Строительство мечети и Промысл Божий о мусульманах

Дискуссия по поводу строительства новой мечети в московском районе Текстильщики не прекращается. Одним из аргументов «за» выдвигается тезис о росте количества мусульман в Москве. Основной аргумент против – мнение жителей Текстильщиков. Если оно будет проигнорировано, естественно предположить, что на этом изменение культурного и архитектурного облика столицы без согласия москвичей не остановится. И тогда велик риск, что через несколько лет Москва будет украшена не маковками церквей, а башенками минаретов.

На наши вопросы о строительстве новой мечети, об идущей исламизации Москвы, о миссионерской деятельности среди мусульман отвечает диакон Георгий Максимов – преподаватель Московской Духовной академии, религиовед, член синодальной рабочей группы по составлению концепции межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви, специалист по исламу.

– Можно обратить внимание на то, что становится все больше приезжих мусульман. В таком случае, насколько вообще актуальна проблема строительства мечетей? Ведь мусульмане, приезжающие сюда работать, собираются вернуться домой? или они уже не просто трудовые мигранты?

Соборная мечеть, Москва
Соборная мечеть, Москва
– По моему мнению уже имеющихся в Москве мечетей вполне достаточно для того, чтобы удовлетворить религиозные нужды проживающих здесь мусульман. Совсем недавно было начато на Проспекте Мира строительство огромной мечети, под видом реконструкции Соборной мечети – в результате этих работ вместимость её возрастёт в двенадцать раз, с 500 до 6000 человек.

Понимаете, это только когда оперируют числом зданий, может показаться, что у мусульман их катастрофически не хватает – мол, что такое пять мечетей на огромную Москву? Но давайте просто посчитаем.

Возьмём одну мечеть – Соборную, которая после перестройки будет вмещать до 6000 человек за раз. У мусульман пять молитв в день. Те, которые не успевают или не вмещаются при первой молитве, могут приходить на второую и так далее. И у нас в храмах служат поэтому по две а то и три литургии, чтобы могли вместиться люди, которые равномерно распределяются по разным службам.

Итак, пять молитв. Отложим ночную, останется четыре. Следовательно, за сутки Соборная мечеть сможет обеспечить 24 000 молитвенных мест. Конечно, в исламе особенно почитается пятничный день, но ничто не мешает тем, кто не смог в этот день придти в мечеть, придти в любой другой, тем более, что совершаемый ритуал – в целом тот же самый. А значит, в неделю это 168 000 молитвенных мест, или 672 000 в месяц, или ВОСЕМЬ МИЛЛИОНОВ ШЕСТЬДЕСЯТЬ ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ молитвенных мест в год.

Это та цифра, которую сможет обеспечить всего одна из Московских мечетей, мы не брали в расчёт остальные четыре. Они, конечно, не столь огромные, но и не такие уж маленькие. В сумме они дадут ещё свыше двух миллионов молитвенных мест в год. Итак, десять с лишним миллионов. У нас нет столько мусульман в Москве.

Понятно, что некоторые мусульмане хотят ходить в мечеть чаще раза в год, но их число уровновешивается числом тех «этнических мусульман», которые даже один раз не ходят. Надо смотреть на вещи реально. Вот откроется это огромное здание на Проспекте Мира – и не будет там по шесть тысяч человек каждый день на каждой молитве. И даже в пятницу не будет столько на каждой молитве. На праздники – да, на первой пятничной – возможно, а на всех остальных молитвах это будет полупустое или почти пустое здание. Не потому, что мечеть не может вместить всех желающих помолиться, а потому что желающих гораздо меньше, чем она может вместить.

Учитывая всё это, не совсем понятно, к чему ещё одна мечеть в Текстильщиках…» и далее по тексту. Не совсем понятно, к чему ещё одна мечеть в Текстильщиках, тем более, что подавляющее большинство населения выступает против её строительства?

Что же касается вопроса об актуальности или неактуальности новых мечетей, то при его разрешении стоит помнить, что положение мечети в исламе совсем не равно положению храма в Православии.

