«Церкви была объявлена война»

Историк Андрей Кострюков об антицерковных декретах советской власти. Часть 1

Буквально сразу после Октябрьской революции 1917 года большевики начали проводить ожесточенную антирелигиозную политику. Русской Православной Церкви была объявлена война не на жизнь, а на смерть. Уже в первые два месяца их нахождения у власти был принят целый ряд антицерковных декретов. Об антирелигиозной политике большевиков в целом, о том, как она изменялась на разных этапах существования советского государства, мы беседуем с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Научно-исследовательского отдела новейшей истории РПЦ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андреем Александровичем Кострюковым.

– Андрей Александрович, с чего вообще начиналась антицерковная политика большевиков?

– Ее зарождение и оформление в некую доктрину относится еще к XIX веку. Среди социалистов не было согласия по поводу того, что делать с религией, когда они придут к власти. Было, например, мнение, озвученное Вильгельмом Либкнехтом, что религия отомрет сама собой как пережиток и борьба с ней не нужна. Иначе смотрели на религию последователи Ульянова-Ленина, считавшие, что с ней необходимо бороться. Разделение марксистов на «меньшевиков» и «большевиков» на II съезде РСДРП в 1903 году произошло среди прочего и на этой почве. Если меньшевики во главе с Ю. Мартовым считали, что в партии могут быть и верующие люди, то для ленинцев это было категорически недопустимо. Конечно, если бы к власти в 1917 году пришли умеренные социалистические фракции, вполне возможно, что гонения на Церковь не были бы столь масштабными.

Что касается Ленина, то его отношение к религии изначально было жестким. Борьба с ней была необходимым условием построения коммунистического общества. В своих статьях, написанных задолго до 1917 года, Ленин настаивал, что коммунист обязан бороться с религией, что это азбука марксизма и материализма. Новое общество без борьбы с религией просто не мыслилось.

В 1918 году большевики запретили все другие партии, остались только коммунисты. Все мы прекрасно знаем: сделать в Советском Союзе внушительную карьеру, не будучи членом коммунистической партии, было просто невозможно. Редчайшие исключения могли быть разве что в сфере науки и искусства. А дальше схема простая: на словах декларируется, что верующим предоставлена свобода, на деле вся руководящая вертикаль не только атеистическая, но и явно враждебная вере в Бога. И любой самый мелкий начальник обязан отчитываться, насколько успешно ведется антирелигиозная агитация. В случае, если жестокость приводила к массовому недовольству, становилась известна за границей, всегда можно было заявить, что это всего лишь «перегибы на местах».

В.И. Ленин: «Всякая идея о всяком боженьке… есть невыносимейшая мерзость и самая гнусная зараза»

– Но у большевиков тоже была фракция «богоискателей», в которую входили такие видные коммунисты, как Луначарский и Богданов.

– Да, такие идеи в коммунистическом лагере существовали, вытравить их было не так просто. Однако Ленин крайне негативно высказывался по этому поводу. Хорошо известны его слова из письма Максиму Горькому о том, что «всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыносимейшая мерзость и самая гнусная зараза». «Богоискателей» терпели до какого-то времени, но в целом такое вольнодумство не допускалось. В 1919 году Ленин прямо высказывался за изгнание из партии тех членов, которые участвуют в религиозных обрядах[1]. Тот же Луначарский со своими идеями был необходим для придания новой власти некоего человеческого облика, для привлечения интеллигенции, однако и этот деятель в скором времени уже участвовал в общественных диспутах, выступая против Церкви.

– А с чего конкретно началась антицерковная политика большевиков? С каких декретов или действий?

– Сложно сказать, сколько антицерковных декретов было всего, поскольку декреты издавались и Советом народных комиссаров, и отдельными Наркоматами, причем не все из них опубликованы в сборниках советских законов. Что-то публиковалось в периодической печати. Кроме того, некоторые декреты и постановления не были напрямую направлены против Церкви, но по ней тоже били. Среди подобных законов можно назвать декрет II съезда Советов о земле от 27 октября 1917 года. Согласно его положениям, конфискации подлежали не только помещичьи, но и церковные земли.

Другой декрет, от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке», тоже не был напрямую антицерковным, но фактически он был именно таким: теперь у Церкви, в соответствии с этим законом, отнимались права регистрации актов гражданского состояния и передавались государственным органам.

А затем подобные законы, прямо или косвенно уничтожавшие Церковь, пошли один за другим. В декабре 1917 года было принято постановление Наркомата просвещения о передаче всех духовных учебных заведений в его ведение. Все учебные заведения теперь не подчинялись Церкви, и это фактически убило духовные школы, которые стали закрываться уже с 1918 года. Конфискация имущества лишила Церковь и помещений семинарий и духовных училищ. Попытки Церкви договориться, например, о преобразовании Петроградской духовной академии в богословский факультет местного университета были неудачны. Что оставалось? Открывать нелегальные духовные учебные заведения. А за это уже можно было получить срок, что неоднократно и случалось.

