Когда неудача приносит пользу

Беседа с протоиереем Николаем Воскобойниковым, настоятелем Никольского храма в Хельсинки

Весь прошлый год православная община Хельсинки – как финская, так и русская, и она немаленькая, – жила надеждой на то, что в восточной части города (Itaekeskus) появится новый храм. Надежды были большими, большими были и обещания помощи. Нет, господа, братия и сестры, извините («anteeksi»): кризис коснулся не только России, но и всего остального мира. Так что с возведением православного храма придется обождать.

Протоиерей Николай Воскобойников, настоятель Никольского храма в Хельсинки, рассуждает о «неудачах» в жизни православной общины, об их природе, смысле и значении. Почему так получается, что задуманное благое дело вдруг никак не может осуществиться? Почему – и для чего?

Протоиерей Николай Воскобойников Протоиерей Николай Воскобойников

Приход как семья

– Отец Николай, вы целый год пытались сдвинуть проект строительства православного храма в восточном районе Хельсинки. И, как я понимаю, ничего не получилось. Сильно разочарованы?

– Проект строительства, действительно, скорее всего будет закрыт. Но ведь приходская жизнь не только это, да? Приходская жизнь – это главным образом богослужения, это молитва, таинства церковные, люди, которые приходят в храм. Кто-то впервые переступает именно в нашем храме церковный порог. Приходит для того, чтобы жить в Церкви. И самое удивительное в жизни священника – это видеть людей, которые приходят, видеть, как Господь сердца их зажигает светом веры Христовой, видеть, когда действительно приносится покаяние. Не в том смысле, как мы обычно приходим на исповедь, каемся в прегрешениях наших. А покаяние – это когда человек шел определенным путем, и вдруг он очень резко, круто меняет направление своей жизни. И, поверьте, это очень радостно видеть.

– Но иногда бывает и так: пришел человек к Богу и… столкнулся с неурядицами конкретного прихода. А отсюда – конфликты, недоумения, искушения и прочее, что мешает человеку приблизиться к Богу. Как обстоят дела в вашей общине? Можно ли сказать, что она как семья?

– В известном смысле, да. Когда я проповедую среди тех, кто готовится ко крещению, подготавливаю ко крещению, я очень часто говорю об этом: Церковь – это именно семья. Человек рождается. Ведь мы телесным образом рождаемся. В финском языке есть очень интересный оборот речи: когда говорят, что в такой-то семье родился ребенок, то используют падежную форму, обозначающую направление: «куда» – «родился в семью». Рождается человек – рождается в семью. Рождаешься не просто так, а в семью, становишься ее членом. Если принимаешь крещение, то рождаешься именно «в Церковь», чтобы жить в Церкви, чтобы стать членом Церкви. Христианин не может быть сам по себе, вне Церкви, христианин – это тот, кто является членом Церкви. Поэтому если ты не являешься членом Церкви, то ты и не христианин вовсе.

Когда Господь говорит о крещении, Он произносит: «Если не родится человек от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божие» (ср.: Ин: 3: 5). Христианское крещение чем отличалось от Иоаннова крещения? Иоанново крещение давало прощение грехов, как вы думаете?

Никольская церковь в Хельсинки Никольская церковь в Хельсинки

– Конечно.

– Правильно. «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1: 4). Оно давало прощение грехов. А христианское крещение тоже дает отпущение грехов?

Церковь – это семья. В крещении человек усыновляется Богом. И это очень близкие отношения с Господом

– Да.

– Конечно, да. Но Иисус Христос крестил кого-нибудь? В Евангелии от Иоанна сказано, что крестил, а потом добавка, что не Он крестил, а ученики Его. Во время Его земной жизни, после того как Иоанн был взят под стражу, крестили ученики. Когда мы говорим о христианском крещении – чем оно выше Иоаннова крещения? В дни проповеди Иоанна в пустыне еще не было Церкви. Иоанново крещение не давало Духа усыновления. А в христианском крещении человек получает Дух усыновления.

– Не было семейных отношений с Богом?

– Не было. Только в христианстве человек может назвать Бога своим Отцом. Ни в одной другой религии такого нет. Поэтому человек, когда становится христианином, получает этот Дух усыновления. Он усыновляется Богом. Это гораздо более близкое отношение с Богом, согласитесь. Иоанново крещение только очищало от грехов человеческих. Поэтому когда мы говорим о Церкви, мы говорим о чрезвычайной близости к Богу. Да, Церковь – это семья. В этой семье – и люди, и ангелы, и святые, прославленные Богом, и умершие, достигшие Небесного Царства. Приход в некоторой степени – маленькая модель этой семьи.

