Сегодня День Ангела у каждого христианина

Пастыри – о Бесплотных силах

8/21 ноября Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.

О том, как Архангелы и Ангелы хранят Церковь Христову и народ Божий, каждого из нас, как направляют на верный путь, показывают пример почитания Господа и Его прославления, спасают от духовной тьмы, напоминают об истинном предназначении человека, – эти истории, рассказанные архипастырями и пастырями.

«Человек должен воссиять превыше ангелов»

Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), Русская Православная Церковь Заграницей:

– Ангелы, Архангелы и прочие Бесплотные силы – это светила на небе Божием. Но человек – большее светило, большее солнце, чем Ангел. Ибо только о нем сказано, что он создан по образу и подобию Трисолнечного Божества.

Но видно ли это в нашем мире? Нет. Видно помрачение всех светил человеческих грехом, ибо грех поражает солнце, созданное в человеке, и отводит человека от Бога, от Первоначального Света.

Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) Архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт) Ныне весь человеческий ум современного мира обращен к материальному благобытию. В храме верующие собираются для того, чтобы доказать, что не все погибло, что есть еще люди, которые стремятся к высшему, к небесному, к ангельскому. Это возможно, когда мы отказываемся от своей гордыни, когда признаем, что все доброе в нас дано нам Богом, дано для того, чтобы мы умножали его как таланты, но не считали своим достоянием, а только временным подаянием, которым мы обладаем во славу Божию. И когда мы, приходя в храм Божий, воздаем славу Богу, восхваляем Его псалмами и песнопениями, но более всего – своим покаянием, тогда мы присоединяемся к Ангелам, Архангелам, Началам, Властям, ко всем Ангельским чинам, которые держат над нами свой омофор, покрывают нас своей любовью, своим усердием в молитве к Богу.

Помрачение, постигшее человечество, видно прежде всего в том, что в любом месте земного шара идет война, происходят убийства, детоубийства, отвращение человеческого ума, сердца и души от Бога. Но если в нас самих – временно – царит внешний мир, то этот мир может быть хуже войны. Еще в IV веке святитель Григорий Богослов говорил: лучше война, чем такой мир, который нас отводит от Бога.

Итак, вспомним, что наша война должна быть не против человека, не против ближнего, а против грехов, против греховного состояния в каждом из нас. Когда мы боремся против греха до крови, как говорит святой апостол Павел (см.: Евр. 12: 4), тогда мы приобретаем опыт в этой борьбе и терпение, приобретаем ту любовь ко Христу, которая освобождает нас от уз греха и приводит в настоящую, истинную свободу, в новые пространства Божии в нашей жизни. Мы приобретаем это, когда стремимся к миру с Богом, к миру с самими собой, к миру со своей душой, которая почивает в Боге и от Него черпает силы и благодать для того, чтобы воссиять, как солнце, превыше Ангелов и Архангелов.

«Ангел не может быть атеистом»

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау), Элладская Православная Церковь:

Однажды ко мне, помню, подошел юноша и говорит:

– Отец, я атеист, но я хочу поверить в Бога. Знаю, что вы образованный человек, я тоже образован. Я хочу, чтобы вы мне предоставили доказательство существования Бога.

Я поинтересовался его образованием, он так же, как и я, оказывается, изучал физику и математику.

– Знаешь ты вот это (переводчик нашей беседы не смог перевести узкоспециального термина. – О.О.) из высшей математики?

Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау) Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Хаджиниколау) Он растерялся:

– Не знаю…

– Ну вот… Очень жаль! Потому что мое доказательство было основано именно на этом положении высшей математики.

Он чувствовал себя очень неудобно.

Тогда, улыбаясь, я хлопнул его по плечу:

– Я тебе это сказал не для того, чтобы тебя обидеть, а дабы убедить, что с математической точки зрения доказательство существования Бога невозможно. Его вообще нельзя познать интеллектуально. Ты когда-нибудь был на Афоне?

– Нет, но я слышал о нем и хочу поехать.

– Ты обязательно должен туда поехать, найти там старца Паисия († 1994) и сказать ему то же самое, что сказал мне: «Отец мой, я атеист, но хочу поверить и хочу, чтобы вы мне предоставили доказательство существования Бога».

– Я не могу этого сделать, – вдруг признается он.

– Это почему? Со мной мог, а там не сможешь?!

