Вторник 3-й седмицы Великого Поста

О страхе Божием

Покаяние есть корабль, а страх — его кормчий, любовь же — божественная пристань.
Преподобный Исаак Сирин

Человек, принявший на себя проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало премудрости. В уме его всегда должны быть впечатлены сии пророческие слова: работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом (Пс. 2, 11).

Он должен проходить путь сей с крайнею осторожностию и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтоб не отнеслось к нему сие Божие определение: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). Благоговейная осторожность здесь нужна для того, что Сие море, то есть сердце с своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания, велико и пространно, тамо гади, имже несть числа, то есть многие помыслы суетные, неправые и нечистые, порождения злых духов. Бойся Бога, говорит Премудрый, и заповеди Его храни (Еккл. 12, 13). А соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твое всегда будет хорошо. Ибо боясь Бога, ты из любви к нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен. Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Господа и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай. Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободиться от всех забот житейских. Когда ум будет беспопечителен, тогда движет его страх Божий и влечет к любви благости Божией.

Преподобный Серафим Саровский

О страхе Божием

Страх — начало любви и потом все в нее переходит. Страх Божий, собственно, не боязнь Бога, а боязнь отпасть от Бога и впасть в грехи и страсти.

Святой Климент Александрийский

Как невозможно переплыть большое море без корабля и ладьи так никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море между нами и мысленным раем можем переплыть только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха. Но если эти гребцы страха не правят кораблем покаяния, на котором по морю мира сего преходим Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть наш корабль, а страх — его кормчий, любовь же — божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит нас по смрадному морю жизни и путеводствует к божественной пристани, которая есть любовь. И когда достигнем любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш свершен, и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец, Сын и Дух Святой.

Преподобный Исаак Сирин

И милость Его в роды родов к боящимся Его.

Лк. 1, 50

Страх Господень — источник жизни. Страх Господин — твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль… Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе; и пред лицом его трепещут лукавые бесы.

Преподобный Ефрем Сирин

Нет зла, которого не уничтожал бы Страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им.

Святитель Иоанн Златоуст

Если истинно возлюбил ты Господа и прилагаешь старание улучить будущее Царствие и дал обет трудиться по причине своих грехопадений, то помни суд и вечное мучение, со страхом ожидая исшествия своего из сего мира.

Преподобный Ефрем Сирин

Фото: Геннадий Михеев Фото: Геннадий Михеев
Есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он еще не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенна Любы вон изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом.

Преподобный авва Дорофей

Страх Божий — главное. Когда он приходит, то добрый хозяин все по-своему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию. От страха Божия — первое чадо — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца! Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и Суде. Как только проснетесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содружестве с нею, как первою советницею своею. К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит и самое сокровенное. Сие сознание — с памятью смертною — неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю. Вот все! Если это есть в вас в какой-либо степени, то дело спасения вашего в ходу, а если нет, надо все поднять в сердце. Ибо если сего нет, все другое ничто…

Святитель Феофан Затворник

18 марта 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Марина 7 марта 2018, 18:44
Тане. Таня , расслабление воли может быть и искушением в пост . Нам нужно понимать это и преодолевать , исповедовать батюшке. Или может нераскаянный грех, он ложиться как безволие .Тогда нужно пересмотреть свою жизнь и постараться увидеть, что могло этому способствовать . И ,конечно может и еще что то другое, в любом случае свое состояние внутреннее нужно хотя бы исповедовать священнику. Помоги ,Господи ! Простите, могу и ошибаться , но у меня был внутренний позыв вам написать. И сама бываю такая же. Но хоть малое исилие ко Христу и Господь помогает .
Людмила 6 марта 2018, 14:36
СПАСИ БОГ!!! СПАСИБО!!!
Григорий29 марта 2016, 19:29
Тане к Простите ради Бога! Вы находитесь по-моему в состоянии уныния. Это опасно. У Бога нет мёртвых, у Него все живы. Он каждое мгновение нашей жизни встречает нас с величайшей любовью и радостью о нас. Просто это нужно сердцем почувствовать, посмотреть на мир нас окружающий Его любящими глазами. Вот облака плывут, вот солнечный луч пробивается сквозь тучи. Вот ослепительной красоты закат... Да много чего. Это и есть Его мир, Он его для нас самых любимых создал. А мы не хотим видеть, не замечаем. Грустно немного. Страх Божий - это не эмоциональное состояние, это устремлённость к Нему, желание быть с Ним всегда, помнить о Нём. Сквозь суету дней, страдания, возможно, лишения, горести, неудачи, оскорбления, падения, искушения, через крест свой жизненный. Но помнить и идти к Нему! А Он в беде никогда не оставит, ведь мы Его любимые дети. Он нас всегда ждёт Вспомните притчу о любящем отце, Её Господь нам, немощным, в назидание дал. Чтобы не отчаивались
раба Божия Ольга13 марта 2015, 04:41
Благодарю за информацию.Мне как-то сказали "А разве Бога надо бояться-Его любить надо"Я ответила из Псалтири что-то нашла тогда А здесь много прочла об этом.
Таня к10 марта 2015, 22:24
Cтрах Божий - начало веры православного христианина, это непреложная истина. Последний абзац (Феофан Затворник) точнее всего выразил мысль как удерживать страх в мыслях. Добавлю каплю своего понимания этой темы. Если нет в тебе Страха Божия - то это означает, что нет во мне и самой ВЕРЫ, а есть обманчивое о себе мнение, созвучное словам апостола: И бесы верят и трепещут... К большому сожалению, себя могу отнести к последним. Чтобы начать путь спасения мне не хватает самого главного - ВОЛИ. Такое ощущение, что лишилась ее, хотя все понимаю, осознаю, имею и возможности, и желание измениться, а ВОЛИ нет, как в раслабленном теле и уме. Вижу, что одной ногой уже стою в аду, а сил убрать ногу нет. Апатия к молитве, пойти в церьковь сродни великому подвигу, хотя и церьковь в двух шагах от дома, и душа просит... Где черпать силы, если даже взывать к Господу не выходит. Все меньше и тише душа реагирует на смерти вокруг, на расползающееся зло - похоже на забвение. Я еще жива, но уже мертва?
Катя10 марта 2015, 20:59
Спасибо! Очень важные слова.

