О «пустующих» храмах

Источник: Эксперт Online

Если читающий эти строки является обладателем большой квартиры, автору статьи хотелось бы за него сердечно порадоваться. Но одно соображение радоваться немного мешает. А не придет ли кто-нибудь в ближайшее время в просторную квартиру этого читателя и не скажет ли: что-то у вас, любезный, многовато жилплощади пропадает зряшно! Вот посудите сами: вы с женой да двое детей, а комнат, между тем, целых пять. Помещения-то, можно сказать, пустуют! А разве вы не знаете, что тысячи гастарбайтеров ютятся по нескольку человек в комнатенке?! Так что по всей справедливости завтра мы вас, уважаемый, уплотним. Фантастика? Да как сказать.

Тюменский муфтий Фатых Гарифуллин провозгласил, что на нынешний праздник Курбан-Байрам, 16 ноября, мусульман надлежит пустить для празднования в православные храмы. Логика весьма простая: по будним-де дням в них маловато прихожан. «Я еще раз говорю: может быть, не совсем это корректно, красиво и недипломатично, но, тем не менее, я хочу сказать: у вас 800 церквей, которые практически пустуют, а мусульмане стоят на улице мерзнут» [1].

Ну и чем, строго говоря, эта коллизия отличается от той, квартирной? У квартиры есть собственник, но и у храма он тоже есть. И логика строго та же: «Все отнять и поделить». Цитируемого персонажа, надеюсь, все узнали.

Нам к этой логике не привыкать стать. Китайцы давно уже переживают о том, что простаивает практически пустая Сибирь, за счет которой можно замечательно решить территориальные проблемы Китая, с уст отдельных западных политиков слетают высказывания о том, что Россия уж слишком эгоистически единолично владеет всякими полезными ископаемыми. Впрочем, не станем отвлекаться, воротимся к делам внутренним. Если они, конечно, взаправду внутренние, о чем речь пойдет ниже.

Хотелось бы счесть демарш муфтия экстравагантностью данного конкретного лица, но не вполне получается. Во-первых, лицо хоть и конкретное, а вполне официальное, а во-вторых, инициативу бойко поддержали московские единомышленники. (В приведенной цитате о восьмистах храмах речь, понятное дело, тоже не о Тюмени). А соответствующая петиция направлялась не кому-нибудь, а главе Русской православной церкви. Так что отнести всю коллизию к области курьезов и анекдотов не получается при всем желании.

При ближайшем рассмотрении обнаруживается ряд моментов, самое меньшее, интересных. Не станем здесь вдаваться в религиозные тонкости и много говорить о том, что на Курбан-Байрам режут баранов, между тем как в стенах православных храмов может совершаться лишь бескровная жертва, о том, что православие не приемлет экуменизма (в данном случае недопустимы ритуалы представителей иной веры там, где служится литургия), хотя обо всем этом муфтий Гарифуллин должен был бы быть осведомлен, выдвигая свои инициативы. Впрочем, несомненно, и был, но к этому мы опять же еще вернемся. Но помимо интересных лишь православной аудитории разговоров об экуменизме и бескровной жертве, есть то, что должно затрагивать уже все общество. Подчеркивая необходимость приспособить церкви для временных нужд мусульман, муфтий заявил, что «у мусульман запрещено идолопоклонство, нельзя обращаться к изображениям, к крестам», поэтому иконы в храмах, буде оные предоставлены, придется «завесить». Итак, словом «идолопоклонство» публично оскорблена титульная религия страны, патриотом коей муфтий себя, как выяснилось, позиционирует. Далее (и это прецедент) представитель другой религии впервые публично покушается на православные святыни не на нейтральной светской территории, а на православной. Момент весьма значимый.

Конечно, «завесить» — не значит разбить или сжечь, но так ведь и пустить гастарбайтеров жить в своей квартире не означает непременно их в ней прописать. Но расстояние от проживания до прописки укорачивается, укорачивается и расстояние от «завесить» до сжечь. Многоходовка видна взглядом невооруженным. Если «пустующий» храм все равно иногда предоставляется мусульманам, то отчего бы попросту не переделать его в мечеть?

Гарифуллин держится очень уверенно. Он знает о неприемлемости своей идеи для православных, но его это волнует весьма мало. Такая ходьба в чужой монастырь со своим уставом может проистекать только от немалой убежденности в том, что обломится не одно, так другое.

Кстати, о монастыре и уставе [2]. Опять же в нынешнем сентябре Гарифуллин высказался о том, что открытие новых православных монастырей должно быть оценено негативно.

