерике мы находим очень важное наставление: «На человека благочестивого и живущего по воле Бога волхвования не оказывают никакого воздействия»[7]. – И это истинно так! Сказано: Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется (Притч. 26, 2). Действительно, почему наша жизнь должна зависеть от «сглаза», «порчи» и других форм колдовства и магии? Если мы – верующие православные люди, то все, происходящее в нашей жизни, зависит только от Бога, и никак иначе. Сказано: Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц (Лк. 12, 6 – 7). – То есть твоя и моя жизнь, христианин, всецело в руках Божественных Промыслов, и не Кашпировскому, не Лонго и иже с ними решать нашу судьбу. Колдовство реально может оказаться действенным в жизни тех христиан, которые сами отошли от твердого основания веры и, убоявшись колдуна или мага более, чем Бога, поставили служителей дьявола выше, чем Создателя. Но тот, кто имеет страх Божий, свободен от любого другого страха. Ибо раб Божий – свободен от власти дьявола, греха и смерти. И наоборот: Обещают им свободу (т. е. избавление от всех проблем – О. С.), будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет. 2, 19).

«Священник села Локотни Можайского уезда Никита Маркович Чеснов рассказал нам о следующем случае из своей жизни. “В моем приходе, – говорил он, – был один крестьянин, человек зажиточный. Он торговал лесом. О нем по всему приходу ходил слух, что он занимается чернокнижием, или колдовством. Когда настал Великий пост, этот крестьянин пришел ко мне на исповедь. Как пастырь, заботящийся о своих словесных овцах, я осторожно коснулся в беседе этого распространившегося в народе слуха. Выслушав меня, он помрачнел, сделался как черная туча. Вскоре после этого я слышу, что он стал распространять лично обо мне враждебные толки и приписывать мне то, к чему я, по милости Божией, не был причастен. Настал день Святой Пасхи. Я прибыл в дом этого крестьянина с иконами. Принял он нас всех ласково и внимательно, а по окончании молебна всему причту предложил откушать у него хлеба-соли. Лично я чувствовал в глубине своего сердца какое-то смущение, и мне не хотелось оставаться у него на угощении. Но, видя по глазам причта непреодолимое желание остаться – в комнате стоял накрытый стол, сервированный по-городскому, – жаль мне стало, что я лишаю собратьев такого удовольствия. Вопреки желанию, я согласился на предложение хозяина. Когда я читал молитву Господню перед вкушением пищи, то по какому-то внушению произносил молитвенные слова с особенной силой и верой, мысленно прося у Господа себе покрова и заступления. Когда прочитана была молитва, хозяин любезно спросил меня: ‟Батюшка, можно вам предложить что-нибудь из этих напитков?” Я попросил налить мне рюмку рябиновки. Когда хозяин наливал ее, я в глубине души помолился Господу, чтобы Он силой Креста Своего сохранил меня от всех бед и напастей. Хозяин уже доканчивал наливать рюмку, как я, осеняя ее крестным знамением, произнес мысленно слова: ‟Во имя Отца и Сына и Святого Духа”. В этот самый момент бутылка в руках хозяина и рюмка превратились в песок, а водка – как бы в пыль. Как будто бы кто сильным молотом ударил посуду. Хозяин весь затрясся и оцепенел, а мы все в смущении духа попрощались с ним, встали и ушли из его дома”»[8].

Святитель Григорий Нисский писал: «Волшебство недействительно против живущих добродетельно, напротив того, подкрепляемые Божией помощью превозмогают всякую кознь»[9].

Сказано: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 35, 38 – 39).

И мы переходим к следующему мытарству...

[1] То есть по благодати становимся вкусивших дара небесного (еще в этой жизни чрез таинства Церковные – О.С.), соделавшихся причастниками Духа Святаго (Евр. 6, 4), соделались причастниками Божеского естества (2 Пет.1, 4).

[2] См.: Амвросий Медиоланский, святитель. DeJacobetvitabeata, гл. 6.

[3] См.: Севериан ГабальскийФрагменты.

[4] Отечник проповедника, 1210. Афонский патерик. Ч.2. С.48.

[5] Там же. 319. Лавсаик. С. 239.

[6] Энциклопедия православной веры. Спб.: Летопись – 2009. С. 657

[7] Там же.

[8] Отечник проповедника, 1216. Троицкие листки с луга духовного. С. 118.

