Понедельник 3-й седмицы Великого Поста

О посте

Вольному воля, спасенному рай.
Пословица

Супругам следует строго соблюдать обычаи постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежения этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая окончанием их вечер перед следующим днем.

Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.

Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.

Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: «Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор. 7, 28).

Из книги «Как соблюдать пост»

О соблюдении поста

Для Адама пост, данный Господом, являлся испытанием верности. Для нас сегодня пост – это также, во-первых, испытание нашей верности. Когда Адам и Ева подвергли сомнению слова Господа и вкусили плоды запретного дерева, то были изгнаны из рая. Точно так же по 69-му Правилу Святых Апостолов отлучаются от церковного общения те, кто не доверяет установленным Церковью постам и самовольно нарушает их. Как говорится: вольному – воля, а спасенному – рай.

Когда мы говорим о себе, что мы православные, то этим определяем свою принадлежность к Православной Церкви, а проявляем свою принадлежность к Православной Церкви, выполняя ее установления. Например, соблюдая посты.

Священник Сергей Николаев, «Время веселое поста»

Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения, приступать к исповеди – на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста – это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным.

Святитель Иннокентий Херсонский

Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином, если не выполняешь распоряжений Матери-Церкви? Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихся православных чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву.

Святитель Иннокентий Херсонский

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.

Преподобный Иоанн Лествичник

О посте

Прошло две недели Великого Поста, в которые Православная Церковь призывала нас к исправлению, раскаянию. Она, как нежная и любящая мать, предлагала нам пройти святую Четыредесятницу под ее руководством. Предлагала и предлагает она нам правила жизни, поучая одних, кротко обличая других, поддерживая и укрепляя на истинном пути третьих.

Но многие из нас ее совета не слыхали или же не обращали внимания на эти призывы. Для многих из нас время несется вперед, как бурный вихрь, увлекая нас за собой, как бездушные, лишенные самостоятельных сил предметы. И мы, влекомые все дальше и дальше, находимся в странном положении людей, имеющих глаза, но не видящих, имеющих уши, но не слышащих. Гроза гнева Божьего гремит над нами, а мы под ее молотом приходим все в большее и большее умоисступление. Люди из себя представляют истуканов, не чувствующих ни знамения времени, не вразумляющихся наставлениями Церкви, глухих к голосу разума, холодных к мольбам чувства и укорам совести.

Время безостановочно свершает свой ход, и мы только считаем число дней и страшных бед, испытываемых нами, не вдумываясь в их внутреннее значение. Между тем страшные дни заключают в себе грозное назидание и поучение. Мы должны видеть причину случающихся несчастий в себе самих. Губит себя отдельный человек, губит себя и целый народ грехами. Умножение грехов умножает болезни и виды болезней, сокращающих нашу жизнь.

Видимый и явный грех нашего времени – самолюбие, презирающее закон Божий, закон государственный, закон природы. Человек не хочет сдержать своих похотей, не считает необходимым воздержаться. Кому неизвестно, что масса народа гибнет от объядения и от пьянства? Начало этих двух грехов лежит в том, что люди презирают требования Церкви, заповедующие воздержание и трезвость. Если человек нарушил эти требования, то он нарушит требования и те, которое предлагает ему общество.

В дни установленного поста люди ведут жизнь зазорную, не отличая пост от других дней. Когда людям не совестно нарушать пост перед обществом, тогда они идут еще дальше: они пресыщаются и упиваются. И таким образом нарушают третий закон, закон природы. Наказание за нарушение этих требований не опаздывает: мы видим целую массу несчастий, проистекших от невоздержания. Явно и душевные пороки ведут за собой неисчислимые несчастия.

Церковь, как нежная мать, учит смирению, Государство – самоуважению, природа – поддержанию в себе человеческого достоинства. И опять мы свободно нарушаем эти законы, а за нарушением, как за телом, следуют горе и бедствие. Где причина всех наших внутренних и внешних затруднений? В нежелании исполнять закон Божий. Где причина наших безрассудных предприятий и несчастных неудач в предприятиях? В том, что мы беремся не за свое дело, беремся горделиво провести корабль через бурные пучины океана, когда еще не опытны в плавании на реке в лодке. Где причина отсутствия у нас характера, воли? В том, что мы слишком своеобразно и своевольно живем, не ставим для себя ни меры, ни цели. Оттого-то живем долго, а жизнь проходит без удовольствия и наслаждений, Богом назначенных человеку на земле. Человек не бывает в храме, не знает наслаждений, какие дает ему Божье слово, Божественные службы. Человек вольно живет в семье, любит лишь себя самого – от того он не понимает семейной радости и не ощущает в себе самом чувств великодушия, преданности, любви. Привыкши жить для себя и в себе, он не понимает народного горя, не понимает народных печалей и делается похожим на истукана, которого где ни поставь, он будет безгласен и бесчувствен.

