Четверг первой седмицы Великого Поста

Покаяние есть таинство,
в котором исповедывающий грехи свои,
при видимом изъявлении прощения от священника,
невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

Православный катехизис

На первой седмице Великого Поста все православные христиане стараются достойно подготовиться ко причащению Святых Христовых Таин. Прежде всего, они очищают свою душу в Таинстве покаяния.

Фото: Патриархия.Ru Фото: Патриархия.Ru

Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: «Приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся: на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23). Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам – пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый верующий православно и исповедующий чистосердечно пред православным священником свои грехи может получить чрез его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.

В этом и состоит суть Таинства покаяния. Для того чтобы это Таинство совершилось, необходимо: со стороны кающегося искреннее покаяние, раскаяние в своих грехах, желание оставить грех, не повторять его; вера в то, что Таинство исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи; необходимое условие также, чтобы исповедь принимал православный иерей – служитель истинной Христовой Церкви, которая одна только хранит полноту благодати, дарованной нам Богом.

Хотя в Таинстве крещения христианин и получает прощение всех грехов своих, но в последующей жизни при непрерывной борьбе с грехом не обходится без временных поражений, падений, отступлений – под влиянием внешних соблазнов и собственных страстей. Потому-то и нуждается каждый верующий в частом по возможности исповедании своих грехов.

Но что должно особенно нас подталкивать на исповедь, какого рода мысли и рассуждения призывают верующего скорее спешить прибегнуть к этому святому таинству?

Прежде всего, та духовная мука, боль, страдание, которые вызывает в душе всякий грех и всякое прегрешение. Часто умом соделанный грех не вспоминается, даже едва ли сознается за грех, а душа чутко помнит, ощущает яд в себе его, томится, страдает, болезнует, и весь человек исполняется какой-то тоской, тревогой, унынием. Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх. Часто причину всего происходящего сам он и не понимает – а она в том, что на совести человека неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным состоянием души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, т.е. обратились к Таинству Исповеди и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают всякого грешника, не очистившегося здесь, в этой жизни, после Страшного суда Божия. То, что грех уже теперь, до Страшного суда, так мучает, жжет, томит человека, – само за себя говорит; это значит, что свойство греха есть: мучить, терзать, грызть, жечь, изводить, истаивать душу – и там, где окажутся грешники со своими грехами после кончины мира, это свойство греха расширится и усугубится бесконечно; так. что это томление сейчас здесь, на земле, – только мягкое предупреждение, вразумление, напоминание душе о вечных муках грешников.

Архимандрит Лазарь (Абашидзе)

Песнопения 1-й седмицы Великого Поста

Обратися, покайся, открый сокровенная, глаголи Богу всеведущему: Ты веси моя тайная, Едине Спасе: но Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей.

«Изменись, покайся, открой сокровенное, говоря Всеведущему Богу: Ты знаешь все мои тайны, но помилуй меня Сам, как поет Давид, по милости Твоей».

Тропарь из Великого Канона Андрея Критского

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй.

«Душа моя, душа моя, встань, что спишь? Приближается кончина, и ты смутишься: воспрянь же ото сна, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все Собой наполняющий».

Кондак из Великого Канона Андрея Критского

О покаянии

«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Мф. 4, 17

Что такое покаяние? Оставление прежнего (греховного жития) и печаль (раскаяние) о нем.

Преподобный Исаак Сирин

Запомните все: не покаемся – не очистимся; не очистимся – не оживем душою; не оживем душою – погибнем.

Митрополит Иоанн (Снычев)

Покаяние – праздник Богу, ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более о едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках.

Преподобный Ефрем Сирин

Разрешение в Таинстве покаяния есть настоящее разрешение, кто бы ни совершал его. Ибо слушает исповедь Сам Господь ушами духовного отца и разрешает Он же устами духовника.

Святитель Феофан Затворник

Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного.

Преподобный Исаак Сирин

Истинное покаяние требует того, чтобы человек от грехов и от мирской суеты отвратился и к Богу всем сердцем обратился: внутренне изменился, и иным, чем прежде, стал и так бы спасение себе со страхом и трепетом приобрел, и ни о чем бы так не заботился, кроме как Богу угодить и как спастись. Если же хочешь в истинном быть покаянии и так спастись, измени себя, и обновись, и стань другим, не таким, как раньше был, и ни о чем так не заботься, как только Богу угодить и спастись: и так станешь новым созданием Христа.

