«Жизнь ребенка держится на ниточке»

Беседа с акушером-гинекологом Н.П. Ячменевым

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 300 x 413 px. Размер файла 49077 b.
– Николай Петрович, знаю, что, работая в роддоме, вы постоянно поддерживаете связь со священником, который при необходимости исповедует и причащает будущих мам, и это укрепляет и поддерживает их. А в сложных случаях, благодаря этому, удается избежать беды. Расскажите, пожалуйста, о наиболее запомнившемся вам подобном случае из вашей практики.

– Расскажу вот о каком случае. Когда я учился в аспирантуре, меня послали в командировку в одну из районных больниц Смоленской области. Туда поступила женщина, беременность которой насчитывала 17 недель, с истмико-цервикальной недостаточностью. Ей, чтобы сохранить беременность, нужно было накладывать швы. Но за день до операции ее беременность прервалась. Женщина была в крайне подавленном состоянии: этот выкидыш был у нее уже четвертый, а до этого она сделала два или три аборта. Через год я, еще будучи аспирантом, приехал в командировку в тот же район и опять встретил эту женщину: она снова была беременной. Только срок был иной: около 12 недель. Ультразвуковое обследование показало, что плацента находится очень низко, а это противопоказание для наложения швов на шейку матки из-за большой вероятности прерывания беременности. Вдобавок у этой женщины были и другие заболевания, в том числе и гинекологические. Незадолго до операции я сказал ей, вызвав к себе в кабинет: «Операция должна быть успешной, но, как ты понимаешь, в твоем положении все может пойти не так, и тогда или ты погибнешь, или ребенок, потому что у тебя высокий риск кровотечения. Единственный выход, который я вижу: тебе необходимо срочно пойти на исповедь к священнику и просить благословения. Аборты у тебя были? Были. Жалеешь? Жалеешь. Иди на исповедь, ничего не бойся. И иди без поста, я тебе запрещаю как доктор. И никого не слушай, что бы тебе ни говорили. Все вопросы – к священнику». Она исповедовалась, причастилась и попросила благословения на операцию, я тоже попросил благословения. Операция, слава Богу, прошла хорошо. Однако я подстраховался: наложил два шва, чтобы не произошло отслойки, а значит, и кровотечения. Перед ее выпиской смотрю: у нее один шов разошелся. Это значит, что жизнь плода держится на одной ниточке… В прямом смысле этого слова. Причем, когда я увидел, как на моих глазах распускается шов, у меня чуть не остановилось сердце. В моей памяти мгновенно всплыли слова из Священного Писания: «Сила Моя совершается в немощи». И в этот момент мне звонит знакомый батюшка, а женщина спрашивает: «У меня все нормально?» С одной стороны, я должен ответить ей, а с другой – правду сказать нельзя, чтобы ее беременность не прервалась из-за стресса. И вот этот звонок священника, с которым мы очень дружны, буквально спас меня. Немного успокоившись, я шутя сказал ей: «Видишь, даже батюшка позвонил, все нормально». И добавил: «Если хочешь выносить свое дитя, то каждую неделю ты должна быть на исповеди. Но я тебе запрещаю, естественно, во время службы стоять. Только когда будет читаться Евангелие, можно вставать. А дома ты должна лежать». Хотя с точки зрения медицины, мною было допущено нарушение: в ее ситуации она должна была только лежать в стационаре… Бывает, что некоторым беременным накладывают швы, и они ходят благополучно до родов. Но это был не тот случай. И вот женщина, положившись на милость Божию, ходила в храм за 1,5 километра, исповедовалась, причащалась. Ради нее и я тоже пошел на определенный подвиг. У меня были некоторые проблемы духовного плана, в том числе и определенная зависимость от компьютерных игр. И я дал Богу обет, что с Его помощью приложу все силы и освобожусь от своих слабостей, лишь бы с беременностью этой женщины все было нормально. Я очень сильно за эту женщину переживал. Каждые пять дней она мне звонила, сообщала о своем состоянии. И что самое удивительное, она потом мне рассказала: перед тем, как ей забеременеть этим ребеночком, какая-то из бабушек посоветовала ей подать записки в три храма. Я отношу это к разряду суеверий, но Господь на сердца взирает.

Вот так у нас шла непрестанная борьба за еще не рожденного человека, шла и у нее, и у меня. И мне неоднократно приходилось каяться по поводу своего маловерия: меня постоянно преследовали мысли, что этот единственный шов разойдется. Но, слава Богу, все прошло благополучно, и она родила девочку – в день моего рождения, в праздник святителя Николая Чудотворца. Вот такой и мне подарок, и ей получился. Женщина выполнила все медицинские назначения и сделала все необходимое для себя с духовной точки зрения.

Рождение девочки внесло умиротворение в их семью. Папа, имея золотые руки, был склонен к пьянству. Но после рождения ребенка он изменился в лучшую сторону: редко стал выпивать. Да и мама теперь знает, где искать спасение. А ребеночек крайне подвижный… Сейчас моей крестнице, а я был восприемником девочки при ее крещении, уже 4 года.

Это лишь один из примеров. Слава Богу, я тогда нашел нужные слова, которые помогли направить женщину на истинную дорогу, вселить в нее уверенность и с Божией помощью сделать то, что одними человеческими усилиями воплотить в жизнь было невозможно.

– Скажите, а вас, врача, принимающего роды, часто приглашают быть восприемником в таинстве крещения тех малышей, кому вы помогли явиться на свет?

 – Случай, о котором я вам рассказал, и для меня был особенным. А вообще, когда меня зовут в крестные отцы, я сразу говорю: «Я плохой крестный, потому что у меня мало остается времени для должного исполнения своих обязанностей по отношению к крестнику». Но иногда я соглашаюсь.

– Отчего происходят болезни?

– Вопрос сложный и многогранный, причин множество. Возникновение любой болезни описывает масса медицинских теорий, учитывающих множество факторов. Один из наиболее распространенных – наследственный фактор. На данный момент существует свыше 2,5 тысяч заболеваний, связанных с наследственной предрасположенностью.

– Связаны ли наследственные болезни с передачей греха?