Но Церковь опять неумолчно зовет к исправлению. Спаситель зовет нас к вере. Уверуем и исцелимся; и тогда Он нам скажет, как сказал исцеленному расслабленному ныне в Евангелии: отпущаются тебе грехи твои: вера твоя спасла тебя (Мк. 2, 5). Аминь.

Протоиерей Валентин Амфитеатров, «Великий Пост»

17 марта 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Духовная борьба Великого Поста Духовная борьба Великого Поста Старец Ефрем (Мораитис) Духовная борьба Великого Поста Духовная борьба Великого Поста Старец Ефрем (Мораитис) В эти дни мы вступаем на духовную стадию благословенного Великого Поста. Святой Великий Пост – это период молитвы, период покаяния, слез, преображения человека, период, возводящий его на новую ступень духовной жизни. О супружеском воздержании в дни Великого поста и перед причащением Святых Таин О супружеском воздержании в дни Великого поста и перед причащением Святых Таин Каноническая справка О супружеском воздержании в дни Великого поста и перед причащением Святых Таин О супружеском воздержании в дни Великого поста и перед причащением Святых Таин Каноническая справка Схиигумен Авраам (Рейдман) Как подобает соблюдать пост по средам, пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так необходимо соблюдать пост и в отношении плотских удовольствий. О пользе супружеского воздержания постом О пользе супружеского воздержания постом Свящ. Павел Гумеров О пользе супружеского воздержания постом «Не стоит прогибаться под изменчивый мир»,
или О пользе супружеского воздержания постом
Священник Павел Гумеров Супружеское воздержание постом – прекрасная тренировка воли. А как важно в семейной жизни приучить себя к дисциплине, научиться контролировать свои инстинкты!
Комментарии
Иоанна30 марта 2016, 08:00
Если оба супруга люди церковные, у них и сомнения не возникает. А если один из них нецерковный? Или малоцерковный? Вот на этот случай и дают батюшки, причём даже и очень строгие, схимники, разрешение не быть, конечно же, инициатором, но уступать своей второй половине. Лично я знаю один случай, когда семья развалилась по причине строгого соблюдения поста. Надо не сыпать цитатами из Номоканона, а искать своего духовника и с ним решать этот вопрос каждой семье. Не по духу реформаторства, Мария, а во избежание более тяжких грехов и руководствуясь своим пастырским опытом, священник решает этот вопрос для каждого конкретного случая.
Мария29 марта 2016, 12:00
Марие: в житии прп. Серафима описано, как на вопрос, почему умирают в младенчестве дети, батюшка ответил, что по причине нехранения постов и Господнего дня. В письмах мирянам прп Амвросия также указан подобный ответ. Пройдя по ссылке, указанной Людмилой, Вы можете узнать уже не частное мнение святых православной Церкви, а прочитать правила Апостольския и из Номоканона, как и толкование на слова ап. Павла святителя Иоанна, которого называли Павловыми устами и которому лично являлся апостол Павел. Впрочем все это не для тех, кто ищет "законного" оправдания удовлетворению своих плотских страстей (такие найдут если не в канонах, то по себе откопают учителей, а если и их не обретут, перетолкуют по своей похоти старое или новое насочиняют), а кто хочет Правды и воли Божией. Впрочем для последних закон совести - самый строгий учитель, те, если и в малом чем преступят по немощи, сокрушением и покаянием придут к миру с Богом
Людмила М.29 марта 2016, 11:00
Всем сомневающимся внеобходимости супружеского воздержания - каноническая справка http://www.pravoslavie.ru/37372.html Марие: Есть молитвы для неумеренных в питании- http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-chrevougodnike-i-pri-chrevougodii.html Помоги Вам Господь!
Antonina Mihailova28 марта 2016, 23:00
Спасибо за статью! На многие вопросы я нашла ответы. Спаси Вас Господь! Как же сложно удержать равновесие в этом огромном мире.
Людмила М.28 марта 2016, 21:00
Почему это решили здесь комментирующие ,что можно во время Поста не воздерживаться супругам? Как раз так и есть канонические ограничения. "Не уклоняйтесь друг друга кроме поста по взаимному согласию"-ясно и понятно сказано "КРОМЕ ПОСТА".И ,действительно многие святые говорили ,что те,кто не воздерживаются имеют скорби и дети ,зачатые в посты часто болеют. Люди не животные ,могут и должны обуздывать свои страсти.И поэтому очень правильно выбирать себе суженных свокй веры,тех кто может поддерживать и понести вместе все тяжести и испытания.