Святитель Тихон Задонский

Покаяние только тогда истинно, когда человек, восчувствуя грехи свои, коими прогневал Создателя своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных и раскаивается, и удостоивается прощения благодатию Христовою через разрешение священнослужителя Церкви. А когда не оставляет, хоть и кается, то сие не есть покаяние, а даже и опасное, чрезмерное и безрассудное упование на благость Божию, которое, так же как и отчаяние, в равной мере судится пред Богом.

Преподобный Макарий Оптинский

О покаянии

Покайтеся и веруйте во Евангелие! Покайтеся: приближися бо Царствие Небесное (Мк. 1, 15; Мф. 4, 17). Таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе произносит Он нам при посредстве Евангелия.

Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще. Тогда – во время проповеди Своей на земле – Господь призывал к исцелению всех болезнующих грехом, не признал никакого греха неисцелимым. И теперь Он продолжает призывать всех, обещает и дарует прощение всякого греха, исцеление всякого греховного недуга.

Братия! Всмотримся беспристрастно, при свете Евангелия, в земную жизнь нашу. Она ничтожна! Все блага ее отнимаются смертию, а чаще и гораздо раньше смерти различными неожиданными обстоятельствами. Недостойны эти тленные, так скоро исчезающие блага, называться благами! Скорее они обманы, сети. Увязывающие в этих сетях, и опутывающиеся ими, лишаются истинных, вечных, небесных, духовных благ, доставляемых верою во Христа и последованием Ему по таинственному пути жительства Евангельского. Покайтеся!

В каком мы страшном ослеплении! Как очевидно доказывается этим ослеплением наше падение! Мы видим смерть наших братий; мы знаем, что и нам непременно и, может быть, очень скоро предлежит она, потому что никто из человеков не навсегда на земле; мы видим, что многим, и прежде смерти, изменяет земное благополучие, что превращается оно часто в злополучие, похожее на ежедневное вкушение смерти. Не смотря на это, столько явное свидетельство самого опыта, мы гоняемся за одними временными благами, как бы за постоянными, за вечными. На них одних обращено все наше внимание! Забыт Бог! Забыта величественная и вместе с тем грозная вечность! Покайтеся!

Изменят, братия, непременно изменят нам все тленные блага: богачам изменит их богатство, славным их слава, юным их юность, мудрецам их мудрость. Только одно вечное, существенное благо может стяжать человек во время странствования земного: истинное Богопознание, примирение и соединение с Богом, даруемые Христом. Но для получения этих верховных благ, надо оставить жизнь греховную, надо возненавидеть ее. Покайтеся!

Покайтеся! Что значит покаяться? Значит: сознаться, раскаяться в грехах своих, оставить грехи свои – отвечал Пимен Великий на такой вопрос – и уже более не возвращаться к ним. Таким образом многие грешники претворились в святых, многие беззаконники в праведников.

Покайтеся! Отвергните от себя не только явные грехи – убийство, грабительство, блуд, клевету, лож, но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и мечтания преступные, и помышления беззаконные – все, все воспрещаемое Евангелием. Прежнюю греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния.

Установитель покаяния – Творец Твой, создавший тебя из ничего. Тем легче Он может возсоздать тебя, претворив твое сердце: соделать сердце Боголюбивое из сердца грехолюбивого, соделать сердце чистое, духовное, святое, из сердца чувственного, плотского, злонамеренного, сладострастного.

Будем соответствовать, по нашим слабым силам, великой любви к нам Господа, как могут соответствовать любви Создателя Его твари. И твари падшие: покаемся! Покаемся не одними устами; засвидетельствуем наше покаяние не одними немногими, кратковременными слезами, не одним наружным участием в церковном Богослужении, в исполнении церковных обрядов, чем довольствовались фарисеи. Принесем вместе со слезами, с наружным благочестием, и плод достойный покаяния: изменим жизнь греховную на жизнь евангельскую.

Ведал Бог немощь человеков, ведал, что они и по крещении будут впадать в согрешения: по этой причине Он установил в Церкви Своей таинство покаяния, которым очищаются грехи, совершенные после крещения, покаяние должно сопутствовать вере во Христа, предшествовать крещению. Во Христа; а после крещения оно исправляет нарушение обязанностей уверовавшего во Христа и крестившегося во Христа.

