«Непреходящей задачей Вселенской Церкви остается сохранение единства»

Интервью архиепископа Волоколамского Илариона, председателя ОВЦС МП, интернет-порталу «Православие.Ру»

– Владыка, первый том вашей книги «Православие» стал лауреатом конкурса «Просвещение через книгу». Только что вышел второй том. В чем особенность этого труда, и кому он адресован?

– Основная идея книги «Православие» заключается в том, чтобы представить православное христианство как целостную систему, объединяющую богословие, богослужение, аскетическую практику, культурное творчество православных христиан. Книга охватывает широкий круг тем, относящихся как к истории, так и к современной жизни Православной Церкви. Она адресована читателю, уже знакомому с основами православного вероучения и желающему углубить и систематизировать свои знания.

Первый том, увидевший свет более года назад, содержит описание исторического пути Православной Церкви, ее канонического устройства и вероучения. Недавно в Париже был выпущен французский перевод первого тома.

Второй том, который можно назвать «литургическим», посвящен православному богослужению и таинствам Церкви, а также церковному искусству. Именно в богослужении суть Православия постигается с наибольшей очевидностью и ощутимостью. Православие может изучаться как исторический или культурный феномен, и сегодня выходит в свет много такого рода исследований. Однако к полноте подлинного духовного богатства Православия невозможно приобщиться иначе, как через регулярное осмысленное участие в богослужении и деятельную христианскую жизнь.

Сегодня в традиционно православных странах можно видеть множество «непрактикующих» христиан – людей, которые ассоциируют себя с Церковью, но не принимают участия в жизни конкретной церковной общины. Моя книга адресована в том числе и таким людям, считающим себя православными, однако не посещающим регулярно богослужения в храме. Мне хотелось донести до их сознания очень важную мысль: да, с Богом можно общаться и вне храма, и молитву, возносимую от чистого сердца, Бог слышит вне зависимости от того, где она произносится, но храм – это не просто место для молитвы, и богослужение – не просто один из видов молитвы. Храмовое богослужение – это школа богословия и богомыслия, где для христианина раскрывается богатство Священного Предания Православной Церкви во всей его благодатной полноте. По словам святого Иоанна Кронштадтского, «храм и богослужение есть олицетворение, осуществление всего христианства: тут в словах, в лицах и действиях возвещается все домостроительство нашего спасения, вся священная и церковная история, вся благость, премудрость, верность и неизменяемость Божия». Именно этими словами великого русского пастыря и проповедника я вдохновлялся при работе над вторым томом «Православия».

Первый раздел этого тома посвящен православному храму: его архитектурным особенностям, внутреннему убранству, символике и ее богословскому значению. Основная часть книги рассказывает об особенностях православного богослужения, о Божественной литургии и богослужениях суточного круга, о седмичном круге богослужения, о формировании годичного круга церковных праздников и о богословском и духовном значении каждого из них. Отдельная глава отводится таинствам и обрядам Православной Церкви. Заключительный раздел тома посвящен историческому развитию и современному состоянию церковного пения, а также колокольному звону. Все разделы книги снабжены иллюстрациями и ссылками на документы, исследования и святоотеческие творения, а раздел о церковной музыке, помимо иллюстраций, содержит также нотные фрагменты церковных песнопений.

Кроме того, в книге приводятся богослужебные тексты на славянском языке с русским переводом. Это сделано для того, чтобы читатели могли ознакомиться с литургическими текстами, которые можно услышать в храме. Именно эти тексты дают основной ключ к пониманию смысла всего, что происходит в Церкви.

– Были ли какие-то отклики на книгу, критические или доброжелательные?

– В настоящее время на адрес Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата поступают многочисленные письма читателей, свидетельствующие о том, что книга в целом удовлетворяет существующему в обществе запросу. Слова благодарности, высказанные в этих письмах многими людьми, – лучшая награда мне как автору книги. Возможно, какие-то пожелания, содержащиеся в этих письмах, будут учтены при подготовке новых изданий книги и ее переводов на иностранные языки.

– Когда читателям ждать третьего тома?

– Сейчас мне сложно говорить о временах и сроках, поскольку мое новое церковное послушание требует максимальной отдачи сил. Тем не менее у меня в голове уже «ведется работа» над третьим томом, в котором я планирую рассказать о нравственном учении Церкви, о духовной жизни и аскетической практике Православия, а также о позиции Православной Церкви по различным социальным вопросам. Надеюсь, что в течение ближайших двух-трех лет текст книги будет передан в издательство.

– Владыка, у вас вышло еще несколько книг. При вашей загруженности как вы все успеваете? Когда пишете книги?

– Те книги, которые сегодня выходят в свет на разных языках, были написаны до моего назначения на должность председателя Отдела внешних церковных связей. В частности, книга о Святейшем Патриархе Кирилле была закончена за десять дней до этого назначения.