Не всё то золото, что Запад

– Отсюда – и почтение, культивирование у христиан семейных отношений, семейных ценностей?

– Конечно. Церковь – здоровая семья. Тем больнее когда происходит полное размытие понятия семьи в обществе, которое уже сложно назвать христианским.

– Получается, далеко не всё то золото, что блестит. К сожалению, часть людей в России воспринимают материальную жизнь на Западе чуть ли не раем и эту материальную составляющую переносят на сферу душевную, а то еще и духовную. И считают это пределом мечтаний, а то и целью человеческой жизни.

– Я понимаю: в нищете сложно жить, и в бедности трудно жить. Хотя на самом деле здесь тоже есть бедные, есть и нищие. С другой стороны, Россию сейчас нищей уж никак не назовешь, если на то пошло. «Ибо нищих всегда имеете с собою» (Мк. 14: 7) – эти слова Христа относятся к любому обществу.

Священник с мастерком – обычное явление

– «Меня-то не всегда имеете, а нищих всегда…»

– Именно. Вопрос в поиске Бога. Тот самый случай, когда вдруг человек нашел Бога, Христос ему открылся. На опыте нашего храма знаю: каждый год десяток, два десятка людей действительно впервые встречаются с Господом в Церкви, и священник часто становится свидетелем этой встречи – будь то на исповеди, в таинстве покаяния либо просто в общении с человеком. И это очень радостно, поверьте.

Кто-то из них очень хорошо включается в приходскую жизнь, то есть в нашу семейную жизнь. «Изволих приметатися в дому Господнем паче, неже жити ми в селениих грешничих» (ср.: Пс. 83: 11) – и таких у нас в приходе много, слава Богу. Кто трудится «за ящиком», кто, когда нужно, берет метлу. У нас и священник берет молоток или кисточку, мастерок… У нас любой труд в почете, церковный труд.

– Люди, о которых вы говорите, которых вы видите приходящими к Богу, – это самые разные люди, самых разных возрастов, национальностей?

– Разных возрастов, но в основном это наши соотечественники. Есть русские эмигранты – беженцы 1917 года. Но таких практически не осталось, это второе, третье поколение, и их очень немного. Хотя есть такие люди. Есть у нас один благочестивый старец, ему 95 лет мы отпраздновали в этом году. Он военный ветеран еще, за Финляндию воевал. Но он очень активно всегда все эти годы принимал участие в церковной жизни нашего прихода, и до сих пор он регулярно каждое воскресение на службе церковной – и окружен вниманием, уважением, заботой.

Есть такие люди, да. А так подавляющее большинство прихожан, больше 80% – наши соотечественники, то есть выходцы из стран бывшего СССР. Эстонцы, грузины, молдаване, украинцы, белорусы, русские… – все есть, в общем.

Такая скучная, но нужная статистика

Никольская церковь в Хельсинки Никольская церковь в Хельсинки

– Огромный, получается, приход?

– Приход? По статистике он насчитывает сейчас около 3400 человек.

– На такой маленький храм?

– Да. Но что такое статистика? Я объясню. Практически все приходы имеют четкую статистику в силу того, что регистрация ведется на уровне Реестра народонаселения Финляндии. Статистика – это количество людей, которые в публичном пространстве о себе заявляют: «Да, я христианин, я верую в Бога, я православный». Это – исповедание веры. Степень участия этих людей в церковной жизни разная. Самая разная. Кто-то постоянно участвует в богослужениях, в приходской жизни, раз в неделю и чаще в храм ходит. Кто-то – пару раз в месяц, кто-то – один раз в месяц, кто-то – раз в полгода, а кто-то – один раз в год за богослужением. Это те, которых мы называем «симпатизанты». Но они включаются в статистику. А до 20% – это те люди, которые более-менее активно участвуют в церковной жизни. Хотя бы раз в месяц.

То же самое мы наблюдаем в статистике наших православных финских братьев или членов евангелическо-лютеранской церкви. Там тоже указываются громадные статистические данные, а количество посещающих в процентном отношении примерно такое же.

– Вы сказали: 20 процентов. У нас в России, согласно статистике, в церковной жизни участвует 3% населения.

– Ну, 3% – это обычно те, кто соблюдает посты. Есть разная степень интеграции человека в церковную жизнь. Кто-то соблюдает посты и посещает все великопостные богослужения – конечно, таких будет 2–3%. Но тех, кто на воскресное богослужение пару раз в месяц приходит, намного больше.

– Отец Николай, а вас не смущает такое соотношение процента православных и степени их «православности»?

– Я думаю, смущаться не нужно. Это очень хорошо, что какое-то очень большое количество людей говорят о себе как о христианах – исповедуют себя православными. Хотя бы потому, что мы не чувствуем себя в удручающем меньшинстве. Здесь, в Финляндии, все следят за статистикой: сколько человек пришло, сколько ушло. Так что в общественном пространстве эта самая статистика придает религиозной организации определенный вес, значение.

Бог, бревна и ребра

Приходское кладбище Приходское кладбище

– Вы сказали, что, видимо, придется закрыть проект строительства храма в восточном районе Хельсинки. Отсюда вопрос: всегда ли наличие стен для храма – категорическая необходимость?

– Конечно же, первичен дух. Я долго размышлял над этим вопросом. Мы стремимся что-то сделать, пытаемся в разные двери стучаться – не получается. А не забываем ли мы, что над всем этим есть замысел Божий, Промысл Божий? Ведь и молитва есть, и очень много людей просят, а от чего-то нас Господь хочет сохранить. Надо понять, для чего всё происходит. Храм как здание, как камни, может быть, даже в меньшей степени нужен, чем евхаристическая община, чем общество верующих, которое объединено молитвой, таинствами, любовью. Наличие большого каменного красивого храма не является необходимым условием существования Церкви.

«Во что бы то ни стало» – вредная для души установка. Надо со смирением принимать те условия, которые Господь дает

– И, опять-таки, это повод для смирения.

– Конечно. Значит, не заслужили.

– А тогда имеет ли смысл рвать и метать: «Отдайте нам то, постройте нам во что бы то ни стало церковь»?

– Нет, мое глубокое убеждение в том, что «во что бы то ни стало» – довольно вредная для души вещь. Здесь нужно со смирением принимать те условия, которые Господь дает. Он дает нам условия быть в этом храме, в котором мы сейчас находимся. Это относительно старый храм, ему – его зданию – 80 лет в этом году исполняется.

Зависть – не «проблема», а проклятие

– Какое зло сейчас заметней всего в людях, по вашим наблюдениям?

– Среди прочего – зависть. Это самое страшное чувство, которое убивает человека. В чем зависть? Зависть – это не только скорбь о благополучии ближнего, от которой ты страдаешь, переживаешь, которая нарушает добрые человеческие отношения. Зависть ведь это еще рабство неблагодарности Богу. А неблагодарность – в чем? В том, что тебе Господь дал массу даров: и детей хороших, и добрые отношения в семье, и образование, и, может, работу хорошую… – но ты увидел что-то хорошее у соседа твоего и так сильно заскорбел. Ты забыл о тех дарах, которые тебе дал Бог, которых нет у соседа и, может быть, ни у кого другого.

Зависть – это еще и рабство неблагодарности Богу

– То есть как дурачок в супермаркете, получается? Бегаю по отделам, и все мне мало.

– Нужно научиться быть благодарным Богу, благодарить за все, что Господь дает, и тогда будешь сохранять душевное, духовное равновесие. Тогда будет радостно жить на свете, когда научишься быть благодарным Богу. А когда только и думаешь, что Господь тебе чего-то недодал, этого и того не сделал, тогда жизнь наша превращается в ужас. Вот это состояние часто приводит к ропоту на Бога. Ропот – это молитва Богу со знаком «минус». «Господи, что Ты мне этого и этого недодал?» А разве вправе человек предъявлять претензии Господу Богу?

– Опрометчиво.

– Поэтому нужно принимать с радостью то, что дает Господь, и не скорбеть о том, что нам, казалось бы, хорошо иметь. Если это нам не дается, значит, не дается.

Об осторожности в словах

– Духовный отец и духовник – в чем разница? Иногда, мне кажется, несколько путают эти понятия.

– Все-таки у многих людей существует тот самый человек – и я бы не сказал, что это всегда священник, хотя в основном это священники, – который взял за руку и повел по пути христианской жизни. Помогал, рождал в вере, наставлял, то есть учил жить по вере. И многие вспоминают тех людей, священников, от которых впервые слышали весть о спасении. Когда мы слушали этого человека, необыкновенная радость была в душе. Вот как апостол Павел говорил: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» (Флм. 1: 10). Поэтому таких людей можно называть, в особенности если это священник, духовным отцом. Но отец в вере, как правило, один человек. И я считаю, что духовных отцов у одного человека не может быть много… Духовников может быть много, а духовный отец по жизни может быть только один. Поэтому когда ко мне обращаются: «Батюшка, а вы можете быть моим духовным отцом?..»…

В приходе проводятся занятия по изучению основ православной веры для детей. В приходе проводятся занятия по изучению основ православной веры для детей.