Монастыри, оказывается, подрывают демографическую ситуацию в стране. (Неувязочка между тем: если монастыри наносят такой сокрушительный удар по демографии, каким же образом тогда «пустуют» церкви?) Но ходить в чужой монастырь со своим уставом, оказывается, хорошо и правильно, если хождение совершает представитель религиозного меньшинства.

Впрочем, меньшинства ли? Недавно поднятый (и уже весьма болезненно аукнувшийся) вопрос о строительстве новых мечетей в Москве ставит нас перед фактом, что тысячи мусульман вынуждены совершать намаз на улице. Однако, как справедливо заметил один священник, проверка документов показала бы, что большая часть религиозно неустроенных пребывает в столице временно. Добавлю — зачастую и незаконно.

Следовательно мы имеем в действительности дело не с неудобствами нынешнего населения Москвы, а с неудобствами ее, так сказать, будущего населения, если, конечно, такое будущее нас устраивает. И это первая причина, по которой вопрос о мечетях не является сугубо внутренней проблемой. Есть и вторая. С каждым днем все громче звучит мнение, что мечеть и медресе в Текстильщиках (против строительства которых так отчаянно протестуют сейчас местные жители) финансируются из-за рубежа. А из чужих пределов, как известно, ничто и никогда не проплачивается за красивые глаза. Какие цели может преследовать Саудовская Аравия [3], вмешиваясь в баланс российских межрелигиозных отношений и тем самым его расшатывая?

И как-то оно все плохо склеивается с патриотическими разглагольствованиями, на кои горазды некоторые желающие поделить площадь культовых «помещений» по справедливости.

Религиозный мир в стране необходим. Но призывы к нему не должны служить прикрытием процессов экспансии, закрывать глаза на которые по меньшей мере неблагоразумно.

Елена Чудинова

Источник: Эксперт Online

1 октября 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
олег19 ноября 2012, 21:40
Перевод слова,толерантность-означает отсутствие иммунитета,почему люди не задумываются о смысле произносимых слов?
Елена 19 декабря 2011, 02:35
Никогда не отдадим православные храмы в пользование иноверцам !!! Пусть даже не надеются !!!
Иван Семенов-Панда12 августа 2011, 20:20
если говорить серьезно, это - война.
всякая религиозная война рано или поздно переходит в гражданскую. мы уже за той гранью, когда говорят о толерантности. Сохранить христианскую самоидентификацию и по возможности проповедовать христианство!
Святые Страстотерпцы, молите Бога и помогите перенести предстоящую скорбь - не к поражению, а к наущению!
Александр 3 августа 2011, 13:55
Это им надлежит в Стамбуле освободить помещение - Софийский собор.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.
По праву сильного, произведя насилие, турки его захватили и сделали якобы мечеть. Это насилие их религия значит одобряет.
С сербами тоже не церемонились.
Иллюзий по поводу их методов нет, если имеют превосходящую силу - осуществляют захват.

Владимир 6 ноября 2010, 22:29
Натравить на этого пса нормальных ,здравомыслящих мусульман.Они его бы сняли с должности. А так писать ох-ох.Ни какого толку не будет.
Павел27 октября 2010, 11:30
Объединяться надо и действовать.
р.б. СЕРГИЙ 5 октября 2010, 23:22
Мозг в моей голове был бы попран ногами, и я был бы вовсе недостоин этой одежды, — тут он указал на мантию, которая висела у него на плечах, — если бы признал истинным Богом бога верблюдоподобного деторастлителя, учителя и наставника на все гнусные дела. Слушатели едва не оцепенели при этих словах; потому что он сказал их громко, и ясно показал, что горит ревностью по благочестию».


Нравственная аргументация, выраженная св. Евстафием, может быть сведена к тому, что учение о боге Мухаммеда, известного своей нечестивой, с христианской точки зрения, жизнью, богохульно ставить наравне с учением о Боге святых пророков и Самого Господа.
Анастасия 5 октября 2010, 21:20
С какой невероятной наглостью он заявляет: "Если сейчас придется испытать вот такие трудности, как война, самый главный удар и самая главная надежда - на мусульманах. Именно мусульмане будут защищать страну".
Интересно,на основании чего он сделал такие выводы?!