Например, христианин должен участвовать в таинстве Евхаристии, которое совершается только в храме священником, мусульманин же в мечети совершает тот же самый ритуал намаза, какой делает и у себя дома (если делает). Имам при этом просто стоит впереди всех, он не совершает какого-либо таинства или чего-то уникального.

У христиан и венчание, и отпевание немыслимы вне храма, у мусульман же, напротив, и бракосочетание, и погребальный обряд традиционно совершается не в мечети. По шариату мусульмане могут молиться почти в любом помещении, в том числе и коллективной молитвой, выбирая из числа собравшихся имама. Учитывая всё это, становится понятным, что появление новых мечети – это не вопрос «жизни и смерти» для мусульман в их религиозной жизни.

– Если Вы как-то контактировали с приезжими мусульманами – как Вы полагаете, их вера достаточно глубокая, или тут стоит говорить скорее о культурной идентичности, чем о религиозной общности?

– Насколько у меня сложилось впечателние, среди этнических мусульман мало атеистов, но мало и тех, кто испытывает интерес к глубокому изучению ислама. Они верят в единого Бога, чтут Мухаммеда, знают некоторые молитвы и обряды, сами соблюдают из этого весьма немного – вот, пожалуй, и всё.

Мне доводилось довольно близко и по-дружески общаться с узбеками, туркменами, азербайджанцами. После живого общения многие стереотипы о гастарбайтерах у меня отпали. Я увидел, что среди них много добродушных, простых людей.

Иногда мы говорили об их проблемах, но никогда никто из моих собеседников не называл в их числе нехватку мечетей в Москве. Эти люди не избалованы добрым, или хотя бы просто человечным отношением с нашей стороны.

Я убеждён, что для них гораздо важнее будет решение этой проблемы, чем строительство новых мечетей, в которые они всё равно не ходят.

Вот недавно показывали, что пятьдесят тысяч мусульман пришли на праздник к Соборной мечети. Сама по себе цифра внушительная, но это лишь 3% от общего числа мусульман, проживающих у нас. И, конечно же, даже эти пятьдесят тысяч не ходят в мечеть каждую пятницу, а в большинстве своём приходят лишь по главным праздникам, которых у мусульман всего два в году – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам.

– Насколько велик отток «этнических православных» в ислам?

– На этот вопрос невозможно дать точный ответ, поскольку каких-либо серьёзных исследований его не предпринималось, а вокруг него есть много спекуляций. Но проблема есть.

Как правило, большинство обратившихся – это славянские женщины, вышедшие или хотящие выйти замуж за мусульманина. Однако бывают и такие, кто обращается по идейным соображениям.

Ислам – прозелитически активная религия, и она предпринимает усилия к тому, чтобы обращать православных. На мусульманских сайтах рекламируют тех русских, кто принял ислам, несколько лет назад мусульмане с особенной силой рекламировали сразу троих бывших священников, которых им удалось к себе завлечь (один из которых позднее покаялся и вернулся в христианство), издаётся литература прозелитической направленности, полемические противохристианские материалы. Известно, что в московских мечетях проходят публичные церемонии принятия ислама русскими людьми, в том числе и один из бывших священников специально приехал из провинции в Москву для такой церемонии.

В данном контексте, конечно же, открытие новой мечети станет появлением ещё одного центра мусульманского прозелитизма в Москве.

– Возможна ли миссионерская работа с мусульманами? Покойный отец Даниил Сысоев проповедовал на большом исламском празднике – и успешно, несколько человек крестились тогда же. Миссия среди мусульман может иметь только такие радикальные формы? Т.е. фактически любой миссионер среди мусульман должен понимать, что самый вероятный для него путь – это путь отца Даниила? Или есть возможность проповедовать иначе?

– О способах миссии отца Даниила Сысоева православным известно, к сожалению, довольно мало, а то, что известно, как правило, искажено. Это видно даже в данном вопросе.

Отец Даниил никогда не проповедовал на исламских праздниках. Он проповедовал на Сабантуе – а это татарский национальный, а не религиозный праздник. Собственно, поэтому на него и приходят только татары – будь он исламским, на него бы приходили и его бы отмечали мусульмане всех национальностей.

