«Матильда»: точка обратного отсчета

До выхода на экраны фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда» остался один месяц. «Независимая газета» обратилась к председателю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову) с просьбой высказать свою личную точку зрения, а если возможно, и официальную позицию РПЦ на конфликт вокруг фильма «Матильда».

Прежде чем начать разговор о не вышедшем еще на экраны, но вызвавшем уже столько бурь и, признаться, изрядно всех допекшем фильме «Матильда», хотелось бы вспомнить, что в начале нынешнего года прошел беспрецедентно широкий показ другого фильма, также посвященного реальному историческому персонажу, бывшему также главой русского государства и также прославленному как святой в Русской Православной Церкви.

Прогремевший на всю страну «Викинг» в отличие от «Матильды» не вызвал никаких массовых протестов. Не было ни демонстраций, ни требований запрета (за исключением нескольких единичных писем). И это несмотря на то, что его главный герой – великий князь Владимир Святославич – показан в фильме в период его жизни до принятия христианства поистине как дикий изверг: он убивает родного брата Ярополка, насилует на глазах у родителей полоцкую княжну Рогнеду, а затем убивает ее отца, возводит языческие капища и приносит идолам человеческие жертвы. И при всем том этот мастерски снятый натуралистический кинорассказ не вызывает ни в целом в стране, ни в церковной среде протестов. А вот «невинная», казалось бы, киноистория о юношеском романе Наследника российского престола и балерины императорских театров отозвалась в обществе и 100-тысячными петициями с требованиями запрета фильма, и демонстрациями, и судебными исками. Я не говорю уже об экстремальных эксцессах – но это тема скорее либо медицинская, либо уголовная.

Так что же происходит? Ответ представляется достаточно ясным. В случае с «Викингом» авторы фильма представили на экране пусть очень горькую, но правду истории. Об этой неприглядной правде нам повествуют древние летописи и жития. Они доносят до потомков поистине ужасающий образ князя Владимира до его крещения и лишь потом говорят о поразительном его преображении из языческого чудовища в того милосердного, мудрого и могущественного Владимира Красно Солнышко, которого более 1000 лет так почитает и любит наш народ.

В случае же с «Матильдой», к сожалению, все происходит иначе. Сюжет и сценарий фильма построены на неправде. И многие, познакомившись с широко запущенным в Интернет рекламным трейлером фильма или, как довелось мне, прочитав сценарий, эту неправду почувствовали особенно остро. Почему? И потому, конечно, что для немалого числа людей последний русский Император – святой страстотерпец. И потому еще, что как бы по-разному ни относиться к Николаю II, нельзя не признать, что за последние 100 лет на него были вылиты такие потоки клеветы, напраслины и грязи, каких не удостаивался, пожалуй, ни один наш соотечественник. Сегодня, когда доступна объективная информация о нашей истории, привычные стереотипы о последнем Царе и его Семье для многих рушатся. У кого-то советские клише заменяются порой излишней идеализацией. Но у большинства трезвомыслящих людей происходит пересмотр ценностей в сторону объективной оценки, опирающейся на подлинные факты истории.

И вот в годовщину русских революций появляется фильм, в котором снова – явная неправда. Причем измышления, увы, касаются частной жизни Николая II, его отношений с супругой, Императрицей Александрой Федоровной. Эту тему даже в советское время не подвергали искажениям в угоду идеологической конъюнктуре уважающие себя исследователи. И сегодня в данном вопросе наблюдается, быть может, единственный случай полного согласия среди историков диаметрально противоположных убеждений, школ и направлений: все единодушны в том, что отношения между Николаем Александровичем и Александрой Федоровной были исполнены самой высокой любви, абсолютной верности, ответственности, нежности и заботы. Их поразительные по глубине и силе чувства не смогли поколебать никто и ничто, никакие самые страшные, немыслимые испытания, выпавшие на долю этой семьи.

А как же Матильда Кшесинская? Сплошь и рядом критиков сюжета фильма обвиняют в том, что они отрицают сам факт романтических отношений Наследника и юной танцовщицы. На самом деле это – передергивание. Никто не отрицает, что такие отношения действительно были.

С 18-летней Матильдой Феликсовной Кшесинской Наследник, которому от роду тогда было 22 года, познакомился в сложный период своей жизни: девушка, которую он недавно навсегда и беззаветно полюбил с первого взгляда, Гессен-Дармштадтская принцесса Алиса (через несколько лет она станет его женой – Императрицей Александрой Федоровной), тогда отказала ему, поскольку не находила возможным сменить вероисповедание – перейти из протестантизма в Православие, о котором имела самые смутные представления.

Между тем по законам Российской империи это было обязательно для будущей царицы. К тому же и отец, Александр III, твердо воспротивился выбору сына: у Императора были другие виды на брак наследника.

И вот, отринутый любимой девушкой, получивший строгое увещание отца о невозможности желаемого брака, Цесаревич Николай Александрович позволил себе влюбиться в талантливую балерину. Каковы были их отношения? Одни историки говорят, что молодые люди были очень близки. Другие уверяют, что связь была лишь платонической. Как бы то ни было, в конце концов, это – не наше дело. Они общались с 1892 по 1894 год. А весной 1894 года принцесса Алиса наконец согласилась стать женой Николая; согласие на их брак дал и Александр III. Николай Александрович был безмерно счастлив. Расставание с Матильдой произошло без драм и надрывов: он просил у нее прощения, обещал помогать во всем. Они решили навсегда оставаться искренними друзьями, обращаться друг к другу на «ты»… Но – в заочном общении. Общение очное было разорвано раз и навсегда в том же 1894 году, в котором состоялась помолвка, а затем и свадьба Николая и Александры.

Николай счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Вот что писала Аликс своему жениху после этих непростых для нее признаний: «Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?»

Период с 1894-го – когда принцесса Алиса прибывает в Россию, переходит в Православие и сочетается браком с Николаем II, только что ставшим Императором Всероссийским, – до 1896 года, на котором оканчивается киноповествование, были самыми безмятежными и счастливыми в жизни молодой супружеской пары.

А что же происходит в сценарии фильма, представленном публике ни больше ни меньше как «главный исторический блокбастер года»? А в нем все это время Николай мечется в страданиях, истерике и интимных сценах между Матильдой и Александрой, между Александрой и Матильдой…

Ну а дополняют «историческое полотно» такие драматургические находки, как, к примеру, эпизод, в котором Александра Федоровна, словно мрачная фурия, с острым ножом идет на Матильду, чтобы добыть ее кровь. Или развеселый кинообраз Александра III: этого в жизни необычайно благородного, чуждого всякой пошлости Государя создатели фильма заставляют заявить, что он «единственный из Романовых, который не жил с балеринами»…

Не буду умножать горьких примеров. В целом история сводится к тому, что Николай, конечно же, любит демократичную, смелую, свободно мыслящую Матильду, но «ради долга и трона» женится на Александре – и заставляет свое сердце полюбить ее. В общем, такая вот экранизация известной песни: «Все могут короли», кроме разве того, чтобы жениться по любви.

Как стало известно, несколько месяцев назад сценарий фильма был передан для рецензии двум известным историкам, с разрешения которых помещаю здесь их краткое резюме.


«О сценарии полнометражного фильма «Матильда»
(автор сценария: Александр Терехов)

Серьезно разбирать это произведение не нужно, да и невозможно. Сценарий фильма «Матильда» не имеет никакого отношения к историческим событиям, о которых в нем повествуется, разве что только имена героев соответствуют действительности, и у Наследника Цесаревича был роман с Матильдой Кшесинской. В остальном – сплошной вымысел самого дурного вкуса. Уже первая сцена вызывает улыбку и сильное недоумение. Матильда Кшесинская не взбегала на хоры Успенского собора Московского Кремля во время коронации Императора Николая II, не кричала: «Ники, Ники!», а сам Император не падал в обморок. Все это выдумка авторов сценария, воскрешающая в памяти строки из известного романа Ильфа и Петрова: «Графиня изменившимся лицом бежит пруду». Только у Ильфа и Петрова это гротеск и ирония, а в сценарии – суровая «правда» жизни героев, как она представляется автору.

Сценарий кишит выдумками самого дурного вкуса, не имеющими никакого отношения ни к реальным событиям, ни тем более к чувствам героев. Чего только стоит сцена, когда отец Николая Император Александр III выбирает для сына любовницу из числа балерин Мариинского театра. Надо ли объяснять, что такая пошлость могла родиться только в голове у человека, не имеющего никакого представления о реальных отношениях в Царской Семье, да и в придворной среде.

Император Николай II и Императрица Александра Федоровна причислены Русской Православной Церковью к лику святых как страстотерпцы. Но святость – это не стерильность. И в их жизни были разные ситуации (например, отношения с Распутиным), и их деятельность по-разному оценивается историками. Не было только одного – пошлости и грязи. А именно пошлость и грязь самого низкого пошиба автор сценария выдает за историческую истину.

Президент исторического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова,
профессор, академик РАН С.П. Карпов.

Заведующий кафедрой истории России XIX века – начала XX века
исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
профессор С.В. Мироненко.


