От «попросить» до помолиться

О наших отношениях со святыми

Где у них кнопка?

Наверное, каждый священник, да и любой сотрудник, несущий послушание в храме или в церковной лавке, гораздо чаще, нежели хотелось бы, сталкивается с вопросами о том, какому святому следует поставить свечу, чтобы разрешилась та или иная жизненная ситуация. Тревожнее всего тот факт, что такие вопросы приходится слышать не только от людей, почти ничего о христианской жизни не знающих, но и от тех, кто появляется в храме достаточно регулярно. Отсутствие должного понимания того, как складываются отношения Церкви земной и Церкви небесной, неизбежно отражается на церковной жизни человека, поэтому мне представляется важным об этом поговорить.

Человек приходит в храм, и в глазах у него читается вопрос: «Где у них кнопка?»

Нужно отдавать себе отчет в том, что молиться одному святому исключительно об исцелении глазных болезней, а другому – о хорошем урожае огурцов,– не просто обычай с языческой подоплекой. Это то, к чему подводит человека в какой-то степени специфика современной жизни. Мы всё больше привыкаем к тому, что результат в очень многих житейских вещах достигается нажатием кнопки или последовательности кнопок, причем то, как происходит сам процесс, на пользовательском уровне знать не обязательно. И что-то подобное мы подчас видим в Церкви: человек приходит в храм, и в глазах у него читается вопрос: «Где у них кнопка?». И он начинает буквально метаться в поисках того, какое действие ему выполнить, чтобы получить на выходе тот результат, на который он рассчитывает.

Конечно, играют здесь определенную роль и молитвословы, в которых издатели для достижения большего коммерческого эффекта от продаж наделяют каждого святого некой узкой «специализацией». У человека, увидевшего в таком сборнике рядом с именем определенного угодника Божия указание на свою проблему или болезнь, не возникает сомнений, что именно так и принято в Церкви.

Безусловно, некоторое основание молиться тем или иным святым в определенной нужде мы имеем; это бывает сопряжено с тем, в чем этот святой уже оказывал нам помощь, каково его житие, что в нем рассказывается о его помощи людям, какова история чудес уже по его кончине. Но и в этом случае наши молитвы к святым должны основываться не на том, что мы можем от них получить, а в первую очередь на межличностном общении. Ведь каждый угодник Божий – это прежде всего человек, который жил когда-то на земле и продолжает теперь жить на Небесах, оставаясь личностью. Мы понимаем, что если бы с кем-то из тех людей, с которыми мы встречаемся на путях земной жизни, мы общались только ради их положения и возможности в чем-то оказать нам помощь, это было бы лицемерием, но в отношении святых нам почему-то такая мысль в голову не приходит. А было бы совершенно естественным, если бы наше узнавание святителей, мучеников, преподобных, праведных, Христа ради юродивых происходило так же, как узнаём мы людей, которые нам становятся близкими: мы вникаем в их житие и как бы входим в их жизнь, а они – входят в нашу. Тогда возникает уважение, тогда приходит истинное почитание, тогда проявляется бескорыстие. И тогда из всего этого может родиться в наших отношениях со святым то, что действительно изменит к лучшему нашу жизнь.

Узнавание – из молитвы

Есть во всем этом, однако, такой момент: жизнеописание далеко не каждого святого доносит до нас живые подробности, позволяющие увидеть его поступки и особенности характера. А есть угодники Божии, о которых и вовсе почти ничего не известно. Хочется человеку глубже узнать своего небесного покровителя – а о нем в житийном сборнике всего один абзац. Получается, что многие имена в святцах должны так и остаться для нас, условно говоря, именами?

