Почему мы печальны?

«Человек, имеющий пристрастие к чему-либо, никогда не избавится от печали». Эти слова принадлежат преподобному Иоанну Лествичнику[1]. Из них следует, что любое пристрастие – это всегда причина, а печаль человеческого сердца – уже следствие пристрастия. Поэтому на устранение названной причины требуется направить основные усилия, чтобы наша жизнь хоть немного наполнилась радостью.

Будет полезно исполнение простого правила: больше делать того, чего делать не хочется

Пристрастие мы определим как сильную тягу к чему-то, которая говорит о слабости человеческой воли, о невозможности остановить себя в своих желаниях и прихотях. Слабая воля – это признак больной души. Так же, как дряблые мышцы – это удел дистрофиков, людей, неспособных выполнить даже малую физическую работу. Закалка воли – важнейшее делание христианина, которое совершается в постоянном преодолении своих желаний и планов. Будет полезно для нас исполнение простого правила: больше делать того, чего делать не хочется. Например, утром сразу вставать с кровати после трели будильника. Перед чашкой утреннего кофе совершить положенное молитвенное правило. По дороге на работу прочитать главу из Евангелия. А еще можно и нужно поздороваться в лифте с соседями, поблагодарить дворника за вымытый подъезд, уступить место пожилому человеку в общественном транспорте. Продолжать можно и дальше, но важно сказать, что названные труды для Бога и знаки внимания в отношении ближних обычный человек совершает без особого рвения, во многом делая над собой усилие. А это уже духовный труд, имя которому самопринуждение.

Пристрастие можно уподобить стене, которая встает между человеком и Богом. Оно всецело захватывает ум и сердце, заставляет себе служить. Пристрастие – это всегда измена Богу, вид духовного прелюбодеяния. В таком состоянии пребывает большинство людей, и жизнь их заполнена пустотой и бессмыслицей. На месте Бога стоят деньги, культ человеческого тела, открытый эгоизм, всевозможные виды развлечений. Пристрастие часто возникает в семейной жизни, когда у одного из супругов на стороне появляется любовная связь; она может быть настолько серьезной, что способна разрушить брак. Многие имеют пристрастие к алкоголю, компьютерным играм, просмотру порносайтов или фильмов ужасов. Мне известна история, как взрослый мужчина – глава семейства и отец двоих детей – стал зависим от просмотра скверных фильмов. Смотрел он эту мерзость в присутствии своей жены и даже маленьких детей. Покупал порножурналы и после прочтения оставлял их в квартире на самых видных местах. Просьбы, а потом и скандалы жены успеха не имели: мужчина не мог победить свое пагубное пристрастие. Но вразумление к нему всё-таки пришло. Он работал водителем. Однажды вечером, подъезжая к гаражу на маленькой скорости, он хотел остановить машину. Но, нажав на тормоз, почувствовал, что педаль провалилась в пол. Машина мягко наехала на бордюр. Он сразу понял, что отказали тормоза. В этот момент его пронзил внутренний голос: «Это тебе последнее предупреждение!!!» Мужчина с ужасом сообразил, что тормоза могли отказать в городе на любом крупном перекрестке! Вернувшись домой, этот человек избавился от гадкой продукции, а затем – и это главное – глубоко покаялся за свое пагубное пристрастие.

Люди, имеющие зависимость от вредных привычек, схожи в одном друг с другом: их сердце печально, а если точнее – они страдают и потому глубоко несчастны.

Современный человек часто подвергается всевозможным расстройствам, от которых один шаг до устойчивой депрессии и глубокого уныния. Причина этого – в неисполнении наших желаний. Хотим в жизни очень многого, а Бог не только не дает просимого, но часто забирает даже самое необходимое. От непонимания происходящего у многих опускаются руки и возникает множество недоуменных вопросов: «Почему всё так плохо?», «Зачем вообще жить?» Имеющие скромный опыт «борьбы с унынием» убеждались в простой истине: чем больше развлекаешься, тем сильнее печаль и тоска сжимают сердце. Греховное веселье на малое время «опьяняет» душу, дает какую-то мутную радость, но после такого «похмелья» жизнь становится еще более тошной.

Погруженный в мирскую суету никогда не одолеет уныния и печали

Мир, отпавший от Бога, – главный обманщик человека и виновник многих разбитых жизней. Погруженный в мирскую суету никогда не одолеет уныния и печали.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что победить печаль можно одним способом – «возненавидев мир». Это требование наставника восточного монашества для большинства людей неисполнимо. Причина – в слабой вере и нежелании ничего менять в своей жизни. Было бы полезно всем нам поразмышлять над словами Священного Писания: «Печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10). Сколько ни развлекайся, легче на душе не станет. Внутреннее опустошение – очень тревожный признак, говорящий о бессмысленной жизни, которая вся – в рабстве у страстей. Печаль сердца становится устойчивым состоянием, потому что человек лишил себя самого главного – Бога. Только Бог может вернуть забытую радость, потерянный мир сердца, смысл и цель жизни.