***

Режиссер фильма Алексей Учитель неоднократно заявлял, что не имел и не имеет никакого намерения оскорбить память Николая II. А то, что представлено в сюжете фильма, – не более чем художественный вымысел, без которого не обходится ни одно историческое полотно. Нет оснований не верить Алексею Ефимовичу. Только дерзну напомнить высказывание подвижника VII века святого Исаака Сирина: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нет никаких сомнений, что у художника есть право на творческий вымысел. Вопрос лишь в том, в какой мере это право применять, чтобы произведение стало частью высокой культуры.

В дискуссиях о «Матильде» те, кто отстаивает презумпцию безбрежной свободы творчества художника, нередко поминают всуе великие имена, в частности, Пушкина, Толстого. Зря приводят такие примеры! Как раз и в «Капитанской дочке», и в «Войне и мире» перед нами примеры гениальной меры самого бережного отношения к истории и к ее личностям при художественной реконструкции исторических событий.

«Вымысел не есть обман» – мы помним эти слова Булата Окуджавы. Художественный вымысел ни в коем случае и не должен быть обманом. Ни для каких целей. Какими бы творческими, драматургическими и эстетическими резонами этот обман ни пытались бы оправдать. Немыслимо себе представить, чтобы ради предания некой особой «креативности» сюжета в «Капитанской дочке» автор, к примеру, сделал бы Екатерину II любовницей Пугачева, а в «Войне и мире» для большей «драматургической напряженности» распалившийся от «вдохновения» писатель сдал бы Наполеону, а потом и сжег не только Москву, но и Санкт-Петербург. А что? Ничего личного, просто художественный вымысел. Ведь автор (или, как сейчас любят говорить, – «творец») имеет полное право…

Что касается официальной позиции Русской Православной Церкви по отношению к фильму «Матильда», то она была высказана мною как председателем Патриаршего совета по культуре еще в прошлом году в «Российской газете»: мы не будем требовать запрета фильма, почитая такой путь тупиковым. Но оставляем за собой право опровергать неправду и доносить до тех, кто хочет услышать, достоверный рассказ об этом периоде жизни святого страстотерпца царя Николая. Также безусловной позицией Русской Православной Церкви является высказанное неоднократно решительное осуждение любых экстремистских действий, притянутых к дискуссии об этом фильме.

Я не буду в этой статье говорить об оскорблении религиозных чувств – эта материя, действительно, слишком зыбкая, тем более когда она подкреплена статьей Уголовного кодекса. Но хотелось бы заострить вопрос о не подлежащем никакому уголовному наказанию оскорблении чувства исторической правды. Об ответственности художника – нравственной, не более того, – за очевидную историческую неправду, которая ведет к никому не нужным общественным конфликтам, подобным сегодняшнему.

И, наконец, последнее. Если немалое число моих соотечественников сегодня живо и личностно чувствуют себя оскорбленными при встрече с исторической неправдой, если они почитают немаловажным для себя вступиться за честь своей истории, за честь своих давно отошедших в вечность великих и малых сограждан, используя для этого в первую очередь дискуссию, а если считают необходимым, и свои законные гражданские права, – это хороший, очень хороший признак.

А фильм? Через месяц он будет показан на экранах многих российских городов. Отдельно необходимо отметить, что «Матильда» – единственный художественный фильм, созданный в нашей стране к 100-летию революций. Именно это кинопроизведение с таким сюжетом и с таким авторским подходом особенно ярко ознаменует собой посильный для нынешнего отечественного киноискусства, да во многом и для нашего общества масштаб осмысления самых трагических и судьбоносных событий нашей новой и новейшей истории.

Но, может быть, это хотя бы станет точкой обратного отсчета?