Узнавать святого можно и непосредственно в молитвах к нему

Думаю, что в любом случае нам нужно постараться выйти за рамки отношения к святому как к некоему набору фактов. Может быть, это прозвучит странно и удивительно, но узнавать святого можно и непосредственно в молитвах к нему. Ведь наша молитва не заключается только в том, что мы произнесли какие-то слова и ушли – в нашем сердце рождаются те или иные чувства, и это вызывает отклик тех угодников Божиих, к которым мы обращаемся и которые в Духе Святом видят всю нашу жизнь на земле. А из этого какое-то более определенное отношение к святому рождается уже и у нас. Возникает взаимность, и эта взаимность совершенно реальна, потому что на самом деле близость к нам святых бывает гораздо большей, нежели близость тех людей, с которыми мы можем общаться непосредственным образом.

Мы не знаем, каким именно образом святые видят помышления и жизнь всех людей, но это, несомненно, так. Преподобный Паисий Святогорец приводит в одной из своих книг такой эпизод: однажды он, по обыкновению, совершал свое утреннее правило, и когда дошел до поминовения тех святых, память которых в этот день совершается, вспомнил, что у него нет под рукой календаря. Он переезжал в это время из кельи в келью, и книги у него были упакованы, так что он не мог до этого календаря добраться. Наверное, его это очень опечалило – и в этот момент ему явился некий благолепный муж и сказал: «Отче, я такой-то святой, сегодня моя память». Конечно, нам не стоит рассчитывать на такого рода события в нашей жизни, потому что нам это гораздо скорее повредит, нежели пользу принесет. Но невидимые нити между нами и святыми протягиваются именно таким образом: мы о них постоянно помним, к ним обращаемся, надеемся на их ходатайство – и они тоже помнят нас, видят нас и однажды вдруг приходят нам на помощь.

К слову сказать, не всегда первый шаг к этому общению, к дружбе со святыми делаем именно мы сами. Всё как в обычном человеческом общении: не только мы делаем первый шаг, но и кто-то порою делает его к нам. А как такого рода шаг может сделать святой? Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить историю чудес, которые совершались по кончине святителя Николая Чудотворца или, к примеру, святителя Нектария Эгинского. Мы знаем, что святитель Нектарий удивительным образом известен и почитаем в Канаде, в Северной Америке, хотя всю свою жизнь прожил в Греции. Всё очень просто и одновременно необъяснимо: он неоднократно являлся там православным христианам, они получали облегчение в тяжелых обстоятельствах, а потом им где-нибудь попадалось иконописное изображение святителя, и они узнавали, кто это такой. А дальше уже это почитание распространялось на их близких, знакомых и на всю христианскую общину. Примерно то же самое можно сказать и об особом почитании святителя Николая на Руси: он никогда не имел отношения ни к Русской Церкви, ни к нашему народу и мог бы остаться для нас не очень известным, если бы не его действительно необыкновенная любовь и бесчисленные случаи помощи русским людям. И точно так же, как милость и любовь святых изливается порой на целые страны и народы, может она изливаться и на конкретного человека. И, конечно, не стоит от этого недоумевать, не стоит и, наоборот, искать в этом какой-то смысл, наполняющий нас гордостью,– просто нужно на этот шаг со всей возможной для нас любовью и благодарностью откликнуться.

Просить или не просить?

Из нашей жизни уходит молитвенное предстояние святым – бескорыстное, без какой-то нужды

