Об атеистических нападках на почитание Новомучеников

Ответ Б.В. Юлину (+ВИДЕО)

Недавно мне попался на глаза ролик некоего Бориса Юлина, где он выражает свое мнение о Новомучениках и Исповедниках Церкви Русской. Этот человек взглядов коммунистических и атеистических, позиционирует себя как эксперт во многих областях истории, даже вот в… церковной истории, и пользуется немалой популярностью у определенной аудитории в интернете.

Почему вообще зашла речь на эту тему? Дело в том, что весной в центре Москвы, в Сретенском монастыре, был освящен только что построенный храм во имя Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, на освящении был президент В.В. Путин и сказал речь, и это товарища Юлина (будем обращаться к нему, как ему приятнее, по-советски) очень огорчило, вот он по этому поводу и решил высказаться – открыть нам, как говорится, глаза на то, что же на самом деле представляет собой почитание Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Лично на меня ролик произвел большое впечатление как демонстрация тотальной некомпетентности этого историка. Одиннадцать грубейших исторических ошибок всего за шесть минут – это своего рода достижение, так что давайте познакомимся с этим достижением поближе.

Ошибка первая

Поместный Собор 1917-1918 гг. Поместный Собор 1917-1918 гг.

Б. Юлин говорит: «И вот теперь что из себя представляет тема новомучеников. Дело в том, что эту тему создала в свое время организация с такой занятной аббревиатурой – РПЦЗ – Русская Православная Церковь Зарубежом».

Нет, тема мучеников была «создана» еще до возникновения РПЦЗ, а именно 5 апреля 1918 года – в этот день Поместный Собор Русской Церкви принял решение «установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Так что эта тема была «создана» еще в РСФСР. А на закате СССР, в марте 1991 года, еще при руководящей роли Компартии в нашей стране, вышло постановление Священного Синода о возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором 1918 года.

Ошибка вторая

Подписание Акта о каноническом общении. 17 мая 2007 г. Подписание Акта о каноническом общении. 17 мая 2007 г.

Б. Юлин говорит: «В девяностые годы у нас произошло объединение РПЦ и РПЦЗ».

На самом деле воссоединение Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви состоялась не в 1990-е годы, а в 2007 году.

Ошибка третья

Б. Юлин говорит: «Хотя до этого они друг друга вполне себе успешно анафемствовали».

Правильно говорить: «анафематствовали». Но суть не в этом, а в том, что на самом деле ни Русская Зарубежная Церковь не анафематствовала соборно Русскую Православную Церковь Московского Патриархата, ни Русская Православная Церковь Московского Патриархата не анафематствовала соборно Русскую Зарубежную Церковь. Критика была? Была. А вот анафем не было.

Ошибка четвертая

5/18 июля 1918 года. Святых великую княгиню Елисавету и ее келейницу Варвару вместе с князьями и преданными слугами сбрасывают в шахту. Клеймо иконы Новомучеников и Исповедников Церкви Русской 5/18 июля 1918 года. Святых великую княгиню Елисавету и ее келейницу Варвару вместе с князьями и преданными слугами сбрасывают в шахту. Клеймо иконы Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Б. Юлин говорит: «Что такое новомученики? Это, по версии РПЦЗ, те люди, которые погибли в гонениях за веру. В житиях рассказывается о страшных пытках, которым подвергали большевики священнослужителей для того, чтобы добиться их отречения, рассказывается, как требовали, чтобы те отреклись от Бога. Хотя на самом деле зачем это большевикам, которые являлись атеистами?»

Зачем? Ну, может быть, для осуществления программы Коммунистической партии большевиков, принятой на VIII съезде, в которой одной из задач ставилось «полное отмирание религиозных предрассудков», для чего предписывалась организация самой широкой антирелигиозной пропаганды. Товарищ Юлин не в курсе, что в рамках этой антирелигиозной борьбы активно использовались рассказы бывших священников, снявших с себя сан? Они потом становились атеистическими лекторами, выступали по радио, печатались в газетах, книги свои издавали… Товарищ Юлин не знает об этом?

Ошибка пятая

Б. Юлин говорит: «Самое интересное, что стоит начать проверять то, что касалось новомучеников, то, что про них написано, и оказывается, что РПЦЗ банально придумывала все эти варианты с пытками, с гонениями и они не соответствуют действительности».

Вообще, конечно, чтобы всерьез отрицать гонения на религию и на верующих в СССР, надо быть очень своеобразным «историком». Впрочем, перед нами именно такой. Посмотрите на фото монахов Мгарского монастыря – мучеников, которых убили красноармейцы без суда и следствия.

Монахи Мгарского монастыря, убитые большевиками 6 / 19 августа 1919 г. Монахи Мгарского монастыря, убитые большевиками 6 / 19 августа 1919 г.

А эта фотография снята в Соловецком концлагере.

Ленин: «Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся расстрелять, тем лучше»

А теперь давайте вспомним письмо Владимира Ильича Ленина членам Политбюро от 19 марта 1922 года, в котором он пишет: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом… чем большее число представителей реакционного духовенства удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Как это выражалось на практике? Рассмотрим конкретный пример.

Священномученик Василий Соколов с детьми: Ниной, Антониной и Борисом Священномученик Василий Соколов с детьми: Ниной, Антониной и Борисом
После того как большевистская власть начала в 1922 году кампанию по изъятию церковных ценностей, в московском храме Николы Явленного арестовали служившего там священника Василия Соколова (1868–1922). Его обвинили в том, что он «использовал религиозные предрассудки, призывая население обратиться к Богу и просить последнего смести с лица земли совершивших изъятие церковных ценностей», в данном случае – рабоче-крестьянскую власть, «подобно тому, как некогда Бог смел с лица земли древний Вавилон, и это выразилось в словах: “Дщи Вавилоня окаянная, блажен, кто имет и разбиет младенцы твоя о камень”»[1].