Любовь к миру и жизнь с Богом – понятия несовместимые. Требуется сделать выбор, для которого необходима жертва. Без жертвенности ничего не получится.

Какой главный признак привязанности и любви к миру? «Лествица» указывает причину в «пристрастии к чему-либо видимому». Это «видимое», а также слышимое, осязаемое, вкушаемое держат человека в порабощении. Святые отцы подобное пристрастие к земным наслаждениям выразили в точном сравнении: орел, одним только когтем запутавшийся в петле; он машет крыльями, даже немного приподнимается над землей, а улететь не может, ибо его держит сеть. Даже малое пристрастие к чему-то временному – состояние опасное для спасения души. «Есть ли на земле что-то такое, без чего я не могу прожить даже одного дня?» Подобный вопрос нужно чаще задавать самому себе.

Пристрастие к «видимому» бывает в разных масштабах. Для кого-то мысли о смерти, старости, неминуемых немощах и болезнях – повод к унынию и плохому настроению. Слишком хорошо и комфортно живется, хочется, конечно, еще большего, а самое главное – никогда не умирать. Подобные настроения говорят о том, что человек всецело «прикован» к земле и только во временной жизни чувствует себя уверенно и в полной безопасности, вечности для него не существует. Видимый мир и земная жизнь – вот то, к чему он, согласно «Лествице», имеет «пристрастие».

Масштаб привязанности может быть и более скромный, но по духу такой же богопротивный. Вспомним изречения наших современников: «Я дня не могу прожить без телевизора…»; «Не знаю, как я буду жить, если умрет моя ненаглядная кошечка (или болонка)…»; «Мой сын – это смысл всей моей жизни, я живу только для него…» Множество людей не могут прожить без чашки кофе, выкуренной сигареты, принятой ванны… Почти у всех есть пристрастие к вещам, еде, родственникам, друзьям, своим привычкам, вкусам, принципам жизни. А если в какой-то момент человек всё это теряет? Хорошо, если Бог попустит потерю в этой жизни, а если всем распорядится смерть? Что делать душе, вышедшей из тела со всем этим «видимым», временным и материальным?

То, что встает стеной между Богом и человеком, – серьезное искушение, которое нужно побеждать.

Бог в Своей любви к человеку очень ревнив и не терпит никаких конкурентов. Любящий Свое творение совершенной и чистейшей любовью в полном праве требовать и к Себе подобного чистого чувства.

Оправданна забота только о самом необходимом для временной жизни. Излишество и роскошь подобны пудовым гирям, крепко притянувшим человека к земле. Какой смысл собирать и покупать то, что в любом случае достанется другим в этой ли жизни или после нее? «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6: 7–8).

На этом изречении апостола Павла и окончим нашу духовную беседу. Аминь.

