Опубликована резолюция конференции «Христианский образ и сакральное пространство»

Москва, 7 августа 2019 г.

    

18 апреля 2019 года в Москве, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ), состоялась конференция «Христианский образ и сакральное пространство». Организаторами конференции выступили Межвузовский иконописный совет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, МДАиС и Православный гуманитарный институт «Содействие». Исходя из учения Православной Церкви об образе, участники конференции сформулировали положения о церковном искусстве и творчестве церковных художников.

В настоящее время в России наблюдается деятельность антицерковных сил, стремящихся дискредитировать Русскую Православную Церковь. Мишенью для дезинформации или прямой клеветы, или предлагаемых «реформ» становятся различные стороны церковной жизни. Церковное искусство также не миновала агрессия современного либерализма.

В последние годы участились антииконные манифестации (провокационного содержания выставки, перфомансы, акции и т.п.). Непосредственным поводом для обсуждения на конференции стала провокационная выставка «После иконы», которая прошла в рамках ХХVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» в Зале церковных соборов при Храме Христа Спасителя с 27 по 31 января 2019 года. Организатор выставки – Молодежный отдел Московской городской епархии при поддержке Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви1.

На выставке экспонировались так называемые «концептуальные произведения» и инсталляции современных художников, называющих себя «православными художниками». Идеологом и куратором выставки являлся «кандидат философских наук, художник и исследователь проблемы изобразительного канона в христианском искусстве» Антон Беликов2 , который в рамках данной выставки опубликовал и распространил антихристианский, антицерковный, по сути иконоборческий «манифест».

В этом документе содержатся откровенно оскорбительные высказывания. Православное искусство в России именуется «красивой и бесполезной консервой». Утверждается, что «в закромах русской культуры сияет банка с консервированным церковным искусством», о котором никто не знает, какое оно «на самом деле»; что «современные реплики древних икон – фейк, подделка»; что, «согласившись на неактуальность, христианский художник обречен идти по замкнутому кругу копирования музейных экспонатов», а современные иконописцы «лишь плагиаторы Рублева, жалкие эпигоны». Главный призыв манифеста — «Мы не можем больше сидеть в резервации под названием “церковное искусство”, мы должны идти в галереи и на улицы»3.

Помимо таких, явно нецерковных, заявлений, выставка пропагандировала «свободное искусство», демонстрируя по сути протестантское понимание церковности и духовности, при столь же явном игнорировании православных традиций. С художественной и формальной стороны большинство представленных на выставке экспонатов по форме и стилистике укладываются в такие направления искусства как авангардизм, постмодернизм и даже поп-арт. Изображения, соответствующие догматическим установлениям Седьмого Вселенского Собора, на выставке практически отсутствовали.

Идеолог выставки А. Беликов проводил аналогичные выставки и ранее, но впервые такому творчеству были предоставлены выставочные площади Патриаршего Собора Русской Православной Церкви, что свидетельствует о том, что у части организаторов приобщения церковного сообщества в отношении церковного искусства наблюдается глубочайший кризис церковного сознания или вопиющая необразованность, граничащая, к глубокому сожалению, с полной богословской и общекультурной безграмотностью. Последнее обстоятельство особенно тревожно и обнажает усугубляющиеся проблемы в современном церковном православном образовании и воспитании молодежи.

Оценивая общую ситуацию, следует признать, что понимание церковного образа в иконописи давно ослаблено, православные храмы нередко заполняют изображения, недостаточно профессиональные и, главное, также нередко лишенные подлинного благочестия. В коммерческом развитии «ремесла от церковного искусства» есть опасность как крайней модернизации церковных форм, так и штампа, китча и «ширпотреба», не несущего в себе духовной глубины.

Настоящая жизнь и развитие подлинно церковного искусства почти неизвестно ни российскому обществу в целом, ни широкой православной общественности, так как о действительно хорошем и новом в церковном искусстве СМИ молчат, в то время как скандальные выставки ими активно обсуждаются.