Отец Даниил сознательно сделал такой выбор и говорил, что на собственно исламские праздники он с миссионерами не пойдёт, так как это было бы бестактно и бесплодно. Но если речь идёт о татарском национальном празднике, то почему в нём не могут участвовать представители татарской православной общины? Татары-мусульмане могут приходить, татары-атеисты могут, а православные татары не могут? И они пришли, насколько я знаю, заранее договорившись с устроителями праздника, и отец Даниил служил там на татарском языке, раздавали литературу, беседовали – и это было весьма плодотворно и встретило большой интерес со стороны посетителей праздника.

Как мне потом рассказывал отец Даниил, ему никогда в жизни не доводилось общаться со столь большим количеством людей, как в тот день, на Сабантуе.

Другой ложный стереотип – что будто бы отец Даниил намеренно оскорблясвоих мусульманских собеседников. Вот, например, отец Андрей Кураев после смерти батюшки, как-то сказал, что, мол, у отца Даниила была любимая поговорка «Бог не выдаст – ислам не съест», и что якобы к этому и сводился весь миссионерский подход отца Даниила. Не знаю, кто ввёл в заблуждение дорогого отца Андрея, но не было у отца Даниила это высказывание «любимой поговоркой».

А если бы его миссионерский метод свободился бы к оскорблению собеседников, то неужели бы он смог крестить более восьмидесяти мусульман? Это что, восемьдесят мазохистов были? А ведь среди них были люди, проходившие подготовку в лагерях боевиков, и они могли бы постоять за себя, если бы их действительно оскорбляли.

Были среди них и те, кто приходил специально чтобы обратить отца Даниила в ислам.

Да, отец Даниил высказывался резко об исламе, но, как правило, когда говорил, обращаясь к православным, или неверующим. Относительно же миссионерской беседы с мусульманами он сам наставлял, что нужно не ругать их веру, а просто рассказать им о Христе Спасителе, объяснить на понятном языке символ веры, и в большинстве случаев этого будет достаточно, если в человеке есть любовь к истине.

Я однажды невольно сам оказался свидетелем его разговора с одним дагестанцем, в конце которого мусульманин задал всего один вопрос: «мне горько и обидно, я не понимаю, почему никто из православных не приехал в Дагестан и не рассказал всё это нашим предкам?»

Отец Даниил любил Христа, и пламя этой любви зажигал в душах других людей. Но для того, чтобы так проповедовать, нужно так любить Христа, как любил отец Даниил. Да, в своих публичных выступлениях он позволял себе об исламе выражаться слишком прямо и резко. Так, как выражались святые отцы, но как не принято выражаться сейчас. Наверное, можно миссионерствовать, и не выражаясь так в публичных выступлениях – и, повторюсь, это собственно не было его миссионерским методом.

Отец Даниил не проповедовал в мечетях, но я слышал, что некоторые миссионеры-миряне ходят в мечети, проповедуют. Конечно, можно миссионерствовать и не ходя в мечети, если мы встречаемся с мусульманами в других местах. Но как ни миссионерствуй, а если от твоей проповеди есть богатый плод и множество обращённых, то не может быть, чтобы диавол не пытался отомстить тебе за это. Преподобный Исаак Сирин говорит: «когда совершаешь какое доброе дело, приготовься к искушению».

Для миссии среди мусульман нужны переводы православных текстов на ихязыки, без этого не обойтись, и отец Даниил начал работу в этом направлении, издал молитвословы на татарском и киргизском языках. Нужны службы на языках этих народов, нужно создание общин из уже обратившихся – отец Даниил и здесь положил начало, окормляя татарскую православную общину, и проводя молебны на татарском языке.

Если мы верим в Промысл Божий, то должны видеть его и в том, что к нам в Москву приехало так много выходцев из мусульманских стран и регионов. Это не может быть случайностью. Господь привёл этих людей к нам с какой-то целью. Может быть, для того, чтобы они смогли узнать Православие, чего они не могут сделать у себя на родине. Может быть, для того, чтобы подвигнуть нас к гостеприимству и христианскому милосердию – чего нам, москвичам, действительно не хватает. Может быть, с ещё какой-то целью. Но я, как христианин, не верю, что Он привёл этих людей в Москву для того, чтобы они здесь ходили в мечеть – это они могли делать и у себя на родине.

