От «попросить» до помолиться

О наших отношениях со святыми

Где у них кнопка?

Наверное, каждый священник, да и любой сотрудник, несущий послушание в храме или в церковной лавке, гораздо чаще, нежели хотелось бы, сталкивается с вопросами о том, какому святому следует поставить свечу, чтобы разрешилась та или иная жизненная ситуация. Тревожнее всего тот факт, что такие вопросы приходится слышать не только от людей, почти ничего о христианской жизни не знающих, но и от тех, кто появляется в храме достаточно регулярно. Отсутствие должного понимания того, как складываются отношения Церкви земной и Церкви небесной, неизбежно отражается на церковной жизни человека, поэтому мне представляется важным об этом поговорить.

Человек приходит в храм, и в глазах у него читается вопрос: «Где у них кнопка?»

Нужно отдавать себе отчет в том, что молиться одному святому исключительно об исцелении глазных болезней, а другому – о хорошем урожае огурцов,– не просто обычай с языческой подоплекой. Это то, к чему подводит человека в какой-то степени специфика современной жизни. Мы всё больше привыкаем к тому, что результат в очень многих житейских вещах достигается нажатием кнопки или последовательности кнопок, причем то, как происходит сам процесс, на пользовательском уровне знать не обязательно. И что-то подобное мы подчас видим в Церкви: человек приходит в храм, и в глазах у него читается вопрос: «Где у них кнопка?». И он начинает буквально метаться в поисках того, какое действие ему выполнить, чтобы получить на выходе тот результат, на который он рассчитывает.

Конечно, играют здесь определенную роль и молитвословы, в которых издатели для достижения большего коммерческого эффекта от продаж наделяют каждого святого некой узкой «специализацией». У человека, увидевшего в таком сборнике рядом с именем определенного угодника Божия указание на свою проблему или болезнь, не возникает сомнений, что именно так и принято в Церкви.

Безусловно, некоторое основание молиться тем или иным святым в определенной нужде мы имеем; это бывает сопряжено с тем, в чем этот святой уже оказывал нам помощь, каково его житие, что в нем рассказывается о его помощи людям, какова история чудес уже по его кончине. Но и в этом случае наши молитвы к святым должны основываться не на том, что мы можем от них получить, а в первую очередь на межличностном общении. Ведь каждый угодник Божий – это прежде всего человек, который жил когда-то на земле и продолжает теперь жить на Небесах, оставаясь личностью. Мы понимаем, что если бы с кем-то из тех людей, с которыми мы встречаемся на путях земной жизни, мы общались только ради их положения и возможности в чем-то оказать нам помощь, это было бы лицемерием, но в отношении святых нам почему-то такая мысль в голову не приходит. А было бы совершенно естественным, если бы наше узнавание святителей, мучеников, преподобных, праведных, Христа ради юродивых происходило так же, как узнаём мы людей, которые нам становятся близкими: мы вникаем в их житие и как бы входим в их жизнь, а они – входят в нашу. Тогда возникает уважение, тогда приходит истинное почитание, тогда проявляется бескорыстие. И тогда из всего этого может родиться в наших отношениях со святым то, что действительно изменит к лучшему нашу жизнь.

Узнавание – из молитвы

Есть во всем этом, однако, такой момент: жизнеописание далеко не каждого святого доносит до нас живые подробности, позволяющие увидеть его поступки и особенности характера. А есть угодники Божии, о которых и вовсе почти ничего не известно. Хочется человеку глубже узнать своего небесного покровителя – а о нем в житийном сборнике всего один абзац. Получается, что многие имена в святцах должны так и остаться для нас, условно говоря, именами?

Узнавать святого можно и непосредственно в молитвах к нему

Думаю, что в любом случае нам нужно постараться выйти за рамки отношения к святому как к некоему набору фактов. Может быть, это прозвучит странно и удивительно, но узнавать святого можно и непосредственно в молитвах к нему. Ведь наша молитва не заключается только в том, что мы произнесли какие-то слова и ушли – в нашем сердце рождаются те или иные чувства, и это вызывает отклик тех угодников Божиих, к которым мы обращаемся и которые в Духе Святом видят всю нашу жизнь на земле. А из этого какое-то более определенное отношение к святому рождается уже и у нас. Возникает взаимность, и эта взаимность совершенно реальна, потому что на самом деле близость к нам святых бывает гораздо большей, нежели близость тех людей, с которыми мы можем общаться непосредственным образом.

