Вторник первой седмицы Великого Поста

Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями.
Святитель Василий Великий

Святой царь и пророк Давид. Книжная миниатюра. Британская библиотека Святой царь и пророк Давид. Книжная миниатюра. Британская библиотека
«Смирях постом душу мою», – говорит Давид Псалмопевец. Цель каждого христианина – подготовить свою душу к вечности, жизни с Господом, потому мы должны стараться смирить свою душу, утишить страсти, а они погашаются лишь постом и молитвой. Смирение – самое главное для спасения души, все остальное: подвиги, посты, молитва, поклоны – это средство, путь, которым душа идет ко смирению.

Есть такие «подвижники», которые налагают на себя строгий пост, а сами сгорают в страстях – гневе и ненависти к ближнему, такой пост Господу не угоден. В посту воздержание должно быть во всем: пище, поступках, словах, желаниях… Что такое воздержание в желаниях? Вот, человек любит мясо, а ради Господа совсем его не ест, так, как монашествующие. Другой решает никогда телевизор не смотреть… Все это – подвиги. В борьбе со страстями человек вырабатывает терпение, силу воли, а главное – смирение.

Ради Господа можно любой подвиг совершить – бросить курить, пить, перестать раздражаться, и Господь за эти подвиги дарует благодать, наполняет душу радостью и покоем, открывает смысл жизни. Некоторые считают, что такие подвиги воздержания можно самим, без Господа совершать. Но это в нас гордость говорит, жизнь показывает другое. Много известно случаев, когда человек не мог бросить пить, курить, сквернословить, что только не делал: и на свою волю полагался, и друзья помогали, и близкие, некоторые кодировались… Все напрасно. И лишь только, когда человек обращался к Господу, Матери Божией, каялся, просил помощи, обещал исправиться, Господь давал силы на борьбу, и жизнь человека менялась.

Душу и тело врачует пост. Пост – стояние на страже, борьба со злыми духами, страстями. И если приступят к душе бесы уныния, отчаяния, тоски, гнева, ревности, обратись в молитве ко Господу, проси сил на борьбу и готовь постом свою плоть к битве: отягощенному воину не одолеть врага. К воздержанию призывает нас Церковь, к воздержанию призывает Господь.

Из книги «В пост»

Песнопения 1-й седмицы Великого поста

Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти: умили сердца нас, рабов Твоих, и приими сущия со страхом молитвы наша, подая нам благотеченное поста поприще, очищение и велию милость.

«Господи, второй день пребывая в спасительном воздержании, мы взываем Тебе: пошли умиление в сердца Твоих рабов и прими молитвы наши, приносимые со страхом, даруй нам успешно пройти путем постным, очищение и богатую милость».

Из службы вторника первой седмицы

Трезвися, бодрствуй, воздохни, прослезися, постом все бремя греха душе отвергни, теплым покаянием отбегни огня, и плачем страстей плачевную ризу раздери, одежду Божественную приемлющи.

Из службы вторника первой седмицы

Кто огнь угаси? Кто затче уста зверей? Пост, отроки из пещи избавлей, и пророка Даниила от львов снеди: егоже лобызаим и мы братие.

«Кто погасил огонь? Кто заградил пасти диких зверей? Пост, который избавил отроков от сгорания в печи, а пророка Даниила – от съедения львами. Облобызаем же и мы, братья, этот пост».

Из службы вторника первой седмицы

Аще и согреших, Спасе, но вем, яко человеколюбец еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле: слезяща зриши, и притекаеши яко Отец, призывая блудного.

«Хотя и согрешил я, но знаю, что Ты человеколюбив, Спаситель: наказываешь милостиво и горячо переживаешь, видишь меня плачущим и бежишь навстречу, как Отец, призывая блудного сына».

Из Великого Канона св. Андрея Критского

Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно.

Тропарь святителю Андрею Критскому, вошедший в Великий Канон

О посте

Пост отражает искушения, умащает (украшает) подвизающихся в благочестии, ему сопутствуют трезвость и целомудрие.

Святитель Василий Великий

Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все по милости Божией стоит. Да и как иначе-то? Подпорка крепка! Господь постился, Апостолы постились, и притом – не мало, но как говорит о себе Апостол Павел: в пощениих многащи (2 Кор.11, 27); и все святые держали строгий пост, так что если б дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастися, покоряются…Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.