Подготовила Мария Сеньчукова

Диакон Георгий Максимов

Источник: Православие и мир

16 сентября 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Илия14 июля 2013, 18:13
Товарищи о чем вы говорте!!!! Это наша Русь-православня, наш мир, который веками создавали наши предки деды и прадеды. А все кто хочет строить мечети это приезжие и гости, ГОСТИ. Я уверен что никому не будет приятно, если к вам домой придет гость и будет у вас дома в вашем созданном мире все перестанавливать перекладывать, потому что у вас все не правильно стоит и все не так. Это наша веками созданная Русь, украшенная церквями. Я не говорю что мусульмане плохой народ, просто все должны знать свое место. Не нужно к нам приезжать со своими правилам и храмами. Стройте у себя свои храмы, мы будем строить у себя свои. И это не только мое мнение но и большинства народа, из-за этого такой резонанс в обществе, все ценят всою историю.
Андрей10 ноября 2012, 17:13
В Коране особенно доставляет откровение, которое Мухамеду пришло на ум, когда он чужую жену возжелал. Ему сначало пришло от "бога",что нужно её мужа сделать приемным сыном. Потом - что она с этим сыном уже должна развестись. Ну и наконец - вуаля - что она должна выйти за "пророка" замуж. Мат в три хода. Причём мусульманству.