Как-то мы ездили с прихожанами в паломничество по московской земле – были у святой блаженной Матроны, в Хотьково, в Троице-Сергиевой лавре, в Гефсиманском скиту. И как бы там ни было, не может не поражать такая несообразность: в очереди к раке с мощами блаженной Матроны – огромное количество людей (пришлось простоять там несколько часов), а к мощам преподобного Сергия мы все приложились за пятнадцать минут. Я люблю и почитаю блаженную Матрону, но разве нечто большее она в нашей Церкви, нежели игумен земли Русской? Почему же тогда такой ажиотаж? Мне кажется, ответ здесь один: к блаженной Матроне чаще всего едут «попросить», а к преподобному Сергию – помолиться. Из нашей церковной жизни уходит, и всё в большей степени, молитвенное предстояние святым – бескорыстное, без какой-то нужды, без сиюминутной потребности. Человек несет к раке с мощами весь набор своих скорбей, и очень мало кто находит среди этого возможность просто порадоваться встрече с угодником Божиим. А эта радость очень важна, без нее полноценное общение невозможно.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что молитва человека должна быть сообразна с его житием. То есть когда мы испытываем в чем-либо нужду, о чем-то переживаем, не надо нести это «мимо» Бога – нужно к Нему обращаться и просить. Но нужно помнить, что есть нечто выше всего этого – желание одной лишь милости Божией и исполнения Его воли. И есть молитва «Господи, помилуй!», которая объемлет собой абсолютно всё. А в чем конкретно захочет Господь явить Свою милость, как Он проявит Свою любовь, уже совершенно неважно, потому что человек ощущает присутствие Бога и Свое доверие к Нему. С таким же настроем и в таком состоянии духа нам нужно молиться и святым. Обязательно, хотя бы иногда. И тогда они действительно, по выражению священноисповедника Афанасия (Сахарова), станут для нас братьями нашими большими.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Храмы Духа Святого Храмы Духа Святого
Пастыри о почитании мощей
Храмы Духа Святого Храмы Духа Святого
Пастыри о почитании мощей
Почему мы чтим мощи святых? Как Бог действует через останки давно умерших людей? Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?
Об иконопочитании и почитании святых Об иконопочитании и почитании святых
Прот. Игорь Белов
Об иконопочитании и почитании святых Об иконопочитании и почитании святых
Протоиерей Игорь Белов
Как соотносятся богопоклонение и почитательное поклонение? Кого мы чтим, поклоняясь иконам святых? Кто помогает нам, когда мы молимся перед иконами о вспомоществовании?
Особенности почитания свв. мощей в Грузии Особенности почитания свв. мощей в Грузии
Митр. Серафим (Джоджуа)
Особенности почитания свв. мощей в Грузии Святые мощи – это благословение Божие
Митрополит Серафим (Джоджуа) об особенностях почитания святых мощей в Грузии
Почему в Грузии нет традиции открывать гробницы святых? Какие усыпальницы особо почитаемы? Случаются ли сегодня обретения мощей? И о чем предсказывал старец Гавриил?
Комментарии
сергей колиенко18 июля 2017, 18:41
Думается, что такие очереди к св.Матрёне вызваны теми живописными рассказами о её чудесах, написанными современным языком. В отличии от сухого языка древнего летописца краткого описания жития препод. Сергия. А ещё из-за известной постоянной рекламы на православном канале с приглашением св. Матроны всех приходить к ней на могилу за помощью. Но ведь и к преп. Сергию тоже идут за помощью. И нелепо звучат слова Натальи, что древнии святые нас слышат или понимают хуже из-за дальности времен, чем современные. В царствии небесном ведь нет времени! Например, никто не скажет о далекости к нашим просьбам "древнего" святого святителя Николая.
Олеся Владимировна15 июля 2017, 00:09
Спаси Господи! Очень важное разъяснение.
Евмений13 июля 2017, 21:12
О соотношении паломников верно сказано такие же мысли нам с женой в голову приходили. Возможно я заблуждаюсь, но мне кажется что именно будучи личностями с конкретным опытом прохождения жизненного пути, святым легче понять затруднительность той или иной ситуации, и присоединиться к нашей молитве, понимая нужду не умозрительно а так как нечто знакомое или прбеждённое.
Анна13 июля 2017, 20:57
Так устаёшь от осуждений и порицаний... Александр (12 июля 19:22) спаси Вас Господи за добрый комментарий! Плохо без помощи в трудную минуту, а к кому как не к святым обращаться?