Мы не знаем, каким именно образом святые видят помышления и жизнь всех людей, но это, несомненно, так. Преподобный Паисий Святогорец приводит в одной из своих книг такой эпизод: однажды он, по обыкновению, совершал свое утреннее правило, и когда дошел до поминовения тех святых, память которых в этот день совершается, вспомнил, что у него нет под рукой календаря. Он переезжал в это время из кельи в келью, и книги у него были упакованы, так что он не мог до этого календаря добраться. Наверное, его это очень опечалило – и в этот момент ему явился некий благолепный муж и сказал: «Отче, я такой-то святой, сегодня моя память». Конечно, нам не стоит рассчитывать на такого рода события в нашей жизни, потому что нам это гораздо скорее повредит, нежели пользу принесет. Но невидимые нити между нами и святыми протягиваются именно таким образом: мы о них постоянно помним, к ним обращаемся, надеемся на их ходатайство – и они тоже помнят нас, видят нас и однажды вдруг приходят нам на помощь.

К слову сказать, не всегда первый шаг к этому общению, к дружбе со святыми делаем именно мы сами. Всё как в обычном человеческом общении: не только мы делаем первый шаг, но и кто-то порою делает его к нам. А как такого рода шаг может сделать святой? Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить историю чудес, которые совершались по кончине святителя Николая Чудотворца или, к примеру, святителя Нектария Эгинского. Мы знаем, что святитель Нектарий удивительным образом известен и почитаем в Канаде, в Северной Америке, хотя всю свою жизнь прожил в Греции. Всё очень просто и одновременно необъяснимо: он неоднократно являлся там православным христианам, они получали облегчение в тяжелых обстоятельствах, а потом им где-нибудь попадалось иконописное изображение святителя, и они узнавали, кто это такой. А дальше уже это почитание распространялось на их близких, знакомых и на всю христианскую общину. Примерно то же самое можно сказать и об особом почитании святителя Николая на Руси: он никогда не имел отношения ни к Русской Церкви, ни к нашему народу и мог бы остаться для нас не очень известным, если бы не его действительно необыкновенная любовь и бесчисленные случаи помощи русским людям. И точно так же, как милость и любовь святых изливается порой на целые страны и народы, может она изливаться и на конкретного человека. И, конечно, не стоит от этого недоумевать, не стоит и, наоборот, искать в этом какой-то смысл, наполняющий нас гордостью,– просто нужно на этот шаг со всей возможной для нас любовью и благодарностью откликнуться.

Просить или не просить?

Из нашей жизни уходит молитвенное предстояние святым – бескорыстное, без какой-то нужды

Как-то мы ездили с прихожанами в паломничество по московской земле – были у святой блаженной Матроны, в Хотьково, в Троице-Сергиевой лавре, в Гефсиманском скиту. И как бы там ни было, не может не поражать такая несообразность: в очереди к раке с мощами блаженной Матроны – огромное количество людей (пришлось простоять там несколько часов), а к мощам преподобного Сергия мы все приложились за пятнадцать минут. Я люблю и почитаю блаженную Матрону, но разве нечто большее она в нашей Церкви, нежели игумен земли Русской? Почему же тогда такой ажиотаж? Мне кажется, ответ здесь один: к блаженной Матроне чаще всего едут «попросить», а к преподобному Сергию – помолиться. Из нашей церковной жизни уходит, и всё в большей степени, молитвенное предстояние святым – бескорыстное, без какой-то нужды, без сиюминутной потребности. Человек несет к раке с мощами весь набор своих скорбей, и очень мало кто находит среди этого возможность просто порадоваться встрече с угодником Божиим. А эта радость очень важна, без нее полноценное общение невозможно.