Согласна с уже прозвучавшим мнением о том,что наши батюшки мало высказываются о проблеме мигрантов(точнее о том,какие они нам доставляют проблемы). Понятно,что высказываться по этому вопросу очень тяжело,т.к.это непременно вызовет истерику у многочисленных наших "правозащитников" и либералов,но всё-таки нужно,нужно говорить.От кого же ещё можно услышать здравую оценку происходящего? Лживые политики так и будут кормить нас сказками о толерантности как высочайшей добродетели.
Спаси Господи!
Александр 5 октября 2010, 18:49
Православные церкви строились на пожертвования православных христиан.Как этот провокатор осмеливается пересчитывать сколько у нас церквей,чтобы заявить,что они пустуют?С какой бесовской наглостью он заявляет,что мусульман "НАДЛЕЖИТ ПУСТИТЬ ДЛЯ ПРАЗДНОВАНИЯ"их кровавых праздников в наши Святые Храмы!Им не терпится осквернить СВЯТОЕ.Они не могут без ненависти видеть иконы и кресты и им очень хочется всё православное обвинить идолопоклонством и "завесить".Лукавые невежды не знающие Бога!Это у нас,у православных запрещено идолопоклонство:многоженство,сребролюбие,наркотики,скотоложество.А у вас это процветает,и вы этим гордитесь.А нам,православным сказано:"НЕ ДАВАЙТЕ СВЯТЫНИ псам..."а мы до сих пор "МЕЧЕМ БИСЕР ПЕРЕД свиньями..."(стелим жемчуг перед НЕЧИСТЫМИ.")И поэтому,ежегодно убивают во всём мире- до двухсот тыся христиан...
Евфросиния 5 октября 2010, 12:47
про татар: я живу в Башкортостане, в наших храмах есть много этнических татар, кроме того, исторически остались целые деревни крещеных татар и башкир, эти люди не перешли в ислам, поэтому не нужно обобщать и обижать целые народы.
про толерантность: согласна, кроме того она однобокая какая-то, православные ДОЛЖНЫ терпеть и понимать, а все попытки защитить и "продвинуть" хоть как-то свои убеждения расцениваются как религиозный экстремизм. Этому нужно противодействовать и по-одиночке, и приходами, и епархиями
Всем помощи Божией во всех благих начинаниях!
Ирина 5 октября 2010, 10:37
В Москве подобрали место для 80-и наших храмов.
Ресин сказал "Если люди не одобряют этот проект, то там ничего не будет".
В Текстильщиках местные жители против мечети, но гостям-мусульманам на это плевать.
Им разрешили трансляцию, им разрешают резать баранов в общественных местах, им разрешают все на КАНОНИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
В прошлое воскресенье в нашем храме присутствовали два странных человека с характерной щетиной.
Стояли, озирались. Попытались разок перекреститься. Не получилось.
Потом быстро ушли. Впечатление такое, что приходили на разведку.
Дорогие братья и сестры! Мы же не отдадим свои храмы на поругание, правда?