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Научрук Госархива РФ: «Матильда» — выдающееся произведение, но со знаком минус Научрук Госархива РФ: «Матильда» — выдающееся произведение, но со знаком минус Научрук Госархива РФ: «Матильда» — выдающееся произведение, но со знаком минус Научный руководитель Госархива РФ: «Матильда» — выдающееся произведение, но со знаком минус
«Все это вызывает у меня глубокое отвращение», — заявил С.Мироненко.
«У фильма «Матильда» и американских санкций общая цель – проверить наш народ на прочность» «У фильма «Матильда» и американских санкций общая цель – проверить наш народ на прочность» «У фильма «Матильда» и американских санкций общая цель – проверить наш народ на прочность» «У фильма «Матильда» и американских санкций общая цель – проверить наш народ на прочность»
Митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф
В последнее время всё шире звучат голоса тех, кто возмущен показом фильма «Матильда», клевещущего на Царскую семью и оскорбляющего, тем самым, огромное количество православных христиан.
Матильда как повод Матильда как повод
Денис Ахалашвили
Некоторые сограждане искренне верят, что живут в православном ­государстве, «Великой Руси», «Третьем Риме» со всеми вытекающими. И когда сталкиваются с недопустимыми, по их мнению, для верующего человека явлениями, приходят в ужас.
«Матильда»: приношение святому царю «от благодарных потомков»? «Матильда»: приношение святому царю «от благодарных потомков»?
Юлия Кулакова
«Матильда»: приношение святому царю «от благодарных потомков»? «Матильда»: приношение святому царю «от благодарных потомков»?
Юлия Кулакова
Вновь и вновь поднимается тема фильма «Матильда». Вновь и вновь обсуждаются те, кто посмел возмутиться появлением этого фильма, вновь и вновь заявляется, что «царь был не безгрешен» и вообще «фильмы можно снимать о чем угодно – у нас свобода».
О фильме «Матильда» О фильме «Матильда»
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
18 марта 2017 года в Государственном историческом музее в рамках лектория «Исторические субботы» Российского военно-исторического общества, Председатель Патриаршего совета по культуре, Наместник московского Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) выступил с открытой лекцией «Февральская революция 1917 года: Что это было?».
Провокация как орудие борьбы для «передовой общественности» Провокация как орудие борьбы для «передовой общественности»
Анатолий Степанов
Похоже, авторы скандального антиправославного фильма «Матильда», их покровители во власти и спонсоры решили включить механизм провокации для проталкивания своего сомнительного изделия.
Вымысел и обман Вымысел и обман
Епископ Егорьевский Тихон
Вымысел и обман Вымысел и обман
Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)
Одной из самых громких кинопремьер будущего года обещает стать фильм "Матильда" Алексея Учителя...
Комментарии
Костя 4 ноября 2020, 14:28
Тут сказано: "...Девушка, которую он недавно навсегда и беззаветно полюбил с первого взгляда, Гессен-Дармштадтская принцесса Алиса (через несколько лет она станет его женой – Императрицей Александрой Федоровной), тогда отказала ему..." Это же владыка Тихон говорил и в видео. Но правда ли, что св. Николай пытался делать ей предложение раньше 1894-го года и что она ему отказала? Вроде в источниках можно прочесть, что наследник сделал предложение ей только в 1894 г. в Кобурге, а до того он знал, что пока нет шансов - она была не готова и отец был против. Он только у отца спрашивал о браке, а с ней об этом не говорил или по крайней мере предложения прямо не делал, а только молился. Не так ли?
Вадим 6 марта 2019, 10:04
Лично я не понимаю столь агрессивной реакции на фильм. Во-первых, автор показал не высокого вкуса историю, при этом зачем-то главными героями сделал значимых людей для русских православных. Кажется, что мотивы автора находятся где-то между желанием показать придуманную им историю и желанием жёлтой газеты заработать.
Во-вторых, даже если бы это была целенаправленная клевета, коей полно было в советское время... как себя вёл Лот в Содоме? Терпение грехов, жизнь среди грешников считается мученичеством. "Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею..."
Мне кажется, такая агрессивная, включая угрозы, позиция едва ли христианская. Лучше плакать о своих грехах.
В.П. 9 октября 2017, 19:18
Это всё прекрасно. А тем временем госорганы взяли этот кощунственный фильм под охрану. Кинотеатрам отказавшимся было от проката рекомендовано "пересмотреть решение". Так что "обратный" ли это отсчет? И если обратный, то для кого? Не для нас ли?
Надежда 5 октября 2017, 15:55
Объективно и взвешенно. Приятно было читать, наконец внесена ясность.
Фёдор Бабков 4 октября 2017, 15:23
Да не буду смотреть, и всё тут. "Не хочу!" - как говаривал Филипп Филиппович Преображенский из произвдения М.А. Булгакова "Собачье сердце". Не хочу, и всё тут. На мой взгляд, много чести и самому фильму "Матильда", и бригаде создателей этого фильма,- обойдутся без моего просмотра.
Алексей Фроловский 4 октября 2017, 11:48
СМОТРЕТЬ НЕ ПОЙДУ, ЯКО МИТРОПОЛИТ НАШ МИНСКИЙ И ЗАСЛАВСКИЙ ПАВЕЛ ЯСНО СКАЗАЛ: "НЕ СМОТРЕТЬ!". Аминь!)
П.С. а Антон все правильно говорит - надо становиться Воинством Христовым, тогда и матильды сами на нет сойдут))
Евгения 3 октября 2017, 12:56
Уважаемые собеседники, простите, что опять привлекаю ваше внимание. В предыдущем комм. пропустила два слова. Я хотела сказать, что фильмы г-на Учителя - это не те вещи, которые смотрят спустя годы и пересматривают. Скорей всего "Матильда" быстро забудется, как и все работы г-на Учителя. Он бы и сам, наверное, хотел бы, чтобы его работы забыли. Однако, чуть перефразируя Фаину Раневскую, снять плохое кино - все равно, что плюнуть в вечность.
р.Б. Татиана 3 октября 2017, 00:19
Православному человеку и всем любящим Россию этот кощунственный фильм просто ради любопытства СМОТРЕТЬ НЕЛЬЗЯ по многим причинам: во избежание духовного осквернения, попрания памяти святых, личного предательства русского государя и государства, соучастия в глумлении над православными верующими, поддержки паразитирующих на доверчивом русском народе элементов, пытающихся подстроить на нашей родной земле все под себя, и т.д. и т.п. Мы просто обязаны этот фильм бойкотировать!
Дарья Пронозина 2 октября 2017, 21:48
Царь давно покаялся в своем грехе, зачем трясти этим спустя столетие? 2 варианта: унизить честь и достоинство последнего Российского монарха, или снискать славу своему режиссерскоу таланту такой сенсационной исторической "находкой"
Иван 2 октября 2017, 20:08
Александр С. 1 октября 2017, 13:38 "Вряд ли Матильда - организованная провокация русофобов. Дело не только в Матильде. Фильм - закономерное порождение глобальной пошлости и лжи, в атмосфере которых мы живем." Да, но вот что странно. Все эти проявления "глобальной пошлости и лжи" выражаются только в глумлении над ХРИСТИАНСКИМИ святынями, или над историей христианских народов. Вот ни одного издевательского и "пошлого" фильма не снято на тему, например, холокоста. Почему бы это? Так что на счет "глобальности" этого явления я бы не торопился. Очень избирательная какая-то эта "глобальная пошлость"...
Евгения 2 октября 2017, 19:19
Под впечатлением комм. Романа (02.10.17, 11:48). А я не пойду смотреть. И всех призываю не ходить. Нечего им кассовый сбор увеличивать. Когда выложат в бесплатный просмотр, может, и посмотрю: все-таки врага и его повадки надо знать. Только, когда дело дойдет до бесплатного просмотра, актуальность "Матильды" пропадет. Фильмы г-на Учителя - это не те вещи, которые смотрят и пересматривают. Слабоват.
Роман 2 октября 2017, 11:48
Личность императора Николая II, увы, будет всегда привлекать внимание не только историков, деятелей искусства, но и простых людей. Причины этого мне видятся не в том, что кто-то хочет внести раскол в наше общество или, упаси Бог, нанести вред Церкви. При Николае II произошло крушение великого государства - Российской империи. Поэтому любой человек, который задумывается о причинах этого, пытается, в свою очередь, оценить и роль в этом процессе последнего императора. Мне кажется, что любой взгляд в этом направлении (пусть даже и фильм на личную тему) интересен. Фильм я обязательно посмотрю и уже потом буду выдвигать суждения о его достоинствах или недостатках.
Александр С. 1 октября 2017, 13:38
Вряд ли Матильда - организованная провокация русофобов. Дело не только в Матильде. Фильм - закономерное порождение глобальной пошлости и лжи, в атмосфере которых мы живем. Сериалы и передачи на ТВ - верх пошлости и глупости, юмор там такой, что плакать хочется. Пошлость не только на ТВ - она повсюду: начиная с рекламных плакатов и кончая возвеличиванием певца, ругающегося со сцены матом - в прежние времена ему бы руки никто не подал. И вытекает пошлость из культа денег, царящего в стране. Прав был поэт - "бывали хуже времена, но не было подлей".
Анна С.В. 1 октября 2017, 11:19
Я не знаю как нужно поступать в таких случаях,просто решила что не буду смотреть фильм ,как и другие кощунственные,поджигать кинотеатры не буду),Бог дал людям свободную волю, я не имею право никому ничего запрещать.Думаю такие вопросы должны решать руководителями страны,на то они и поставлены Богом,чтобы мир сохранять в стране,и мне не понятно зачем было пропускать такой фильм,который заведомо было известно ,что вызовет возмущение в обществе и так в тяжёлый для страны период...
. .30 сентября 2017, 17:28
Продолжение.В-третьих.Не просто так Ленин говорил,что "для нас важнейшим из всех искусств является кино".Картинка,тем более движущаяся и говорящая,имеет сильное воздействие при восприятии,тем более на молодых и большинство людей,привыкших уже преимущественно через "кино" воспринимать и изучать.Уже одна рекламная картинка с почти обнаженной танцующей дивой на [или над!] Царской короне является крайне оскорбительной для русских!А то,что эта дива еще и вместо Креста -пощечина и плевок Христианам!Не говоря уж про сюжет непристойного копания в чужом белье[на более существенное не хватило"культуры"у всех причастных к его производству].И,оказывается,есть еще желание все это увидеть!А противостать?!
. .30 сентября 2017, 14:31
Татьяна
Во-первых, фильм называется "Матильда". И это сразу первая ложь о том, что исторический фильм к 100-летию отречения Императора Николая Второго и двух революций.
Во-вторых,хотелось бы услышать публичный ответ Мединского, занимающего пост Министра культуры, Вы лично (а равно и все чиновные и культурные) хотели бы, чтобы из всей вашей жизни и деятельности выбрали, рассказали и показали личное, интимное, юношеское, не зная об этом толком ничего, но смачно и духовито разглашая? А Ваши родные, близкие, сограждане? Нам, гражданам России, прежде всего православным, "такое кино не нужно"! И "культура" такая тоже не нужна, читай и Вы лично, как министр!
Салафиил29 сентября 2017, 22:59
С.В.Р.26 сентября 2017, 01:03 "...противников фильма гнобят по всем направлениям, вплоть до уголовного преследования. И всё это под разговоры что у нас православный президент."
Принимать за чистую монету все заявления политиков, по меньшей мере наивно. Имидж политика должен соответствовать запросам и ожиданиям электората, в политике это прописная истина. Над этим работает целая армия имиджмейкеров. А нам, христианам, сказано: "Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения." (Псалом 145)
Сергей29 сентября 2017, 22:35
Кубанская митрополия предостерегла верующих от просмотра нового фильма Алексея Учителя "Матильда". "Прихожанам храмов Екатеринодарской епархии данный фильм не благословляется к просмотру", - говорится в заявлении митрополии, которое приводит ее пресс-служба.
Вот твёрдые слова "воинов Христовых", которые мы ждём.

С одной стороны, с другой стороны ... Общие слова, это конечно хорошо...
Сергей29 сентября 2017, 22:24
Дорогие отцы, братья и сестры!

Почитание святых является догматом Православной Церкви. «Не прикасайтеся помазанным Моим», – говорит Слово Божие. Святые Царственные страстотерпцы являются нашими заступниками, ходатаями и молитвенниками пред Богом. Их жизнь и служение стали подлинным примером христианской любви и самопожертвования.

Не благословляю верным чадам Липецкой митрополии Русской Православной Церкви принимать участие в организации показа и просмотре кощунственного фильма «Матильда», оскорбляющего память святых страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии.

НИКОН, митрополит Липецкий и Задонский
р.Б. Татиана29 сентября 2017, 22:24
Андрею (27 сентября 2017, 01:17):