[9] Энциклопедия православной веры. Спб.: Летопись – 2009. С. 142.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Сергей14 июня 2017, 08:52
Написано все хорошо.Но как спастись населению от магии,которая распрастраняется практически по всем каналам телевидения(битва экстрасенсов,дом-2,развлекательные программы и т.д..Хотелось бы услышать о борьбе с современными приворотами и порчами.Как к этому относится церковь.И как сделать так что человек столкнувшийся с этой проблемой пришел в церковь,а не ходил по бабкам и врачам.
Екатерина Сибирёва11 июня 2017, 20:15
Михаил, Вы или невнимательно прочли статью, или Ваша вера пока слаба: "Колдовство реально может оказаться действенным в жизни тех христиан, которые сами отошли от твердого основания веры и, убоявшись колдуна или мага более, чем Бога, поставили служителей дьявола выше, чем Создателя. Но тот, кто имеет страх Божий, свободен от любого другого страха. Ибо раб Божий – свободен от власти дьявола, греха и смерти." А Вы, простите, все же ставите "служителей дьявола выше, чем Создателя", если верите, что навести порчу можно на кого угодно, да еще собираете странные слухи о том, что колдовством якобы могут заниматься и священники и монахи! Вы уже определитесь с кем Вы, спаси Вас Господь!
Галина И.11 июня 2017, 17:55
Михаилу:простите, без обиды. Вспомнилось из классики: "Жил - дрожал, и умирал - дрожал". Христианину нечего бояться: "Рожденный от Бога не грешит, ... и лукавый не прикасается к нему"(1Ин. 5,18). Осознанно совершая грехи, мы открываем в себе щелочки для сатаны, от которого и исходит дух страха и фобии.Давида Голиаф проклял всеми своими богами, и что? Давид бесстрашно уложил его одним камешком. "Не называйте заговором того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится... Господа Саваофа- Его чтите свято, и Он- страх ваш, и Он -трепет ваш" (Ис.8,12-13). Все зависит от силы веры, духовной чистоты и преданности Господу Иисусу Христу.А когда мы и нашим, и вашим-извините...
11 июня 2017, 15:54
P.S. к "Братьям Карамазовым". Тут, конечно, ключевое слово "смешливый". Однако, как мне кажется, при любых намерениях и интонации повествовать о чудесах надо крайне-крайне осторожно.
Людмила11 июня 2017, 15:31
Автор написал: "Есть нечто, что роднит магию с наукой, особенно в ее теперешнем состоянии. Наука и выросла из алхимии..." Написать, что наука выросла из алхимии - вывод довольно поспешный и неточный. Из истории известно, что хотя бы математика развивалась задолго до алхимии, взять хотя бы пример Эратосфена, который еще до Рождества Христова довольно точно рассчитал объем Земли, пользуясь математическими пропорциями, и его результат был подтвержден тысячелетиями спустя современными учеными. Как верующему человеку, уважающему Церковь и священство, мне лично неприятно читать такие фразы, написанные протоиерееем.
Александр Б11 июня 2017, 12:08
Спаси вас Господи о.Олег. Рад слышать (читать) ваши наставления, во славу Божию. Многая и благая лета вам.
11 июня 2017, 01:41
Ф.М.Достоевский, «Братья Карамазовы», гл.«Старый шут». Карамазов-отец: «Вот что спрошу: справедливо ли, отец великий, то, что в Четьи-Минеи повествуется где-то о каком-то святом чудотворце, которого мучили за веру, и когда отрубили ему под конец голову, то он встал, поднял свою голову и «любезно ее лобызаше», и долго шел, неся ее в руках, и «любезно ее лобызаше». Справедливо это или нет, отцы честные?— Нет, несправедливо, — сказал старец.— Ничего подобного во всех Четьих-Минеях не существует. Про какого это святого, вы говорите, так написано? — спросил иеромонах, отец библиотекарь.
Фотиния11 июня 2017, 01:02
Сколько много говорится о вреде бесовских искушений в виде приобщения к "особой" тайне познания - издаются книги, снимаются фильмы и культивируются колдовские действа И все равно никуда сие не девается - живет и даже размножается как та гидра многоглавая. Тяжело человеку в этом мире, одиноко. Мир во зле лежит и человек грешит. Деньги заменяют добро, любовь - страсть, скромность - сексуальность и т.п. Себя и свои желания побороть очень трудно, подчас хотелки прямо диктуют - возьми, наплюй, возжелай. Как же получить - поколдуй и поворожи, так "все" делают. Живи здесь и сейчас. Много схем соблазна, очень много. А Господь один, только всеобъемлющ и всеблаг и многотерпелив. Страх Божий-вот ответ.
Михаил10 июня 2017, 15:06
Это для живущих добродетельно, а так-то вообще заколдовать и навести порчу можно и на священника и на верующего и на монаха постника. В этих делах много подводных камней. И наводят, кстати. Слыхал, что и священники есть такие и монахи, кто колдовством занимался или занимается. Бояться порчи правильно. И с подозрительными в этом людьми дел не иметь, не кушать у них ничего. Женщины в основном это делают. Таких людей очень много, я был маленький у нас во дворе из 15 женщин 4 ходили к ведьме, одна сама "баяла". Одна девочка стала сатанисткой. Это только что я точно знал. Лично я боюсь порчи, сглаза, отравы итд, и по возможности в гостях не ем, особенно у неверующих. И в церковь такие ходят.
Иван10 июня 2017, 14:36
Ксения! По телевизору могут показывать что хотят. У нас государство как земной орган отделено от церкви как от земного органа. За это слава Богу! Не смотрите прогноз - и всего делов то! Если Вы православный христианин, то какое Вам дело до суеверия (до суетной веры)?
Марина10 июня 2017, 09:59
Как хочется подсказать, помочь, уберечь, но имеющии уши не слышат, умеющие видеть не видят, имеющии дары осязать не осязают. Многому свядетель с детства, даже карты просто взятые в руки поиграть в простого дурака – грех, не говоря о том, чтоб заглянуть в будущее. Если нужно будет открыть Вам что, сам Господь откроет то, что позволительно для вас. Учитесь благодарить за то, что имеете на данную минуту. Не бегите и не трогаете того, что многие уже прикоснулись, лучше помогите прикоснувшему и приведите этого человека в храм на покаяние. Не имеете дара убеждения, то хоть себя уберегите и деток своих, чтоб не пришлось после оплакивать погибающих. Спаси Господи нас, ищем тебя на дозволительности
Ксения 9 июня 2017, 13:07
Каждое день по Общественному Российскому Телевидению в программе Доброе утро показывают астрологический прогноз, это безумие навязывается людям уже много лет..это главный телеканал - "лицо" нашей страны..Позорище!!!
В.В. 9 июня 2017, 12:54
Книга священника Валерия Духанина "Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, порчи" будет очень хорошим дополнением к этой статье о. Олега.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×