Мария28 марта 2016, 12:00
Преподобный Серафим и старец Амвросий никогда не говорили о том, что пренебрежение постом приводит к болезням жены и детей. Это лукавая выдумка, хула на Бога. Разве Богу угодно, чтобы люди постились из страха перед наказанием за несоблюдение поста и изводили себя и друг друга в конфликтах по поводу того, что в пост можно делать, а что нельзя?
Мирослав Хирковский11 марта 2015, 09:00
Статья правильная и животные соблюдают положеное им а о болезнях и всем прочем одного мусульманина спросили любишь ли ты свою жену он ответил я люблю Бога если ее буду любить она болеть будет так что разуейте языцы и покоряйтеся прошу простить если что не так
Иван11 марта 2015, 00:00
В статье говорится, что государство учит самоуважению. Если речь про наше государство, то позвольте не согласиться. Ни о каком самоуважения в нашем государстве (обратите внимание, что в статье это слово с заглавной буквы!) речь не идёт.
Жорж 9 марта 2015, 22:00
"Не уклоняйтесь друг друга кроме поста по взаимному согласию". Невозможно установить пост в супружеской жизни кроме взаимного согласия. Поэтому супруги могут жить и постом и ничего этим не нарушают. Никаких канонических ограничений по поводу супружеской близости не существует!Зачем эти угрозы болезнями жен и детей? Именно поэтому и угрозы вместо обоснования. Стращает зло и ложь. Истина освобождает человека. Статья ни о чем. Но зачем эта подмена духовной жизни на фальшивое благочестие? прп. Макарию были показаны две женщины жившие с мужьями (возможно неверующими), которые были выше его в духовной жизни...
Vladimir Starodubtsev 9 марта 2015, 19:00
Посмотришь на ВСЁ ЭТО и вспомнишь слова Апостола...ВСЁ мне разрешено,но не всё возможно.......вздохнув скажешь бедный я человек...как дети малые,всех священников замучили этими вопросами,согласие,жизнь в мире во Христе Господе Нашем
Лиза 9 марта 2015, 19:00
Вот интересно, если супруг вообще нецерковный человек и вообще не постится и имеет большую потребность в супружеской близости, то жене надлежит ему уступать. При этом жене вообще практически этого не нужно, но зато она регулярно исповедуется в нарушении поста. Не фарисейство ли это получается?
Сергей 9 марта 2015, 19:00
Каноническое воздержание по уставу Церкви бывает накануне крещения и за три дня до причастия. Почему автор этого не упоминает? Почему-то не опубликована позиция Иоанна Златоуста: "Не лишайте себе друг от друга, точию по согласию (1 Кор 7:5) - что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж - против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себе; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом (1 Кор 7:3), чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле - нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно" В среду и пятницу поститься может каждый (в плане воздержание). Но вот выдержать без проблем длительный пост, могут наверное единицы.
денис 9 марта 2015, 16:00
Если воздерживаться с вечера вторника и четверга (как написано а начале статьи) то и завершать пост надо вечером среды и суботы после 18-00.
Владимир 9 марта 2015, 11:00
Никите. В рамках Предания Церкви (это также абсолютно канонично) существует именно та позиция, которая изложена в статье. Но, в принципе, достаточно просто благоговения, которого так не хватает в наше бурное время, чтобы чувствовать это ограничение без каких-либо ссылок. Дай Бог вразумления всем нам нести на себе легкое бремя поста с воодушевлением и пользой!
Виктор Дрянцов17 марта 2014, 17:00
Алексей Архипов, Как здорово, спасибо! : D
Наталия Королева17 марта 2014, 04:00
Спаси, Господи, всю страну нашу и всех православных христиан. Укрепи нас, Господи и помоги нам очистить души наши.
Людмила 5 апреля 2013, 11:00
Господи,помилуй,объедаюсь даже постной пищей!
Никита 4 апреля 2013, 11:00
Никаких канонических ограничений по поводу супружеской близости не существует! и странно что священник (автор этой статьи) этого не знает! А по поводу слов святых, необходимо знать кому конкретно и при каких обстоятельствах были сказаны эти слова.
ludmila toll 2 апреля 2013, 06:00