Сценарий, который одобрил Фонд кино, был совершенно другим - без глумления над нашей святыней. После получения государственного финансирования Учитель (видимо, под чьим-то руководством) заменил сценарий. Об этом свидетельствует автор первоначального проекта В. Москалев - https://www.youtube.com/watch?v=voK7xOVgEeI .
Жулье, да и только. То, что в нашей стране получилось фактически без препятствий провернуть эту русофобскую аферу и на государственном уровне ее сейчас поддерживать, по меньшей мере настораживает. Что происходит?
Лиза29 сентября 2017, 21:23
Спасибо Владыке Тихону, всё верно, слово мудрое, спокойное и правдивое.
И именно про начало обратного отсчета думается, верится. Отечественный кинопром давно отвратителен, если бы не Матильда, если бы не истерика, которую устроили вокруг этого пресловутого фильма не вполне вменямые активисты...может бы общество бы и не обратило в очередной раз внимания на то, насколько пошлое, бездарное, пустое кино снимается в нашей стране ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ГОСУДАРСТВА И ОФИЦИАЛЬНОГО ЦЕХА КИНО... За последние несколько лет только два фильма снято, таких, которые смело можно назвать достойным кино и смело показывать детям, юношеству. Это "Атлантида Русского Севера" и "28 Панфиловцев". Оба - иницитива "снизу"!!
Marysia29 сентября 2017, 19:39
Паисий Святогорец как-то сказал, что умный человек увидев на дороге нечистоты прикроет их чем-нибудь и пройдет мимо, не-умный возьмет палку и расковыряет, что бы вонь была еще хуже. К сожалению копание в чужом белье и выворачивание его наизнанку напоказ сейчас МОДНО. Все СМИ переполнены этим и кинематограф неисключение. К сожалению нетрудно понять, посмотрев на весь этот пиар и гламур голливудский, чьи ухи тут торчат. Режиссер и сценарист выбрали, увы, категорию мухи по Св. Паисию. И это прискорбно. Это добавило им больше проблем, чем чести. Либо это художественный фильм, о чем речи не было, либо исторический к 100-летию. Совместить немыслимо. Одно будет в ущерб другому.
М. С.29 сентября 2017, 16:24
Если фильм снят к столетию революции, то я не поняла, какое отношение к революции имеет эта любовная интрига, случившаяся за четверть века до неё? Тогда бы уж про Ленина с Инессой Арманд снимали.
Евгения29 сентября 2017, 11:08
Вальцову (28.09.2017, 20:01) Из Википедии: "Из затраченных на картину 814 млн руб., 280 млн руб. составили госсубсидии". Имел место этап хозяйственной операции - был сделан фильм. Следующий этап этой операции - кассовый сбор от проката и распределение прибыли участникам проекта. Если судиться по "хозяйственной линии", то создатели фильма 100% выиграют. Если - по "идейной"... Слишком много чести будет создателям.
Ольга29 сентября 2017, 10:43
Василий, да, я считаю, что не нужно подливать масла в огонь ««Матильдина» побоища». Все здравомыслящие люди против истерии вокруг этого фильма. Это не тот случай, когда нужно противиться злу насилием. Высказанной позиции Церкви - в лице митрополита Илариона и епископа Тихона – предостаточно, а провокаторы всегда найдутся. Негоже верующим людям идти у них на поводу. Кстати, вчера депутаты ГД посмотрели «Матильду». Об их впечатлениях можно почитать в интернете. Не думаю, что теперь они источают «неприятные запахи», - как сказал кто-то из комментаторов.
Василий28 сентября 2017, 23:34
Ольга27 сентября 2017, 22:48 "Так что давно пора всем успокоиться, заниматься делами и думать о своем спасении." Т.е. утереться и в стойло? Отличная позиция! А когда в следующий раз придут уже в наши храмы глумится, надо будет деликатно промолчать и разойтись по домам? Дивная позиция! Вот только если бы так рассуждали наши предки, то я даже не знаю в какой стране бы мы сейчас жили, на каком языке говорили и каким "богам" молились... Хорошая позиция, прям толстовская, а главное очень сейчас востребованная, ибо толерантная...
Станислав28 сентября 2017, 20:35
Ольга27 сентября 2017, 22:48 "Официальная позиция Церкви высказана владыкой Тихоном – это есть в интервью." Ольга, интервью и статей на эту тему сейчас много. При всём уважении к владыке Тихону - но это только одно из них. А где официальная позиция Церкви? Где действия? Патриарх часто стоит на одной трибуне с президентом, бывает на встречах. Неужели Патриарх не обращался к президенту с просьбой вмешаться? Так почему же президент молчит? Его молчание многие понимают как поддержку хулителей Царской семьи.
Вальцов28 сентября 2017, 20:01
Евгения28 сентября 2017, 12:12 "Винокур хотел сделать приятное любимым женщинам и дал денег на фильм". Евгения, деньги выделены МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РФ, а представить всё это в некое пустяковое "недоразумение" пытаются журналисты (которые из той же обоймы что все эти учители, винокуры, познеры и пр.). Увы, но все СМИ у нас в руках у тех же кругов, что и на кануне революции. А усугубляется это тем, что теперь они имею самых влиятельных покровителей на самом верху...
Евгения28 сентября 2017, 12:12
Вальцов (27.09.2017, 22:52): "Заказчики этого святотатства своих целей вполне добились. Печально то, что заказчики эти располагаются, по-видимому, на самом верху государственной пирамиды". Вроде бы все намного глупее. Основной официальный продюсер к/ф Владимир Винокур. Его жена и дочь - балерины, по-видимому, почитательницы таланта Кшесинской. Винокур хотел сделать приятное любимым женщинам и дал денег на фильм о балерине, а г-н Учитель предложил сюжет усугубить...
АлександрГ. 28 сентября 2017, 11:15
Есть один момент, который совершенно "выпал" из поля обсуждения. Все-таки культура, это то в чем аккамулируется самосознание народа, с помощью которого народ определяет кто он, откуда пришел, куда он шел, что накопил в дороге, а что растерял. И для меня лично загадка, какое отношение имеет эта вымышленная интрига к культуре.
Иоанна_28 сентября 2017, 11:07
Зато на фильм, рассказывающий об абортах, министерство культуры денег не даёт. Хотя бюджет такого фильма - копеечный (по сравнению с "Матильдой"). Также и мемориал в Бутово возводится ЦЕРКОВЬЮ на средства ЧАСТНОГО благотворителя. Отсюда делаем вывод, ЧТО нашему государству представляется интересным и важным.
Елена28 сентября 2017, 10:56
"За державу обидно " Почему ? минкультуры выделяет бешеные деньги на некчемные проекты для бездарных режиссеров , вместо того ,что бы одухотворять и нести добро в массы людей с экранов , их просто отравляют лжеисторией.
Сколько можно сделать доброго и настоящего , просто необходимо желание наших чиновников !
Александр Цихиев28 сентября 2017, 10:46
Когда мудрость войдет в сердце твое,
и знание будет приятно душе твоей,
тогда рассудительность будет оберегать тебя,
разум будет охранять тебя,
дабы спасти тебя от пути злого,
от человека говорящего ложь... (Притчи. 2:10–12.)
Вальцов27 сентября 2017, 22:52
Yelena W27 сентября 2017, 20:59 "Столько финансов потрачено! - и все коту под хвост". Ну почему же "коту под хвост"? Заказчики этого святотатства своих целей вполне добились. Печально то, что заказчики эти располагаются, по-видимому, на самом верху государственной пирамиды. Деньги (государственные) на это выделили, теперь бдительно следят чтобы ничто (и никто) не препятствовал кинопрокату. Несогласным угрожают уголовным преследованием, кинотеатрам отказавшимся было от проката настоятельно "рекомендуют" пересмотреть своё решение. Меня лично именно это настораживает.
Ольга27 сентября 2017, 22:48
Сергей С.27 сентября 2017, 16:5: «Вопрос простой: почему молчат Патриарх и наш православный президент???»
Президент дал ответ в «Прямой линии» 15 июня 2017 г. (https://www.1tv.ru/shows/vystupleniya-prezidenta-rossii/pryamaya-liniya-2017/pryamaya-liniya-s-vladimirom-putinym-2017-onlayn-reportazh)
Официальная позиция Церкви высказана владыкой Тихоном – это есть в интервью. Так что давно пора всем успокоиться, заниматься делами и думать о своем спасении.
АлександрГ. 27 сентября 2017, 22:39
Удивительные метаморфозы претерпевает человеческое сознание. Мы уже даже не можем отличить художественный вымысел от плебейских представлений, типа "чтобы я делал окажись на месте царя".
Yelena W27 сентября 2017, 20:59
Печально,что «Матильда» – единственный фильм, созданный в нашей стране к столетию революции, с детьми на него не пойдешь, да и самой не хочется смотреть эту бредовую фантазию Учителя, пусть и прекрасно костюмированную. Столько финансов потрачено! - и все коту под хвост(((( Лучше бы Аркадию Мамонтову дали такие финансы, он бы нас не разочаровал.
Алексей27 сентября 2017, 19:10
Ирина26 сентября 2017, 19:18
Господь устрояет нашу душевную пользу часто и через неприятные обстоятельства (прп. Амвросий).
Согласен с Ириной,видимо мы должны пройти и через испытание этим фильмом.Как всегда только жаль неокрепшие юные души...
Сергей С.27 сентября 2017, 16:51
А можно я наконец озвучу вопрос который сейчас смущает миллионы верующих? Вопрос простой: почему молчат Патриарх и наш православный президент??? Ответьте же наконец, народ в недоумении.
Ирина Политова27 сентября 2017, 11:24
От каждого нашего слова оправдаемся или осудимся. Человек создан свободным. Человеку свойственно творить. Человек имеет таланты.
Тогда почему человек свои таланты употребляет на зло? Почему человек намеренно выбирает злое?
Мне не хочется смотреть этот фильм "Матильда".
Я считаю этот фильм очередным тиражированием зла в наших СМИ. Горько, обидно за оплеванную, испачканную историю жизни Государя и истории нашей страны.
Горько за людей, которые намеренно, по своей воле творят зло, тиражируют зло, рекламируют зло.
Хочется умолить, остановить, упросить, чтобы люди старались делать добро.Надо делать добрые фильмы и обязательно -правдивые. Наши дети и внуки не должны воспитываться на лжи!
valeri28027 сентября 2017, 11:07
Большое спасибо за оценку этого ещё не вышедшего на экраны, а уже нашумевшего фильма. Смотреть не буду, грязи и так хватает. Давно ждал авторитетного мнения.
Нина27 сентября 2017, 10:44
Мы доподлинно не знаем, как жил князь Владимир до своего крещения. Действительно ли в Викинге показана правда -тоже неизвестно. И о язычестве предков ничего не знаем. До начала 20 века были народы, сохранявшие язычество, это язычество описано, задокументировано, ничего там в их верованиях кровожадного не было. С чего создатели "Викинга" решили , что древнерусское язычество было именно таким, как в фильме: с побритыми налысо жрицами, с человеческими жертвами?
Андрей 27 сентября 2017, 01:17
"Матильду" просто прозевали в Фонде кино. Ещё на стадии "изучения" сценария экспертами. Режиссер приходит со сценарием и завлекательным роликом о будущем фильме, клянчит бюджетные деньги, обещает вернуть после проката. Посмотрите сами на сайте Фонда кино, как проходит "защита проектов". Эксперты Фонда - известные и не очень деятели кино - должны внимательно читать предложенные сценарии. Но кому охота тратить время, когда за народные денежки бьются другие деятели, для чужих проектов? Не прочли, значит "Матильду", не остановили вовремя. (Среди экспертов и православный Михалков числился. Если бы не поленился прочесть этот сценарий, неужели не включил бы свой "Бесогон"?)Теперь утрёмся и забудем.
Ольга26 сентября 2017, 23:25
Наталия25 сентября 2017, 23:23. Ваш пример не к месту. Речь идет о душевной чистоте, и о том, может ли этот фильм нанести вред душе. И с народной мудростью вряд ли стоит спорить.
Иулиания26 сентября 2017, 23:15
Министерство где-то потеряло культуру...(
Алекс26 сентября 2017, 21:39
почему бы Святейшему не призвать паству игнорировать фильм. у нас десятки миллионов крещеных людей. пусть прокат фильма "провалится"
Вадим26 сентября 2017, 20:46
С.В.Р.26 сентября 2017, 01:03 "А почему государственная машина готова прессовать только противников этого похабного антиправославного фильма? Все эти учители, шендеровичи и познеры - персоны абсолютно неприкасаемые! Им позволено поливать грязью святыни русского народа." Потому что они по-прежнему хозяева в "этой стране" (как они называют Россию). И все эти разговоры о православном президенте, к сожалению, только слова. Неужели президент не видит (не знает) что происходит? Печально...
Николай26 сентября 2017, 20:44
Хочу добавить, что Толстой в своем историческом романе использовал измененные фамилии реальных персонажей,
поскольку понимал, что точного факта достичь невозможно.
Кстати, история очень похожа на плагиат с другого либерального полотна, пера Акунина. Но и там хитрый Акунин