Владислав 4 октября 2010, 19:18
Живу на Кавказе. В середине 90-х заехал в станицу где заканчивал школу. На здании школы появились трещины и в школе проводить занятия запретили. Классы распределили для посменных занятий в начальной школе и в филиале бывшей ученической бригады. Вопрос с ремонтом решался долго. В станице почти половина населения турки. Отец мне рассказал что из Турции поступило предложение отремонтировать здание школы за одно лето, но с условием что в школьном дворе будет построена мечеть. Двор там довольно большой. Им отказали. Ремонт длился очень долго. В прошлом году все еще оставались нерешенными некоторые проблемы.
Тавифа 4 октября 2010, 19:00
Да, воистинну больно за Матушку Россию, больно и за народ, "сидящий у родника и умирающий от жажды".Родник веры - не иссякаем, милые мои. Нужно усердно молиться и просить помощи
только у Господа, Божией Матери и Угодников Божиих. Они то точно услышат наш стон в противовес теперешним "хозяевам страны", иногда присутствующим в храмах и принимающим благо-
честивый вид, а на деле пособствующим уничтожению и уничижению
православных.Верой и молитвой должны мы быть сильны,общая соборная молитва просто необходима.Это сокровенно, но хочу поделиться "малым щитом" молитвы за Россию.
Страстотерпче и мучениче Царю Николае, все Царственные мученики,все Новомученики и Исповедники Российские и все святые в Земле русской просиявшие в купе с Пречистой Божией
Матерью - умолите Господа Вышняго о Святой Руси,о Матушке России, о Земле ея Кормилице и о чадех ея заблудших.Дабы восстали все на пути правы, прилепились бы ко Господу всем сердцем,всем помышлением, всей крепостью своею до скончания века; дабы умудрились, обелились и очистились от всякия нечистоты и скверны пред Господом и возопили в покаянии о спасении; дабы устояли, укреплялись и процветали во святой вере православной-в ней же одной утверждение;дабы спастись России и нам грешным.
Валерий 4 октября 2010, 16:03
Почему священники не делают политических комментариев? Не объясняют, что происходят на самом деле. Где же еще как не в храме получить достоверную информацию. А то ведь остается находить информацию самостоятельно в интернете, что не всем доступно, или смотреть лживый телевизор. Ведь в свое время, и митрополит Алексий Московский, и Сергий Радонежский активно участвовали в становлении Руси.
Елена 4 октября 2010, 15:03
Москва вся поделена. Русским и православным уже нет места в ней. Расистска, скажете. Только почему-то наши исламские страны СНГ пустеют - все в Москву, и здесь в ней давайте стройте мечети, а еще лучше Храмы Православные отдайте под намаз и т.д. А как же свои исконные земли своих предков, своих героев и своей веры исламской... ГОСПОДЬ ПОРУГАН НЕ БЫВАЕТ. ЯКО С НАМИ БОГ!
Светлана 4 октября 2010, 10:38
К сожалению, мы русские, сами виноваты в том, что сейчас происходит! Сколько людей, проходя или проезжая мимо православных храмов налагают на себя крестное знамение? Практически никто! Не крестимся на свои храмы, будем кланяться сами и дети-внуки на мечети! Кто дает работу и места для проживания азиатам и кавказцам? У нас в Питере скоро русские будут в меньшинстве! В Парголово нашим русским уже азиаты говорят открыто "Это не мы у вас живем, а вы у нас!" А кто им продал дома? Кто нанимает их на ремонтные работы в квартиры и строительство дач, продает им подержаные автомобили? Сами своей сегодняшней выгодой, псевдоэкономией и по-большому счету, равнодушием, копаем себе яму!Мы к сожалению, не бережем то богатство, которое дал нам Господь, загрязняем мусором леса и водоемы, в городах рядом с красивыми клумбами - горы мусора, а рядом с прекрасными дворцами - матерная брань! Эти народы посылает на нашу землю Господь для нашего же вразумления, и если каждый русский человек во-время не одумается, станет беречь это бесценное сокровище - веру Православную и землю Русскую (а одно без другого немыслимо) , Господь отдаст все это на сохранение другому народу. Ведь сказано, что "Москва-Третий Рим, а Четвертому не бывать!" И если русский народ не сохранит веру истинную, то прекратит свое существование как этнос. Грустная перспектива, поэтому молитесь, братья и сестры, на каждом богослужении и в домашней молитве о нашей Родине!
Жанна 4 октября 2010, 04:40
Скоро после переписи населения окажется что их больше ,чем русских и вполне законно - данные переписи. По правилам переписи данные собираются со слов и без документов ,а иностранцев,заявивших что они приехали на постоянное место жительство,т.е. более года ,надо фиксировать " как постоянных жителей России " по форме Л.
Мариника 4 октября 2010, 01:12
Меня всегда удивляет, почему на вопрос адаптации мигрантов в Москве (и в России в целом) никто никогда не посмотрит совершенно под другим углом. Может это я одна такая, вдумчивая?
Они все едут к нам на заработки, им не хватает мест для молитвы в мечети (всего пару раз в году по большим мусульманским праздникам, в будни там практически безлюдно). А православные храмы пустуют (также в будни, но не каждое воскресенье, которое для православных - еженедельный праздник).
Но, если они все приехали к нам на заработки, значит у них на Родине мечети тоже пустуют (не только по будням, но и по большим мусульманским праздникам). Они же все у нас в Москве, мёрзнут на улице, коленопреклонённые. Так в чём проблема? Вернитесь к себе на Родину. Трудитесь, рожайте деток, молитесь в мечетях, которые без вас сиротливо пустуют. Работы нет? Жить не на что? Но разве не об этом вы мечтали, завоёвывая свой СУВЕРЕНИТЕТ? Не смогли предусмотреть последствия?...