Эти слова – обычная часть уставного богослужебного пения, которое происходит каждый год в каждом храме во время каждого Великого поста. Но вот в 1922 году для советского суда они оказались словами, направленными против рабоче-крестьянской власти, и священника Василия Соколова расстреляли. Несмотря на его объяснения суду, что эта проповедь с цитированием слов песнопения не имела такого значения. Священника расстреляли за то, что он призывал верующих молиться Богу и цитировал при этом слова рядового церковного песнопения. Даже если бы он и впрямь понимал под «дочерью Вавилонской» советскую власть, то как ей могли бы повредить молитвы, если большевики не верили в Бога и, соответственно, в силу молитв к Нему?

Все это нам предлагают считать «придуманными гонениями».

Ошибка шестая

Святой Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре. Клеймо иконы Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Святой Патриарх Тихон в заточении в Донском монастыре. Клеймо иконы Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Б. Юлин говорит: «Самый известный, собственно, церковный деятель, который входит в список новомучеников – это Патриарх Тихон, который был патриархом после Февральской революции. Вот он тоже новомученик, погибший от большевистских гонений. На самом деле человек умер в пожилом возрасте от сердечной недостаточности, что, в общем-то, и происходит сейчас с большинством граждан, которые достигают преклонного возраста».

Просто диву даешься: на кого рассчитывает товарищ Юлин? Ведь он же знает, что речь идет о соборе Новомучеников и Исповедников Российских, он же сам это говорит в начале своего ролика.

Разница между мучениками и исповедниками в том, что хотя и те, и другие пострадали за веру, но мучениками почитаются пострадавшие до смерти, а исповедниками – те, кто хотя и претерпел гонения, мучения и лишения, например был в тюрьме, в заключении, в ссылке, но не был убит за веру.

Патриарх Тихон прославлен как исповедник. Он претерпевал гонения от советской власти и находился под арестом больше года в 1922–1923 гг. За это и был прославлен как исповедник, но не как мученик, потому что он умер своей смертью. Это написано в любом его официальном церковном житии. Так зачем же Юлин заявляет, что будто бы христиане его считают мучеником, убитым большевиками, а потом опровергает то, что сам придумал?

Ошибка седьмая

Храм Воскресения Христова, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Фото: Православие.Ru Храм Воскресения Христова, Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Фото: Православие.Ru

Б. Юлин говорит: «Так вот, сейчас в Москве открыт храм тех людей, которых святыми объявила РПЦЗ».

Нет, этот храм был освящен в честь Новомучеников и Исповедников Российских, прославленных на Соборе Русской Православной Церкви Московского Патриархата в 2000 году, еще до соединения с РПЦЗ.

Ошибка восьмая

Б. Юлин говорит: «Там (в житиях) описывается, допустим, как отдельные новомученики погибали страшно в застенках, а потом при прочтении дела выясняется, что эти новомученики умерли в своей постели, например от рака. То есть о смерти доложил сосед, так сказать, провели вскрытие, оказалось: умер от рака. Ни в каких застенках не находился».

Известен лишь один такой случай – со святым Сильвестром (Ольшевским). Однако Юлин пишет во множественном числе, как будто это касается многих мучеников. Кроме того, ошибочную информацию об убийстве святого Сильвестра дал в конце 1990-х годов местный омский краевед, и РПЦЗ не имеет к этому ровным счетом никакого отношения, вопреки заявлениям Юлина. Наконец, стоит заметить, что архиепископа Сильвестра следует почитать не в чине мученика, а в чине исповедника, так как от большевиков он все-таки пострадал: имели место и арест, и изгнание.

Ошибка девятая

Справка спецотдела МВД СССР о количестве осуждённых по делам органов НКВД за 1937-1938 гг. (11 декабря 1953 г.) ГАРФ Справка спецотдела МВД СССР о количестве осуждённых по делам органов НКВД за 1937-1938 гг. (11 декабря 1953 г.) ГАРФ
    

Б. Юлин говорит: «Но кроме того часть новомучеников действительно подвергалась преследованию со стороны советской власти за антисоветскую деятельность».

Да, в итоговых формулировках приговора часто использовались словосочетания «антисоветская деятельность» или «контрреволюционная пропаганда», однако, если посмотреть материалы следственных дел и собственно то, что именно инкриминировалось как таковое, мы увидим весьма интересные примеры. Вот, пожалуйста, судите сами.

Священномученик Матфей (Александров) был бессребреником и за требы денег не брал и вообще о деньгах говорил пренебрежительно. Когда его арестовали, то на основании этого обвинили, что он «в церкви ведет контрреволюционную пропаганду против советских денег и отказывается их брать»[2].

При аресте священномученика Илии (Бенеманского) ничего компрометирующего не обнаружили, но нашли 45 рублей мелкой серебряной монетой, и на основании этого обвинили священника в том, что «он умышленно придерживал у себя разменную серебряную монету, преследуя цель подрыва правильного денежного обращения»[3].

Вот как это? Имеет ли священник у себя деньги или отказывается от них – в любом случае это оказывается антисоветской деятельностью?

А вот какая «ужасная» антисоветская деятельность священномученика Константина (Некрасова): ему поставили в вину то, что он, отмечая в календаре числа по старому стилю, случайно поставил цифру «8» на фотографию Сталина, что было расценено как «враждебное отношение к советской власти и руководителям партии»[4]. И его за это расстреляли.

Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко), говоря на проповеди о жизни преподобного Иоанна Дамаскина при дворе халифа, сказал, что «мы не можем представить себе той восточной древней роскоши, которой окружали себя… восточные правители». И эта фраза была поставлена ему в вину – следователь заявил: «В этой своей проповеди вы, сравнивая жизнь Иоанна с советской действительностью, высказывали клеветнические измышления на материальное благосостояние трудящихся в СССР»[5].

Мученика Иоанна Емельянова обвинили в том, что он «в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия и организовал на нее паломничества»[6].

Да, конечно, это серьезная угроза для советской власти, когда один пожилой человек организовывает путешествие нескольких людей на могилу уже умершего иеромонаха Аристоклия. Да, тут, конечно, революция в опасности. И за эти вот паломничества человека приговорили к расстрелу.

У другого верующего – мученика Иоанна Малышева – при обыске во время ареста были найдены граммофон и 20 дореволюционных пластинок с церковными песнопениями, в том числе и с государственным гимном «Боже, царя храни». Выяснив, что он проигрывал эти пластинки, следователь на этом построил обвинение в «систематическом ведении контрреволюционной фашистской агитации»[7].

Ничего так, да? За пластинки получить пять лет лагерей?

Но пластинки эти были обнаружены при обыске, а значит, решение об аресте было принято до того, как их нашли. Так почему же было принято само решение об аресте? Причина та же, что и в упомянутом выше случае с монетами, которые нашли при обыске: потому что человек принадлежал к Церкви и вел церковную жизнь.

И вот еще пара примеров.

Больного и старого (ему было уже 95 лет) владыку Алексия (Бельковского) сотрудники НКВД доставили в тюрьму… на простыне

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) к моменту ареста был уже давно на покое, ему шел 82-й год, он был прикован к постели – так при аресте его вынесли на носилках и в машине «Скорой помощи» доставили в Таганскую тюрьму, а затем осудили и расстреляли[8]. И священномученик архиепископ Алексий (Бельковский) по болезни не мог самостоятельно передвигаться; ему было 95 лет, когда за ним пришли сотрудники НКВД и вынесли его на простыне[9].

Разве есть какая-либо рациональная необходимость в том, чтобы разыскивать и тащить в тюрьму давно отошедших от дел и доживающих последние дни больных стариков? Они не были правящими архиереями, нигде не выступали, ничего не издавали, не вели никакой публичной деятельности, а по причине телесной немощи даже не совершали богослужений. Какую угрозу они представляли для советской власти? Чем могли повредить ей?

Очевидно, что единственной причиной их преследования было то, что они принадлежали к числу служителей Церкви.

Ошибка десятая

Архиепископ Виталий (Максименко) Архиепископ Виталий (Максименко)
Б. Юлин говорит: «РПЦЗ – это религиозная организация, которая сотрудничала с гитлеровской Германией, с Гитлером, которая благословляла поход Гитлера на СССР».

Действительно, во время войны некоторые священнослужители Русской Зарубежной Церкви высказывались в адрес Гитлера с разными похвальными речами, это было.

Правда, не надо забывать, что эти священнослужители жили на территории Вермахта и сведения о том, как нацистская Германия ведет войну, могли получать только из нацистской пропаганды – все эти красивые картинки о том, что якобы немецких солдат встречают цветами и так далее. Никто из них не знал тогда о тех зверствах, которые совершают немецкие войска. Тем не менее, конечно, это не оправдывает их высказываний в поддержку Гитлера.

Однако ни Предстоятель Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий, ни Архиерейский Собор Зарубежной Церкви в годы войны не высказывались однозначно в поддержку Гитлера.

Сам митрополит Анастасий заявлял, что Синод РПЦЗ «никогда не предписывал молитв о победах Гитлера и даже запрещал их, требуя, чтобы русские люди молились в это время только о спасении России»[10].

Архиепископ Виталий (Максименко): «Мы усердно молились об избавлении нашего русского народа от нашествия супостатов»

Кстати, в день, когда Германия напала на Советский Союз, к митрополиту Анастасию, который был тогда в уже оккупированном Белграде, пришло с обыском гестапо. Нацистское руководство не испытывало никакого доверия к руководству РПЦЗ и на протяжении почти всей войны фактически обеспечивало изоляцию митрополита Анастасия. Паства РПЦЗ в то время была преимущественно сосредоточена, во-первых, в Китае, во-вторых, в Западной Европе и, в-третьих, в Америке. Так вот, если на территориях, оккупированных Вермахтом, бывали люди из числа чад РПЦЗ, которые действительно выражали поддержку Гитлеру, то в других странах, свободных от нацистской оккупации, иерархи РПЦЗ высказывались совсем по-другому. Вот, например, слова архиепископа Виталия (Максименко), написанные им в 1944 году: «Мы усердно молились об избавлении нашего русского народа от нашествия супостатов… жестокий враг – германцы – уже почти изгнан русским воинством и оставляет землю русскую, хотя и разоренную…»[11].

Как неправдой будет сказать, что все советские военнопленные сотрудничали с гитлеровцами и переходили на их сторону, точно так же неправдой является говорить, что РПЦЗ в целом была на стороне Гитлера, поддерживала его, сотрудничала и т.д.

Б. Юлин говорит: «То есть это люди, которые сражались против нас во время Великой Отечественной войны».