– Не знаю, я боюсь…

Панагуда – келлия старца Паисия Панагуда – келлия старца Паисия

– Ну почему же, – я тут же стал ему рисовать план, как найти Панагуду – келлию отца Паисия. – Напутствую: приедешь к нему, постучишь в дверь и скажешь то же самое, что сказал мне: «Отец мой, я хочу, чтобы вы предоставили мне доказательство существования Бога».

– А он образованный? – уточнил у меня этот молодой человек.

– Он важнее даже самых образованных.

Старец Паисий со стаканчиком, чтобы напоить посетителей Старец Паисий со стаканчиком, чтобы напоить посетителей Через три дня он поехал на Афон. Звали его Серафим.

Когда он приехал в монастырь Кутлумуш, который находился рядом с келлией старца Паисия, он оставил свои вещи и пошел поговорить со старцем. Войдя к нему во двор, он увидел четверых молодых людей, а сам старец разговаривал с кем-то в другой стороне двора. Он сел вместе с этим квартетом хлопцев, ожидающих старца, и не знал, что ему делать… Через 10 минут отец Паисий закончил свой разговор, подошел и говорит ему:

– Иди со мной, возьми вот эту коробку с лукумом, а я возьму стаканы, чтобы нам подкрепить остальных, – и когда тот склонился, чтобы взять указанное, тихо добавил:

– Я хочу тебе кое-что сказать.

«Это разные вещи: быть атеистом и носить имя Ангела и быть атеистом…» – проговорил старец Паисий

Парень сосредоточился и услышал:

– Это разные вещи: быть атеистом и носить имя Ангела и быть атеистом – такое я вижу в первый раз…

Тот совершенно растерялся.

– Можно с вами поговорить? – разве что проговорил он.

– Не сейчас, – деловито сообщил старец. – Ты сейчас пойдешь в монастырь, вы тоже, ребята, все вставайте, идите в монастырь, потому что уже вечереет.

Серафим не мог успокоиться. Поднимаясь к монастырю, он смотрел, нет ли здесь каких-нибудь телефонных проводов. Может быть, я успел позвонить старцу и все ему рассказать? Тогда не было мобильных телефон, и конечно, у старца Паисия не было бы мобильного телефона, даже если бы их уже изобрели.

Тот, бедный, всю ночь не мог заснуть. И утром, как только открылись ворота монастыря, он стремглав побежал к келлии отца Паисия. Вместо звонка у калитки во двор старца были две железки, ими надо было ударять друг о друга, и тогда раздавался звук.

Было шесть часов утра, а Серафимчик среди тишины стоял и бил и бил в эту железяку. Отец Паисий не отвечал.

Потом этот посетитель долго сидел и ждал. Спустя достаточно продолжительное время он опять решился постучать. И вдруг слышит:

– Эй, добрый молодец! Что ты пришел сюда? Что тебе надо?

– Отче, я хочу с вами поговорить… – только и канючил он.

– О чем тебе со мной говорить?!

– А что, нельзя поговорить?!!

– Зачем ты сюда приехал?

И в тот момент, когда старец произносил эту фразу, «узел неверия», как потом мне говорил этот человек, в нем развязался.

– Могу я подойти к вам ближе?

– К Богу подойди ближе.

– Что мне для этого надо сделать?

– Тебе нужно найти хорошего духовника и пройти общую исповедь. Тогда твоя жизнь изменится.

Этот человек стал монахом.

Как Ангелы славословят Бога

Иеромонах Антоний (Ромадин), насельник Саввино-Сторожевского монастыря:

Иеромонах Антоний (Ромадин) Иеромонах Антоний (Ромадин) – На Рязанщине есть село Князево. Оттуда в Москву на Афонское подворье, помню, приезжали рабы Божии Марфа и Екатерина. По поручению местных жителей они искали священника. Местный епископ не мог им предложить свободной кандидатуры, сказал, чтобы ехали в столицу, в какой-нибудь монастырь обратились с просьбой. В первый раз им не удалось убедить нашего тогдашнего настоятеля отца Феоктиста (Дорошко), потом они второй раз приехали – опять безрезультатно, и только на третий раз он согласился.

В Князеве жила баба Нюра, как ее там все называли, – родственница старице Феодосии Скопинской († 2014). Она-то и сподвигла односельчан на возрождение храма во имя Архангела Михаила. «Сидела, – говорит, – однажды и думала: вот везде в городах уже храмы открыты, у нас до сих пор закрыт!..» Стала обходить окрестные дома, женщинам предлагала начать действовать…

И вот однажды, рассказывала, собрались они в каком-то местечке в Князеве, откуда был виден храм, да и засиделись там за столом за разговорами за полночь. Стемнело, на улицу вышли – храм горит!! Пламя как-то крестообразно рвется… Кто что похватал, ведра какие-то, а как подбежали, поняли, что… никакого пожара нет!