В январе 1918 года было упразднено военное духовенство. В одном из документов довелось встретить такую характеристику военных пастырей: «святые вороны-дармоеды». Но свято место пусто не бывает: на место военных священников пришли комиссары.

В то же время вышло распоряжение наркома общественного призрения Александры Коллонтай о конфискации помещений Александро-Невской лавры, что встретило массовое сопротивление верующих. Тогда появился один из первых наших новомучеников – священномученик Петр Скипетров, убитый красногвардейцем.

Наконец, самый известный антицерковный декрет – «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 2 февраля 1918 года.

Андрей Кострюков Андрей Кострюков
– Каково было его содержание?

– В соответствии с этим декретом, преподавание и обучение религии разрешалось теперь только в частном порядке. Церковь как организация была лишена прав юридического лица и прав собственности, для государства она не значила теперь ничего, становилась фактически нелегальным органом. Приходские общины должны были теперь регистрировать свои приходы, просить у государства конфискованные здания храмов.

– Но была же, наверное, Церковь юридическим лицом? Или не была?

– Легальность в последующие годы как раз и была приманкой государства для церковных деятелей с целью заставить их следовать своей политике. Соглашавшиеся на компромисс откалывались от Церкви, что государству было только на руку: о необходимости раскола Церкви выступал среди прочих печально известный глава ЧК Дзержинский. Отчасти именно легализацией купили и обновленцев, и григориан. В 1927 году путем компромисса был вынужден пойти и заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский). Цель большевиков была в том, чтобы добиться от Церкви не только лояльности, что уже было достигнуто при Патриархе Тихоне, а именно согласия следовать за государством и выполнять его распоряжения, в том числе и внутрицерковные. Известная «Декларация» 1927 года была видимым шагом в этом направлении, на самом же деле проблема была не столько в «Декларации», сколько в новой политике, в том числе и кадровой. При этом легальности Московская Патриархия так и не получила: единственным шагом навстречу со стороны государства стала лишь справка, разрешающая работу временного патриаршего Синода.

– А когда были получены права юридического лица, так что можно было, например, держать на балансе имущество и т.д.?

– Русская Церковь получила права юридического лица только в 1991 году в соответствии с законом «О свободе совести и религиозных организаций».

– До этого у Церкви были какие-то свои административные помещения?

– Административные помещения, конечно, были. На местах епархиальные управления действовали обычно при храмах. В Москве было двухэтажное здание Московской Патриархии в Бауманском переулке между станциями метро «Бауманская» и «Красносельская», где жил и трудился митрополит Сергий. К сожалению, здание было снесено, хотя могло бы стать помещением для замечательного музея. Но сама по себе Русская Православная Церковь в советские годы права юридического лица не имела.

– Упомянутые вами декреты касаются дезорганизации Церкви. А с какого времени началось ее физическое уничтожение?

– Первый канонизированный мученик, пострадавший от новой власти, – протоиерей Иоанн Кочуров – был расстрелян в Царском Селе уже 31 октября 1917 года. Волны гонений шли по нарастающей. Сначала – «красный террор», где священника могли убить для устрашения населения либо в качестве заложника. Советская пропаганда прямо ставила духовенство в один ряд с классовыми врагами – буржуазией, дворянами, офицерами, «кулаками». А на местах рассуждали так: раз священник относится к стану классовых врагов, то почему он еще жив? И пастырей нередко ликвидировали по решению местных советов только за социальное происхождение.

В годы «красного террора» и гражданской войны погибли за веру около 10 000 человек

Было огромное количество случаев, когда красноармейцы или «красные партизаны» (часто попросту бандиты – сейчас уже и разобрать невозможно, поскольку в СССР их тоже героизировали), занимая село или входя в монастырь, попросту расстреливали и священников, и монахов, даже не разбираясь в их политических предпочтениях.

Бывали случаи, когда священников защищала паства. Яркий пример – священноисповедник Георгий Коссов, духовный сын преподобного Амвросия Оптинского. Он много сделал для крестьян: построил школу, приют для девочек-сирот. Да и святость его была очевидна – отец Иоанн Кронштадтский советовал обращаться к отцу Георгию. И попытки арестовать этого пастыря проваливались: народ вставал на его защиту стеной. Хотя от ареста в конце 1920-х годов праведника это не уберегло, все же он умер своей смертью. А вот любимый петроградской паствой протоиерей Философ Орнатский, арестованный в 1918 году, мученической смерти не избежал. Толпы народа, пришедшие к зданию ЧК, так и не смогли добиться его освобождения.

В целом в годы гражданской войны погибших за веру было около 10 000 человек.

– Простите, эти страшные данные за какие годы?

– Это годы «красного террора» и гражданской войны, примерно до 1921-го.

– Затем ситуация улучшилась?