На самом деле лишь мизерное количество чад РПЦЗ участвовало в боевых действиях против советской армии, поэтому предъявлять обвинение всей РПЦЗ – это просто говорить неправду.

Ошибка одиннадцатая

Б. Юлин говорит: «При этом часть из них объявлены были как раз таки новомучениками именно в те времена, когда эта организация сотрудничала с Гитлером».

Первая книга о новомучениках была издана РПЦЗ в 1949 году, а прославленны они были Русской Зарубежной Церковью в 1981 году. Так с каким Гитлером в то время могла сотрудничать РПЦЗ?

Кое-что похуже ошибки

Работа скульптора Оленина над бюстом лауреата Сталинской премии архиепископа Луки, 1946 г. Работа скульптора Оленина над бюстом лауреата Сталинской премии архиепископа Луки, 1946 г.

Б. Юлин говорит: «После этого немного странно звучат слова (президента, сказанные на освящении храма. – о. Г.М.), что мы должны помнить, “как хрупок гражданский мир, и сделать все зависящее от нас, чтобы не допустить расколов, для сохранения единства российской нации”. Видно, очередные выходки против нашего советского прошлого и подъем на щит тех, кто сотрудничал с Гитлером, являются необходимыми действиями для сохранения единства российской нации».

Товарищ Юлин создает впечатление, что вот сейчас из-за освящения храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских единство в обществе будет жестоким образом нарушено. Однако это далеко не первый храм в Москве, который посвящен Новомученикам и Исповедникам Российским.

Первый храм с таким именем был построен в 1996 году на Бутовском полигоне, где было расстреляно в 1937–1938 годах порядка 940 священнослужителей.

Итак, уже 21 год прошел с момента освящения этого храма Новомучеников и Исповедников Российских в Москве. И что, сильно оказалось нарушено единство нашего общества? Да ни насколько оно не было из-за храма нарушено, и сейчас бы не было нарушено, если бы не появились такие разжигатели, как товарищ Юлин. Ведь дело не только в том, что он самоуверенно высказывается по вопросам, в которых чудовищно некомпетентен. Это, так сказать, полбеды.

Он целенаправленно разжигает ненависть, закладывая мысль: «В то время как мы так сильно чтим ветеранов Великой Отечественной войны, церковники, видишь ли, освящают храм в честь новомучеников Российских и тем самым поднимают на щит тех, кто сотрудничал с Гитлером!»

А давайте возьмем всего один пример из сонма Новомучеников и Исповедников Российских, в честь которых был освящен этот храм, а именно священноисповедника Луку (Войно-Ясенецкого).

Он был гениальным хирургом, затем, уже во время советской власти, принял священный сан, стал архиепископом и, как и подавляющее большинство архиереев Русской Православной Церкви, был арестован и брошен в тюрьму. И вот этот человек, которого советская власть лишила всего, которого советская власть безвинно осудила и отправила в заключение – по крайней мере, он сам был абсолютно уверен в том, что осужден безвинно, – так вот, когда этот человек узнаёт, что началась война, он пишет письмо Калинину, в котором просит перевести его в один из госпиталей для того, чтобы его мастерство хирурга послужило бы спасению жизней раненых солдат и офицеров. И в этом же письме он говорит, что после завершения войны он готов вернуться в заключение и отсидеть оставшийся ему срок.

Его действительно перевели в госпиталь, и на протяжении всех лет войны он трудился как хирург и спас жизнь и здоровье множеству солдат и офицеров. Мало того, он еще издал во время войны две книги по хирургии – чтобы и другие врачи могли бы более компетентно лечить раненых.

Ролик «историка» Юлина о новомучениках – некомпетентная и тенденциозная ложь

Хочется спросить атеистов: скажите, вот этот поступок священноисповедника Луки разве не заслуживает уважения? Такой человек достоин того, чтобы о нем помнили? В отличие от товарища Юлина, который только болтает про ветеранов и прикрывается их именем, священноисповедник Лука реально спас жизни многому множеству ветеранов и снискал их огромную благодарность. И не только их. Даже такой гонитель Церкви и атеист, как Иосиф Сталин, уважал этот поступок священноисповедника Луки и за это не только оставил его после войны на свободе, но и наградил своей премией – Сталинской премией 1-й степени.

Но это еще не конец истории, потому что священноисповедник Лука написал письмо Сталину, в котором просил большую часть его премии «употребить на помощь сиротам, жертвам фашистских извергов». И Сталин ему ответил: «Архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому): примите мой привет и благодарность Правительства Союза Советских Социалистических Республик за вашу заботу о сиротах, жертвах фашистских извергов»[12].

И здесь, возвращаясь к словам «историка» Юлина, возникает интересный вопрос: ведь если, как говорит товарищ Юлин, почитание памяти Новомучеников и Исповедников Российских означает поднятие на щит тех, кто сотрудничал с Гитлером, как же быть с уважением и благодарностью, которые товарищ Сталин выразил одному из этих новомучеников и исповедников? Что же, получается, что он тоже «поднял на щит тех, кто сотрудничал с Гитлером»?

Товарищ Юлин в своем ролике показал себя как чудовищно некомпетентный, тенденциозный и ангажированный лжец. И очень жалко, что по таким роликам наши современники составляют впечатление о Новомучениках и Исповедниках земли Русской.

Священник Георгий Максимов

Книги священника Георгия Максимова в интернет-магазине "Сретение"

4 октября 2017 г.

[1] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 6. Тверь, 2002. С. 442–446; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П536595; Д. 20865.

[2] Доненко Николай, протоиерей. Наследники Царства. Т. 2. Ялта, 2004. С. 485.