Видят: храм горит! Пламя как-то крестообразно рвется… А как подбежали, поняли, что… никакого пожара нет!

Крыша у церкви еще со времен, когда там зернодробилка и зернохранилище при советской власти были, покрыта рубероидом, ничего не полыхало. Это такое видение явлено было. Поняли: знак от Бога – нужно храм открывать.

Я, когда эту историю впервые услышал, подумал: наверное, старица Феодосия молилась о том, чтобы в тех местах, где она родилась, был открыт храм или монастырь. Так по молитвам матушки ее родственнице, полагаю, и пришла мысль о том, чтобы местных жителей обойти, поднять на восстановление храма. Из Москвы был прислан священник, а со временем здесь монастырь образовался. Сначала хотели подворье мужского монастыря организовать, но потом женскую обитель открыли (хотя в итоге все равно к подворью мужского монастыря вернулись).

А тогда сразу же удивительным образом в течение полугода 30 сестер в обитель собрались. До этого мы на клиросе вдвоем с братом Трофимом как могли пели, а тут сестры вдруг подпевать стали да перепевать нас…

Схимонахиня Феодосия Схимонахиня Феодосия Помню, как раз на праздник Архангела Михаила я разболелся и не смог утром даже на службу встать. А именно на этот престольный праздник и приехал наш московский настоятель отец Феоктист…

– Пусть сестры уже сами поют… – благословил тогда уж он.

Братии тогда предложено было взять на восстановление Саввино-Сторожевский монастырь, и мы все свои силы сосредоточили там.

А храм в Князеве – удивительное место. До сих пор его забыть не могу. Одна женщина там рассказала, что она шла как-то на уборку храма в субботу перед всенощной и внезапно под окнами услышала невероятно красивое пение. Недоумевает: «Как так батюшка позвал убирать, если служба уже началась?..» Отчетливо слышала много красивых голосов – целый хор. А как подошла к двери храма, смотрит: замок висит… Только к замку, говорит, прикоснулась, пение прекратилось.

У преподобного Варсонофия Оптинского об ангельском пении есть такой рассказ:

«Это было в Вологодской губернии. Служили в одном храме обедню. Вдруг на улице произошел пожар. Все бросились из храма, он совсем опустел, и остались только диакон и священник. Певчие тоже разбежались. Но когда диакон начал ектению, с клироса послышалось чудесное пение. Мимо церкви проходил в это время один поляк. Привлеченный дивным пением, он вошел в церковь и был поражен небывалым зрелищем. Церковь пуста, только престарелый священник в алтаре и диакон на амвоне. На хорах – светлые мужи в белых одеждах. Они-то и пели.

Церковь пуста, только престарелый священник в алтаре и диакон на амвоне. На хорах – светлые мужи в белых одеждах

По окончании Литургии поляк подошел к священнику и спросил его, кто были эти благолепные мужи, которые так дивно пели.

– Это Ангелы Божии, – ответил иерей.

– Если это так, то я сегодня же хочу креститься, – сказал поляк.

– Вы уже крещены, – ответил священник, – примите только Православие.

И поляк был присоединен к Православной Церкви благодаря ангельскому пению».

Помню, и мы, когда жили там, в Князеве, однажды тоже шли вечернее правило совершать и услышали пение – изумительнейшее! – у дверей храма. Я тогда вспомнил слова той женщины, как она дотронулась до замка и пение прервалось. Мне тоже нужно было храм открывать, братия уже к храму собиралась. Минуту это ангельское пение было явно слышно, а потом наступила тишина, там уже послышались шаги монахов в темноте…

Когда мы матушке Феодосии рассказывали про этот Архангельский храм, она как-то сказала:

– Господь ходит вокруг храма. Вокруг все заплевано, в нечистоте… Господу негде ступить.

Мне показалось, старица в целом в этих словах выразила мысль о том, что происходит в современном мире: есть Господь, Ангелы Божии, святыня храма, а вокруг такое непонимание, мерзость, чуждый дух…

Чудеса Архангела Михаила

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского монастыря:

Иеросхимонах Валентин (Гуревич) Иеросхимонах Валентин (Гуревич) – Одно время после тяжелой операции я жил в Вознесенском Оршином монастыре Тверской епархии. Там недалеко от монастыря находится селение с библейским названием Эммаус. Возможно, в свое время некий благочестивый помещик дал такое название своей вотчине.