– Можно сказать лишь о небольшом затишье перед 1922 годом. А затем голод начала 1920-х годов, унесший жизни 5 миллионов человек, и изъятие церковных ценностей. В народе говорили, что страшный голод является наказанием за осквернение властями мощей в 1919 году. Были и рациональные объяснения: грабительская продразверстка, вследствие которой крестьяне начинали меньше сеять («Зачем, если все равно отдавать?»); массовое изъятие лошадей – и не на чем стало пахать. Наконец, погодные условия. Ужасы этого голода описаны в книге А. Неверова «Ташкент – город хлебный». В начале 1920-х годов правда еще прорывалась, представить, что подобная книга была бы издана при Сталине, просто невозможно. Там показана постоянная смерть, которую мальчик видит в своей деревне. Потом он едет в Ташкент за хлебом и по дороге тоже видит смерть: умирают дети, взрослые. Его постоянно высаживают из поездов, но он добирается до Ташкента, а потом возвращается домой к умершей семье. Недаром эту книгу высоко оценивал Франц Кафка.

При этом грабить Церковь необходимости не было: в годы страшного голода коммунистическое государство находило средства для помощи своим боевикам по всему миру. И что еще печально, церковные ценности голодающим не помогли. Собрать золото и серебро, переплавить, продать за границу – все это дело небыстрое. В основном же церковное серебро пошло на чеканку монет.

В разгул обновленчества подчас священников арестовывали только за факт поминовения Патриарха Тихона

И зачастую неважно было, сопротивляется священник изъятию ценностей или нет. Преподобномученик Макарий (Телегин) сказал правду, назвав членов комиссии грабителями. И был убит. А священномученик митрополит Вениамин Петроградский не препятствовал изъятию ценностей, но был расстрелян и он.

Но изъятие ценностей – полбеды. В 1922 году ГПУ создает обновленческий раскол. Священника ставили перед выбором: становиться раскольником или подвергнуться репрессиям. Известны случаи, когда арестовывали только за факт поминовения Патриарха Тихона. В некоторых регионах в раскол вовлекли практически все духовенство. К сожалению, история обновленчества подается у нас слишком схематично, а сами раскольники – как не представляющими большой опасности. На самом деле это было не так: и сторонников скандальных реформ было немало, и белых священников, желавших управлять Церковью. А в довершение ко всему поддержка раскола государством. Только представим: Патриарх в заключении, митрополит Петроградский Вениамин расстрелян, Патриарший местоблюститель митрополит Агафангел изолирован в Ярославле, по всей стране верное Патриарху духовенство арестовывается. И если бы не компромисс, на который пошел святитель Тихон в 1923 году, судьба Поместной Русской Церкви могла бы быть еще более печальной.

(Окончание следует.)

С Андреем Кострюковым
беседовал Юрий Пущаев

Книги Кострюкова Андрея Александровича в интернет-магазине "Сретение"

2 февраля 2018 г.