Слава Богу, что они сами это у себя в книжке написали.
Башир19 марта 2012, 19:27
По поводу мечетей на Кавказе - молитвенные места есть на КАЖДОЙ АВТОЗАПРАВКЕ, кафе, а также во многих общественных местах. В обычный вечер на одну молитву лично при мне за 20 минут пришло больше 30 человек. Это на одной заправке которых сотни. Если вы не видете мусульман в мечетях - не значят что они не молятся в молильных местах, на работе, дома. Мечети в Москве - отличная возможность сократить число людей на улицах в Курбан Байрам. Число мусульман растет - и с этим приходится считаться. А предложение молиться на стадионе - это полнейший бред. В некоторых случаях молиться не в мечети вообще нельзя.
Башир19 марта 2012, 19:23
В четвертых - мечеть может пустовать целый год, но на Ураза Байрам все эти люди придут, и будет то же что и в прошлый раз. Даже очень ненабожные люди приходят, потому что это главнейшая обязанность - которую бояться упустить даже грешники, для кого то это возможное спасение на том свете. В пятых мечеть не должна быть забита- забитость мечети обычно признак грамотности имама, люди приходят также послушать проповеди.
Мусульманин получает награду за каждый шаг который он делает к мечети. Поймите мусульмане без мечетей не могут. Специально считал обеспеченность православных церквями в мусульмансикх республиках Кавказа и обеспечнность мечетями в Москве и Питере. Скажу что у православных ситуация лучше в 2-4 раза. По поводу комментариев про Германию. в Германии на сегодняшний день насчитывается более 120 мечетей с минаретом и куполом, пишет KNA. В это число не входят мечети без отчетливо видимой архитектурной символики и другие молитвенные места мусульман. при том что процент мусульман там 4%. в России особенно в западной части - побольше процент будет. А если взять кусок центральной России по населению равный Германии - то я думаю мечетей там будет меньше в несколько раз.
Башир19 марта 2012, 19:23
Отвечу вам от лица мусульман. Прочитав статью удивился. Во первых абсолютно не правильно говорить о количестве молитвенных мест в год. Мечеть это не место куда ходят раз в год. Более того пятничная молитва в мечети обязательна для мусульман. То что мечети иногда пустуют можно и обьяснить тем фактором что ехать через весь город не все могут. Я лично по этой причине и не могу попасть в мечеть, нужно ехать на другой конец города через все пробки. Во вторых пятничная молитва отличается от других - и пятничную молитву нельзя переносить на другой день. То есть если каждый день ходить не обязательно, то в пятницу мусульманин обязан прийти ( при наличии возможности разумеется ). В третьих - почему мусульмане не молятся дома, награда за ГРУППОВУЮ МОЛИТВУ в несколько раз выше чем за обычную, поэтому мусульмане предпочитают молиться группой.
евгений27 января 2012, 21:34
надо в конце-концов,обрести своё лицо.понятия родина.дом,вера,незыблемо... и если мы,русские,совсем растворимся в этом демократическом космополитизме,то какая разница будет,мечеть,или храм..русский или кавказец,православный или мусульманин...увы,за честь,как и за чистоту помыслов,надо бороться...и если нет лица у человека,то это ни человек.
Алексей 7 января 2012, 14:37
Просто если посчитать количество православных, магометан и буддистов в России, станет понятно, что СЕЙЧАС называть страну "мусульмано-буддийско..." и прочая можно:
- либо в целях спекуляции, потому что просто по соотношению все ясно. Эдак мы договоримся до того, что Россия - страна католическая - а что, в Орле вот построили костел недалеко от автовокзала, там даже есть любопытные;
- либо по скудоумию. Но коммент.
Сергий27 мая 2011, 14:25
Всё верно. Да вот только Косово из головы не выбросишь. Да и Православие не в одной ведь только Москве. А у нас всё уже давно как-то по лапотной философии - "На Москве свет клином сошёлся". Страна двух городов - Питера да Москвы. Вот кто даст гарантию, что в крае "Косово" не думали похожим образом.
Опять таки, сложно наверное сказать: Где "заканчивается" Промысл Божий и начинается наше раздолбайство.
Иоханан10 мая 2011, 17:18
ни для кого не должно быть непривычным словосочетание 'православный араб, чеченец' или 'русский мусульманин'. имеет место и то, и другое. вера-это акт выбора, духовного поиска. почему православные так возмущаются?! взгляните на Татарстан, там храм и мечеть мирно сосуществуют. Вы не думали о том, что в городах национальных республик, входящих в Федерацию, станут тоже устраивать пикеты против возведения храмов?! и будут правы, если не угомонитесь!
Иоханан10 мая 2011, 17:00
во-первых, хочу уточнить, что Россия - страна православно-мусульмано-буддистская. во-вторых, замечу, что большая ошибка связывать вероисповедание с национальной принадлежностью, сам я, например, православный, но из народа, относящего себя к исламу. у нас в столице республики с давних времен действует храм, а вот соборную мечеть открыли совсем недавно. после ещё и церковь выстроили. и никто не возмущается. русские-люди тройных стандартов!
Макс 3 февраля 2011, 18:20
Юрий.

1. Это исключительная редкость.
2. Пить водку и есть свинину еще не означает не быть мусульманином. Ведь православный, который, скажем лжет или не держит пост не становится неправославным.
3. В каком городе? Например, в Астане все мечети по пятницам забиты народом.
4. На мечеть не молятся. Марина ведет речь о молитвах, когда проезжают мимо мусульманского кладбища