У рок-музыкантов почему-то некое тяготение к подобным названиям: Назарет, Эммаус и т.д. Они и облюбовали эту местность для проведения рок-фестиваля.

Так как село находится в чистом поле, то звук от колонок с усилителями просто глушил всю округу – не было спасения от этих децибелов и в монастыре. Особенно дико было слушать во время богослужений клиросное пение в этом своеобразном сопровождении… Искушение!

Матушка Евпраксия (Инбер), настоятельница Вознесенского Оршина монастыря, переговорив с архимандритом Наумом (Байбородиным; † 2017), получила от него такое благословение:

– Всем в монастыре читать акафист Архангелу Михаилу!

Старец очень почитал Архистратига – ему посвящены теперь уже два монастыря на его родине: женский в родном ему селе Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области и мужской в близлежащем селе Козиха. Промыслительно и то, что 40 дней преставления отца Наума пришлись на празднование памяти Архангела Михаила и всех Сил Бесплотных.

И вот матушка игумения со всеми сестрами и девочками из монастырского приюта, к ним присоединился и я, проживавший тогда в монастыре, – все мы стали читать акафист Архангелу Михаилу. И Господь сотворил чудо! Это было невероятно: в монастыре настала полная тишина. Причем стоило только выйти за ограду обители – и там всё гремело! Делаешь шаг назад в монастырь – и наслаждаешься тишиной!

Стали читать акафист Архангелу Михаилу – и в монастыре воцарилась полная тишина. А за его оградой все так же грохотало

Я сам несколько раз проводил такой эксперимент: выходил – заходил. Снаружи шум, внутри ограды тихо! А ограда-то низенькая, символическая! Вот такое чудо по молитвам к Архангелу Михаилу!

Одно время еще при советской власти и я, и матушка Евпраксия трудились в действующем Малом соборе на территории Донского монастыря, превращенного тогда в музей. Я был там церковным сторожем, а она какой-то период – псаломщицей церковного хора, регентом которого был диакон Иоанн Сарычев – будущий архимандрит Даниил († 2006).

Жизненный путь Ивана Сергеевича, как его тогда обычно называли, был с избытком насыщен судьбоносными катастрофическими событиями в истории страны и Церкви ХХ века, в гуще которых ему было суждено находиться. Эту эпоху вполне можно назвать репетицией прихода антихриста…

Он знал множество ярких лиц духовного звания, простых верующих, исповедников и мучеников, был свидетелем чудесных явлений, которыми обычно богаты такие эпохи, когда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская (Пс. 45: 3).

Среди этих необычных событий он свидетельствует, что в некий особо важный момент, когда ему требовалось серьезное духовное укрепление, он получил его от Архангела Михаила, который предстал перед ним в Малом соборе Донского монастыря.

По его словам, этот Вождь Небесных воинств особенно силен именно в Донском монастыре, в котором ему посвящен один из храмов обители.

Подтверждением этих слов отца Даниила явилось то, что когда по вине злоумышленников произошел известный пожар в Малом соборе перед обретением мощей Патриарха Тихона, то в одном из кивотов с довольно большим количеством икон, которые были безжалостно уничтожены пламенем (оно в этом месте достигало особо высокой температуры), именно икона Архистратига Михаила осталась абсолютно неповрежденной и сияла, как только что написанная на чистом золотом фоне…

Слава Богу нашему, слава!

Купить книги из серии "Именинник" можно здесь:

Эта серия посвящена нашим Небесным покровителям - святым, чьи имена мы носим. Книги послужат добрым подарком всем близким людям, в особенности тем, кто скоро отметит день Ангела.

Подготовила Ольга Орлова

21 ноября 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татиана21 ноября 2019, 20:03
Ангелы Христовы, хранители наши Святые,не оставьте нас грешных, но молитися о нас ко Господу спастися душам нашим!
Сергей21 ноября 2019, 15:50
СПАСИБО!
рБ Марина21 ноября 2019, 14:56
АРХИСТРАТИГ МИХАИЛ И ВСЕ АНГЕЛЫ МОЛИТЕ БОГА О НАС!!! СПАСИ ГОСПОДИ БАТЮШКИ ЗА РАЗЪЯСНЕНИЕ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!СПАСИ ГОСПОДИ ОЛЬГА ЗА СТАТЬЮ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×