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что молитва человека должна быть сообразна с его житием. То есть когда мы испытываем в чем-либо нужду, о чем-то переживаем, не надо нести это «мимо» Бога – нужно к Нему обращаться и просить. Но нужно помнить, что есть нечто выше всего этого – желание одной лишь милости Божией и исполнения Его воли. И есть молитва «Господи, помилуй!», которая объемлет собой абсолютно всё. А в чем конкретно захочет Господь явить Свою милость, как Он проявит Свою любовь, уже совершенно неважно, потому что человек ощущает присутствие Бога и Свое доверие к Нему. С таким же настроем и в таком состоянии духа нам нужно молиться и святым. Обязательно, хотя бы иногда. И тогда они действительно, по выражению священноисповедника Афанасия (Сахарова), станут для нас братьями нашими большими.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Храмы Духа Святого Храмы Духа Святого
Пастыри о почитании мощей
Храмы Духа Святого Храмы Духа Святого
Пастыри о почитании мощей
Почему мы чтим мощи святых? Как Бог действует через останки давно умерших людей? Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?
Об иконопочитании и почитании святых Об иконопочитании и почитании святых
Прот. Игорь Белов
Об иконопочитании и почитании святых Об иконопочитании и почитании святых
Протоиерей Игорь Белов
Как соотносятся богопоклонение и почитательное поклонение? Кого мы чтим, поклоняясь иконам святых? Кто помогает нам, когда мы молимся перед иконами о вспомоществовании?
Особенности почитания свв. мощей в Грузии Особенности почитания свв. мощей в Грузии
Митр. Серафим (Джоджуа)
Особенности почитания свв. мощей в Грузии Святые мощи – это благословение Божие
Митрополит Серафим (Джоджуа) об особенностях почитания святых мощей в Грузии
Почему в Грузии нет традиции открывать гробницы святых? Какие усыпальницы особо почитаемы? Случаются ли сегодня обретения мощей? И о чем предсказывал старец Гавриил?
Комментарии
Людмила26 мая 2019, 19:40
Прошу молиться о здравии Сергия, он находится в искусственной коме. Спаси Господи
Илья11 марта 2019, 07:10
Прошу помолиться за Илью из города Бийска...чтобы Господь благословил его хорошей работой
Инна 7 февраля 2019, 21:05
Прошу молитв за р.б Дениса, у него апато-абулический синдром,
нейролептическая депрессия, помогите встать на ноги, чтобы просто работать. Ели тянет семью его супруга Ирина, на руках 11-летний сын.
Инесса28 января 2019, 11:05
Прошу помолиться за моего сына Сергея. За его здоровье, чтобы очистился он от скверны (наркотика) и нашел в себе силы и желание на излечение с Божье помощью.
Храни вас Господь.
Евгения 1 ноября 2018, 10:22
Прошу помолиться за мою пожилую бабушку 4.11.1930 Ефросинию Ивановну, ей очень нужна молитва, она стала безумной и её крутят бесы, помолитесь об очищении. Очень за неё переживаю.
Р.Б.Тамара 9 октября 2018, 19:29
Христа ради прошу помолиться о здравии рабы Божией болящей Александры. В настоящее время в тяжелом состоянии в реанимации.
Елена14 апреля 2018, 23:12
Прошу помолиться за моего сына Давида. За его здоровье, чтобы у него опять на голове были хорошие волосы, чтобы рос и развивался хорошо. Нервы восстановились.
Аминь.
татиана22 марта 2018, 14:20
Просим молитв
о упоупокоении
Н/П протоиерея Сергия