Исповедыванием грехов расторгается дружба с грехами. Ненависть к грехам – признак истинного покаяния, – решимости вести жизнь добродетельную.

Таинством исповеди решительно очищаются все грехи, соделанные словом, делом, помышлением. Для того, чтоб изгладить из сердца навыки греховные, вкоренившиеся в него долгим временем, нужно время, нужно постоянное пребывание в покаянии. Постоянное покаяние состоит в постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями, которыми обнаруживает себя сокровенная в сердце греховная страсть, в обуздании телесных чувств и чрева, в смиренной молитве, в частной исповеди.

«Благость Божия, – говорит Апостол, – на покаяние тебя ведет» (Рим. 2, 4-9). Бог видит твои согрешения: Он долготерпеливо взирает на согрешения, совершаемые тобою под взорами Его, на цепь согрешений, из которых сложилась вся жизнь твоя; Он ожидает твоего покаяния, и вместе предоставляет твоему свободному произволению избрание спасения или погибели твоих. И благостию и долготерпением Божиим ты злоупотребляешь! Нет в тебе исправления! Нерадение твое усиливается! Усиливается в тебе пренебрежение к Богу и к твоей собственной, вечной участи! Ты заботишься только о умножении грехов твоих, прилагаешь к прежним согрешениям согрешения новые и сугубые! По жестокости твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведного Божия суда, на котором воздается коемуждо по делом его; овым убо по терпению терпения дела благого, славы и чести, и не тления ищущим, живот вечный; а иже по рвению противляются истине, повинуются же неправде, ярости и гневу. Скорбь вечная и теснота вечная на всяку душу человека, творящего злое (Рим. 2, 4-9).
Аминь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

6 марта 2014 г.

  • Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста 12 254 0 Рейтинг: 9,2|Голосов: 24 Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста 13 / 26 февраля 2015 г. Четверг Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие с чтением великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:35:50 мин. Размер 69 Mb)
  • Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста 8 521 1 Рейтинг: 10|Голосов: 3 Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста 13 / 26 февраля 2015 г. Четверг Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня, лития. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 5:17:27 мин. Размер 228.6 Mb)
  • Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста 17 638 1 Рейтинг: 10|Голосов: 3 Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста 21 февраля / 6 марта 2014 г. Четверг Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие с чтением великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:45:16 мин. Размер 75.8 Mb)
  • Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста 14 253 1 Рейтинг: 10|Голосов: 1 Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста 21 февраля / 6 марта 2014 г. Четверг Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня, лития. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 5:19:48 мин. Размер 230.3 Mb)
  • Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста 47 3 Рейтинг: 10|Голосов: 2 Вечернее богослужение в Сретенском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста 8 / 21 марта 2013 г. Четверг Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие с чтением великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:45:57 мин. Размер 76.3 Mb)
  • Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста 25 2 Утреннее богослужение в Сретенском монастыре в четверг первой седмицы Великого поста 8 / 21 марта 2013 г. Четверг Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня, лития. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 5:18:57 мин. Размер 229.7 Mb)
  • О добродетели терпения 433 0 О добродетели терпения Слово после утреннего богослужения в четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Терпеливый человек — тот, кто уже стяжал в себе Духа Святого. Тогда ничто не может поколебать его спокойствия, потому что даже самые страшные и опасные диавольские наваждения не способны сокрушить силу Духа Святого. Именно в этом смысле мы говорим о терпении как о добродетели. Терпение не означает покорного соглашательства со всяким злом и неправдой. Терпеливый человек — это не тот, кто плывет по течению, кто меняется в соответствии с требованиями окружающего мира. Этот человек, который сохраняет свою внутреннюю силу, свою автономность от зла окружающего мира только потому, что в его сердце присутствует отблеск Божественного Царства.
  • Утреннее богослужение в четверг первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 37 4 Рейтинг: 10|Голосов: 2 Утреннее богослужение в четверг первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 25 февраля / 10 марта. Четверг Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня, лития. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 314:16 мин. Размер 150.9 Mb)
  • О Великом каноне святителя Андрея Критского 101 947 22 Рейтинг: 7,5|Голосов: 321 О Великом каноне святителя Андрея Критского Диакон Владимир Василик Великий канон святителя Андрея Критского представляет собой широкую историческую панораму, начертающую историю человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично: в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, и единственный путь очищения для святителя Андрея – во Христе, через трезвение и подвиг, через деяние – к видению Божества.
  • Первая неделя Великого поста: советы пастырей 852 497 110 Рейтинг: 8,2|Голосов: 1302 Первая неделя Великого поста: советы пастырей Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. Портал «Православие.ру» попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.
  • Утреннее богослужение в четверг первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 10 137 7 Рейтинг: 10|Голосов: 2 Утреннее богослужение в четверг первой седмицы Великого поста в Сретенском монастыре 5 / 18 февраля. Четверг 1-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны, вечерня, лития. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 313:47 мин. Размер 150.7 Mb)
  • Чтение Великого покаянного Канона прп. Андрея Критского. Четверг первой седмицы Великого поста 1 635 0 Рейтинг: 7,9|Голосов: 15 Чтение Великого покаянного Канона прп. Андрея Критского. Четверг первой седмицы Великого поста 24 февраля / 9 марта 2006 г. — четверг Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великий покаянный Канон прп. Андрея Критского. Хор Сретенского монастыря и хор Сретенской духовной семинарии.
  • Песнопения великого повечерия 550 0 Рейтинг: 4,4|Голосов: 126 Песнопения великого повечерия 22 февраля / 7 марта 2006 г. — вторник Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие. Хор Сретенского монастыря и хор Сретенской духовной семинарии.
  • Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