прикрывался другими именами, видимо, понимал, что подсудно.
Ирина26 сентября 2017, 19:18
Господь устрояет нашу душевную пользу часто и через неприятные обстоятельства (прп. Амвросий).
Иван26 сентября 2017, 18:58
Это не фильм- хронология, а выдумка автора. По большому счёту пошлятина. Истинному верующиму нет смысла смотреть это.
Людмила26 сентября 2017, 17:52
Я очень долго ждала вот именно такого ответа от имени верующих и церкви ,как это написал и донес автор,спасибо большое за такую правильную позицию, церковь всегда должна быть на высоте!
Татьяна26 сентября 2017, 15:02
Что тут скажешь - нравственность падает с бешенной скоростью... Бедные мы, бедные...
Олег Давиденко26 сентября 2017, 14:52
Низкий поклон влад. Тихону и комментаторам, защищающим мир от либеральных свобод. Хочу сказать о свободах. Для православных единственная свобода - которую дарует Бог. Свобода от греха. Имея тяжелый труд преобразований от греха в святость, православные достигают свободы, заключающийся в том, что, если грешим, но зависимости от греха не имеем. Свобода, к которой православные стремятся всю жизнь. Либерализм делает наоборот, давая неограниченную свободу человеку делать доброе и грешное не сортируя, надевают на своих адептов оковы, которые без православной веры сбросить невозможно. Жаль, некоторые деятели искусств понимают свободу либерально и удивлены, когда их пытаются вразумить. И это их беда.
26 сентября 2017, 14:12
Этому фильму сделали рекламу ну просто лучше не придумаешь. Теперь даже кто не хотел на него идти -пойдет. Министр культуры сказал что фильм выйдет в прокат несмотря ни на что
Надежда26 сентября 2017, 12:58
Голливуд работает под контролем Пентагона.Нет сомнений,что жесткий контроль неизбежен.Очень хотелось бы,чтоб эта подлость под названием матильда действительно стала точкой обратного отсчета.
Александр Цихиев26 сентября 2017, 12:34
Даже если все участники создания этого фильма атеисты,возникают вопросы к культуре министра культуры.Порчу народа через многие телепрограммы,фильмы,сериалы,рекламы такие люди оправдывают наглым штампом " Можете не смотреть.Можете смотреть другой канал" Мы так и делаем,только вот когда выходишь на улицу,то там нет переключателя каналов, и там сталкиваешься с плодами вот таких сеятелей культуры.Или когда ученик на улице материт бабушку надо затыкать уши и закрывать глаза?Если мне,не образованному,интересна культура,в полном ее смысле,считаю что люди у которых большая власть и,или большие деньги,они просто обязаны знать,любить и нести высокую культуру,иначе это беда для всех.
Андрей26 сентября 2017, 09:32
И ещё Дмитрию на 25 сентября 2017, 18:38. Хочу привести вам слова Керсновского А.А. на "Россия никогда особо христианской страной и не была". Цитата: "В троичности Вера, Царь, Отечество. Недаром понятие Родины поставлено не на первом, а только на третьем месте. Для Русского Народа оно является лишь результатом первых двух, своего рода производной их. Понятие Россия, неосмысленное понятием Вера, неоплодотворенное понятием Царь, является для него чуждым, абстрактным, лишенным внутреннего содержания и смысла. И далеко не случайность, что когда при советском владычестве не стало ни Веры, ни Царя, - то само собой отпало и понятие Россия". "История Русской Армии", том 1.
Тамара26 сентября 2017, 09:08
Добрый день!
А мне кажется, что это самая настоящая провокация, а режиссер и продюсер - провокаторы.
Это неприкрытое желание внести смуту в наше общество, разделить нас...И они осознанно пошли на это!
Удивительно, что всё это снято на народные деньги!!! Позор!!!
А Поклонская - молодец! Помоги ей, Господи!
Андрей26 сентября 2017, 09:06
Категорически согласен с Димитрием от 25.09. о "распоясавшейся киноэлите". В последнее время, стали звучать призывы некоторых представителей богемы (Вырыпаев, Сокуров) о некоем "духовном руководстве" и насаждении "иных ценностей" населению России. Что это за ценности? Видно не вооруженным глазом, достаточно посмотреть на разводы и измены, пестрящие в новостях СМИ, на разврат и разгульную жизнь некоторых артистов, на открытую русофобию и ненависть к отечественной истории, которые пропагандируют эти циничные "духовные лидеры и деятели". Все попытки противостять им, огалтело воспринимаются как "мракобесие". 100 лет назад, богема также предала Царя и Россию. Что было дальше, все знают.
С.В.Р.26 сентября 2017, 01:03
А почему государственная машина готова прессовать только противников этого похабного антиправославного фильма? Все эти учители, шендеровичи и познеры - персоны абсолютно неприкасаемые! Им позволено поливать грязью святыни русского народа. Да ещё и за государственный счет! И они уверены в своей безнаказанности. И всё так и происходит. Госаппарат встал на их защиту, а противников фильма гнобят по всем направлениям, вплоть до уголовного преследования. И всё это под разговоры что у нас православный президент. Странно...
Olga26 сентября 2017, 00:53
Спаси Господи, отец Тихон. Расставили все по местам. Очень толково и аргументировано.
Юлия26 сентября 2017, 00:13
Иван, там такая ситуация, что Учитель должен значительную часть собранных средств после проката отдать МК (с этим расчетом ему давали. Вроде как в долг), если фильм не соберет кассу, то Учителю придется выплачивать со своего кармана. Там примерно такая история была(могло конечно уже все поменяться). Об этом публично заявляли в выпуске новостей на каком-то телеканале. Вот они и борются за прокат
Арина26 сентября 2017, 00:03
Марина25 сентября 2017, 21:25 Если выдано прокатное удостоверение, формально нарушений закона нет. Есть, правда, наказание за клевету, но в данной ситуации "потерпевший" не может подать иск. Хотя если задаться целью, наверное, можно было бы и обосновать наличие потерпевшего и создать прецедент. А Учитель, по-моему, настолько далек от народа и от Церкви, что сам не понял, что сделал. Приписывать ему какие-то намерения антицерковные, слишком высоко оценивать его деятельность. Он следует в русле Голивуда, где давно уже ничего святого и даже просто запретного нет. Но если привлечь за клевету (штраф/общественные работы), заставить дать опровержение, может задумался бы.
Ксения26 сентября 2017, 00:01
Слов нет... Больно. Но смотреть будут те, кто далеки от Бога и после такого фильма будут ещё дальше. Гонимы, унижены и во время своей земной жизни и после, усилим молитвы и веру нашу! Не нам судить, тех, кто создаёт такие мерзости и смотрит на них, а вот усилить молитвы, не молчать, Крестный ход, чтение книг про истинное жизнеописание Святых Страстотерпцев- это то, что мы може с Вами делать, братья и сестры во Христе. Создание хороших и пусть не таких массово известных фильмов о житие Царской семьи- никогда не поздно. Канал Спас, вся надежда на Вас и конечно на самих Святых и Господа!
Наталия25 сентября 2017, 23:23
Ольга25 сентября 2017, 21:40, «к чистому поганое не пристанет» - еще как пристанет, попробуйте наступить чистой ногой в нечто коричневого цвета. Замучаетесь оттирать да и запах... По поводу"смотреть"- не собираюсь участвовать в этом ни глазами, ни рублем. Не осуждаю никого кто хочет это видеть, это выбор каждого, просто лично мне это не нужно.
Катерина 25 сентября 2017, 23:18
Антон 25 сентября 09:29 - согласна полностью.
Катерина 25 сентября 2017, 23:13
Поклонская... нда. Если б она была верной дочерью Православной Церкви, то прежде посоветовалась бы с опытными духовниками, прежде чем громить слонопотамски посудную лавку. А так получилась лишняя реклама. Отец лжи радостно потирает копытца. Такая помощь... он и не ожидал
Светлана/Фотиния25 сентября 2017, 23:11
По факту, фильму создан такой пиар, что ни у Учителя, ни у его спонсоров, просто бы не хватило на это денег.Кто не знал про этот фильм или просто не любит современное отечественное кино, теперь не просто про него знают, но и будут смотреть или не смотреть, сообразно своей гражданской позиции. И накал этот будет расти. А жаль. Что хорошо - это дало стимул знать кто был Николай II, попытаться осмыслить время, которое намеренно искажалось советской историей. А теперь требуется уже настойчивость, пройти школьный материал и изменить вбитое в детстве. В х/ф "Убить дракона", дракон учит не взрослых, а детей. Потому что детское - это остается навсегда, не стираемо.
Катерина 25 сентября 2017, 23:09
На сайте библиотеки Машкова ест текст дневника Богданович. Она умерла в 1914 и писала только то, что слышала и видела, ничего не придумывая. История отношения цесаревича и Ксешинской освещена там очень хорошо. История отношений царской семьи и народного целителя сибирского Кашпировского Григория - тоже вполне достаточно. Столыпин не раз возникает на тех страницах. Интересно и правдиво. Фильм фуфло полное. Для "озабоченных".
Иван25 сентября 2017, 23:03
Мария25 сентября 2017, 20:10 "фильм достоин того, чтобы все-таки быть снятым. С проката." Это наше с вами мнение. Но оно, к сожалению, никого в руководстве страны не интересует. Противники этого фильма, глумящегося над православными святыми, уже сидят в тюрьме. Это посыл (знак) всем нам. Чтобы ни у кого не возникало иллюзий на счет того чья это страна и кто тут хозяин...
Александр25 сентября 2017, 22:42
Дорогие мои ! Тема "Матильды" меня тревожит с начала конфликта , и только недавно мне пришла мысль о том, что появление этого фильма ,как все говорят в год 100-летия революции,неслучайна.Потому что это год не 100-летия революции , а год 100-летия нашего отречения от царя, нашего предательства и измены. Этот фильм появился как социальный опрос нашего мнения по этой теме. И очень жаль, что сейчас , как и 100 лет назад , как сказал любимый мной теперь (Господь просветил) царь Николай 2 -кругом трусость и предательство.
Татьяна Органова25 сентября 2017, 22:12
Господин Учитель пал жертвой своего незнания истории и доверия своему сценаристу. Отвечая на вопрос молодого человека, какими историческими источниками он пользовался, режиссер переложил ответственность на сценариста, который, по его словам, целых 3 месяца! работал с документами. Ни одного источника Учитель назвать не смог.
Лиза 25 сентября 2017, 22:10
Тоже хотела написать, что к сожалению, зачастую у нас на глазах "розовые очки" относительно состояния российского общества, его православности. Я состояла в группе ВК по продаже нормальных скромных платьев ( теперь покинула группу). Там устроили опрос по поводу этого фильма. Только 23% женщин написали, что смотреть не будут, остальные поддерживают или смотреть будут. В комментариях, в основном, были нападки и оскорбления православных. Наше общество сейчас не сильно изменилось по сравнению с 1917 годом, поэтому такое и происходит. Больше того, какая-то грубость, пошлость, даже слово не подобрать, какая-то темнота большинства опрошенных бросилась в глаза. русские такие же как европейцы
Ольга25 сентября 2017, 21:40
Наталия25 сентября 2017, 14:19:«нет необходимости пробовать наркотик, чтобы убедиться что он вреден для здоровья». Наталия, «к чистому поганое не пристанет» - народная мудрость. Для неокрепших душ, конечно, этот фильм лучше не смотреть. Но как он может повредить душе давно сформировавшегося человека?! Если устои прогнившие (с совестью не все в порядке), тогда, наверное, этот фильм может их пошатнуть. Смотреть нужно хотя бы затем, чтобы сказать аргументированное «нет» его создателям, чтобы тех, кто против фильма, не укоряли расхожим «Я Пастернака не читал…».
Марина25 сентября 2017, 21:25
Ну ,если заказчик "Государство",через суд трудно бороться ,но можно,пока дело в суде,фильм не выйдет в прокат, хоть кто-то подал иск в суд?
тамара25 сентября 2017, 20:20
Царственные страстотерпцы,молите Бога о нас грешных,о нашей матушке-России.Нас теперь никто так легко не обмане.Просто стыдно становится за режиссёра Учителя и за тех,кто деньги давал на производство этого дерьма.Простите.По-другому и не скажешь!!!!Кто есть кто!!! Нам всем давно понятно...Спаси и сохрани всех,Господи.А нам ,православным,не надо идти в кинотеатры, и в очередной раз продавать и предавать своего царя-батюшку!!!!Слава Богу за всё...Я,думаю,что даже те,кто пойдут на просмотры,будут глубоко разочарованы...Даже русского царя играет немец!!!! Своих не нашлось????Да,наверное,наши актёры и не стали бы сниматься в такой пошлой роли....
Мария25 сентября 2017, 20:10
Судя по тому, что УЖЕ увидели, фильм достоин того, чтобы все-таки быть снятым. С проката.