В целом Марина все правильно расписала.
священник Димитрий 31 января 2011, 08:45
Какая своевременная и трезвая статья, вселяющая надежду и по сути, отвечающая и на события на Манежной площади. И как актуален укор всей Церкви, об отсутствии миссионерства, нам есть что рассказать и есть чем поделиться, так чего же мы боимся? Ведь проповеди, за редким исключением, по прежнему нет....
Valentina27 января 2011, 00:14
Ya znala mnogo lydey mysylman vse oni ochen dobrodyshnie no religiya y nih ne pravelnaya ona vedet v Ad v Stashno syde napisanno i nasha zadacha pravoslavnih krestiyan propovedovat im rasskazivat im ob Isyse Xriste! Oni nashi dryziya mi doljni lubit dryg dryga .Xotyabi poprobovat rasskazat ob Isyse Xriste a tam yje na vse volya Bojiya kto ot Boga tot ostanetsya s nami s Pravoslavnimi .Mi doljni probovat obyasnyat im davat sans kajdomy cheloveky mi je Pravoslavnie krasiyne.
Y nas daje Pravoslavnie krestiyane ne znaut molitv i nekogda ne chitali Bibliu ih nyjno toje ychit a ne prohodit mimo i ostavit ih pogibat. Kajdii chelovek nyjdaetsya v pomochi depresii ovladevaut ludmi oni neznaut dlya chego oni jivyt, i dengi im ne pomogayt.Telo jivoe a dysha mertvaya i neznaut ludi chto nashe spasenie tolko v Pravoslavnoi Zerkvi. Hodite v Zerkov ludi Ispovedyites i Prichachaites izbalyaites ot svoih grehov .A tam glyadish i Mecheti ischeznyt iz Moskvi Eto vse Bojie nakazaniya.Chelovek kotorii ne Prichachaetsya i Ispovedyetsya ne imeet v sebe jizni.
Александр17 января 2011, 23:59
Спаси, Господи, люди Твоя,
и благослови достояние Твое,
победы православным христианом
на сопротивныя даруя,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Olga 8 декабря 2010, 18:21
Мусульмане действительно представляют опасность для христианских стран. Пока они спокойно и тихо живут среди нас - все нормально, и нет никаких конфликтов. Но как только они почувствуют свою силу, поймут, что их много и они имеют свои права /пусть даже и в чужой стране/, тогда они покажут свое настоящее лицо.
чтобы ислам не уничтожил, не съел нас, надо начинать уже сегодня воспитывать детей в строгости христианской культуры, нужно начинать каждому из нас жить по догматам православной веры. если каждый начнет с себя, изменится, станет читать молитвенное правило установленное церковью, поститься, соблюдать себя во всех аспектах жизни, то постепенно он сможет изменить в лучшую сторону и своих близких, семью. только нужно знать за что ты борешься, - за веру. За Христа, который умер за тебя 2000 лет назад.
Только в таком случае мы сможем противостоять нашествию, с одной стороны, развращенного свободой Запада, а с другой стороны, - ненавидящего православие ислама.
Ольга 1 ноября 2010, 15:28
А у нас в городке, представляете, мечеть надумали построить не где-нибудь, а в пяти минутах ходьбы от нашего храма! правосланая общественность протестует как может...
Юрий 2 октября 2010, 01:33
Марина, не надо рассказывать сказок.