Святый батюшка Валентин помолись о рабах грешных Кийсе Сергии Вячеславе Людмиле,как ты сам говорил приходите ко мне на могилу и я все исполню что попросите в молитве хоть за версту будете все равно услышу а я дальше чем за много верст прошу тебя теплый наш перед Господом молитвенник ты слышишь и помогаешь а я поминаю тебя в моих молитвах . Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Дивен Бог во Святых своих. Спаси большое за проповедь прекрасного батюшки ВАлентина Амфитеатрова.
Людмила 2 апреля 2013, 03:00
Люди из себя представляют истуканов, не чувствующих ни знамения времени, не вразумляющихся наставлениями Церкви, глухих к голосу разума, холодных к мольбам чувства и укорам совести. Очень сильно сказано. Человек и глух и слеп, но еще хуже когда начинают противиться Богу и Церкви. Сейчас пост, а некоторые каналы просто провоцируют людей - виновники ДТП - православные священники. Ведь все люди подвержены искушениям и священники тоже. Нельзя показать тех, которые едут к больным или и умирающим по ужасным сельским дорогам! То есть, чтобы человек не переступил порог храма - это оправдание для сомневающихся. Как часто слышишь - мы что монахи чтобы поститься? А много людей находят оправдание своему неверию, что мол везде нужно за все заплатить в храме. А поститься можно начинать постепенно. Я сначала и думать боялась, что нужно поститься три дня перед причастием. Три дня стали пыткой. Потом когда начался пост, постилась в среду и пятницу, а следующий пост выдержала весь. Бог обязательно поможет - только решитесь на это и Он вам даст и силы и терпение.
Ирина 2 апреля 2013, 00:00
Спаси,Господи за полезную информацию. Вот и мой муж никак не может воздерживаться от супружеской близости. Молюсь за него и прошу молитв Церкви за р.Б. Виктора.С благодарностью р. Б. Ирина.
Алексей Архипов12 марта 2012, 12:00
Неделя первая Поста - семя доброе дала, И прошла уже вторая - ростки благости давая, Дух Святой нас укрепит - Крест Господень прорастит Поклонимся мы Кресту - Половина уж Посту Алексей АРХИПОВ
Владимир12 марта 2012, 09:00
Никак не могу избавиться от страсти и супругу толкаю на грех. подскажите молитву, которая поможет...
Александра23 марта 2011, 17:00
Спаси Господи! мне уже легче! )))
николаи21 марта 2011, 22:00
интересно и полезно
Natalya21 марта 2011, 21:00
thank you very much for the information, very helpful
Светлана21 марта 2011, 17:00
Спасибо за свет знания.
Ника21 марта 2011, 15:00
Александр, попробуйте, молиться во время поста о каком-нибудь дорогом вам человеке. Испросите у Господа о нем, а в жертву Богу принесите свое пощение. Ведь как Вы послужите Господу, так и он воздаст Вашему дорогому человеку. Я думаю Вам вряд-ли захочется не усердно исполнить пост. Мне это помогло в первый год поста, а сейчас просто даже не думается о еде, Слава Богу за это, вот гораздо сложнее ум свой направить на созерцание Господа. Помоги Вам, Господи. Ангела Хранителя. С любовью к Вам р.Б. Ника.
Артемий21 марта 2011, 14:00
Может, я неправильно истолковал Ваши слова, Александра, но они мне показались немножко праздными-пафосными. На мой взгляд, в корне неправильно (и это принципиальнейшая вещь) делать самоцелью приобретение нами каких-то свойств, высоких качеств. Ведь все самые высокие земные и человеческие подвиги - мерзость перед Богом. Всё это будет само-собой следствием нашего истинного смирения и духовного возрастания. А если мы будем как бы тренироваться, чтоб чисто приобрести какие-то сверхспособности (т.е. ради самих этих способностей), то это может привести нас к гордыне, а никак не к смирению (т.е. мы не избавимся от страстей, а подчиним все страсти одной самой страшной - гордыне). Поэтому, может, и хорошо, что Вы понимаете, что не можете избавиться от страсти чревоугодия, это возможно Вам дано, чтобы Вас по-настоящему смирить. Ведь как говорят Святые Отцы - истинное смирение не осознает себя смиренным. Прошу прощения, если я неточно выразил свои мысли, я не священник. Советую на эту тему послушать лекции Осипова А.И.
Евгений.21 марта 2011, 13:00
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Уврачуй рабу твою Александру от чревоугодия, помоги ей, Владыко, смирить постом душу ее.
Димитрий21 марта 2011, 01:00
Спаси Бог!
александр20 марта 2011, 18:00
Спасибо
Александра19 марта 2011, 21:00
помолитесь за меня, пожалуйста! хочу, как у Давида, смирить постом душу мою, чтобы молитва моя благоухала пред Господом, но мешает чревоугодие.... прям замкнутый круг какой-то... =/
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке