Конференция «Церковное искусство (иконопись, храмоздательство и реставрация)» прошла в рамках Рождественских чтений

Москва, 18 февраля 2009 г.

Конференция «Церковное искусство (иконопись, храмоздательство и реставрация)» прошла в рамках XVII Рождественских образовательных чтений 17 февраля в Высоко-Петровском монастыре, сообщает Благовест-инфо. Координировали работу форума иконописец, преподаватель Российского Православного института св. ап. Иоанна Богослова Александр Чашкин и кандидат культурологии, искусствовед, зав.кафедрой христианской культуры Библейско-Богословского института св. ап. Андрея Ирина Языкова.

Открывая конференцию, Александр Чашкин обозначил круг главных проблем, в частности, указал на необходимость «понимания того, что такое церковное искусство». 75 % заказов по Московской области приходится на роспись храмов в реалистическом стиле. По словам А. Чашкина, многие «портят новые храмы реалистической живописью». Вторую проблему Александр Чашкин описал как «Византия – Русь»: по его мнению, наследие Византии сейчас незаслуженно забывается, «не принимается», Россия пошла вслед за Западом и сейчас находится в «антагонизме» с культурой Византии. В ходе конференции другие участники встречи опровергали это утверждение.

Кандидат искусствоведения, член Союза художников (г. Владимир) Марина Гладкая выступила с докладом «Программа скульптурного убранства Дмитриевского собора во Владимире». Продемонстрировав через показ слайдов рельефы храма, докладчица определила основные «сквозные темы», присутствующие в убранстве – это тема «единения двух Заветов», тема христианского царства, «новозаветной Церкви», «входа спасенного в Царствие небесное». Ирина Языкова, со своей стороны, отметила, что, рассматривая древние памятники, можно увидеть, что «ни одного завиточка не было исполнено зря». При создании убранства современных храмов этим не руководствуются, т.е. «современная икона не выходит из Литургии», подчеркнула она.

С докладом «Современная иконопись — стилизация и поиск» выступил магистр богословия, к. пед. н., искусствовед, преподаватель Свято-Филаретовского Православно-христианского института Александр Копировский. Говоря о том, что такое иконопись сегодня, Александр Копировский обратился к 80-м годам прошлого века, когда открывшаяся к 1000-летию крещения Руси выставка представила большое разнообразие работ современных иконописцев – «последователей древней иконы». Их объединяло еще и то, что все они хотели работать самостоятельно. Но впоследствии на двух конференциях в 1996-1997 годах был представлен анализ состояния современной иконописи. В частности, Лев Лившиц (Институт искусствознания) в 1997 в статье «Размышления о современной иконописи» году подверг критике современную икону. В своем «беспощадном анализе», по словам А. Копировского, Л. Лившиц обвинил современную иконопись в нехудожественности. Все обозначенные Лившицом проблемы имеют место быть и сейчас.

Продолжая мысль Лившица, А. Копировский отметил, что разнообразие в древней иконографии «невероятно». «Современные иконы вычищают эти вещи», - отметил он. Характеризуя современную иконопись, он сказал: «С одной стороны, это стремление быть более каноничным, чем древние иконописцы, с другой – вольные трактовки». Есть границы и стилизации, и поиска, отметил искусствовед. «Если в конце 80-х годов стилизацию воспринимали однозначно положительно – как поиск, то потом это становилось на конвейер, и это Лившиц и оценил как «антихудожественность», - подчеркнул А. Копировский. Что-то должно сказать каждое время, считает искусствовед, наше время «пока что повторяет». «Надо понять, что время стилизации закончилось», - заключил докладчик.

Отец Виктор Григоренко, настоятель храма прп. Сергия Радонежского в пос. Семхоз (Сергиев Посад) в своем выступлении поднял важную проблему - реставрации и сохранения церковных ценностей «внутри Церкви». «Мы сталкиваемся с чудовищными случаями в разных епархиях – вплоть до торговли иконами и ценными иконостасами», -- рассказал о. Виктор. Хотя при каждой епархии есть отдел по реставрации и строительству, он мало занимается реставрацией и сохранением движимых ценностей. Для решения этих проблем нужна отдельная структура, считает выступавший. Необходимо привлечение специалистов; в каждой семинарии должен читаться курс по хранению и реставрации памятников. Также, по его мнению, нужна Синодальная комиссия, которая бы занималась этим вопросом. При каждой епархии может быть «древлехранилище-музей», где могли бы быть сосредоточены церковные ценности.

Павел Бусалаев, иконописец, глава иконологической комиссии Саввино-Сторожевского монастыря выступил с докладом «Опыт создания житийных икон сегодня».

Во второй половине дня, после завершения работы конференции, прошел круглый стол «Церковное искусство и современное православное образование».

18 февраля 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×