[1] См.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Ступень 2, стих 7.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Священники о борьбе с унынием Священники о борьбе с унынием Священники о борьбе с унынием Осеннее обострение
Священники о борьбе с унынием
Ноябрь – месяц уныния, депрессии, порой доводящей до сведения счетов с жизнью. Как бороться с подобными настроениями?
Об унынии, тоске и лености Об унынии, тоске и лености
Из наследия Оптинских старцев
Об унынии, тоске и лености Об унынии, тоске и лености
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Отчего христианин томится тоской? Можно ли бороться с унынием или только терпеть его как крест духовный? Каковы те средства, к которым надобно прибегать при тоске, унынии и лености?
Ч. 9. Печаль<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Ч. 9. Печаль
Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров
Ч. 9. Печаль<br>Восемь смертных грехов и борьба с ними Часть 9. Печаль
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Священник Павел Гумеров
Хотя печаль может быть вызвана каким-то горем, скорбью, тяжелые события не являются причиной печали, они только спровоцировали ее. Причина всегда в самом человеке, в том, как он воспринимает события жизни. Смысл жить у христианина есть всегда. Этот смысл в любви к Богу и ближнему. Верующий человек знает, что Бог его никогда не оставит, с Богом он не один на один с бедой.
Комментарии
Владимир П14 февраля 2018, 17:44
Дорогой о.Андрей, спасибо большое за статью. Практически у каждого мирянина имеется пристрастие. Либо это сильная страсть к чему-то или кому-то, либо - слабее. Но во всех случаях с ним надо бороться. Чем глубже корни страсти, тем больше требуется усилий по их выдергиванию. Многие уверены в своих силах. Помоги им Господи! Однако не все могут сказать, что у них сильная воля, включая тех людей, которые ранее считали, что она у них сильная. Сначала надо твердо решить для себя отказаться от пристрастия, а потом обратиться к Богу и попросить его о помощи, искренне, со слезами, с душевной болью, "Господи, помоги!". И не забывать самому прилагать усилия к ее преодолению. Спаси Господи!
Сергей Т.15 января 2018, 21:24
Много ссылок было на чашку кофе. Я так вижу, что дело не в чашке кофе, а в том, есть ли у меня силы от неё отказаться? Если сил нет, то вот оно и есть пристрастие, а если я могу ее выпить, а могу и не выпить, то тогда это просто чашка кафе. Только вот если каждый раз когда у меня появляется желание, я всегда ему покоряюсь, хотя думаю, что если захочу, то могу и отказаться, то стоит призадуматься. Спасибо, отец Андрей, за «правильные наводки».
Татьяна 1 января 2018, 21:15
Дорогая Ксения, спаси Господи за мудрые, полные любви слова!
Иоанна_30 декабря 2017, 01:26
Когда мы правильно любим своих близких (особенно это касается любви к детям), а когда эта любовь превращается в пристрастие? Мне кажется, надо честно заглянуть в себя: уважаю ли я в другом человеке его личность? Признаю ли его волю, его собственный путь, его "отдельность от меня"? Или я прежде всего люблю его ДЛЯ СЕБЯ, люблю СВОЮ ЛЮБОВЬ к нему? Вот это и будет ответом на вопрос.
Иоанна_30 декабря 2017, 01:04
Пристрастие - не только следствие слабой воли; пристрастие, страсть, как и любовь, имеют в себе нечто таинственное, мистическое, так что одной сильной волей побороть страсть невозможно. Человек своим волевым усилием может лишь придушить, ослабить страсть, а уж вырвать её с корнем - это настоящий духовный подвиг, возможный исключительно с помощью Божией.
Елена Богданова29 декабря 2017, 09:01
Правильные,необходимые каждому слова! А несогласным могу сказать. Я прожила уже очень долгую жизнь,и пристрастий было множество. Но знаю одно, что Господь всегда все Сам управит,даже если это будет сделано очень тяжелою ценой. Слава Богу за все!
Лариса29 декабря 2017, 07:34
Благодарю, о.Андрей.Все совершенно точно описано. Не могу научиться не прилагать сердца к разным попечениям. Хотя давно заметила, когда излишне привязываешься к чему-то или кому-то даже мысленно, немирно становится на душе.
Дмитрий29 декабря 2017, 00:09
Мы часто говорим- пускай монахи изучают Святых отцов и познают свои страсти, а нам некогда и незачем. А батюшка показал, что это нас всех даже очень касается, и наших близких. Да и вообще все наши поступки зависят от нашего "внутреннего человека". Мы говорим- как отличить любовь от пристрастия, равнодушие от бесстрастия, страх Божий от страха человеческого? Почему говорят- от любви до ненависти один шаг? Наверное, когда потрудимся с Божией помощью,чтобы познать самих себя (в теории и на практике),то на многие вопросы и сможем дать ответ...
катя28 декабря 2017, 23:51
отец Андрей всегда чутко зрит в корень проблемы и раскрывает этот корень нам.Благодарим.
Наталия28 декабря 2017, 15:02