– В какой-то степени. Так как я акушер-гинеколог, то остановлюсь немного подробнее на этой теме. Сейчас в обществе распространен промискуитет – беспорядочные половые связи. Многие люди даже в браке не придерживаются определенных нравственных принципов, не говоря уже о соблюдении евангельских заповедей. Отсюда – распространение разнообразных половых инфекций. А откуда они появились? Известно, что один из тяжелейших грехов – скотоложство. И этот грех способствовал распространению урогенитальных инфекций, корни которых уходят в далекое прошлое. Надо сразу оговориться, что позиции научных школ по этому вопросу могут отличаться, так как хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз одни считают вариантом нормы, а другие – патологией: в официальной науке идут активные обсуждения этого. Но стоило бы отметить, что возбудители этих заболеваний впервые были выявлены у мелкого рогатого скота – овец, коз. Римские легионеры, когда шли на завоевание определенных территорий в Западной Европе, Германии, Восточного Средиземноморья, водили за собой стада овец в качестве провианта. А так как римские законы запрещали в армии пользоваться услугами женщин легкого поведения для удовлетворения половой потребности солдат, то легионеры были вынуждены использовать для этого в том числе и животных. В результате они заражались вышеназванными инфекциями от животных. Микроорганизмы впоследствии могли мутировать, приспособиться к урогенитальному тракту человека. Естественно, любая война сопровождалась насилием, и таким образом шло распространение инфекции. Если же воину удавалось вернуться домой, то бактерии он передавал своей семье. Эта урогенитальная инфекция вызывала проблемы с деторождением в виде угрозы прерывания беременности или патологии развития плода, вплоть до врожденных пневмоний.

– По сути, следовало наказание за грех?

– Совершенно верно.

– Считается, что венерические заболевания якобы привез Колумб из Америки.

– Это одна из точек зрения. Но еще в XIII–XIV веках, до экспедиции Колумба, было отмечено, что женщины-блудницы уже страдали венерическими заболеваниями. Просто наиболее вопиющие случаи были отмечены тогда, в XIII–XIV веках. Тогда, в эпоху Возрождения, началось изучение анатомии человека и были сделаны описания болезней.

– На Руси девство блюли, и люди были здоровее…

– Конечно. И речь здесь идет не только о физическом и духовном здоровье. Ведь девство, помимо нравственного, имеет и определенное психологическое значение. Когда люди, начиная совместную жизнь, отталкиваются от одной «платформы», то вероятность сохранения их брака выше.

– Сейчас под предлогом борьбы со СПИДом вовсю идет реклама, которая убеждает молодых людей, что презерватив спасет их от всяких негативных последствий беспорядочных связей. Но это же миф, потому что только целомудрие действительно спасает?

– Полностью согласен с вами. Нужно понимать: фармацевтический бизнес, к которому относится и производство средств гигиены, – на третьем месте по доходности после торговли оружием и наркотиками. Поэтому идет мощное информационное воздействие на человека, формирующее его установки, что якобы от всего можно защититься, в том числе и от СПИДа. И конечно, пропаганда уверяет, что презервативы полностью защищают от нежелательной беременности. Но презерватив как средство контрацепции лишь в 92–98 случаях из 100 может защитить от беременности, а в 8 случаях беременность может возникнуть. Бывает, что в секретах половых желез мужчины присутствуют единичные сперматозоиды, и этого бывает достаточно для зачатия. Кроме того, презерватив отнюдь не гарантирует непроникновение инфекции, а только снижает вероятность заражения. Есть данные, что различные вирусные инфекции могут проникать через микропоры презерватива. Поэтому говорить, что презерватив на 100% предохраняет, не совсем верно. А производители просто стараются увеличить уровень своих продаж.

– Среди ученых идут разговоры, что СПИД – это мистификация мирового масштаба. До сих пор нет научных доказательств наличия вируса иммунодефицита человека, вызывающего СПИД. Например, об этом пишут всемирно известный биохимик, Нобелевский лауреат Кэри Муллис, а также врач Ирина Сазонова в своих книгах. Доктор Сазонова утверждает, что СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека – существует. Однако он не вызывается вирусом. Соответственно, заразиться им – в привычном понимании этого слова – нельзя. Но его можно «нажить».

– Как я могу называть мифом то, с чем приходится сталкиваться, работая в одном из родильных домов Калужской области?! Хотелось бы напомнить, что Франсуазе Барре-Синусси и Люку Монтанье была присуждена Нобелевская премия по медицине за открытие вируса иммунодефицита человека. Иными словами, Нобелевский комитет признал, что такой вирус существует. Кстати, они обнаружили ВИЧ, изучая болезни гомосексуалистов, которые в 1980-е годы стали страдать непонятным иммунодефицитным заболеванием, которое протекает длительное время и очень коварно.

Конечно, прислушиваться нужно к различным мнениям, любая наука крайне дискутабельна. Человек же склонен доверять своему опыту. Мы можем только анализировать ситуацию и делать выводы. Извините, если мы сталкиваемся с женщинами, которые ВИЧ-инфицированны, как можно говорить о мифичности данной инфекции? Сейчас в нашем родильном доме после родов находится женщина, у которой есть определенные проблемы со здоровьем, связанные с ВИЧ-инфекцией. Спрашивается, откуда у нее эта болезнь? Понятно, что в основном люди группы риска находятся на низком уровне не только духовного, но и физического здоровья. Самое обидное, что они даже не осознают, в какую пропасть падают.

Наверное, инфицирование в каких-то из этих случаев промыслительно: возможно, через это Господь призывает их к покаянию, изменению образа мыслей, образа жизни. Конечно, есть случаи, когда люди, узнав о своем диагнозе – ВИЧ-инфекция, пытаются покончить жизнь самоубийством. Но некоторые все же берут себя в руки и стремятся выпутаться из этой ситуации. То есть они пытаются сделать определенную ревизию своей жизни и обращаются за помощью не только к медицине, но и к Церкви.

Читал, что в реабилитационном центре, которым руководит иеромонах Анатолий (Берестов), были случаи исцеления от ВИЧ-инфекции после воцерковления. По словам отца Анатолия, «выявлено уже шесть случаев, когда у подопечных ребят исчезал вирус ВИЧ-инфекции, а гепатита – это частое явление…»

– К сожалению, я с этими данными не знаком. Но исключить такое как ученый тоже не могу. С точки зрения официальной медицины, что такое болезнь? Это определенный отрицательный настрой организма, стресс. Но когда человек приходит на таинство исповеди, с покаянием начинает анализировать свою жизнь, он успокаивается. Особенно важна первая в жизни исповедь, потому что она остается в памяти – как первый урок в школе. Ведь, готовясь к генеральной исповеди, человек вспоминает всю свою жизнь.