Я до прошлого года всю жизнь прожил в Казахстане, так что в реальности видел и казахов и казахстанских чеченцев. И реальная картина совершенно не такая, как вы тут расписали.
1.
У нас в монастыре несколько монахов - казахов. Так что крестятся казахи и даже монахами (!) становяться.
2.
Казахи и чеченцы - мусульмане (так они сами себя называют) на равных с остальными пьют водку и едят свинину. Исключение составляют только "уролманы" - казахи переселившиеся в Казахстан из Китая и Монголии.
3.
У нас в городе построили несколько новых мечетей - и с тех пор их ни разу не открывали, т.к. не нашлось желающих ходить в них и совершать намаз. Работает только одна старая мечеть, но и туда ходят только старики и (опять же) уролманы.
4.
Я за всю жизнь ниразу не видел в общественном транспорте казаха или чеченца, который бы молился на мечеть, проезжая мимо. А вот крестящихся православных (разных национальностей), проезжающих мимо церкви - видел не раз.
5.
Увлечение старшего поколения русских "восточной экзотикой" - не соответствует действительность. Если в вашем окружении такая проблема - то я вам сочуствую. Но делать такие необоснованные обобщения не стоит.
Kaiman27 сентября 2010, 10:55
Шамиль Басаев был истинный мусульманин, захватил роддом и убивал беременных женщин, и стал героем Чечни за этот подвиг. Надо построить много мечетей чтобы было много Басаевых!
Любовь21 сентября 2010, 14:08
Я живу в Казахстане и,честно говоря, боюсь, что по таким же расчетам, начнут запрещать строить, а то и совсем закрывать православные Храмы. Так что может поосторожнее с пикетами то...
Ирина20 сентября 2010, 18:59
Наша вера православная! Наша вера правая!
алевтина20 сентября 2010, 14:31
Вера я с вами полностью согласна.Больно за нашу Матушку Россию-Православную,за Москву Златоглавую.Надо срочно в школах вводить Азы православия,работать с молодёжью в церквях,объяснять последовательность Литургии и делать это с любовью к людям.Нам не нужна другая вера,пожалуйста не уничтожайте наших детей своими мечетями.Они убивают и избивают-наших священников .Простите если что не так.Нужно больше заниматься внутренним миссионерством,а не внешнем.
Марина17 сентября 2010, 16:38
Я живу 44 года в Казахстане и хорошо знаю этот народ. Казахи очень хорошие, добрые и открытые люди. Они очень дружны, оказать помощь своим родственникам, даже очень дальним, для них святая обязанность. Они очень чтут национальные, а тем более религиозные традиции. Обратить их в православие практически невозможно. Это славяне женившись или выйдя замуж сразу склонны принимать и вероисповедание мусульманское. В общественном транспорте часто наблюдаю одну и ту же картину, проезжая мимо православного храма, ни один славянин не перекрестится. Проезжая мимо старинного мусульманского кладбища, все казахи открыто молятся, проводя руками по лицу. Сейчас в Казахстане тоже наблюдается интерес к своей религии, особенно среди молодежи. Но основная масса казахов практически неверующая, мечети посещают очень редко. У нас много чеченцев, они очень верующие, особенно молодежь! В пятницу чеченцы оставляют все свои дела и идут молится в мечеть.
Печалит современная славянская молодежь, они предпочитают браки с мусульманами и очень легко отказываются от своей культуры и веры. Зрелые люди в Казахстане поголовно занимаются изучением восточных религий, всякой магии, астрологии, это просто какая- то зараза среди населения страны! Православных верующих у нас очень мало.
Юрий17 сентября 2010, 04:05
Я долго жил в одной из мусульманских республик бывшего Союза. Именно из таких стран большинство мусульман Москвы.
Не по наслышке знаю - они почти не ходят в мечети, намаз совершают (если вообще совершают) дома. Мечети, кроме пятницы - пустые. Да и в пятницы народа там мало.
Вера16 сентября 2010, 17:43
Да, я забыла сказать, что живу я в Германии. В "турецком" районе города. Мусульман в Германии много. Но о строительстве мечетей здесь что-то не очень слышно. Если бы я жила сейчас в России, то протестовала бы, организовывала бы пикеты и демонстрации против такого строительства! Православие надо поднимать, а Москва - православный город!
Вера16 сентября 2010, 17:01
Дом, к котором мы живем, находится напротив окон небольшой гостиницы, в которой, как правило, временно проживают турки. И волей-неволей с балкона просматривается частная жизнь наших временных соседей. Ежедневно, вечерами, мы наблюдаем, как они совершают свое молитвенное правило всем составом своих семей. Впереди мужчины, позади женщины и дети, распростирающиеся на ковриках и сидящие на коленях. Я как-то позвала своих детей и попросила посмотреть, как истово молятся мусульмане. А потом сели почитали в интернете, все, что смогли, о лже-пророке Магомете. И сделали для себя вывод: они - мусульмане - молятся истово. А мы-то, считающие себя православными, почему так теплохладны? И молимся раз от разу. С тех пор у нас молитвенное и вечернее правило стало непреложным.
Можно сказать за это спасибо мусульманам.
Елена16 сентября 2010, 16:00
Cпаси Вас, Господи! И помяни, Господи, во Царствии Твоем убиенного о.Даниила!
Маргарита16 сентября 2010, 15:23
Из-за семейных обстоятельств 5 лет назад переехала жить в Текстильщики. Очень страдаю из-за отсутствия рядом православного храма. В будний день метро в центр перегружено так, что с 8 до 9-ти невозможно втиснуться в вагон, т.е. на службу не успеваешь.
До мечети было бы близко - я знаю это место на Волжском (рядом - официальное представительство партии Жириновского), но туда я не пойду.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×