[3] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 3. Тверь, 1999. С. 566–584, 619; Архив УФСБ по Тверской обл.. Арх. № 5261-С. Л. 24; Арх. № 21020-С. Л. 21–22.

[4] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. Тверь, 2002. С. 203–209; ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-46694; Д. 19623.

[5] Дамаскин (Орловский), игумен. Жития мучеников и исповедников Оптиной Пустыни. Оптика Пустынь, 2014; Архив УФСБ России по Калужской обл. Д. П-13573. Л. 92.

[6] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. С. 200–202; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-74889.

[7] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 7. С. 200–203; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-74889.

[8] Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Кн. 2. Тверь, 1996. С. 447; ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 87; ЦА ФСБ. Д. Р-47540; ЦА ФСБ. Д. Р-25582.

[9] Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 20–25; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Ед. хр. 218. Л. 320.

[10] Шкаровский Михаил. Русская Православная Церковь за рубежом на Балканах в годы Второй мировой войны // http://krotov.info/history/20/1920/shkarov_012.htm.

[11] Там же.

[12] Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Я полюбил страдание (автобиография) // https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/ja-poljubil-stradanie-avtobiografija/.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Народ до сих пор живет ценностями цареубийц» «Народ до сих пор живет ценностями цареубийц»
Беседа о новомучениках с архимандритом Иовом (Гумеровым)
«Народ до сих пор живет ценностями цареубийц» «Народ до сих пор живет ценностями цареубийц»
Беседа о новомучениках Церкви Русской с архимандритом Иовом (Гумеровым)
«Связь между отречением от царя и отступлением от Православия, веры и Церкви несомненна», – считает архимандрит Иов (Гумеров), немало потрудившийся для увековечения памяти новомучеников.
Хождение по водам в эпоху бурь Хождение по водам в эпоху бурь
Нина Павлова
Хождение по водам в эпоху бурь Хождение по водам в эпоху бурь
Нина Павлова
Звонит знакомая журналистка и спрашивает: а правда ли, что идет деканонизация святых, пострадавших в годы гонений при советской власти?
«Забойщики» и «литераторы»: как в НКВД фабриковались признания и отречения «Забойщики» и «литераторы»: как в НКВД фабриковались признания и отречения «Забойщики» и «литераторы»: как в НКВД фабриковались признания и отречения «Забойщики» и «литераторы»: как в НКВД фабриковались признания и отречения
Кирилл Миловидов
Научный сотрудник ПСТГУ Лидия ГОЛОВКОВА просмотрела более 20 тысяч следственных дел пострадавших за веру: причисленных к лику новомучеников и нет. Она уверена, что судить о святости человека по следственному делу – ошибка.
Комментарии
Иоанна_ 8 октября 2017, 11:54
Владыка Тихон в одном из интервью после освящения нового храма сказал, что Церковь не держит зла на советскую власть. Но это не значит, что с противоположной стороны следует ожидать такого же доброго отношения. И подобные выступления (Юлин) как раз об этом свидетельствуют. Они бы хотели, чтобы всё как можно скорее было забыто и поросло травой. Успешно предаются забвению раскулаченные, расказаченные, расстрелянные и уничтоженные в ГУЛАГе до, во время и после войны, стёртые с лица земли целые сословия русских людей, и только Церковь упорно помнит своих новомучеников, строит им храмы, пытается узнать правду, теребит архивы. Так что удивляться здесь нечему.
Николай 7 октября 2017, 21:13
Г-н Юлин отнюдь не ошибается. Он просто делает своё дело за которое ему платят (а отчасти из идейных соображений). Люди ненавидящие Церковь Христову никуда не исчезли, они просто стали более осторожны, пытаются изображать из себя "объективных историков" что бы свой яд впрыскивать не так заметно...
Наталья Богоявленская 7 октября 2017, 17:37
Кстати, существует версия, и вполне обоснованная, что патриарх Тихон не умер своей смертью, а был убит в больнице. Об этом можно прочитать, в частности, в книге священника Дмитрия Сафонова "Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, и его время.
Татьяна Органова 6 октября 2017, 21:50
Тяжело читать о том, как оскорбляют память наших святых. Но утешают слова Спасителя: "Будут гнать вас и злословить за имя Мое, радуйтесь и веселитесь, велика ваша награда на небесах". И мы должны, где можем, разоблачать ложь и клевету, но делать это спокойно и аргументированно, так, как это делает о. Георгий.
АлександрГ. 6 октября 2017, 21:40
2: При этом, нужно понимать, что по всем этим вопросам внутри самой партии были самые разные точки зрения. От самых радикальных до достаточно сдержанных. Но за этими точками зрения стояли люди. Те самые люди, которые отстаивая ту или иную точку зрения, впоследствии сами попали под молотки репрессий. Так, что если есть желание расширить кругозор, берите в руки советские учебники по истории и читайте. Там действительно много интересного. А еще лучше, читать материалы партийных съездов того времени. И вот в них можно узнать фамилии тех, кто отстаивал точку зрения, что классовая борьба должна быть продолжена. А вот по газетам и материалам уголовных дел можно узнать какая судьба их постигла.
АлександрГ. 6 октября 2017, 21:34