А психологический «иммунитет» к негативным обстоятельствам нашей жизни у воцерковленных людей выше, чем в среднем по обществу. Конечно, большую поддержку они получают в таинствах Церкви, в первую очередь в исповеди и причастии. И люди, которые начинают жить таинствами, уже по-другому относятся к смерти. Если человек невоцерковленный к смерти относится как к концу, то воцерковленный воспринимает ее как начало жизни – иной жизни. Ведь вся наша жизнь всего лишь подготовка к Царствию Небесному, а смерть всего лишь экзамен на то, как ты прожил эту жизнь.

– Уже ни для кого не секрет, что последние поколения значительно болезненнее предыдущих.

– Да, проблемы со здоровьем возрастают. Возрастают еще и потому, что на свет появляются больные или слабые дети. В этом немаловажную роль играют возможности современной медицины в плане сохранения «неблагополучных» беременностей, а также в вытягивании буквально «с того света» заведомо слабых новорожденных. Растет количество людей, у которых с момента рождения искажено физическое и психическое развитие. Медицина действует как обоюдоострый меч, и мы ни в коем случае не должны относиться к ней как к панацее. Скажем, обыкновенным ножом можно убить человека, а можно разрезать хлеб, чтобы накормить нуждающегося. Точно так же и медицина. здесь необходимо трезвомыслие. Буквально 150 лет назад, когда еще не существовало сети родовспомогательных учреждений, была высокая степень смертности среди новорожденных, рожениц и беременных женщин. Неквалифицированное на тот момент оказание помощи вело к высокой летальности. Но с другой стороны, был своего рода естественный отбор: слабые не давали потомства, выживали сильные. А с точки зрения религиозной это был, вероятно, Промысл Божий. В народе так и говорили: Бог дал – Бог взял. И было определенное смирение: человек принимал любые удары судьбы как случившиеся либо по попустительству Божиему, либо по Его Промыслу.

Рожали те женщины, у которых было более крепкое здоровье.

А сегодня перед медициной возникает дилемма: с одной стороны, мы имеем возможность сохранить беременность в тех случаях, когда раньше были выкидыши. Но с другой – когда ученые стали исследовать прервавшиеся беременности, то обнаружилось: в 90% случаев плоды были с наследственными аномалиями. Если выяснять причину такого самопроизвольного аборта, то в подавляющем большинстве случаев окажется урогенитальная инфекция. Откуда она берется, мы уже говорили: тот же блуд либо скотоложество, последствия которого передаются уже не одно столетие и поколение.

Хотелось бы отметить: те же микоплазмы, уреаплазмы могут менять наследственную информацию, то есть часть своих генов вставлять в геном человека, в том числе и его половой клетки. Поэтому количество прерывающихся беременностей весьма значительно среди женщин, которые ими инфицированы. Иногда решающую роль в образовании врожденных патологий играет нейрогенный фактор. Но стоит отметить, что эти причины глубоко связаны между собой. Вот простейшие примеры. Один человек, допустим, украл миллион, а другой – рубль у кого-то или проехал «зайцем» на электричке…

– У кого совести больше, того из-за этого рубля совесть может вконец замучить…

– Да. Один начинает мучиться оттого, что пошел против Бога, разрушил в себе образ Божий этим грехом, а другой – переживать, что могут посадить в тюрьму за воровство. В итоге оба испытывают стресс. Но человек воцерковленный идет на исповедь и кается в грехе, а невоцерковленный продолжает мучиться содеянным. Поэтому о Боге лучше говорить не в будущем времени и не в прошлом, а только в настоящем. Согрешил – покайся. Важно, чтобы духовная болезнь не запускалась.

– К слову сказать, сейчас считается, что причиной язвы желудка является не стресс, а хеликобактериоз.

– Все правильно. Есть точка зрения, что причина язвенной болезни – так называемый хеликобактор пилори. Да, ученым за открытие данного возбудителя были вручены Нобелевские премии. Но ведь надо и правильно интерпретировать эти данные. Приблизительно у 90% населения этот возбудитель язвы есть, но не все же его носители болеют. Значит, при сложных хронических заболеваниях присутствует весь комплекс факторов, обусловливающих появление недуга. А стресс ослабляет защитные силы организма и как катализатор запускает негативные процессы. Естественно, где снижен иммунитет, там и появляется возможность для размножения этой бактерии, которая вызывает развитие язвенной болезни.

– А как у себя выработать спокойствие?

– Не стоит забывать, что стрессы бывают положительные и отрицательные. Стресс положительный полезен для здоровья. Но во всем должна быть мера, так как человек живет не ради получения удовольствия, а чтобы приблизиться к Богу.

Разумеется, пытаясь сохранить свое спокойствие, мы не сможем устранить все раздражающие нас отрицательные факторы из своей жизни. Но необходимо постараться это сделать там, где все зависит от нас. В первую очередь нужно начинать не с окружающих, а с себя. Именно так поступали святые. У нас перед глазами есть величайшие примеры: многие современные мученики и исповедники остаток своей жизни провели в лагерях. Но стяжали благодать Духа Святого на тюремных нарах. И это несмотря на то, что подвижники жили в лагерях бок о бок с уголовниками, в трудное, голодное время, когда и в обществе люди были крайне озлоблены. Но люди Божии, имея в своих сердцах пламенную любовь к Богу и ближним, спасались и там. Поэтому, повторюсь, начинать нужно всегда с себя. Христианин призван иметь внутренний мир и не раздражаться. Спокойствие же часто приходит через чтение святоотеческой литературы. Хорошо также отказаться от телевизора или, по крайней мере, сократить время просмотра телепрограмм. Нужно быть избирательными в получении информации, которая поступает извне, воспитать в себе определенную волю в этом. Написать распорядок дня, чтобы хватало времени на познание окружающего мира. Ведь через познание этого мира человек познает Промысл Творца, приходит в гармонию с самим собой и окружающими.