Для редакции: в тексте приведена следующая цитата: "Страх Господин — твердыня души". В слове "Господин" подразумевалось написание буквы "и" или "е"?. Во втором случае - все логично, но когда страх становится господином, то из этого твердыня души разве будет?
Простите. Не хочется везде искать подвох, но во многих молитвословах уже присутствует ошибка не в одну букву, а в целую фразу: вместо "победы православным христианам на супротивныя даруя" напечатано "победы на супротивныя даруя", а это тоже очень сильно меняет смысл.
Простите.
ТАТЬЯНА 4 апреля 2013, 04:14
МОЖНО ПО РАЗНОМУ ТРАКТОВАТЬ БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ КАК ЭТО ДЕЛАЮТ РАСПЛОДИВШИЕСЯ СЕКТЫ...НО ДОВЕРЯТЬ - ТОЛЬКО СВЯТООТЕЧЕСКИМ НАСТАВЛЕНИЯМ! ОНИ НЕ ТРЕБУЮТ ПРОВЕРКИ И УЖЕ ПРОШЛИ ИСПЫТАНИЯ ВРЕМЕНЕМ И СВЯТОСТЬЮ СВОИХ АВТОРОВ! ОНИ ЕДИНЫ ПО ДУХУ - ВЕДУТ К ОДНОЙ И ИСТИНОЙ ЦЕЛИ! ГЛАВНОЕ -СУМЕТЬ ОТКИНУТЬ (СВОЙ-ЧУЖОЙ) НАВЯЗАННЫЙ НОВОИСПЕЧЕННЫЙ Т.Н. РАЗУМ! ЭХ,НАЙТИ БЫ ЕЩЕ В СЕБЕ СИЛЫ ПРАВОСТОЯТЬ ЭТОМУ МИРУ СОБЛАЗНОВ......ОГРОМНОЕ СПАСИБО ТЕМ КТО ЕЩЕ ПЫТАЕТСЯ СПАСТИ ОВЕЦ ПОГИБАЮЩЕГО В ЭТОМ ЖИЗНЕННОМ КРУГОВОРОТЕ СТАДЕ!!!
р.б.Сергий 3 апреля 2013, 14:53
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
"Вниди ты, кто бы ни был, сквозь непрестанно возрастающие в тебе помышления к военнопленной и рабе греха душе твоей, и рассмотри до дна мысли твои, и глубину помышлений твоих исследуй; и узришь в недрах души твоей ползающего и гнездящегося змея, убившего тебя отравою частей души твоей. Неизмеримая бездна - сердце. Если убьешь змея, то похвались пред Богом чистотою твоею; если же нет, то смири себя, молясь, как немощный и грешный о тайных твоих Богу." (Прп.Макарий Великий, Слово1,гл.1)
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
l-kabanov201123 марта 2011, 17:39
Вы не до конца поняли, что есть страх Божий, нужно страшиться стать покинутым Богом, а не какого-либо наказания. А покидает Господь нас тогда, когда невидит в нас даже попытки встать на путь заповедей Его. По личному опыту знаю, чтобы Господь был с тобой, нужно положиться на Его волю! Стяжайте прежде царствие небесное, а все остальное приложится!
Артемий23 марта 2011, 00:11
Не сказано "не трудитесь, не работайте", а сказано "не заботьтесь", т.е. не прилепляйтесь всей душой своей к земным заботам. На этот счет у Феофана Затворника есть оч. точная и ясно толкующая мысль (я читал ее здесь, в православном календаре, но точный день не помню: http://days.pravoslavie.ru).
Алексей, мне кажется, что именно так нужно толковать вышеуказанные Вами слова. Но в любом случае само монашество как статус еще далеко не означает автоматически спасение, согласитесь.
Независимо от статуса каждому придется потрудиться. "Царство Божие нудится", т.е. дается трудом.
У Осипова А.И., на мой взгляд, оч. интересные мысли есть на эту тему.
Алексей22 марта 2011, 23:47
Спаси Господи авторов статьи за наставление
Алексей22 марта 2011, 23:45
To Алексей:

Разве монахи не имеют никаких житейских забот? - Нет же, имеют. Просто времени для Бога у них больше нежели у мирян. По-этому нам надлежит чередовать житейские заботы с молитвою и мыслями о Боге. И эти минуты общения с Богом и будут "освобождением от всех забот житейских".
Надежда Романова22 марта 2011, 21:32
Путь монашеский, наверное, самый прямой и удобный для спасения; но заботы житейские разве полностью отсутствуют в монашеской жизни? Суть, мне кажется, в том, чтобы сознание своё освобождать от житейских забот, а такую возможность можно изыскать и в миру, и занимаясь делом. Вопрос не в том, сколько времени этому можно уделить, а в способности сосредоточиться: "...сердце с своими помыслами и желаниями, которое должно очистить посредством внимания".
olga22 марта 2011, 17:58
Спасибо.Очень много интересной ,полезной информации. Сердце радуется. Редакции портала-многая лета и Божией благодати.
Алексей22 марта 2011, 12:28
"Но никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободится от всех забот житейских" - преп. Серафим Саровский. Указание на монашеский путь спасения, как единственно возможный?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×