Как и во времена иконоборчества, настало время апологии иконного сакрального образа, а также определения личной ответственности каждого верующего художника-иконописца перед тем Образом, который они являют или хотят явить в своих работах.

Цель конференции состояла в том, чтобы рассмотреть ряд основных тем, позволяющих четко сформулировать церковную позицию в отношении современных тенденций в церковном и религиозном искусстве в связи с актуальными вызовами традиционному церковному искусству со стороны так называемого «современного религиозного искусства», дать основные определения и сформулировать важные положения церковного учения об Образе.

Предметом обсуждения на конференции стали такие темы, как догматичность и литургичность церковного искусства, икона как часть церковного предания, иконописный канон, язык иконописи, свобода творчества художника/иконописца, современная религиозноисторическая живопись и др.

В результате работы конференции ее участники в кратком виде сформулировали свою позицию по указанным проблемам, а также составили рекомендации. С текстами докладов можно ознакомиться здесь.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

I. Богословские основы церковного искусства

1. Церковное изобразительное искусство является одной из форм Священного Предания. Догмат иконопочитания (787 г.) констатирует необходимость для Церкви возносить хвалу, благодарение и прошения Богу через Его святые изображения.

2. Церковное изобразительное искусство по своему содержанию так же вечно, как сама Церковь, определяющая это содержание. Поэтому церковное искусство не может «устареть», стать неактуальным и т.п.

3. Догматичность церковного искусства установлена Догматом иконопочитания Седьмого Вселенского собора (787 г.), предваряемого постановлениями Пято-Шестого (692 г.) Вселенского собора. Согласно Догмата иконопочитания, иконой является лишь то изображение, которое несет в себе новозаветное Откровение и является точным ему соответствием на языке образов. Отступление от догмата или его искажение есть ересь.

4. Церковное искусство литургично. Богословским, литературным и церковно-историческим контекстом иконописи являются Священное Писание, догматические постановления Церкви, Священное Предание, которые Церковь принимает через литургическую поэзию, жития святых. Литургический смысл иконы не допускает произвольное вторжение в церковное искусство нецерковных художников, даже при их личной одаренности и образованности.

5. Церковное искусство канонично по своей литургической природе, поскольку литургика не существует вне канонов. Каноническая художественная форма аккумулирует знания и духовный опыт многих поколений иконописцев, который предстоит получить и усвоить новым поколениям церковных художников, чтобы научиться подлинной свободе в церковном творчестве.

6. Святая Церковь исповедует, что икона сопричастна Первообразу, поэтому через благочестивые православные иконы совершаются чудотворения. Икона чудотворна.

7. Иконопись исполняет пророческую функцию, ибо свидетельствует о Царствии Небесном. Согласно Догмату (787 г.) икона почитается наряду со Священным Писанием, которое пророчествует во всех своих книгах.

8. После Седьмого Вселенского Собора (787 г.) православное учение об образе было развито Святыми Отцами. Их творения требуют изучения, усвоения и дальнейшей разработки применительно к современным условиям жизни Церкви.

II. Сакральное пространство

9. Являясь священным изображением, икона требует вокруг себя сакрального пространства и потому в первую очередь предназначена для храма. Во внехрамовом пространстве икона свидетельствует о присутствии Божием и призывает к Богообщению.

10. Православный храм есть священное место, в котором церковное искусство органично выполняет важнейшую функцию: зримо, в образах и символах, являть верующим невидимое и вечное, святое и священное.

11. Строительство новых храмов должно основываться на серьезном изучении его художественной символики, на всестороннем изучении всего духовного опыта Православной Церкви и следовании этому опыту в применении к художественному образу храма, как образу сотворенного мира Божиего – всего мироздания.

III. Творчество в священном искусстве Церкви

12. Для мировой культуры новым было появление иконы как святыни, создаваемой для почитания истинного Бога и для встречи с Ним.

13. Новизна содержания иконы по отношению к дохристианскому искусству состоит в ее способности показать вочеловечившегося Бога (ср.: Ин. 1:14), а также человека, преображенного благодатью Святого Духа.

14. Для того, чтобы творчески показывать инаковость жизни, принесенной Христом, икона выработала особый язык. Этот художественный язык («символический реализм»), необходим для изображения, описания в образах явленного в христианстве нового и полноценного понимания вечности, как Царства Пресвятой Троицы, открытого человечеству Господом Иисусом Христом, и нового учения о Боге и общения с Ним.

15. Иконографический канон является свойством церковного искусства, поскольку в нем раскрывается символический и богословский смысл изображения. Каноничность присуща всякой большой культуре.

16. Каноничность не исключает свободы творчества, а являет стремление художника изобразить не свой субъективный взгляд на предмет, а постижение им самим и выражение в иконе Вечной Истины, согласно церковному вероучению.

17. По отношению к историческому канону, свобода творчества в Церкви существует в разных видах:
– Церковь постоянно создает новые иконографии, ибо в каждом поколении возникают или открываются новые святыни, появляются новые подвижники, происходят новые события, требующие новых решений;
– поскольку иконография основана на священных и литургических текстах, на Священном Писании и на Церковном Предании, иконописец может, в рамках церковной духовной свободы и в рамках догмата, вносить изменения или дополнения к сложившейся теме, как свой историко-церковный и богословский комментарий, вплоть до создания новой иконографии.

18. Свобода иконописца в благочестивом творчестве ограничена: по содержанию – верностью Священному Писанию и Церковному Преданию, по образу – благоговением и благообразием, по форме – традицией иконописного канона.

19. Сегодня необходимы осмысление и актуализация существующих канонов иконописания, удерживающих церковное изобразительное искусство и храмовую архитектуру в границах Церковного Предания.

IV. Требования к иконописцам

20. Согласно Оросу Седьмого Вселенского собора, руководство церковным искусством принадлежит соборному разуму Церкви, возглавляемой епископатом. Художник как член Церкви принимает участие в обсуждении проектов и исполняет одобренный соборным церковным разумом замысел.

21. Иконное творчество – есть соборное делание, требующее от иконописца смирения, мудрости, кротости и послушания – высших христианских добродетелей.

22. Как плод человеческого литургического творчества, икона является приношением и жертвой Богу. Таковое приношение осуществляет каждый иконописец, что требует от него искренней веры и глубокого осознания своей ответственности.

23. Иконописец должен обладать соответствующими церковными знаниями и следовать евангельскому учению в устроении жизни. Путь к истинной иконе есть путь к святости иконописца. Этим путем шли великие иконописцы древности - прпп. Андрей Рублев, Даниил Черный и другие иконописцы, имевшие опыт исихазма и созерцания Божественного света.

24. Для церковного искусства по-прежнему актуальны постановления Стоглавого собора Русской Православной Церкви (1551) о нравственных и профессиональных требованиях к иконописцам.

V. Религиозная живопись

25. Религиозная картина есть художественная реализация религиозного чувства. Для верующего человека в христианском религиозном искусстве эстетическое не существует вне духовно-этического, выражаемого в благочестии, в благоговейном отношении к святому, священному, к святости в целом. Поэтому для верующего художника-христианина всякое произвольное искажение сакрального образа недопустимо. Художник может реализовать свои представления о Боге и святых, сверяя их с авторитетным свидетельством Церкви.

26. Исторические картины и портреты, согласующиеся по содержанию с историей Церкви, пребывают вне литургического пространства, но могут служить целям христианского просвещения как отображение Священного Предания. Возможна и допустима благочестивая религиозная живопись, не являющаяся иконой, так же, как существует благочестивая религиозная поэзия, не являющаяся молитвой.

27. В рамках светского религиозного искусства могут быть разные решения. Свидетельствовать о христианстве и Боге вне храма и его пространства молитвы можно и нужно, но в духе святых повествований о Христе и Его Царстве. Апологетическое искусство должно самим своим языком свидетельствовать о чистоте и святости евангельского учения. Оно не должно иметь ничего общего с духовной темнотой современных псевдорелигиозных инсталляций, порождаемых духовным невежеством их авторов.

28. Аргументы современных нецерковных деятелей и художников, оправдывающих свои «творческие поиски» и громкие акции якобы миссионерскими целями, «приближением искусства к народу», «выходом на площадь» и т.п., полностью несостоятельны. Проповедь христианства не может осуществляться средствами поп-культуры или размещением граффити с образом Спасителя и святых на стенах домов, на заборах и т.п., в грубой уличной плакатной форме, провоцирующей оскорбление религиозного чувства.Подобные акции отталкивают людей от Христа и Его Церкви. Задача христианского искусства состоит в том, чтобы поднимать человека до высот боговидения, а не опускаться до примитивного уровня.

29. Поиск нового языка, новой выразительности в светском религиозном искусстве не должен размывать границы церковного, храмового искусства. Живое, настоящее, искреннее, новое христианское храмовое искусство, вопреки некоторым утверждениям, создается именно в Церкви, поскольку только Церковь указывает чистый путь к Вечному.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Значение иконописи и религиозного христианского искусства для жизни Церкви требует более глубокого осознания и изучения. Для решения назревших проблем в современном церковном изобразительном искусстве необходимо их соборное осмысление. Для этого следует подготовить проекты общецерковных документов по церковному искусству, которые было бы важно рассмотреть и принять на архиерейском соборе Русской Православной Церкви.

2. Для подготовки таких документов целесообразно сформировать особую Комиссию по проблемам церковного изобразительного искусства и храмовой архитектуры в рамках Межсоборного присутствия. (Существующая Комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства состоит из специалистов по литургике, а не по церковному искусству и решает в основном проблемы литургики).

3. Имеется настоятельная потребность в актуализации и рецепции церковным сообществом уже существующих соборных решений Православной Церкви, относящихся к иконописанию, например, Стоглавого собора 1551 г.

4. Необходимо существенно улучшить качество преподавания истории церковного искусства, рассматривая его в более тесной связи с его догматическими, литургическими, богословскими основами в православных образовательных учреждениях и на курсах повышения квалификации духовенства. Для этого необходимо ввести новые и/или существенно расширить и доработать существующие учебные курсы. Необходимо полнее и шире, чем сейчас, разрабатывать богословие Образа, как полноценное богословское направление, на основе богословия святых отцов и профессионального изучения церковно-художественного наследия в церковных научно-образовательных учреждениях (курсовые и дипломные работы), поощрение научной работы (написания монографий, защиты диссертаций), в том числе за счет выделения грантов по богословской проблематике церковного искусства.

5. Следует обратить внимание на музейные собрания икон Русской Православной Церкви, в которых должна вестись более глубокая и серьезная, чем в светских музеях, богословская работа по изучению духовного смысла иконы, а также ее исторического значения. Недостаточность такой работы свидетельствует о недооценке миссионерского, богословского и вообще культурно-исторического значения искусства иконы. Так, великолепное собрание икон, принадлежащее Фонду поддержки храма Христа Спасителя, до сих пор не имеет научного коллектива и квалифицированных специалистов, искусствоведов и экскурсоводов. Между тем, оппоненты церковного искусства активно используют «монументальную пропаганду» против Церкви.

6. В целях восстановления и воспитания у верующих и общества благоговейного отношения к священным изображениям и вообще к святыне необходимо сформулировать и принять разъяснительные и административно-канонические меры по использованию священных изображений вне храма: в издательской деятельности (книги, журналы, газеты, календари и др.), в производстве и торговле предметами православного обихода (декоративно-прикладное искусство, сувенирная продукция и т.п.).

Участники конференции выражают надежду, что общими усилиями священноначалия, специалистов (иконоведов, иконописцев, историков церковных искусств) и всего православного народа Русская Православная Церковь сможет успешно разрешить все указанные проблемы.

7 августа 2019 г.

1 Интернет-сайт Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви. 22.01.2019.

2 Там же.

3 Антон Беликов. Манифест к выставке «После иконы» [Электронный ресурс] // Cultobzor.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×