Человек создан трудиться. Когда есть стресс, то за стрессом должно идти какое-то действие. То есть эмоциональному «пару» нужно дать выход. К примеру, в прежние времена негативные последствия от стрессов гасили тяжелым физическим трудом. В современных же реалиях главная проблема – гиподинамия. Человеку, живущему в мегаполисе, зачастую лень выйти из транспорта раньше на одну остановку, чтобы пройтись пешком. Да и нынешняя работа, в основном, гиподинамична. Когда человек трудится в конторе в статическом режиме, естественно, у него накапливается отрицательный психоэмоциональный заряд. В результате, если человек не разрядится физически, то свои негативные эмоции он выплеснет на ближнего. Так совершается первый шаг к разладу в семье. Если же люди хотя бы станут возвращаться с работы домой пешком, им удастся избежать многих конфликтов и стрессовых ситуаций. Лучше оставить машину на стоянке или потолкаться в метро – для некоторых это может быть более полезным, чем стоять в автомобильных пробках. Хотя, с другой стороны, вот парадокс: современный человек находится в условиях гиподинамии и в то же время должен успеть во многие места. Надо научиться все свои дела разделять на главные и второстепенные: разберитесь, что вам необходимо сделать именно сегодня, а что можно отложить до завтра. Внутренняя организованность и самодисциплина – это один из путей достижения спокойствия.

А что касается эмоциональности, то многое зависит от темперамента человека. Одни по своей природе более спокойны, другие – более возбудимы. И здесь, подобно тому, как у каждого замка есть свой ключик, так и метод разрядки и успокоения должен быть крайне индивидуальным. Лучше посоветоваться с доктором или с психологом.

– Известно, что от того, насколько у человека мышцы тела напряжены или расслаблены, зависит его эмоциональное состояние. Прочитал у православного психолога, как он расслабляется, чтобы снять стресс: сначала напрягает мышцы стопы, потом отпускает их, затем то же самое делает с икрами, бедрами и т.д. Так последовательно он прорабатывает через напряжение–расслабление все тело: с ног и до головы.

– Вы своими словами подтвердили сказанное выше. Испытывая какое-то эмоциональное напряжение, можно мягко переводить нервное возбуждение в мышечное.

И уже точно доказано, что у одиноких людей продолжительность жизни ниже, чем у тех, кто в браке. Потому что когда люди общаются в семье, они переключают свое внимание с себя вовне, а значит, их нервная система некоторым образом отдыхает. Кто-то может возразить: а как же монахи? Но они же не одни, они – с Богом; кроме того, иеромонахи исповедуют, у них есть духовные чада…

– А каково воздействие мыслей и слов на здоровье человека?

– Если у человека позитивный настрой на лечение, то оно идет гораздо лучше (даже в случае инфекционных заболеваний), чем если в силу своего характера человек настроен скептически. Если человек приходит, уже утомленный лечением, и сразу говорит: «Вы мне не поможете…», – что тут скажешь? Этот больной находится в состоянии стресса, а стресс подавляет иммунную систему. Поэтому эффективность действия тех же антибиотиков, которые мы ему вводим, будет значительно ниже, чем у оптимиста. Потому что сам организм пессимиста отказывается работать из-за стресса, подавляющего его иммунную реакцию. Вспомним, что Христос исцелял больных по вере их.

С другой стороны, лечащие врачи, терапевты тоже поставлены в жесткие рамки: зачастую у них нет нужных препаратов в наличии. И получается: доктор должен лечить, но у него нет необходимых лекарств из-за социальных условий, финансового состояния пациента. Люди здравомыслящие начинают искать возможность выхода из создавшегося положения. Один из путей спасения человека – когда он идет в храм. Пусть это начинается со свечки, потом с какого-то отрезка службы. Постепенно человек дозревает до исповеди, начинает читать святоотеческую и другую православную литературу… Господь, поставив человека в сложное положение, таким образом стучится в его душу, пытается вразумить, чему-то научить его.

А жизненные уроки подаются нам разные. Когда я был студентом третьего курса (я учился в Российском государственном медицинском университете), меня оперировал доктор. И когда он потребовал деньги за лечение, я возмутился. Но через три года я был ему весьма признателен: он мне показал, как не надо поступать специалисту-врачу, Я получил бесценный опыт на примере отрицательного поступка коллеги. И я всегда призываю пациентов исследовать свой отрицательный опыт. Потому что он учит не меньше положительного, к тому же и в минусе надо искать плюс. Знаю людей, которые в кризис стали чаще обращаться к Богу; лишившись работы, пришли в храм. Они даже в своих непростых жизненных обстоятельствах постарались увидеть смысл, что, возможно, и привело их в Церковь.

Сейчас в православной прессе уделяется большое внимание исцелению в таинствах Церкви. Но надо всегда помнить, что таинства Церкви автоматически не действуют. В Библии четко говорится: исцеление происходит либо по вере самого больного, либо по вере его ближних, людей, которые хотят, чтобы человек исцелился, или желают хотя бы облегчить его страдания. Мне приходилось сталкиваться с такими случаями, когда, допустим, во время родов или в какой-то тяжелой ситуации женщина, у которой медицинский анамнез (история болезни) был отягощен абортами, давала слово, что исповедуется в течение такого-то срока. И в ответ на ее обещание исповедать этот грех, она получала либо родоразрешение, либо улучшалась ее ситуация, и женщина, несмотря на проблемы со здоровьем, благополучно рожала ребенка, а доктора умудрялись принять правильное решение по поводу ее родоразрешения. Это я говорю, основываясь на собственной практике. Кстати, это касается и вопроса о грехах и их взаимосвязи с болезнями. Между прочим, в России сейчас большое количество бесплодных пар. По некоторым данным, до 20%. То есть каждая пятая пара бесплодна. Если изучить причины данной проблемы, то получится, что к этому приводит ряд факторов: перенесенные гинекологические заболевания, аборты, беспорядочные половые связи, обретенная при этом инфекция может приводить к спаечным болезням, а это риск развития внематочной беременности и возникновения проблем во время беременности.

Богословие учит о синергии Бога и человека. Во время лечения некоторых пациентов иногда в памяти всплывают слова: «Сила Моя в немощи совершается». Когда врач делает все, что от него зависит, и не получает результата, то, обращаясь к Богу, через какое-то время по медицинским понятиям бесплодная женщина беременеет. В моей практике был случай, когда женщина после исповеди и причастия смогла забеременеть, хотя была бесплодной восемь лет. Как врач, я сделал все возможное, но зачать она смогла, лишь когда всерьез обратилась к Богу и воцерковилась. Мои коллеги удивлялись: как женщина вынашивала беременность с миомой матки и эндометриозом! Крайне неблагоприятная ситуация, и все-таки женщина выносила ребенка.

Доктора не могут брать на себя такую ответственность и решать за Христа – главного Врача душ и телес наших – давать или не давать жизнь маленькому человеку, даже если сопутствующие обстоятельства с точки зрения медицины неблагоприятны. Также не надо за Бога решать, как Он будет вас лечить. Мы должны сделать все, что от нас зависит в этом плане, а Господь устроит. Образно говоря, работа должна вестись на всех фронтах: на духовном, душевном и телесном. Но все нужно делать по силам, с разумением. Мне часто приходится общаться с воцерковленными беременными женщинами, которые накладывали на себя строгий пост. Приходилось в достаточно жесткой форме запрещать им это делать. Иногда задавал им вопрос: а любовь-то где? Ведь крошечный малыш в мамином животе нуждается в строительном материале для своего тела. И то, как он развивается во внутриутробный период, определяет то, какое у него будет потом здоровье. Беременным послабляется телесный пост, значит, нужно сделать упор на духовность. Хотя бы ограничить просмотр телевизора. Нужно больше читать ту литературу, которая принесет пользу и душе мамы, и душе ребенка. Причем нужно читать не только духовную литературу. Ведь святитель Иоанн Златоуст призывал юношей и языческие науки изучать, чтобы христиане знали, как с язычниками спорить. Больше читать русскую классическую литературу, чтобы мы были светом миру, а не просто прикрылись платками и юбками до пят. Чтобы были самыми грамотными, самыми спокойными, самыми рассудительными, самыми трезвыми…

– Подай Господи, только и остается сказать…

– Современный православный должен не просто верить, а знать, во что он верит. Так же человек должен знать, для чего он лечится. Если он вылечился, но вернулся к прежнему образу жизни, то болезнь к нему вернется. Потому что он не устранил причину заболевания. Так, если человек с язвенной болезнью, пройдя курс лечения, продолжает употреблять алкоголь, крепкий кофе, чай, не соблюдает режим, то нового приступа ему не миновать. Если женщина исповедовалась в каком-то грехе ради благополучного течения беременности, но после того, как родила ребенка, опять взялась за прежнее, то болезнь обязательно вернется в еще более тяжелой форме.

С Николаем Ячменевым беседовал Андрей Сигутин

21 января 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Татьяна 26 июня 2020, 13:29
Очень интересно!!! Спасибо большое!
Анна10 августа 2016, 14:05
Добрый день!Конечно по воли Божьей,а не по своей.Хотела бы найти информацию о православных врачах-гинекологах в ростове-на-дону. Хотела бы попасть на прием именно к такому специалисту. Подскажите,где именно принимает Николай Петрович. Большое Спасибо!!!!
рб Елена 1 апреля 2015, 22:08
Михаилу со стажем прочитав ваш отзыв о Докторе получила чувство что я наступила во что то гадкое и Слав тебе Господи что я не была пациентом у таких как вы докторов

Господи дай вам ума и возможность увидеть самого себя пока вы не искалечили еще большее количество душ и тел


Татиана вы наверное бездетны и причина высвечивается в вашем коментарии
Вы забыли написат а что же делать с тем кто зачал этого ребенка
Беременность не берется из ниоткуда
В старые времена во многих селениях позор ложился по большому
на мужской род
Теперь в моде гонка из постели в постель и как женский род ведет себя так все и идет
Господи прости нас грешных и дай рб Татиане мир здоровье и направь ее в Православный храм
Андрюшина Виктория Сергеевна17 апреля 2014, 14:22
Господи слава ему , что есть такой человек на свете как Николай Петрович, у меня были не обычные роды с ягодичным предлежанием и крупный ребеночек были показания на кесарево , но Ячменев Николай Петрович буквально спас и меня и ребенка от всевозможных опасностей при родах и благодаря ему у меня родилась здоровая и любимая девочка 17.02.2014 Верочка)Я запомнила на всю жизнь слова Николая Петровича - и за четвертым приходи ко мне )Это первая моя девочка , Спасибо огромное этому доброму и чуткому человеку всю жизнь буду благодарить и вспоминать этого человека ! Девочки не бойтесь вынашивать и рожать , Этот человек от Бога!!!!Даже после наложения одного шва , Николай Петрович интересовался в послеродовом блоке как у меня состояние и у ребеночка ,это достойно уважения !!!!!)))
Ольга16 сентября 2012, 00:11
очень хороший врач! принимал у меня роды!
Александр Черепов27 мая 2011, 10:16
Да, во времена, когда медицина превращается в торгашную лавочку, таких Врачей становится всё меньше. Ну, конечно, здесь проблема не в лекарях, а в обществе.
Спасибо, Николай Петрович, что Вы есть!
Дай Бог Вам здоровья, сил и терпения!
нина24 декабря 2010, 17:01
С большим удовольствием прочитала статью,так как сама работаю акушеркой женской консультации и являюсь православной уже много лет/воцерковленной 10 лет/.У меня много и своих есть таких же примеров,так как работаю в сельской местности.Очень благодарна за статью,она помогла мне как поступать с женщинами в тех или иных ситуациях,как православной.СПАСИ ГОСПОДИ!
Надежда26 ноября 2010, 19:27
СТАТЬЯ"О СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА"ИЕРОДИАКОНА ГРИГОРИЯ И ВАША СТАТЬЯ"ЖИЗНЬ РЕБЕНКА ДЕРЖИТСЯ НА НИТОЧКЕ"НАПРАШИВАЕТСЯ ОДИН И ТОТ ЖЕ ВЫВОД.С молитвою в устах,с работаю в руках.
Vaniushka199719 июня 2010, 17:35
Я читал об этом в газете "Жизнь". Действительно, прослеживается прямая связь - ведь ВСЕ окрещенные дети. у которых были патологии, были выписаны с улучшениями. И таких случаев - сотни!!!
Vaniushka199719 июня 2010, 17:34
Я читал об этом в газете "Жизнь". Действительно, прослеживается прямая связь - ведь ВСЕ окрещенные дети. у которых были патологии, были выписаны с улучшениями. И таких случаев - сотни!!!
Анна24 марта 2010, 11:29
Старшего сыночка рожала с тяжёлой дисплозией шейки матки, врачи настаивали на аборте и последующей операции при каждом моём посещении вплоть до 18 недели. С Божьей помощью все живы - здоровы, не осталось даже эррозии, и второму уже 3 года. Просто очень тяжело на тот момент было морально, в окружении таких-то врачей, хотя вроде бы добра мне желали...Пусть каждой роженице Бог пошлёт такого чуткого и верующего врача, как Н.П.Ячменев.
Pavel13 февраля 2010, 21:30
"ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ". Именно на путь православия следует повернуть тем, кто имеет проблемы с продолжением рода...Уверен, что сразу прекратит болеть голова о разных анализах, антибиотиках, процедурах и т.д. Ну а если голова Ваша перестанет "болеть" о том, что "опять не получилось...", то скорее всего и другие болячки пройдут.
ЛЕЧИТЕ ДУШУ - обратитесь к священнику.
Владимир 9 февраля 2010, 10:19
Медицину трудно назвать классической наукой, т.к. повторяемости "опыта" нет. Поэтому это больше искуство, чем ремесло. И только ремесленник не может видеть промыла Божия.
Помоги Вам Бог, Николай Петрович, и да сохранит Он Вашу веру.
Олюнчик 8 февраля 2010, 23:56
Дорогие мои соотечественники ,братья и сёстры по вере, статья уникальная в своём роде, а так же комментарии к ней , есть всё о чём болит у многих наших женщин и аборты в молодости и и блуд и долгий и трудный путь к Богу ,Боже прости нас всех за грехи наши тяжкие ,спасибо доктору , который каждый день сталикиваеться с выбором быть или не быть жить или не жить, а это ответственность люди мои мои дорогие и перед людьми и перед Богом , а мы тут всё о бактериях и вирусах , римском легионе, разве суть этой статьи об этом , с любовью ко всем и с пониманием Олюнчик
Георгий 6 февраля 2010, 23:10
Дух должен быть сильнее тела - это доказывает настоящее интервью. Для современного молодого врача и ученого обращение к Божественной силе можно считать подвигом, достаточно вспомнить архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого), талантливого хирурга и архипастыря, богослова. Как коллеге, хочется пожелать удач в благородном труде Н.Ячменеву. "Спаси, Господи, люди Твоя, благослови достояние Твое".
Фотиния 5 февраля 2010, 16:38
Ответ некой Татьяне на следующее высказывание:"Женщин, делающих аборты нужно бросать в тюрьму, как за убийство. А врачам, делающим аборты нужно доставать кишки с ж**ы их же инструментами."
Ваши слова пышут такой злобой! Неужели это написано христианкой?
Анастасия 4 февраля 2010, 17:28

Молодец доктор! Спаси его Господи!
Я живу в Литве,и у нас я не встречала православных акушеров-гинекологов,которые бы советовали лечиться с помощью таинств Христовых. А жаль! Скольким людям мог бы помочь такой врач встать на путь спасения! А неверующие генекологи ,к сожалению, спокойно советуют женщинам делать аборт или предохраняться от беременности губительными для плода контрацептивами,которые запрещает Православная церковь...
Повезло вам, Россияне, что Бог посылает вам таких врачей!
Анастасия, мама двоих детей.
Ольга 4 февраля 2010, 10:37
Интересно было бы узнать, каков подход "православных врачей" к инославным или неверующим пациенткам. А то в нашем обществе получается, что "православная" медицина значительную часть ответственности за болезнь сваливает на духовное состояние женщины, а "светской" вообще наплевать на человеческую жизнь.
Не лучше ли врачам просто следовать клятве Гиппократа, включающей в себя обязательство делать все, чтобы сохранить жизнь зачатого ребенка?
Коллега 2 февраля 2010, 22:49
Ребята,если вы критикуете врача,то ссылайтесь на научные источники. Микоплазмы и уреаплазмы находятся в нише между бактериями и вирусами и по своим характеристикам ближе к первым,но имеют в своём геноме плазмиды,с помощью которых встраивают в геном человека свои гены (возмите любое руководство по молекулярной генетике).Вызвав сбой в геноме половой клетки человека (если система защиты не распознала «взлом» и его не ликвидировала),эти внутриклеточные микроорганизмы тем самым могут стать причиной гибели клетки или причиной пороков органов человеческого эмбриона (вплоть до гибели эмбриона).
Молодец мужик,назвал вещи своими именами,не смущаясь политкорректностью.Все лауреаты Нобелевской премии от медицины были (в хорошем смысле) авантюристами похлеще этого мужчины.Китайская мудрость утверждает: «Чтобы решить проблему,нужно все вещи назвать своими именами».Что доктором и было сделано.Жму руку.

ксения 2 февраля 2010, 19:22
Побольше бы нам таких настоящих православных врачей!
Слава Богу, что они есть!
хорошая статья, спасибо.
Светлана 2 февраля 2010, 14:10
Добрый день!
Нашла в статье ответы на некоторые свои вопросы. И помощь. Спасибо огромное!
Михаил 2 февраля 2010, 00:47
Коллега Михаил (30.01.2010.19,30)!
Весьма огорчает яркая девиантность вашей императивности на общем конструктивном фоне комментариев. Очень похоже, что по соционическому типу вы - ISTP. На шкале Сонди вы, вероятно, в глубоком минусе по эксплозивности. Со своими акцентуациями следует бороться, а не экстраполировать их на окружающих. Кстати, заявление о вашем 30-летнем стаже в Православии - ложь.
P.S.: Перестаньте хамить, Михаил, апоптозный вы наш!
Ирина 1 февраля 2010, 14:13
По образованию я фармацевт,очень тяжело работать когда к тебе приходят и просят продать препарат для срыва беременности, начинаю обьяснять очень тяжело,что твои слова для них пустое место . А в душе огромная боль за них
Ирина 1 февраля 2010, 11:17
Удивительно, с какой легкостью «православный врач с 30-летним стажем», не имеющий духовного звания, осуждает доктора, который трудится по благословению батюшек. Выходит, что доктор Николай Ячменев – «авантюрист» по благословению, т.к. самовольно рискованных профессиональных решений не принимает. К тому же много ли среди врачей с 30-летним стажем найдется тех, кто ради пациента возлагал бы на себя духовные подвиги (а ведь именно так учил поступать Паисий Святогорец, чтобы молитва была действенной)?

А самое главное, что у доктора Ячменева есть плоды его «авантюрной» врачебной деятельности – рожденные дети! А раз есть такие результаты, значит, он на правильном пути.
Чем же крайне вредна опубликованная статья? Тем, что она учит «простушек» дерзновенно доверять Богу даже в тех ситуациях, про которые врачи с 30-летним стажем говорят, что это просто авантюра? Откуда такое высокомерие? Уверена, что доктор Ячменев своих пациенток «простушками» не считает. Но это уже к вопросу о любви к ближним.
Михаил30 января 2010, 19:30
Доктор Николай Ячменев, судя по фотографии, человек молодой, судя по поверхностным рассуждениям на духовные темы - неофит, с учетом многочисленных профессиональных "ляпов" на тему изменения генетического кода при микоплазменной патологии и пр.- человек поверхностный, а уж по поводу принятия некоторых профессиональных решений - просто авантюрист.
Опубликованная статья крайне вредна. Она вводит в заблуждение только излишне доверчивых простушек, написавших восторженные отзывы.
Удивление вызывает и само появление такого странного, поверхностного материала на уважаемом сайте. Во всяком случае материалы, написанные лицами не духовного звания, тем более, так тщеславно выставляющими на показ "свой богатый внутренний мир", должны быть предварительно просмотрены профессионалами.
И вправду - Спаси Господи самого доктора и всех его пациентов!
Михаил. Православный врач с 30-летним стажем.
Татьяна30 января 2010, 13:41
Женщин, делающих аборты нужно бросать в тюрьму, как за убийство. А врачам, делающим аборты нужно доставать кишки с ж**ы их же инструментами.
Сергей29 января 2010, 13:53
"Среди ученых идут разговоры, что СПИД – это мистификация мирового масштаба."

Среди серьёзных не ведутся.
АЛЕКСАНДР28 января 2010, 22:29
Есть ПРАВИЛА которые мы должны делать и медицина не всегда точна.
Андрей используя разум предложил женщине ВЫНОСИТЬ дитя а не вылежать.Поступи правильно и верно
Мария Ч.28 января 2010, 16:35
Спаси Господи за статью. Только возникает вопрос насчет "естественного отбора". Эту фразу часто приходится слышать женщинам, потерявшим ребенка. Согласиться с ней нелегко. Утешает только то, что в России ещё сохраняют беременности у женщин так называемой группы риска.Мне кажется, можно посмотреть наоборот: поколение слабое (на это влияет и экология, и то, что мы едим)- появляются новые открытия в медицине, способствующие сохранению жизни людей. Не без помощи Божией.Можно ведь и так посмотреть. Или я ошибаюсь? Хотелось бы прочитать комментарий священника по этому поводу. И еще на тему урогенитальных инфекций, бесплодия, выкидышей. Все эти беды могут преследовать и целомудренные семьи, живущие по заповедям, т.е. не всегда дается болезнь как следствие конкретного греха (блуда, например).Но это, наверное отдельная тема для разговора.Еще раз спаси Господи, православных врачей, тем более гинекологов, правда, мало.
Ирина27 января 2010, 21:56
очень интересное интервью)Спаси Вас Бог!
Светлана27 января 2010, 18:10
Спаси Господи автора за статью и такого замечательного врача за то, что он с помощью Божией вразумляет, помогает многим мамам сохранить свое чадо и приводит к Богу! Мы должны благодарить Господа за то, что Он по Своей Милости посылает нам таких врачей! Это огромное счастье! Помогай Вам Господи, Николай Петрович!
Ирина26 января 2010, 18:12
Мы взрослые люди и понимаем, что «грехом легионеров» грешили и согрешают до сих пор не только «легионеры». Поэтому таких «источников заражения» хватает и в наше время, а значит, беспорядочные половые связи очень даже могут привести к инфицированию и как следствие – бесплодию.

А что касается фрагментов с «естественным отбором» и о «трезвомыслии» то, по моему мнению, здесь доктор, говоря о возможностях медицины и о том, что она не является панацеей для живущих во грехе, объясняет, почему сейчас молодое поколение не отличается здоровьем. Мы же прекрасно понимаем, что медицина не только лечит, но и калечит. Медицина действует как обоюдоострый меч
Инженер25 января 2010, 23:28
С "легионерами" безусловно, перебор. Исторические домыслы ни к чему здесь. Да и фрагмент с "естественным отбором" и о "трезвомыслии" целиком вызывает недоумение. Согласен с Ольгой.

Елена 25 января 2010, 13:38
Замечательная статья!
Большое спасибо.
Светлана25 января 2010, 12:34
25.01.2010 Светлана.
Прочитала статью с огромным интересом и радостью за то, что есть и среди молодых врачей специалисты, которые понимают, чувствуют и реализуют в своей практике единство картины мира, связь науки с религией (верой)и опытом!
Михаил25 января 2010, 12:23
Уважаемый доктор Николай!
Благодарю Вас за хорошую статью. Очень интересно. К сожалению, статья насыщена медицинскими терминами, которые не всегда понятны. Для Вас естественно это "родной язык", но Вашим читателям приходтся "напрягаться".
Мария24 января 2010, 19:52
Спаси Господи Вас!
Вы открыли мой грех!
Захар24 января 2010, 18:19
\\Хотелось бы отметить: те же микоплазмы, уреаплазмы могут менять наследственную информацию, то есть часть своих генов вставлять в геном человека, в том числе и его половой клетки\\ Странное заявление. Встраивать свой генетический материал в геном хозяина могут только вирусы. А вот быть причиной образования спаек и воспалений могут и микоплазмы и хламидии и мн. другие возбудители. А это - бесплодие. И как хорошо, что об этом говорит православный врач. Было бы правильно, если бы это интервью появилось на молодежных сайтах. А то все слушают Арбатову о том, что раз люди научились лечить генитальные инфекции, то целомудрие уже неактуально. Напомню, что все это лечится серьезными антибиотиками с соответствующими осложнениями. А такая гадость, как хламидиоз антибиотиками только "придавливается" и может "ожить" со временем (из-за локализации внутри клетки).
Пелагея24 января 2010, 14:33
Спасибо огромное за статью! Будет чем почерпать одноклассников в школе. Пусть знают. Помоги вам всем Господь!
fronesis23 января 2010, 20:42
Хотелось бы узнать мнение автора вот по какому вопросу: вы рекомендовали пациентки каждую неделю ходить на исповедь. Что за грехи совершала эта женщина за НЕДЕЛЮ, которые нуждались в тАинственном разрешении? Если она перечисляла те же грехи, что и на прошлой недели, то почему недействительно разрешение в грехах, полученное в прошлый раз?
Ксения23 января 2010, 17:51
Во многих ординаторских есть иконы. Врачи ставят их на столы или вешают на стены так, чтобы взгляд останавливался на образе.
Потому что каждый сталкивался с необъяснимым. Бывает патологический процесс не запущен, лёгкий, лечение добросовестное, пациент дисциплинирован, а выздоравление затягивается или переходит в хроническую форму, а ещё хуже прогрессирует несмотря на усилия. Причину видят в устойчивости инфекций к препаратам и т.д., но это предположительно. А бывает что больной уже и лечиться не хочет, уже отчаялся, или просто не добросовестный, или социально запущенный. И вот на контрольном обследовании у этого безнадёги - положительная динамика! А потом выздоравление без остаточных явлений, или даже с малыми или большими остаточными явлениями, но выздоравление, даже при наличие множественной лекарственной устойчивости микробов! Для меня каждый случай - чудо и своей заслуги не вижу. Я только консультировала и наблюдала. А Н.П. Ячменову низкий поклон за его жизнь, за его отношение к людям, к женщинам. Если честно, в медицине не хватает чуткого отношения к больному, чаще медперсонал как роботы, а то и раздражительный, которым пациенты работать мешают.
Анна23 января 2010, 11:07
Согласна с Ольгой - очень странная статья. Удивлена, что она появилась на данном сайте.
Ирина23 января 2010, 09:59
Очень интересное и полезное интервью! Спаси Господи такого доктора!Помощи Вам Божией, Николай Петрович!
Елена22 января 2010, 21:03
Спасибо от всей души за прекрасную статью! Это как раз тот случай, когда хочется сказать: "Этот врач от Бога". Если бы вся наша медицина состояла из таких специалистов,то мы бы были самой здоровой нацией.
Николай Петрович, помощи вам Божией во всех добрых делах, здоровья и мира душевного!
Ирина22 января 2010, 19:19
Очень интересное и полезное интервью. Спаси Господи доктора за его благие труды во славу Божию! Взаимосвязь между девством и целомудрием очень даже явная... Не совсем понятно, почему кому-то это не понятно. Например, в Америке на пропаганду целомудренного образа жизни (а значит, и сохранения девства до брака) среди школьников было выделено
более 70 миллионов долларов! Так как в США поняли, что только целомудрие способно на 100% защить людей от ВИЧ-инфекции и вензаболеваний.
Ольга22 января 2010, 15:43
Не совсем понятна связь между римскими легионерами и русскими целомудренными девушками, немного двусмысленно звучит также мнение врача о "естественном отборе" и о "трезвомыслии" по поводу того, что "растет количество людей, у которых с момента рождения искажено физическое и психическое развитие".
Ирина22 января 2010, 12:26
Читала интервью с большим интересом и со слезами на глазах. Всё очень правильно. Как хорошо, что есть такие врачи. К сожалению в нашем городе(Кузнецк, Пензенской области)я таких не встречала.Это Врач и тела, и Души.Как было бы хорошо если бы все врачи были такие!Помощи Божьей Вам в нелёгкой ежедневной работе. Дай Бог Вам здоровья!
р.Б. Наталия22 января 2010, 00:16
Слава Богу, что есть такие врачи!!!
Мне очень понравилось не только интервью с доктором, но и его облик на фотографии - таких лучезарных врачей с честными, открытыми и добрыми глазами я уже давно не встречала, хоть я и редко обращаюсь к докторам.
Спаси Господь!
Елена21 января 2010, 23:42
Огромное спасибо за интереснейшую статью! Моему ребенку 1,2 мес и вспоминая свою беременность,очень рада за женщин,которые имеют счастье довериться православному врачу.
Георгий21 января 2010, 22:46
Я хирург. Года 4 назад был случай. Молодая женщина из православной семьи имела серьезный диагноз: Панкреонекроз.Мы ее прооперировали, долго лечилась. Пошла на поправку. В послеоперационном периоде даагностирована беременность, первый триместр.Стала дилемма, что делать с беременностью?Перовое решение (ее) - аборт. Понять можно: операция, наркоз, масса антибиотиков и т.д.Долго убеждал донашивать, а сам думаю: а вдруг патология? Маловер.Вроде убедил.Выписалась.Потом узнал: на следующий же день сделала аборт.До сих пор чуствую вину - не убедил, ведь она сомневалась...Не смог.
наташа21 января 2010, 17:33
очень интересно.......узнала много нового и полезного!!!огромное спасибо!!!!!
Наталья21 января 2010, 15:48
Слава Богу, что есть такие замечательные врачи!
Наталья21 января 2010, 14:48
Спаси Господи за статью! Очень радостно, что есть православные врачи! К сожалению в нашем городе (Ростове-на-Дону) очень трудно найти православного врача гинеколога! Некоторые врачи ставят просто в тупик своими неправильными диагнозами (как потом выясняется) и потом приходится долго молиться, чтобы вернуть себе душевный покой и упование на Творца Небесного!
Елена21 января 2010, 14:34
Спаси Вас Христос, дорогой доктор!
Помощи Божией.
Рада за тех женщин, которых Господь посылает в Ваши руки.

Елена
Наталья21 января 2010, 14:18
Уважаемый Андрей! Благадарю Вас за рассказ о докторе.
Помощь которую, сделал доктор неоценима. Помощь Вам и
Доктору Николаю, спаси вас Господи на всех путях ваших.
Рассказ о доброте и помощи Божьей очень нужен. С уважением, р.Б. Наталья
Надежда21 января 2010, 13:47
Статья прекрасна! Детки, радуйтесь, с любовью носите дитя, чаще исповедуйтесь, рожайте и никогда, никогда не делайте прерывание беремености. Положитесь на волю Божию, на Царицу нашу Небесную и все будет хорошо. Господи Слава Тебе!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×