С точки зрения правовой теории, "свобода - это право действовать в границах, определенных правами других людей". В этом случае о верующих сознательно "не подумали" ни автор, ни министр культуры. Это провокация, это оскорбление под видом "реализации права художественного поиска" и "творческого самовыражения", причем на наши с вами деньги, полученные от налогов. Основания для возбуждения дела по факту об оскорблении религиозных чувств верующих, безусловно, есть. Главное, чтобы противодействие было в рамках легальности.

Спасибо, Владыка Тихон! За позицию, за правду, за способ ее выражения - за стиль.
Иван25 сентября 2017, 19:22
Это мерзкий глумливый антиправославный фильм не появился бы, если бы МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ не выделило бы деньги на его создание. Но МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ деньги на его создание выделило. И сейчас активно борется за то, чтобы ВСЕ кинотеатры обязательно пустили его в прокат. Возникает вопрос - кто же заказчик этого фильма? Получается что ГОСУДАРСТВО?
Юлия25 сентября 2017, 18:48
Фильм "Матильда" вполне отвечает интересам современного общества. К сожалению, сейчас многих интересует только то,-сколько у кого денег, и кто с кем спит, ну еще как живет сосед. Правда сейчас мало кому нужна.
Дмитрий25 сентября 2017, 18:38
Ответ Михаилу 25 сентября 2017, 17:12 - Россия никогда особо христианской страной и не была. По сравнению с другими странами - да. А так...высокие и прочные стены монастырей не от медведей строили, а от бандитов; В послереволюционные годы "православный народ" резал друг друга миллионами. Нынче же, сколько там, ТРИ? процента населения полностью соблюдают Великий Пост. Но дело не в этом. А в том, что из всех мощных держав в мире, только Россия более-не-менее ещё как-то поддерживает христианскую мораль на государственном уровне. А безобразный кинематограф разрушает и без того не самые прочные моральные устои нашего народа. Загнётся Россия, всё, туши свет...
Наталия Н25 сентября 2017, 17:36
Владыко, Спаси Бог за глубоко содержательное разъяснение и вразумление.
Святые царственные мученики, молите Бога о нас, о России!!!
Православные, будем достойны нашей Святой веры!!!