Продолжение: А против кого классовая борьба должна быть продолжена? С кем бороться собрались? Ответ: нужно продолжить бороться с Церковью, оставшимися дворянами и буржуями, а также с кулаками, как носителями частнособственнических интересов. Но это же все потянуло за собой другие вопросы. А что с этими слоями населения делать? И вот дальше последовало то, что последовало, в том числе и материалы уголовных дел и прочее творчество трудящихся масс. Это я упомянул только один вопрос, а их было несколько, в том числе и вопрос о существовании частной собственности при строившемся социализме, который потянул за собой вопрос: а куда девать и что делать с самими частными собственниками.
АлександрГ. 6 октября 2017, 21:31
Полноте, Вячеслав. Уж если разматывать этот клубок, так нужно обращаться не только к материалам уголовных дел. И не только к светской и церковной литературе. Обращаться нужно и к советской историографии. Она сегодня не в чести, а между тем в ней очень много интересного, объясняющего то, пред чем многие сейчас встают в тупик. Я приведу, только один вопрос, из обсуждавшихся в двадцатые, тридцатые годы прошлого столетия. Это вопрос о том, "продолжается ли классовая борьба, после победы революции" или нет. Казалось бы все безобидно, чинно, благородно. Ан нет. Победила точка зрения, что классовая борьба должна быть продолжена. И вот здесь, что называется "вишенка на торте".
Константин 6 октября 2017, 18:12
Вечеслав, работа по канонизации идёт, как раз, по светским документам - из архивов НКВД, МГБ. Процесс этот очень сложный и длится годами. Никто не прославит человека только лишь по факту его ареста. Обьективней исследований, чем исследования комиссии по канонизации быть не может.
Наталья Богоявленская 6 октября 2017, 10:41
Вячеслав, сначала вы сетуете, что не было работы в архивах, а когда я объяснила вам, что канонизации предшествовал как раз многолетний скрупулёзный архивный труд, спускаетесь во времена Петра и Екатерины. Что вы хотите? Доказать, что новомученики канонизированы необоснованно? Это вам не удастся -- именно потому, что в основе данного акта лежат архивные материалы. Откройте любую книгу игумена Дамаскина, и там под каждой статьёй вы найдёте обширный список архивных документов. Но эти книги вы определяете почему-то как "церковные", и вам подавай ещё светские. Ну найдите светские, читайте их, только прежде убедитесь, что они тоже основаны на работе в архивах, то есть не являются ложью. Удачи.
Андрей 6 октября 2017, 08:11
И еще немного для Вячеслава. К сожалению, мы многие события привыкли понимать однозначно. Раз осужден - значит за дело. Раз НКВД сказало враг народа, мы понимаем так, что все осужденные враги народа. Вячеслав, вы прекрасно знаете, что это штампирование можно применить не только к исповедникам, но и, например к конструкторам, актерам, ученым, да Вы и сами можете привести массу примеров ложных обвинений в годы репрессий. Однако, когда заходит речь об исповедниках веры, не отрекшихся от Христа, тут уж обвинение (например, Б.Юлина) однозначно - враги, лжецы и все. С таким "одноглазым" подходом, о широком понимании не может быть и речи, если мы всех "чешем под одну гребенку".
Андрей 5 октября 2017, 21:17
Вячеславу. В таком случае, не совсем понятно, что именно Вы пытаетесь анализировать: справедливость канонизации пострадавших за веру, или причины катастрофы 1917 года, именуемые революцией? Если первое, то наверно лучше опираться на церковные источники. Если же второе, то вы проводите анализ "не с того конца". Это как бы смотреть на плод, не рассматривая корни. Почитайте лекции профессора Алексея Осипова, в которых он проводит анализ духовных причин революции. Подвиг новомучеников не отрекшихся от Христа, неверно толковать с атеистической точки зрения.
Вячеслав 5 октября 2017, 20:20
Наталья Богоявленская Понимаете, при русских царях, примерно до екатериниских времен людей, которые в разговоре в шутку сказали "Если бы я был Царь" тащили в застенки и там обрабатывали, потому что была статья в соборному уложении, о тех кто хочет на Москве Царем быть. А что было с теми кто против Царя говорил что либо при Иване Грозном к примеру, или при Алексее Михайловиче? Их не расстреливали, а что с ними было предлагаю узнать вам самой. Про то как дела в НКВД делались, не знаю, но мы либо верим протоколам и на этом ведем дела о канонизации, либо не верим совсем, и считаем, что раз человек попал в НКВД, то пусть он хоть вор и разбойник то всё равно святой и пострадавший от большевиков.
АВ 5 октября 2017, 15:55
Благодарю о.Георгия за объективный и весьма полный ответ "товарищу Юлину".Данный "товарищ"целенаправленно пытается опорочить тех,кто почитается православными христианами.И ведь находится немало тех,кто приветствует всю грязь,исходящую из уст данного "товарища".
Наталья Богоявленская 5 октября 2017, 12:07
Вячеслав, а вы не знаете, как стряпались все эти "контрреволюционные дела"? НКВД специально искало людей, которые согласятся давать ложные показания. И таковые находились, и, к сожалению, немало, и клеветали. И приведённый вами пример тому доказательство, потому что вы называете фамилию священника, а об осведомителе говорите: "Один из них показал". Кто этот "один из них", как его имя? Неизвестно? Но даже если священник Померанцев действительно сказал то, что вы привели, -- что ж такого он сказал-то? Неужели за эти слова нужно расстрелять? А из книг игумена Дамаскина можно видеть, что всех священников обвиняли в высказываниях против советской власти и все они отвергали эти обвинения.
Алексей 5 октября 2017, 11:43
Тяжело и страшно было читать. Но нужно. Спасибо за публикацию. Только зачем везде этот рефрен - "ошибки, ошибки"... Это - не ошибки, это планомерные хулы и кощунства. И еще: хорошее русское слово "товарищ" было превращено коммунистами сперва в ритуальное обращение между однопартийцами, а потом было навязано и всем остальным. Так что кто бы под именем "Юлин" не действовал - "товарищем" он является только себе подобным.
Вячеслав (продолжение) 5 октября 2017, 08:54
Вновь арестован 03.11.1937 г. и заключен в одну из тюрем Волоколамского района. В этот же день следователи НКВД допросили дежурных свидетелей, которые показали, что священник вел контрреволюционную деятельность во время выборов в Верховный Совет. Один из них показал: «В момент сбора колхозников Померанцев вышел из дома, к нему подошел и я. “Чтой-то вы бегаете?” – спросил он. Я ему сказал, что у нас сейчас будет проходить перевыборное собрание. Тогда Померанцев заявил: “Надо сперва товарищу Сталину накормить и обуть колхозников, а потом и собирать на собрания, а то колхозники подыхают с голода”. При желании найдёте следующие высказывания. Человек высказался против власти, власть его покарала.
Вячеслав 5 октября 2017, 08:50
Андрей Я не призываю отметать церковные и антицерковные источники информации. Я предлагаю использовать и те и другие для анализа ситуации, а так же при этом ссылаться на действующие законы, на положение в стране, в тот момент времени, на положение страны в мире. И источника : "источник объективной информации, который может быть выбран аксиомой. " просто нет. Наталье Богоявленской Труд то он труд, капитальный, не спорю, но если человек выступает против существующей власти, то он страдает за свои выступления. Например Священномученик Николай (Померанцев Николай Петрович), священник. Высказывания:"“Надо сперва товарищу Сталину накормить и обуть колхозников, а потом и собирать на собрания, а т"
Наталья Богоявленская 4 октября 2017, 23:00
Вячеславу, по поводу источников. Свод житий новомучеников и исповедников Российских, изложенных в нескольких томах, -- это плод кропотливейшей работы именно в архивах, проведённой комиссией по канонизации во главе с игуменом (на тот момент) Дамаскином (Орловским). К канонизации представлялись только люди, на замаравшие себя никакими оговорами и отречениями, даже если оговор прозвучал под давлением следствия, даже под пытками. И таких мучеников оказалось полторы тысячи. А сколько тех, кто не выдержал пыток и дал ложное признание! Их тоже обвинять ни в коем случае нельзя, но и канонизировать комиссия не сочла возможным. Так на что же ещё ссылаться автору, как не на этот капитальный труд.
Лирия 4 октября 2017, 22:19
Вячеславу: "Тот, кто сомневается в канонизации православных святых, просто слабо представляет себе, что это за процесс!" - сказал однажды о. Димитрий Смирнов. Ведь канонизируют только тех, чья святость не вызывает ни малейших споров и сомнений, исследуются абсолютно все стороны жизни, обязательны доказательства чудесной помощи после смерти и проч. Поэтому у православных и есть самый объективный взгляд, это остальным надо поинтересоваться не только "советскими" источниками...
Юлия 4 октября 2017, 22:01
Лики, лица и личины.... Ведь Юлин - это личина, Псевдоисторик скрывается за псевдонимом... Эх:(
Иоанна_ 4 октября 2017, 17:58
Вадим К, РПЦЗ и Гитлера здесь притянули за уши, потому что больше придумать нечего, чтобы опорочить память святых исповедников и мучеников нашей Церкви, умученных и убиенных СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ, а вот напоминание об это-то как раз для многих, типа этого историка, очень и очень болезненно. И это не может быть болезненно для простого верующего человека, но только для того, кто оправдывает палачей нашего народа или сам имеет к ним какое-то отношение.
Андрей 4 октября 2017, 16:47
Для Вячеслава, замечание на "что Юлин черпал информацию из антицерковных, что Максимов только из церковных. Ни у того ни у другого объективного взгляда нет". История тех лет описана в двух вариантах, как Вы выразились: в антицерковном, и в церковном. Если отмести оба варианта, документов вообще не останется, и в этом случае, спор превращается в обычную демагогию "ни о чем". При указании на ошибки оппонента, Автор указывает источники информации, на основе которых сделаны выводы. Ваш вывод о "необъективности" не выдерживает критики, поскольку вы не указываете источник объективной информации, который может быть выбран аксиомой.
Вадим К. 4 октября 2017, 15:42
Продолжение. Были еще очень свежи огромные раны от революции и беспощадной гражданской войны, ведь прошло только 25 лет! В чем они видели спасение России? Конечно не в том, чтобы большевики остались по-прежнему у власти, а это не могло быть иначе как с поражением СССР. И многие с такими мыслями пошли воевать против нас с Гитлером. Да, правда, что большая часть все же смогла подавить свою боль и желать победы СССР, но как быть с другими? Бог им судья, как и тем, кто шел за красными, думая, что правда и будущее России за ними. Но это наша Родина, наша история, наши деды! Мы не знаем, что они пережили, почему сделали так, а не по-другому и не дай нам Бог такой же выбор, какой был у них.
Вадим К. 4 октября 2017, 15:28
Можно согласиться с Вячеславом, что полной картины того, что происходило в 20-м веке с нашей Родиной, Россией еще нет, как нет и ее подлинного осмысления. Больше видны страсти, раны еще свежы. В чем же неполнота? В том, что непросты были отношения между Патриархией в СССР и РПЦЗ. Если и не было анафем, то были очень серьезные обвинения с обеих сторон, и в том и в другом случае небезосновательные. Отношение к нападению Гитлера на СССР было, особенно вначале, очень близко к поддержке и не со стороны отдельных только клириков. Для многих из них Советская Россия продолжала рассматриваться как оплот мирового безбожия, как порабощенная "иудео-большевизмом" страна, которую шел очистить Гитлер.
Игорь Одинцов 4 октября 2017, 15:27
Злые силы всегда стараются вылезти на свет под любой личиной. Чем руководствовался Юлин? Да тем же, чем и режиссёр "Матильды". Нравится испачкать любое проявление света. Где летая садится пчела, а где муха...
Вячеслав 4 октября 2017, 15:08
Хорошая аргументированная статья для людей которые небезразлично относятся к публикациям о новомучениках." Историк" по сути Хрущевский и иже барабанщик.Бисер ему кидать бесполезно.Как апологет он никакой .
Андрей 4 октября 2017, 15:01
Разбор вопросов полезный. Единственно что мне почувствовалось , что о.Георгий несколько высокомерно, надменно подает себя и/или свою информацию. Как то уж сильно важничает... Зачем так важничать? Не хватает важности? Или привыкли быть важными у себя... Несколько попроще бы. А Юлин Борис не ведет так себя, хотя заблуждается. Сам я верующий. С этими фактами представленными Борисом Ю. я конечно был не согласен, когда смотрел его свежий выпуск сразу на канале Пучкова Д. А так. Дискуссия полезная. Было лишним со стороны Максимова какое-то смешное пугание Юлина наказанием на его "оговаривание" чего-то там соц-кого и следить за языком. Не надо так докладчику делать. Просто расскажи факты и всё.
АлександрГ. 4 октября 2017, 14:56
Уважаемый, Вячеслав, если Вы еще раз внимательно перечитаете статью, вы увидите в ней выдержки из протоколов допросов, постановлений о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительных заключений. И это, процессуальные документы, содержащиеся в материалах уголовных дел. Как мы понимаем, это отнюдь не церковная литература. На деле, это и есть документальные свидетельства того, что тогда происходило. Это и есть всего лишь небольшой фрагмент той картины, что тогда сложилась. Но если уж говорить о полной и объективной картине того, что именно тогда происходило, то безусловно в рамки одной статьи этого вместить просто не возможно.
Вячеслав 4 октября 2017, 13:29
Иоанне_ По моему бывшей советской номенклатуре всё равно, что Церковь предала огласке...Они сейчас денежки проедают, с продажи наследства советского народа. А.М. Почитать, я конечно смогу и Солженицина и Шаламова и прочих документальщиков, и даже могу прочитать протоколы допросов в редакции Синода Православной Церкви. Но для объективного взгляда это ох как мало, для объективного взгляда надо посидеть в архивах, выписать кто за что и зачем, причем не единичный случай, а перелопатить тысячи дел. И отнестись к этому ответственно, а не так:" раз 58 или антисоветская агиатация значит невиновен". А если священник плохо отзывался о советской власти он нарушал действующий закон. Вы знаете это?
а.м. 4 октября 2017, 12:50
ответ на "Вячеслав 4 октября 2017, 08:24". Вячеслав, почитайте документальные источники об арестах, следствиях, допросах священников и верующих 20-30 годов. Это как одно "из", которое проливает свет на истинное положение дел, которое, увы, не "вот где-то тут и еще где-то там", а довольно конкретно. Не очень понятно, что Вы имеете ввиду под ошибками автора этой статьи и термином "заинтересованные" относительно "церковных". Но если есть желание дойти до истинного понимания дел, то достаточно копнуть самостоятельно поглубже и вдумчивее. И не достаточно, в частности, как-будто просто проигнорировав приведенные в статье факты (факты!), сказать "объективного взгляда нет".
тамара 4 октября 2017, 12:42
О.Георгий,правильно делаете,что разложили по полочкам всю эту галиматью Юлина...Нет у людей ни стыда ,ни совести,и так всё извращать !!!!Господи,спаси и помилуй их,и вразуми...Храни всех ,Господи...Это всё те же,прикормленные западом и всемирным каганатом!!! Что уж тут удивляться???Слава Богу за всё,что уже у нас глаза и уши открыты,чтобы слушать и смотреть таких товарищей в кавычках.
Иоанна_ 4 октября 2017, 12:00
Это не атеистические нападки. Это нападки бывшей советской номенклатуры, которая в ярости от того, что кровавые преступления ЧК/НКВД/МГБ были преданы гласности.
Андрей 4 октября 2017, 09:44
К сожалению, в современном мире, стало модным хвастать своей безграмотностью, и выдавать себя за "начитанного историка", черпающего знания по истории в плодах мук творчества Учителя, и литератора Чхартишвили. Болонская система рождает болонок.
р.Б. Сергий 4 октября 2017, 09:38
Спасибо автору и сайту "Православие.Ru." за написание и публикацию этого нужного и своевременного материала.
Вячеслав 4 октября 2017, 08:24
Я слушал Юлина, мне была эта тема неприятна, хотя в остальном он рассказывает много интересного. Видны были его ошибки. Но так же видны и ошибки Автора этой статьи. А ошибки в чем: нужна полная картина что было тогда,а ни Юлин ни Максимов её не дают.Вы посмотрите источники которыми пользовался Максимов: все церковные, все можно сказать заинтересованные, что Юлин черпал информацию из антицерковных, что Максимов только из церковных. Ни у того ни у другого объективного взгляда нет.
Андрей 4 октября 2017, 07:14
Спаси Господи за столь структурный и выверенный ответ! В своё время ролик сильно ранил, но так как Вы, батюшка, аргументированно, неэмоционально и с достоинством и уважением, сформулировать бы не смог
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×