В значительной степени материалом для моих книг, в том числе для книги «Православие», стали плоды моих размышлений разного времени, святоотеческие творения, переводом и изучением которых я занимался в течение многих лет, церковные документы, исследования богословов и историков, а также светских ученых.

Вообще следует сказать, что до назначения на должность председателя ОВЦС работа над книгами занимала определенную часть каждого дня моей жизни. Примером мне всегда служил Святейший Патриарх Кирилл, на протяжении двадцати лет своей работы на посту председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата с неутомимой энергией совмещавший архипастырское служение с церковно-дипломатической работой и написанием книг, статей, интервью.

– С этого года под вашим руководством начали функционировать Общецерковная аспирантура и докторантура. Какая роль отводится этому учебному заведению в новой конфигурации духовного образования в Русской Церкви?

– В самом названии нового учебного заведения Русской Православной Церкви, созданного по инициативе Святейшего Патриарха Кирилла, отражена идея его общецерковного характера и значения. С одной стороны, Общецерковная аспирантура должна привлечь лучшие интеллектуальные, богословские силы нашей Церкви, с другой – способствовать воспитанию наиболее квалифицированных, грамотных кадров, которые смогут занимать ведущие церковные должности. Это накладывает на Общецерковную аспирантуру и докторантуру достаточно серьезную ответственность, так как, если понадобится, она должна будет дать свое заключение о готовности того или иного человека к такой работе. Еще одной особенностью Общецерковной аспирантуры является то, что только здесь будет проходить специализированная подготовка управленческих и дипломатических кадров для Русской Церкви и только здесь будет возможность защиты диссертаций по этим кафедрам, чего нет в православных академиях.

– Будут ли распространяться новые учебные стандарты на академии и семинарии за рубежом, например на Украине или во Франции, где открылась новая семинария?

– Здесь необходимо соблюсти баланс: с одной стороны, разработать единые требования для всех учебных заведений Русской Православной Церкви, а с другой – следовать законодательствам тех стран, в которых эти учебные заведения созданы. Это задача непростая, но выполнимая. Тем более что все европейские страны, включая Россию, встраиваются в Болонскую систему.

– Владыка, вы недавно побывали в Косово – регионе, где христиане живут в наиболее суровых условиях, на грани выживания. Какими личными впечатлениями от посещения Косово вы могли бы поделиться?

– Мне впервые довелось побывать в Косово, и впечатления, вынесенные мной из этой поездки, очень яркие и неоднозначные. Я посетил древнюю Печскую Патриархию, монастыри Грачаница, Дечаны, Баньска. Однако самое яркое впечатление осталось у меня от знакомства с теми замечательными людьми, которые, несмотря на множество трудностей и реальную опасность, совершают подвиг во имя сохранения Сербского Православия на этой земле. Многие из них – монахи. Они проживают на маленьких, огороженных колючей проволокой территориях под охраной международных миротворческих сил.

Я много читал о варварском отношении к православным святыням Косовского края. Но одно дело читать, и совсем другое – лично убедиться, что пугающие сведения о поругании храмов и монастырей в Косово нисколько не являются преувеличением. Некоторые из храмов стерты с лица земли и не подлежат восстановлению, другие лежат в руинах. И если какие-то храмы начали восстанавливать, то это идет очень и очень медленно.

Будут ли восстановленные храмы реально доступными для сербского православного населения Косово сейчас и в дальнейшем? Не будут ли они превращены в безликие «памятники зодчества»? Хватит ли сил у немногочисленных подвижников, оставшихся на земле своих отцов, дедов и прадедов, восстановить благолепие храмов и не дать угаснуть монашеской жизни в стенах древних обителей? Эти вопросы я не раз задавал себе во время поездок по Косовской земле. Эти же вопросы читались в глазах встречавшихся со мной людей.

– Какие уроки, на ваш взгляд, должны бы извлечь из происходящего в Косово Русская Православная Церковь и верующие в России?

– Мне глубоко понятны скорбь и боль православных жителей Косово и Метохии, переживших утрату храмов, в которых поколениями молились те, кто созидали дело Христа на этой земле. Еще не так далеко от нас то время, когда и на территории нашей страны множество храмов находились в разрушенном состоянии.

Мне кажется, что из происходящего в Косово и Метохии можно вынести важный урок, в котором остро нуждаются все современные православные христиане. Историческое достояние любой Церкви покоится на бережном хранении православным народом отеческих традиций. Любая церковная ценность, будь то традиции богословского образования, памятники зодчества или жизнь древних монашеских обителей, продолжает свою жизнь только благодаря терпению и ежедневному подвигу людей, которые трудятся во имя свидетельства о связанных с этими ценностями духовных и нравственных ориентирах. Церковь Христову невозможно разрушить человеческими средствами, и хочется верить, что кровь и слезы, пролитые на косовской земле исповедническим сербским народом, будут крепче любых иных уз, способствуя сохранению нерушимого единства исторического достояния Сербского Православия.