Мария25 сентября 2017, 17:32
Об этом фильме беспокоиться нет смысла, так как актер, исполняющий роль царя Николая II, так "похож" на последнего русского императора, как содержание фильма на подлинную историю. Только одного взгляда на него, даже на афише, достаточно, чтобы не возникло никакого желания смотреть фильм)))
Мария25 сентября 2017, 17:19
не понимаю двух вещей. Во-первых, если тут имеет место клевета на конкретных людей, то почему бы не подать в суд и не потребовать изменить сценарий? не говоря уже о компенсации морального вреда потомкам... И во-вторых, еще недавно кто то говорил о недопустимости фальсификации истории - и, ах, чуть ли не сам Путин. И даже комиссию какую то создавали, если память не изменяет. Так почему тогда эти люди сейчас молчат, если фильм недостоверный настолько, что переворачивает историю последних Романовых вверх тормашками?
Михаил25 сентября 2017, 17:12
Спаси Господи, братья и сестры!
Помню как мы реагировали когда незадолго до Пасхи стали показывать фильм "Код да Винчи". Искушение самое настоящее. Но то ж Америка! Что ж с них взять? Так думали мы тогда. А теперь вот узнаем о таком "произведении", но теперь уже РОССИЙСКОМ... Идет эта новость в потоке других новостей из России: подросток ударил в школе топориком учительницу, какая-то женщина сбила во дворе мальчика насмерть и целый месяц никто не привлекал к ответственности виновных. Нужно честно признать, что Россия сейчас является ПОСТХРИСТИАНСКОЙ страной, которая в моральном отношении не лучше многих иных стран.
Глупо бросаться на мельницу! Нужно сохранять СВОЮ веру в Бога, это главное.
Ольга25 сентября 2017, 16:11
Сеть в контакте активно навязывает мне рекламу этого фильма, в ленте долгое время мелькал трейлер на правах рекламы, я нажала кнопку "пожаловаться", не смогла стерпеть, настолько пошлая вещица даже по одной только рекламе.Даже вот это не понимается, а чувствуется, много хороших книг надо прочитать и фильмов хороших просмотреть, чтобы увидеть ярко развращенный привкус этой "Матильды". А молодым легко соблазниться и поверить учителю. Патриарх призвал старых священников работать с молодежью по-новому (речь в Новороссийске), а я бы вот наоборот (как недавно сама молодежь) рекомендовала бы наоборот беречь наших стареньких священников и только им доверять рассказывать молодежи о добре и зле.
Светлана25 сентября 2017, 16:01
Снимая такие фильмы и вкладывая в души людей,понимаешь,для чего они это сделали-это потомки тех ,кто УНИЧТОЖИЛ ПОМАЗАННИКА БОЖЬЕГО и всю его семью.Не верю,что мои прабабушка Татиана и прадед Родион ,сделали бы это!!! НЕТ.И вину за это,не надо возлагать на весь народ,а предки тех,которые это совершили ,сами себя и проявили(как пленка)души-то уже запроданы .Очень правильно,что мы это обсуждаем и понятно ,кто в чем виноват...
Сергей25 сентября 2017, 15:50
Огромное спасибо отец Тихон за прекрасный ответ, на волнующий многих ,вопрос!как хотелось увидеть хороший фильм к юбилею трагических событий 1918 года,но получилось как всегда!французская газета Шарли тоже считает что находится в лоне искусства,но мы знаем,что это за художники!Так и фильм "Матильда" из этого направления,где нет ничего святого!Но Бог и наши святые поругаемы не бывают,а человек или художник познается по делам его!Будем укрепляться в вере и спасать свои души!И бдить!
Марина25 сентября 2017, 15:47
Наверное,этот вопрос можно решать и через суд?
Лидия25 сентября 2017, 14:45
Одних слов недостаточно, нужны дела. Как было бы хорошо провести в дни 25, 26 октября, да и не только в эти дни в городах России благотворительные концерты в защиту св. царственных страстотерпцев, с рассказами и видео показами о царской семье, такие вот своеобразные литературно-музыкальные композиции. Мы в Петербурге прихожане храмов св. Царственных страстотерпцев своими силами собираемся это сделать, но нас мало и среди нас нет популярных артистов, на которых захотели бы пойти люди, и сделать мы можем это только поместно, а хочется на Дворцовой площади... Владыка,может В Москве хоть можно что то сделать такое? Простите, с искренним почитание Лидия
Наталия25 сентября 2017, 14:19
Смотреть или нет пусть каждому подскажет его совесть. Для меня совершенно ясно, что нет необходимости пробовать наркотик, что бы убедиться что он вреден для здоровья. Обидно что такое, да за наши же налоги снято. От людей, ходящих в храм (и даже от священника, увы) слышать "а что тут такого, это всего лишь фильм" мне лично просто дико.
Евгения25 сентября 2017, 13:44
Святые царственные страстотерпцы Николай и Александра, молите Бога о нас, простите нас....ибо неведуем, что творим....
Марина25 сентября 2017, 13:18
Спасибо, владыка, за Вашу статью. Слава Богу, Поклонская не одна бьётся за правду. В очередной раз убеждаюсь, что просмотр современных российских фильмов (подавляющее большинство из них) вредит здоровью и душе. Поэтому будем снова и снова смотреть и пересматривать чудесные и порядочные по сюжету и содержанию советские фильмы.
Иоанна_25 сентября 2017, 12:39
Макаров, жму вашу руку!
Elena Beliaeva25 сентября 2017, 12:28
Храни Вас Господь Владыко Тихон! Подписываюсь под каждым Вашим словом. Фильм Матильда, очевидно бы, не появился, если бы до него вот уже много лет не готовили зрителей телевизионные фильмы-сериалы. Основными героями которых являются ложь, предательство, измена, убийства, насилие, разжигание страстей и разрушение семейных ценностей. Молодое поколение, в особенности, поглощая эту "жвачку" становится толстокожим к восприятию любви, мира, добра, историчности и правды. К огромному огорчению, Богом данные людям таланты, служат золотому тельцу. Верую, что бриллиантовая пена поднятая со дна перед грядущими переменами лопнет, как мыльный пузырь. Зритель по милости Божией воспрянет от оцепенения!
Данила25 сентября 2017, 11:43
Если произведение планируется для массового показа и там затрагиваются святыни или авторитеты одной из религий в том числе и атеистов, то на стадии еще сценария необходимо экспертная его оценка на приемлемость с участием официального представителя конфесии и (в последнем случае "или") историков находящихся в этой тематике.
Надежда25 сентября 2017, 11:39
Конечно,понятно,что "Золотые Купола кому-то черный глаз слепили"(И.Тальков)и слепят,и будут слепить!Понятно,что это просто неизбежно,но неужели безпомощность власть предержащих в таких вопросах(если бы только в ситуации с этой фальшивкой во всех смыслах!)так и будет подставлять всех под такие провокации?Получается,что надеяться на то,что в ближайшей перспективе мы будем защищены теми,кто просто обязан защитить нас от этих помоев,не стоит?Куда обращаться,кроме того,что уже сделано,тем,кого НИКОГДА не устроит обрабатывание сознания такими омерзительными способами?Ответьте!
Данила25 сентября 2017, 11:38
Этот фильм открывает "ящик пандоры". У нас в стране есть основные четыре религии, у каждой есть свои святыни, можно добавить еще атеистов со своими почитаемыми людьми. Если под маркой "свободы ходожника" публиковать или выпускать провокационные произведения унижающие почитаемые этими слоями населения святыни или авторитеты, то легко взбудоражить нетерпимость друг к другу на религиозной почве, "спутать всех волосами". Эту грань сейчас перешли. Это косяк минкульта. Да еще на народные деньги. Косяк признать необходимо.
Алина25 сентября 2017, 11:22
Антону 25 сентября 2017, 09:39. Да, Вы правы, "Матильда" - часть организованной кампании против Православия! А усиление духовной жизни - не просто лучшее средство противостояния враждебным силам, но вообще ПАНАЦЕЯ!)))
Ольге 25 сентября 2017, 09:44. Владыка предельно ясно пересказал самые существенные различия между фильмом и реальностью. Доверяю нашим пастырям вообще и владыке Тихону в частности. Желания смотреть эту пакость не возникло. Как говорится, "не пачкай память, запоминается все, чего хоть на случайное мгновение коснется наше внимание, и запоминается навсегда". Идя в кино, помните, что "развидеть" не получится!
Дмитрий25 сентября 2017, 10:53
Ответ Макарову 25 сентября 2017, 09:00: раз Вы за правду о причинах революции и "нацсостав" организаторов, то не будете против правдивых рассказов о том, как этот самый "нацсостав" гнобили в российской империи, что повлекло за собой вполне предсказуемую радикализацию данного "нацсостава", так? Ну а убивали потом, за редким исключением, по "за кого будешь?" критерию, а не по национальному, а среди большевиков был полный интернационал.
Antanas25 сентября 2017, 10:47
Прошу всех обратить внимание еще и еще раз на комментарий Антона. Давайте будем достойны наших возлюбленных святых,нашей святой веры. Тогда и мир узнает правду и,даст Бог,преобразится.
Наталия Ростова25 сентября 2017, 10:30
Я всё думала,что мотивирует А.Учителя на экранизацию абсолютно антирусских фильмов..."Край","Дневник его жены",короткометражка "Святый Боже",которую он продюсировал...Теперь и "Матильда". И у меня сложилось впечатление, что - это его НЕЛЮБОВЬ к России.Нелюбовь ко всему русскому.В таком случае,мне его просто жаль...Чтобы снять достойный фильм,нужно любить не только своего главного героя, но и свою Родину.
Ольга25 сентября 2017, 10:23