– …боитесь и убегаете?

– Я никогда с первого раза не отвечаю на этот вопрос. И более того: объясняю, кто такой духовный отец. Это тот человек, который помог делать первые шаги в жизни христианской. Я говорю: «Пожалуйста, обращайтесь ко мне с вопросами по вашей духовной, христианской жизни, не стесняйтесь, я всегда открыт для таких обращений», но вступать в какие-то формальные отношения и называть себя «духовным отцом» я всегда опасаюсь. Я с большой осторожностью подхожу к этим отношениям. У меня есть некоторые прихожане, с которыми у нас действительно отношения, самые близкие духовные отношения, именно духовного сыновства. Но их не может быть много.

У нас любят жонглировать такими понятиями, как «духовный отец». В древней монашеской традиции как было? Духовный отец – это старец, авва, геронда. К нему приходили в монастырях Востока в древности пять, от силы десять учеников. Ты старец, ты живешь одной семьей с учениками, ведется совместное хозяйство, ты каждый день их видишь, ты контролируешь их помыслы каждый день. Ты способен называться именно старцем, потому что ты ведешь их по монашеской жизни. А когда человек, пытаясь подражать древним пустынникам, желает управлять жизнью сотен людей, живущих в разных условиях на громадном расстоянии, то это уже совершенно иная модель отношений.

– Как дипломатично вы сказали. А может ли, должен ли священник на те вопросы, на которые не знает ответа или если он не имеет подходящего опыта, просто честно сказать: я не могу дать ответ на такой вопрос?