Ирина Дудкина13 июля 2017, 14:49
Хорошее разъяснение..
Татьяна13 июля 2017, 14:03
У нас в церкви были мощи Матроны. Я просила за мужа, чтобы он бросил курить. И он на самом деле бросил, а курил более 20 лет. Но радость сменилась болью. Через полгода он травмировал глаз на работе и с горя закурил опять. И с тех пор я думаю, что сделала что-то не так. Что враг его так просто не отпустил.
Александр13 июля 2017, 13:52
Полностью согласен с Сергеем 12 июля 2017, 09:45. Становиться горько, когда в храме на Божественной Литургии в день св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла в городском храме (в городе миллионнике)присутствуют только бабушки, практически нет мужчин, да и храм совсем даже и близко не заполнен. И это несмотря на то, что храм небольшой, находиться не где-нибудь на отшибе, а на улице лето и прекрасная погода. Да, рабочий день, но извините, а сколько людей у нас сейчас в отпусках, работают по сменному графику и т.п. Действительно, большинство, хочет чуда здесь и сейчас, а вести добродетельную жизнь, посещать богослужения (хотя бы в праздники), участвовать в таинствах мы братья, увы, не хотим!
Светлана Анатольевна13 июля 2017, 01:03
Сергей спаси Бог за очень хороший комментарий.
Светлана Анатольевна13 июля 2017, 01:02
Замечательная статья! Низкий поклон игумену Нектарию. Иссякает молитва духовного прошения, а остается все больше потребительская просьба. Мы привыкли просить, только не того, что надо. Мы совершенно перестали благодарить святых, которые пребывают к нам, как дар в мощах или иконах. Для нас это ещё одна возможность ПОПРОСИТЬ, забывая, что они святые и без нашего прошения знают кому что нужно, кому что полезно.
Наталия12 июля 2017, 21:53
Игумен Нектарий хорошо знает православную натуру и её проблемы, но не соглашусь с его сравнением блаженной Матроны и преподобного Сергия: к одной толпы идут молиться, а к другому - не так. Дело в том, что есть святые века сего - это блаженная Матрона, преподобный Серафим, праведный Иоанн Кронштадтский и др. Они нас слышат особенно, потому что в веках не далеки от нас, и это ощущается самым понятным образом. А ведь святых тысячи, и каждый из нас выбирает близкого. Для русского человека - близких много, но в большей степени не так удалённых во времени. А уж Сергия Радонежского никто из нас не забывает, уверена. И хорошо, что у его мощей можно помолиться без ажиотажа - такова традиция.
Р.Б. Вера12 июля 2017, 20:01
Спаси Господи! Очень полезная статья. Прочитала своим родным.
Александр12 июля 2017, 19:22
Слава Богу, что стоят к блаженной Матроне, а не к экстрасенсом, как еще недавно было. "Попросить" - это первая ступень, не даром Господь совершал столько чудес - чтобы привлечь людей, чтобы они встали на путь Богопознания, он труден, тернист, длина его - жизнь, и не всем ее хватает. "Просите - и дастся вам". Конечно, пастырю желательно, чтобы люди приходили ко Христу ради Самого Христа. Но "сыновство" не дается вдруг. Сначала человек трудится как "раб", потом - как "наемник". Поэтому тяга к святыне, даже с какими-то "утилитарными" целями, не может не радовать. А когда в человеке зажжется огонь ревности по Богу - ведомо лишь Ему. Возможно, именно труд стояния к святыне привлечет благодать.
Сергей Манжелеев12 июля 2017, 14:28
Спасибо! Ваши слова, как бальзам для души! Спаси нас Господи!
Марина12 июля 2017, 10:26
Спасибо, отец Нектарий, за такую актуальнейшую статью. Спаси Господи!
Сергей12 июля 2017, 09:45
С удовольствием читаю статьи игумена Нектария. Тема в статье очень серьезная, о которой постоянно задумываешься. Стоя в очереди к раке преп. Серафима Саровского много лет назад, был удивлен, что впереди стоящая молодая женщина,прикладывает к раке фотографию любовника чтобы он бросил жену. Спрашивая у знакомых, зачем ездили к святыням в паломничество, получаешь очень часто ответы больше относящиеся к магии, чем к православию. Меня уже давно не удивляют очереди к привозимым Святыням и полупустые храмы даже в праздники. Понятие о вере в народе, чаше всего - это вера в чудо, помощь в житейских делах, исцеление от болезней. Молитва, покаяние, милосердие и т.д. - это очень малое стадо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×