[1] Ленинский сборник. XXIV. М., 1933. С. 290.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
«Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога» «Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога»
Памяти новомуч. прот. Иоанна Русановича
«Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога» «Проводил подрывную деятельность, призывал, чтоб верили в Бога»
Памяти протоиерея Иоанна Русановича, замученного в застенках НКВД на Рождество Христово
Сергей Шумило, Мария Овдиенко
7 января 1939 года состоялся последний допрос отца Иоанна. Ходить он уже не мог, так как следователи искалечили ему ноги, и отцу Иоанну устроили очную ставку в камере, чтобы подтвердить факт преступления – крещение детей.
Богословское осмысление большевистской концепции «безбожной пятилетки» Богословское осмысление большевистской концепции «безбожной пятилетки»
Священник Петр Гурьянов
Богословское осмысление большевистской концепции «безбожной пятилетки» Богословское осмысление большевистской концепции «безбожной пятилетки»
(«овладение временем» и «техника обезбоживания»)
Протоиерей Петр Гурьянов
«Овладение временем» как исчислимым хроносом есть не что иное, как отрицание грехопадения и возможности надеяться на Бога как на Спасителя. Именно такая богословская максима стоит за концепцией «безбожной пятилетки».
Мои новомученики Мои новомученики
Марина Завгородняя
Мои новомученики Мои новомученики
Рассказы бабушки Наталии Ивановны
Марина Завгородняя
Сотрудники НКВД сидели в засаде всю ночь, а пришли забирать отца Феодорита, когда он Литургию служил. Ворвались в храм во время службы. Федор, староста, не пускал их в алтарь. Они его вывели, поставили к стене церкви и расстреляли.
Комментарии
Елена18 февраля 2018, 03:07
НН 9 февраля 2018, 12:16 "И не мешало бы знать элементарные факты истории своей страны". Если бы Вы знали элементарные факты истории своей страны, то постыдились бы прославлять советскую власть, да ещё на православном сайте, да ещё в такой теме. Потому что Вы бы знали сколько храмов было уничтожено, сколько священников было расстреляно, сколько православных христиан было замучено советской властью.
НН 9 февраля 2018, 12:16
Иоанна,про"сорты" верующих-это Ваши слова,не более; Господь, и только Он, будет судить нас ВСЕХ. Я совершенно не об этом. Повторяю вопрос:КТО ТРАВИЛ ДУШИ ЛЮДЕЙ в РОССИИ ДО ФЕВРАЛЯ 1917г?И не мешало бы знать элементарные факты истории своей страны,и те,что не вписываются в Ваше видение и концепцию.Не"троллить"на сайте.Моя бабушка, с которой мы ходили в храм(отец и мать не ходили)-вообще была неграмотной(старшая дочь в семье).Я СОЗНАТЕЛЬНО не вступала в КПСС, хоть мне и предлагали,сказав "Боже сохрани!";да, я не стала начальником,о чём не жалею(страшное гонение).Сами пишите, что при СССР боялись в храм ходить;но были и такие,что не боялись.И в семинариях учились и в храмах служили.Это плохо?
Дмитрий 9 февраля 2018, 11:28
Извините за некоторую неточность в изложении: опечатки и т.п.
То есть давайте разграничивать экономический строй и способ его реализации. Чем вас не устраивает сам строй (безотносительно к позиции государства по церковному вопросу)?
Только не нужно указывать на отдельные недостатки. Голод, например, случался и в Империи. Давайте об экономических принципах в целом.
В Новом Завете сказано об общности имущества у первых христиан. Апостолом Павлом указано на недопустимость тунеядства (не желающий трудиться, да не ест). Запрет грабительской эксплуатации вытекает из общей заповеди о том, что к людям нужно относиться так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. И многое другое.
Дмитрий 9 февраля 2018, 09:12
Это был христианский способ организации хозяйственной жизни, противопоставленный миру язычников. Никто тогда не предлагал удалиться от язычников за монастырские стены, чтобы не конфликтовать с ними. Это противопоставлялось ценностям существовавшего мира. Этот уклад был альтернативой для живущих в мире язычников христиан.
Кстати, насилие еще как будет применяться к грешникам во время Апокалипсиса. Напомню, что плевелы будут брошены в огонь неугасимый. И никто их точку зрения учитывать не станет. Ею пренебрегут как несущественной. А мир отдадут христианам.
И еще раз напомню, что имущество тогда изымало государство. А всякая власть от Бога.
Дмитрий 9 февраля 2018, 09:03
Эти принципы гораздо ближе к советскому обществу, чем к обществу царской России. Я считаю, что Богу угоднее, когда дети учатся в школах, а не гнут спину на фабриках с утра до ночи, когда крестьяне работают на себя, а не отрабатывают барщину, когда каждый обязан трудиться и пр.
Это мнение мое подкреплено было в том числе ссылкой на авторитетного православного богослова С.Н. Булгакова.
Вы никак эти доводы не опровергли.
Ну вот просто они вам не нравятся. Тогда у меня вопрос: а нравится ли вам вообще то, что написано в новом Завете? Ведь там, куда мы все попадем после смерти, ответ вам придется аргументировать.
Дмитрий 9 февраля 2018, 08:58
Иоанна, доводы должны быть аргументированными. Я попытаюсь за вас резюмировать все, что вы здесь наговорили в этой и предыдущих темах.
Вы критикуете советский порядок, за на то, что большевики отняли имущество силой, разрушали храмы, совершали убийства и применяли прочие нехристианские методы.
Критикуя сами методы, вы не привели никаких доводов, почему неправилен сам советский порядок (с колхозами, отсутствием имущественного неравенства, плановой экономикой и пр.). То есть эта часть у вас неаргументированна вообще.
Я же привел цитаты из нового Завета, в том числе и о том, на каких имущественных принципах была организована апостолами первая община христиан.
Иоанна_ 8 февраля 2018, 23:42
НН:/...Среди тех, кто к вере пришёл по разрешению современной власти.// Разрешения не потребовалось, а вот храмы, духовная литература, возможность свободно исповедовать православную веру, а для священства - свободно проповедовать - всё это ПОСЛЕ 1991 ГОДА стало определяющим для миллионов наших людей. Для вас, видимо, это верующие "второго сорта", так как советский человек более всего ценил то, что основной массе недоступно, что он получил по знакомству, по исключительности своего положения, к примеру, в силу принадлежности к центровой московской интеллигенции (это прекрасно описано в "зелёной" книжке Олеси Николаевой). Только