– Это естественно, это нормально. Это самые правильные отношения. Священнику, когда ему задают какие-то вопросы по жизни, касающиеся конкретного человека, нельзя давать универсальный ответ из книжки. Есть, конечно, вещи универсальные, которые можно сказать. А вот конкретная жизненная ситуация… здесь нужно честно говорить: «Я не могу решать за тебя. Но я могу помолиться». Надо помнить, что каждый христианин несет свою ответственность перед Богом и людьми, и негоже ее легкомысленно перекладывать на чужие плечи.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Православие в городе «вечного короля Норвегии» Православие в городе «вечного короля Норвегии»
Свящ. Александр Волохань
Православие в городе «вечного короля Норвегии» Православие в городе «вечного короля Норвегии»
Беседа со священником Александром Волоханем из Тронхейма
Об общих страницах истории Православия в Норвегии и на Руси, норвежском менталитете, русских храмах, тропе Олафа и операции «Асфальт».
О том, как в русском храме Норвегии финн служит О том, как в русском храме Норвегии финн служит О том, как в русском храме Норвегии финн служит О том, как в русском храме Норвегии финн служит
Беседа с игуменом Климентом (Хухтамяки)
О том, почему на мемориальном кладбище в Осло стоит русская церковь, кого крестил новгородец Трифон, стоит ли верить газетным «сенсациям» и чем датская принцесса Дагмар помогла норвежскому Православию.
Путевые заметки из Нового Валаама Путевые заметки из Нового Валаама
Петр Давыдов
Путевые заметки из Нового Валаама Горячее сердце «хладных финских скал»
Путевые заметки из Нового Валаама
Петр Давыдов
Почему финский Валаам – Новый? Старый Валаам был разорен в годы безбожного лихолетья. Иноки, бежав в Финляндию, основали новый монастырь.
Комментарии
Людмила21 мая 2018, 21:23
Катерина, грех был назван грехом, обличен громко и во всеуслышание, и не только в храме. Реакция спокойная, никаких нареканий и статей никому не было. Заявление лютеран привела как пример для убедительности. Видимо прозвучало неубедительно. Простите. Не надо никого обвинять в конформизме.
Катерина 21 мая 2018, 12:06
Юрий15 мая 2018, 09:03 - Европейский Союз находится в настоящее время в цепких когтях голубого лобби. Причина банальная - никому из людей не хочется чувствовть себя парией в социуме. Чтоб этого избежать, есть только два пути - побороть свою асоциальность или наоборот, попытаться принудить большинство считать свои отклонения нормой. Что выбирает грешник?.. правильно, более легкий путь. Что стоит на его пути? Наше Святое Писание, где четко написано и об этом грехе в том числе. Следовательно, сначала надо побороть носителей инфориации. А это любая Право- или инославная Церковь (церковь), которая считает Святое Писание руководством к действию. Давление просто огромное.
Катерина 21 мая 2018, 11:54
Людмила19 мая 2018, 20:47 - как говорят психотерапевты, осознать свой недостаток - уже побороть его. Об этом задолго до появления понятия "психотерпия" знала Православная Церковь. Обличение греха (неважно, какого из списка)+пути борьбы и есть её обычная 2000летняя практика спасения душ. Вы же, верное её чадо, считаете эту практику воинствующе, неправославной?
Людмила19 мая 2018, 20:47
Катерина, православная церковь никогда не занимала воинствующую позицию, у неё другое предназначение. Вы говорите "просто добрые и хорошие люди, увы живущие уже не в Истине". У свт.И.Брянчанинова читаем: Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь(Ин.14,6). Слово Твое есть истина(Ин.17,17). Не стоит так отзываться о людях, посещающих Храм Божий и участвующих в Божественной Евхаристии. Не о каком служении двум господам не может быть и речи поскольку "у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все и мы Им"(1 Кор. 8-6).
Катерина 19 мая 2018, 11:54
Людмила18 мая 2018, 23:21 - Лояльность по отношению к государственному устройству в котором живет православный христианин, нельзя путать с лояльностью к тому духу, в котором живет это государство. Спутав, легко можно начать служить двум господам, при этом этого не замечая. И тогда правосоавные уже не православные, а просто добрые и хорошие люди, увы живущие уже не в Истине.
Катерина 19 мая 2018, 11:09
Людмила18 мая 2018, 23:21 - я имею ввиду именно обличение греха содомитства, как часть проповеди Истины в Православной Церкви Финляндии. Нельзя же прийти к Истине, не борясь со своей греховной падшей природой, правда ведь? А для борьбы необходимо прежде всего грехи называть именно грехами, а не использовать какие-то размытые словесные конструкции, только сбивающие с толку грешника.
Людмила18 мая 2018, 23:21
Катерине. К примеру, евангелическо-лютеранская церковь Финляндии приняла решение венчать в качестве супругов только мужчину и женщину, в отличии некоторых своих собратий западной церкви, тем самым выразив своё отношение к данной теме. Об этом есть статья и на православии.ру. Никаких нареканий в связи с этим не было. Позиция же православной церкви в этом отношении всем известна, так что тут и говорить не о чем. Значение проповеди в гомилетике определяется как "возвещение истины о Господе Иисусе Христе и призыв ко спасению через слово"!
Людмила18 мая 2018, 22:34
Спасибо за замечательное интервью! Спасибо Вам, батюшка, за мудрые ответы!
Дорогие братья и сёстры, почему нас иногда тянет в политику, когда речь идёт о душе, духовности, здесь еще и о жизни прихода. У политиков и церкви разные цели. Земное и духовное - разные понятия. Ещё Господь сказал "... кесарево кесарю, а Божие Богу." Помогай нам всем Господи!
Катерина 17 мая 2018, 22:40
Может ли православный священик в Финляндии обличить грех содомитства громко, на проповеди, не боясь попасть под статью?
17 мая 2018, 16:29
Прекрасное, мудрое интервью. И храм еще построится, если будут христиане. А осуждать кого-либо - это не по-христиански. Делай усилия к спасению себя, и вокруг тебя люди начнут меняться к лучшему. Я озлобленности в Финляндии ни от кого не чувствую. Только уважение и любовь.
Катерина 17 мая 2018, 00:05
Замечательное интервью!
Р.Б. Наталья16 мая 2018, 13:00
Юрию. Живу 15лет в Финляндии, хожу в приход 14лет( активный член церкви). Не какой агрессии нет, у вас такое мнение ,у нас такое. Точка и не каких притензий! Да в школах идут на уроках беседы, голубые и розовые это нормально, но дома разговариваем о Садоме и Гаморе и т.д. И дети выросли с православными взглядами на жизнь! И что бы в школе не говорили и не учили, надо спокойно ко всему относиться!!! Мир большой и взгляды на жизнь разные и культуры разные,
Осуждение это грех.... Статья очень интересная! Всему свое время, и на храм деньги найдуться....
Юрий15 мая 2018, 09:03
В дополнение к теме "Не все то золото, что запад", мне, кажется, имеет смысл рассказать о том агрессивном давлении на православных, которое оказывает государство, ведя пропаганду гомосексуализма - будь то в школе, будь то в общественной жизни. Беседовал со многими христианами в Финляндии, и большинство из них говорили, что давление не просто есть - оно действительно агрессивное, озлобленное. "Если ваша община не хочет проблем, то осуждать гомосексуализм вы не смеете" - с такими словами сталкиваются, по их словам, православные священники. Хороша свобода.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×