Мариника 4 октября 2010, 00:59
(продолжение)
...Но у вас же остались заводы, фабрики, производства, созданные в советское время русскими мальчиками и девочками, направленными к вам по распределению после институтов поднимать братские республики. Не можете сами себя огранизовать? А вы напрягитесь. Неужели вы не патриоты? Пока вы штурмуете Россию, ваша собственная Родина приходит в запустение и чахнет. Ваши дети вам этого не простят.
Есть ещё один вариант. Для христианина ближний - тот, кому нужна твоя помощь. Русские мальчики и девочки снова поедут к вам укреплять ваш СУВЕРЕНИТЕТ, если у вас и ваших глав государств хватит мудрости и доброй воли сделать правильные выводы из всего, что произошло за последние 20 лет после распада СССР.
Вот о чём нужно говорить на всевозможных саммитах, а не просто улыбаться солнышку на небе.
Виктор 3 октября 2010, 20:17
Спаси БОГ за статью
мирянин 3 октября 2010, 18:40
Святитель Спиридон защити Россию от фатыхаГариФулина и от прочих агарян как ты защитил остров Керкиру в 1716 году от турок...Господи-спаси Россию!Пресвятая Богородица-помоги!
Любовь Владимировна 3 октября 2010, 14:40
Статья замечательная и правдивая, что редко и ценно.
наталья 2 октября 2010, 23:56
Это возмутительно. Но где же отповедь официальных лиц?
На ответ наших светских лидеров надеяться не приходится, вашингтонский обком не велит. Но где твердый отпор православных иерархов? Опять проглотим. Бездейственность властей (всех) рождает чувство безнаказанности у тех, кто творит беззаконие с одной стороны, и чувство покинутости, заброшенности у нас, большинства русского православного населения. А это рождает экстремистские группы. А что прикажете делать подросткам из большинства семей русской глубинки, получить хорошее образование теперь (а не при проклятом социализме) нет возможности, далее получить нормальную работу тоже. Вот и рождаются кандопоги, где все светские учреждения продажны, все куплено выходцами с Кавказа. А при очередном теракте даже намекать на кавказский след вашингтонский обком не велит. Я верующий православный человек, живу в Казахстане. Даже не смею надеяться переехать в Россию, там мы , русские не нужны, там нужны горячие парни с Кавказа.
р.Б. Игорь, Германия. 2 октября 2010, 22:05
Пословица: Дай татарину палец он и руку отнимет, актуальна!
мусульмане признают тольько силу, не должно быть в вопорсах веры ни каких послаблений, ни на милиметр! А иначе потеряем все и за очень короткий промежуток времени. Нужны условия при которых иноверец всегда должен себя чуствовать гостем, уважаемым, но гостем. А по хорошему, то должна проводится работа с ними по принятию православия! И этим должно также заниматься государсто.
Виринея 2 октября 2010, 21:07
Не дай Бог, чтобы Россия стала вторым Косово.
Татьяна 2 октября 2010, 13:35
Замечательная публикация! И если мы православные будем отмалчиваться и говорить о толерантности и демократии, то урок Византийской империии не за горами. Что имеем - не храним, потерявши - плачем. Но силен Господь! Нам всем нужно твёрдо стоять в вере и крепко ухватиться за край ризы Господней! Сказано: "Не бойся малое стадо!"
Марина 2 октября 2010, 12:53
Говори не говори, все это бесполезно. Россия давно продана и положение русских и их права никого не волнуют. Поэтому выступление муфтия совсем неудивительно. И мусульмане и китайцы имеют на это полное право. Когда зверь погибает, каждый пытается откусить свою часть. Подумайте, разве российское правительство волнует будущее страны или конкретно русский народ. Мы живем в страшное время, Россия гибнет на глазах и процесс этот необратимый. Нас мало, мы разобщены и православных среди нас практически нет. Вера могла бы все спасти, но где верующие? АУ! Среди моих многочисленных родственников, я одна православная. А мои родные упиваются деньгами, поездками по загранице, считают, что времена сейчас наступили райские, их не волнует , что будет завтра, как будут жить их внуки? И трагедии я в этом не вижу, Господь отсекает неплодоносящиее ветви. Божий народ, русские, в очередной раз предал Христа, когда с начала 90-х начала возрождатся наша вера, многие ли пришли к ней? Единицы!!! Тяжко прийдется нам православным, особенно детям, но это испытание по воле Господа! Прийдется страдать! Хотя очень сташно, не за себя, а за своего верующего сына, как прийдется ему жить? СПАСИ ГОСПОДИ, дай сил!
подъесаул Гольдман 2 октября 2010, 08:50
Эх, заели толерашки Россию, вот и повылазило из углов всякое!
Владимир 2 октября 2010, 05:56
Молодец муфтий, наконец-то показал своё настоящее лицо.А нам Православным у них на Пасху иконы развесить и служить службы в мечетях, попросимся.
Юрий 2 октября 2010, 01:05
Правильная статья!!!
Надо открыто говорить про это, иначе на наших глазах Москва привратится в исламский город. Как это было с Константинополем - Стамбулом. Там тоже со строительства мечетей для приезжих мусульман начиналось.
Дмитрий 1 октября 2010, 23:41
Елена Чудинова излагает свои мысли очень конкретно и ясно. И в защиту Православия, нашей национальной самоидентификации. Побольше бы таких хорших публицистов.
Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×