вот Господь распялся ЗА ВСЕХ, а не за "своих", не за "избранных".
НН 8 февраля 2018, 12:11
Иоанна, не огорчайтесь! Ведь есть же счастливые исключения, особенно среди тех, кто к вере пришел по разрешению современной власти. А таких не так уж и мало! Следуя Вашей логике, объясните, кто травил души людей до феврвля 1917г, когда был свергнут царь Николай2, увы, без помощи большевиков, как бы они ни хотели "примазаться" к этому событию. (Про масонов, немцев, евреев и тд.- мы уже проходили). И кто мешает современным молодым и не очень людям, родившимся после перестройки, и даже после развала СССР, думать и жить так, как хочется нам и не разделять ни Ваших и ни моих взглядов? Кто мешает 95% населения РФ войти в открытые после празднования 1000летия Крещения Руси двери храмов, ещё в СССР?
Иоанна_ 8 февраля 2018, 06:16
Мне кажется, что из всех последствий советской власти самое ужасное - это отравленные души людей, причём, яд этот продолжает действовать и сейчас, когда сама эта безбожная власть осталась в далёком прошлом.
Алла 7 февраля 2018, 16:42
Петр, не обманывайтесь, мы не околоправославная среда, а православная, и разделяющих наших взглядов в Церкви большинство. Что это за взгляды? Уважение своего прошлого, стремление видеть и подчеркивать в нем хорошее, а не плохое. И так должен делать любой уважающий себя народ. Были негативные стороны? Были. Позитивные? Безусловно, и их было больше. Никому из нас не интересна марксистская идеология. А Ленин, Сталин и прочие интересны и важны не в контексте коммунизма, в в контексте того, что они были правителями нашей страны. Монархию сейчас тоже почти никто не хочет, что не мешает уважать определенных монархов.
Алла 7 февраля 2018, 16:35
Иоанна, голод не был вызван продразверсткой. Он был вызван послевоенной разрухой, и разруху эту создали обе стороны - и белая, и красная.
Алла 7 февраля 2018, 16:28
Те люди, которые рассказывают, как ужасна была советская власть, лучше бы рассказали, почему при СССР неуклонно росло и население (единственный период демографического провала - Великая Отечественная), и развитие шло немыслимыми темпами. 30-е годы мы поставили рекорд роста промышленности, до сей поры исключительный в мировой истории! Даже пресловутое "китайское чудо" - ничто, в сравнении с нашими 30-ми. Промышленный прорыв, космос, неуклонный рост населения, прекрасное соц. обеспечение, и самое главное - победа в самой страшной войне в истории, которая была бы невозможна без сталинской форсированной индустриализации. Разве при отсутствии советской власти у нас есть сравнимые достижения?
Дмитрий 7 февраля 2018, 13:51
Страшные последствия для России уже настали - за короткий по историческим меркам период правления антисоветской власти. И если Богу будет угодно Россию спасти, восстановить СССР, но уже сделав его православным, не стойте на пути Бога! Это не зависит ни от меня, ни от вас. А вот зачем был попущен сегодняшний период - мы можем только гадать. Возможно, именно для того, чтобы было восстановлено Православие, чтобы оно пришло на смену безбожному материализму.
Иоанна_ 6 февраля 2018, 23:00
Пётр, причём, смотрите: здесь же в статье! говорится и о грабительской продразвёрстке, и о вызванном ею голоде, унёсшем жизни 5 млн. человек, и об осквернении мощей, и об антицерковных законах - а всё равно советская власть хороша, а кому она не хороша - тот беснующийся русофоб, да... "Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остаётся на вас."(Ин.9;41)
Петр 6 февраля 2018, 19:49
Судя по комментариям в околоправославной среде набирает популярность запрос на скрещение ежа с ужом. Люди возжелали гибридного "православного коммунизма", или "коммунистического православия". Страшная химера может получиться и страшные последствия... Перечитайте Новый Завет: "Что общего у света с тьмою? 6:15. Какое согласие между Христом и Велиаром?" (2 Послане Апостола Павла к Коринфянам).
Алла 5 февраля 2018, 22:04
Иоанна, какое отношение большевики имеют к свержению царской власти? Их свергли февралисты, те самые белые, которые будут воевать позже с большевиками в Гражданскую. Монархистов среди белогвардейцев почти не будет. Так с какой же стати большевики свергли законную власть, это кто законные, Временное правительство что ли? И не был Октябрь "кровавым переворотом".
Иоанна_ 5 февраля 2018, 12:54
О.Виктору. Получается, что Ленин, Троцкий, Джугашвили с подельниками, пока боролись против законной, Богом данной царской власти, были преступниками по закону Божию и человеческому. Оказавшись же у власти путём кровавого переворота, они же преобразовались в эту самую власть, но теперь уже "спасительную"?
НН 5 февраля 2018, 11:27
Василий 2 февраля/Вы не путайте волю Божию и попущение.Безбожная власть садистов и русофобов, всех этих Троцких-Бронштейнов и Янкелей Сверловых, была именно попущена Богом, на преступления и человеконенавистничество НЕТ ВОЛИ БОЖИЕЙ!/-А Вы почитайте Ветхий Завет. Его не русофобы бронштейны писали. Ага, очень удобно:Когда нам нравится - Воля Божия; не нравится - попущение. Ну все кругом виноваты -только не мы! Безусловно, знать и помнить надо как можно больше, только употреблять эти знания НЕОБХОДИМО себе на пользу, а не на разделение православных без кавычек. Золотой Телец правит миром! Не надо забывать этого никогда. И помнить историю М.Н. Задорнова - он покаялся, но мы могли этого не знать.
НН 5 февраля 2018, 10:25
Продолжение /Анализ ошибок,уроков и заветов прошлого–когда жестокого, когда вдохновляющего–не должен нас смущать,но должен приводить к выводам, к изменению самих себя и, в конечном итоге, способности оправдать прошлое в подвиге нынешнего свидетельства,творчества, созидания и движения вперед.Потому что это не чье-то,это наше прошлое.