    Рассылка выходит два раза в неделю:

    • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
    • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
    • Специальная рассылка к большим праздникам.
    Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
    Комментарии
    Галина31 марта 2016, 11:00
    Благодарю создателей сайта и моих друзей,которые дали мне возможность,понимать таинства церковной жизни.Многое не знала и вижу ,что мои знания,маленькие крупицы из всего ,что даёт нам всем чтение православных книг и статей на сайтах.Прости меня Господи,помилуй меня грешную,во имя ОТЦА,СЫНА И СВЯТОГО ДУХА.
    Александра16 марта 2016, 12:00
    Как много мы не знаем, как мало мы молимся... СПАСИ ВАС , БОЖЕ!!! Дай , Господи , всем сил на Великий Пост
    Катя27 февраля 2015, 21:00
    Спасибо огромное! Земной поклон тем, кто подготовил эту подборку. Очень нужны знания о правилах Церкви, причем с разъяснениями. Сама собираю их по крупицам и дополняю имеющуюся в голове "мозаику" знаний о богослужении. А в Храм приходят люди, почти ничего не знающие о Церкви, которые в записках вместо имен пишут: "прошу о здравии дочери, зятя и внука". Или крестятся открытой ладонью, "как в кино". Им, думаю, еще полезнее. Спасибо! Очень надеюсь на продолжение таких публикаций.
    Любовь26 февраля 2015, 21:00
    Боже! Прости меня недостойную! Прости, что каюсь и все равно грешу!Господи! Обуздай иой язык - он главный враг мой!Слава Великому Православию! Слава Великой Православной Византии, Слава Великой Греции! Слава Великой Православной России и всей нашей Церкви!
    Оксана 6 марта 2014, 16:00
    Очень поучительно
    Антонина 6 марта 2014, 14:00
    Спаси Господи! Спасибо, помилуй нас Господи, помилуй!
    Наталья 1 марта 2012, 15:00
    Спаси и Помоги вам Господи.
    Татьяна Пантелеева 1 марта 2012, 12:00
    Мне очень помогают материалы этого сайта, спасибо Вам! Спасибо Господу,что он направляет меня ,показывает мне такие статьи. Я ни разу не была на исповеди, но душа требует этого. Эта статья - как еще один знак тому,что исповедь мне нужна.Я еще не знаю многого, православного образования, к сожалению,не получила, но вот сейчас,в мои 25 лет, я к этому пришла. Спасибо! Храни всех вас Господь.
    Елена 1 марта 2012, 06:00
    Благодарим за все материалы, представленные Вами
    владимир29 февраля 2012, 18:00
    помоги вам ГОСПОДЬ.
    владислав10 марта 2011, 21:00
    спасибо,что вы есть
    Виктор10 марта 2011, 19:00
    Спаси Вас Господи ! Большое и искреннее Вам СПАСИБО за Ваш труд.
    Владимир10 марта 2011, 17:00
    Душевно!
    Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
    Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
    Ваше имя:
    Ваш email:
    Введите число, напечатанное на картинке