Батюшка служил в Никольском храме ст.Некрасовской Армавирской Епархии. Почил сегодня, 22 марта.
Сергей30 января 2018, 23:13
Прошу помолитесь за болящих Анатолия,Наталии,Юрия,Сергия.меня зовут Сергей проблема с психикой.Слышу как читают мои мысли.Я бывший наркоман.Постоянно осуждаю пьяниц и наркоманов.Помолитесь чтобы мне не отпасть от церкви христовой.Не могу причаститься.
Сергей 6 сентября 2017, 08:31
Мне не помогли молитвы.
Жизнь превратилась в ад.
Молился господу,вернуть мне жену,не вернулась.
Кто может помочь?
Вадим22 июля 2017, 01:43
добрый ночи!когда я стоял к Николаю Угоднику в очереди обстановка была доброжелательная,на то что я промок и замерз обратил внимание уже после,да и просить у святых в свою угоду не вижу смысла,ибо по ежедневной молитве святителя Филарета Московского нам следует уповать на то что святые отцы гораздо лучше нас знают волю Божью и наши с вами потребности, а чтение акафиста очень хорошо дает нам знание о житие святого
сергей колиенко18 июля 2017, 18:41
Думается, что такие очереди к св.Матрёне вызваны теми живописными рассказами о её чудесах, написанными современным языком. В отличии от сухого языка древнего летописца краткого описания жития препод. Сергия. А ещё из-за известной постоянной рекламы на православном канале с приглашением св. Матроны всех приходить к ней на могилу за помощью. Но ведь и к преп. Сергию тоже идут за помощью.
И нелепо звучат слова Натальи, что древнии святые нас слышат или понимают хуже из-за дальности времен, чем современные. В царствии небесном ведь нет времени! Например, никто не скажет о далекости к нашим просьбам "древнего" святого святителя Николая.
Олеся Владимировна15 июля 2017, 00:09
Спаси Господи! Очень важное разъяснение.
Евмений13 июля 2017, 21:12
О соотношении паломников верно сказано такие же мысли нам с женой в голову приходили. Возможно я заблуждаюсь, но мне кажется что именно будучи личностями с конкретным опытом прохождения жизненного пути, святым легче понять затруднительность той или иной ситуации, и присоединиться к нашей молитве, понимая нужду не умозрительно а так как нечто знакомое или прбеждённое.
Анна13 июля 2017, 20:57
Так устаёшь от осуждений и порицаний... Александр (12 июля 19:22) спаси Вас Господи за добрый комментарий! Плохо без помощи в трудную минуту, а к кому как не к святым обращаться?
Ирина Дудкина13 июля 2017, 14:49
Хорошее разъяснение..
Татьяна13 июля 2017, 14:03
У нас в церкви были мощи Матроны. Я просила за мужа, чтобы он бросил курить. И он на самом деле бросил, а курил более 20 лет. Но радость сменилась болью. Через полгода он травмировал глаз на работе и с горя закурил опять.
И с тех пор я думаю, что сделала что-то не так. Что враг его так просто не отпустил.
Александр13 июля 2017, 13:52
Полностью согласен с Сергеем 12 июля 2017, 09:45. Становиться горько, когда в храме на Божественной Литургии в день св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла в городском храме (в городе миллионнике)присутствуют только бабушки, практически нет мужчин, да и храм совсем даже и близко не заполнен. И это несмотря на то, что храм небольшой, находиться не где-нибудь на отшибе, а на улице лето и прекрасная погода. Да, рабочий день, но извините, а сколько людей у нас сейчас в отпусках, работают по сменному графику и т.п. Действительно, большинство, хочет чуда здесь и сейчас, а вести добродетельную жизнь, посещать богослужения (хотя бы в праздники), участвовать в таинствах мы братья, увы, не хотим!
Светлана Анатольевна13 июля 2017, 01:03
Сергей спаси Бог за очень хороший комментарий.
Светлана Анатольевна13 июля 2017, 01:02
Замечательная статья! Низкий поклон игумену Нектарию. Иссякает молитва духовного прошения, а остается все больше потребительская просьба. Мы привыкли просить, только не того, что надо. Мы совершенно перестали благодарить святых, которые пребывают к нам, как дар в мощах или иконах. Для нас это ещё одна возможность ПОПРОСИТЬ, забывая, что они святые и без нашего прошения знают кому что нужно, кому что полезно.
Наталия12 июля 2017, 21:53
Игумен Нектарий хорошо знает православную натуру и её проблемы, но не соглашусь с его сравнением блаженной Матроны и преподобного Сергия: к одной толпы идут молиться, а к другому - не так. Дело в том, что есть святые века сего - это блаженная Матрона, преподобный Серафим, праведный Иоанн Кронштадтский и др. Они нас слышат особенно, потому что в веках не далеки от нас, и это ощущается самым понятным образом. А ведь святых тысячи, и каждый из нас выбирает близкого. Для русского человека - близких много, но в большей степени не так удалённых во времени. А уж Сергия Радонежского никто из нас не забывает, уверена. И хорошо, что у его мощей можно помолиться без ажиотажа - такова традиция.
Р.Б. Вера12 июля 2017, 20:01
Спаси Господи! Очень полезная статья. Прочитала своим родным.
Александр12 июля 2017, 19:22
Слава Богу, что стоят к блаженной Матроне, а не к экстрасенсом, как еще недавно было. "Попросить" - это первая ступень, не даром Господь совершал столько чудес - чтобы привлечь людей, чтобы они встали на путь Богопознания, он труден, тернист, длина его - жизнь, и не всем ее хватает. "Просите - и дастся вам". Конечно, пастырю желательно, чтобы люди приходили ко Христу ради Самого Христа. Но "сыновство" не дается вдруг. Сначала человек трудится как "раб", потом - как "наемник". Поэтому тяга к святыне, даже с какими-то "утилитарными" целями, не может не радовать. А когда в человеке зажжется огонь ревности по Богу - ведомо лишь Ему. Возможно, именно труд стояния к святыне привлечет благодать.
Сергей Манжелеев12 июля 2017, 14:28
Спасибо! Ваши слова, как бальзам для души!
Спаси нас Господи!
Марина12 июля 2017, 10:26
Спасибо, отец Нектарий, за такую актуальнейшую статью. Спаси Господи!
Сергей12 июля 2017, 09:45
С удовольствием читаю статьи игумена Нектария. Тема в статье очень серьезная, о которой постоянно задумываешься. Стоя в очереди к раке преп. Серафима Саровского много лет назад, был удивлен, что впереди стоящая молодая женщина,прикладывает к раке фотографию любовника чтобы он бросил жену. Спрашивая у знакомых, зачем ездили к святыням в паломничество, получаешь очень часто ответы больше относящиеся к магии, чем к православию. Меня уже давно не удивляют очереди к привозимым Святыням и полупустые храмы даже в праздники. Понятие о вере в народе, чаше всего - это вера в чудо, помощь в житейских делах, исцеление от болезней. Молитва, покаяние, милосердие и т.д. - это очень малое стадо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×