Святитель Феофан Затворник

Отвергающие пост и гоняющиеся за роскошью как за блаженством, влекут за собой великий рой зол и, сверх того, повреждают собственные тела.

Святитель Василий Великий

Кто постится истинно и нелицемерно, тот подражает Христу, на земле уподобляется Ангелам, подражает пророкам, входит в общение с Апостолами, посредством поста, достигнув перерождения своей природы, делается из неправедного – праведным, из злого – добрым, из нечистого – благочестивым и таким образом усвояет себе Христа, сокровище жизни…

Святитель Иоанн Златоуст

Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда.

Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи и будет тогда радость на душе и мир, и не надо других свидетелей, но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.

Если бы все люди покаялись и хранили заповеди Божии, то рай был бы на земле, ибо Царствие Божие внутри нас. Царствие Божие есть Дух Святой, а Дух Святой и на небе и на земле тот же.

Преподобный Силуан Афонский

Житие святителя Андрея, архиепископа Критского

Святитель Андрей, архиепископ Критский, по прозванию Иерусамлит, родился в третьей четверти VII века на Ближнем Востоке, в городе Дамаске, принадлежавшем тогда еще Восточной Римской империи. Известно, что родители его были благочестивыми христианами; сам же отрок Андрей оставался немым до семилетнего возраста. Однажды дар речи явился ему после причащения Святых Христовых Таин. Это чудесное исцеление очень сильно повлияло на духовную настроенность воспитанного в христианском благочестии юноши. Не оставляя познания наук светских, он внимательно изучает творения Святых отцов, все более склоняясь к уединенной иноческой жизни. Четырнадцати лет от роду Андрей удалился в прославленную Иорданскую лавру преподобного Саввы Освященного, где по прошествии времени иноческого испытания был назначен нотарием (т.е. письмоводителем). Духовная жизнь молодого монаха проходила под непосредственным водительством Иерусалимского патриарха святителя Софрония (634 – 644), после кончины которого в захваченном мусульманами Святом Граде правитель Патриархии Феодор возложил на инока Андрея должность сингела (т.е. секретаря). В 680 году ученому иноку Андрею довелось принять участие а VI Вселенском (Константинопольском) Соборе, на котором он сурово обличил монофилитскую ересь (т.е. признание во Иисусе Христе одной воли, а не двух: Божеской и, подчиненной ей, человеческой). Возвратившись с Собора во Иерусалим, инок Андрей продолжал свои подвиги. Именно тогда, в конце VII века, им были написаны замечательные богослужебные творения: Великий Покаянный Канон, канон праздника Рождества Христова, трипеснцы на повечерие Недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры праздника Сретения Господня и другие священные гимны.

Известность иерусалимского подвижника была столь велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (683 – 686) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также в должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни).

По прошествии некоторого времени, в 685 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II.

Из творений святителя Андрея того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Но святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Во время путешествия по церковным делам в Константинополь, на возвратном пути близ острова Митилены (Лесбос) в Эгейском море он скончался в некоем местечке Иерес в 712 году.

Святые мощи его были перенесены в Константинополь и сохранялись в монастыре его имени, где их видели паломники еще в 1350 году.

Память святителя Андрея, архиепископа Критского, совершается 4/17 июля, а главнейшее произведение его – Великий Покаянный Канон – по Уставу читается в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого Поста на великом повечерии (частями) и в четверг пятой седмицы Великого Поста на утрени (полностью).

4 марта 2014 г.