Еще неск-ко слов:вчера по телев.показывали юбилейный концерт И.Д.Кобзона.Прозвучало много песен-в основном,написанных в советское время.У меня глаза не просыхали от слез.Поистине,советская песня–«сублимация молитвы».Звучали песни на все вкусы–и лирические,и патриотическ.(до мурашек по коже),и даже–«…и Ленин такой молодой,и юный Октябрь впереди»,и «Хава нагила»,и частушки в исполнении хора Пятницкого.Чувствовалось такое единение тех,кто был в зале!По-моему,все остались довольны и никто не оскорбился ни именем Ленина,ни еврейскими мотивами.Может,чтобы общество не раскалывалось,лучше не обращать вним. на творения,подобные «Матил.»,а просто смиряться и любить врагов, благословлять проклинающих?
Вадим 25 сентября 2017, 10:16
Поражают меня наши "мудрые" православные критики: "Надо сделать то-то!", "Надо предпринять такие-то шаги!", "надо начать такую-то компанию, вместо того, что вы делаете!"... Слушайте, глубокомысленные трепачи и диванные мечтатели! вы-то сами, кроме надутого словоблудия что сделали? Самая ущербная часть нашего православного мира. Митрополит Иларион, епископ Тихон, Поклонская, Хоругвеносцы, как бы к ним по разному ни относились, что-то делают в этой ситуации. А диванные их критикуют!
Наталия25 сентября 2017, 10:10
Для неверующих людей фигура Царя-страстотерпца объективно непонятна. И что-то им доказывать, особенно, когда ситуация связана ещё и с деньгами, на которые снят этот фильм, бессмысленно. В этой истории я сочувствую госпоже Поклонской, которая почти в одиночку, публично, защищает память Царя-мученика, подвергаясь сильному давлению.
Ну и главное. В этом пошлом фильме самое страшное - режиссёр. Этот человек как будто не знает, как страшно дико закончили свою жизнь Царь, его семья и его близкие. Режиссёр упорствует, и добивается своего - показа этой мерзости. И добьётся? Значит, у нас не 80 процентов верующих православных в стране, а 1 процент.
Виктор25 сентября 2017, 10:02
Цель матильды — очередной раз очередной раз плеснуть своим дерьмом в Православие... А разговоры о правде, о истории... лишь уводят от сути — у каждого они свои, и никто никого никогда не услышит... Потому, что не хочет и не может слышать... Сознание наших учителей давным давно сформировано их иделогией; наше же сознание, в массе своей, размазано... тоже, к стати, их идеологией... Которой нет...
Поэтому обсуждать матильду на предмет исторической справедливости совершенно безсмысленно; надо решать проблему систематического, издевательского АНТИПРАВОСЛАВИЯ, распространяемого учителями России /всех сортов и мастей/ на законодательном, конституционном уровне...
Дмитрий25 сентября 2017, 09:56
Было бы неплохо, если бы правительство России, между вполне благородными действиями по оздоровлению экономики России и противостоянию гегемонии США в мире, нашло бы время для прищучивания распоясавшейся российской "киноэлиты". Абсолютно безобразные "мясные" сцены и нижепоясной юмор от горе-сценаристов и режиссёров в фильмах всероссийского масштаба это непозволительная роскошь в наше время тотального обыдления и разврата.
Вячеслав25 сентября 2017, 09:48
Странно, что-то много резко возлюбили Николая II и его семью. 20 лет назад такого не было. Отношу это к пропаганде. Хотя в народе большой любви как не было так и нет, народу это параллельно, дуй ты ему в уши или не дуй.
Ольга25 сентября 2017, 09:44
К сожалению, не прозвучало: можно ли посмотреть фильм простым смертным, чтобы иметь собственное мнение о нем, чтобы понять, как далеко зашли его создатели в попытке фальсификации истории и оскорбления чувств верующих? У меня нет возможности познакомиться со сценарием (возможно, мой интерес к фильму, подогретый столь бурным обсуждением, ограничился бы им), но, поскольку владыка Тихон знаком со сценарием, мне не хочется "отставать". ) Стараюсь читать все, что мною ранее не было прочитано, но где-либо было упомянуто или процитировано Владыкой. Специально не смотрю трейлер, т.к. хочу иметь цельное представление о фильме.
Антон25 сентября 2017, 09:39
Ясно, что "Матильда" - часть хорошо организованной кампании против православной веры и Церкви. Вопрос в том, какова должна быть наша реакция? Мне кажется, что самое главное - начать самим серьёзнее относиться к своей вере. Для начала, почаще ходить в храм. Сколько людей в России регулярно ходит в церковь, исповедуется, причащается? Вряд ли больше 2%. И мы хотим, чтобы мир принимал нас всерьёз? Многие ли из нас соблюдают все установленные Церковью посты, молятся утром и вечером? Хорошо ли мы знаем Писание, жития святых? Что мы делаем, чтобы передать свою веру детям? Если в этом не будет улучшения, никакие наши протесты, возмущения ничего не дадут. Они только будут вызывать насмешки.
Галина Костина25 сентября 2017, 09:26
В селе Богородичном перед Святогорской Лаврой есть храм, где на росписи царская семья. Были в паломнической поездке и нам летним днем открыли храм. Я впервые в жизни испытала чувство любви и личной вины перед ними. Нельзя строить храмы и позволять таким "учителям" - "осмысления самых трагических и судьбоносных событий нашей новой и новейшей истории".
Ольга25 сентября 2017, 09:12
Конечно, сейчас есть православные и по названию, и по призванию. Но помнить всегда, какая участь уготована тому, кто соблазнит одного из малых сих, нам необходимо, чтобы не только не допускать соблазна близким, но и чтобы не допускать подобных лжеучителей до еще не наученных.
Макаров25 сентября 2017, 09:00
А почему бы православным режиссёрам не снять ПРАВДИВЫЙ фильм о революциях 1917 года и показать там ПРАВДИВО этнический состав вождей и зачинщиков и тот геноцид русских, который они не только санкционировали, но и напрямую творили, и о котором нас так и не научили вспомнить несмотря на всю пост-перестроечную "всюправду".
Если бы такой фильм о революциях вышел, общественность стала бы свидетелем странной метаморфозы -- те же люди, которые сейчас яростно отстаивают свободу творчества, так же яростно требовали бы запрета фильма.
Но такого фильма -- естественно (увы) -- в России никогда не снимут. Потому как "мы за мир" .
раиса25 сентября 2017, 08:44
Чувствуется точка отсчета начала новых гонений на православную церковь. Столько грязи вылито и этот лживый поток оскорблений не прекращается. Он все более усиливается и приобретает новые формы приклеивания ярлыков типа "православный фашизм", "православный ИГИЛ". ЦРУ село на своего излюбленного конька - дискредитацию православной церкви в России. Основная цель подточить стержень страны- Православие, а дальше дело техники по разрушению страны. В такой ситуации молчать православным нельзя. Нельзя дать возможность горстке грантоедов уничтожить многомиллионную церковь. Если ты ежегодно ходишь крестным ходом от Ганиной ямы и при этом молчишь, когда оскорбляют святого царя, то ты не православный.
Валерий Ивкин25 сентября 2017, 08:40
Десакрализация. Вот задача дьявола и ему подыгрывающего мира. Ничего святого, кроме славы и денег. Успеха... Вот один из смыслов выпуска этого фильма. Другой - опорочить монархию (сам к ней отношусь настороженно, принимаю только конституционную с ПРАВОСЛАВНЫМ правителем), историю Россию и, главное, русскую Православную Церковь. Показать, что Николай II был не только "кровавым", но и развратным. А Церковь, смотрите, кого делает святым?! И все, защищающие его - мракобесы. Удивительно другое, почему эту картину финансирует министерство культуры РФ и почему Мединский министр? Впрочем, не удивляюсь...
Наталия25 сентября 2017, 08:30
Поклон и спасибо Владыке и редакции сайта! Все верно. Горько, что и в среде православных людей не мало таких, которые реагируют на данный фильм по принципу: "А что такого? Это же художественный вымысел, режиссер имеет право".
Есть и такие среди ходящих в храмы, кто откровенно не почитает Государя и пишет о нем гадости, признавая только ошибки, в том числе, вымышленные, цепляясь за клевету о нем как за правду. Я была просто сражена такой позицией православных.
Вообще, вся история с этим фильмом многое прояснила и показала, кто есть кто и слава Богу. Запретить показ фильма нельзя, но можно не пойти на него и осудить клевету на Государя и Государыню.
Юлия25 сентября 2017, 08:12
По существу мы только отвечаем на навязанные нам провокации. Обсуждаем всерьез этот фильм и сюжет, обсуждаем кости и зубы. Может быть нам навязать обществу обсуждение того сколько километров железных дорог было построено, успехи в 1 мировой войне, преобразования Столыпина и т.д.
Вера Рыбалова25 сентября 2017, 08:00
Спаси Господи , Владыко! Даже пояснение содержания сценария фильма вызывает отвращение к этому вранью, не стоит конечно, совершать противоправные действия против создателей этого "шедевра" к 100- летию революции, думаю отношение к Царственным мученикам не изменится, а послужит прославлению их и осознанию их чистоты и любви к России и Богу!
nadezda25 сентября 2017, 04:45
Спасибо Вам Большое, Епископ Тихон, за мудрую статью!
Вы, как это свойственно Вам, спокойно, доброжелательно, глубоко объясняете, что кроется за появлением таких "шедевров", кому и зачем это нужно.
С тем, что такое кино - не только безвкусица, но и провокация, согласно большинство.
И это "произведение" я ни за что не буду смотреть, чтобы не прикасаться к пошлости.
Кирилл25 сентября 2017, 03:55
О гармонии и любви в семье говорит наличие детей, а у Николая Александровича и Александры Федоровны их пять. Сколько тем в истории России, но ведь надо же зациклиться на какой-то интрижке, плюс оплести ее художественным вымыслом, это конечно несерьезно и некрасиво. Вообще, все это очень некрасиво.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×