– Чем в первую очередь могла бы Русская Православная Церковь содействовать улучшению положения православного населения Косовского края и Сербской Православной Церкви? Предполагаются ли какие-нибудь совместные с Сербской Церковью действия в этом направлении?

– Русская Православная Церковь неизменно оказывает поддержку братской Сербской Церкви в ее требовании справедливого решения проблемы статуса Косово и Метохии. Покойный Святейший Патриарх Сербский Павел неоднократно благодарил священноначалие Русской Православной Церкви за это выражение солидарности.

Церковь поддержала намерение правительства Российской Федерации о выделении 2 миллионов долларов на восстановление святынь в Косовском крае. Русская Церковь и впредь будет вдохновлять светскую власть и частных благотворителей оказывать Сербскому Патриархату в Косово посильную материальную поддержку.

– Какое направление вы считаете приоритетным в сотрудничестве братских Православных Церквей? Существуют ли, на ваш взгляд, трудности в межправославных отношениях, препятствующие братскому сотрудничеству Церквей? Какие Вы видите объединяющие факторы?

– В межправославных отношениях приоритетными, на мой взгляд, являются два направления: обмен духовным опытом, который включает в себя взаимное знакомство с различными проявлениями святости и благочестия, с молитвенной жизнью, литургическим творчеством и церковным искусством, и обмен богословскими и концептуальными достижениями, который может быть осуществлен путем перевода основных богословских работ и значимых церковных документов, а также активизации взаимодействия богословских учебных заведений братских Православных Церквей. Современные средства общения и все возрастающий интерес друг к другу как нельзя лучше способствуют достижению этих целей.

Непреходящей задачей Вселенской Церкви остается сохранение единства в вере и общения в любви, за которое ответственен православный епископат и, в первую очередь, предстоятели Православных Поместных Церквей. Осуществлению этой основополагающей евангельской задачи нисколько не помогает доставшееся от прошлого противостояние по национальным или политическим признакам, перенесение на жизнь Церкви парадигм государственного или национального мышления с его борьбой за власть и за частные интересы. Единая святая Церковь принадлежит одному Христу и может защищать только один «интерес» – спасение всех ее членов во Христе, немыслимое без братского общения и любви о Господе.

К объединяющим факторам я бы отнес проявившееся желание предстоятелей Православных Автокефальных Церквей к активизации всеправославного процесса, усиливающееся чувство общности и учащение межправославных контактов на всех уровнях. Господь дает нам жить в переломную эпоху, в которую Поместные Православные Церкви должны самостоятельно, без всякой политической поддержки, приложить усилия для устроения жизни всей Церкви по Евангелию Христову, для разрешения в духе братской любви всех возникающих недоумений, для защиты душ христианских от лукавого духа века сего.