  • Вечернее богослужение в Сретенском монастыре во вторник первой седмицы Великого поста 1 878 1 Рейтинг: 9|Голосов: 22 Вечернее богослужение в Сретенском монастыре во вторник первой седмицы Великого поста 11 / 24 февраля 2015 г. Вторник Первой седмицы Великого Поста. Сретенскиймонастырь. Великое повечерие с чтением великого покаянного канона прп. АндреяКритского. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:39:03 мин. Размер 71.4 Mb)
  • Утреннее богослужение в Сретенском монастыре во вторник первой седмицы Великого поста 1 131 2 Рейтинг: 8,8|Голосов: 9 Утреннее богослужение в Сретенском монастыре во вторник первой седмицы Великого поста 11 / 24 февраля 2015 г. Вторник Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня, лития. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 5:22:32 мин. Размер 232.3 Mb)
  • Особая неделя покаяния 2 814 18 Особая неделя покаяния Слово на великом повечерии во вторник Первой седмицы Великого поста Архимандрит Тихон (Шевкунов) Весь Великий пост – пост сугубого покаяния, но первая неделя Великого поста и здесь, во всей Четыредесятнице, особая. (MP3 файл. Продолжительность 11:22 мин. Размер 8.2 Mb)
  • Вечернее богослужение в Сретенском монастыре во вторник первой седмицы Великого поста 767 0 Рейтинг: 5,5|Голосов: 2 Вечернее богослужение в Сретенском монастыре во вторник первой седмицы Великого поста 19 февраля / 4 марта 2014 г. Вторник Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие с чтением великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Хор Сретенского монастыря.
  • Утреннее богослужение в Сретенском монастыре во вторник первой седмицы Великого поста 27 1 Утреннее богослужение в Сретенском монастыре во вторник первой седмицы Великого поста 19 февраля / 4 марта 2014 г. Вторник Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня, лития. Хор Сретенской Духовной Семинарии.
  • Вечернее богослужение во вторник первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 26 346 23 Рейтинг: 5,2|Голосов: 5 Вечернее богослужение во вторник первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 23 февраля / 8 марта 2011 г. Вторник Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие с чтением великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 101:27 мин. Размер 48.7 Mb)
  • Утреннее богослужение во вторник первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 20 876 16 Рейтинг: 5,5|Голосов: 2 Утреннее богослужение во вторник первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 23 февраля / 8 марта. Вторник Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня, лития. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 288:02 мин. Размер 138.3 Mb)
  • О Великом каноне святителя Андрея Критского 63 026 22 Рейтинг: 7,5|Голосов: 283 О Великом каноне святителя Андрея Критского Диакон Владимир Василик Великий канон святителя Андрея Критского представляет собой широкую историческую панораму, начертающую историю человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично: в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, и единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение и подвиг, через деяние – к видению Божества.
  • Первая неделя Великого поста: советы пастырей 813 834 110 Рейтинг: 8,3|Голосов: 1172 Первая неделя Великого поста: советы пастырей Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Портал «Православие.ру» попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.
  • Утреннее богослужение во вторник первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 709 20 Рейтинг: 6,2|Голосов: 5 Утреннее богослужение во вторник первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 3 / 16 февраля. Вторник 1-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня, лития. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 324:11 мин. Размер 155.7 Mb)
  • Песнопения великого повечерия 550 0 Рейтинг: 4,3|Голосов: 84 Песнопения великого повечерия 22 февраля / 7 марта 2006 г. — вторник Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие. Хор Сретенского монастыря и хор Сретенской духовной семинарии.
  • Чтение Великого покаянного Канона прп. Андрея Критского. <BR>Вторник первой седмицы Великого поста 886 0 Рейтинг: 5,3|Голосов: 31 Чтение Великого покаянного Канона прп. Андрея Критского.
    Вторник первой седмицы Великого поста
    22 февраля / 7 марта 2006 г. — вторник Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великий покаянный Канон прп. Андрея Критского. Хор Сретенского монастыря и хор Сретенской духовной семинарии.
  • Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
    Комментарии
    Lyudmila Toll17 марта 2016, 04:00
    спасибо святый отче коротко и ясно сказано и вроде бы вот так и буду жить по заповедям Божиим но как же трудно мне избавиться от греха несогласия несмирения понимаю что это от гордости как мне изгнать ее стараюсь молюсь и вдруг снова как бес в голову потом остыну и до слез прошу Господи изгони из моей души это вредное, но почему же я не могу смолчать уйти и не доказывать свою точку зрения и свою правильность вчера в Старом Завете прочитала из Екклесиаста ...... .....все суета и томление духа......надо выучить это как Иисусову молитву но почему так трудно и как же мудрые мысли запечатлеть чтобы вовремя оставиться и не спорить а согласиться пусть это будет хуже но стоп и молчок Господи Иисусе Христе Сыне Божий Богородицею помилуй мя грешную
    р.Б.д 8 марта 2014, 11:00
    Как могла духовная жизнь Андрея Критского проходить под непосредственным водительством Софрония Иерусалимского, который умер до рождения Андрея Критского???
    Сергий 3 марта 2014, 15:00
    Благодарствую....
    Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
    Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
    Ваше имя:
    Ваш email:
    Введите число, напечатанное на картинке