Анна, 10:04. Не думаю, что привязанность к родным людям является причиной уныния. Вы унываете из-за привязанности к своим родным? Или вы к ним не привязаны? Как мне показалось, читатели батюшку не обвиняют, а делятся своим мнением. Оно не всегда может совпадать с вашим, например.
Ксения28 декабря 2017, 14:58
Всем доброго поста и радости Рождества! Батюшка пишет о пристрастии, а не о привязанности. О, богатый русский язык! У слова пристрастие корень - страсть, а это то, что мешает жить с Богом. Любим родных мы часто неправильно. Одно дело заботится, дарить тепло и любовь, переживать и молиться о любимом. И совсем другое - ставить любимого человека в центр своей жизни - это как раз то, о чем пишет батюшка. Можно любить ребенка, а можно сделать из него божество, сломав его и свою жизнь и получив от этого многие печали. Не надо интерпретировать слова батюшки по своему усмотрению. Статья про пристрастия, а не про любовь. Любите и будте любимы!)))
Наталия28 декабря 2017, 11:10
Да есть ли на земле хоть один человек, который ни к чему земному не привязан? Может и есть, но таких единицы.Конечно, на первом месте должен быть Бог, потом близкие, а ко всему земному (деньгам,еде, комфорту, развлечениям и т.п.)христианин должен быть равнодушен. На практике же это совершенно невозможно!Ну давайте отдадим все и пойдем жить в землянку...На такое способны только святые, а я человек простой и многогрешный, для меня это непостижимо!
Анна28 декабря 2017, 10:04
Как интересно все по-разному читают. Автор предложил попробовать разобраться с причинами уныния, а его обвиняют в том, что он запрещает любить своих близких или утверждает, что никто не может в это самое уныние впадать. Отец Андрей, не унывайте, и продолжайте писать. Статьи и лекции Ваши полезны, содействуют размышлению. А прочитают все равно каждый по-своему.
Виктор28 декабря 2017, 09:11
Все нам дано для спасения наших душ -и чашка кофе и семья и все остальное .просто относиться нужно ко всему с благоразумием - с чем то бороться , преодолевать а Чему то радоваться .причем эти вещи в определенный момент жизни вполне могут поменяться местами)) сегодня чашка кофе это пристрастие которое надо победить а завтра это просто тебе утешение небольшое , сегодня ближе и любимее жены и детей нет никого и ты радуешься и благодаришь Бога за это , а потом читаешь :»враги человеку -домашние его...кто любит сына или дочь более, нежели Меня ,не достоин Меня»У каждого человека свой путь и все нельзя под одну гребёнку, но в целом автор прав полностью!!
вячеслав28 декабря 2017, 03:55
Великолепная статья! На 10 с плюсом.Удивили коменты критиков, не понимающих что такое есть страсти.Ведь одно дело попить чайку, а другое - чревоугодничать. Или путешествовать сломя голову в ущерб семье, или блудить напропалую. А такие страсти как наркомания, алкоголизм рубить только шашкой и не иначе.
Олегъ28 декабря 2017, 00:31
Как всё точно написано! И, как-то печально становится от осознания своих пристрастий, думаешь, а как от них избавиться, наверное это невозможно, ведь с ними так сладко живётся, а без них жизнь совсем пресная будет, что ли.
георгий28 декабря 2017, 00:05
Благодарим Батюшку! Прочитав эту статью стал задумываться о благодарности. И вот жития святых являются для нас примером благодарности, а не привязанности ко всему. Мы должны благодарить Бога о всем!!!
Иоанна, Болгария27 декабря 2017, 23:50
По-моему, разница между любовью и пристрастием видна даже по корню одного из этих слов. Пристрастие - от "страсть", то есть нездоровая привязанность, болезненная, искаженная, сверх меры, эгоистичная, заслоняющая Христа.
27 декабря 2017, 21:12
Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим... Возлюби ближнего своего, как самого себя. Надежда, 27декабря 2017г
Сергей27 декабря 2017, 21:07
Автор подходит крайне упрощённо. Нельзя валить в одну корзину грубые страсти и сложные привязанности. Верующая мать живёт с сыном, который спивается у неё на глазах и абсолютно не принимает Бога. Он может каждое утро помереть с перепоя, а у неё радостно на душе, мирно и спокойно. У неё на глазах, любимый человек уверенно шагает в ад. Но она не унывает! Ни ни! Вы сами то, верите в такую ситуацию? В жизни всё сложно бывает переплетено. И "рубануть шашкой" не всегда получается. Или не можешь побороть в себе страсть. Срываешься. Осознаёшь своё ничтожество и ...опять, мирно на душе и благостно. Когда только что на своего близкого наорал. Согласен с Ксенией. Любви к человеку в беседе не увидел я.
Анатолий27 декабря 2017, 20:42
Спасибо, отец Андрей! Но как научиться распознавать свои пристрастия, не явные , но скрытые для самого себя, или не слишком значимые?
Анна27 декабря 2017, 20:08