25 декабря 2009 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Людмила16 января 2010, 00:14
Здравствуйте, Шио! Хочу сказать по поводу будущего Патриарха. Я тоже читаю книги Владыки Илариона. Мне очень нравится!!! Сам Владыка Иларион импонирует, как человек прежде всего, пастырь, композитор и писатель! Меня в его произведениях касается то, в чём моя душа нуждается, в Боге, Его любви ко мне и моей к Нему. Но Патриарха Бог избирает. И не потому что служитель образован, а по сердцу Своему, по воле Своей. Тот, кого Бог предназначил быть будущим Патриархом, этот человек всё равно интуитивно знает. Но он, если прежде всего ищет Божией славы, а не своей, не стремиться к тому, чтобы стать Патриархом, ещё на иерархическую ступень подняться выше. Но иза-за любви к Богу, стремится всем сердцем служить в любом чине. А Бог, видя его искреннее сердце, Сам человека возвышает, укрепляя его и помогая ему на этом возвышении. Потому что без воли Божией ничто на земле не происходит. Так зачем думать о следующем Патриархе, если год прошёл, как избрали нынешнего Патриарха Кирилла? До свидания! Людмила.
Шио31 декабря 2009, 14:59
спасибо за поговорки! наступающим! Все мы под Богом ходим.
Саня31 декабря 2009, 12:18
ч.2 Господь богатит и высит, убожит и смиряет. Не конь везет, Бог несет. Бог отымет, Бог и подаст. Бог дал, Бог и взял. Все мы под Богом ходим. И рано встал, да Бог не пристал (о неудаче). Коли Господь не сохранит града, то всуе стража и ограда. Сколько ни мудри, а воли Божьей не перемудришь. Жить — Богу служить. С Богом пойдешь - до блага дойдешь. Божьей воли не переможешь. Бог души не вынет, сама душа не выйдет. В мале Бог, и в велике Бог. Коли Бог по нас, то никто на нас. Чего Бог не нашлет, того человек не понесет. Мужик на мужика осил надевает, а Бог свое содевает. Под Богом ходишь - Божью волю носишь. На человеческую глупость есть Божья премудрость. Ты к худшему, а Бог к лучшему. Человек гадает, а Бог совершает. Сильна Божья рука. Божья рука — владыка. На все Господня воля. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом. Человек предполагает, а Господь располагает. ------------------------------------ Вопросы о соотношении воли человеческой и Воли Божией будут вновь и вновь всплывать в сознании у человека во все времена, но ответы на них уже даны. Об этом теперь мы можем свободно читать, в т.ч., и на интернет-страницах. Я, например, читал здесь http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikolaeva/freedom/12.html С наступающими праздниками Рождества Христова, Новолетия и Крещения Господня! С уважением, р.Б.Александр.31.12.09.
Саня31 декабря 2009, 12:16
ч.1 Шио Здравствуйте. Сегодня времени у меня побольше, чем в прошлый раз. Поэтому собрал некоторые пословицы и поговорки наших православных предков и помещаю их под фразой - «ГОСПОДЬ предполагает но не предопределяет» - из Вашего последнего комментария. Думаю, что эти народные многовековые изречения могут Вам пригодиться в этом вопросе…Для меня эти пословицы - просто сокровище и помощь по жизни. Шио, заметил я также досадную свою ошибку в предыдущем комментарии. Фраза «Этого я никак не желал,», в контексте с рядом написанным выше в предложении, может быть понята неправильно. Поэтому дополнительно поясняю…Не желал и не желаю обидеть. Пословицы и поговорки Чего Бог не даст, того никто не возьмет. Что Богу угодно, то и пригодно. Господня воля — наша доля. Бог лучше знает, что дать, чего не дать. Суди, Господи, волю Свою! Бог пристанет и пастыря приставит Без Бога ни до порога. Человек так, а Бог инак. Кто Богу угоден, тот и людям пригоден. На Бога положишься, не обложишься. Молись иконе да будь в покое! Нужен путь Бог правит. Бог пути кажет. Человек ходит, Бог водит. Пораньше просыпайся, да за Бога хватайся! Не скор Бог, да меток. Бог не захочет, и пузырь не вскочит. Не по нашему хотенью, а по Божью изволенью. Не нашим умом, а Божьим судом. Кто к Богу, к тому и Бог. Власть Господня. Воля Божья. Святая воля Его.
Саня29 декабря 2009, 17:23
Шио. Очень ценное в нашем коротком диалоге то, что Вы не...обиделись. Этого я никак не желал, но люди бывают разные. ...Будем друзьями, Шио! С грядущими праздниками Рождества Христова, Новолетием и Крещением Господним! Спаси Господи! ------------ С уважением, р.Б.Александр. 29.12.09
Шио29 декабря 2009, 14:02
дорогой мой Александр! ты несколько время жил в монастырь и ты должен знать что ГОСПОДЬ предполагает но не предопределяет
Саня28 декабря 2009, 17:34
Шио. Здравствуйте. Цитата из Вашего комментария: «Вы будуший патриарх Рассии…» - Кто будет будущим Патриархом России определит, так или иначе, Господь, - позже, а не Вы, - сейчас. Нам всем православным братьям и сестрам необходимо помнить о том, что если мы выдаем в адрес монашествующих (от простого монаха и выше) зашкаленную порой по амплитуде хвальбу, то тем самым мы можем нанести тяжелейший духовный удар по смирению тех, к кому обращены наши слова и строки. Ибо дело выдавливания пришедших (и от нас) хвалебных помыслов из головы – труднейшее духовное ремесло; на этом фронте бывают и многочисленные поражения. Все то же самое и для нас простых мирян. – В своей среде (друзей, знакомых, сослуживцев, начальников,..) мы не должны сильно кого-то нахваливать и по вышеуказанной причине; и из своего сознания – спешить выбрасывать то, что порой враг человеческий подкидывает туда, в т.ч., и на…хвосте чужой похвалы в наш адрес. Чрезмерность наших хвалений может быть только в адрес – Господа, Его Пречистой Матери, канонизированных святых Церкви. Отразил свою точку зрения. Простите, если что-то не так написал. С уважением, р.Б.Александр. 28.12.09.
Шио26 декабря 2009, 22:54
я читаю труды владыки Илариона и думаю что перед намы один из известный богослов современного Христианства. Вы будуший патриарх Рассии Благословите владыка!
АНИКИН25 декабря 2009, 14:30
Ваше Высокопреосвященство о.Иларион, помогай Вам Бог!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×