Исторический путь человечества еще не пройден,история России еще не кончилась,русский путь еще не замкнулся.Как замечательно говорит русский пастырь,богослов и историк Георгий Флоровский,«путь открыт, хотя и труден. Суровый исторический приговор должен перерождаться в творческий призыв несделанное совершить» [4].

В этом наш долг перед Россией и наше призвание/.
НН 5 февраля 2018, 10:19
/Да, история есть отражение духовной реальности. Для современного человека звучит странно, неожиданно и даже неловко, но творческая сила и мощь, преодолевающая все нестроения, разделения и соблазны, есть именно в послушании. В послушании Богу. Своеволие же есть начало расточающее [4]. Мы в ответе за прошлое. Своим послушанием Божественной любви или отпадением от нее мы определяем свое настоящее и входим в будущее – такое, какое уготовляем себе сами. Будущее – это не только нечто ожидаемое и взыскуемое, но и творимое, это плод нашей мысли, наших поступков, нашего нравственного и духовного возрастания или падения./
Архиепископ Костромской и Галичиский Алексий(Фролов)
Яна (Jana W.) 5 февраля 2018, 00:40
Правду сказал Слава(3февраля 2018,17:31). Русофобы уничтожали священников, прихожан и взрывали православные храмы. То, что речь шла "о ликвидации привилегий класса"- чудовищная ложь. Сонм Новомучеников, их пролитая кровь, жизнь, отданная за веру, подтверждение этому. Это была гос.политика, идеология, а не "перегибы на местах", а в комментах пытаются оправдать гонения на Церковь, гонители у них=герои. Да,молитвами Новомучеников наша участь смягчилась,тогда народ спасался терпением, добрыми делами, подвигами в ВОВ. Верой праведников, благодаря которым, Церковь выстояла при гонениях. Абсолютно ни к чему светлому и доброму, что было в стране, антихристы тех времен не причастны.
Алла 4 февраля 2018, 23:10
Вот как описывал Коковцев реакцию народа на расстрел царя: "Но на толпу, на то, что принято называть «народом» — эта весть произвела впечатление, которого я не ожидал. В день напечатания известия я был два раза на улице, ездил в трамвае и нигде не видел ни малейшего проблеска жалости или сострадания. Известие читалось громко, с усмешками, издевательствами и самыми безжалостными комментариями... Какое-то бессмысленное очерствение, какая-то похвальба кровожадностью. Самые отвратительные выражения: «давно бы так», «ну-ка — поцарствуй еще», «крышка Николашке», «эх. брат, Романов, доплясался» — слышались кругом, от самой юной молодежи, а старшие либо отворачивались, либо безучастно молчали."
р.б. Людила 4 февраля 2018, 22:07
о. Виктор 4 февраля 2018, 13:36 "Поэтому власть спасительна, она от Бога." И власть Гитлера от Бога? А власть у него была и он много чего успел этой властью сделать. Это была спасительная власть? А может те, кто боролся с его властью грешили непокорством власти? А власть которую захватил Ленин и его банды не меньше Гитлера принесли горя нашему народу. Как тут быть?
АлександрГ. 4 февраля 2018, 20:00
о. Виктор 4 февраля 2018, 13:36. От Бога власть, от Бога. Даже, когда народ не следует в русле Божьих заповедей и идет от Бога, это все равно укладывается в формулу вся власть от Бога. Ибо, в этой ситуации Господь посылает такому народу еще более обезбоженную власть.
АлександрГ. 4 февраля 2018, 19:49
Все так. Первые большевички, еще те "людоеды" были. Но интересней другой вопрос. Ведь все эти февралисты, октябристы, они ведь не с Марса в Россию спустились. Они ходили в гимназии, учились в семинариях, посещали университеты и потом бац, стали бомбистами, террористами, революционерами. Как это произошло? Здорово ли было общество, взрастившее и выносившее в своем чреве людей, готовых предавать, убивать и резать во имя своих идей.
Евгений 4 февраля 2018, 19:22
о. Виктор 4 февраля 2018, 13:36 "диктатор все-таки заинтересован иметь подданных". И что это доказывает? Ирод тоже был заинтересован иметь подданных, да и Гитлер тоже... Как там у классика: "нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит"...
Евгений 4 февраля 2018, 19:14
Алла 4 февраля 2018, 06:32 "Когда большевики говорили об "уничтожении, как класса", речь вовсе не шла об уничтожении физическом." Алла, вы книг не читали, историю не знаете? Или так велико желание отбелить красных палачей, что готовы озвучивать явную и очевидную всем ложь? Вы хоть цифры жертв большого террора посмотрите, впрочем, я думаю вам всё прекрасно известно...
Иоанна_ 4 февраля 2018, 17:55
Василий, евреи добились признания холокоста геноцидом, армяне добились признания геноцида своего народа с соответствующими юридическими последствиями, но за русских некому заступиться. Так что до сих пор геноцид своего же народа в масштабах, не сравнимых ни с первым, ни со вторым, для многих даже русских людей остаётся "глупостью". Вот это, на мой взгляд, и называется "плевать в своё прошлое". Это же выражение я бы отнесла к желанию изобразить дореволюционную Россию "тёмным царством", где Православие якобы было лишь номинальным, а Церковь и духовная жизнь находились в состоянии "жуткого упадка".
о. Виктор 4 февраля 2018, 13:36
От Бога власть или не от Бога - тема слишком больная. Если кратко: не хотите повиноваться непосредственно Богу - повинуйтесь телесной, человеческой власти. Потому что при отсутствии власти сатана полностью подчинит себе каждого. Царь или диктатор все-таки заинтересован иметь подданных, а сатана заинтересован уничтожить всех, искоренить род человеческий. Поэтому власть спасительна, она от Бога.
Алла 4 февраля 2018, 06:32
Когда большевики говорили об "уничтожении, как класса", речь вовсе не шла об уничтожении физическом. А о ликвидации привилегий класса. У нас в стране живет множество потомков бывших дворян, буржуа, кулаков, и т.д., откуда же они взялись, если их предков, якобы, собирались уничтожить? Чего же не уничтожили тогда? Моего прапрадеда раскулачили, но и не думали расстреливать. Его даже не отправили в отдаленные районы СССР, а только заставили из дома богатого выехать в скромный, находящийся в том же районе. Он проходил, как кулак чисто "экономический", без довеска политического - "контрреволюционного".
Петр 4 февраля 2018, 01:10
Ольга 3 февраля 2018, 15:03 "...построенном на основе справедливости, братства, дружбы, коллективизма". Странное у вас, Ольга, представление о справедливости, братстве и дружбе... Когда несчастная мать, чтобы накормить голодного ребенка, уносит с поля несколько колосков, и получает за это 25 лет концлагерей, это по-вашему, торжество справедливости? Когда людей расстреливают, гноят в лагерях, только за принадлежность к определенному "классу", это такое своеобразное советское "братство"???
Алла 3 февраля 2018, 23:40
Василий, можно сколько угодно раз повторить глупость про геноцид русского народа, только правдой это не станет. При большевиках простой народ впервые стали уважать, и он сам себя стал уважать, а не считаться третьим сортом рядом с господами. Про русофоба это не я сказала, а режиссер Владимир Меньшов: "Человек, последовательно занимающий антисоветские позиции, неизбежно понимает, что эти взгляды народом не разделяются, и тогда он вынужден констатировать – народ не тот".
тамара 3 февраля 2018, 22:53
Спаси и сохрани всех,Господи.Мы должны знать всю правду о нашем прошлом,чтобы учиться на своих ошибках,а мы снова наступаем на те же грабли.Господи,помоги нам,и не допусти снова всех этих ужасов,хотя мы их и заслуживаем.
Иоанна_ 3 февраля 2018, 22:05
Ольга! Советы ставили своей задачей ФИЗИЧЕСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ всех "неправильных" классов и сословий, притом, что пролетариат накануне революции составлял всего лишь 17% населения России. Для оставшихся в живых и не загнанных за колючую проволоку - да: "справедливливость, братство, дружба, коллективизм"... Но ведь и те, кто предал на распятие Господа Нашего Иисуса Христа, тоже мотивировали свои действия заботой о благе народа Израилева! И насчёт "богопротивной сущности капитализма" - это вас "православные" коммунисты просветили? Миллионы мучеников за веру не при капитализме были уничтожены!
Слава 3 февраля 2018, 17:31
Странные "православные" пошли... Им приводят в статье ужасные факты глумления над их верой, говорят о страданиях святых новомученников, умученных от Советской власти. А они говорят "эх, хорошая советская власть была, мы ракеты в космос запускали, и нас все боялись". Люди, вы уж определитесь, чего вы в Православии ищите - Христа распятого, или величия Страны Советов?
Василий 3 февраля 2018, 17:05
Алла 3 февраля 2018, 04:30 "...антисоветчик - всегда русофоб." Алла, ну зачем же всё с ног на голову? Всё совсем наоборот. Русофоб это просоветский агитатор, прославляющий садистов-русофобов Троцких-Свердловых-Кагановичей, ответственных за геноцид русского народа, ненавидевших историческую Россию, разрушавших храмы и монастыри, расстреливавших священников, монахов и мирян. Вот это настоящие русофобы!
Ольга 3 февраля 2018, 15:03
В дополнение: видеть в событиях 1917г.один только грех цареубийства, разрушение храмов и т.п–неправильно. Это был Промысл Божий о простых людях, о будущем России, построенном на основе справедливости, братства, дружбы, коллективизма, – что априори невозможно при капитализме. Одна из причин падения старой системы - богопротивная сущность капитализма. В обществе где имеет место угнетение человека человеком и поклонение золотому тельцу, нет места Богу. Да, государство считалось православным, но сама система мешала воплощению в жизнь Заповедей Божиих. Это противоречие – одна из причин ее краха. А ошибка советских вождей в том, что они стали строить социализм в отрыве от Бога.
Иоанна_ 3 февраля 2018, 14:43
Ольга: /Если бы Церковь подала свой голос, возможно, всё случилось бы не так трагично...// Именно из этой статьи понятно, что всё было предрешено ещё до революции, что никакие действия Церкви ничего бы не изменили. "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать", - вот как было на самом деле. Добавлю свой вопрос #3 к вопросам другой Ольги: допустимо ли для православного человека по своему усмотрению именовать кого-либо "беснующимся" и известны ли вам чёткие критерии этого самого беснования?
Ольга 3 февраля 2018, 14:07
Ольга другая! Своим вопросом Вы мне напомнили ток-шоу на 1-м канале – «На самом деле». ) Ответ на 1-й вопрос – ДА. На 2-й: ДА. Комментарий, чтобы было понятно: если бы Бог не «разрешал» (использую Ваше слово) совершать грехи, мы бы жили с вами в Раю.
Ольга другая 3 февраля 2018, 08:53
Ольга (02.02), ответьте прямо на два вопроса - да или нет. 1. Убийство царя Николая и его семьи, убийства и издевательства над священниками и верующими за их веру, разрушение храмов, сжигание икон, вскрытие мощей - это является грехами? 2. Разрешает ли Бог человеку совершать эти грехи?
Алла 3 февраля 2018, 04:30
Ольга, все правильно, последовательный антисоветчик - всегда русофоб. Потому что приписывает своему прошлому, а значит и своему народу, всякую грязь. Скатывается до сравнения советской власти с нацистской. Поляки позавчера приняли закон, на законодательном уровне запрещающий очернять польское прошлое. За это до трех лет тюрьмы теперь в Польше полагается. Надо нам тоже аналогичный закон принять. Может тогда попридержат язычки антисоветчики.
Петр 2 февраля 2018, 23:55
Ольга 2 февраля 2018, 21:26 "Отождествлять советскую власть с властью чудовища – плевать в наше прошлое". Ольга, обелять советскую власть - хулить память новомучеников российских, от безбожной власти умученных. Обелять советскую власть - это значит плевать на могилы миллионов замученных наших братьев и сестер, расстрелянных на Бутовском полигоне, раскулаченных, заморенных в Соловках, в ГУЛАГе, МОРДОВЛАГе, на Беломорканале, и прочая и прочая, перечислять все бесчисленные советские конслагеря тут знаков не хватит...
Ольга 2 февраля 2018, 21:26
Василий, по поводу слов апостола Павла почитайте здесь: http://www.pravoslavie.ru/6960.html. В своем комментарии я привела слова митр. Вениамина, который, вне всякого сомнения, отличал Промысл Божий от Его попущения. Власть упоминаемого Вами Гитлера была попущением (еще раз обращаю Ваше внимание на слова преп. Исидора Пелусиота в указанной мною ссылке). Отождествлять советскую власть с властью чудовища – плевать в наше прошлое. Это удел беснующихся либералов-русофобов. «Кто проклянет свое прошлое, тот уже наш!», - слова, вложенные Ф.М. Достоевским в уста одного из бесов из одноименного романа писателя.
Василий 2 февраля 2018, 15:28
Ольга 2 февраля 2018, 09:33 "Но все же, при всех страшных жертвах,имевших место в первый период советской власти,нельзя забывать, что «нет власти не от Бога». Ну так по вашей логике и власть Гитлера "от Бога". Вы не путайте волю Божию и попущение. Безбожная власть садистов и русофобов, всех этих Троцких-Бронштейнов и Янкелей Сверловых, была именно попущена Богом, на преступления и человеконенавистничество НЕТ ВОЛИ БОЖИЕЙ!
Ольга 2 февраля 2018, 09:33
Было потеряно время.Лишь позже,Патриарх Тихон показал,что Церкви небезразлично то, что происходит в стране,но антицерковный молох уже нельзя было остановить.Но все же, при всех страшных жертвах,имевших место в первый период советской власти,нельзя забывать, что «нет власти не от Бога» (Рим.13:1).Митр. Вениамин(Федченков):«..и в нашей рев-ции есть Промысл Божий–отчасти уже понятный,а еще б-ше пока не вскрывшийся…Гос-тво и власть благословлены Богом,т.к.они своими путями тоже борются против разрушительного зла.Занялась с поразительной энергией этим строительством и советская власть.Пусть было много ошибок, жестокостей, несправедливости, гонений,но всё же и они по-своему стали созидать Россию».
Ольга 2 февраля 2018, 09:32
О.Ю. Васильева: «Я как историк убеждена, и многие коллеги со мной соглашаются, что до 1922 г., до своей победы и укрепления, у советской власти не было планомерной программы борьбы с Церковью»(http://www.pravmir.ru/tserkov-i-voina/). По мнению О.Ю.Васильевой, есть и вина Церкви в том, как развивались события после февральской революции. Священный Синод никак не отреагировал на события февраля: не было официального осуждения происходящих политических событий, не было принято обращения к народу. Церковь молча согласилась с происходящим, а паства была в растерянности. Если бы Церковь подала свой голос, возможно, не все случилось бы так трагично, как случилось.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×