Доброго времени суток! Статья вызвала у меня противоречивые мысли, вероятна, она важна для человека только начавшего свой путь в церкви. Мне чашка кофе, чая или сока не мешает любить Христа, а свое служение я вижу в воспитании своих детей христианами, заботе о близких. И привязанность к ним теплая, тихая согретая Христовой любовью.
Иулиания27 декабря 2017, 20:01
Унываю от того, что не могу позволить себе часто путешествовать. Мир, созданный Богом, уникален. И хочется открывать его для себя своими глазами. Не согласна с тем, что те, кто живет жизнью обеспеченной, всегда в конечном итоге скатываются в уныние. Знаю совсем обратные примеры. Многие предприниматели имеют прекрасные семьи и много путешествуют. Только вот не каждому Господь дал талант предпринимательства. А на зарплату нынче далеко не уедешь.
Наталия27 декабря 2017, 16:53
Не могу согласиться со словами о том, что привязанность к близким и родным людям греховна. Если не ошибаюсь, апостол Павел писал о том, что как ты можешь любить Бога, Которого не видишь, если не любишь своего ближнего, которого видишь? Эти слова апостола опровергают слова автора статьи. Не стоит ставить любовь к человеку на первое место, а любовь к Богу - на второе, это да. Но так на практике могут далеко не многие люди. Но не думаю, что это повод отправлять их в ад. Мы больше нуждаемся в любви, поддержке и разъяснении, а не в наказании. Наказывать - самый простой и жестокий путь.
Людмила27 декабря 2017, 14:58
Спаси Господи Отец Андрей! Благодатная статья, вся для нашего вразумления."Бог стал человеком,чтобы человек стал Богом". Возлюби ближнего своего и почувствуй в нем образ Божий. Слава Богу за все!
Иоанна, Болгария27 декабря 2017, 13:52
Батюшка, спасибо за хорошую статью, очень своевременную, потому что к концу поста искушение печалью может посещать чаще обычного. Хотелось бы только добавить, что с приходом человека к Богу, в Церковь, пристрастия из мирской его жизни могут переместиться в храм, в жизнь церковной общины. Они будут другими, но теми же по сути. Более тонкими, менее заметными и более опасными. Священнику эта тема должна быть хорошо известна изнутри. Но это тема - для отдельной статьи.
Андрей27 декабря 2017, 13:31
Марине. Почитайте Евангелие. Там сказано о том, что если человек любит отца или мать (и т.д.) более, нежели любящего Создателя, недостоин Его. Просто из-за "неправильной" любви к близким мы часто нарушаем заповеди. А по поводу любви к близким (и Вашим родным) - это вторая из важнейших заповедей. Не устрашайтесь. Только через любовь к людям Вы можете начать любить бесконечно Любящего Вас. Никто да не введёт Вас в обольщение. Как бы Вы ни старались, любовь к Творцу может дать только Он сам, в известное Ему время. Ваша забота - исполнять заповеди неопустительно и без малейшего упрёка Вашей совести.
Ксения27 декабря 2017, 13:01
Не согласна с автором. Получается: чтобы не унывать - нужно не привязываться к чему или к кому-бы то ни было. А как же любовь к близким? Вы представляете себе любовь без привязанности? По поводу слабой воли: все мы рождаемся разными: разные вес, рост, зрение, слух, память, способности. Воля - такое же свойство характера, как и твердость, настойчивость, терпение. Воспитать ее можно до какого-то предела. Как не сможем мы в спорте никогда сравниться с олимпийскими чемпионами, так и волю укрепить не получается. Скорби, болезни сильно ломают людей. Я уже сомневаюсь, что Бог не дает испытания свыше сил. Скорбящие и унывающие люди нуждаются в любви и понимании, а этого не хватает в миру и церкви.
Марина27 декабря 2017, 10:20
То есть, если человек очень любит свою семью, то он может лишиться ее, так как Господь наш ревнив в своей любви к человеку? Так как всем нам быть, как можно сделать так, чтобы и Бога любить и своих близких, но в то же время не жить со страхом в сердце, что мы будем наказаны за свою любовь к своим родным? Я не очень понимаю этот пункт.
Влад27 декабря 2017, 10:02
Спасибо за статью отец Андрей. Познавательно, но к сожалению мой «случай» у Вас не описан :-) Придётся и дольше копать самому.
Виктория27 декабря 2017, 05:28
Спасибо,отец Андрей! Строго, но справедливо, ведь правда всегда строга.Мне кажется самое трудное это победить свои пристрастия к определенным привычкам и принципам, намного труднее, чем пристрастия к каким-то материальным вещам и даже людям, меня сейчас волею-неволею Бог поставил именно в такую ситуацию, когда все время в той иной мере приходится смиряться мнению и привычкам других людей, и это очень непросто. Ведь это значит победить себя. Мне кажется, что тему нужно, продолжить, батюшка, ведь кому-то может показаться, что автор призывает к такому равнодушию ко всему в мире,к которому призывает буддизм. А это наверняка совсем не так. Тут ведь ещё дело в благодарности Богу.
Наталья77727 декабря 2017, 01:30
Назло всем чертям зайду в храм, потому что ХОЧУ! И точно также НАЗЛО им покаюсь и исправлюсь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×